Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 18 июня 2015 года №541-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно развития институциональной способности Национального банка Украины

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в таких законодательных актов Украины:

1. Статью 67 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №6, ст. 56) после части четвертой дополнить новой частью такого содержания:

"Не допускается обеспечение иска путем приостановления решений, актов Национального банка Украины, а также установление для Национального банка Украины запреты или обязанности совершать определенные действия".

В связи с этим части пятую - восьмую считать соответственно частями шестой - девятой.

2. Статью 152 Гражданского процессуального кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №№ 40-42, ст. 492) дополнить частью седьмой такого содержания:

"7. Не допускается обеспечение иска путем приостановления решений, актов Национального банка Украины, а также установление для Национального банка Украины запрета или обязанности совершать определенные действия".

3. Пункт 4 части пятой статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины (Сведения Верховной Рады Украины, 2005 г., №№ 35-37, ст. 446) изложить в такой редакции:

"4) приостановление решений Национального банка Украины, актов Национального банка Украины, а также установление для Национального банка Украины запрета или обязанности совершать определенные действия".

4. В Законе Украины "О Национальном банке Украины" (Сведения Верховной Рады Украины, 1999 г., №29, ст. 238 с последующими изменениями):

1) в статье 1:

а) дополнить определением терминов такого содержания (в алфавитном порядке):

"международные стандарты профессиональной практики внутреннего аудита - принятые Советом по Международным Стандартам внутреннего аудита, одобренные Наблюдательным Советом Профессиональной Практики";

"финансовая стабильность - состояние финансовой системы, в котором она способна должным образом обеспечить возможность эффективно выполнять свои ключевые функции, такие как финансовое посредничество и обеспечение осуществления платежей, и таким образом способствовать устойчивому экономическому росту, а также противостоять негативному влиянию кризисных явлений на экономику";

б) определение термина "официальное издание Национального банка Украины" изложить в такой редакции:

"официальное издание Национального банка Украины - печатное издание Национального банка, зарегистрированное в установленном порядке";

в) в определении термина "ставки рефинансирования Национального банка Украины" слово "коммерческим" исключить;

г) последний абзац изложить в следующей редакции:

"Термины "ассоциированное лицо", "деловая репутация", "существенное участие" понимаются в значении, определенном Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

2) в части третьей статьи 3 слова "доходы его сметы" заменить словами "часть его прибыли к распределению";

3) в статье 4:

а) часть первую после слова "сметы" дополнить словами "административных расходов";

б) в части второй слова "находящегося в его полном хозяйственном ведении" заменить словами "закреплено за ним на праве хозяйственного ведения";

4) в статье 5:

а) название изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Смета административных расходов";

б) в части первой слова "смета доходов и расходов" заменить словами "смета административных расходов";

в) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Национальный банк Украины включает в сметы административных расходов прогнозируемые расходы, в том числе амортизационные отчисления, резервы под обесценивание активов, инвестиции, направляемых на обеспечение деятельности Национального банка Украины, а также расходы на выплату вознаграждения членам Совета Национального банка за исполнение ими своих функций с детализацией размера, должностей и периодичности их выплат";

г) часть четвертую дополнить словами "которые являются источником финансирования инвестиций, направляемых на обеспечение деятельности Национального банка";

5) в статье 5-1:

а) часть пятую заменить двумя частями такого содержания:

"Национальный банк после подтверждения внешним аудитом и утверждения Советом Национального банка годовой финансовой отчетности за счет прибыли до распределения обеспечивает формирование общих резервов в размере 10 процентов от объема денежно-кредитных обязательств Национального банка.

Совет Национального банка имеет право принять решение о дополнительном направлении прибыли к распределению на формирование других резервов, которые являются источником финансирования инвестиций, направляемых на обеспечение деятельности Национального банка, в размере до 2 процентов от объема денежно-кредитных обязательств Национального банка и увеличение уставного капитала Национального банка".

В связи с этим часть шестую считать частью седьмой;

б) в части седьмой слова "формирования общих резервов в размере, предусмотренном частью пятой" заменить словами "направления прибыли к распределению на цели, определенные частями пятой и шестой";

в) дополнить частью восьмой такого содержания:

"Национальный банк не имеет права перечислять в Государственный бюджет Украины сумму части прибыли к распределению большую, чем определена в годовой финансовой отчетности, подтвержденной внешним аудитом и утверждена Советом Национального банка";

(Подпункт 5 вступает в силу с 1 января 2016 года)

6) часть третью статьи 6 после слова "способствует" дополнить словами "финансовой стабильности, в том числе";

7) в части первой статьи 7:

а) пункт 12 исключить;

б) пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16) анализирует и прогнозирует динамику макроэкономических, денежно-кредитных, валютных и финансовых показателей, в том числе составляет платежный баланс";

в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31) осуществляет анализ состояния финансовой системы по финансовой стабильности";

