Действует

ПРИКАЗ МИНИСТРА ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 марта 2019 года №171

Об утверждении правил формирования тарифов

(В редакции Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.03.2021 г. №140, 02.12.2021 г. №629)

В соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования тарифов.

2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Р.Скляр

Согласован

Министерством национальной экономики Республики Казахстан

 

Утверждены Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года №171

Правила формирования тарифов

Глава 1. Общие положения

1. Правила формирования тарифов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях" (далее - Закон) и определяют порядок формирования тарифов на регулируемые услуги субъектов естественной монополии в области услуг аэропортов и аэронавигации.

2. Настоящие Правила определяют:

1) механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий, включающий в себя затратный, стимулирующий методы и метод индексации;

2) порядок утверждения временного компенсирующего тарифа;

3) порядок утверждения тарифа в упрощенном порядке;

4) порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения;

5) порядок определения тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии;

6) порядок утверждения временного понижающего коэффициента;

7) порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам;

8) порядок изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия;

9) перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе;

10) порядок индексации тарифа;

11) порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии;

12) порядок дифференциации тарифа.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 02.12.2021 №629)
(см. предыдущую редакцию)

3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

1) коэффициент задействованности активов - показатель в процентном выражении, характеризующий фактическое использование (задействованность) основных средств субъекта естественной монополии при производстве и предоставлении услуг, отнесенных к сфере естественной монополии, от их технологической мощности;

2) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;

3) авиапредприятие - юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты, хранению, техническому обслуживанию и ремонту авиатранспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) аэронавигационная информация - сведения, включающие характеристики фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радио электротехническими средствами;

5) управленческие процессы - процессы управления производством, результатом которых является повышение результативности и эффективности всех остальных производственных процессов;

6) база распределения - количественный или процентный показатель (показатели), используемый для распределения затрат и степени задействованности активов на виды услуг;

7) совместные активы - задействованные активы, которые используются для предоставления нескольких услуг (группы услуг), но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, но степень их задействованности в предоставлении услуг определяется на основе баз распределения либо факторов издержек;

8) совместные затраты - затраты, которые используются для предоставления нескольких услуг (группы услуг), но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому распределяются на основе факторов издержек либо баз распределения;

9) отчетный период - законченный финансовый год, предшествующий дате подачи заявки на изменение тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии;

10) внутренние услуги - условно выделяемые этапы предоставления внешних услуг, являющиеся услугами, предоставляемыми одной группой производственных процессов другой группе производственных процессов субъекта естественных монополий, оказывающими услуги аэронавигации;

11) общие активы - активы, которые связаны с предоставлением всех видов услуг, но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому степень их задействованности в предоставлении услуг определяется на основе факторов издержек либо баз распределения;

12) внутренние (трансфертные) услуги - услуги, являющиеся составной частью предоставления внешних услуг, предоставляемыми одним направлением деятельности аэропорта другому направлению деятельности;

13) общие затраты - затраты, которые связаны с предоставлением всех видов услуг, но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому распределяются на основе баз распределения либо факторов издержек;

14) инвестированный капитал - сумма собственных средств и заемного капитала субъекта государственно-частного партнерства, в том числе субъекта концессии для создания или реконструкции объекта государственно-частного партнерства, в том числе объекта концессии;

15) стоимость капитала - величина, характеризующая ставку вознаграждения на заемные и собственные средства, отражающая инвестиционные и иные риски, связанные с осуществлением деятельности, отнесенной к сферам естественной монополии;

16) прямые затраты на услуги - затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенной услугой, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенной услуге;

17) качество услуги - совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик аэропортового и аэронавигационного обслуживания, установленных требованиями Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и государственными органами в пределах их компетенции;

18) регулируемые услуги субъекта государственно-частного партнерства, в том числе субъекта концессии - услуги, предоставляемые субъектом государственно-частного партнерства, в том числе субъектом концессии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг в виде передачи определенного товара потребителю;

19) собственные средства - денежные средства (акционерный (уставный) капитал, нераспределенная прибыль (чистый доход) или амортизационные отчисления) субъекта государственно-частного партнерства, в том числе субъекта концессии, используемые в создании и реконструкции объекта государственно-частного партнерства, в том числе объекта концессии;

