Дата обновления БД:
03.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
14 / 74
Всего документов в БД:
133345
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 8 октября 2015 года №286
Об утверждении нормативно-правовых актов в области экологического контроля
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля согласно приложению №1;
Типовое положение о порядке осуществления производственного экологического контроля согласно приложению №2;
Типовое положение об экологической службе согласно приложению №3;
Положение об экологическом аудите согласно приложению №4.
2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан, Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:
привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;
в установленном законодательством порядке обеспечить оказание методической помощи и содействие в осуществлении ведомственного и производственного экологического контроля.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.
Премьер-министр Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев
Приложение №1
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286
Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет порядок осуществления ведомственного экологического контроля органами государственного и хозяйственного управления в подведомственных им организациях.
2. Порядок осуществления ведомственного экологического контроля регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.
3. Ведение ведомственного контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, в функции которых входят координация и/ или организация пользования природными ресурсами и их воспроизводством, а также, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, и размещением отходов.
II. Основные обязанности и функции органов государственного и хозяйственного управления в области ведомственного экологического контроля
4. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в области ведомственного экологического контроля в подведомственных организациях, в органах государственного и хозяйственного управления:
предотвращать, выявлять и пресекать случаи нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализацию ведомственных экологических программ;
информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности подведомственных организаций, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках своей компетенции; повышать эффективность природоохранной деятельности.
5. В целях осуществления возложенных обязанностей органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:
разрабатывают и утверждают внутриведомственные акты в области экологического контроля;
контролируют своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;
координируют разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
способствуют созданию систем непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в подведомственных организациях и контролируют их работу;
организуют подготовку и повышение квалификации работников экологических служб;
оказывают методическую помощь и содействие в проведении производственного экологического контроля в подведомственных организациях;
принимают меры для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению ведомственного и производственного экологического контроля.
Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
III. Объекты ведомственного экологического контроля
6. Объектами ведомственного экологического контроля являются:
земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух; природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;
деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
IV. Субъекты ведомственного экологического контроля
7. Субъектами ведомственного экологического контроля являются органы государственного и хозяйственного управления. От имени органа государственного и хозяйственного управления ведомственный экологический контроль осуществляют:
руководящий орган органа государственного и хозяйственного управления в соответствии с его положением (уставом);
работники органа государственного и хозяйственного управления;
экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления, созданная в соответствии с законодательством.
8. Руководящий орган государственного и хозяйственного управления:
утверждает внутриведомственные акты о порядке осуществления ведомственного экологического контроля;
разрабатывает и утверждает инструкции, дает разъяснения по вопросам ведомственного и производственного экологического контроля;
рассматривает и принимает решения по спорам между подведомственными организациями и ведомственной экологической службой и/или работниками органа государственного и хозяйственного управления, осуществляющими ведомственный экологический контроль.
9. Работники органа государственного и хозяйственного управления, а также экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными ведомственными актами.
V. Формы ведомственного экологического контроля
10. Формами ведомственного экологического контроля являются:
проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;
мониторинг окружающей среды;
инспектирование подведомственных организаций.
11. Ведомственный экологический контроль осуществляется также путем учета факторов воздействия на окружающую среду, анализа, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
12. При осуществлении ведомственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.
13. Применение форм ведомственного экологического контроля, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, не допускается.
VI. Осуществление проверок соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ
14. Проверки соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ (далее — проверки) осуществляются в виде плановых проверок, внеплановых проверок и проверок в порядке контроля.
15. Проверки осуществляются в период времени, соответствующий рабочему в проверяемой организации.
16. В случаях несовпадения режимов рабочего времени производственных подразделений, цехов, а также служб и администрации в проверяемой организации временем для проведения проверки считается время работы производственных подразделений, цехов, служб и администрации в соответствии с целями проверки.
17. Продолжительность и периодичность проведения проверок определяется руководителем органа государственного и хозяйственного управления.
18. Основаниями для проведения проверки являются:
годовые и/или перспективные планы осуществления проверок, утвержденные руководителем органа государственного и хозяйственного управления, либо его коллегиальным органом управления;
приказ (распоряжение) руководителя органа государственного и хозяйственного управления, либо его заместителя о назначении проверки, изданный на основании и во исполнение годового или перспективного плана проверок, с указанием срока проверки, исполнителей и круга вопросов для изучения.
