Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 24 августа 2017 года №486
Об утверждении Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации
(В редакции Приказа Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
В соответствии с подпунктом 12) статьи 15 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и в целях упорядочения деятельности авиационного персонала по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации.
2. Главному управлению по надзору за безопасностью полетов государственной авиации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в бумажном и электронном видах на казахском и русском языках в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;
4) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации.
3. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Республики Казахстан от 24 июня 2015 года №360 "Об утверждении Инструкции по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11990, опубликован в информационно-правовой системе "Аділет" 5 октября 2015 года).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителей органов управления государственной авиации Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.
6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр обороны Республики Казахстан генерал-полковник
С.Жасузаков
Согласован Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан 29 августа 2017 года |
_______________К.Масимов |
Согласован Министром внутренних дел Республики Казахстан генерал-полковник полиции 28 августа 2017 года |
_______________К.Касымов |
Утверждена Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 августа 2017 года №486
Инструкция по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации
Глава 1. Общие положения
1. Инструкция по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон).
2. Инструкция детализирует деятельность авиационного персонала государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий.
3. Термины и определения, используемые в Инструкции:
1) авиационная часть - республиканское государственное учреждение, осуществляющее организацию и выполнение полетов воздушных судов государственной авиации, их эксплуатацию и хранение;
2) авиационный инцидент - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целостности воздушного судна и/или жизни людей, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
3) авиационная деятельность - все виды деятельности, направленные на создание условий и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов;
4) авиационное происшествие - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) людей, находившихся на борту воздушного судна и/или утрате этого воздушного судна;
5) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;
6) летная эксплуатация воздушного судна – процесс эксплуатации воздушного судна, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра воздушного судна до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно(момента подбора беспилотного летательного аппарата);
7) исключен в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371
8) орган безопасности полетов государственной авиации – структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан, осуществляющее государственный контроль и надзор по вопросам безопасности полетов в государственной авиации Республики Казахстан;
9) части обеспечения – авиационно-технические базы, авиационные комендатуры, центры управления воздушным движением, части связи и радиотехнического обеспечения, части материально-технического обеспечения;
10) предупреждение о факторе риска - устное и письменное информирование должностных лиц о факторе риска с предложениями по его ликвидации или уменьшению;
11) опасный фактор – любое (реальное или потенциальное) воздействие на какой-либо элемент авиационной системы, способное привести к возникновению авиационного события;
12) уполномоченный орган в сфере государственной авиации - Министерство обороны Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган);
13) органы управления государственной авиации:
Управление главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан – в авиации Министерства обороны Республики Казахстан;
Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан – в авиации Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – в авиации Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
14) орган безопасности полетов – структурное подразделение в составе органа управления, авиационной части, осуществляющее деятельность, направленную на предотвращение авиационных происшествий с государственными воздушными судами;
15) система управления безопасностью полетов – системный подход к управлению безопасностью полетов, включающий организационную структуру, иерархию (распределение)ответственности, руководящие принципы и процедуры;
16) должностное лицо, уполномоченное принимать решение - должностное лицо, обладающее правом прекращать или приостанавливать полеты (руководитель органа управления государственной авиации, командир авиационной части, старший летной смены, руководитель полетами и вышестоящие командиры (начальники));
17) фактор риска – прогнозируемая вероятность и серьезность последствий возникновения авиационного события;
18) добровольное (конфиденциальное) сообщение – переданная неофициальная информация об опасных факторах (факторах риска) авиационной деятельности, влияющих на безопасное выполнение полетов.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Деятельность руководящего состава органов управления и частей государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий
Параграф 1. Основные мероприятия органов управления государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий
4. Основными мероприятиями органов управления по предотвращению авиационных происшествий являются:
1) планирование работы по обеспечению безопасности полетов на перспективу, на год, на отчетный период, на месяц, к предстоящим мероприятиям;
2) работа по выявлению и предупреждению опасных факторов, сбор, обобщение и доведение информации о них, разработку мер по их предотвращению;
3) деятельность по управлению безопасностью полетов;
4) организация летно-методической работы в целях повышения профессионального мастерства летного состава;
5) периодические и целевые анализы состояния безопасности полетов;
6) контроль организации полетов накануне и во время их проведения.
