Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 31 декабря 2009 года №933

Об утверждении Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы

(В редакции Постановлений Правительства Республики Молдова от 30.07.2013 г. №572, 03.07.2014 г. №525)

В соответствии со ст.17 Закона №5-XVI от 9 февраля 2006 года об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин (Официальный монитор Республики Молдова, 2006 г., №47-50, ст.200), с последующими изменениями Постановлением Парламента  №87-XIII от 28 апреля 1994 года о присоединении Республики Молдова к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", и в целях обеспечения комплексного подхода к вопросу о равенстве между женщинами и мужчинами в документах политик во всех областях и на всех уровнях принятия и выполнения решений Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 03.07.2014 г. №525)

(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить:

Национальную программу по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы согласно приложению №1;

План действий по внедрению в период с 2010 по 2012 год Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы согласно приложению №2.

План действий по реализации в период 2013-2015 годов Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы в соответствии с приложением №3.

План действий по реализации в период 2014-2015 годов Заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятых в Женеве 18 октября 2013 года, на основании объединенных четвертого и пятого периодических докладов реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в соответствии с приложением №4.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 03.07.2014 г. №525)

(см. предыдущую редакцию)

2. Установить, что реализация Национальной программы будет обеспечена посредством трех среднесрочных планов действий, которые будут внедряться компетентными органами в 2010-2012 гг. и 2013-2015 и 2014-2015 гг. Внедрение действий Национальной программы будет осуществляться за счет и в пределах бюджетов учреждений/органов, указанных в планах действий на соответствующие годы, а также из других источников согласно законодательству.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 03.07.2014 г. №525)

(см. предыдущую редакцию)

3. Министерствам, другим центральным административным органам внедрять положения Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы и информировать ежегодно (до 15 февраля) Министерство труда, социальной защиты и семьи о ходе их выполнения. Одновременно рекомендовать органам местного публичного управления обеспечить внедрение положений вышеуказанной Программы на местном уровне.

4. После представления в 2012 году (к 1 декабря 2012 г.) сводного отчета о внедрении первого плана действий министерствам и другим центральным административным органам представить Министерству труда, социальной защиты и семьи предложения по разработке второго плана действий на 2013-2015 гг. в целях обеспечения полного достижения стратегических целей Национальной программы.

5. Мониторинг и координирование процесса реализации Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы возложить на Министерство труда, социальной защиты и семьи, которое будет отчитываться перед Правительством о ее реализации один раз в году (до 1 марта).

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Правительственную комиссию по гендерному равенству.

 

Премьер-министр

Владимир Филат

Контрассигнуют:

зам. премьер-министра

 

Ион Негрей

министр труда, социальной

защиты и семьи

 

Валентина Булига

министр просвещения

Леонид Бужор

министр внутренних дел

Виктор Катан

министр здравоохранения

Владимир Хотиняну

министр финансов

Вячеслав Негруца

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 31 декабря 2009 года №933

Национальная программа по обеспечению гендерного равенства в Республике Молдова

I. Определение проблемы

1. Национальная программа по обеспечению гендерного равенства в Республике Молдова на 2010-2015 годы (в дальнейшем - Национальная программа) предусматривает всеобъемлющий подход к интегрированию принципа равенства между женщинами и мужчинами в документах политик во всех областях и на всех уровнях принятия и выполнения решений. Целью данной Программы является обеспечение продвижения гендерного равенства в экономической, политической и социальной жизни, что составляет основу соблюдения фундаментальных прав человека всех граждан страны.

2. Необходимость разработки настоящей Национальной программы вызвана очевидными сложностями в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами, а также необходимостью внедрения документов многосекторальной политики, в которых будут учтены отличные потребности женщин и мужчин в обществе, что приведет к сокращению существующего дисбаланса в контексте национальных усилий по искоренению бедности и реформированию публичного сектора как средства продвижения и гарантирования фундаментальных прав человека.

3. Внедрение Национальной программы создаст лучшие возможности для обеспечения фактического и юридического гендерного равенства как неотъемлемой части процесса создания подлинной демократии, осознающей различие полов и восприимчивой к ним, предпосылками которой будут обеспечение участия всех членов общества, женщин и мужчин, во всех областях жизни. Принятие данной Программы позволит повысить эффективность и направить финансовые ресурсы на реализацию различных секторальных политик с точки зрения гендерного равенства, что положительно скажется на качестве жизни всех граждан.

