Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 8 октября 2015 года №286

Об утверждении нормативно-правовых актов в области экологического контроля

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915, 07.12.2018 г. №995, 06.03.2019 г. №195)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля согласно приложению №1;

Типовое положение о порядке осуществления производственного экологического контроля согласно приложению №2;

Типовое положение об экологической службе согласно приложению №3;

Положение об экологическом аудите согласно приложению №4.

2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Государственному комитету промышленной безопасности Республики Узбекистан, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан, Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Государственному комитету ветеринарии Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

в установленном законодательством порядке обеспечить оказание методической помощи и содействие в осуществлении ведомственного и производственного экологического контроля.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915, 07.12.2018 г. №995, 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Шавкат Мирзиёев

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286

Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет порядок осуществления ведомственного экологического контроля органами государственного и хозяйственного управления в подведомственных им организациях.

2. Порядок осуществления ведомственного экологического контроля регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.

3. Ведение ведомственного контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, в функции которых входят координация и/ или организация пользования природными ресурсами и их воспроизводством, а также, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, и размещением отходов.

II. Основные обязанности и функции органов государственного и хозяйственного управления в области ведомственного экологического контроля

4. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в области ведомственного экологического контроля в подведомственных организациях, в органах государственного и хозяйственного управления:

предотвращать, выявлять и пресекать случаи нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализацию ведомственных экологических программ;

информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности подведомственных организаций, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках своей компетенции; повышать эффективность природоохранной деятельности.

5. В целях осуществления возложенных обязанностей органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:

разрабатывают и утверждают внутриведомственные акты в области экологического контроля;

контролируют своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;

координируют разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

способствуют созданию систем непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в подведомственных организациях и контролируют их работу;

организуют подготовку и повышение квалификации работников экологических служб;

оказывают методическую помощь и содействие в проведении производственного экологического контроля в подведомственных организациях;

принимают меры для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению ведомственного и производственного экологического контроля.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.

III. Объекты ведомственного экологического контроля

6. Объектами ведомственного экологического контроля являются:

земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух; природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;

деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

IV. Субъекты ведомственного экологического контроля

7. Субъектами ведомственного экологического контроля являются органы государственного и хозяйственного управления. От имени органа государственного и хозяйственного управления ведомственный экологический контроль осуществляют:

руководящий орган органа государственного и хозяйственного управления в соответствии с его положением (уставом);

работники органа государственного и хозяйственного управления;

экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления, созданная в соответствии с законодательством.

8. Руководящий орган государственного и хозяйственного управления:

утверждает внутриведомственные акты о порядке осуществления ведомственного экологического контроля;

разрабатывает и утверждает инструкции, дает разъяснения по вопросам ведомственного и производственного экологического контроля;

рассматривает и принимает решения по спорам между подведомственными организациями и ведомственной экологической службой и/или работниками органа государственного и хозяйственного управления, осуществляющими ведомственный экологический контроль.

9. Работники органа государственного и хозяйственного управления, а также экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными ведомственными актами.

V. Формы ведомственного экологического контроля

10. Формами ведомственного экологического контроля являются:

проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;

мониторинг окружающей среды;

инспектирование подведомственных организаций.

11. Ведомственный экологический контроль осуществляется также путем учета факторов воздействия на окружающую среду, анализа, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

12. При осуществлении ведомственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.

13. Применение форм ведомственного экологического контроля, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, не допускается.

VI. Осуществление проверок соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ

14. Проверки соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ (далее — проверки) осуществляются в виде плановых проверок, внеплановых проверок и проверок в порядке контроля.

15. Проверки осуществляются в период времени, соответствующий рабочему в проверяемой организации.

16. В случаях несовпадения режимов рабочего времени производственных подразделений, цехов, а также служб и администрации в проверяемой организации временем для проведения проверки считается время работы производственных подразделений, цехов, служб и администрации в соответствии с целями проверки.

17. Продолжительность и периодичность проведения проверок определяется руководителем органа государственного и хозяйственного управления.