19. Проверки также назначаются органами государственного и хозяйственного управления при поступлении обоснованных жалоб юридических и физических лиц в случаях нарушения природоохранного законодательства подведомственными организациями, или соответствующими решениями правоохранительных органов, а также при угрозе возникновения аварийных, чрезвычайных ситуаций и несанкционированных загрязнений окружающей среды.
20. В рамках проверки изучаются:
материалы последних проверок, осуществленных в порядке государственного ведомственного, производственного и общественного экологического контроля;
заключение(я) государственной экологической экспертизы;
материалы экологического аудита;
разрешительные и нормативные документы (в том числе материалы по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов, государственные акты на право постоянного пользования земельными участками, пользования объектами растительного и животного мира, акты горных отводов, лицензии и др.);
наличие и основания осуществления деятельности иных природопользователей на территории проверяемого объекта, а также соблюдение ими договорных условий по соответствующей деятельности; материалы ведомственного мониторинга окружающей среды;
состояние выполнения предписаний органов государственного экологического контроля, программ действий по охране окружающей среды, отраслевых и региональных программ по охране окружающей среды и других планов и мероприятий касательно данного производственного объекта, а также реализации планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию;
достоверность отчетных данных по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;
состояние организации работ по охране природы и рациональному природопользованию, а также контролю загрязнения окружающей среды;
состояние объектов очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, оборудования, приборов и устройств контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду;
обеспечение режима охраняемых природных территорий и объектов;
формирование и расходование средств на охрану окружающей среды;
проектные и фактические показатели:
производственной деятельности; размещения производственных площадок и цехов, технологической схемы производства;
состояния природопользования и охраны окружающей природной среды (источники, состав и объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходы производства и потребления и др.);
воспроизводства и качества возобновляемых природных ресурсов, в том числе объектов растительного и животного мира;
внесения платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;
другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности на проверяемом объекте.
21. В случае проверки по жалобам юридических и физических лиц, по соответствующим решениям правоохранительных органов, при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций и их угрозе, несанкционированных загрязнений окружающей среды, нарушений пользования природными ресурсами изучаются обстоятельства, связанные с причинами и условиями их возникновения.
22. Отбор проб на объектах проверяемой организации осуществляется при наличии источников загрязнения природной среды, размещения отходов.
23. Отбор проб на источниках выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, почв и анализ содержания в них загрязняющих веществ производится по методикам, применяемым органами государственного экологического контроля.
24. Оценка эмиссий загрязняющих веществ выполняется путем сравнения полученных показателей с установленными экологическими нормативами.
VII. Ведение ведомственного экологического контроля окружающей среды
25. Ведомственный экологический контроль окружающей среды ведется в системе:
государственного мониторинга окружающей природной среды и проводится по природным объектам, источникам загрязнения, опасным природно-техногенным процессам, а также в виде фонового мониторинга в порядке, установленном законодательством; внутриведомственного мониторинга за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в порядке, установленном внутриведомственными актами, согласованными с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)
26. Ведение внутриведомственного экологического контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и размещением отходов.
VIII. Инспектирование подведомственных организаций
27. Органы государственного и хозяйственного управления в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в подведомственных организациях, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, вправе осуществлять инспектирование подведомственных организаций.
28. Инспектирование подведомственных организаций осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей их деятельностью.
29. Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.
30. При проведении инспектирования органами государственного и хозяйственного управления могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.
31. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются внутриведомственными актами.
IX. Оформление и реализация результатов ведомственного экологического контроля
32. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются:
дата и место его составления;
должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении проверки, а также лиц — представителей контролируемой организации;
основания проведения проверки с указанием реквизитов соответствующих документов;
дата фактического ее начала и окончания;
перечень поставленных вопросов для изучения и ответы на них;
факты невыполнения или нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов, экономических механизмов природопользования, предписаний и рекомендаций органов государственного ведомственного, производственного экологического контроля, разрешительных и нормативных документов, факты привлечения работников к дисциплинарной ответственности в связи невыполнением должностных обязанностей в соответствующей сфере, а также должностных лиц организации — к административной ответственности за правонарушения в области охраны природной среды и природопользования в течение последнего календарного года;
предложения для принятия мер по выявленным фактам нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Акт подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении проверки, и представителем контролируемой организации.
33. Если представитель контролируемой организации отказывается подписывать акт, то об этом в акте производится соответствующая запись.
34. К акту прилагаются пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя контролируемой организации.
