Утратил силу

Документ утратил силу с 29 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 19 ноября 2019 года №557

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Молдова

17 июля 2014 года №982

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 10 июня 2014 года №74

Об утверждении Кодекса этики внутреннего аудитора и Карты внутреннего аудита
(Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита)

В целях исполнения положений пункта b) статьи 29 Закона №229 от 23 сентября 2010 года о государственном внутреннем финансовом контроле (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №231-234, ст.730) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

a) Кодекс этики внутреннего аудитора согласно приложению №1;

b) Карту внутреннего аудита (Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита) согласно приложению №2.

2. Отменить Приказ министра финансов №139 от 20 октября 2010 года об утверждение Кодекса этики внутреннего аудитора и Карты внутреннего аудита (Типовое положение по осуществлению внутреннего аудита) (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №221-222, ст.782).

Министр финансов

Анатол Арапу

Приложение №1

к Приказу Министра финансов Республики Молдова от 10 июня 2014 года №74

Кодекс этики внутреннего аудитора

I. Общие положения

1. Кодекс этики внутреннего аудитора (далее – Кодекс) представляет собой совокупность принципов и правил поведения, которые регулируют деятельность внутренних аудиторов/работников подразделений внутреннего аудита в области профессиональной этики.

2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Закона №158-XVI от 4 июля 2008 года о государственной должности и статусе государственного служащего (Официальный монитор Республики Молдова, 2008г., №230-232, ст.840), Национальных стандартов внутреннего аудита, утвержденных Приказом министра финансов №113 от 12 октября 2012 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №237-241, ст.1378).

3. Целью Кодекса является продвижение этической культуры в деятельности внутреннего аудита.

4. Кодекс направлен на достижение следующих задач:

a) определение фундаментальных принципов, необходимых для осуществления деятельности внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита;

b) установление правил поведения в ходе осуществления деятельности внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита;

c) обеспечение избежания конфликта интересов между внутренним аудитором/работником подразделения внутреннего аудита и аудируемым подразделением.

5. Достижение задач Кодекса предусматривает выполнение следующих основных требований:

a) производительность – осуществление деятельности на самом высоком профессиональном уровне с целью соблюдения государственных интересов в условиях экономичности, результативности и эффективности;

b) профессионализм – наличие интеллектуальных способностей и опыта, полученных путем непрерывной профессиональной подготовки, и соблюдение Кодекса этики внутреннего аудитора, общего для всех внутренних аудиторов/работников подразделений внутреннего аудита;

c) качество деятельности внутреннего аудита – обеспечение соответствия уровня осуществления деятельности внутреннего аудита в соответствии с Национальными стандартами внутреннего аудита, действующим законодательством и международными передовыми практиками;

d) доверие – продвижение хороших отношений между внутренними аудиторами/работниками подразделений внутреннего аудита, основанных на принципах сотрудничества, взаимопомощи и профессиональной корректности;

e) адекватное поведение – безупречное поведение в исполнении должностных обязанностей;

f) правдоподобность – достоверность и объективность информации в отчетах внутреннего аудита.

6. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита несет ответственность за собственное поведение при исполнении должностных обязанностей и информирует в письменной форме руководителя подразделения внутреннего аудита в следующих случаях:

a) наличие неясностей в применении или в области применения положений Кодекса;

b) возникновение личных конфликтов между внутренним аудитором/работником подразделения внутреннего аудита и руководителем аудитируемого подразделения;

c) принуждение действовать нецелесообразно, неэтично и нарушить действующее законодательство.

7. Любое нарушение Кодекса является дисциплинарным проступком, который применяется в соответствии с действующим законодательством.

8. Дисциплинарные проступки будут рассматриваться дисциплинарной комиссией в рамках публичного субъекта с принятием соответствующего решения согласно установленным процедурам действующего законодательства.

II. Основные принципы

9. При осуществлении своей деятельности внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита должен соблюдать следующие основные принципы:

- целостность;

- независимость и объективность;

- компетентность;

- конфиденциальность.

10. Целостность

10.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита корректен, честен и некоррумпирован, его целостность является опорой доверия, оказанного аудиторским суждением.

10.2. Принцип целостности обязывает аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:

a) осуществление деятельности, основанной на честности, добросовестности и тщательности;

b) соблюдение законодательства и осуществление должностных обязанностей в соответствии с профессиональными требованиями;

c) неучастие в незаконных действиях или деяниях, которые дискредитируют внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита или наносят ущерб публичному субъекту.

10.3. Целостность влечет за собой корректность в осуществлении деятельности внутреннего аудита, честность в выполнении действий и искренность в обсуждениях с лицами аудируемого подразделения и публичного субъекта. Отношения с коллегами и работниками аудируемого подразделения и публичного субъекта основываются на этих же ценностях.