8) статью 8 дополнить частью второй следующего содержания:

"Совет Национального банка осуществляет надзор за системой внутреннего контроля Национального банка";

9) статьи 9 и 10 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Полномочия Совета Национального банка

Совет Национального банка:

1) разрабатывает Основные основы денежно-кредитной политики на основании предложений, предоставленных Правлением Национального банка, публикует их в официальных изданиях и подает ежегодно до 15 сентября в Верховную Раду Украины для информирования;

2) осуществляет контроль за проведением денежно-кредитной политики;

3) осуществляет анализ влияния денежно-кредитной политики Украины на состояние социально-экономического развития Украины и разрабатывает предложения о внесении соответствующих изменений в нее;

4) утверждает ежегодно до 15 сентября текущего года смету расходов Национального банка на следующий год;

5) подает в Верховную Раду Украины и Кабинета Министров Украины ежегодно до 1 апреля сведения о части прогнозируемой прибыли к распределению текущего года;

6) принимает решение о направлении прибыли к распределению на увеличение уставного капитала Национального банка и формирования резервов, которые являются источником финансирования инвестиций, направляемых на обеспечение деятельности Национального банка;

7) утверждает Регламент Совета Национального банка Украины, положения об Аудиторском комитете и других рабочих органах Совета Национального банка;

8) принимает решение об увеличении размера уставного капитала Национального банка;

9) определяет порядок, периодичность проведения внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка и утверждает годовой план его проведения, утверждает положения о подразделении внутреннего аудита;

10) утверждает до 1 ноября отчетного года аудиторскую фирму для проведения аудита годовой финансовой отчетности Национального банка, определенной по результатам проведения процедуры закупки в соответствии с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок";

11) рассматривает аудиторское заключение и утверждает до 30 апреля следующего за отчетным года годовую финансовую отчетность Национального банка, отчет об исполнении сметы административных расходов Национального банка и распределение прибыли к распределению за отчетный год, публикует утвержденную Советом Национального банка годовую финансовую отчетность Национального банка на страницах официального Интернет-представительства Национального банка;

12) утверждает решение Правления Национального банка об участии Национального банка в международных финансовых организациях;

13) оценивает деятельность Правления Национального банка по выполнению Основных принципов денежно-кредитной политики и по другим вопросам, решения по которым являются обязательными для Правления Национального банка; вносит рекомендации Правлению Национального банка относительно:

методов и форм прогнозирования макропоказателей экономического и социального развития Украины, а также денежно-кредитной политики;

отдельных мер монетарного и регулятивного характера и их влияния на экономическое и социальное развитие Украины;

политики курсообразования и валютного регулирования;

развития банковской системы и отдельных нормативных актов по вопросам банковской деятельности;

совершенствования платежной системы;

других вопросов, отнесенных законом к компетенции Совета Национального банка;

14) вносит рекомендации Кабинету Министров Украины относительно влияния политики государственных заимствований и налоговой политики на состояние денежно-кредитной сферы Украины;

15) утверждает по представлению Правления Национального банка методику определения заработной платы Председателя Национального банка и его заместителей;

16) создает Аудиторский комитет и другие рабочие органы Совета Национального банка, определяет их состав и руководителей;

17) назначает на должность и освобождает от должности руководителя подразделения внутреннего аудита;

18) назначает на должности и освобождает с должностей первого заместителя и заместителей Председателя Национального банка по представлению Председателя Национального банка;

19) осуществляет надзор за деятельностью подразделения внутреннего аудита;

20) утверждает по представлению Правления Национального банка методику определения вознаграждения членам Совета Национального банка, кроме Председателя Национального банка. Размер ежегодного вознаграждения члена Совета Национального банка Украины не может превышать четырехкратный максимальный размер заработной платы члена Правления Национального банка.

В случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения Правлением Национального банка решений Совета Национального банка, которые являются обязательными согласно настоящему Закону, Совет Национального банка имеет право обратиться к Председателю Национального банка или в Верховную Раду Украины и к Президенту Украины с изложением своих позиций.

Статья 10. Состав и формирование Совета Национального банка

В состав Совета Национального банка входят члены Совета Национального банка, назначенные Верховной Радой Украины и Президентом Украины. Верховная Рада Украины назначает четырех членов Совета Национального банка путем принятия соответствующего постановления. Президент Украины назначает четырех членов Совета Национального банка путем издания соответствующего указа. Председатель Национального банка, который назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, входит в состав Совета Национального банка по должности.

Кандидатуры лиц для назначения Верховной Радой Украины членами Совета Национального банка проходят обсуждение на специальном открытом заседании профильного комитета Верховной Рады Украины, который вносит свои рекомендации Верховной Раде Украины.