35. В случае отказа руководителя контролируемой организации от подписания акта по результатам ведомственного экологического контроля вопрос достоверности фактов, изложенных в нем, определяется руководителем ведомства путем изучения прилагаемых к акту материалов и письменного обоснования руководителя контролируемой организации причин отказа от подписания.
36. По итогам инспектирования составляется справка, в которой указываются:
дата и место ее составления;
должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении инспектирования, а также лиц — представителей инспектируемой организации;
основания проведения инспектирования с указанием реквизитов соответствующих документов;
дата фактического его начала и окончания; ответы на вопросы, поставленные для изучения.
Справка подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении инспектирования, и представителем контролируемой организации, если они присутствовали при этом.
К справке могут быть приложены пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя(ей) проинспектированных организаций, кино-, фотодокументы.
37. В процессе ведомственного экологического контроля окружающей среды составляются акты отбора проб, протоколы измерений, справочные, аналитические и иные документы.
38. В случае выявления нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также ситуаций, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан, должностное лицо органа государственного или хозяйственного управления вносит предложения руководителю подведомственной организации для принятия соответствующих мер.
39. Органы государственного и хозяйственного управления по результатам ведомственного экологического контроля вправе принимать и иные меры реализации в соответствии со своим положением (уставом), а также положениями (уставами) подведомственных организаций.
40. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в порядке, установленном законодательством, передавать средствам массовой информации сообщения о выявленных нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, представляющих угрозу безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций.
X. Заключительные положения
41. Вмешательство в осуществление ведомственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих ведомственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.
42. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между подведомственной организацией и уполномоченными лицами, осуществляющими ведомственный экологический контроль, разрешаются руководящим органом соответствующего ведомства.
43. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между органами государственного и хозяйственного управления, с одной стороны, и иными субъектами экологического контроля, с другой стороны, решаются в порядке, установленном законодательством.
44. Лица, виновные в нарушении законодательства в области ведомственного экологического контроля, несут ответственность в установленном порядке.
Приложение №2
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286
Типовое положение о порядке осуществления производственного экологического контроля
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет основные требования и порядок осуществления производственного экологического контроля хозяйствующими субъектами.
2. Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования и регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.
3. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой хозяйствующего субъекта. Экологическая служба формируется в виде департамента, управления, отдела либо иной структурной единицы, а также может состоять из одного работника.
4. Производственный экологический контроль осуществляют работники хозяйствующих субъектов в соответствии с их должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором, должностными инструкциями, а также иными локальными актами.
II. Основные обязанности и функции хозяйствующих субъектов в области производственного экологического контроля
5. Хозяйствующие субъекты в области производственного экологического контроля обязаны:
не допускать случаев нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов;
выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, производственных экологических планов и программ;
информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности хозяйствующего субъекта, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках компетенции;
повышать эффективность природоохранной деятельности.
6. В целях осуществления возложенных на них обязанностей хозяйствующие субъекты в пределах своих полномочий:
разрабатывают и утверждают локальные акты в области экологического контроля;
утверждают программы проверок;
обеспечивают своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;
обеспечивают разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
создают системы непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, предоставленных им во владение или пользование, и обеспечивают их работу;
обеспечивают повышение квалификации работников экологических служб;
привлекают к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению производственного экологического контроля.
Хозяйствующие субъекты могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
III. Субъекты производственного экологического контроля
7. Субъектами производственного экологического контроля являются хозяйствующие субъекты.
От имени хозяйствующего субъекта производственный экологический контроль осуществляют:
руководитель и/или руководящий орган хозяйствующего субъекта в соответствии с учредительными документами хозяйствующего субъекта;
работники хозяйствующего субъекта в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными локальными актами;
экологическая служба хозяйствующего субъекта, созданная в соответствии с законодательством.
8. Руководитель и/или руководящий орган хозяйствующего субъекта:
утверждает должностные инструкции и иные локальные акты, регламентирующие порядок осуществления производственного экологического контроля;
организует осуществление и материально-техническое обеспечение производственного экологического контроля;
рассматривает и принимает решения по спорам между иными субъектами производственного экологического контроля и производственными подразделениями хозяйствующего субъекта;
принимает решения по результатам производственного экологического контроля;
организует и контролирует устранение выявленных в ходе производственного экологического контроля нарушений законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов;
обеспечивает представление сходам граждан отчетов по вопросам охраны окружающей среды на соответствующей территории.
9. Работники хозяйствующего субъекта, а также экологическая служба осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и законодательством.
