Недействующая редакция. Принята: 16.03.2023 / Вступила в силу: 24.03.2023

Недействующая редакция, не действует с 8 июня 2023 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 19 июля 2018 года №139

Об энергоэффективности

(В редакции Законов Республики Молдова от 10.02.2022 г. №29, 09.06.2022 г. №156, 15.07.2022 г. №155, 16.03.2023 г. №52)

П всему тексту Закона слова "молдавский язык" заменены словами "румынский язык" в соответствующем падеже;
слова "государственный язык", "официальный язык" и "родной язык", если имеется в виду государственный язык Республики Молдова, заменены словами "румынский язык" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.03.2023 №52

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон перелагает Директиву 2012/27/ЕС Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 г. об энергоэффективности, об изменении Директив 2009/125/ЕС и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/ЕС и 2006/32/ЕС, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 315 от 14 ноября 2012 г., в варианте, адаптированном и утвержденном Решением Министерского совета Энергетического сообщества №D/2015/08/MC-EnC.

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель закона

Целью настоящего закона является создание правовой базы, необходимой для продвижения и повышения энергоэффективности посредством реализации планов действий в области энергоэффективности, развития рынка энергетических услуг, а также внедрения других мер энергоэффективности.

Статья 2. Предмет и область применения закона

(1) Настоящий закон устанавливает меры политики в области энергоэффективности, направленные на обеспечение достижения целей, предусмотренных в статье 5, а также на непрерывное развитие и укрепление соответствующей области. Меры политики в области энергоэффективности применяются ко всей энергетической цепочке: первичные ресурсы, производство, передача, распределение, хранение, поставка и потребление конечной энергии.

(2) Настоящий закон регулирует деятельность, нацеленную на повышение эффективности как производства, так и использования энергии, на повышение энергетической безопасности страны и снижение отрицательного воздействия секторов энергетики на окружающую среду за счет сокращения выбросов парниковых газов.

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

индивидуальное действие - действие, ведущее к поддающимся проверке и измерению либо оценке улучшениям в области энергоэффективности, осуществленное как результат одной из мер политики в области энергоэффективности;

агрегатор - поставщик услуг, группирующий несколько краткосрочных нагрузок конечных потребителей для продажи или предложения с торгов на организованных рынках энергии;

энергоаудит - системная процедура, целью которой является получение необходимой информации о существующем профиле энергопотребления здания или группы зданий, промышленного процесса, промышленной или коммерческой установки либо частной или публичной службы, выявление и расчет рентабельных вариантов экономии энергии и представление результатов;

экономически обоснованный спрос - спрос, который не превышает потребности в отоплении или охлаждении и который был бы удовлетворен в рыночных условиях иным образом за счет энергии, произведенной в результате иных процессов, чем когенерация;

потребление первичной энергии - валовое внутреннее потребление энергии без учета неэнергетического использования;

потребление конечной энергии - вся энергия, поставляемая для промышленности, транспорта, жилищного сектора, сферы услуг и сельского хозяйства, без учета энергии, поставляемой для энергопреобразующего сектора и секторов энергетики;

договор финансирования третьими лицами - договор, в котором участвует третье лицо, отличное от поставщика энергетических услуг и бенефициара меры энергоэффективности, которое финансирует осуществление этой меры и взимает с бенефициара плату, эквивалентную части стоимости экономии энергии, полученной вследствие применения установленной данным договором меры энергоэффективности;

договор об энергоэффективности - договор между бенефициаром и поставщиком энергетических услуг, который предлагает одну или несколько мер энергоэффективности, контроль и мониторинг которых будет осуществляться в течение всего срока действия договора, в соответствии с которым инвестиции (работы, поставки или услуги) в данную меру (меры) осуществляются пропорционально установленному договором уровню повышения энергоэффективности либо иным согласованным критериям энергоэффективности, таким как экономия финансовых средств;