Членом Совета Национального банка может быть гражданин Украины, который постоянно проживает в Украине, имеет полное высшее образование в отрасли экономики, финансов или права или научную степень в отрасли экономики, финансов или права и при этом имеет не менее 10 лет опыта работы в органе законодательной власти или на руководящих должностях в других органах государственной власти и государственных органах, обеспечивающих проведение и реализацию государственной финансовой, экономической или правовой политики, или на руководящих должностях в международных финансовых организациях, или на руководящих должностях в банке, или научной работы по финансовой, экономической или правовой тематике и имеет безукоризненную деловую репутацию, в частности, не имеет судимости, не погашенной и не снятой в установленном законом порядке.

Лицо не может быть членом Совета Национального банка, если оно имеет представительский мандат или является членом Кабинета Министров Украины, или занимает или занимало должность руководителя органа государственной власти (заместителя руководителя) и другого государственного органа (если не истек один год со дня его освобождения от такой должности), или является лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, или руководителем (заместителем руководителя) предприятия, учреждения и организации, или является руководителем политической партии или членом руководящих органов политической партии, является должностным лицом, или является владельцем существенного участия в юридическом лице, которое оказывает финансовые услуги и находится под надзором Национального банка.

Для назначения членом Совета Национального банка кандидат на эту должность представляет сведения, подтверждающие соответствие его кандидатуры требованиям, установленным частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Срок полномочий членов Совета Национального банка - семь лет, кроме Председателя Национального банка, который входит в состав Совета Национального банка на срок осуществления им полномочий по должности. Одно и то же лицо не может быть назначено членом Совета Национального банка более чем на два срока подряд.

Назначение на должности и увольнение с должностей членов Совета Национального банка осуществляется таким образом, чтобы была обеспечена возможность проведения заседания Совета Национального банка в соответствии с требованиями части четвертой статьи 11 настоящего Закона.

Член Совета Национального банка освобождается с должности в связи с истечением срока его полномочий или в случае:

1) представления письменного заявления о прекращении полномочий по собственному желанию с указанием аргументов такого решения;

2) признания его судом недееспособным;

3) несоответствия деятельности члена Совета Национального банка требованиям закона или утраты безупречной деловой репутации;

4) отсутствия без уважительных причин на двух заседаниях Совета Национального банка подряд;

5) невыполнения обязанностей члена Совета Национального банка (в том числе по состоянию здоровья) более четырех месяцев подряд;

6) установления факта предоставления недостоверной информации для назначения на должность члена Совета Национального банка;

7) возникновения обстоятельств, исключающих возможность лица быть членом Совета Национального банка (в соответствии с частями третьей и четвертой этой статьи).

В случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления в установленном порядке умершим лица, являющегося членом Совета Национального банка, полномочия такого члена Совета Национального банка считаются прекращенными со дня его смерти, удостоверенной свидетельством о смерти, или со дня вступления в законную силу решения суда о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении лица умершим.

Президент Украины освобождает назначенных им членов Совета Национального банка путем издания соответствующего указа, в котором должны быть указаны основания для увольнения.

Верховная Рада Украины освобождает назначенных ею членов Совета Национального банка путем принятия соответствующего постановления по представлению профильного комитета Верховной Рады Украины, в котором должны быть указаны основания для увольнения.

Полномочия Председателя Национального банка как члена Совета Национального банка досрочно прекращаются в связи с его отставкой или при освобождении его от должности по другим основаниям, определенным этим Законом.

Члены Совета Национального банка (кроме Председателя Национального банка) за выполнение своих функций получают вознаграждение за счет Национального банка. Размер вознаграждения определяется согласно методике, утвержденной Советом Национального банка по представлению Правления Национального банка.

Информация о размере вознаграждения, полученного каждым членом Совета Национального банка, подлежит опубликованию в составе годовой финансовой отчетности Национального банка.

Членам Совета Национального банка оплачиваются расходы, осуществленные в связи с исполнением ими своих полномочий, в соответствии с Регламентом Совета Национального банка Украины.

Материально-техническое и организационное обеспечение работы Совета Национального банка и ее рабочих органов осуществляет Национальный банк в соответствии со сметой административных расходов";

10) в статье 11:

а) дополнить новой частью первой такого содержания:

"Совет Национального банка действует в соответствии с Регламентом Совета Национального банка Украины, что утверждается на его заседании".

В связи с этим части первую - седьмую считать соответственно частями второй - восьмой;

б) в части второй слова "одного раза в квартал" заменить словами "десяти раз в год";

в) в части четвертой слово "десяти" заменить словом "шести";

11) часть третью статьи 12 после абзаца третьего дополнить новым абзацем такого содержания:

"информирует в порядке, определенном Регламентом Совета Национального банка Украины, Президента Украины или Верховную Раду Украины о возникновении оснований для увольнения с должности назначенных ими членов Совета Национального банка".