IV. Формы производственного экологического контроля
10. Формами производственного экологического контроля являются:
наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
мониторинг за соблюдением производственными и иными подразделениями хозяйствующего субъекта экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду; инспектирование производственных и иных подразделений хозяйствующего субъекта;
экологический аудит. При осуществлении производственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.
V. Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан
11. Наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется в зоне непосредственного влияния деятельности хозяйствующего субъекта на объекты природной среды: атмосферный воздух, землю, ее недра, воды, растительный и животный мир.
При осуществлении наблюдений изучаются количественные и качественные показатели объектов.
12. Наблюдение за ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляется как визуально, так и инструментально с использованием достижений науки, техники, информационных систем, сетей связи и информационно-телекоммуникационной структуры.
13. Периодичность и продолжительность наблюдений должны обеспечивать накопление информации, объективно отражающей состояние окружающей среды и ее объектов, а также своевременное принятие мер к недопущению загрязнения окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, реализации угроз жизни и здоровью граждан.
VI. Ведение производственного экологического контроля
14. Хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с загрязнением окружающей среды, обязаны осуществлять инструментальные замеры фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ по источникам загрязнения в соответствии с методиками и периодичностью, утвержденными (установленными) Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)
15. Хозяйствующие субъекты вправе осуществлять инструментальные замеры фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ самостоятельно силами специализированных аттестованных лабораторий данного производства, а также на договорной основе со специализированными аттестованными экологическими лабораториями других организаций.
16. В случаях выявления превышения установленных экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду, хозяйствующие субъекты обязаны:
незамедлительно сообщить об этом в свою вышестоящую организацию и в органы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
принять меры к устранению причин их возникновения.
(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)
VII. Инспектирование производственных и иных подразделений хозяйствующего субъекта
17. Должностные лица и уполномоченные органы осуществляют производственный экологический контроль в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов в производственных и иных подразделениях хозяйствующего субъекта, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, и вправе осуществлять их инспектирование.
18. Инспектирование осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей деятельностью хозяйствующих субъектов.
Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.
19. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются локальными актами хозяйствующего субъекта.
20. При проведении инспектирования хозяйствующим субъектом могут быть привлечены общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.
VIII. Оформление и реализация результатов производственного экологического контроля
21. В случаях выявления нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе превышении установленных нормативов вредного воздействия на окружающую среду, а также наличие угрозы такого нарушения составляются акт или справка с рекомендациями либо заключения по результатам государственной экологической экспертизы и экологического аудита, направляемые руководителю хозяйствующего субъекта для принятия соответствующих мер.
22. По результатам производственного экологического контроля составляется отчет.
IX. Заключительные положения
23. Вмешательство в осуществление производственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих производственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.
24. Споры в области производственного экологического контроля разрешаются в порядке, установленном законодательством.
25. Лица, виновные в нарушении требований по осуществлению производственного экологического контроля несут ответственность в соответствии с законодательством.
Приложение №3
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286
Типовое положение об экологической службе
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение об экологической службе (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет статус, основные требования к созданию и обеспечению деятельности экологических служб органов государственного и хозяйственного управления, а также хозяйствующих субъектов.
2. В соответствии с настоящим Положением органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующие субъекты разрабатывают и утверждают Положение об экологической службе соответствующего органа, хозяйствующего субъекта, учитывающее особенности их деятельности.
3. Экологическая служба создается органами государственного и хозяйственного управления, а также хозяйствующими субъектами, деятельность которых связана с природопользованием, загрязнением и иным негативным воздействием на окружающую природную среду в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", настоящим Типовым положением и другими актами законодательства.
4. Экологическая служба — структурное подразделение аппарата управления органа хозяйственного и государственного управления, хозяйствующего субъекта, либо отдельное должностное лицо, ответственное за контроль за обеспечением охраны окружающей природной среды и рациональное природопользование в системе предприятий и организаций органов государственного и хозяйственного управления, а также в деятельности хозяйствующего субъекта.
5. Экологическая служба в своей деятельности не подменяет иные структурные подразделения органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта в их деятельности по охране природы и использованию природных ресурсов.
6. Экологические службы в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями, распоряжениями Президента Республики Узбекистан и постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативно-правовыми актами, настоящим Типовым положением и актами органов государственного и хозяйственного управления, локальными актами хозяйствующего субъекта.