5. Орган управления накануне полетов осуществляет:
1) анализ заявок на полеты и перелеты, ожидаемых метеоусловий, состояния воздушных судов, аэродромов, средств обеспечения полетов;
2) анализ правильности составления плановых таблиц полетов;
3) проверку наличия и состояния необходимых сил и средств для проведения полетов;
4) проверку готовности к полетам летного состава, персонала группы руководствами полетами, воздушных судов, аэродромов, средств обеспечения полетов.
6. При осуществлении анализа поступивших заявок на полеты рассматриваются следующие вопросы:
1) общая воздушная обстановка на период полетов, возможные пересечения маршрутов воздушных судов авиационных частей с воздушными трассами Республики Казахстан, план работы авиации, время начала и окончания полетов;
2) соответствие уровня подготовки летного состава ожидаемой метеорологической обстановке на период полетов;
3) порядок проведения радиолокационной разведки погоды средствами авиационных частей и получение аэронавигационной информации от органов управления воздушным движением гражданской авиации;
4) обеспеченность предстоящих полетов и перелетов наземными радиотехническими средствами;
5) подготовленность персонала групп руководства полетами, соответствие уровня подготовки персонала ожидаемой метеорологической обстановке;
6) наличие (отсутствие) руководящего состава органа управления на местах контролирующего подготовку летного состава, воздушных судов, средств обеспечения полетов;
7) готовность основных и запасных аэродромов (вертодромов, площадок), обеспеченность предстоящих полетов материально-техническими средствами;
8) готовность полигонов к обеспечению полетов;
9) состояние и готовность сил и средств поиска и спасания;
10) полнота выполнения работ, предписанных старшими начальниками к исполнению до очередных полетов;
11) достаточность сил и средств для проведения полетов;
12) готовность воздушных судов к облетам (контрольным, ознакомительным полетам);
13) выполнение на воздушных судах аварийных бюллетеней промышленности и указаний по повышению надежности;
14) готовность командных пунктов органов управления и частей к управлению полетами и контролю полетов, порядок передачи управления взаимодействующим органам управления воздушным движением.
(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
7. Проверка готовности к полетам должностных лиц органа управления осуществляется вышестоящими должностными лицами, назначенными соответствующим руководителем органа управления, в том числе с использованием средств связи.
8. Проверку готовности к полетам командиров авиационных частей осуществляют их командиры (начальники), другие должностные лица органов управления, назначенные руководителями вышестоящих органов управления.
9. Проверке подлежат:
1) количество планируемых на летную смену полетов и упражнений Курса боевой (летной) подготовки на личное совершенствование и в качестве инструктора;
2) соответствие планируемых полетных заданий уровню подготовки;
3) прогноз погоды на предстоящую летную смену;
4) достигнутый и фактический метеорологический минимум, дата выполнения предыдущих полетов в этих условиях.
10. Контроль за ходом проведения полетов и перелетов осуществляется органами управления непрерывно.
11. Наиболее важными вопросами, решаемыми в ходе проведения полетов и перелетов, являются:
1) обеспечение качественной радиолокационной и воздушной разведки и доразведки погоды, сбор и анализ данных о погоде, полученных по всем каналам связи;
2) непрерывный анализ метеорологической обстановки и своевременное информирование частей, участвующих в полетах, об опасных явлениях погоды и тенденции к ее ухудшению;
3) оценка соответствия фактических метеорологических условий характеру проводимых полетов и уровню подготовки экипажей;
4) состояние погоды, готовность средств управления, связи и обеспечения, а также персонала группы руководства полетами на запасных аэродромах;
5) обеспечение качественного управления, радиотехнического контроля за полетами со стороны пунктов управления полетами частей;
6) своевременное информирование пунктов управления полетами частей и персонала групп руководства полетами о пересечении маршрутов и зон полетов авиационных частей воздушными судами других ведомств;
7) соответствие выполняемых маршрутных полетов и перелетов утвержденных заявкам;
8) своевременное информирование авиационных частей о нарушениях и авиационных инцидентах, выявленных в ходе полетов.
12. Должностные лица органов управления государственной авиации, осуществляющие контроль за полетами непосредственно в авиационных частях, особое внимание уделяют:
1) методической последовательности обучения и соответствию метеорологических условий уровню подготовки летчиков, выполняющих полеты после длительных перерывов;
2) организации полетов летчиков, впервые отрабатывающих сложные виды летной подготовки, а также летчиков, прибывших из авиационных учебных заведений или из других частей, не допуская постановки им непосильных задач и превышения нагрузки в летную смену;
3) качеству руководства полетами персоналом группы руководства полетами, имеющим недостаточный опыт (в том числе и по руководству полетами на полигоне), особенно ночью и в сложных метеорологических условиях.