20) просроченная кредиторская задолженность - неисполненная в установленный срок в соответствии с договором о сроках оплаты сумма финансовых обязательств, денежных долгов эксплуатанта воздушных судов перед аэропортом или аэронавигационной организацией;

21) собственный капитал - капитал, принадлежащий участникам или акционерам субъекта естественных монополий, и состоящий из определенного числа долей или акций, дающий участникам или акционерам субъекта естественных монополий право на получение определенного дохода, а также включающий накопленную нераспределенную прибыль и резервный капитал, дополнительно оплаченный и дополнительно неоплаченный капитал;

22) основные производственные процессы - производственные процессы, результатом которых является оказание услуг;

23) ортодромия - линия кратчайшего расстояния между двумя точками на поверхности земного шара, представляющая собой дугу большого круга и пересекающая меридианы под различными углами;

24) график погашения - график погашения просроченной кредиторской задолженности эксплуатанта воздушных судов перед аэропортом или аэронавигационной организацией, заверенный подписями первого руководителя эксплуатанта воздушных судов, аэропорта или аэронавигационной организации;

25) группы производственных процессов (далее - ГПП) - совокупность определенных производственных процессов оказания услуг, которые участвуют в оказании услуг как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом;

26) производственные процессы - последовательность определенных действий в деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги аэронавигации и аэропортов с использованием их экономических ресурсов с конечной целью оказания услуг. Включают в себя основные производственные, вспомогательные и управленческие процессы;

27) элементы группы производственных процессов (далее - элементы ГПП) - группы персонала и основных средств, используемые при оказании услуг аэронавигации, объединенные по группам производственных процессов для распределения их стоимости и связанных с ними затрат на виды услуг аэронавигации;

28) косвенные затраты на элементы групп производственных процессов - затраты, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими элементами ГПП, и поэтому не могут быть прямо и однозначно отнесены к определенному элементу группы, но могут быть распределены по элементам ГПП на основе баз распределения, отражающих причины возникновения затрат;

29) косвенно задействованные активы на элементы групп производственных процессов - задействованные активы, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими элементами ГПП, и поэтому они не могут быть прямо и однозначно отнесены к определенному элементу ГПП, но степень их задействованности определяется на основе баз распределения, отражающих эти причинно-следственные связи;

30) прямо задействованные активы по элементам ГПП - задействованные активы, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенным элементом ГПП, и поэтому могут быть прямо и однозначно отнесены к определенному элементу ГПП;

31) прямые затраты на элементы ГПП - затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенным элементом ГПП, и поэтому могут быть прямо и однозначно отнесены к определенному элементу ГПП;

32) переменная часть прибыли - часть прибыли, не превышающая 30% от прибыли, включенной в тариф, формируемая с учетом показателей качества, надежности регулируемых услуг и показателей эффективности деятельности субъекта естественных монополий;

33) задействованные активы - основные средства и нематериальные активы субъекта естественной монополии, используемые для предоставления услуг;

34) направления деятельности - совокупность определенных процессов оказания услуг, которые участвуют в оказании услуг как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом;

35) ставка прибыли на регулируемую базу задействованных активов - норма операционной прибыли, соответствующая стоимости капитала субъекта естественной монополии, оказывающего услуги аэронавигации и (или) услуги аэропортов;

36) заемный капитал - суммарная стоимость долгосрочных займов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и прочих займов, имеющихся на балансе субъекта естественной монополии на конец отчетного периода, за исключением займов, связанных с пополнением оборотных средств;

37) регулируемая база задействованных активов (далее - РБЗА) - суммарная стоимость долгосрочных активов (основных средств и нематериальных активов) и чистого оборотного капитала (рассчитываемого как разность между текущими активами и текущими обязательствами) на конец отчетного периода, находящихся в собственности или на иных законных основаниях у субъекта естественной монополии и используемых при предоставлении услуг аэронавигации и (или) услуг аэропортов;

38) косвенно задействованные активы на услуги - задействованные активы, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими услугами (группой услуг), и поэтому они не могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге, но степень их задействованности в оказании определенных услуг определяется на основе баз распределения, отражающих эти причинно-следственные связи;