7. Экологическая служба в ходе своей деятельности по всем вопросам, входящим в рамки ее полномочий, подчиняется руководителю органа государственного или хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта, либо его заместителю, курирующему вопросы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.
II. Основные задачи и функции экологической службы
8. Основными задачами экологической службы являются организация и обеспечение:
предотвращения, выявления и пресечения нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
наблюдения за состоянием окружающей среды, выявления ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов;
эффективности природоохранной деятельности и определения соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
соблюдения прав и законных интересов органов государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
информирования государственных и иных организаций, а также граждан об изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах.
9. В соответствии с возложенными задачами экологическая служба в пределах своих полномочий осуществляет следующие функции:
участвует в разработке нормативно-правовых и ведомственных актов в области экологического контроля;
взаимодействует с другими субъектами экологического контроля и средствами массовой информации по вопросам ведомственного и производственного экологического контроля;
разрабатывает, либо участвует в разработке экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимые воздействия на окружающую среду и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
обеспечивает работу системы наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в подведомственных организациях органов государственного управления, а также в организациях, входящих в состав органов хозяйственного управления;
осуществляет ведомственный и производственный экологический контроль;
оказывает методическую помощь и содействие в проведении производственного экологического контроля в подведомственных организациях соответствующего органа государственного и хозяйственного управления, а также в организациях, входящих в их состав;
участвует в оказании содействия другим субъектам экологического контроля в формировании и реализации единой государственной политики в области экологического контроля, в организации устранения выявленных в ходе экологического контроля фактов нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Экологическая служба осуществляет и иные функции в соответствии с законодательством.
III. Права и обязанности экологической службы
10. Для выполнения возложенных на нее задач и функций экологическая служба имеет право:
разрабатывать и вносить на утверждение руководителя органа хозяйственного и государственного управления, хозяйствующего субъекта проекты ведомственных и локальных актов по осуществлению ведомственного и производственного экологического контроля;
вносить предложения, направленные на совершенствование служб ведомственного и производственного экологического контроля, а также их природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;
запрашивать и получать от структурных подразделений аппарата управления органов государственного и хозяйственного управления, подведомственных или входящих в состав хозяйствующих субъектов организаций необходимые документы, справочные и иные материалы по вопросам, относящимся к их компетенции;
вносить предложения руководителю органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране окружающей природной среды и рационального природопользования.
11. Экологическая служба обязана обеспечивать эффективное исполнение задач, возложенных на нее настоящим Типовым положением и другими нормативно-правовыми актами, а также ведомственными актами в области экологического контроля.
12. Не допускается возложение на экологическую службу исполнение обязанностей, непосредственно не связанных с возложенными на нее задачами.
IV. Организация деятельности экологической службы
13. Экологическую службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем соответствующего органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта.
14. Распределение обязанностей между работниками экологических служб осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.
15. Контроль за деятельностью экологической службы осуществляется руководителем органа государственного и хозяйственного управления, хозяйствующего субъекта, его заместителем, а также другими должностными лицами в соответствии с законодательством.
V. Структура и штаты экологической службы
16. Организационная структура и численность работников экологической службы утверждаются в порядке, установленном законодательством. Численность работников экологической службы определяется органом государственного и хозяйственного управления, хозяйствующим субъектом, исходя из объема работ по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования в данной отрасли (сфере), в соответствии с трудовым законодательством.
17. Для работы в экологической службе принимаются лица, имеющие специальное образование и опыт работы в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования.
18. Организация труда и выплата заработной платы работникам экологической службы осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.
Приложение №4
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №286
Положение об экологическом аудите
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности экологических аудиторских организаций и проведения экологического аудита.
2. Экологический аудит — независимая экологическая экспертиза деятельности действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды (далее — объект экологического аудита), проводимая экологическими аудиторами (экологическими аудиторскими организациями) в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Узбекистан "Об экологической экспертизе", настоящим Положением и другими актами законодательства.
3. Задачи экологического аудита:
обеспечение экологической безопасности организации;
оценка природоохранной деятельности организации;
определение путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
определение правильности исчисления и уплаты экологических платежей организацией;
определение необходимости совершенствования природоохранной деятельности организации;
определение соответствия экологическим требованиям осуществляемой производственно-хозяйственной и иной деятельности; определение необходимости применения новых технологий производства и оборудования.
4. Экологический аудит проводится по решению собственника объекта хозяйственной и иной деятельности (далее — заказчик).