18. Основаниями для проведения проверки являются:

годовые и/или перспективные планы осуществления проверок, утвержденные руководителем органа государственного и хозяйственного управления, либо его коллегиальным органом управления;

приказ (распоряжение) руководителя органа государственного и хозяйственного управления, либо его заместителя о назначении проверки, изданный на основании и во исполнение годового или перспективного плана проверок, с указанием срока проверки, исполнителей и круга вопросов для изучения.

19. Проверки также назначаются органами государственного и хозяйственного управления при поступлении обоснованных жалоб юридических и физических лиц в случаях нарушения природоохранного законодательства подведомственными организациями, или соответствующими решениями правоохранительных органов, а также при угрозе возникновения аварийных, чрезвычайных ситуаций и несанкционированных загрязнений окружающей среды.

20. В рамках проверки изучаются:

материалы последних проверок, осуществленных в порядке государственного ведомственного, производственного и общественного экологического контроля;

заключение(я) государственной экологической экспертизы;

материалы экологического аудита;

разрешительные и нормативные документы (в том числе материалы по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов, государственные акты на право постоянного пользования земельными участками, пользования объектами растительного и животного мира, акты горных отводов, лицензии и др.);

наличие и основания осуществления деятельности иных природопользователей на территории проверяемого объекта, а также соблюдение ими договорных условий по соответствующей деятельности; материалы ведомственного мониторинга окружающей среды;

состояние выполнения предписаний органов государственного экологического контроля, программ действий по охране окружающей среды, отраслевых и региональных программ по охране окружающей среды и других планов и мероприятий касательно данного производственного объекта, а также реализации планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию;

достоверность отчетных данных по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

состояние организации работ по охране природы и рациональному природопользованию, а также контролю загрязнения окружающей среды;

состояние объектов очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, оборудования, приборов и устройств контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду;

обеспечение режима охраняемых природных территорий и объектов;

формирование и расходование средств на охрану окружающей среды;

проектные и фактические показатели:

производственной деятельности; размещения производственных площадок и цехов, технологической схемы производства;

состояния природопользования и охраны окружающей природной среды (источники, состав и объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходы производства и потребления и др.);

воспроизводства и качества возобновляемых природных ресурсов, в том числе объектов растительного и животного мира;

внесения платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;

другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности на проверяемом объекте.

21. В случае проверки по жалобам юридических и физических лиц, по соответствующим решениям правоохранительных органов, при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций и их угрозе, несанкционированных загрязнений окружающей среды, нарушений пользования природными ресурсами изучаются обстоятельства, связанные с причинами и условиями их возникновения.

22. Отбор проб на объектах проверяемой организации осуществляется при наличии источников загрязнения природной среды, размещения отходов.

23. Отбор проб на источниках выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, почв и анализ содержания в них загрязняющих веществ производится по методикам, применяемым органами государственного экологического контроля.

24. Оценка эмиссий загрязняющих веществ выполняется путем сравнения полученных показателей с установленными экологическими нормативами.

VII. Ведение ведомственного экологического контроля окружающей среды

25. Ведомственный экологический контроль окружающей среды ведется в системе:

государственного мониторинга окружающей природной среды и проводится по природным объектам, источникам загрязнения, опасным природно-техногенным процессам, а также в виде фонового мониторинга в порядке, установленном законодательством; внутриведомственного мониторинга за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в порядке, установленном внутриведомственными актами, согласованными с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

26. Ведение внутриведомственного экологического контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и размещением отходов.

VIII. Инспектирование подведомственных организаций

27. Органы государственного и хозяйственного управления в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в подведомственных организациях, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, вправе осуществлять инспектирование подведомственных организаций.

28. Инспектирование подведомственных организаций осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей их деятельностью.

29. Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.

30. При проведении инспектирования органами государственного и хозяйственного управления могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.

31. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются внутриведомственными актами.

