Действует

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 мая 2011 года №279

Об утверждении Инструкции по организации и обслуживанию воздушного движения

(В редакции Приказов Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 15.03.2012 г. №117, 04.10.2012 г. №664, 20.09.2013 г. №733, 12.11.2013 г. №887, 17.03.2014 г. №197; Приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 20.01.2015 г. №20; Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23.11.2015 г. №1081; Приказов и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14.04.2016 г. №375, 28.12.2017 г. №911; Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366, 03.06.2019 г. №354, 28.01.2021 г. №35, 02.09.2021 г. №473, 15.03.2023 г. №161; Приказа и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 04.01.2024 г. №2)

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и обслуживанию воздушного движения.

2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда Р.О.) в установленном порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 ноября 2011 года.

И.о. Министра

А.Бектуров

Утверждена Приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 16 мая 2011 года №279

Инструкция по организации и обслуживанию воздушного движения

Глава 1. Общие положения

(Название главы 1 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15.03.2023 г. №161)
(см. предыдущую редакцию)

1. Инструкция по организации и обслуживанию воздушного движения разработана на основе Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", а также с учетом требований стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), изложенных в Приложении 11 к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 г.), и документа Международной организации гражданской авиации "Организация воздушного движения" (Doc 4444 ATM/501).

2. Требования настоящей Инструкции разработаны для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения (далее - ОВД) и выполняются персоналом служб ОВД, а также летным составом и специалистами других служб, обеспечивающих полеты, в части их касающейся.

3. Аэронавигационная организация обеспечивает расчет пропускной способности органов ОВД (районов, секторов) в соответствии с Методикой определения пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) обслуживания воздушного движения, указанной в Приложении 1 к настоящей Инструкции. Аэронавигационная организация обеспечивает обслуживание воздушного движения в рамках установленных показателей пропускной способности, полученных в результате расчета. Регулирование пропускной способности органов ОВД и объемов воздушного движения осуществляется на этапах планирования использования воздушного пространства в соответствии с Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года №506.

4. В настоящей Инструкции применяются следующие термины и определения:

1) абсолютная высота – расстояние по вертикали от среднего уровня моря, до уровня точки или объекта, принятого за точку;

2) аварийная стадия – общий термин, означающий стадию неопределенности, стадию тревоги или стадию бедствия;

3) авиационная фиксированная служба – служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная прежде всего для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений;

4) авиационная подвижная служба – подвижная служба связи между авиационными станциями и бортовыми станциями или между бортовыми станциями, в которую также входят станции спасательных средств, станции радиомаяков-индикаторов места бедствия, работающие на частотах, назначенных для сообщений о бедствии и аварийных сообщений;

5) автоматическое зависимое наблюдение – метод наблюдения, в соответствии с которым воздушные суда автоматически предоставляют по линии передачи данных информацию, от бортовых навигационных систем и систем определения местоположения, включая опознавательный индекс воздушного судна, данные о его местоположении в четырех измерениях и, при необходимости, дополнительные данные;

6) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

7) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

8) сигнал бедствия (сообщение об аварийном состоянии в полете) – международный кодовый сигнал (СОС – телеграфный, "MAYDAY" - радиотелефонный) означающий "Терплю бедствие", передаваемый в случаях, когда воздушному судну и находящимся на нем пассажирам и экипажу угрожает непосредственная опасность и требуется немедленная помощь;

9) стадия бедствия (кодовое слово "DETRESFA") – ситуация, характеризующаяся наличием обоснованной уверенности в том, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам грозит серьезная и непосредственная опасность или требуется немедленная помощь;

10) заход на посадку по приборам - заход на посадку и посадка с использованием оборудования для навигационного наведения на основе схемы захода на посадку по приборам. Имеется два метода выполнения захода на посадку:

двухмерный (2D) заход на посадку по приборам с использованием только бокового навигационного наведения;

трехмерный (3D) заход на посадку по приборам с использованием как бокового, так и вертикального навигационного наведения.

Примечание: боковое и вертикальное навигационное наведение представляет собой наведение, обеспечиваемое с помощью либо наземного радионавигационного средства, либо выдаваемых компьютером навигационных данных наземных, спутниковых, автономных навигационных средств или комплекса этих средств;

11) схема захода на посадку по приборам (сокращенная аббревиатура на английском языке IAP (далее – IAP)) – серия заранее намеченных маневров, выполняемых по пилотажным приборам, при соблюдении установленных требований, предусматривающих предотвращение столкновения с препятствиями, от контрольной точки начального этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, от начала установленного маршрута прибытия до точки, откуда может быть выполнена посадка, а если посадка не выполнена, то до точки, от которой применяются критерии пролета препятствий в зоне ожидания или на маршруте;

12) правила полетов по приборам (далее – ППП) – правила, предусматривающие выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам, контроль и обеспечение органом ОВД установленных интервалов эшелонирования между воздушными судами;

13) стандартный маршрут вылета по приборам (сокращенная аббревиатура на английском языке SID (далее – SID)) – установленный маршрут вылета по правилам полетов по приборам, от аэродрома или определенной взлетно-посадочной полосы аэродрома до точки выхода из района аэродрома;

14) стандартный маршрут прибытия по приборам (сокращенная аббревиатура на английском языке STAR (далее – STAR)) – установленный маршрут прибытия по правилам полетов по приборам от точки входа в район аэродрома, до точки в которой начинается полет по опубликованной схеме захода на посадку по приборам;

15) районное диспетчерское обслуживание – диспетчерское обслуживание контролируемых полетов в диспетчерских районах;

16) районный диспетчерский пункт (центр) – орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов в районе (районах) ОВД, находящемся (находящихся) под его юрисдикцией;

17) абсолютная высота перехода – абсолютная высота, на которой или ниже которой положение ВС в вертикальной плоскости дается в величинах абсолютной высоты;

18) аэроузел – близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов, на которые требуется специальное согласование и координирование с органами обслуживания и управления воздушным движением;

19) район аэроузла – часть воздушного пространства установленных размеров с двумя и более близко расположенными аэродромами для организации и выполнения полетов, для которых необходимо специальное согласование и координирование;

20) индикатор воздушной обстановки – электронный индикатор, на котором отображаются местоположение и движение воздушных судов, а также другая необходимая информация;

21) сближение воздушных судов – ситуация, в которой, по мнению пилота или персонала органа ОВД, расстояние между воздушными судами (далее – ВС), а также их относительное местоположение и скорость таковы, что безопасность данных ВС может быть поставлена под угрозу, классифицируется следующим образом:

риск столкновения – категория ситуаций, когда в результате сближения ВС возникала серьезная опасность столкновения;