интеллектуальное измерительное оборудование - электронное устройство, которое позволяет измерять потребление энергии с предоставлением большего объема информации, чем обычное измерительное оборудование, и способно передавать и получать информацию с использованием форм электронного сообщения;

экономия энергии - количество сэкономленной энергии, определенное путем измерения и/или оценки потребления до и после внедрения меры (мер) энергоэффективности в контексте нормализации внешних условий, влияющих на потребление энергии;

энергоэффективность - соотношение между результатом, представляющим собой достигнутую производительность, услуги, товары или энергию, и определенным количеством энергии, использованной для достижения этого результата;

национальный фонд недвижимости - здания, предусмотренные в части (2) статьи 3 Закона об энергетической эффективности зданий №128/2014;

поставщик - физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Молдова в качестве предприятия, продающего энергию конечным потребителям на розничном рынке;

финансовый инструмент для осуществления экономии энергии - любой финансовый инструмент (фонды, субсидии, налоговые вычеты, займы, договоры финансирования третьими лицами, договоры об энергоэффективности, договоры об аутсорсинге, другие договоры такого же характера), доступный на рынке энергетических услуг для полного или частичного покрытия первоначальной стоимости проекта в области энергоэффективности, необходимый для введения в действие мер энергоэффективности;

повышение энергоэффективности - рост энергоэффективности в результате технологических, поведенческих и/или экономических изменений;

эффективные отопление и охлаждение - вариант отопления и охлаждения, который по сравнению с базовым сценарием, отражающим типичную ситуацию, экономически эффективным способом заметно снижает потребление первичной энергии, необходимое для поставки одной единицы энергии в рамках определенной системы, и который подлежит оценке на основе анализа затрат и выгод в соответствии со статьей 25 с учетом энергии, необходимой для добычи, преобразования, передачи и распределения;

эффективные индивидуальные отопление и охлаждение - индивидуальный вариант отопления и охлаждения, который по сравнению с эффективной системой централизованного отопления и охлаждения заметно снижает потребление невозобновляемой первичной энергии, необходимое для поставки одной единицы энергии в рамках определенной системы, либо для которого необходимо такое же потребление невозобновляемой первичной энергии, но при меньших затратах, с учетом энергии, необходимой для добычи, преобразования, передачи и распределения;

малые и средние предприятия - предприятия, определенные положениями Закона о малых и средних предприятиях №179/2016;

районный/местный энергетический менеджер - специалист, назначенный органом местного публичного управления первого или второго уровня для выполнения задач и функций, установленных в соответствии с положениями настоящего закона;

мера энергоэффективности - средства или действия, используемые для повышения энергоэффективности и получения экономии энергии, включая осуществляемые в этих целях инвестиции;

мера политики в области энергоэффективности - инструмент регулирования, финансовый инструмент, налоговый инструмент, волонтерский инструмент или инструмент для предоставления информации, который Правительство или, по обстоятельствам, центральные отраслевые органы публичного управления, другие органы публичной власти, учреждения и организации, включая международные, применяют посредством создания необходимой правовой базы, возложения обязанностей или предоставления льгот для целей создания у участников рынка энергетических услуг заинтересованности в предоставлении и приобретении этих услуг, а также в принятии других мер энергоэффективности;

государственный орган - закупающий орган согласно определению, предусмотренному Законом о государственных закупках №131/2015;

обязанная сторона - оператор распределительной системы, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом об электроэнергии №107/2016 и Законом о природном газе №108/2016, и импортер нефтепродуктов, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом о рынке нефтепродуктов №461/2001, к которым применяется схема обязанностей в области энергоэффективности в соответствии со статьей 8;

участвующая сторона - предприятие или государственный орган, который принял обязательство по достижению определенных целей в рамках добровольного соглашения или к которому применяется одна из мер политики в области энергоэффективности;

поставщик энергетических услуг - физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Молдова в качестве предприятия, предоставляющего энергетические услуги или внедряющего меры энергоэффективности на установках или в зданиях конечного потребителя;

