Дата обновления БД:
23.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
139 / 372
Всего документов в БД:
133123
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Молдова
17 июля 2014 года №982
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 10 июня 2014 года №74
Об утверждении Кодекса этики внутреннего аудитора и Карты внутреннего аудита
(Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита)
В целях исполнения положений пункта b) статьи 29 Закона №229 от 23 сентября 2010 года о государственном внутреннем финансовом контроле (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №231-234, ст.730) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
a) Кодекс этики внутреннего аудитора согласно приложению №1;
b) Карту внутреннего аудита (Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита) согласно приложению №2.
2. Отменить Приказ министра финансов №139 от 20 октября 2010 года об утверждение Кодекса этики внутреннего аудитора и Карты внутреннего аудита (Типовое положение по осуществлению внутреннего аудита) (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №221-222, ст.782).
Министр финансов
Анатол Арапу
Приложение №1
к Приказу Министра финансов Республики Молдова от 10 июня 2014 года №74
Кодекс этики внутреннего аудитора
I. Общие положения
1. Кодекс этики внутреннего аудитора (далее – Кодекс) представляет собой совокупность принципов и правил поведения, которые регулируют деятельность внутренних аудиторов/работников подразделений внутреннего аудита в области профессиональной этики.
2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Закона №158-XVI от 4 июля 2008 года о государственной должности и статусе государственного служащего (Официальный монитор Республики Молдова, 2008г., №230-232, ст.840), Национальных стандартов внутреннего аудита, утвержденных Приказом министра финансов №113 от 12 октября 2012 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №237-241, ст.1378).
3. Целью Кодекса является продвижение этической культуры в деятельности внутреннего аудита.
4. Кодекс направлен на достижение следующих задач:
a) определение фундаментальных принципов, необходимых для осуществления деятельности внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита;
b) установление правил поведения в ходе осуществления деятельности внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита;
c) обеспечение избежания конфликта интересов между внутренним аудитором/работником подразделения внутреннего аудита и аудируемым подразделением.
5. Достижение задач Кодекса предусматривает выполнение следующих основных требований:
a) производительность – осуществление деятельности на самом высоком профессиональном уровне с целью соблюдения государственных интересов в условиях экономичности, результативности и эффективности;
b) профессионализм – наличие интеллектуальных способностей и опыта, полученных путем непрерывной профессиональной подготовки, и соблюдение Кодекса этики внутреннего аудитора, общего для всех внутренних аудиторов/работников подразделений внутреннего аудита;
c) качество деятельности внутреннего аудита – обеспечение соответствия уровня осуществления деятельности внутреннего аудита в соответствии с Национальными стандартами внутреннего аудита, действующим законодательством и международными передовыми практиками;
d) доверие – продвижение хороших отношений между внутренними аудиторами/работниками подразделений внутреннего аудита, основанных на принципах сотрудничества, взаимопомощи и профессиональной корректности;
e) адекватное поведение – безупречное поведение в исполнении должностных обязанностей;
f) правдоподобность – достоверность и объективность информации в отчетах внутреннего аудита.
6. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита несет ответственность за собственное поведение при исполнении должностных обязанностей и информирует в письменной форме руководителя подразделения внутреннего аудита в следующих случаях:
a) наличие неясностей в применении или в области применения положений Кодекса;
b) возникновение личных конфликтов между внутренним аудитором/работником подразделения внутреннего аудита и руководителем аудитируемого подразделения;
c) принуждение действовать нецелесообразно, неэтично и нарушить действующее законодательство.
7. Любое нарушение Кодекса является дисциплинарным проступком, который применяется в соответствии с действующим законодательством.
8. Дисциплинарные проступки будут рассматриваться дисциплинарной комиссией в рамках публичного субъекта с принятием соответствующего решения согласно установленным процедурам действующего законодательства.
II. Основные принципы
9. При осуществлении своей деятельности внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита должен соблюдать следующие основные принципы:
- целостность;
- независимость и объективность;
- компетентность;
- конфиденциальность.