безопасность полета не гарантировалась – категория ситуаций, когда в результате сближения ВС безопасность этих ВС могла быть поставлена под угрозу;

риск столкновения отсутствовал – категория ситуаций, когда в результате сближения ВС не существовало опасности столкновения;

риск не определен – категория ситуаций со сближением ВС, когда отсутствие достаточно полной информации, не позволяет определить существовавший риск столкновения, или нет достаточно убедительных данных или же имеющиеся данные противоречат друг другу и это не позволяет определить степень риска;

22) опознавательный индекс воздушного судна - группа букв, цифр или их комбинация, которая идентична позывному воздушного судна или представляет собой кодовый эквивалент его позывного для двусторонней связи "воздух – земля" и которая применяется для опознавания воздушного судна в сети наземной связи обслуживания воздушного движения;

23) район обслуживания воздушного движения (далее – РОВД) – воздушное пространство установленных размеров, в границах которого обслуживание воздушного движения по воздушным трассам и маршрутам вне их осуществляется диспетчером районного диспетчерского центра;

24) маршрут обслуживания воздушного движения – установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;

25) должностная инструкция специалиста службы обслуживания воздушного движения – документ, разработанный на основе типовой должностной инструкции применительно к конкретной должности (конкретному лицу) с учетом особенностей данного органа ОВД (специалиста службы ОВД) и условий его работы;

26) рубеж передачи обслуживания воздушного движения – рубеж, установленный на маршруте руления или на траектории полета воздушного судна, на котором ОВД данного воздушного судна передается от одного органа ОВД другому;

27) пункт сбора донесений обслуживания воздушного движения – орган обслуживания воздушного движения, создаваемый с целью получения донесений, касающихся обслуживания воздушного движения и планов полета, представляемых перед вылетом.

Пункт сбора донесений обслуживания воздушного движения может включать функции обслуживания аэронавигационной информацией;

28) система наблюдения обслуживания воздушного движения – общий термин, под которым понимаются системы ADS-B, ПОРЛ, ВОРЛ или любая другая сопоставимая наземная система, позволяющая опознать воздушное судно;

29) организация потока воздушного движения (сокращенная аббревиатура на английском языке ATFM (далее – ATFM)) – обслуживание, предоставляемое с целью содействия безопасному, упорядоченному и ускоренному потоку воздушного движения для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности системы организации воздушного движения и соответствия объема воздушного движения заявленной пропускной способности;

30) диспетчерское обслуживание воздушного движения – обслуживание, предоставляемое в контролируемом воздушном пространстве, предназначенное для предотвращения столкновений между воздушными судами, воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования, а также для ускорения и регулирования воздушного движения;

31) интенсивность воздушного движения – количество воздушных судов, проходящих через район ОВД (сектор ОВД, трассу, участок трассы, район аэродрома) в единицу времени;

32) организация воздушного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и эффективных полетов воздушных судов и предусматривающих выполнение функций по организации воздушного пространства, организации потоков и обслуживания воздушного движения;

33) плотность воздушного движения – количество воздушных судов, находящихся одновременно в единице объема воздушного пространства (на воздушной трассе, заданном эшелоне, в зоне (районе) или секторе ОВД);

34) район аэродрома (узловой диспетчерский район (Terminal control area (ТMA) – диспетчерский район, создаваемый в местах схождения маршрутов ОВД в окрестностях одного или нескольких крупных аэродромов;

35) аэродромный диспетчерский пункт – орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения;

36) атмосферное давление на аэродроме (сокращенная аббревиатура на английском языке QFE (далее – QFE)) – значение атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба (далее – мм.рт.ст.), в миллибарах (далее – мбар) или гектопаскалях (далее – гПа) на уровне порога взлетно-посадочной полосы;

37) аэродромное диспетчерское обслуживание – диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

38) превышение аэродрома – абсолютное превышение самой высокой точки посадочной площади;

39) минимум аэродрома – минимально допустимые значения видимости (видимости на взлетно-посадочной полосе), высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости), при которых на данном аэродроме разрешается выполнять взлет или посадку воздушного судна данного типа;

40) воздушная обстановка – одновременное взаимное расположение в вертикальной и горизонтальной плоскостях воздушных судов и других объектов в определенном районе воздушного пространства;

41) буквопечатающая связь – связь, обеспечивающая на каждом терминале цепи постоянную, автоматически печатаемую запись всех сообщений;

42) курс – направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженное обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов);

43) потеря ориентировки – обстановка, при которой пилот (экипаж) не может определить свое местонахождение с точностью, необходимой для определения направления полета в целях выполнения задания на полет;

44) контролируемый аэродром – аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

45) контролируемый полет – полет, который выполняется в контролируемом воздушном пространстве при наличии диспетчерского разрешения и обеспечивается диспетчерским обслуживанием;

46) неконтролируемый аэродром – аэродром (за исключением временного аэродрома), на котором не организованно аэродромное диспетчерское обслуживание;

47) альтернативный маршрут – маршрут, который выбирается эксплуатантами воздушных судов в случаях, когда основной маршрут закрыт, или когда на нем введены ограничения;

48) барометрическая высота – высота полета относительно изобарической поверхности атмосферного давления, установленного на шкале барометрического высотомера;

49) аэродром назначения – аэродром, указанный в плане полета и в задании на полет как аэродром намеченной посадки;

50) первичный радиолокатор – радиолокационная система, использующая отраженные сигналы;

51) стадия неопределенности (кодовое слово "INCERFA") – ситуация, характеризующаяся наличием неуверенности относительно безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц;

52) эшелонирование продольное – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

53) высота нижней границы облаков (далее – ВНГО) – расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков. Когда нижнюю границу облаков определить невозможно, следует применять значение вертикальной видимости;

54) эшелонирование боковое – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

55) векторение (радиолокационное наведение) – обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения;

55-1) система визуального наблюдения – электрооптическая система, обеспечивающая электронное визуальное отображение движения и любой другой информации, необходимой для поддержания ситуационной осведомленности на аэродроме или в его окрестностях;

56) глиссада – профиль снижения воздушного судна, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку;

57) стадия тревоги (кодовое слово "ALERFA") – ситуация, при которой существует опасение за безопасность воздушного судна и находящихся на его борту лиц;

58) время отдыха – установленный непрерывный период времени после и/или до периодов рабочего (служебного) времени, в течение которого специалист ОВД освобожден от исполнения всех должностных (служебных) обязанностей и который он может использовать по своему усмотрению;

59) связь по линии передачи данных – вид связи, предназначенный для обмена сообщениями по линии передачи данных;