В связи с этим абзац четвертый считать абзацем пятым;

12) часть вторую статьи 13 изложить в следующей редакции:

"Основные принципы денежно-кредитной политики и решения Совета Национального банка по вопросам, определенных пунктами 3, 4, 6, 8 -1 0, 12, 15, 17, 18, 20 статьи 9 настоящего Закона, являются обязательными для выполнения Правлением Национального банка";

13) раздел II дополнить статьей 13-1 следующего содержания:

"Статья 13-1. Аудиторский комитет

Совет Национального банка образует Аудиторский комитет с целью оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля в Национальном банке, полноты и достоверности годовой финансовой отчетности Национального банка.

Аудиторский комитет является консультативным рабочим органом Совета Национального банка и действует на основании положения, которое утверждается Советом Национального банка.

В состав Аудиторского комитета, кроме членов Совета Национального банка, могут входить независимые эксперты. Независимым экспертом может быть лицо, которое имеет полное высшее образование в отрасли экономики, финансов или права или научную степень в этих отраслях, опыт работы по специальности не менее 10 лет и имеет безупречную деловую репутацию, в частности, не имеет судимости, не погашенной и не снятой в установленном законом порядке.

На независимых экспертов распространяются ограничения, установленные частью четвертой статьи 10 и частью первой статьи 65 настоящего Закона.

Количество членов Аудиторского комитета не может быть больше чем пять человек.

Заседания Аудиторского комитета проводятся не реже десяти раз в год";

14) в статье 15:

а) в части первой:

в пункте 1:

абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:

"о применении мер воздействия (санкций) к банкам и другим лицам, деятельность которых проверяется Национальным банком в соответствии с Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и других законов Украины";

абзац двадцать четвертый исключить;

дополнить абзацами двадцать седьмым и двадцать восьмым следующего содержания:

"о создании комитетов Правления Национального банка;

о делегировании части своих полномочий отдельным комитетам Правления Национального банка, предусмотренным частями четвертой и пятой статьи 17 настоящего Закона";

в пункте 2 слова "годовой отчет" заменить словами "годовую финансовую отчетность", а слова "сметы доходов и расходов" заменить словами "сметы административных расходов";

пункт 3 после слов "структурные подразделения" дополнить словами "(кроме положения о подразделении внутреннего аудита)", а после слов "руководителей подразделений" - словами "(кроме руководителя подразделения внутреннего аудита)";

дополнить пунктами 3-1 и 3-2 такого содержания:

"3-1) согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей руководителей структурных подразделений, обеспечивающих выполнение функций Национального банка;

3-2) определяет перечень структурных подразделений, обеспечивающих выполнение функций Национального банка";

пункт 9 заменить двумя пунктами следующего содержания:

"9) разрабатывает и представляет на утверждение Совету Национального банка методику определения вознаграждения членам Совета Национального банка, кроме Председателя Национального банка;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и не отнесенные к полномочиям Председателя Национального банка и Совета Национального банка";

б) дополнить частью второй такого содержания:

"Правление Национального банка несет коллегиальную ответственность за деятельность Национального банка в рамках компетенции членов Правления. Председатель Национального банка несет ответственность за деятельность Национального банка перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины";

15) статьи 16 и 17 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Состав и порядок формирования Правления Национального банка

Правление Национального банка является коллегиальным органом и состоит из шести человек: Председателя Национального банка, первого заместителя и заместителей Председателя Национального банка.

Правление Национального банка возглавляет Председатель Национального банка.

Статья 17. Порядок работы Правления Национального банка и его комитетов

Порядок организации и проведения заседаний Правления Национального банка определяется Регламентом Правления Национального банка Украины.

Решение Правления Национального банка принимаются на коллегиальной основе простым большинством голосов. Каждый член Правления Национального банка имеет один голос. Председатель Национального банка имеет право решающего голоса в случае равного распределения голосов членов Правления Национального банка во время принятия решений.

Заседание Правления Национального банка правомочно, если на нем присутствуют не менее четырех членов Правления Национального банка.

Правление Национального банка имеет право образовать Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем и делегировать ему полномочия по осуществлению банковского регулирования и надзора, в том числе применения к банкам и другим лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, мер воздействия (санкций), предусмотренных законами Украины, кроме мероприятий, предусмотренных пунктами 11-1-13 части первой статьи 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности".

Правление Национального банка имеет право образовать Комитет по управлению активами и пассивами Национального банка и делегировать ему полномочия по принятию решений по вопросам управления активами и пассивами, в том числе золотовалютным резервом Украины, обеспечения мониторинга рисков и финансовых результатов по операциям с активами и пассивами Национального банка";

16) в статье 18:

а) в части второй слово "подряд" заменить словом "подряд";

б) в части восьмой:

пункт 2 после слов "об отставке" дополнить словами "с указанием аргументов такого решения";

в пункте 9 слово "подряд" заменить словом "подряд";

в) после части девятой дополнить новой частью такого содержания:

"Председатель Национального банка на пленарном заседании Верховной Рады Украины при рассмотрении вопроса о его увольнении в случае, предусмотренном пунктом 2 части восьмой настоящей статьи, докладывает о результатах деятельности на посту Главы Национального банка".