39) косвенные затраты на услуги - затраты, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими услугами (группой услуг), и поэтому не могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге, но могут быть распределены на услуги на основе баз распределения, отражающих причины возникновения затрат;

40) прямо задействованные активы на услуги - задействованные активы, которые имеют прямые причинно-следственные связи с предоставлением определенной услуги, и поэтому могут быть прямо и однозначно отнесены к определенной услуге;

41) вспомогательные процессы - производственные процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных производственных и управленческих процессов;

42) косвенно задействованные активы на элементы направлений деятельности - задействованные активы, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими элементами направлений деятельности, и поэтому они прямо и однозначно не относятся к определенному элементу направлений деятельности, но степень их задействованности определяется на основе факторов издержек, отражающих эти причинно-следственные связи;

43) косвенные затраты на элементы направлений деятельности - затраты, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими элементами направлений деятельности, и поэтому они прямо и однозначно не относятся к определенному элементу направлений деятельности, но распределяются по элементам направлений деятельности на основе факторов издержек, отражающих причины возникновения затрат;

44) прямо задействованные активы по направлениям деятельности - задействованные активы, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенным элементом направления деятельности, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенному элементу направления деятельности;

45) прямые затраты на элементы направлений деятельности - затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенным элементом направления деятельности, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенному элементу направления деятельности;

46) элементы направлений деятельности - группы основных средств и нематериальных активов, используемые при оказании услуг аэропортов, объединенные для распределения их стоимости и связанных с ними затрат на виды услуг аэропорта;

47) ресурсы - совокупность источников, средств, используемых в производственно-хозяйственной деятельности, подразделяемых на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал - основные средства), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал) ресурсы;

48) внешние услуги - услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, оказывающими услуги аэронавигации и аэропортов внешним пользователям;

49) внешние пользователи - юридические и физические лица, являющиеся потребителями услуг субъекта естественных монополий, оказывающими услуги аэронавигации и аэропортов;

50) распределение на основе причинно-следственной связи - распределение доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг на основе предварительных исследований причин возникновения, связей затрат, доходов и задействованных активов с определенными услугами;

51) причинно-следственная связь - это связь, установленная на основе предварительных исследований причин возникновения затрат, доходов и задействованных активов, а также степени их влияния на определенные виды услуг. Причинно-следственные связи используются для распределения доходов, затрат и задействованных активов по видам услуг;

52) раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов - система сбора и обобщения информации о доходах, затратах и задействованных активах раздельно по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности;

53) затратная часть тарифа - совокупность затрат, связанных с оказанием услуг субъектом естественной монополии, которые учитываются при утверждении тарифа и тарифных смет, состоящих из производственных расходов и расходов периода;

54) ограничение видов затрат, включаемых в затратную часть тарифа - установление перечня расходов, не учитываемых при утверждении тарифа и тарифных смет;

55) ограничение прибыли, включаемой в тариф - установление предела величины прибыли, определенной в установленном порядке, с учетом средств, необходимых для реализации инвестиционной программы;

56) трансфертные платежи - стоимостное выражение объема оказанных внутренних (трансфертных) услуг;

57) трансфертные таксы - стоимостное выражение затрат на единицу оказанных внутренних услуг;

58) ограничение уровня затрат - установление предела уровня затрат, учитываемых в тарифе на основании расчетов потребности сырья, материалов, топлива и энергии, произведенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере), и лимитов;

59) фактор издержек - количественный показатель (показатели), используемый для распределения затрат и степени задействованности активов на виды услуг;

60) экономически обоснованные затраты - затраты субъектов естественных монополий, оказывающих услуги аэронавигации, связанные с обеспечением операционной деятельности, возмещения по задействованному капиталу, вложенному в задействованные активы, и амортизационным отчислениям на воспроизводство задействованных активов;

61) экономические ресурсы - совокупность источников, средств, используемых в производственно-хозяйственной деятельности, подразделяемых на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал - основные средства), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал) ресурсы;

Глава 2. Механизм расчета тарифов с учетом затратного метода тарифного регулирования сфер естественных монополий

Параграф 1. Основные принципы механизма расчета тарифов с учетом затратного метода тарифного регулирования сфер естественных монополий

4. Основополагающими принципами Механизма расчета тарифов с учетом затратного метода тарифного регулирования сфер естественных монополий являются:

1) возмещение экономически обоснованных затрат на оказание регулируемых услуг субъектов естественных монополий на основе ведения субъектами естественных монополий раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов;

2) обеспечение прозрачности расчета тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий;

3) получение субъектом естественных монополий прибыли, направляемой на развитие и обеспечивающей его эффективное функционирование по оказанию услуг аэронавигации и услуг аэропортов, а также совершенствование технологии аэронавигационного и аэропортового обслуживания.