IX. Оформление и реализация результатов ведомственного экологического контроля

32. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются:

дата и место его составления;

должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении проверки, а также лиц — представителей контролируемой организации;

основания проведения проверки с указанием реквизитов соответствующих документов;

дата фактического ее начала и окончания;

перечень поставленных вопросов для изучения и ответы на них;

факты невыполнения или нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов, экономических механизмов природопользования, предписаний и рекомендаций органов государственного ведомственного, производственного экологического контроля, разрешительных и нормативных документов, факты привлечения работников к дисциплинарной ответственности в связи невыполнением должностных обязанностей в соответствующей сфере, а также должностных лиц организации — к административной ответственности за правонарушения в области охраны природной среды и природопользования в течение последнего календарного года;

предложения для принятия мер по выявленным фактам нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Акт подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении проверки, и представителем контролируемой организации.

33. Если представитель контролируемой организации отказывается подписывать акт, то об этом в акте производится соответствующая запись.

34. К акту прилагаются пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя контролируемой организации.

35. В случае отказа руководителя контролируемой организации от подписания акта по результатам ведомственного экологического контроля вопрос достоверности фактов, изложенных в нем, определяется руководителем ведомства путем изучения прилагаемых к акту материалов и письменного обоснования руководителя контролируемой организации причин отказа от подписания.

36. По итогам инспектирования составляется справка, в которой указываются:

дата и место ее составления;

должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении инспектирования, а также лиц — представителей инспектируемой организации;

основания проведения инспектирования с указанием реквизитов соответствующих документов;

дата фактического его начала и окончания; ответы на вопросы, поставленные для изучения.

Справка подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении инспектирования, и представителем контролируемой организации, если они присутствовали при этом.

К справке могут быть приложены пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя(ей) проинспектированных организаций, кино-, фотодокументы.

37. В процессе ведомственного экологического контроля окружающей среды составляются акты отбора проб, протоколы измерений, справочные, аналитические и иные документы.

38. В случае выявления нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также ситуаций, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан, должностное лицо органа государственного или хозяйственного управления вносит предложения руководителю подведомственной организации для принятия соответствующих мер.

39. Органы государственного и хозяйственного управления по результатам ведомственного экологического контроля вправе принимать и иные меры реализации в соответствии со своим положением (уставом), а также положениями (уставами) подведомственных организаций.

40. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в порядке, установленном законодательством, передавать средствам массовой информации сообщения о выявленных нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, представляющих угрозу безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций.

X. Заключительные положения

41. Вмешательство в осуществление ведомственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих ведомственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.

42. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между подведомственной организацией и уполномоченными лицами, осуществляющими ведомственный экологический контроль, разрешаются руководящим органом соответствующего ведомства.

43. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между органами государственного и хозяйственного управления, с одной стороны, и иными субъектами экологического контроля, с другой стороны, решаются в порядке, установленном законодательством.

44. Лица, виновные в нарушении законодательства в области ведомственного экологического контроля, несут ответственность в установленном порядке.

Приложение №2

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286

Типовое положение о порядке осуществления производственного экологического контроля

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет основные требования и порядок осуществления производственного экологического контроля хозяйствующими субъектами.

2. Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования и регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.

3. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой хозяйствующего субъекта. Экологическая служба формируется в виде департамента, управления, отдела либо иной структурной единицы, а также может состоять из одного работника.

4. Производственный экологический контроль осуществляют работники хозяйствующих субъектов в соответствии с их должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором, должностными инструкциями, а также иными локальными актами.

II. Основные обязанности и функции хозяйствующих субъектов в области производственного экологического контроля

5. Хозяйствующие субъекты в области производственного экологического контроля обязаны:

не допускать случаев нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов;

выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, производственных экологических планов и программ;

информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности хозяйствующего субъекта, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках компетенции;

повышать эффективность природоохранной деятельности.

6. В целях осуществления возложенных на них обязанностей хозяйствующие субъекты в пределах своих полномочий:

разрабатывают и утверждают локальные акты в области экологического контроля;

утверждают программы проверок;

обеспечивают своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;

обеспечивают разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

создают системы непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, предоставленных им во владение или пользование, и обеспечивают их работу;

обеспечивают повышение квалификации работников экологических служб;

привлекают к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению производственного экологического контроля.