В связи с этим часть десятую считать частью одиннадцатой;

17) в статье 19:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) руководит деятельностью Национального банка в пределах компетенции, определенной настоящим Законом";

б) в пункте 4 слово "Правления" заменить словами "принятые Правлением";

в) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) вносит Совету Национального банка представления о назначении на должности и увольнения с должностей заместителей Председателя Национального банка, распределяет обязанности между заместителями Председателя Национального банка";

г) в пункте 6 слова "распорядительные акты" заменить словами "акты организационно-распорядительного характера";

ґ) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) инициирует перед Советом Национального банка проведение внепланового внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка";

д) пункт 8 исключить;

18) в статье 20:

а) части первую и вторую заменить тремя частями такого содержания:

"Глава Национального банка имеет пятерых заместителей, в том числе одного первого заместителя, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Советом Национального банка по представлению Председателя Национального банка.

Заместитель Председателя Национального банка назначается на должность на срок, соответствующий сроку полномочий Главы Национального банка. Назначение на должности и освобождение от должностей заместителей Председателя Национального банка осуществляется таким образом, чтобы была обеспечена возможность проведения заседания Правления Национального банка в соответствии с требованиями части третьей статьи 17 настоящего Закона.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность заместителя Председателя Национального банка больше чем два срока подряд".

В связи с этим части третью - седьмую считать соответственно частями четвертой - восьмой;

б) в части шестой слова "второй и третьей" заменить словами "четвертой и пятой";

в) в части седьмой слова "согласовывает кандидатуру" заменить словами "назначает лицо", а слова "второй и третьей" словами "четвертой и пятой";

г) часть восьмую заменить тремя частями такого содержания:

"Заместитель Председателя Национального банка освобождается от должности в следующих случаях:

1) окончания срока полномочий;

2) подачи заявления об увольнении по собственному желанию с указанием аргументов такого решения;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

4) на основании решения суда о признании лица недееспособным;

5) утраты безупречной деловой репутации;

6) установления факта предоставления недостоверных сведений при назначении на должность заместителя Председателя Национального банка;

7) смерти или на основании решения суда о признании в установленном порядке лица безвестно отсутствующим или об объявлении лица умершим;

8) невыполнения должностных обязанностей, в том числе по состоянию здоровья, в течение более четырех месяцев подряд;

9) возникновения обстоятельств, исключающих возможность лица быть заместителем Председателя Национального банка (согласно частям четвертой и пятой этой статьи).

Совет Национального банка увольняет с должности заместителя Председателя Национального банка в случае, предусмотренном пунктом 2 части восьмой настоящей статьи, на своем заседании после его доклада о результатах деятельности на посту.

Заместитель Председателя Национального банка, срок полномочий которого истек, находится на должности до вступления в должность вновь назначенного заместителя Председателя";

19) статью 21 исключить;

20) в статье 22:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

"В структуру Национального банка входят центральный аппарат, обособленные подразделения и юридические лица, созданные Национальным банком для обеспечения его деятельности, которые осуществляют деятельность исключительно в пределах задач и функций Национального банка, установленных законом";

б) часть третью исключить;

в) в части четвертой:

в первом предложении слова "ведомственную охрану, вооруженную" заменить словами "вправе создавать подразделение ведомственной охраны, вооруженное";

во втором предложении слова "Ведомственная охрана" заменить словами "Подразделение ведомственной охраны", а слова и цифры "частями второй и третьей статьи 15" заменить словами и цифрами "частями третьей и четвертой статьи 15";

21) статью 23 исключить;

22) в статье 24:

а) после части первой дополнить новой частью такого содержания:

"Совет Национального банка разрабатывает Основные принципы денежно-кредитной политики на основании предложений, предоставленных Правлением Национального банка".

В связи с этим части вторую - четвертую считать соответственно частями третьей - пятой;

б) в части третьей слова "Кабинетом Министров Украины" заменить словами "Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины, а также другая необходимая информация";

в) в части четвертой слова и цифры "в порядке, предусмотренном статьями 9 и 51 настоящего Закона" заменить словами "в порядке, предусмотренном настоящим Законом";

23) в пунктах 1 и 3 части первой статьи 25 слово "коммерческих" исключить;

24) в части первой статьи 42:

в пункте 1 слово "коммерческим" исключить;

пункт 8-1 исключить;

25) в пункте 2 части второй статьи 48 слова "доходов и" заменить словом "административных";

26) в статье 52:

а) части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"Национальный банк и Кабинет Министров Украины проводят взаимные консультации по вопросам денежно-кредитной политики, разработки и осуществления общегосударственной программы экономического и социального развития.