13. В случае выявления нарушений, угрожающих безопасности полетов, принимаются меры к устранению этих нарушений с последующим докладом о выявленных опасных факторах своим непосредственным начальникам.
Параграф 2. Деятельность руководителей (командиров, начальников) органов управления, авиационных частей и частей обеспечения государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий
(Название параграфа 2 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
14. Руководитель (командир, начальник) органа управления государственной авиации организовывает работу по предотвращению авиационных происшествий и деятельность по управлению безопасностью полетов.
15. Руководитель (командир начальник) органа управления государственной авиации осуществляет:
1) постоянное руководство всеми видами деятельности подчиненных структур, связанными с организацией полетов и их безопасным выполнением;
2) руководство работой должностных лиц подчиненных органов безопасности полетов;
3) организацию своевременного и качественного планирования работы по предотвращению авиационных происшествий;
4) организацию работы системы управления безопасностью полетов;
5) своевременное принятие решения при получении предупреждения
о факторе риска и организацию проведения соответствующих профилактических мероприятий;
6) проведение систематического анализа состояния безопасности полетов на основе наблюдений, докладов и поступающей информации;
7) оценку деятельности должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий;
8) контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности полетов, их обеспеченность финансовыми и материально-техническими средствами;
9) подбор и организацию подготовки специалистов органов безопасности полетов;
10) контроль уровня подготовки подчиненного авиационного персонала в вопросах безопасности полетов.
Параграф 3.
Исключен в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371
(см. предыдущую редакцию)
Глава 3. Деятельность руководителей и специалистов органов безопасности полетов по предотвращению авиационных происшествий
(Название главы 3 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
Параграф 1. Общие положения
(Название параграфа 1 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
27. В органах управления государственной авиации по решению руководителя создаются органы безопасности полетов.
28. Органы безопасности полетов предназначены для осуществления деятельности, направленной на проведение мероприятий по предотвращению авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации.
29. Назначение начальников органов безопасности полетов производится после согласования с руководителями вышестоящих органов безопасности полетов. Подбор должностных лиц в органы безопасности полетов проводится по согласованию с начальниками (руководителями) этих органов.
30. Функции должностных лиц органов безопасности полетов согласовываются с руководителем вышестоящего органа безопасности полетов и утверждаются непосредственными руководителями (командирами, начальниками).
31. Нижестоящие органы безопасности полетов в специальном отношении подчиняются руководителю вышестоящего органа безопасности полетов.
Параграф 2. Деятельность руководителя органа безопасности полетов государственной авиации
(Название параграфа 2 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
32. Руководитель органа безопасности полетов государственной авиации в пределах компетенции:
1) назначает проведение в государственной авиации (по согласованию с руководителями органов управления государственной авиации) проверок деятельности авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов;
2) приостанавливает авиационную деятельность авиационного персонала государственной авиации Республики Казахстан, допустившего нарушения в организации и проведении полетов государственной авиации и использовании воздушного пространства;
3) отстраняет от эксплуатации авиационную технику, средства управления и обеспечения полетов при несоответствии их состояния требованиям технической документации;
4) принимает участие в мероприятиях, проводимых государственными органами, в части касающейся задач по обеспечению безопасности полетов государственной авиации;
5) организовывает проведение оценки состояния аварийности в государственной авиации, разрабатывает предложения по предотвращению авиационных происшествий, представляет информацию руководителям государственных органов по этим вопросам;
6) координирует работу органов безопасности полетов государственной авиации, направленную на повышение надежности авиационной системы;
7) организовывает взаимодействие с государственными органами, органами безопасности полетов гражданской и экспериментальной авиации, научно-исследовательскими учреждениями и организациями по вопросам расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов, обеспечения безопасности полетов и повышения надежности государственных воздушных судов;
8) запрашивает у структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан, органов управления и авиационных частей и частей обеспечения государственной авиации необходимую информацию по вопросам безопасности полетов.