4. Внедрение настоящей Национальной программы будет способствовать выполнению Республикой Молдова внутренних и международных обязательств, принятых в контексте стратегических целей в области обеспечения прав человека, при этом акцент будет сделан на обеспечении гендерного равенства.

Международные, региональные и национальные нормативные рамки в области гендерного равенства

5. Нормативные рамки, формирующие основу политик и действий в области гендерного равенства в Республике Молдова определяются действующими международными документами, стороной которых является государство: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о политических правах женщины (1952г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.), Пекинская Декларация и Платформа действий (1995г.), Декларация Тысячелетия (2000г.), Конвенции Всемирной организации труда и т.д.

6. Ориентирование Республики Молдова в сторону интеграции в Европейский Союз обусловливает присоединение к соответствующим инструментам в данной области: Амстердамское соглашение (1999г.), пересмотренная Европейская социальная хартия (1996г.), Декларация о равенстве между женщинами и мужчинами как фундаментальный критерий демократии, принятая на 4-й Европейской министерской конференции о равенстве между женщинами и мужчинами (Стамбул, 13-14 ноября 1997 г.), Декларация и План действий, принятые на третьей Встрече глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, 16-17 мая 2005 г.), Резолюция об осуществлении гендерного равенства: вызов для прав человека и предпосылка экономического развития, принятая на 6-й Европейской министерской конференции о равенстве между женщинами и мужчинами (Стокгольм, 8-9июня 2006 г.), Дорожная карта равенства между женщинами и мужчинами (2006-2010гг.), Рекомендация CM/Рек(2007)17 Комитета министров для стран-членов о стандартах и механизмах обеспечения гендерного равенства и т.д.

7. Принимая во внимание присоединение и равнение Республики Молдова на указанные документы, на уровне Парламента и Правительства были предприняты стратегические действия по приведению нормативной базы в соответствие с международными и региональными стандартами в области гендерного равенства. Так, Конституция Республики Молдова провозглашает равенство женщин и мужчин перед законом. Принятие Закона №5-XVI от 9 февраля 2006г. об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин, Национального плана "Продвижение гендерного равенства в обществе на период 2006-2009 гг.", утвержденного Постановлением Правительства №984 от 25 августа 2006г., привело к установлению особых нормативных рамок в этой области. Данный вопрос нашел отражение и в других национальных документах: Национальная стратегия в области репродуктивного здоровья, утвержденная Постановлением Правительства №913 от 26 августа 2005г., Национальная стратегия развития на 2008-2011 годы, утвержденная Законом №295-XVI от 21 декабря 2007г., План действий по внедрению Национальной стратегии развития на 2008-2011 годы, утвержденный Постановлением Правительства №191 от 25 февраля 2008 г. и т.д.

Ситуация в стране: тенденции и проблемы

8. Представленные выше нормативные рамки создают необходимые предпосылки для развития соответствующих политик в области гендерного равенства. В республике были созданы институциональные структуры с особой компетенцией, такие, как Правительственная комиссия по гендерному равенству, Управление политик по обеспечению и предотвращению насилия в рамках Министерства труда, социальной защиты и семьи, гендерные единицы в рамках некоторых отраслевых министерств. В последние годы циклически отмечались некоторые достижения в продвижении гендерного равенства, проявляющиеся увеличением количества женщин на руководящих должностях, осуществлением программ по информированию населения, развитию способностей специалистов, обладающих компетенцией в данной области, и т.д. Республика Молдова находится в первой двадцатке среди 130 государств мира в вопросе гендерного равенства согласно третьему Отчету о глобальном индексе гендерного равенства, представленному Мировым экономическим форумом (2008г.).

9. Несмотря на то, что приняты нормативные рамки по обеспечению гендерного равенства, отмечаются и многочисленные проблемы в практическом их применении.

Сфера занятности и трудовой миграции

10. Экономический рост в последние годы не сопровождался таким же ростом количества рабочих мест. Так, в 2008 году уровень занятости среди мужчин был выше как на уровне города, так и на уровне села (48,6% и 42,7% соответственно), чем уровень занятости женщин - 41,0% в городе и 39,5% в сельской местности, вопреки тому, что доля женщин среди студентов выше (58,9% от общего числа). В то же время, несмотря на то, что уровень безработицы среди мужчин выше (в 2008 г. - 4,6%) по сравнению с женщинами (3,4%), женщины сталкиваются с большим количеством сложностей, чем мужчины на рынке труда, что связано с половыми различиями. Доля женщин среди неактивных лиц выше, чем мужчин, и составляет 55,3%.