Хозяйствующие субъекты могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.

III. Субъекты производственного экологического контроля

7. Субъектами производственного экологического контроля являются хозяйствующие субъекты.

От имени хозяйствующего субъекта производственный экологический контроль осуществляют:

руководитель и/или руководящий орган хозяйствующего субъекта в соответствии с учредительными документами хозяйствующего субъекта;

работники хозяйствующего субъекта в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными локальными актами;

экологическая служба хозяйствующего субъекта, созданная в соответствии с законодательством.

8. Руководитель и/или руководящий орган хозяйствующего субъекта:

утверждает должностные инструкции и иные локальные акты, регламентирующие порядок осуществления производственного экологического контроля;

организует осуществление и материально-техническое обеспечение производственного экологического контроля;

рассматривает и принимает решения по спорам между иными субъектами производственного экологического контроля и производственными подразделениями хозяйствующего субъекта;

принимает решения по результатам производственного экологического контроля;

организует и контролирует устранение выявленных в ходе производственного экологического контроля нарушений законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов;

обеспечивает представление сходам граждан отчетов по вопросам охраны окружающей среды на соответствующей территории.

9. Работники хозяйствующего субъекта, а также экологическая служба осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и законодательством.

IV. Формы производственного экологического контроля

10. Формами производственного экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

мониторинг за соблюдением производственными и иными подразделениями хозяйствующего субъекта экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду; инспектирование производственных и иных подразделений хозяйствующего субъекта;

экологический аудит. При осуществлении производственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.

V. Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан

11. Наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется в зоне непосредственного влияния деятельности хозяйствующего субъекта на объекты природной среды: атмосферный воздух, землю, ее недра, воды, растительный и животный мир.

При осуществлении наблюдений изучаются количественные и качественные показатели объектов.

12. Наблюдение за ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляется как визуально, так и инструментально с использованием достижений науки, техники, информационных систем, сетей связи и информационно-телекоммуникационной структуры.

13. Периодичность и продолжительность наблюдений должны обеспечивать накопление информации, объективно отражающей состояние окружающей среды и ее объектов, а также своевременное принятие мер к недопущению загрязнения окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, реализации угроз жизни и здоровью граждан.

VI. Ведение производственного экологического контроля

14. Хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с загрязнением окружающей среды, обязаны осуществлять инструментальные замеры фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ по источникам загрязнения в соответствии с методиками и периодичностью, утвержденными (установленными) Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

15. Хозяйствующие субъекты вправе осуществлять инструментальные замеры фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ самостоятельно силами специализированных аттестованных лабораторий данного производства, а также на договорной основе со специализированными аттестованными экологическими лабораториями других организаций.

16. В случаях выявления превышения установленных экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду, хозяйствующие субъекты обязаны:

незамедлительно сообщить об этом в свою вышестоящую организацию и в органы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;

принять меры к устранению причин их возникновения.

(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

VII. Инспектирование производственных и иных подразделений хозяйствующего субъекта

17. Должностные лица и уполномоченные органы осуществляют производственный экологический контроль в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов в производственных и иных подразделениях хозяйствующего субъекта, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, и вправе осуществлять их инспектирование.

18. Инспектирование осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей деятельностью хозяйствующих субъектов.

Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.

19. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются локальными актами хозяйствующего субъекта.

20. При проведении инспектирования хозяйствующим субъектом могут быть привлечены общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.

VIII. Оформление и реализация результатов производственного экологического контроля

21. В случаях выявления нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе превышении установленных нормативов вредного воздействия на окружающую среду, а также наличие угрозы такого нарушения составляются акт или справка с рекомендациями либо заключения по результатам государственной экологической экспертизы и экологического аудита, направляемые руководителю хозяйствующего субъекта для принятия соответствующих мер.

22. По результатам производственного экологического контроля составляется отчет.

IX. Заключительные положения

23. Вмешательство в осуществление производственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих производственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.

24. Споры в области производственного экологического контроля разрешаются в порядке, установленном законодательством.