10.4. Частные действия внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита не должны влиять на исполнение должностных обязанностей и не влиять негативно на публичный субъект. В этом контексте:

a) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита, который состоит в личной или семейной связи с коллегами или работниками аудируемого подразделения, информирует руководителя подразделения внутреннего аудита о конфликте интересов и не участвует в проведении миссии внутреннего аудита;

b) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не использует свою функцию для продвижения личных интересов;

c) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита информирует руководителя подразделения внутреннего аудита о случаях возбуждения против него гражданского или уголовного дела;

d) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита использует государственную собственность исключительно в рабочих целях.

10.5. Отношения с коллегами и работниками аудируемого подразделения основываются на корректности, честности и искренности. В рабочем коллективе необходимо создать климат доверия, что позволяет внутреннему аудитору/работнику подразделения внутреннего аудита профессионально осуществлять деятельность внутреннего аудита.

10.6. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита осознает свою ответственность, чтобы не допускать дискриминацию по признаку пола, социального положения, инвалидности, расы, вероисповедания и т.д. Является неприемлемой любая форма домогательств, расовых злоупотреблений и запугиваний.

11. Независимость и объективность

11.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обеспечивает высший уровень профессиональной независимости и объективности при сборе, оценке и предоставлении информации об аудируемом процессе. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита беспристрастно оценивает соответствующие обстоятельства миссии внутреннего аудита и не подвергается воздействию в изложении констатаций и рекомендаций аудита.

11.2.Принцип независимости и объективности обязывает внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:

a) проявление независимости и объективности в решении анализируемых аспектов/проблем;

b) избежание вмешательства в действия или отношения, влияющие на его объективность;

c) непринятие подарков и услуг за исполнение должностных обязанностей, за исключением символических знаков внимания в соответствии с признанными нормами вежливости и гостеприимства, предусмотренными законодательством;

d) разглашение событий, действий, которые могут исказить отчетность результатов миссии внутреннего аудита.

11.3. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обеспечивает соблюдение принципа независимости и объективности в осуществлении деятельности внутреннего аудита. Объективность не должна подрываться личными или внешними интересами.

11.4. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не вовлекается в аудиторскую деятельность в собственных интересах.

11.5. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита избегает любого проявления фаворитизма в отношениях с коллегами и работниками аудируемого подразделения.

11.6. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита соблюдает нормы поведения и избегает любых форм злоупотребления или зависимости, которые могут влиять на осуществление должностных обязанностей.

12. Компетентность

12.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обладает необходимой профессиональной компетентностью для осуществления деятельности внутреннего аудита.

12.2. Принцип компетентности обязывает внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:

a) получение консультаций со стороны специалиста соответствующей области в случае, если внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не имеет достаточных профессиональных способностей в осуществлении миссии внутреннего аудита;

b) осуществление миссии внутреннего аудита в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой;

c) постоянное повышение профессиональной компетентности, эффективности и качества деятельности внутреннего аудитора.

12.3. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита применяет действующую законодательную и нормативную базу в своей деятельности, что позволяет ему компетентно осуществлять должностные полномочия.

12.4. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита развивает способности, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

12.5. Получение консультаций со стороны специалиста соответствующей области не освобождает внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита от ответственности за констатации и рекомендации, предоставленные во время миссий внутреннего аудита.

13. Конфиденциальность

13.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не разглашает информацию, полученную в результате исполнения должностных обязанностей, без разрешения менеджмента публичного субъекта, за исключением случаев, если это профессиональное или законное обязательство.

13.2. Принцип конфиденциальности обязывает аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:

a) быть осмотрительным в использовании и защите информации, полученной в рамках деятельности внутреннего аудита;

b) не использовать полученную информацию в рамках деятельности внутреннего аудита в личных целях или в любых других целях, которая бы противоречила действующему законодательству и/или ущемляла задачи публичного субъекта.

13.3. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обеспечивает защиту информации, отраженной в корреспонденции, документах, досье и электронных данных об аудируемом подразделении.

III. Декларация об интересах

14. С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита перед началом миссии внутреннего аудита он заполняет Декларацию об интересах, которая предоставляет информацию о функциях или интересах внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита в отношениях с аудируемым подразделением и влияет на его деятельность. Модель Декларации об интересах представлена в приложении к Кодексу этики внутреннего аудитора.

15. Декларация об интересах прилагается к текущему досье миссии внутреннего аудита.

Приложение

к Кодексу этики внутреннего аудитора

Фамилия, имя ______________________________________________________________________

Занимаемая должность______________________________________________________________

Публичный субъект_________________________________________________________________

Название миссии внутреннего аудита__________________________________________________

Аудируемое подразделение________________________________________________________

Несовместимость по отношению к аудируемому подразделению

Да

Нет

Были/есть ли у Вас какие-либо официальные, финансовые и личные отношения с кем-либо из аудируемого подразделения, которые могли бы ограничить степень заинтересованности, открытия или констатирования нарушений и недостатков?