10. Целостность
10.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита корректен, честен и некоррумпирован, его целостность является опорой доверия, оказанного аудиторским суждением.
10.2. Принцип целостности обязывает аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:
a) осуществление деятельности, основанной на честности, добросовестности и тщательности;
b) соблюдение законодательства и осуществление должностных обязанностей в соответствии с профессиональными требованиями;
c) неучастие в незаконных действиях или деяниях, которые дискредитируют внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита или наносят ущерб публичному субъекту.
10.3. Целостность влечет за собой корректность в осуществлении деятельности внутреннего аудита, честность в выполнении действий и искренность в обсуждениях с лицами аудируемого подразделения и публичного субъекта. Отношения с коллегами и работниками аудируемого подразделения и публичного субъекта основываются на этих же ценностях.
10.4. Частные действия внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита не должны влиять на исполнение должностных обязанностей и не влиять негативно на публичный субъект. В этом контексте:
a) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита, который состоит в личной или семейной связи с коллегами или работниками аудируемого подразделения, информирует руководителя подразделения внутреннего аудита о конфликте интересов и не участвует в проведении миссии внутреннего аудита;
b) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не использует свою функцию для продвижения личных интересов;
c) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита информирует руководителя подразделения внутреннего аудита о случаях возбуждения против него гражданского или уголовного дела;
d) внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита использует государственную собственность исключительно в рабочих целях.
10.5. Отношения с коллегами и работниками аудируемого подразделения основываются на корректности, честности и искренности. В рабочем коллективе необходимо создать климат доверия, что позволяет внутреннему аудитору/работнику подразделения внутреннего аудита профессионально осуществлять деятельность внутреннего аудита.
10.6. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита осознает свою ответственность, чтобы не допускать дискриминацию по признаку пола, социального положения, инвалидности, расы, вероисповедания и т.д. Является неприемлемой любая форма домогательств, расовых злоупотреблений и запугиваний.
11. Независимость и объективность
11.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обеспечивает высший уровень профессиональной независимости и объективности при сборе, оценке и предоставлении информации об аудируемом процессе. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита беспристрастно оценивает соответствующие обстоятельства миссии внутреннего аудита и не подвергается воздействию в изложении констатаций и рекомендаций аудита.
11.2.Принцип независимости и объективности обязывает внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:
a) проявление независимости и объективности в решении анализируемых аспектов/проблем;
b) избежание вмешательства в действия или отношения, влияющие на его объективность;
c) непринятие подарков и услуг за исполнение должностных обязанностей, за исключением символических знаков внимания в соответствии с признанными нормами вежливости и гостеприимства, предусмотренными законодательством;
d) разглашение событий, действий, которые могут исказить отчетность результатов миссии внутреннего аудита.
11.3. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обеспечивает соблюдение принципа независимости и объективности в осуществлении деятельности внутреннего аудита. Объективность не должна подрываться личными или внешними интересами.
11.4. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не вовлекается в аудиторскую деятельность в собственных интересах.
11.5. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита избегает любого проявления фаворитизма в отношениях с коллегами и работниками аудируемого подразделения.
11.6. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита соблюдает нормы поведения и избегает любых форм злоупотребления или зависимости, которые могут влиять на осуществление должностных обязанностей.
12. Компетентность
12.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обладает необходимой профессиональной компетентностью для осуществления деятельности внутреннего аудита.
12.2. Принцип компетентности обязывает внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:
a) получение консультаций со стороны специалиста соответствующей области в случае, если внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не имеет достаточных профессиональных способностей в осуществлении миссии внутреннего аудита;
b) осуществление миссии внутреннего аудита в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой;
c) постоянное повышение профессиональной компетентности, эффективности и качества деятельности внутреннего аудитора.
12.3. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита применяет действующую законодательную и нормативную базу в своей деятельности, что позволяет ему компетентно осуществлять должностные полномочия.