соотношение площадей - соотношение между общей площадью здания и площадью участка, на котором расположено здание на данной территории;

коэффициент обновления - соотношение между площадью зданий, относящихся к публичной сфере государства, где осуществляют деятельность центральные отраслевые органы публичного управления, подлежащей термической реабилитации в течение календарного года в соответствии с условиями настоящего закона, и общей площадью этих зданий;

кардинальная реабилитация - реабилитация, затраты на которую превышают 50 процентов инвестиционных затрат на новый сопоставимый объект;

интеллектуальная сеть - электросеть, позволяющая эффективное интегрированное использование коммуникационных сетей и информационных технологий для обеспечения двусторонних потоков мощности и информации о производстве и потреблении электроэнергии, а также позволяющая автоматически обеспечить повышение эффективности, экономичности, надежности производства и поставки электроэнергии;

энергетическая бедность - ситуация, отличительным признаком которой является недоступность для конечного потребителя современных источников энергии и технологий, и/или сниженная покупательная способность потребителей в отношении энергоресурсов, в частности, топлива для приготовления пищи, электроэнергии и/или тепловой энергии, и/или отсутствие теплового комфорта в жилом помещении либо здании;

энергетическая услуга - физические блага, публичная услуга или товар, полученный из сочетания энергии с технологией либо энергоэффективным действием, которое может включать эксплуатацию, техническое обслуживание и контроль, необходимые для оказания такой услуги, предоставляемой на договорной основе, который ведет к повышению энергоэффективности или экономии первичной энергии, поддающейся проверке и измерению либо оценке;

система энергетического менеджмента - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов плана, который устанавливает цель энергоэффективности, и стратегия достижения этой цели; эффективная система централизованного теплоснабжения и охлаждения - система централизованного теплоснабжения и охлаждения, использующая не менее 50 процентов энергии из возобновляемых источников, 50 процентов остаточного тепла, 75 процентов тепловой энергии, выработанной путем когенерации, или 50 процентов комбинации указанных видов энергии и тепла;

общая полезная площадь - площадь здания или части здания, где используется энергия для регулировки внутреннего климата;

тригенерация - комбинированное производство тепловой энергии, электрической энергии и еще одного вида энергии.

Статья 4. Основные принципы области энергоэффективности

Основными принципами области энергоэффективности являются:

a) продвижение энергоэффективности, в частности, за счет поддержки программ повышения энергоэффективности, предусматривающих внедрение передовых технологий производства энергии, таких как когенерация и тригенерация, распределения, передачи и использования энергии и топлива, за счет принятия международных стандартов в области энергоэффективности для установок, зданий, приборов и оборудования, а также мониторинга применения этих стандартов;

b) содействие частной инициативе и поощрение появления новых поставщиков энергетических услуг;

c) поддержка сотрудничества между участниками рынка энергетических услуг ввиду достижения целей государственной политики в области энергоэффективности;

d) обеспечение прозрачности в деятельности органов публичной власти и публичных учреждений, наделенных полномочиями в области энергоэффективности в соответствии с главой III;

e) обучение должностных лиц в связи с выполнением мер энергоэффективности;

f) создание необходимых предпосылок для развития технических возможностей по предоставлению энергетических услуг, включая энергоаудит и энергетический менеджмент, путем организации курсов профессиональной подготовки и введения в действие схем квалификации и регистрации;

g) информирование общественности о государственной политике в области энергоэффективности;

h) привлечение внимания гражданского общества и его подключение к процессам принятия решений и внедрения мер энергоэффективности;

i) сотрудничество с другими странами, в том числе в рамках международных организаций, с целью продвижения передовых технологий, внедрения научных достижений и передового опыта в области эффективного использования энергии.

Глава II Национальные цели и меры политики в области энергоэффективности

Статья 5. Государственная политика в области энергоэффективности и ее цели

(1) Повышение энергоэффективности является стратегической целью энергетической политики государства в силу своего значительного вклада в повышение надежности энергоснабжения и конкурентоспособности, в устойчивое развитие, экономию первичных энергоресурсов и сокращение выбросов парниковых газов.