5. Тариф утверждается уполномоченным органом путем определения экономически обоснованных затрат и прибыли сроком на пять и более лет, за исключением тарифа, утверждаемого в упрощенном порядке для субъектов естественных монополий, созданных впервые, оказывающих новую регулируемую услугу (новые регулируемые услуги) или приобретающих (строящих) новые объекты и (или) участки, если действующий тариф утвержден раздельно по объектам и (или) участкам, для которых тариф утверждается на срок не более одного года.

6. При утверждении тарифа на каждый год периода его действия тариф определяется по формуле:

Формула 1 к Приказу от 30.03.2019 №171

где:

i - год периода действия тарифа, год;

ПТДi - планируемый тарифный доход на каждый i год периода действия тарифа, тенге;

ПОУi - планируемый объем регулируемой услуги на каждый i год периода действия тарифа в натуральном выражении.

7. При утверждении тарифа на весь период его действия тариф определяется по формуле:

Формула 2 к Приказу от 30.03.2019 №171

где:

n - периоде действия тарифа, год.

Параграф 2. Основы расчета тарифов на услуги аэронавигации, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования

8. Тарифы на услуги аэронавигации дифференцируются в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна и вида осуществляемой перевозки (регулярные или нерегулярные).

9. Услуги аэронавигации включают пять основных компонентов:

1) обеспечение аэронавигационной информацией;

2) организация воздушного движения - комплекс бортовых и наземных функций, необходимых для обеспечения безопасного движения воздушных судов на всех этапах полета, включая обслуживание воздушного движения (далее - ОВД), организацию воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения;

ОВД объединяет в себе управление воздушным движением (далее - УВД), полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.

УВД включает в себя: аэродромное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода, районное диспетчерское обслуживание;

3) радиотехническое обеспечение полетов (состоит из службы авиационной электросвязи, а также службы авиационной радиолокации и радионавигации);

4) обеспечение метеорологической информацией;

5) поисково-спасательное обеспечение.

10. При расчете тарифа на услуги аэронавигации в воздушном пространстве учитываются следующие виды работ:

аварийное оповещение и координация полетов при проведении поиска и спасания;

организация воздушного движения;

планирование и координация использования воздушного пространства;

обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах;

предоставление средств радиолокации, радионавигации и связи;

передача экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;

передача экипажам оперативной метеорологической информации;

максимальная взлетная масса воздушного судна;

дальность полета воздушного судна.

11. Дальность полета измеряется по ортодромии маршрута полета воздушного судна, которое уменьшается на 20 километров при каждом взлете и каждой посадке воздушного судна, и последняя цифра дальности полета в километрах округляется следующим образом:

5 километров и менее округляется до нуля;

более 5 километров округляется до 10 километров.

12. Для учета веса воздушных судов применяется шкала максимальной взлетной массы воздушных судов (тонн), состоящая из 9 весовых групп в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

13. Тарифы на услуги аэронавигации в воздушном пространстве рассчитываются на 100 километров расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна на каждую весовую группу воздушного судна согласно данной шкале с помощью коэффициентов приведения.

14. При расчете тарифов на услуги аэронавигации в районе аэродрома учитываются следующие виды работ:

аварийное оповещение и координация полетов при проведении поиска и спасания;

организация воздушного движения при посадке на аэродром, на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до места стоянки;

организация воздушного движения при вылете с аэродрома, на этапах руления с места стоянки, взлета и набора высоты до выхода на воздушную трассу;

планирование и координация использования воздушного пространства;

предоставление средств радиолокации, радионавигации и связи;

предоставление экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;

предоставление экипажам метрологической информации.

15. Тариф на услуги аэронавигации в районе аэродрома рассчитывается на одну тонну взлетной массы воздушного судна.