(В пункт 32 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
Параграф 3. Деятельность руководителей органов безопасности полетов органов управления и авиационных частей государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий
33. Руководитель органа безопасности полетов органа управления и авиационной части:
1) осуществляет руководство работой системы управления безопасностью полетов;
2) выявляет и анализирует опасные факторы;
3) при выявлении опасных факторов, которые могут оказать влияние на полетную ситуацию, своевременно разрабатывает предупреждения о факторах риска и доводит их до должностных лиц, уполномоченных принимать решение;
4) контролирует проведение профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий, устранение недостатков и нарушений в организации, выполнении и обеспечении полетов;
5) разрабатывает совместно со структурными подразделениями органов управлений государственной авиации мероприятия по устранению или снижению влияния опасных факторов, недостатков и нарушений;
6) организовывает своевременное доведение до авиационного персонала оперативной, периодической и представляемой по запросу информации об авиационных происшествиях и инцидентах;
7) организовывает работу нижестоящих органов безопасности полетов по предотвращению авиационных происшествий, осуществляют контроль за полнотой исполнения обязанностей специалистами этих органов;
8) оценивает состояние безопасности полетов;
9) проверяет состояние воздушных судов, средств управления и обеспечения полетов в авиационных частях и частях обеспечения.
10) дает должностным лицам авиационного персонала указания по устранению выявленных нарушений и недостатков в части, касающейся безопасности полетов, с докладом своему непосредственному руководителю (командиру, начальнику);
11) приостанавливает авиационную деятельность авиационного персонала (в порядке подчиненности), допустившего нарушения в организации и проведении полетов, в использовании воздушного пространства, угрожающие безопасности полетов, с последующим докладом своему непосредственному руководителю (командиру, начальнику);
12) отстраняет от эксплуатации авиационную технику, средства управления и обеспечения полетов при несоответствии их состояния требованиям технической документации, с последующим докладом своему непосредственному руководителю (командиру, начальнику).
Параграф 4. Деятельность специалистов безопасности полетов государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий
(Название параграфа 4 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
34. Специалисты органов безопасности полетов:
1) обеспечивают функционирование системы управления безопасностью полетов;
2) выявляют и анализируют опасные факторы;
3) своевременно информируют руководителя органа безопасности полетов о факторах риска при наличии информации об опасных факторах;
4) участвуют в разработке мероприятий по устранению или снижению влияния опасных факторов, недостатков и нарушений;
5) участвуют в расследованиях авиационных событий;
6) участвуют в проверках деятельности авиационного персонала, в том числе уровня подготовки летного состава в технике пилотирования, воздушной навигации и боевом применении;
7) проверяют состояние авиационной техники, средств управления и обеспечения полетов в авиационных частях и частях обеспечения.
8) дают должностным лицам авиационного персонала указания по устранению выявленных нарушений и недостатков в части, касающейся безопасности полетов, с докладом своим непосредственным руководителям (командирам, начальникам).
9) выдают предложения руководителю органа безопасности полетов о приостановлении авиационной деятельности авиационного персонала, допустивших нарушения в организации и проведении полетов и использовании воздушного пространства;
10) выдают предложения руководителю органа безопасности полетов об отстранении от эксплуатации авиационной техники, средств управления и обеспечения полетов при несоответствии их состояния требованиям технической документации;
11) ведут учет нарушений требований безопасности полетов и авиационных событий.
(В пункт 34 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
35. Указания должностных лиц органов безопасности полетов по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимаются к исполнению всеми должностными лицами соответствующих органов управления, авиационных частей и частей обеспечения государственной авиации.
Глава 4. Организация профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и деятельности по управлению безопасностью полетов в государственной авиации
(Название главы 4 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
Параграф 1. Содержание, сущность, принципы и организация профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и деятельности по управлению безопасностью полетов
(Название параграфа 1 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 06.08.2020 г. №371)
(см. предыдущую редакцию)
36. Профилактическая работа по предотвращению авиационных происшествий и деятельность по управлению безопасностью полетов составляет основное содержание деятельности специалистов органов безопасности полетов и проводится во всех органах управления, авиационных частях и частях обеспечения.
37. Сущность деятельности по управлению безопасностью полетов заключается в активном выявлении опасных факторов авиационной деятельности, оценке уровня риска и принятии мер по уменьшению уровня риска путем устранения опасных факторов, снижения их влияния или уклонения от них.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 24 августа 2017 года №486
"Об утверждении Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации"
О документе
Номер документа: | 486 |
Дата принятия: | 24.08.2017 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 29.10.2017 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 28 сентября 2017 года №15801
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 6 настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 29 октября 2017 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 06.08.2020 документом Приказ Министра обороны Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 24 августа 2017 года №486 Об утверждении Инструкции по предотвращению а
Вступила в силу с: 31.08.2020
(см. предыдущую редакцию)