Национальный банк на запрос Кабинета Министров Украины предоставляет информацию о монетарных процессах и денежно-кредитном рынке";

б) части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

"Председатель Национального банка или по его поручению один из его заместителей могут принимать участие в заседаниях Кабинета Министров Украины с правом совещательного голоса.

В заседаниях Правления Национального банка могут принимать участие члены Кабинета Министров Украины с правом совещательного голоса";

27) часть третью статьи 53 изложить в следующей редакции:

"Законодательное регулирование вопросов, связанных с выполнением Национальным банком своих функций, устанавливается или изменяется исключительно этим Законом. Изменение положений настоящего Закона может осуществляться исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон";

28) статью 56 изложить в следующей редакции:

"Статья 56. Акты Национального банка

Национальный банк издает нормативно-правовые акты и распорядительные акты.

Национальный банк издает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, а также для физических лиц.

Национальный банк издает распорядительные акты по вопросам организационно-распорядительного характера или индивидуального действия, которые не являются нормативно-правовыми актами. Распорядительные акты обнародуются и вступают в силу в порядке, установленном Национальным банком.

Нормативно-правовые акты Национального банка выдаются в форме постановлений Правления Национального банка, а также инструкций, положений, правил, утверждаемых постановлениями Правления Национального банка. Они не могут противоречить законам Украины и другим законодательным актам Украины и не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они согласно закону смягчают или отменяют ответственность.

Нормативно-правовые акты Национального банка (кроме нормативно-правовых актов, которые содержат информацию с ограниченным доступом), которые согласно закону являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".

Нормативно-правовые акты Национального банка (кроме нормативно-правовых актов, которые содержат информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если более поздний срок вступления в силу не предусмотрен в таком акте. Официальным опубликованием нормативно-правового акта Национального банка считается первое опубликование его полного текста в одном из периодических печатных изданий - "Официальном вестнике Украины", газетах "Правительственный курьер", "Голос Украины" или первое размещение на странице Официального интернет-представительства Национального банка Украины.

Нормативно-правовые акты Национального банка, которые содержат информацию с ограниченным доступом, не подлежат опубликованию и доводятся до сведения юридических и физических лиц, на которых распространяется их действие, в порядке, установленном Национальным банком.

Нормативно-правовые акты Национального банка, которые содержат информацию с ограниченным доступом, вступают в силу в порядке, установленном этими актами.

Акты Национального банка могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Украины";

29) часть вторую статьи 57 изложить в следующей редакции:

"Для подготовки денежно-кредитной, финансовой статистики, статистики платежного баланса, международной инвестиционной позиции, внешнего долга, банковской статистической информации и анализа финансовой стабильности, а также анализа и прогноза динамики макроэкономических, денежно-кредитных, валютных и финансовых показателей Национальный банк имеет право бесплатно получать необходимую информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования всех форм собственности";

30) в статье 64:

а) в части первой слова "оплаты труда" исключить;

б) часть восьмую изложить в следующей редакции:

"Структура и размер оплаты труда служащих Национального банка определяются Правлением Национального банка в соответствии с законодательством об оплате труда";

31) дополнить статьей 64-1 следующего содержания:

"Статья 64-1. Правовая защита

Члены Правления Национального банка и другие работники Национального банка, члены Совета Национального банка должны неукоснительно соблюдать Кодекс этики работника Национального банка и избегать любых ситуаций, вследствие которых может возникнуть конфликт интересов.

Члены Правления Национального банка и другие служащие Национального банка, члены Совета Национального банка, привлеченные эксперты не несут ответственности за любые действия или бездействие, если они действовали на основании, в пределах полномочий и способами, что предусмотрены Конституцией и законами Украины. Иски, поданные против таких лиц, считаются исками, поданными против Национального банка. Национальный банк обеспечивает правовую защиту членов Правления Национального банка, других служащих, членов Совета Национального банка, привлеченных экспертов, в том числе путем обеспечения предоставления правовой помощи адвокатами и другими специалистами в отрасли права, в случае подачи против них исков или их участия в административном или уголовном производстве, связанных с исполнением ими своих полномочий.

Вред, причиненный вследствие решений, действий и/или бездеятельности Национального банка (его работников и/или привлеченных экспертов), в том числе ущерб, причиненный вследствие профессиональной ошибки работников Национального банка и/или привлеченных экспертов, возмещается Национальным банком в соответствии с законодательством и страховыми компаниями в соответствии с условиями договоров страхования (в случае их заключения).

Национальный банк в соответствии с законодательством имеет право осуществлять страхование профессиональной ответственности и страхование от несчастного случая членов Правления Национального банка и других служащих Национального банка.