Размер платы определяется умножением тарифа на услуги аэронавигации в районе аэродрома на максимальную взлетную массу воздушного судна согласно представленным документам или справочной информации.

Последние две цифры массы воздушного судна в кг округляются:

менее 50 килограмм в меньшую сторону, 50 и более килограмм в большую сторону.

16. Расходы по оказываемым регулируемым услугам аэронавигации включаются в затратную часть тарифов на услуги в соответствии с требованиями глав 10 и 12 настоящих Правил.

17. В случаях, когда отдельное средство или работа имеет двойное назначение, связанные с ними расходы распределяются на соответствующие тарифы на основе ведения субъектами естественных монополий раздельного учета затрат.

Параграф 3. Механизм расчета тарифов на услуги аэронавигации в воздушном пространстве и в районе аэродрома, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования

18. Прогнозируемый тарифный доход субъектов естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве определяется по формуле:

ТДВП = ЗВП + ДУПВП,

где:

ТДВП - прогнозируемый тарифный доход субъекта естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, тенге;

ЗВП - суммарные экономически обоснованные плановые затраты субъекта естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;

ДУПВП - допустимый уровень прибыли на услуги аэронавигации в воздушном пространстве, тенге.

19. Суммарные экономически обоснованные плановые затраты от оказания услуг аэронавигации в воздушном пространстве формируются на основе данных раздельного учета затрат.

20. Допустимый уровень прибыли на услуги аэронавигации в воздушном пространстве определяется в соответствии с главой 14 настоящих Правил.

21. Тариф на один приведенный самолето-километр определяется по формуле:

Формула 3 к Приказу от 30.03.2019 №171

где:

Tm - тариф на один приведенный самолето-километр;

ki - коэффициент приведения для i-гo типа воздушного судна, определяемый с учетом максимальной взлетной массы i-гo типа воздушного судна;

Nij - количество самолето-километров, выполненных i-м типом воздушного судна,

j - количество весовых групп воздушных судов;

n - верхняя граница суммирования;

i - индекс суммирования.

22. Коэффициент приведения для i-гo типа воздушного судна определяется по формуле:

Формула 4 к Приказу от 30.03.2019 №171

где:

Q maxi - максимальная взлетная масса i - го типа воздушного судна, тонн;

50 - минимальный базовый размер максимальной взлетной массы воздушного судна равный 50 тоннам.

23. Тариф на услуги аэронавигации в воздушном пространстве на 100 самолето-километров для j-ой весовой группы определяется по формуле:

Tjm = Tm * Kj * 100,

где:

Tjm - тариф для j-ой весовой группы воздушных судов;

Kj - средневзвешенный коэффициент приведения для воздушных судов, входящих в j-ую весовую группу, определенный исходя из планируемого объема услуг аэронавигации в воздушном пространстве в j-ой весовой группе, учтенной в общем объеме услуг аэронавигации в воздушном пространстве.

24. Прогнозируемый тарифный доход субъектов естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов определяется по формуле:

ТДра = Зра + ДУПра,

где:

ТДра - прогнозируемый тарифный доход субъектов естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, тенге;

Зра - суммарные экономически обоснованные плановые затраты субъектов естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов, рассчитанные на плановый объем услуг, тенге;

ДУПра - допустимый уровень прибыли на услуги аэронавигации в районе аэродромов, тенге.

25. Суммарные экономически обоснованные плановые затраты субъектов естественных монополий от оказания услуг аэронавигации в районе аэродромов формируются на основе данных раздельного учета затрат.

26. Допустимый уровень прибыли на услуги аэронавигации в районе аэродрома определяется в соответствии с главой 14 настоящих Правил.

27. Тариф на услуги аэронавигации в районе аэродромов на один взлет или одну посадку определяется по формуле:

Формула 5 к Приказу от 30.03.2019 №171

где:

Qmax i - максимальная взлетная масса воздушных судов, тонн;

Vij - количество самолето-вылетов, выполненных i-м типом воздушного судна;

n, m - верхняя граница суммирования;

i- индекс суммирования типов воздушного судна;

j - индекс суммирования весовых групп воздушных судов.