60) связь "диспетчер – пилот" по линии передачи данных (сокращенная аббревиатура на английском языке CPDLC (далее – CPDLC)) – средство связи между диспетчером и пилотом в целях обслуживания воздушного движения с использованием линии передачи данных;

61) диспетчерская зона (CTR) – контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности до установленной верхней границы;

62) диспетчерская информация – информация, передаваемая органом ОВД экипажу воздушного судна о метеорологических условиях, воздушной обстановке, работе радиотехнических и электротехнических средств, состоянии аэродромов и другие сведения, необходимые для выполнения полета;

63) диспетчерский район (CTА) – контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы;

64) диспетчерское указание – указание органа ОВД пилоту (экипажу) воздушного судна, связанное с выполнением задания на полет и обязательное для исполнения;

65) диспетчерское разрешение – разрешение, выдаваемое органом ОВД экипажу воздушного судна, связанное с выполнением полета и обоснованное соответствующими условиями и установленными правилами полетов;

66) диспетчерская рекомендация – рекомендация экипажу воздушного судна по принятию мер, касающихся выполнения полета, используемая по усмотрению экипажа;

67) особый случай – ситуация, возникающая в результате внезапного отказа авиационной техники или попадание воздушного судна в условия, требующие от экипажа выполнения нестандартных действий для обеспечения безопасности воздушного судна и пассажиров;

68) расчетное время прибытия:

при полетах по приборам – расчетное время прибытия воздушного судна в намеченную точку, обозначенную навигационными средствами, с которой предполагается выполнение маневра захода на посадку по приборам, или, при отсутствии навигационного средства, связанного с этим аэродромом, - время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом;

при выполнении полетов по ПВП – расчетное время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом;

69) диспетчерское обслуживание подхода – диспетчерское обслуживание полетов, которые связаны с прибытием и вылетом воздушных судов с аэродромов (вертодромов);

70) диспетчерский пункт подхода – диспетчерский пункт, с которого орган ОВД обеспечивает диспетчерское обслуживание контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них;

71) зона воздушного пространства с обязательным требованием наличия ответчика (транспондера) (TMZ) – зона воздушного пространства определенных размеров, при полетах в которой обязательно требуется оснащение ВС ответчиком для систем наблюдения, эксплуатируемым в соответствии с установленными процедурами;

72) сигнал срочности (ЬЬЬ – телеграфный, "PAN PAN" – радиотелефонный) – международный сигнал, передаваемый в случаях возможной опасности для воздушного судна и находящихся на нем пассажиров и экипажа;

73) линия пути – проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли, направление которой в любой ее точке обычно выражается в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного или условного) меридианов;

74) рабочее место – специальное оборудованное помещение либо иное оснащенное место, удовлетворяющие требованиям по предоставлению персоналом ОВД всех видов обслуживания воздушного движения либо его части;

75) время нахождения на рабочем месте (непосредственное ОВД) - период времени, в течение которого специалист ОВД, находясь на рабочем месте, осуществляет полномочия, в рамках своей компетенции и в соответствии с должностной инструкцией;

76) рабочее время – период времени, в течение которого специалист ОВД в соответствии с правилами трудового распорядка установленного поставщиком аэронавигационного обслуживания и условиями трудового договора, исполняет должностные обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени;

77) визуальные метеорологические условия – метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующих установленным минимумам или превышающих их;

78) визуальный полет – полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяется пилотом (летчиком) визуально по естественному горизонту и земным ориентирам;

79) правила визуальных полетов (далее – ПВП) – правила, при которых соблюдаются установленные интервалы между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе путем визуального наблюдения пилотом за воздушной обстановкой;

80) система многопозиционного приема (MLAT) – комплект оборудования в конфигурации, предназначенной для определения местоположения на основе сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (ВОРЛ) (ответы или сквиттеры), в котором главным образом используется метод, основанный на определении разницы времени прихода сигналов (TDOA). Из принятых сигналов также можно извлечь информацию об опознавании;

81) видимость – видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне;

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кандел (кд) на неосвещенном фоне;

82) крейсерский эшелон – эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета;

83) календарь – система дискретного отсчета времени, обеспечивающая основу определения момента времени с разрешающей способностью в один день (ИСО 19108);

84) сложные метеоусловия (далее – СМУ) – условия, при которых метеорологическая видимость составляет 2000 метров и менее и (или) высота нижней границы облаков 200 метров (650 футов) и ниже при их общем количестве более двух октантов;

85) зона ожидания – воздушное пространство определенных размеров, установленное, как правило, над РНТ района аэродрома, (аэроузла) для ожидания воздушными судами очереди подхода к аэродрому и/или захода на посадку;

86) пункт ожидания – определенное место, опознаваемое с помощью визуальных или иных средств, вблизи которого остается совершающее полет воздушное судно в соответствии с диспетчерскими разрешениями;

87) принимающий орган – последующий орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, берущий на себя контроль за воздушным судном;

88) безопасная высота – минимально допустимая высота полета, гарантирующая воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней;

89) информация о движении – информация, исходящая от органа ОВД, для предупреждения командира воздушного судна о других известных или наблюдаемых воздушных судах, которые могут находиться вблизи его местоположения или намеченного маршрута полета, и помогающая экипажу предотвратить опасное сближение или столкновение;

90) предпосадочная прямая – заключительный этап захода на посадку от точки выхода на посадочный курс до точки приземления;

91) схема неточного захода на посадку (сокращенная аббревиатура на английском языке NPA (далее – NPA)) – схема захода на посадку по приборам с использованием бокового наведения, но без использования вертикального наведения, предназначенная для выполнения двухмерных (2D) заходов на посадку по приборам типа A.

Примечание: полеты по схемам неточного захода на посадку могут выполняться с использованием метода захода на посадку с непрерывным снижением на конечном участке (сокращенная аббревиатура на английском языке CDFA (далее – CDFA)). CDFA с консультативным наведением VNAV по расчетам, выполненным бортовым оборудованием (смотреть пункт 1.8.1 главы 1 раздела 4 части I тома I PANS-OPS (Doc 8168)), считаются трехмерными (3D) заходами на посадку по приборам. CDFA с неавтоматизированным расчетом требуемой вертикальной скорости снижения считаются двухмерными (2D) заходами на посадку по приборам;

92) схема точного захода на посадку (сокращенная аббревиатура на английском языке РА (далее – РА)) – схема захода на посадку по приборам, основанная на использовании навигационных систем (ILS, MLS, GLS и SBAS категории I), предназначенная для выполнения трехмерных (3D) заходов на посадку по приборам типа А или B;

93) промежуточный участок захода на посадку – часть схемы захода на посадку по приборам между:

контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку и контрольной точкой конечного этапа захода на посадку;