12.4. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита развивает способности, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
12.5. Получение консультаций со стороны специалиста соответствующей области не освобождает внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита от ответственности за констатации и рекомендации, предоставленные во время миссий внутреннего аудита.
13. Конфиденциальность
13.1. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита не разглашает информацию, полученную в результате исполнения должностных обязанностей, без разрешения менеджмента публичного субъекта, за исключением случаев, если это профессиональное или законное обязательство.
13.2. Принцип конфиденциальности обязывает аудитора/работника подразделения внутреннего аудита соблюдать следующие правила поведения:
a) быть осмотрительным в использовании и защите информации, полученной в рамках деятельности внутреннего аудита;
b) не использовать полученную информацию в рамках деятельности внутреннего аудита в личных целях или в любых других целях, которая бы противоречила действующему законодательству и/или ущемляла задачи публичного субъекта.
13.3. Внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита обеспечивает защиту информации, отраженной в корреспонденции, документах, досье и электронных данных об аудируемом подразделении.
III. Декларация об интересах
14. С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита перед началом миссии внутреннего аудита он заполняет Декларацию об интересах, которая предоставляет информацию о функциях или интересах внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита в отношениях с аудируемым подразделением и влияет на его деятельность. Модель Декларации об интересах представлена в приложении к Кодексу этики внутреннего аудитора.
15. Декларация об интересах прилагается к текущему досье миссии внутреннего аудита.
Приложение
к Кодексу этики внутреннего аудитора
Фамилия, имя ______________________________________________________________________ |
Занимаемая должность______________________________________________________________ |
Публичный субъект_________________________________________________________________ |
Название миссии внутреннего аудита__________________________________________________ |
Аудируемое подразделение________________________________________________________ |
Несовместимость по отношению к аудируемому подразделению |
Да |
Нет |
Были/есть ли у Вас какие-либо официальные, финансовые и личные отношения с кем-либо из аудируемого подразделения, которые могли бы ограничить степень заинтересованности, открытия или констатирования нарушений и недостатков? |
|
|
Есть ли у Вас предубеждения к лицам, группам, организациям или задачам, которые могли бы повлиять на Вас в осуществлении миссии внутреннего аудита? |
|
|
Обладали/обладаете ли Вы в течение последнего года должностями или были ли Вы вовлечены в деятельность аудируемого подразделения? |
|
|
Обладали/обладают ли муж/жена, родственники до второй степени родства внутреннего аудитора/работника подразделения внутреннего аудита руководящими должностями в течение последнего года в аудируемом подразделении? |
|
|
Участвовали ли Вы в разработке и внедрении системы финансового менеджмента и контроля в аудируемом подразделении? |
|
|
Имеете ли Вы прямой или косвенный интерес финансового характера к аудируемому подразделению? |
|
|
Другие обстоятельства, порождающие конфликт интересов _____________________________________ ________________________________________________________________________________________ Подпись: _____________________ Дата _________________________ Декларация была рассмотрена:
Подпись: _____________________ Дата ________________________ |
Приложение №2
к Приказу Министра финансов Республики Молдова от 10 июня 2014 года №74
Карта внутреннего аудита (Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита)
I. Общие положения
1. Карта внутреннего аудита представляет собой модель типового положения по функционированию подразделения внутреннего аудита в рамках публичного субъекта.
2. Карта внутреннего аудита определяет сферу деятельности подразделения внутреннего аудита, устанавливает его положение в организационной структуре публичного субъекта, предусматривает права и обязанности внутренних аудиторов/работников подразделения внутреннего аудита, авторизирует доступ к лицам, документам и имуществу, необходимым для соответствующего осуществления деятельности внутреннего аудита.
3. Карта подразделения внутреннего аудита разрабатывается в соответствии с настоящей Картой, Национальными стандартами внутреннего аудита, Кодексом этики внутреннего аудитора и действующей законодательной и нормативной базой.