Параграф 4. Основы расчета тарифов на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования

28. Тариф на услугу по обеспечению взлета и посадки воздушного судна, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее - услуга по обеспечению взлета и посадки воздушного судна), включает расчет затрат по операциям согласно Перечня товаров, работ, услуг аэродромного и наземного обслуживания, входящих в состав аэропортовской деятельности, утвержденного приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 октября 2018 года №749 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативно правовых актов №17718) (далее - Перечень услуг).

Единицей измерения услуги по обеспечению взлета и посадки воздушного судна является 1 тонна максимальной взлетной массы, при определении размера тарифов максимальная взлетная масса воздушного судна округляется до целого в тоннах: до 500 килограмм - в меньшую сторону, 500 килограмм - и выше в большую сторону.

29. Тариф на услугу по обеспечению авиационной безопасности, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее - услуга по обеспечению авиационной безопасности), включает расчет затрат по операциям согласно Перечня услуг.

Единицей измерения услуги по обеспечению авиационной безопасности является 1 тонна максимальной взлетной массы, при определении размера тарифов максимальная взлетная масса воздушного судна округляется до целого в тоннах: до 500 килограмм - в меньшую сторону, 500 килограмм - и выше в большую сторону.

30. Тариф на услугу по предоставлению места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее - услуга по предоставлению места стоянки воздушному судну), рассчитывается за каждый час фактического нахождения воздушного судна на стоянке.

Единицей измерения услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну, является 1 тонна-час максимальной взлетной массы.

Неполный час считается за один час.

31. Тариф на услугу по предоставлению места стоянки воздушного судна на базовом аэродроме, за исключением международных направлений, устанавливается за сутки.

Неполные сутки считаются за сутки.

Единицей измерения услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, за исключением международных направлений, является 1 тонна-сутки максимальной взлетной массы.

Параграф 5. Механизм расчета тарифов на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования

32. Расчет экономически обоснованного тарифа на единицу услуги аэропортов состоит из:

1) расчета затратной части тарифа на единицу услуги;

2) расчета доходной части тарифа на единицу услуги и рассчитывается по следующей формуле:

Д = Тз + Р,

где:

Д - доходная часть тарифа на единицу услуги;

Тз - затратная часть тарифа (затраты, приходящиеся на единицу услуги);

P - допустимый уровень прибыли, приходящийся на единицу услуги.

33. Допустимый уровень прибыли на услуги аэропортов определяется в соответствии с главой 14 настоящих Правил.

34. Расходы по оказываемым услугам включаются в затратную часть тарифов на услуги в соответствии с главами 10 и 12 настоящих Правил.

35. Формирование затратной части тарифа состоит из следующих этапов:

1) определение производственных затрат аэропорта в целом по предприятию и в разрезе всех структурных подразделений;

2) распределение затрат вспомогательных служб аэропорта;

3) распределение расходов периода;

4) определение затратной части тарифа.

36. На первом этапе определяются производственные затраты каждого структурного подразделения аэропорта. Производственные расходы состоят из расходов по содержанию производственного штата, отчисления от фонда оплаты труда, расходов на материалы, расходов по проведению ремонтов основных производственных фондов, расходов на содержание и обслуживание специальной автотранспортной техники, расходов на амортизацию, расходов на содержание и эксплуатацию основных производственных фондов, затраты на материалы, электроэнергию и топливо.

37. На втором этапе формирования затратной части тарифов на услуги производится распределение расходов вспомогательных служб аэропорта. Производится перераспределение затрат производственных структурных подразделений, не выпускающих конечный продукт, на подразделения, которые выпускают конечный продукт пропорционально количеству потребленных услуг вспомогательных служб.

Источником для перераспределения затрат вспомогательных служб служит ежемесячная информация (в течение периода, принимаемого за базу для расчета тарифа, сформированная руководителем вспомогательных служб аэропорта об оказанных услугах каждому структурному подразделению).

Указанная информация заполняется на основе показателей, снятых с приборов учета, установленных для каждого структурного подразделения, и будет являться первичным документом для распределения расходов вспомогательных служб.

Распределение расходов внутренних услуг вспомогательных служб:

Служба обеспечения горюче-смазочными материалами, направления деятельности службы:

1) обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами (далее - авиа ГСМ) и специальными жидкостями воздушных судов, является услугой оказываемой внешним потребителям аэропорта;

2) обеспечение автомобильными горюче-смазочными материалами (далее - авто ГСМ) аэропорта является внутренней услугой, оказываемой структурным подразделениям аэропорта.