концом обратной схемы, схемы "ипподром" или линии пути, прокладываемой методом счисления, и конечной контрольной точкой (или точкой) захода на посадку;

94) начальный участок захода на посадку – часть схемы захода на посадку по приборам между контрольной точкой начального этапа захода на посадку (сокращенная аббревиатура на английском языке IAF (далее – IAF)) и контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку (сокращенная аббревиатура на английском языке IF, далее – IF) или контрольной точкой конечного этапа захода на посадку;

95) предполагаемое время захода на посадку – время, когда по расчетам органа ОВД пребывающее воздушное судно покинет после задержки пункт ожидания для захода на посадку;

96) конечный этап захода на посадку – часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке конечного этапа захода на посадку, а при отсутствии такой точки – в конце последнего участка стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа "ипподром" или в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке из которой может быть продолжен заход на посадку или начат уход на второй круг;

97) аэродром запасной – аэродром, на который следует воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать на аэродром назначения или производить на нем посадку;

98) вторичный обзорный радиолокатор (далее – ВОРЛ) – радиолокационная система, в которой переданный радиолокационной станцией радиосигнал вызывает передачу ответного радиосигнала другой станцией;

99) код ответчика ВОРЛ – код, назначаемый органом ОВД и передаваемый экипажу воздушного судна для установки на приемоответчике в режиме "А" или в режиме "С";

100) загрязнитель – наслоение (например, снег, слякоть, лед, стоячая вода, грязь, пыль, песок, нефтепродукты и резина) на искусственном покрытии аэропорта, которое отрицательно влияет на характеристики сцепления на поверхности с искусственным покрытием;

101) должностные (служебные) обязанности – обязанности специалиста ОВД, которые он выполняет в рамках своей компетенции в соответствии с должностной инструкцией;

102) площадь маневрирования – часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;

103) вынужденная посадка – посадка на аэродроме (посадочной площадке) или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану;

104) пункт обязательных донесений (далее – ПОД) – географическая точка (ориентир), радионавигационная точка (далее – РНТ) на воздушной трассе, маршруте, коридоре, о пролете которой пилот сообщает диспетчеру органа ОВД;

105) навигационная спецификация – совокупность требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках, в пределах установленного воздушного пространства;

106) минимальный запас топлива – данный термин используется экипажем воздушного судна (пилотом) в том случае, если запас топлива на борту воздушного судна не позволяет выполнить задержку воздушного судна, но не означает аварийную ситуацию, а указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если будет иметь место непредвиденная задержка;

107) переходный слой – воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода, в котором полеты воздушных судов в режиме горизонтального полета запрещены;

108) пропускная способность – максимальное количество воздушных судов, которое может быть обслужено за единицу времени в определенной части воздушного пространства с учетом факторов, влияющих на рабочую нагрузку диспетчера и обеспечения безопасности выполнения полетов;

109) эшелон перехода – самый нижний эшелон полета, который может быть использован для полета выше абсолютной высоты перехода;

110) обеспечение организации деятельности на перроне – обслуживание, обеспечиваемое для регулирования деятельности и движения воздушных судов и транспортных средств на перроне;

111) радиолокационный контроль – использование радиолокатора в целях предоставления воздушным судам информации и сообщений, касающихся значительных отклонений от номинальной траектории полета;

112) радиолокационное эшелонирование – эшелонирование воздушных судов, осуществляемое на основе данных об их местоположении, полученных от радиолокационных источников;

113) зона воздушного пространства с обязательным ведением радиосвязи (RMZ) – зона воздушного пространства определенных размеров, при полетах в которой обязательно наличие на борту оборудования для ведения двусторонней радиосвязи, эксплуатируемого в соответствии с установленными процедурами;

114) радиотелефония – вид радиосвязи, предназначенный для обмена информацией в речевой форме;

115) радиовещание – передача информации, касающейся аэронавигации, которая не адресуется конкретной станции (или станциям);

116) радиовещательная передача (сокращенная аббревиатура на английском языке ATIS (далее – ATIS)) – регулярная радиовещательная передача, предназначенная для оперативного обеспечения экипажей воздушных судов в районе аэродрома необходимой метеорологической и полетной информацией;

117) процедурное обслуживание – метод обслуживания воздушного движения без использования систем наблюдения ОВД;

118) процедурное эшелонирование – эшелонирование, которое применяется при обеспечении процедурного обслуживания;

119) дежурство в резерве – определенный период времени, в течение которого сотрудник согласно требованию поставщика аэронавигационного обслуживания, находится в ожидании получения задания на исполнение конкретных обязанностей;

120) граница действия разрешения – рубеж (пункт, точка), до которого действительно диспетчерское разрешение, выдаваемое экипажу воздушного судна;

121) рекомендация по предотвращению столкновения – предоставляемая органом обслуживания воздушного движения рекомендация относительно маневров в целях оказания помощи пилоту в предотвращении столкновения при предоставлении полетно-информационного обслуживания;

122) бортовая система предупреждения столкновений (далее – БСПС) – бортовая система, основанная на использовании сигналов приемоответчика ВОРЛ, которая функционирует независимо от наземного оборудования и предоставляет пилоту (летчику) информацию о конфликтной ситуации, которую могут создать воздушные суда, оснащенные приемоответчиками ВОРЛ;

123) опознавание – условия, при которых отметка местоположения ВС видна на индикаторе воздушной обстановки и опознана;

124) передающий орган – орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, находящийся в процессе передачи ответственности за обеспечение диспетчерского обслуживания воздушного судна следующему на маршруте органу диспетчерского обслуживания воздушного движения;

125) аэродром (гидроаэродром) горный – аэродром (гидроаэродром), расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров (1650 футов) и более в радиусе 25 километров от контрольной точки аэродрома (гидроаэродрома) или расположенный на высоте 1000 метров (3300 футов) и более над уровнем моря;

126) местность горная – местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров (1650 футов) и более в радиусе 25 километров, а также местность с превышением над уровнем моря 2000 метров (6560 футов) и более;

127) полет в режиме постоянного набора высоты (CCO) – полет, обеспечиваемый структурой воздушного пространства, конфигурацией схемы и процедурами ОВД, в процессе которого вылетающее воздушное судно выполняет, непрерывный набор высоты, используя оптимальную для набора высоты тягу двигателей и скорости набора высоты, до достижения крейсерского эшелона полета;

128) полет в режиме постоянного снижения (CDO) – полет, обеспечиваемый структурой воздушного пространства, конфигурацией схемы и процедурами ОВД, в процессе которого прибывающее воздушное судно снижается в максимально возможной степени постоянно, используя минимальную тягу двигателей, идеально в конфигурации наименьшего лобового сопротивления, до конечной контрольной точки захода на посадку/точки конечного этапа захода на посадку;