Есть ли у Вас предубеждения к лицам, группам, организациям или задачам, которые могли бы повлиять на Вас в осуществлении миссии внутреннего аудита?



Обладали/обладаете ли Вы в течение последнего года должностями или были ли Вы вовлечены в деятельность аудируемого подразделения?



Обладали/обладают ли муж/жена, родственники до второй степени родства внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита руководящими должностями в течение последнего года в аудируемом подразделении?



Участвовали ли Вы в разработке и внедрении системы финансового менеджмента и контроля в аудируемом подразделении?



Имеете ли Вы прямой или косвенный интерес финансового характера к аудируемому подразделению?



Другие обстоятельства, порождающие конфликт интересов _____________________________________

________________________________________________________________________________________

Подпись: _____________________

Дата _________________________

Декларация была рассмотрена:

 

Подпись: _____________________

Дата ________________________

Приложение №2

к Приказу Министра финансов Республики Молдова от 10 июня 2014 года №74

Карта внутреннего аудита (Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита)

I. Общие положения

1. Карта внутреннего аудита представляет собой модель типового положения по функционированию подразделения внутреннего аудита в рамках публичного субъекта.

2. Карта внутреннего аудита определяет сферу деятельности подразделения внутреннего аудита, устанавливает его положение в организационной структуре публичного субъекта, предусматривает права и обязанности внутренних аудиторов/работников подразделения внутреннего аудита, авторизирует доступ к лицам, документам и имуществу, необходимым для соответствующего осуществления деятельности внутреннего аудита.

3. Карта подразделения внутреннего аудита разрабатывается в соответствии с настоящей Картой, Национальными стандартами внутреннего аудита, Кодексом этики внутреннего аудитора и действующей законодательной и нормативной базой.

4. Внутренние аудиторы/работники подразделения внутреннего аудита несут ответственность за несоблюдение положений Карты внутреннего аудита согласно действующему законодательству.

II. Миссия подразделения внутреннего аудита

5. Миссия подразделения внутреннего аудита состоит в предоставлении объективных консультаций и гарантий о результативности системы финансового менеджмента и контроля, содействуя прибавлению добавленной ценности и предоставляя рекомендации по его улучшению.

6. Для выполнении миссии подразделения внутреннего аудита внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита имеет доступ ко всем процессам и деятельностям публичного субъекта для оценки, если система финансового менеджмента и контроля адекватна и действует таким образом, что обеспечивает:

a) результативность и эффективность операций;

b) соответствие нормативной базе и внутренним положениям;

c) надежность и оптимизацию активов и пассивов;

d) надежность и целостность информации.

III. Статус: независимость и авторитетность

7. Подразделение внутреннего аудита создается в прямом подчинении менеджера публичного субъекта и отчитывается непосредственно перед ним.

8. Внутренние аудиторы/работники подразделения внутреннего аудита подчиняются и отчитываются руководителю подразделения внутреннего аудита.

9. Подразделение внутреннего аудита вправе выполнять миссии внутреннего аудита и в подведомственных учреждениях публичного субъекта.

10. Деятельность внутреннего аудита не подлежит вмешательству в том, что касается определения области его применения, проведения работы и сообщения результатов.

IV. Полномочия работников подразделения внутреннего аудита

11. Руководитель подразделения внутреннего аудита наделен следующими полномочиями:

a) разрабатывает и представляет на утверждение менеджеру публичного субъекта проекты Карты внутреннего аудита и в случае необходимости собственных инструкций по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе, принимая во внимание специфику деятельности публичного субъекта;

b) передает управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов на согласование проект Карты внутреннего аудита и собственных инструкций по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе, специфические сектору деятельности;

c) разрабатывает и представляет на утверждение менеджеру публичного субъекта стратегический план и годовой план деятельности внутреннего аудита;

d) передает управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов копии Карты внутреннего аудита, собственных инструкций по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе, стратегического плана и годового плана деятельности внутреннего аудита, утвержденных менеджером публичного субъекта;

e) организует, координирует и следит за деятельностью внутреннего аудита;

f) информирует периодически, не менее одного раза в квартал, менеджера публичного субъекта о результатах деятельности внутреннего аудита;

g) составляет и представляет годовой отчет деятельности внутреннего аудита управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов в соответствии с форматом и установленными сроками;

h) информирует менеджера публичного субъекта о самых успешных передовых практиках в области внутреннего аудита и предлагает меры выравнивания с ними;

i) выражает мнение о привлечении к деятельности подразделения внутреннего аудита работников, которые обладают знаниями, навыками и опытом;