(2) Национальные цели энергоэффективности выражаются в абсолютных значениях, представляя собой предельное значение потребления первичной и конечной энергии по национальной экономике в целом, и устанавливаются для определенного временного промежутка.

(3) Государственная политика в области энергоэффективности является составной частью энергетической политики государства и направлена на достижение следующих целей:

a) устранение барьеров на пути продвижения энергоэффективности;

b) введение и продвижение технологий с повышенной энергоэффективностью, современных контрольно-измерительных систем;

c) применение современных принципов энергетического менеджмента;

d) поощрение конечных потребителей к использованию энергоэффективного оборудования и установок, а также возобновляемых источников энергии;

e) продвижение механизмов энергоэффективности и финансовых инструментов для осуществления экономии энергии, предоставление финансовых и налоговых льгот в соответствии с законом;

f) мобилизация инвестиций в обновление зданий;

g) сотрудничество между конечными потребителями, производителями, поставщиками, операторами распределительной системы, органами публичной власти и публичными учреждениями;

h) развитие рынка энергетических услуг;

i) воспитание конечных потребителей и повышение их осведомленности о значении и выгодах применения мер энергоэффективности;

j) продвижение фундаментальных и прикладных исследований в области эффективного использования энергии.

(4) Меры политики в области энергоэффективности, в том числе схема обязанностей в области энергоэффективности, предусматриваются в Национальном плане действий в области энергоэффективности.

Статья 6. Национальный план действий в области энергоэффективности

(1) Центральный отраслевой орган публичного управления в области энергетики разрабатывает с помощью органа, ответственного за внедрение политики в области энергоэффективности, Национальный план действий в области энергоэффективности и представляет его на утверждение Правительству.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I Общие положения Статья 1. Цель закона Статья 2. Предмет и область применения закона Статья 3. Основные понятия Статья 4. Основные принципы области энергоэффективности Глава II Национальные цели и меры политики в области энергоэффективности Статья 5. Государственная политика в области энергоэффективности и ее цели Статья 6. Национальный план действий в области энергоэффективности Статья 7. Отраслевая стратегия долгосрочного обновления национального фонда недвижимости Статья 8. Схема обязанностей в области энергоэффективности Глава III Административная компетенция Статья 9. Полномочия Правительства Статья 10. Полномочия центрального отраслевого органа публичного управления в области энергетики Статья 11. Орган, ответственный за внедрение политики в области энергоэффективности Статья 12. Полномочия органа, ответственного за внедрение политики в области энергоэффективности Статья 13. Полномочия органов местного публичного управления Глава IV Энергоэффективность при использовании энергии Статья 14. Обновление зданий Статья 15. Устойчивые государственные закупки Статья 16. Учет и измерение энергии Статья 17. Фактурирование и доступ к информации о потреблении энергии Статья 18. Распространение информации об энергоэффективности и привлечение внимания общественности Глава V Энергоаудит и энергетические услуги Статья 19. Энергоаудит Статья 20. Энергоаудитор и отчет об энергоаудите Статья 21. Включение в Электронный реестр энергоаудиторов и исключение из него Статья 22. Энергетические услуги Статья 23. Договоры об энергоэффективности Глава VI Энергоэффективность в области энергоснабжения Статья 24. Продвижение энергоэффективности отопления и охлаждения Статья 25. Статистика отопления и охлаждения, в том числе при когенерации Статья 26. Преобразование, передача и распределение энергии Статья 27. Специфические требования по энерго-эффективности в связи с системными операторами электроэнергетического сектора Глава VII Ответственность за нарушение законодательства в области энергоэффективности Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства в области энергоэффективности Статья 29. Процедура применения финансовых санкций в области энергоэффективности Глава VIII Заключительные и переходные положения Статья 30. Заключительные и переходные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7