129) схема захода на посадку с вертикальным наведением (сокращенная аббревиатура на английском языке APV (далее – APV)) – схема захода на посадку по приборам с использованием бокового и вертикального наведения, но не отвечающая требованиям, установленным для точных заходов на посадку и посадок навигации, основанной на характеристиках (PBN), предназначенная для выполнения трехмерных (3D) заходов на посадку по приборам типа A;

130) эшелонирование вертикальное – рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;

131) видимость вертикальная – максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;

132) сокращенный минимум вертикального эшелонирования (сокращенная аббревиатура на английском языке RVSM (далее – RVSM)) – интервал вертикального эшелонирования, применяемый для эшелонирования воздушных судов, имеющих допуск к полетам с применением RVSM;

133) разворот на посадочную прямую – разворот, выполняемый воздушным судном на начальном этапе захода на посадку между окончанием линии пути удаления и началом линии пути промежуточного или конечного этапа захода на посадку. Направление этих линий пути не являются противоположным;

134) несанкционированный выезд на ВПП – несанкционированное занятие воздушным судном, транспортным средством или человеком ВПП;

135) место ожидания у ВПП – определенное место, предназначенное для защиты ВПП, поверхности ограничения препятствий или критической (чувствительной) зоны РМС (ILS), на котором рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от соответствующего диспетчерского пункта;

136) порог ВПП – начало участка ВПП, который используется для посадки воздушных судов;

137) превышение порога ВПП – превышение поверхности порога ВПП над уровнем моря;

138) полетная информация – информация, необходимая для безопасного и эффективного выполнения полета, в том числе информация о воздушном движении, метеорологических условиях, состоянии аэродрома, маршрутных средствах и обслуживании;

139) район полетной информации – воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

140) летное поле – часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки (далее – РД), перроны и площадки специального назначения;

141) маршрут полета – проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;

142) диспетчерское разрешение в направлении полета - условное диспетчерское разрешение, выданное воздушному судну органом обслуживания воздушного движения, который в настоящее время не осуществляет управление этим воздушным судном;

143) высота полета – расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна. В зависимости от уровня начала отсчета различают высоты: истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном), относительную (от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа) и абсолютную (от уровня моря);

144) летная полоса – определенный участок летного поля аэродрома, который включает взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения (свободные зоны);

145) несанкционированный выезд на взлетно-посадочную полосу (далее – ВПП) – несанкционированное занятие воздушным судном, транспортным средством или человеком ВПП;

146) состояние поверхности взлетно-посадочной полосы (далее – ВПП) - описание состояния поверхности ВПП, используемое в донесении о состоянии ВПП, которое представляет собой основу для определения кода состояния ВПП в целях расчета летно-технических характеристик самолета.

сухая ВПП – ВПП считается сухой, если на ее поверхности отсутствует видимая влага и она не загрязнена в пределах зоны, предназначенной для использования.

мокрая ВПП – поверхность ВПП, покрытая любым видимым слоем влаги или воды глубиной вплоть до 3 мм включительно в пределах зоны, предназначенной для использования.

скользкая мокрая ВПП – ВПП является мокрой, когда установлено, что характеристики сцепления с поверхностью на значительной части ВПП ухудшились.

загрязненная ВПП – ВПП является загрязненной, когда значительная часть площади поверхности ВПП (состоящая из изолированных или не изолированных участков) в пределах используемой длины и ширины покрыта одним или несколькими веществами, упомянутыми в описании состояния поверхности ВПП.

Информация о состоянии поверхности ВПП сообщается с использованием любого из следующих описаний состояния поверхности ВПП для каждой трети ВПП (Вода на поверхности уплотненного снега, иней, лед, мокрая, мокрый лед, мокрый снег, мокрый снег на поверхности льда, мокрый снег на поверхности уплотненного снега, слякоть, стоячая вода, сухая, сухой снег, сухой снег на поверхности льда, сухой снег на поверхности уплотненного снега, уплотненный снег);

147) аэродромный круг полетов – установленный маршрут в районе аэродрома, по которому (или части которого) выполняется набор высоты после взлета, снижение для захода на посадку, ожидание посадки, выполнение полета над аэродромом (посадочной площадкой);

148) дальность видимости на взлетно-посадочной полосе (сокращенная аббревиатура на английском языке RVR (далее – RVR)) – расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлетно-посадочной полосы, может видеть маркировочные знаки на поверхности взлетно-посадочной полосы или огни, ограничивающие взлетно-посадочную полосу или обозначающую ее осевую линию;

149) эшелон полета – поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенное к установленной величине давления 760 мм.рт.ст. (1013,2 гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.

Примечание 1. Барометрический высотомер, градуированный в соответствии со стандартной атмосферой:

при установке на QNH будет показывать абсолютную высоту;

при установке на QFE будет показывать относительную высоту над опорной точкой QFE;

при установке на давление 760 мм.рт.ст./1013,2 гПа он может использоваться для указания эшелонов полета.

Примечание 2. Термины "относительная высота" и "абсолютная высота", используемые в примечании 1, означают приборные, а не геометрические относительные и абсолютные высоты;

150) взлетно-посадочная полоса – определенный прямоугольный участок летной полосы сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;

151) абсолютная/относительная высота пролета препятствий – минимальная абсолютная или минимальная относительная высота над превышением соответствующего порога взлетно-посадочной полосы или над превышением аэродрома, используемые для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий;

152) пункт передачи донесений – определенный географический ориентир, относительно которого может быть сообщено местоположение воздушного судна;

153) средства циркулярной связи – средства связи, позволяющие вести прямой разговор одновременно между тремя или более пунктами;

154) превышение – расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта;

155) абсолютная/относительная высота принятия решения (далее – ВПР) – установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если пилотом не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку, или положение воздушного судна в пространстве не обеспечивает безопасности посадки. Абсолютная ВПР отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная ВПР отсчитывается от уровня порога ВПП.

Примечание: Термин "Необходимый визуальный контакт с ориентирами" означает видимость части визуальных средств или зоны захода на посадку в течении времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна и скорости его изменения по отношению к номинальной траектории полета;

156) обзорный радиолокатор – радиолокационное оборудование, используемое для определения местоположения воздушного судна по дальности и азимуту;

157) эшелонирование – общий термин, означающий вертикальное, горизонтальное (продольное и боковое) рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;

158) воздушное судно, допущенное к полетам с RVSM – воздушное судно, навигационное оборудование которого соответствует техническим требованиям к минимальным характеристикам бортовых систем (MASPS), для полетов в воздушном пространстве RVSM.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Приказом и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 04.01.2024 г. №2)
(см. предыдущую редакцию)

5. Органы ОВД осуществляют разработку и проведение мероприятий по обслуживанию воздушного движения в пределах своих районов (зон) ответственности.

