Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 6 апреля 2017 года №2002-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. Часть первую статьи 76 Хозяйственного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№18-22, ст. 144) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"Осуществляется медицинское обслуживание населения".

2. В Основах законодательства Украины о здравоохранении (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., №4, ст. 19 с последующими изменениями):

1) в части первой статьи 3:

абзацы третий, пятый и восьмой изложить в следующей редакции:

"Учреждение здравоохранения - юридическое лицо любой формы собственности и организационно-правовой формы или его обособленное подразделение, обеспечивающее медицинское обслуживание населения на основе соответствующей лицензии и профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников";

"Медицинское обслуживание - деятельность учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке, в сфере здравоохранения, не обязательно ограничивается медицинской помощью, но непосредственно связана с ее оказанием";

"Здравоохранение - система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, физическими лицами-предпринимателями, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и получили лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, медицинскими и фармацевтическими работниками, общественными объединениями и гражданами с целью сохранения и восстановления физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности его жизни";

после абзаца девятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Услуга по медицинскому обслуживанию населения (медицинская услуга) - услуга, предоставляемая пациенту учреждением здравоохранения или физическим лицом предпринимателем, зарегистрированным и получившим в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и оплачивается ее заказчиком. Заказчиком услуги по медицинскому обслуживанию населения могут быть государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе пациент".

В связи с этим абзацы десятый и одиннадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым и двенадцатым;

2) в статье 16:

часть девятую изложить в следующей редакции:

"Руководители государственных и коммунальных учреждений здравоохранения назначаются на должность уполномоченным исполнительным органом управления владельца заведения здравоохранения на конкурсной основе путем заключения с ними контракта на срок от трех до пяти лет. Порядок проведения конкурса на занятие должности руководителя государственного, коммунального учреждения здравоохранения и порядок заключения контракта с руководителем государственного, коммунального учреждения здравоохранения, а также типовая форма такого договора утверждаются Кабинетом Министров Украины";

дополнить частями одиннадцатой - пятнадцатой следующего содержания:

"В зависимости от формы собственности учреждения здравоохранения образуются и функционируют как государственные, коммунальные, частные или основанные на смешанной форме собственности. Государственные и коммунальные учреждения здравоохранения не подлежат приватизации.

По организационно-правовой форме учреждения здравоохранения государственной собственности могут образовываться и функционировать как казенные предприятия или государственные учреждения.

По организационно-правовой форме учреждения здравоохранения коммунальной собственности могут образовываться и функционировать как коммунальные некоммерческие предприятия или коммунальные учреждения.

Учреждения здравоохранения частной собственности не ограничены в выборе организационно-правовой формы.

Учреждения здравоохранения, образованные в результате реорганизации государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - государственных и коммунальных учреждений, могут иметь обособленное имущество (в том числе денежные средства), закрепленное за ними на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, самостоятельно утверждать штатное расписание, иметь счета в учреждениях банков, печати";

3) статьи 18 и 24 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Финансовое обеспечение здравоохранения может осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц, а также из других источников, не запрещенных законом.

Уровень финансового обеспечения здравоохранения рассчитывается на основании научно обоснованных нормативов.

Средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, предназначенные на здравоохранение, используются, в частности, для обеспечения медицинской помощи населению, финансирования государственных целевых и местных программ здравоохранения и фундаментальных научных исследований в этой сфере.

Финансовое обеспечение государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Медицинская помощь оказывается бесплатно за счет бюджетных средств в учреждениях здравоохранения и физическими лицами-предпринимателями, которые зарегистрированы и получили в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения.

Договоры о медицинском обслуживании заключаются в пределах бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение на соответствующий бюджетный период, на основании стоимости и объема услуг по медицинскому обслуживанию, заказчиком которых является государство или органы местного самоуправления. Стоимость услуги по медицинскому обслуживанию рассчитывается с учетом структуры расходов, необходимых для предоставления такой услуги в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения. Методика расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, перечень платных услуг по медицинскому обслуживанию утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Требования к поставщику услуг по медицинскому обслуживанию населения, с которым главными распорядителями бюджетных средств заключаются договоры о медицинском обслуживании населения, порядок заключения таких договоров и типовая форма договора утверждается Кабинетом Министров Украины.

Учреждения здравоохранения могут использовать для повышения уровня качества медицинского обслуживания населения средства, полученные от юридических и физических лиц, если иное не установлено законом. Учреждения здравоохранения устанавливают плату за услуги по медицинскому обслуживанию, предоставляемые вне договоров о медицинском обслуживании населения, заключенных с главными распорядителями бюджетных средств, в порядке, установленном законом";

"Статья 24. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Государственные органы, учреждения здравоохранения обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением.

При государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь вторичного и третичного уровней, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения, по решению собственника учреждения здравоохранения (уполномоченного им органа) образуются наблюдательные советы с обязательным привлечением представителей общественности (с их согласия). Наблюдательные советы также могут образовываться по решению собственника при других учреждениях.

Наблюдательные советы рассматривают вопросы, в частности, по соблюдению прав и обеспечению безопасности пациентов, соблюдению требований законодательства при осуществлении медицинского обслуживания населения учреждением здравоохранения, финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения.