4. Внутренние аудиторы/работники подразделения внутреннего аудита несут ответственность за несоблюдение положений Карты внутреннего аудита согласно действующему законодательству.
II. Миссия подразделения внутреннего аудита
5. Миссия подразделения внутреннего аудита состоит в предоставлении объективных консультаций и гарантий о результативности системы финансового менеджмента и контроля, содействуя прибавлению добавленной ценности и предоставляя рекомендации по его улучшению.
6. Для выполнении миссии подразделения внутреннего аудита внутренний аудитор/работник подразделения внутреннего аудита имеет доступ ко всем процессам и деятельностям публичного субъекта для оценки, если система финансового менеджмента и контроля адекватна и действует таким образом, что обеспечивает:
a) результативность и эффективность операций;
b) соответствие нормативной базе и внутренним положениям;
c) надежность и оптимизацию активов и пассивов;
d) надежность и целостность информации.
III. Статус: независимость и авторитетность
7. Подразделение внутреннего аудита создается в прямом подчинении менеджера публичного субъекта и отчитывается непосредственно перед ним.
8. Внутренние аудиторы/работники подразделения внутреннего аудита подчиняются и отчитываются руководителю подразделения внутреннего аудита.
9. Подразделение внутреннего аудита вправе выполнять миссии внутреннего аудита и в подведомственных учреждениях публичного субъекта.
10. Деятельность внутреннего аудита не подлежит вмешательству в том, что касается определения области его применения, проведения работы и сообщения результатов.
IV. Полномочия работников подразделения внутреннего аудита
11. Руководитель подразделения внутреннего аудита наделен следующими полномочиями:
a) разрабатывает и представляет на утверждение менеджеру публичного субъекта проекты Карты внутреннего аудита и в случае необходимости собственных инструкций по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе, принимая во внимание специфику деятельности публичного субъекта;
b) передает управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов на согласование проект Карты внутреннего аудита и собственных инструкций по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе, специфические сектору деятельности;
c) разрабатывает и представляет на утверждение менеджеру публичного субъекта стратегический план и годовой план деятельности внутреннего аудита;
d) передает управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов копии Карты внутреннего аудита, собственных инструкций по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе, стратегического плана и годового плана деятельности внутреннего аудита, утвержденных менеджером публичного субъекта;
e) организует, координирует и следит за деятельностью внутреннего аудита;
f) информирует периодически, не менее одного раза в квартал, менеджера публичного субъекта о результатах деятельности внутреннего аудита;
g) составляет и представляет годовой отчет деятельности внутреннего аудита управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов в соответствии с форматом и установленными сроками;
h) информирует менеджера публичного субъекта о самых успешных передовых практиках в области внутреннего аудита и предлагает меры выравнивания с ними;
i) выражает мнение о привлечении к деятельности подразделения внутреннего аудита работников, которые обладают знаниями, навыками и опытом;
j) обеспечивает поддержание высокого уровня трудовой дисциплины внутренних аудиторов/работников подразделения внутреннего аудита;
k) устанавливает задачи миссии внутреннего аудита совместно с менеджером публичного субъекта и определяет сферу ее деятельности;
l) рассматривает и утверждает план аудиторской миссии и рабочую программу миссии внутреннего аудита;
m) рассматривает проекты отчетов внутреннего аудита и рабочие документы;
n) представляет менеджеру публичного субъекта отчеты миссий внутреннего аудита, а также годовой отчет о деятельности внутреннего аудита в публичном секторе;
o) устанавливает механизм отслеживания за внедрением рекомендаций аудита;
p) устанавливает правила по защите и хранению досье миссий внутреннего аудита, а также по их передаче внутренним или внешним пользователям;
q) информирует незамедлительно менеджера публичного субъекта посредством информационной записки о подозрении в мошенничестве;
r) совершенствует знания, навыки и прочие необходимые компетенции посредством непрерывной профессиональной подготовки;
s) разрабатывает и передает управлению по гармонизации государственного внутреннего финансового контроля в составе Министерства финансов предложения по изменению нормативной и законодательной базы в области внутреннего публичного аудита.