Возмещение Национальным банком в соответствии с законодательством и страховыми компаниями в соответствии с условиями договоров страхования (в случае их заключения) вреда, причиненного вследствие решений, действий и/или бездеятельности Национального банка (его работников и/или привлеченных экспертов), в том числе ущерба, причиненного в результате профессиональной ошибки, не освобождает виновных лиц от административной и/или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством";

32) статью 65 изложить в следующей редакции:

"Статья 65. Запрещенная деятельность

На членов Правления Национального банка и другим служащим Национального банка распространяются ограничения, предусмотренные законодательством в сфере предотвращения коррупции, в том числе по предотвращению конфликта интересов. Конфликт интересов возникает, если члены Правления Национального банка и другие служащие Национального банка, члены Совета Национального банка имеют частные интересы, которые оказывают или вероятно могут повлиять на беспристрастное и объективное исполнение ими своих обязанностей.

Служащим Национального банка и их родственникам первой степени родства запрещается входить в органы управления и/или быть акционерами банков, родственных и аффилированных с банками лиц, в том числе участников банковской группы, кроме случаев, предусмотренных законодательством";

33) наименование раздела XII изложить в следующей редакции:

"Раздел XII Организация денежно-кредитной и финансовой статистики, статистики платежного баланса, международной инвестиционной позиции, внешнего долга, банковской статистической информации";

34) в статье 67:

а) в части первой:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) для банков, расположенных на территории Украины (резидентов и нерезидентов), банковских групп, участников банковских групп и других финансовых учреждений - для составления денежно-кредитной и финансовой статистики, статистики платежного баланса, международной инвестиционной позиции, внешнего долга, банковской статистической информации";

пункт 2 после слов "статистики платежного баланса" дополнить словами "международной инвестиционной позиции, внешнего долга";

б) часть вторую после слова "банками" дополнить словами "небанковскими финансовыми учреждениями";

35) в статье 68:

а) в части первой:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) публикует в официальных изданиях, а также на страницах официального Интернет-представительства Национального банка ежегодный и квартальные балансы Национального банка";

в пункте 2 слова "журнал "Вестник Национального банка Украины" заменить словами ", другие издания в электронном или печатном форматах";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Национальный банк информирует общественность о своей деятельности путем опубликования соответствующих сведений на страницах официального Интернет-представительства Национального банка и в официальных изданиях Национального банка, проведения пресс-конференций, выступлений на радио и телевидении и другими предусмотренными законом способами";

в) в части пятой слова "на своем официальном веб-сайте" заменить словами "на страницах официального Интернет-представительства";

36) статью 69 изложить в следующей редакции:

"Статья 69. Внутренний аудит

Национальный банк образует подразделение внутреннего аудита, которое осуществляет оценку эффективности процессов управления рисками, внутреннего контроля и выполнения управленческих функций, обеспечиваются структурными подразделениями Национального банка, в соответствии с международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудита.

Подразделение внутреннего аудита действует на основании положения, которое утверждается Советом Национального банка.

Внутренний аудит в структурных подразделениях Национального банка осуществляется в соответствии с порядком и годовым планом, который утверждается Советом Национального банка по представлению Аудиторского комитета.

Председатель Национального банка имеет право инициировать проведение внепланового внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка.

Подразделение внутреннего аудита действует независимо при проведении внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка. Подразделение внутреннего аудита регулярно информирует Совет Национального банка, Председателя Национального банка и Правление Национального банка о результатах проведения внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка.

Руководитель подразделения внутреннего аудита назначается Советом Национального банка сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено руководителем подразделения внутреннего аудита более чем на два срока подряд.

Руководителем подразделения внутреннего аудита может быть лицо, отвечающее требованиям, установленным частью третьей статьи 10 настоящего Закона, а также имеет опыт работы в сферах (аудита, бухгалтерского учета, управления рисками) не менее пяти лет.

На руководителя подразделения внутреннего аудита также распространяются ограничения, установленные частью пятой статьи 20 настоящего Закона.

Руководитель подразделения внутреннего аудита освобождается от должности Советом Национального банка при наличии оснований, определенных в части восьмой статьи 20 настоящего Закона";

37) в статье 70:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Аудит годовой финансовой отчетности Национального банка, составленной по международным стандартам финансовой отчетности, проводится не реже одного раза в год аудиторской фирмой, которая имеет опыт проведения аудита центральных банков. Аудит годовой финансовой отчетности Национального банка проводится по международным стандартам аудита";

б) в части второй слово "определяет" заменить словом "утверждает", а слова "по представлению Правления Национального банка" заменить словами "по результатам проведения процедуры закупки в соответствии с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок";

в) в части третьей слово "подряд" заменить словом "подряд";

г) в части четвертой слова "доходов и" заменить словом "административных";

38) часть вторую статьи 73 изложить в следующей редакции:

"Преимущественное и безусловное право реализуется Национальным банком путем списания в бесспорном порядке задолженности со счетов банка и отчуждения имущества, находящегося в залоге как обеспечение требований Национального банка, и удовлетворения требований за счет чистого дохода от их отчуждения. Национальный банк осуществляет отчуждение имущества, приобретенного в собственность, в счет погашения долга по предоставленным кредитам банкам для поддержки ликвидности в определенном им порядке, без согласования с другими органами государственной власти";

39) дополнить статьей 74 следующего содержания:

"Статья 74. Обжалование решений Национального банка

Решение Национального банка Украины, его служащих могут быть обжалованы в суд исключительно с целью установления законности таких решений.