25. Лица, виновные в нарушении требований по осуществлению производственного экологического контроля несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приложение №3

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286

Типовое положение об экологической службе

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение об экологической службе (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет статус, основные требования к созданию и обеспечению деятельности экологических служб органов государственного и хозяйственного управления, а также хозяйствующих субъектов.

2. В соответствии с настоящим Положением органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующие субъекты разрабатывают и утверждают Положение об экологической службе соответствующего органа, хозяйствующего субъекта, учитывающее особенности их деятельности.

3. Экологическая служба создается органами государственного и хозяйственного управления, а также хозяйствующими субъектами, деятельность которых связана с природопользованием, загрязнением и иным негативным воздействием на окружающую природную среду в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", настоящим Типовым положением и другими актами законодательства.

4. Экологическая служба — структурное подразделение аппарата управления органа хозяйственного и государственного управления, хозяйствующего субъекта, либо отдельное должностное лицо, ответственное за контроль за обеспечением охраны окружающей природной среды и рациональное природопользование в системе предприятий и организаций органов государственного и хозяйственного управления, а также в деятельности хозяйствующего субъекта.

5. Экологическая служба в своей деятельности не подменяет иные структурные подразделения органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта в их деятельности по охране природы и использованию природных ресурсов.

6. Экологические службы в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями, распоряжениями Президента Республики Узбекистан и постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативно-правовыми актами, настоящим Типовым положением и актами органов государственного и хозяйственного управления, локальными актами хозяйствующего субъекта.

7. Экологическая служба в ходе своей деятельности по всем вопросам, входящим в рамки ее полномочий, подчиняется руководителю органа государственного или хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта, либо его заместителю, курирующему вопросы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

II. Основные задачи и функции экологической службы

8. Основными задачами экологической службы являются организация и обеспечение:

предотвращения, выявления и пресечения нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

наблюдения за состоянием окружающей среды, выявления ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов;

эффективности природоохранной деятельности и определения соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;

соблюдения прав и законных интересов органов государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

информирования государственных и иных организаций, а также граждан об изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах.

9. В соответствии с возложенными задачами экологическая служба в пределах своих полномочий осуществляет следующие функции:

участвует в разработке нормативно-правовых и ведомственных актов в области экологического контроля;

взаимодействует с другими субъектами экологического контроля и средствами массовой информации по вопросам ведомственного и производственного экологического контроля;

разрабатывает, либо участвует в разработке экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимые воздействия на окружающую среду и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

обеспечивает работу системы наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в подведомственных организациях органов государственного управления, а также в организациях, входящих в состав органов хозяйственного управления;

осуществляет ведомственный и производственный экологический контроль;

оказывает методическую помощь и содействие в проведении производственного экологического контроля в подведомственных организациях соответствующего органа государственного и хозяйственного управления, а также в организациях, входящих в их состав;

участвует в оказании содействия другим субъектам экологического контроля в формировании и реализации единой государственной политики в области экологического контроля, в организации устранения выявленных в ходе экологического контроля фактов нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Экологическая служба осуществляет и иные функции в соответствии с законодательством.

III. Права и обязанности экологической службы

10. Для выполнения возложенных на нее задач и функций экологическая служба имеет право:

разрабатывать и вносить на утверждение руководителя органа хозяйственного и государственного управления, хозяйствующего субъекта проекты ведомственных и локальных актов по осуществлению ведомственного и производственного экологического контроля;

вносить предложения, направленные на совершенствование служб ведомственного и производственного экологического контроля, а также их природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;

запрашивать и получать от структурных подразделений аппарата управления органов государственного и хозяйственного управления, подведомственных или входящих в состав хозяйствующих субъектов организаций необходимые документы, справочные и иные материалы по вопросам, относящимся к их компетенции;

вносить предложения руководителю органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране окружающей природной среды и рационального природопользования.

11. Экологическая служба обязана обеспечивать эффективное исполнение задач, возложенных на нее настоящим Типовым положением и другими нормативно-правовыми актами, а также ведомственными актами в области экологического контроля.

12. Не допускается возложение на экологическую службу исполнение обязанностей, непосредственно не связанных с возложенными на нее задачами.