12. Персонал подразделения внутреннего аудита имеет следующие обязанности:
a) осуществляет миссии внутреннего аудита для оценки системы финансового менеджмента и контроля аудируемого подразделения и применяет методы, необходимые для достижения задач аудиторской миссии;
b) проводит мониторинг внедрения рекомендаций аудита;
c) информирует незамедлительно руководителя подразделения внутреннего аудита посредством информационной записки о подозрении в мошенничестве;
d) разрабатывает и представляет для проверки руководителю подразделения внутреннего аудита проект отчета внутреннего аудита;
e) уведомляет и согласовывает с менеджером аудитируемого подразделения констатации и рекомендации аудита;
f) запрашивает со стороны аудитируемого подразделения разработку плана действий по внедрению рекомендаций аудита;
g) заполняет декларацию об интересах до начала каждой миссии внутреннего аудита;
h) совершенствует знания, навыки и прочую необходимую компетенцию посредством непрерывной профессиональной подготовки;
i) хранит конфиденциальность информации, полученной в связи с проведением миссии внутреннего аудита.
13. Руководитель и персонал подразделения внутреннего аудита вправе:
a) располагать свободным доступом к имуществу соответствующих лиц, полезной и доказательной информации (включая в электронном формате), которую считает необходимой для достижения целей и выполнения задач миссии внутреннего аудита;
b) получать необходимую помощь от персонала публичного субъекта, а также специализированные услуги публичного субъекта или извне;
c) запрашивать копии и выписки из соответствующих документов, изымать оригиналы документов с оставлением копии и расписки в получении;
d) запрашивать и получать устную или письменную информацию и разъяснения от персонала и менеджера аудитируемого подразделения.
14. Руководитель и персонал подразделения внутреннего аудита не вправе:
a) выполнять операционные задачи публичного субъекта, такие как: согласование обязательств, утверждение сделок и бухгалтерских операций, разработка и осуществление процедур внутреннего контроля;
b) проводить финансовые инспекции (ревизии);
c) расследовать мошенничества;
d) управлять деятельностью персонала публичного субъекта, исключая случаи его участия в проведении миссии внутреннего аудита.
V. Сотрудничество с внешними аудиторами
15. Руководитель подразделения внутреннего аудита сотрудничает с внешними аудиторами в целях обеспечения адекватного информирования о проводимой деятельности подразделения внутреннего аудита. В этом контексте подразделения внутреннего аудита направляют Счетной палате копии:
a) годового плана деятельности внутреннего аудита;
b) годового отчета деятельности внутреннего аудита в публичном секторе.
VI. Применяемая законодательная и нормативная база
16. В своей деятельности внутренние аудиторы/работники подразделения внутреннего аудита руководствуются следующими законодательными и нормативными актами:
a) Закон о государственном внутреннем финансовом контроле;
b) Национальные стандарты внутреннего аудита;
c) Кодекс этики внутреннего аудитора;
d) Методологические нормы внутреннего аудита в публичном секторе;
e) собственные инструкции по применению Методологических норм внутреннего аудита в публичном секторе в случае их необходимости, учитывая специфику публичного субъекта;
f) другие законодательные и нормативные акты в области внутреннего аудита.
Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 10 июня 2014 года №74
"Об утверждении Кодекса этики внутреннего аудитора и Карты внутреннего аудита (Типовое положение по функционированию подразделения внутреннего аудита)"
О документе
Номер документа: | 74 |
Дата принятия: | 10/06/2014 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Регистрация в МинЮсте: | № 982 от 17/07/2014 |
Начало действия документа: | 01/08/2014 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 29/11/2019 |
Документ утратил силу с 29 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 19 ноября 2019 года №557 |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №217-222, 1 августа 2014 года, Ст.1044.
Документ утратил силу с 29 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 19 ноября 2019 года №557