Расходы по направлению деятельности обеспечение авто ГСМ аэропорта включают в себя затраты на доставку, хранение и приобретение авто ГСМ, заработную плату производственного штата, непосредственно связанного с обеспечением служб аэропорта авто ГСМ, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, амортизационных отчислений основных производственных фондов, необходимых для хранения и распределения авто ГСМ.

Не распределенные расходы службы между указанными направлениями складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

Расходы по направлению деятельности обеспечение авто ГСМ аэропорта распределяются между службами аэропорта пропорционально количеству авто ГСМ, потребляемого каждым структурным подразделением.

Для полноты и достоверности информации о расходовании авто ГСМ, руководителем службы горюче-смазочных материалов ведется учет потребления авто ГСМ в разрезе структурных подразделений аэропорта, что позволит качественно производить расчет перераспределения расходов, сформированных по указанному направлению между службами аэропорта.

Служба теплотехнического и сантехнического обеспечения (далее - ТиСТО), направления деятельности:

1) водо- и канализационное обеспечение аэропорта;

2) теплоснабжение аэропорта.

Расходы по направлению деятельности водо- и канализационное обеспечение аэропорта состоят из затрат на оплату труда производственного персонала службы, непосредственно связанного с водо- и канализационным обеспечением служб аэропорта, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, амортизационных отчислений основных производственных фондов службы, связанных непосредственно с водо - и канализационным обеспечением аэропорта.

Расходы, сформированные по данному направлению, распределяются пропорционально количеству потребленного объема воды.

Расходы по направлению деятельности теплоснабжение аэропорта включают в себя расходы на оплату труда производственного персонала, непосредственно связанного с обеспечением теплоснабжения аэропорта, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, амортизационных отчислений основных производственных фондов, непосредственно участвующих в процессе теплоснабжения аэропорта.

Расходы, сформированные по указанному направлению, распределяются пропорционально площади отапливаемого помещения.

Не распределенные расходы службы ТиСТО между указанными направлениями деятельности складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

Основанием для проведения расчетов по распределению расходов является информация руководителя службы ТиСТО о потребленном количестве воды и канализационных стоках, отопления.

Служба энерго-светотехнического обеспечения полетов (далее - ЭСТОП), направления деятельности:

1) светотехническое обеспечение взлетно-посадочной полосы;

2) энергетическое обеспечение аэропорта.

Расходы по направлению деятельности энергетическое обеспечение аэропорта состоят из расходов на оплату труда производственного персонала, непосредственно связанного с обеспечением служб аэропорта, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, непосредственно связанных с обеспечением аэропорта электроэнергией, амортизации и прочих расходов.

Расходы распределяются пропорционально объему потребленного количества электроэнергии. Источником достоверной информации служат ежемесячные отчеты руководителя службы.

Не распределенные расходы службы между указанными направлениями складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