IV. Организация деятельности экологической службы

13. Экологическую службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем соответствующего органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта.

14. Распределение обязанностей между работниками экологических служб осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

15. Контроль за деятельностью экологической службы осуществляется руководителем органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта, его заместителем, а также другими должностными лицами в соответствии с законодательством.

V. Структура и штаты экологической службы

16. Организационная структура и численность работников экологической службы утверждаются в порядке, установленном законодательством. Численность работников экологической службы определяется органом государственного и хозяйственного управления, хозяйствующим субъектом, исходя из объема работ по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования в данной отрасли (сфере), в соответствии с трудовым законодательством.

17. Для работы в экологической службе принимаются лица, имеющие специальное образование и опыт работы в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования.

18. Организация труда и выплата заработной платы работникам экологической службы осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

Приложение №4

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286

Положение об экологическом аудите

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности экологических аудиторских организаций и проведения экологического аудита.

2. Экологический аудит — независимая экологическая экспертиза деятельности действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды (далее — объект экологического аудита), проводимая экологическими аудиторами (экологическими аудиторскими организациями) в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Узбекистан "Об экологической экспертизе", настоящим Положением и другими актами законодательства.

3. Задачи экологического аудита:

обеспечение экологической безопасности организации;

оценка природоохранной деятельности организации;

определение путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

определение правильности исчисления и уплаты экологических платежей организацией;

определение необходимости совершенствования природоохранной деятельности организации;

определение соответствия экологическим требованиям осуществляемой производственно-хозяйственной и иной деятельности; определение необходимости применения новых технологий производства и оборудования.

4. Экологический аудит проводится по решению собственника объекта хозяйственной и иной деятельности (далее — заказчик).

5. Экологический аудит проводится за счет средств заказчика.

6. Основанием для проведения экологического аудита являются решение (приказ или распоряжение) заказчика о проведении экологического аудита, а также договор, заключенный между заказчиком и экологической аудиторской организацией.

7. В решении о проведении экологического аудита указываются причины, период его проведения, перечень вопросов, связанных с деятельностью организации по охране окружающей среды и природопользованию, необходимость создания соответствующих условий для организации и проведения экологического аудита, размеры и условия оплаты за аудиторские услуги, ответственные лица и другие вопросы.

8. Срок проведения экологического аудита определяется договором, заключенным между заказчиком и экологической аудиторской организацией.

В установленный договором срок должно быть обеспечено проведение полного анализа объекта экологического аудита и представление заказчику объективного и всестороннего заключения (отчета).

II. Требования к экологической аудиторской организации и экологическому аудитору

9. Экологический аудит вправе осуществлять хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица и имеющий в своем штате не менее трех специалистов с сертификатом экологического аудитора (далее — экологический аудитор).

10. Экологическим аудитором может быть физическое лицо, имеющее высшее образование в области экологии, биологии, химии и практический опыт работы в сфере экологии и охраны окружающей среды не менее трех лет, прошедший подготовку по экологическому аудиту и получивший сертификат экологического аудитора.

11. Порядок проведения специальной подготовки по экологическому аудиту, а также порядок и образец выдачи сертификата экологического аудитора определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

III. Порядок проведения экологического аудита

12. Работа по комплексному обследованию объектов экологического аудита заказчика осуществляется экологическим аудитором экологической аудиторской организации.

13. После заключения договора экологическая аудиторская организация разрабатывает и согласовывает с заказчиком план проведения экологического аудита, содержащий этапы его проведения, с указанием необходимых мероприятий.

14. Заказчик обеспечивает следующие условия, необходимые для проведения экологического аудита: назначение своего представителя;

предоставление необходимых документов и материалов;

выделение помещения (при наличии возможности) для работы экологического аудитора;

обеспечение доступа к объектам экологического аудита, соответствующему оборудованию, средствам измерений и другому имуществу, связанному с объектом экологического аудита.