6. Обслуживание воздушного движения осуществляется с диспетчерских пунктов в пределах, установленных для них границ.

7. Специалисты органа ОВД (службы ОВД), в своей работе, руководствуются технологиями работы диспетчеров органа ОВД (службы ОВД), которые разрабатываются на основании типовых технологий работы, разработанных в аэронавигационной организации и согласованных с уполномоченной организацией, с учетом местных особенностей и условий каждого конкретного диспетчерского пункта (сектора) и включают:

1) общие положения;

2) подготовка к дежурству и прием дежурства;

3) процедуры и условия координации;

4) обслуживание воздушного движения;

5) порядок действий в аварийных условиях, опасных ситуациях и отказах оборудования, непредвиденных обстоятельствах, связанных с нарушением ОВД.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 28.01.2021 №35)
(см. предыдущую редакцию)

8. Применяемая фразеология и правила ведения радиообмена для целей обслуживания воздушного движения и выполнения полетов установлена Правилами фразеологии и радиообмена при выполнении полетов и обслуживании воздушного движения, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 15 октября 2010 года №454 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №6635).

(Пункт 8 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15.03.2023 г. №161)
(см. предыдущую редакцию)

9. Органы ОВД используют Всемирное координированное время (далее - UTC) и выражают время в часах и минутах суток, начиная с полуночи. Для целей аэронавигации используется григорианский календарь.

10. Органы ОВД оснащаются часами, которые показывают время в часах, минутах и секундах и хорошо видны с каждого рабочего места.

11. Часы и другие регистрирующие время приборы в органах ОВД отображают время с точностью в пределах ±30 секунд от UТС. При использовании линии передачи данных, часы и другие регистрирующие время приборы отображают время с точностью в пределах 1 секунды от UTC.

Проверка наличия и качества записи информации, текущего времени проводится в соответствии с требованиями Правил радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи в гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 июня 2017 года №402 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №15554).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 28.01.2021 №35)
(см. предыдущую редакцию)

12. Органы ОВД сообщают на борт воздушных судов точное время по запросу экипажа воздушного судна. Время дается с точностью до ближайшей половины минуты.

13. Районный диспетчерский центр (пункт) обозначается, используя название населенного пункта или города, в котором он находится или географического ориентира.

Диспетчерские пункты района аэродрома обозначаются, используя название аэродрома, к которым они относятся.

Глава 2. Организация воздушного движения

(Название главы 2 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15.03.2023 г. №161)
(см. предыдущую редакцию)

14. Организация ОВД (далее - ОрВД) осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов Республики Казахстан, регламентирующих использование воздушного пространства, обслуживание воздушного движения и деятельность авиации.

15. ОрВД заключается в разработке и внедрении комплекса организационно-технических решений по созданию высокоэффективной и безопасной системы ОВД, обеспечивающей потребности воздушного движения и обладающей:

1) достаточной пропускной способностью и гибкостью, способной выдерживать пиковые нагрузки воздушного движения;

2) возможностью совершенствования для обеспечения прогнозируемого увеличения интенсивности воздушного движения;

3) возможностью обучения персонала ОВД в процессе эксплуатации;

4) способностью контроля работы специалистов ОВД и стандартизации методов ОВД;

5) возможностью контроля за использованием воздушного пространства.

15-1. Связанные с безопасностью полетов, изменения в системе ОрВД, подлежат оценке поставщиком аэронавигационного обслуживания. Перечень таких изменений определяется в соответствии с пунктами 33 и 34 Правил сертификации и выдачи сертификата поставщика аэронавигационного обслуживания, а также сертификационных требований, предъявляемых к поставщикам аэронавигационного обслуживания, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 июня 2017 года №384 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №15468).

Поставщик аэронавигационного обслуживания обеспечивает наличие возможности контроля результатов внедрения изменений с целью проверки последующего выдерживания установленного уровня безопасности полетов (в тех случаях, когда вследствие характера изменения приемлемый уровень безопасности полетов не может быть выражен количественно, оценка безопасности полетов производится на основании эксплуатационного опыта).

(Пункт 15-1 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 04.01.2024 г. №2)
(см. предыдущую редакцию)

15-2. При оценке безопасности полетов учитываются все факторы, которые считаются важными с точки зрения безопасности полетов, включая:

1) типы ВС и их летно-технические характеристики, включая навигационные возможности и характеристики ВС;

2) плотность и распределение воздушного движения;

3) сложность воздушного пространства, структуру маршрутов ОВД и классификацию воздушного пространства;

4) конфигурацию аэродрома, включая конфигурацию ВПП, их протяженность и конфигурацию рулежных дорожек;

5) тип связи "воздух – земля" и временные параметры ведения диалогов в процессе связи, включая возможность вмешательства диспетчера ОВД;

6) тип и возможности системы наблюдения, а также наличие систем, позволяющих диспетчеру ОВД осуществлять вспомогательные функции и функции предупреждения;

7) любые особые локальные или региональные метеорологические явления.

(Пункт 15-2 введен в соответствии с Приказом и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 04.01.2024 г. №2)

16. ОрВД включает:

1) анализ интенсивности воздушного движения;

2) разработку структуры и классификацию воздушного пространства;

3) разработку структуры органов ОВД;

4) разработку системы планирования и координирования воздушного движения;

5) разработку системы обеспечения ОВД;

6) планирование и организацию потоков воздушного движения;

7) организацию взаимодействия между смежными диспетчерскими пунктами (органами ОВД/УВД) и специалистами других служб, обеспечивающих полеты, в том числе при выполнении ремонтных работ на площади маневрирования;

8) создание системы контроля за использованием воздушного пространства;

9) разработку документов, регламентирующих ОВД.

17. Задачи, решаемые при организации ОВД:

1) обоснование потребных размеров и установление границ элементов структуры воздушного пространства;

2) организация зон ожидания, пилотажных, специальных и других зон;

3) разработка правил, схем движения воздушных судов на всех этапах полета;

4) организация радиотехнического, метеорологического и аэронавигационного обеспечения полетов при ОВД;

5) разработка правил и процедур управления потоками прилетающих, вылетающих и пролетающих воздушных судов;

6) организация диспетчерских пунктов (секторов) и рубежей передачи ОВД;

7) организация деятельности служб ОВД.