11. Недостаточная профессиональная ориентация, существование половых стереотипов препятствуют избранию некоторых профессий из отдельных отраслей, которые являются преимущественно мужскими. Низкая заработная плата - это основное объяснение низкой привлекательности рынка труда в Молдове. В сфере трудоустройства существует разрыв в оплате труда мужчин и женщин. Так, среднемесячная заработная плата женщин в 2008 году составила 73,3% среднемесячной заработной платы мужчин, или 2134 лея, а среднемесячная заработная плата мужчин2910,1 лея. Среднемесячная заработная плата по экономике в 2008 году составила 2529,7 лея.

12. Разница в заработной плате женщин и мужчин объясняется многими факторами. Основными факторами, определяющими разницу в оплате труда мужчин и женщин, является горизонтальная и вертикальная сегрегация. Таким образом, около половины женщин из сельской местности трудоустроены в сельскохозяйственном секторе, где они выполняют самую малоквалифицированную работу и, соответственно, получают более низкую заработную плату, чем мужчины, занимающиеся наиболее квалифицированной работой. Другим фактором различий между заработной платой женщин и мужчин является наличие областей, в которых преобладают женщины,"женские" виды деятельности (воспитание, здравоохранение), в которых заработные платы ниже, чем в секторах, где доля мужчин выше (строительство, транспорт). Кроме того, женщины недостаточно представлены наверху профессиональной пирамиды. Между тем, в последнее время возросла заработная плата именно менеджеров высшего звена. Количество женщин превышает количество мужчин в категории государственных служащих низкого ранга. В завершение следует отметить, что существующий разрыв в оплате труда в республике способствует сохранению низкого уровня пенсионных накоплений, что напрямую влияет на размер пенсий и на уровень благосостояния женщин и мужчин.

13. Эксперты в данной области указывают на необходимость проведения анализа феномена миграции с точки зрения пола, так как на текущем этапе существует повышенный риск для женщин быть подверженными дискриминации. Международные исследования в данной области указывают, что этот риск возрастает по причине отношения к мигрантам в целом, а также по причине того, что отношения и восприятие по половому признаку меняются с трудом. Мужчины обладают большими возможностями при найме от неквалифицированных до высококвалифицированных видов работы. Женщины могут работать в ограниченных областях, которые связаны с традиционными гендерными ролями, такими, как: работа в бытовом секторе (домохозяйки, экономки, няни), в сельском хозяйстве, в сфере гостиничных услуг или развлечений. Работающие женщины мигранты фактически вдвойне страдают от дискриминации на рабочем месте: во-первых, из-за того, что являются иностранками, и поэтому страдают от тех же форм дискриминации, что и мужчины мигранты; во-вторых, из-за того, что они женщины, они могут стать жертвами насилия или торговли людьми как в процессе миграции, так и на рынке труда в странах прибытия. Поэтому при трудоустройстве за границей в секторах, которые не соответствуют их квалификации, образованию и их способностям, они зачастую деградируют профессионально или теряют квалификацию. При разработке миграционных политик необходимо уделить особое внимание сторонам, касающимся обеспечения прав и основных свобод мигрантов, их защите, особенно защите женщин, от дискриминации и принятия решений по усилению механизмов применения/соблюдения международного законодательства, включая Конвенцию CEDAW.

14. Согласно данным Национального бюро статистики в 2008 году количество лиц, объявленных выехавшими за пределы страны на работу или в поисках работы, составило около 309,7 тысячи человек, или 18,9% общего количества активного населения в возрасте от 15 лет и выше. Около двух третей выехавших - мужчины, что требует переоценки программ профессиональной подготовки и политики занятости с учетом данного полового аспекта.