15. Экологическими аудиторскими организациями в рамках экологического аудита определяется:

соблюдение требований законодательства и нормативных документов в области технического регулирования в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов в комплексах, цехах, участках, агрегатах и иных объектах хозяйствующего субъекта;

выполнение государственных и иных экологических программ, направленных на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

наличие утвержденных экологических нормативов и их соответствие законодательству, нормативным документам в области технического регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

соблюдение норм, установленных в разрешительных документах в сфере природопользования и недропользования, а также экологических нормативах воздействия на окружающую среду;

наличие, точность и эффективность работы измерительных приборов, устройств, оборудования и сооружений по очистке выбросов и сбросов в окружающую среду от загрязняющих веществ;

достоверность данных мониторинга, учета, составления установленной

отчетности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования и внесения компенсационных выплат. Экологическая аудиторская организация может изучать и другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности объекта экологического аудита, для представления заказчику объективного и всестороннего заключения (отчета).

16. Экологическая аудиторская организация осуществляет замеры, отбор и анализ проб, необходимых для определения соответствия деятельности объекта экологическим требованиям.

Замеры, отбор и анализ проб должны быть проведены в соответствии с методиками и нормативами, установленными специально уполномоченными органами в области экологического контроля.

17. Экологическая аудиторская организация осуществляет оценку воздействия объекта на окружающую среду в соответствии с требованиями, установленными для государственной экологической экспертизы.

IV. Оформление результатов работы по экологическому аудиту

18. По результатам экологического аудита оформляется отчет в форме заключения.

19. Заключение о результатах экологического аудита должно содержать:

цель проведения экологического аудита;

анализ природоохранной деятельности предприятия;

недостатки природоохранной деятельности организации, их причины и условия возникновения;

перечень рекомендуемых мероприятий для устранения нарушений, а также причин и условий их совершения;

рекомендации по техническому перевооружению и модернизации производства в целях обеспечения соблюдения экологических требований;

ответы на вопросы, связанные с деятельностью организации по охране окружающей среды и природопользованию, поставленные заказчиком.

20. Заключение экологического аудита составляется в двух экземплярах, один из которых вручается заказчику, другой остается у аудиторской организации.

V. Заключительное положение

21. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля I. Общие положения II. Основные обязанности и функции органов государственного и хозяйственного управления в области ведомственного экологического контроля III. Объекты ведомственного экологического контроля IV. Субъекты ведомственного экологического контроля V. Формы ведомственного экологического контроля VI. Осуществление проверок соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ VII. Ведение ведомственного экологического контроля окружающей среды VIII. Инспектирование подведомственных организаций IX. Оформление и реализация результатов ведомственного экологического контроля X. Заключительные положения Типовое положение о порядке осуществления производственного экологического контроля I. Общие положения II. Основные обязанности и функции хозяйствующих субъектов в области производственного экологического контроля III. Субъекты производственного экологического контроля IV. Формы производственного экологического контроля V. Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан VI. Ведение производственного экологического контроля VII. Инспектирование производственных и иных подразделений хозяйствующего субъекта VIII. Оформление и реализация результатов производственного экологического контроля IX. Заключительные положения Типовое положение об экологической службе I. Общие положения II. Основные задачи и функции экологической службы III. Права и обязанности экологической службы IV. Организация деятельности экологической службы V. Структура и штаты экологической службы Положение об экологическом аудите I. Общие положения II. Требования к экологической аудиторской организации и экологическому аудитору III. Порядок проведения экологического аудита IV. Оформление результатов работы по экологическому аудиту V. Заключительное положение

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286
"Об утверждении нормативно-правовых актов в области экологического контроля"

О документе

Номер документа:286
Дата принятия: 08/10/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/10/2015
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Собрание законодательства Республики Узбекистан, №41 (697), 19 октября 2015 года, Ст. 525.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 06/03/2019  документом  Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства... № 195 от 06/03/2019
Вступила в силу с: 07/03/2019


Редакция от 07/12/2018, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими... № 995 от 07/12/2018
Вступила в силу с: 10/12/2018


Редакция от 14/11/2017, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики... № 915 от 14/11/2017
Вступила в силу с: 15/11/2017


Первоначальная редакция от 08/10/2015