j) обеспечивает поддержание высокого уровня трудовой дисциплины внутренних аудиторов/работников подразделения внутреннего аудита;

k) устанавливает задачи миссии внутреннего аудита совместно с менеджером публичного субъекта и определяет сферу ее деятельности;

l) рассматривает и утверждает план аудиторской миссии и рабочую программу миссии внутреннего аудита;

m) рассматривает проекты отчетов внутреннего аудита и рабочие документы;

n) представляет менеджеру публичного субъекта отчеты миссий внутреннего аудита, а также годовой отчет о деятельности внутреннего аудита в публичном секторе;

o) устанавливает механизм отслеживания за внедрением рекомендаций аудита;

p) устанавливает правила по защите и хранению досье миссий внутреннего аудита, а также по их передаче внутренним или внешним пользователям;

q) информирует незамедлительно менеджера публичного субъекта посредством информационной записки о подозрении в мошенничестве;

r) совершенствует знания, навыки и прочие необходимые компетенции посредством непрерывной профессиональной подготовки;

s) разрабатывает и передает управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов предложения по изменению нормативной и законодательной базы в области внутреннего публичного аудита.

12. Персонал подразделения внутреннего аудита имеет следующие обязанности:

a) осуществляет миссии внутреннего аудита для оценки системы финансового менеджмента и контроля аудируемого подразделения и применяет методы, необходимые для достижения задач аудиторской миссии;

b) проводит мониторинг внедрения рекомендаций аудита;

c) информирует незамедлительно руководителя подразделения внутреннего аудита посредством информационной записки о подозрении в мошенничестве;

d) разрабатывает и представляет для проверки руководителю подразделения внутреннего аудита проект отчета внутреннего аудита;

e) уведомляет и согласовывает с менеджером аудитируемого подразделения констатации и рекомендации аудита;

f) запрашивает со стороны аудитируемого подразделения разработку плана действий по внедрению рекомендаций аудита;

g) заполняет декларацию об интересах до начала каждой миссии внутреннего аудита;

h) совершенствует знания, навыки и прочую необходимую компетенцию посредством непрерывной профессиональной подготовки;

i) хранит конфиденциальность информации, полученной в связи с проведением миссии внутреннего аудита.

13. Руководитель и персонал подразделения внутреннего аудита вправе:

a) располагать свободным доступом к имуществу соответствующих лиц, полезной и доказательной информации (включая в электронном формате), которую считает необходимой для достижения целей и выполнения задач миссии внутреннего аудита;

b) получать необходимую помощь от персонала публичного субъекта, а также специализированные услуги публичного субъекта или извне;

c) запрашивать копии и выписки из соответствующих документов, изымать оригиналы документов с оставлением копии и расписки в получении;

d) запрашивать и получать устную или письменную информацию и разъяснения от персонала и менеджера аудитируемого подразделения.

14. Руководитель и персонал подразделения внутреннего аудита не вправе:

a) выполнять операционные задачи публичного субъекта, такие как: согласование обязательств, утверждение сделок и бухгалтерских операций, разработка и осуществление процедур внутреннего контроля;

b) проводить финансовые инспекции (ревизии);

c) расследовать мошенничества;

d) управлять деятельностью персонала публичного субъекта, исключая случаи его участия в проведении миссии внутреннего аудита.

V. Сотрудничество с внешними аудиторами

15. Руководитель подразделения внутреннего аудита сотрудничает с внешними аудиторами в целях обеспечения адекватного информирования о проводимой деятельности подразделения внутреннего аудита. В этом контексте подразделения внутреннего аудита направляют Счетной палате копии:

a) годового плана деятельности внутреннего аудита;

b) годового отчета деятельности внутреннего аудита в публичном секторе.

VI. Применяемая законодательная и нормативная база

16. В своей деятельности внутренние аудиторы/работники подразделения внутреннего аудита руководствуются следующими законодательными и нормативными актами:

a) Закон о государственном внутреннем финансовом контроле;

b) Национальные стандарты внутреннего аудита;

c) Кодекс этики внутреннего аудитора;

d) Методологические нормы внутреннего аудита в публичном секторе;

e) собственные инструкции по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе в случае их необходимости, учитывая специфику публичного субъекта;

f) другие законодательные и нормативные акты в области внутреннего аудита.

 

Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 10 июня 2014 года №74
"Об утверждении Кодекса этики внутреннего аудитора и Карты внутреннего аудита (Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита)"

О документе

Номер документа:74
Дата принятия: 10/06/2014
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 982 от 17/07/2014
Начало действия документа:01/08/2014
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:29/11/2019

Документ утратил силу с 29 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 19 ноября 2019 года №557

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №217-222, 1 августа 2014 года, Ст.1044.