Расходы службы спецавтотранспорта (далее - ССТ) распределяются по следующим направлениям деятельности:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила формирования тарифов Глава 1. Общие положения Глава 2. Механизм расчета тарифов с учетом затратного метода тарифного регулирования сфер естественных монополий Параграф 1. Основные принципы механизма расчета тарифов с учетом затратного метода тарифного регулирования сфер естественных монополий Параграф 2. Основы расчета тарифов на услуги аэронавигации, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования Параграф 3. Механизм расчета тарифов на услуги аэронавигации в воздушном пространстве и в районе аэродрома, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования Параграф 4. Основы расчета тарифов на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования Параграф 5. Механизм расчета тарифов на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом затратного метода тарифного регулирования Глава 3. Механизм расчета тарифов с учетом стимулирующего метода тарифного регулирования сфер естественных монополий Параграф 1. Основные принципы механизма расчета тарифов с учетом стимулирующего метода тарифного регулирования Параграф 2. Механизм расчета тарифов на услуги аэронавигации в воздушном пространстве и в районе аэродрома, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом стимулирующего метода тарифного регулирования Параграф 3. Механизм расчета тарифов на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий с учетом стимулирующего метода тарифного регулирования Глава 4. Механизм расчета тарифов в сфере естественных монополий в области аэропортов и аэронавигации с применением метода индексации Глава 5. Порядок утверждения временного компенсирующего тарифа Параграф 1. Основание и механизм утверждения временного компенсирующего тарифа Параграф 2. Расчет размера временного компенсирующего тарифа Глава 6. Порядок утверждения тарифов в упрощенном порядке Параграф 1. Упрощенный порядок представления заявок Параграф 2. Упрощенный порядок утверждения и введения в действие тарифа Параграф 3. Порядок изменения утвержденной тарифной сметы субъекта естественной монополии малой мощности Параграф 4. Порядок представления отчета об исполнении тарифной сметы Субъекта естественной монополии малой мощности Глава 7. Порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения Параграф 1. Порядок рассмотрения и утверждения инвестиционной программы Параграф 2. Порядок изменения планируемой инвестиционной программы при ее утверждении Параграф 3. Порядок изменения утвержденной инвестиционной программы Глава 8. Порядок определения тарифа на основании заключенного договора государственно - частного партнерства, в том числе договора концессии Параграф 1. Порядок формирования тарифов на регулируемые услуги субъектов государственно-частного партнерства, в том числе субъектов концессии Параграф 2. Порядок утверждения тарифов на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе субъектов концессии Параграф 3. Механизм расчета тарифов на услуги аэропортов и аэронавигации, отнесенные к сфере естественных монополий, оказываемые по договору государственно-частного партнерства, в том числе по договору концессии Глава 9. Порядок утверждения временного понижающего коэффициента Параграф 1. Принципы утверждения временного понижающего коэффициента Параграф 2. Порядок утверждения временных понижающих коэффициентов Параграф 3. Порядок применения временных понижающих коэффициентов Параграф 4. Порядок отмены временных понижающих коэффициентов Параграф 5. Механизм расчета уровня временного понижающего коэффициента Глава 10. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности, не относящейся к регулируемым услугам Параграф 1. Основные принципы ведения раздельного учета Параграф 2. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий, оказывающими услуги аэронавигации Параграф 3. Доходы, затраты и задействованные активы по группам производственных процессов субъектов естественных монополий, оказывающих услуги аэронавигации Параграф 4. Распределение затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий, оказывающими услуги аэронавигации Параграф 5. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов Параграф 6. Распределение доходов, затрат и задействованных активов по элементам направлений деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере аэропортов Параграф 7. Порядок распределения затрат и задействованных активов субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере аэропортов Глава 11. Порядок изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия Глава 12. Перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе Параграф 1. Перечень затрат и Порядок ограничения размеров затрат, включаемых в тариф Параграф 2. Перечень затрат, не учитываемых в тарифе Параграф 3. Ограничение прибыли, включаемой в тариф Параграф 4. Согласование применяемых методов начисления износа основных средств, и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой Глава 13. Порядок индексации тарифа Параграф 1. Порядок утверждения тарифа при его изменении методом индексации Параграф 2. Порядок формирования тарифа с применением метода индексации Параграф 3. Порядок определения уровня индексации тарифа уполномоченным органом Глава 14. Порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии Параграф 1. Порядок расчета допустимого уровня прибыли Параграф 2. Расчет допустимого уровня прибыли на услуги аэронавигации Параграф 3. Расчет допустимого уровня прибыли на услуги аэропорта Параграф 4. Расчет ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов тарифов на услуги аэронавигации, отнесенные к сфере естественных монополий Параграф 5. Расчет ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов тарифов на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий Глава 15. Порядок дифференциации тарифа Параграф 1. Механизм расчета дифференцированных тарифов на услуги аэропортов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года №171
"Об утверждении правил формирования тарифов"

О документе

Номер документа:171
Дата принятия: 30/03/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:25/04/2019
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 12 апреля 2019 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 8 апреля 2019 года №18470

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 25 апреля 2019 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 02/12/2021  документом  Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра индустрии... № 629 от 02/12/2021
Вступила в силу с: 18/12/2021


Редакция от 30/03/2021, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений в Приказ Министра индустрии и инфраструктуры... № 140 от 30/03/2021
Вступила в силу с: 12/04/2021


Редакция от 30/03/2019