5. Экологический аудит проводится за счет средств заказчика.
6. Основанием для проведения экологического аудита являются решение (приказ или распоряжение) заказчика о проведении экологического аудита, а также договор, заключенный между заказчиком и экологической аудиторской организацией.
7. В решении о проведении экологического аудита указываются причины, период его проведения, перечень вопросов, связанных с деятельностью организации по охране окружающей среды и природопользованию, необходимость создания соответствующих условий для организации и проведения экологического аудита, размеры и условия оплаты за аудиторские услуги, ответственные лица и другие вопросы.
8. Срок проведения экологического аудита определяется договором, заключенным между заказчиком и экологической аудиторской организацией.
В установленный договором срок должно быть обеспечено проведение полного анализа объекта экологического аудита и представление заказчику объективного и всестороннего заключения (отчета).
II. Требования к экологической аудиторской организации и экологическому аудитору
9. Экологический аудит вправе осуществлять хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица и имеющий в своем штате не менее трех специалистов с сертификатом экологического аудитора (далее — экологический аудитор).
10. Экологическим аудитором может быть физическое лицо, имеющее высшее образование в области экологии, биологии, химии и практический опыт работы в сфере экологии и охраны окружающей среды не менее трех лет, прошедший подготовку по экологическому аудиту и получивший сертификат экологического аудитора.
11. Порядок проведения специальной подготовки по экологическому аудиту, а также порядок и образец выдачи сертификата экологического аудитора определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)
III. Порядок проведения экологического аудита
12. Работа по комплексному обследованию объектов экологического аудита заказчика осуществляется экологическим аудитором экологической аудиторской организации.
13. После заключения договора экологическая аудиторская организация разрабатывает и согласовывает с заказчиком план проведения экологического аудита, содержащий этапы его проведения, с указанием необходимых мероприятий.
14. Заказчик обеспечивает следующие условия, необходимые для проведения экологического аудита: назначение своего представителя;
предоставление необходимых документов и материалов;
выделение помещения (при наличии возможности) для работы экологического аудитора;
обеспечение доступа к объектам экологического аудита, соответствующему оборудованию, средствам измерений и другому имуществу, связанному с объектом экологического аудита.
15. Экологическими аудиторскими организациями в рамках экологического аудита определяется:
соблюдение требований законодательства и нормативных документов в области технического регулирования в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов в комплексах, цехах, участках, агрегатах и иных объектах хозяйствующего субъекта;
выполнение государственных и иных экологических программ, направленных на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
наличие утвержденных экологических нормативов и их соответствие законодательству, нормативным документам в области технического регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
соблюдение норм, установленных в разрешительных документах в сфере природопользования и недропользования, а также экологических нормативах воздействия на окружающую среду;
наличие, точность и эффективность работы измерительных приборов, устройств, оборудования и сооружений по очистке выбросов и сбросов в окружающую среду от загрязняющих веществ;
достоверность данных мониторинга, учета, составления установленной
отчетности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования и внесения компенсационных выплат. Экологическая аудиторская организация может изучать и другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности объекта экологического аудита, для представления заказчику объективного и всестороннего заключения (отчета).
16. Экологическая аудиторская организация осуществляет замеры, отбор и анализ проб, необходимых для определения соответствия деятельности объекта экологическим требованиям.
Замеры, отбор и анализ проб должны быть проведены в соответствии с методиками и нормативами, установленными специально уполномоченными органами в области экологического контроля.
17. Экологическая аудиторская организация осуществляет оценку воздействия объекта на окружающую среду в соответствии с требованиями, установленными для государственной экологической экспертизы.
IV. Оформление результатов работы по экологическому аудиту
18. По результатам экологического аудита оформляется отчет в форме заключения.
19. Заключение о результатах экологического аудита должно содержать:
цель проведения экологического аудита;
анализ природоохранной деятельности предприятия;
недостатки природоохранной деятельности организации, их причины и условия возникновения;
перечень рекомендуемых мероприятий для устранения нарушений, а также причин и условий их совершения;
рекомендации по техническому перевооружению и модернизации производства в целях обеспечения соблюдения экологических требований;
ответы на вопросы, связанные с деятельностью организации по охране окружающей среды и природопользованию, поставленные заказчиком.
20. Заключение экологического аудита составляется в двух экземплярах, один из которых вручается заказчику, другой остается у аудиторской организации.
V. Заключительное положение
21. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Недействующая редакция, не действует с 10 декабря 2018 года