17-1. Аэронавигационная организация представляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации и в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации периодический анализ безопасности обслуживания воздушного движения по полугодиям. Структура и направления проводимого анализа определяются аэронавигационной организацией с учетом рекомендаций документа Международной организации гражданской авиации Правила аэронавигационного обслуживания "Организация воздушного движения (DOC PANS-ATM 4444)".

(Пункт 17-1 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2-1. Использование средств объективного контроля

(Название главы 2-1 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15.03.2023 г. №161)
(см. предыдущую редакцию)

17-2. Проверка работы специалистов ОВД с помощью средств объективного контроля

17-3. Анализу подлежат выписки из средств объективного контроля (записи данных и сообщений, которые организуются в соответствии с пунктами 64, 66, 78, 96, 97 настоящей Инструкции), в обязательном порядке включающие радиообмен "Диспетчер-Экипаж", "Диспетчер-Диспетчер", "Диспетчер-Наблюдатель АМСГ", каналы взаимодействия службы ОВД с другими службами, предприятиями, органами СВО, а также инструктажи и разборы дежурных смен службы ОВД.

17-4. Перечень должностных лиц, производящих выписки, утверждается руководителем поставщика аэронавигационного обслуживания (филиала).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 28.01.2021 №35)
(см. предыдущую редакцию)

17-5. Выписки из средств объективного контроля и их анализ выполняется в следующих случаях:

1) плановые:

для контроля начальником службы ОВД - не реже 2-х раз в месяц. Объем определяется начальником службы ОВД.

для контроля руководителями полетов (старшими диспетчерами) за работой специалистов смены ОВД - не реже 2-х раз в месяц (по каждой смене, в пиковые часы). Объем определяется руководителем полетов (старшим диспетчером);

для контроля ведения переговоров между наблюдателем АМО и диспетчером службы ОВД в сложных метеорологических условиях - не реже 1 раза в месяц в объеме и на диспетчерских пунктах, определенных начальником службы ОВД;

для контроля ведения переговоров диспетчера службы ОВД со смежными диспетчерскими пунктами - не реже 1 раза в месяц в объеме, определенном начальником службы ОВД;

2) внеплановые:

при авиационном событии (в соответствии с требованиями Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 июля 2017 года №505 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №15597));

при обеспечении рейсов литера "А";

при поступлении от экипажа воздушного судна отчета об инциденте при воздушном движении.

(Пункт 17-5 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28.12.2018 г. №911)
(см. предыдущую редакцию)

17-6. Аэронавигационная организация составляет отчет на основе проведенных анализов расшифровок данных средств объективного контроля в службах ОВД.

Отчет предоставляется в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации ежеквартально.

(Пункт 17-6 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 05.06.2019 г. №366)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2-2. Организация работы органов обслуживания воздушного движения