В состав наблюдательного совета учреждения здравоохранения, кроме представителей собственника учреждения здравоохранения (уполномоченного им органа) и соответствующих органов исполнительной власти и/или органов местного самоуправления, входят (по их согласию) депутаты местных советов, представители общественности и общественных объединений, деятельность которых направлена на защиту прав в сфере здравоохранения, организаций, осуществляющих профессиональное самоуправление в сфере здравоохранения.

Порядок образования, права, обязанности наблюдательного совета учреждения здравоохранения и типовое положение о нем утверждаются Кабинетом Министров Украины.

При учреждениях здравоохранения с целью содействия их деятельности могут также образовываться попечительские советы, в состав которых (по их согласию) могут включаться благотворители, представители общественности и общественных объединений, благотворительных, религиозных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации, волонтеры и другие. Решение о создании попечительского совета при учреждении здравоохранения и положение о нем утверждаются приказом руководителя учреждения здравоохранения или уполномоченного органа.

В определении содержания и путей выполнения государственных целевых и местных программ в сфере здравоохранения, осуществлении соответствующих мероприятий, решении кадровых, научных и других вопросов государственной политики могут принимать участие организации, осуществляющие профессиональное самоуправление в сфере здравоохранения, и другие общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту прав в сфере здравоохранения, иностранные неправительственные организации";

4) часть первую статьи 75 после слова "интернатуру" дополнить словами "лекарственную резидентуру".

3. Часть третью статьи 2 Закона Украины "О публичных закупках" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2016 г., №9, ст. 89, №48, ст. 808) дополнить абзацем восемнадцатым следующего содержания:

"Услуги по договорам о медицинском обслуживании населения, предоставляются в соответствии с законом".

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона, кроме подпункта 3 (в новой редакции статьи 18 Основ законодательства Украины о здравоохранении) пункта 2 раздела I этого Закона, который вступает в силу с 1 января 2018 года.

2. Государственные и коммунальные учреждения здравоохранения - бюджетные учреждения могут реорганизовываться в казенные предприятия или коммунальные некоммерческие предприятия. Изменение основного вида деятельности государственного и коммунального учреждения здравоохранения по медицинскому обслуживанию населения (медицинская практика) в связи с изменением его организационно-правовой формы запрещается.

Не подлежат реорганизации в казенные предприятия и/или коммунальные некоммерческие предприятия учреждения здравоохранения Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной пенитенциарной службы Украины, а также другие учреждения здравоохранения в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

3. Установить, что до 31 декабря 2018 года:

1) кредиторы государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, которые реорганизуются в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, не вправе требовать от них выполнения необеспеченных обязательств, прекращения или досрочного исполнения обязательства или обеспечения исполнения обязательства. Согласие кредитора на замену должника в обязательстве в таком случае не требуется;

2) обязательная оценка имущества, предусмотренная Законом Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине", для учреждений здравоохранения, которые реорганизуются в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, не применяется;

3) увольнение работников учреждений, которые реорганизуются в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, допускается только в случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу;

4) казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, которые образуются в результате реорганизации государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, являются правопреемниками всех прав и обязанностей соответствующих бюджетных учреждений. Органы, осуществляющие управление имуществом соответствующих государственных и коммунальных учреждений здравоохранения бюджетных учреждений, передают соответствующим казенным предприятиям и коммунальным некоммерческим предприятиям, которые образуются в результате реорганизации таких учреждений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, имущество, входящее в целостный имущественный комплекс государственного или коммунального учреждения здравоохранения - бюджетного учреждения, которым пользовались на законных основаниях эти заведения. Имущество, передаваемое от государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений соответственно казенным предприятиям и коммунальным некоммерческим предприятиям, образованным в результате реорганизации, закрепляется за ними на праве оперативного управления;

5) передача недвижимого имущества от государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений казенным предприятиям и коммунальным некоммерческим предприятиям, возникающим в результате реорганизации таких учреждений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, осуществляется на основании данных бухгалтерского учета соответствующих бюджетных учреждений по такому имуществу и результатов обязательной его инвентаризации;

6) средства, не использованные государственным или коммунальным учреждением здравоохранения (кроме государственных и коммунальных учреждений) в течение бюджетного периода, не изымаются и могут быть использованы в дальнейшем исключительно с целью финансирования деятельности государственного или коммунального учреждения здравоохранения, в том числе для обновления материальнотехнической базы, с учетом требований законодательства и учредительных документов. Неиспользование государственным или коммунальным учреждением здравоохранения (кроме государственных и коммунальных учреждений) бюджетных средств и/или средств, полученных по договорам о медицинском обслуживании населения, не может быть основанием для уменьшения объема бюджетных средств, которые будут перечислены такому учреждению здравоохранения в следующем бюджетном периоде, при условии надлежащего исполнения договоров о медицинском обслуживании населения.

4. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации положений настоящего Закона, и обеспечить вступление в силу одновременно с введением в действие соответствующих положений настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Президент Украины

П.Порошенко