15. Уровень миграции рабочей силы из Молдовы происходит по многим социально-экономическим причинам: низкий уровень доходов, которые не покрывают нужды, минимальные возможности трудоустройства по специальности вопреки относительно высокому уровню образования, благоприятному географическому положению и, не в последнюю очередь, высокому спросу на рынке труда за рубежом. Среди определяющих факторов следует отметить невозможность для многих экономически активных людей найти адекватное место работы, которое позволило бы им содержать свою семью внутри страны (в соответствии с данными опроса домашних хозяйств - 40% опрошенных лиц), и т.д. Другие факторы относятся к демографическим изменениям, экономическим кризисам и увеличению разницы в уровне доходов между странами, а также между развитыми и развивающимися странами. По сравнению с предыдущими периодами отмечается относительно стабильный рост миграции среди женщин и мужчин. Согласно данным Национального бюро статистики, в 2006 году из 310,1 тысячи выезжающих на заработки за рубеж женщины составили 112,3 тысячи, или 36,21%. В 2007 году этот показатель составил 116,3 тысячи женщин, или 34,65% общего числа мигрантов. Незначительный спад общего числа мигрантов был зарегистрирован в 2008 году, когда эта цифра достигла 309,7 тысячи человек, из которых женщины составили 108,3 тысячи, или 34,96%. Миграция родителей отрицательно сказывается на детях, оставшихся без их заботы, отмечены случаи ухода из школы, дети сталкиваются с проблемами эмоционального, психологического плана, употребляют спиртные напитки и различные вещества.

16. Установленные приоритетные проблемы:

a) ограниченные возможности участия женщин на рынке труда (нехватка видов услуг для женщин с маленькими детьми, дискриминация по возрастным и половым критериям при найме);

b) существование профессионального разделения и разрыва в оплате труда женщин и мужчин;

c) увеличение количества лиц, выезжающих на работу за рубеж, где они подвергаются риску дискриминации, в особенности молодые женщины, которые рискуют стать жертвами насилия или торговли людьми;

d) миграция мам и пап, что отрицательно сказывается на детях, оставшихся без их заботы;

e) серьезные изменения в институте семьи, что в одинаковой мере влияет на женщин, мужчин и детей. Бюджетная сфера

17. Введение гендерного подхода в процесс разработки бюджета и финансирования может способствовать перенаправлению расходов государственного бюджета на выполнение актуальных социальных задач с учетом нужд и интересов всех граждан страны независимо от пола, на устранение разногласий между проводимыми политиками и порядком расходования бюджетных финансовых средств. Использование гендерного анализа бюджетов политик во всех областях является необходимым инструментом, который гарантирует соблюдение принципа гендерного равенства при распределении и выделении ресурсов.

18. На нынешнем этапе анализ воздействия правительственных издержек на женщин и девушек по сравнению с мужчинами и мальчиками преобразуется в глобальную тенденцию. Так, в Рекомендации CM/Рек (2007)17 Комитета министров для стран-членов о стандартах и механизмах обеспечения гендерного равенства в качестве элементов, указывающих на политическую волю и обязательство стран по продвижению гендерного равенства де-факто, отмечено выделение достаточных финансовых средств на программы, проекты и инициативы для обеспечения гендерного равенства и признания женщин, а также на внедрение гендерно-чувствительных бюджетов в политиках всех областей.

19. В этом контексте были консолидированы способности представителей центральных и местных публичных властей, академической среды, были осуществлены три исследования по гендерному анализу местных бюджетов по тематике "Уязвимость женщин из неполных семей, присматривающих за детьми-инвалидами в районе Фэлешть", "Формальный и неформальный аспекты ухода на дому за пожилыми людьми в районе Сынджерей" и "Проблемы обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин при формировании структуры расходов бюджета в районе Тараклия". В то же время внедрение гендерного подхода в процесс разработки бюджета сталкивается с множеством трудностей, среди которых можно перечислить: неиспользование в процессе формирования бюджета социальных стандартов и финансовых нормативов, соотнесенных с гендерными проблемами; отсутствие анализа проекта бюджета с точки зрения гендерного равенства; недостаточные возможности (человеческие и технические) специалистов, ответственных за разработку бюджетов в аспекте использования принципа гендерного равенства в бюджетном процессе; невключение гендерного подхода при разработке бюджетов на отраслевом уровне; отсутствие гендерно-чувствительных показателей, которые можно использовать при оценке воздействия бюджетных издержек на реализацию Национальной программы по обеспечению гендерного равенства; низкий уровень активности представителей гражданского общества в процессе разработки и мониторинга бюджета.

20. Установленные приоритетные проблемы:

a) неиспользование в бюджетном процессе социальных стандартов и местных финансовых нормативов, соотнесенных с гендерным вопросом;

b) слабое осознание населением и специалистами сути гендерно-чувствительного бюджета.