(Название главы 2-2 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15.03.2023 г. №161)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Инструкция по организации и обслуживанию воздушного движения Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация воздушного движения Глава 2-1. Использование средств объективного контроля Глава 2-2. Организация работы органов обслуживания воздушного движения Глава 2-3. Организация потоков воздушного движения Глава 2-4. Нормирование рабочего времени и времени отдыха специалистов ОВД Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Рабочее время Параграф 3. Время отдыха Параграф 4. Дежурство Параграф 5. Порядок отклонения от правил нормирования рабочего времени в целях разрешения вопросов, связанных с дополнительными рисками, возникающими в неожиданных, непредвиденных условиях эксплуатации Глава 3. Обслуживание воздушного движения Глава 4. Районы (зоны) ответственности органов ОВД. Рубежи приема-передачи обслуживания воздушного движения между органами ОВД Глава 5. Диспетчерские пункты ОВД Глава 6. Обеспечение органов ОВД средствами связи Параграф 1. Авиационная подвижная служба (двухсторонняя связь "воздух-земля") Параграф 2. Авиационная фиксированная служба (двусторонняя связь "земля-земля") Параграф 3. Связь при осуществлении управления движением транспортных средств на площади маневрирования контролируемого аэродрома Глава 7. Предоставление информации органам обслуживания воздушного движения Параграф 1. Метеорологическая информация и другая важная информация для обеспечения безопасности полетов Параграф 2. Средства отображения информации Параграф 3. Системы наблюдения ОВД Параграф 4. Индикатор воздушной обстановки Параграф 5. Автоматическая запись данных наблюдения Глава 7-1. Организация диспетчерского обслуживания воздушного движения Глава 8. Диспетчерские разрешения Параграф 1. Выдача диспетчерских разрешений Параграф 2. Воздушные суда, часть полета которых контролируется органом ОВД Параграф 3. Полеты с промежуточными посадками Параграф 4. Содержание диспетчерских разрешений Параграф 5. Вылетающие воздушные суда и воздушные суда на маршруте Глава 9. Указания относительно управления скоростью Параграф 1. Указания относительно управления скоростью в горизонтальной плоскости Параграф 2. Указания относительно управления скоростью в вертикальной плоскости Глава 10. Переход от полета по ППП к полету по ПВП Глава 11. Категории турбулентности в следе Глава 12. Установка высотомеров Параграф 1. Данные о положении воздушного судна в вертикальной плоскости Параграф 2. Предоставление информации об установке высотомера Глава 13. Донесение о местоположении Глава 14. Методы и минимумы эшелонирования Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Минимальные интервалы горизонтального эшелонирования при полетах по ПВП Параграф 3. Минимумы эшелонирования, основанные на использовании систем наблюдения ОВД Параграф 4. Минимальные временные интервалы эшелонирования по ППП при отсутствии радиолокационного контроля (без использования систем наблюдения ОВД) Параграф 5. Минимальные интервалы бокового эшелонирования по ППП (при отсутствии радиолокационного контроля (без использования систем наблюдения ОВД) Параграф 5-1. Эшелонирование воздушных судов, выполняющих полет в режиме ожидания (без использования систем наблюдения) Параграф 5-2. Минимальное эшелонирование вылетающих воздушных судов (без использования систем наблюдения ОВД) Параграф 5-3. Эшелонирование вылетающих и прибывающих воздушных судов (без использования систем наблюдения ОВД) Параграф 6. Минимальные временные интервалы продольного эшелонирования при турбулентности в следе Параграф 7. Требования, учитываемые при выборе минимумов эшелонирования Параграф 8. Выполнение групповых полетов и обеспечение эшелонирования Параграф 9. Интервалы вертикального эшелонирования Параграф 9-1. Разрешения на полет с выдерживанием самостоятельно обеспечиваемого эшелонирования в визуальных метеорологических условиях Параграф 9-2. Информация об основном движении в воздушном пространстве классов D и E Параграф 9-3. Совместные полеты по ПВП и ППП в воздушном пространстве класса D в диспетчерских районах, районах аэродромов (ТМА) либо диспетчерских зонах (CTR) Глава 15. Эшелонирование в районе аэродромов Параграф 1. Информация о воздушном и наземном движении. Правила для вылетающих воздушных судов Параграф 2. Информация для вылетающих воздушных судов Параграф 3. Правила для прибывающих воздушных судов Параграф 4. Стандартные диспетчерские разрешения для прибывающих воздушных судов Параграф 5. Визуальный заход на посадку Параграф 5-1. Векторение для визуального захода на посадку Параграф 6. Заход на посадку по приборам Параграф 7. Полет в зоне ожидания Параграф 8. Очередность захода на посадку Параграф 9. Предполагаемое время захода на посадку Параграф 10. Передача информации прибывающим воздушным судам Параграф 11. Процедуры ССО и CDO Глава 16. Порядок аэродромного диспетчерского обслуживания Параграф 1. Функции аэродромных диспетчерских пунктов Параграф 2. Управление наземным движением на аэродроме в условиях ограниченной видимости Параграф 2-1. Правила управления аэродромным движением при выполнении заходов на посадку по категориям II/III Параграф 3. Порядок управления движением лиц и транспортных средств на аэродромах Параграф 4. Несанкционированный выезд на ВПП или препятствия на ВПП Параграф 5. Неопределенность в отношении местоположения на площади маневрирования Параграф 6. Нештатная конфигурация и состояние воздушного судна Параграф 7. Важная информация об условиях на аэродроме Параграф 8. Движение воздушных судов на площади маневрирования Параграф 9. Обслуживание воздушного движения по аэродромному кругу Параграф 9-1. Использование системы визуального наблюдения при аэродромном диспетчерском обслуживании Параграф 10. Обслуживание воздушного движения вылетающих воздушных судов Параграф 11. Обслуживание воздушного движения прибывающих воздушных судов Параграф 12. Наземные аэронавигационные огни Параграф 13. Функции диспетчерских пунктов, расположенных на стационарном вертодроме в море, с учетом особенностей Глава 17. Обслуживание ОВД на основе наблюдения Параграф 1. Предоставление обслуживания ОВД на основе наблюдения Параграф 2. Применение приемоответчиков ВОРЛ и передатчиков ADS-B Параграф 3. Информация о высоте полета, основанная на использовании данных о барометрической высоте Параграф 4. Прерывание или прекращение ОВД на основе наблюдения Параграф 5. Применение систем наблюдения при диспетчерском обслуживании воздушного движения Параграф 6. Аварийные условия, опасные ситуации и отказы оборудования Параграф 7. Применение систем наблюдения при диспетчерском обслуживании в районе аэродрома Параграф 8. Использование систем наблюдения при полетно-информационном обслуживании Глава 18. Полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение Параграф 1. Применение Параграф 1-1. Обеспечение аэродромных органов полетно-информационного обслуживания (AFIS) информацией и средствами связи Параграф 2. Служба автоматической передачи информации в районе аэродрома (ATIS) Параграф 3. Радиовещательные передачи ATIS для прибывающих и вылетающих воздушных судов Глава 19. Аварийное оповещение Параграф 1. Применение Параграф 2. Уведомление координационных центров поиска и спасания и смежных органов ОВД Параграф 3. Передача информации воздушным судам, выполняющим полет вблизи воздушного судна, находящегося в аварийном положении Глава 19-1. Координация в процессе обслуживания воздушного движения Глава 20. Координация действий между эксплуатантом и органами обслуживания воздушного движения  Глава 21. Координация действий между органами ОВД и УВД Глава 21-1. Координация между органами ОВД и службой управления аэронавигационной информацией Глава 21-2. Координация между службами обслуживания воздушного движения и службой эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Глава 22. Порядок действий в аварийной обстановке при отказе связи и в непредвиденных обстоятельствах Параграф 1. Порядок действий в аварийной обстановке Параграф 2. Аварийное снижение Параграф 2-1. Слив топлива в полете Параграф 3. Отказ наземного радиооборудования Параграф 4. Блокированная частота Параграф 5. Несанкционированное использование частоты ОВД Параграф 6. Аварийное эшелонирование Параграф 7. Выдача краткосрочных предупреждений о конфликтной ситуации Параграф 8. Правила, применяемые в отношении воздушных судов, оборудованных бортовыми системами предупреждения столкновений Параграф 9. Выдача предупреждения о минимальной безопасной абсолютной высоте Параграф 10. Изменение радиотелефонного позывного воздушного судна Параграф 10-1. Потеря ориентировки при полетах по ПВП, и полеты по ПВП в неблагоприятных метеорологических условиях Параграф 11. Отчет об инциденте при воздушном движении Глава 23. Применение навигации, основанной на характеристиках Приложение 1 Приложение 1-1 Приложение 2 Приложение 2-1 Приложение 3 Приложение 4

Приказ и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 16 мая 2011 года №279
"Об утверждении Инструкции по организации и обслуживанию воздушного движения"

О документе

Номер документа:279
Дата принятия: 16.05.2011
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:09.08.2011
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

"Юридическая газета" от 26 июля 2011 года №105 (2095); от 27 июля 2011 года №106 (2096); от 28 июля 2011 года №107 (2097); от 29 июля 2011 года №108 (2098).

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 13 июня 2011 года №7006.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 9 августа 2011 года.

Распространяется на правоотношения, возникшие с 17 ноября 2011 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 04.01.2024  документом  Приказ и.о. Министра транспорта Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 16 мая 2011 года №27
Вступила в силу с: 21.01.2024


Редакция от 15.03.2023, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
Вступила в силу с: 31.03.2023


Редакция от 02.09.2021, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Приказ исполняющего обязанности... № 473 от 02/09/2021
Вступила в силу с: 20.09.2021


Редакция от 28.01.2021, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности... № 35 от 28/01/2021
Вступила в силу с: 16.02.2021


Редакция от 03.06.2019, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности... № 354 от 03/06/2019
Вступила в силу с: 07.11.2019


Редакция от 05.06.2019, принята документом Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности... № 366 от 05/06/2019
Вступила в силу с: 01.08.2019


Редакция от 28.12.2017, принята документом Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра... № 911 от 28/12/2017
Вступила в силу с: 12.02.2018


Редакция от 14.04.2016, принята документом Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра... № 375 от 14/04/2016
Вступила в силу с: 25.06.2016


Редакция от 23.11.2015, принята документом Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра... № 1081 от 23/11/2015
Вступила в силу с: 10.01.2016


Редакция от 20.01.2015

Приложения к документу

279-11 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 С ИЗМ. 2-24)

279-11 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1-1 С ИЗМ.161-23)

279-11 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2-1 С ИЗМ.161-23)