Обжалование решения, акта или действия Национального банка не приостанавливает их исполнения. Обеспечение иска путем приостановления действия решений, актов Национального банка Украины, а также установление для Национального банка Украины запрета или обязанности совершать определенные действия не допускается".

5. В Законе Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №5-6, ст. 30; 2011 г., №36, ст. 362; 2014 г., №32, ст. 1129; 2015 г., №6, ст. 41, №17, ст. 122):

1) часть двенадцатую статьи 42 исключить;

2) в части четвертой статьи 70 слова "в официальном издании Национального банка - журнале "Вестник Национального банка Украины" заменить словами "на страницах официального Интернет-представительства Национального банка Украины";

3) части вторую - шестую статьи 79 исключить.

6. Часть третью статьи 28 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., №18, ст. 141; 2014 г., №46, ст. 2048) после слов "Службы безопасности Украины" дополнить словами "Национального банка Украины".

II. Заключительные и переходные положения

1. Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме подпункта 5 пункта 4 раздела I настоящего Закона, который вступает в силу с 1 января 2016 года.

2. В двухмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона Верховная Рада Украины и Президент Украины формируют состав Совета Национального банка Украины (кроме Председателя Национального банка Украины) в соответствии с их конституционными полномочиями способом, что обеспечит соблюдение требований части седьмой статьи 10 Закона "О Национальном банке Украины". Члены Совета Национального банка Украины назначаются на должности с указанием для каждого из них (отдельно для назначенных Президентом Украины и отдельно для назначенных Верховной Радой Украины) отдельного срока полномочий - соответственно четыре, пять, шесть, семь лет. На таких членов Совета Национального банка Украины положения первого предложения части шестой статьи 10 Закона Украины "О Национальном банке Украины" не распространяется.

3. В случае невыполнения Верховной Радой Украины и Президентом Украины пункта 2 раздела "Заключительные и переходные положения" этого Закона все члены Совета Национального банка, назначенные субъектом, который допустил невыполнение пункта 2 раздела "Заключительные и переходные положения" этого Закона, считаются такими, которые прекратили полномочия.

4. Правление Национального банка Украины, сформированное до вступления в силу настоящего Закона, продолжает исполнять свои полномочия до формирования нового состава Правления Национального банка Украины согласно требованиям Закона Украины "О Национальном банке Украины" в количестве, обеспечивающем возможность проведения заседания в соответствии с частью третьей статьи 17 Закона Украины "О Национальном банке Украины".

Заместители Председателя Национального банка Украины, назначенные на должности до дня вступления в силу настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия и входят в новый состав Правления Национального банка Украины. Председатель Национального банка Украины после вступления в силу данного Закона определяет срок полномочий таких заместителей Председателя Национального банка Украины способом, что обеспечит соблюдение требований второго предложения части второй статьи 20 Закона Украины "О Национальном банке Украины". Для каждого заместителя Председателя Национального банка Украины (кроме Первого заместителя Председателя Национального банка Украины, для которого срок их полномочий составляет семь лет со дня вступления в силу этого Закона) определяется отдельный срок полномочий - соответственно четыре, пять, шесть, семь лет со дня вступления в силу этого Закона. На таких заместителей Председателя Национального банка Украины положения первого предложения части второй статьи 20 Закона Украины "О Национальном банке Украины" не распространяются.

Заместители Председателя Национального банка Украины, которые впервые после вступления в силу этого Закона назначаются Советом Национального банка Украины согласно требованиям Закона Украины "О Национальном банке Украины", должны назначаться таким образом, что обеспечит соблюдение требований второго предложения части второй статьи 20 Закона Украины "О Национальном банке Украины". Для каждого такого заместителя Председателя Национального банка Украины определяется отдельный срок полномочий - соответственно четыре, пять, шесть, семь лет. На таких заместителей Председателя Национального банка Украины (кроме Первого заместителя Председателя Национального банка Украины, для которого срок исполнения полномочий определяется семь лет) положения первого предложения части второй статьи 20 Закона Украины "О Национальном банке Украины" не распространяются.

5. Руководитель подразделения внутреннего аудита, назначенный до вступления в силу этого Закона, осуществляет свои полномочия в течение срока, определенного частью шестой статьи 69 Закона Украины "О Национальном банке Украины", течение которого исчисляется со дня вступления в силу этого Закона.

6. Национальному банку Украины, Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации этого Закона.

Президент Украины

П.А.Порошенко