Сфера участия в публичном и политическом процессе принятия решений

21. В Республике Молдова наблюдается положительная динамика в области вовлечения женщин в процесс принятия публичных и политических решений. Так, в 2008 году пост премьер-министра занимала женщина, 29,4% кабинета министров составляли женщины, среди примаров 17,5% женщины. Также женщины составляли 21,8% депутатов Парламента. В то же время они по-прежнему недостаточно участвуют как в избирательном, так и в политическом процессе и процессе принятия решений, или же эти цифры сильно удалены от демографической структуры населения, где женщины представляют 51,9% и мужчины - 48,1% населения. Важно то, что тенденции роста числа женщин, участвующих в политической деятельности, будут удержаны и усилены. Основными факторами положительных изменений в данной области являются: изменение и гармонизация законодательства; соблюдение международных обязательств; применение политик и программ, воздействующих на менталитет населения относительно гендерных ролей женщин и мужчин в обществе и семье; устранение гендерных стереотипов и структурных барьеров (таких, как недостаточность услуг, направленных на уход за детьми дошкольного возраста, инвалидами/престарелыми людьми; негибкие графики работы женщин и мужчин). Женщины Молдовы в отличие от мужчин продолжают сталкиваться с дискриминацией в политической и публичной областях, определенной в большой мере существующими стереотипами и сексизмом.

22. Установленные приоритетные проблемы:

a) недостаточное представительство женщин на руководящих должностях в политической и публичной жизни;

b) наличие структурных барьеров культурного, экономического и социального характера при продвижении женщин на руководящие должности в политической и публичной жизни.

Сфера социальной защиты и семьи

23. Система социальной помощи в своей классической форме и в нынешней структуре основывается на патриархальной модели общества, где именно женщины осуществляют неоплачиваемый уход за престарелыми лицами, детьми и больными людьми, а также на более активном вовлечении их в социальную и коммунитарную деятельность. Эта модель, основанная на идее, что в семье имеется доход, полученный как от оплачиваемой работы, так и от неоплачиваемой работы по уходу, существенно ограничивает социальное, политическое и экономическое участие женщин, которые преимущественно оказывают услуги по неоплачиваемому уходу, а также снижает роль мужчин в частной сфере. Однако одновременно с продвижением гендерного равенства в Республике Молдова, где и мужчины, и женщины должны иметь равные права и возможности в публичной и частной сфере, включая продвижение активного участия женщин на рынке труда, эта модель теряет смысл и нуждается в корректировках с целью недопущения конфликта между политикой социальной помощи и политикой трудовой занятости, а также с принципом продвижения гендерного равенства.

24. Действующее законодательство в области государственного социального страхования не содержит никакой дискриминации по отношению к плательщикам и бенефициарам социальных услуг (пенсия, пособия) по половому признаку. Фактически же существует гендерная разница в размере пенсии социального страхования. В период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. женщины, работавшие в национальной экономике, получали пенсию по возрасту в среднем 812,33 лея, в то время как размер средней пенсии по возрасту мужчин составлял 1147,68 лея.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Национальная программа по обеспечению гендерного равенства в Республике Молдова I. Определение проблемы II. Общие и специфические задачи. Принципы программы III. Необходимые меры для достижения целей IV. Этапы и сроки внедрения V. Ответственные за внедрение VI. Общее определение стоимости VII. Ожидаемые результаты VIII. Показатели прогресса и достижений IX. Возможности и ограничения X. Порядок представления отчетов и мониторинга План действий по внедрению в период с 2010 по 2012 год Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы План действий по реализации в период 2013-2015 годов Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-1015 гг. План действий по реализации в период 2014-2015 годов Заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятых в Женеве 18 октября 2013 года, на основании объединенных четвертого и пятого периодических докладов Республики Молдова о реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Постановление Правительства Республики Молдова от 31 декабря 2009 года №933
"Об утверждении Национальной программы по обеспечению гендерного равенства на 2010-2015 годы"

О документе

Номер документа:933
Дата принятия: 31/12/2009
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/01/2010
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №5-7, 19 января 2010 года, Ст.27.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 03/07/2014  документом  Постановление Правительства Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства №933 от 31 декабря 2009 года № 525 от 03/07/2014
Вступила в силу с: 11/07/2014


Редакция от 30/07/2013, принята документом Постановление Правительства Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РМ от 31 декабря 2009 года №933 № 572 от 30/07/2013
Вступила в силу с: 09/08/2013