Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Утратил силу

Документ утратил силу с 11 июня 2015 года в соответствии со статьей 28 Закона Украины от 12 мая 2015 года №389-VIII

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 6 апреля 2000 года №1647-III

О правовом режиме военного положения

(В редакции Законов Украины от 03.04.2003 г. №662-IV, 25.12.2008 г. №803-VI, 21.01.2010 г. №1836-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (вступил в силу 19.11.2012 г.), 17.05.2012 г. №4765-VI, 02.10.2012 г. №5404-VI, 23.02.2014 г. №763-VII, 12.02.2015 г. №186-VIII)

Настоящий Закон определяет содержание правового режима военного положения (порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц) и ответственность за нарушение требований или невыполнение мер правового режима военного положения.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение военного положения

Военное положение - это особый правовой режим, что вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Статья 2. Цель введения военного положения

Целью введения военного положения является создание условий для осуществления органами государственной власти, военным командованием, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями предоставленных им полномочий в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности.

Статья 3. Правовая основа введения военного положения

Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, настоящий Закон, другие законы Украины и Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.

Статья 4. Военное командование

Военным командованием, которому настоящим Законом предоставляется право совместно с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, является:

Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины;

командование видов Вооруженных Сил Украины;

объединенное оперативное командование, управление оперативных командований, территориальные управления, командование военных соединений, частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований.

Раздел II. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ОТМЕНЫ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 5. Порядок введения военного положения

Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.

Указ Президента Украины о введении военного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляется через средства массовой информации.

Предложения о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенту Украины представляет Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Статья 6. Указ Президента Украины о введении военного положения

В Указе Президента Украины о введении военного положения указываются:

1) обоснование необходимости введения военного положения;

2) границы территории, на которой вводится военное положение, время введения и срок, на который оно вводится;

3) задачи военного командования, органов государственной власти и органов местного самоуправления по введению и осуществлению мер правового режима военного положения;

4) исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;

5) другие вопросы, вытекающие из настоящего Закона.

Статья 7. Отмена военного положения

Военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях отменяется Указом Президента Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины при устранении угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, о чем немедленно объявляется через средства массовой информации.

С предложением об отмене военного положения к Президенту Украины может обратиться Верховная Рада Украины.

Раздел III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 8. Осуществление органами государственной власти полномочий в условиях военного положения

В условиях военного положения Президент Украины, Верховная Рада Украины, органы государственной власти, военное командование и Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают выполнение мер, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 9. Руководство Вооруженными Силами Украины и иными воинскими формированиями в условиях военного положения

Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины в условиях военного положения осуществляет руководство стратегическим планированием применения Вооруженных Сил Украины и иных образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, введением и осуществлением мер правового режима военного положения через рабочий орган Ставку Верховного Главнокомандующего - Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины.

Министерство обороны Украины в связи с введением военного положения действует в соответствии с Положением о Министерстве обороны Украины, которое утверждается Президентом Украины.

Статья 10. Недопустимость прекращения полномочий органов государственной власти в условиях военного положения

В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Верховной Рады Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховной Рады Автономной Республики Крым, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативноразыскную деятельность, досудебное расследование.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 13.04.2012 г. №4652-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Деятельность Верховной Рады Украины в условиях военного положения

Верховная Рада Украины при введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях собирается в двухдневный срок без созыва и работает в сессионном режиме.

Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны содействовать незамедлительному прибытию народных депутатов Украины на заседание Верховной Рады Украины и осуществлению их полномочий.

В случае истечения срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного положения.

Полномочия Верховной Рады Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в период военного положения не могут быть ограничены.

Статья 12. Особенности действия нормативно-правовых актов в условиях военного положения

Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, решения Совета министров Автономной Республики Крым, решения местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, которые ограничиваются в связи с введением военного положения, временно не применяются.

Статья 13. Деятельность военного командования в условиях военного положения

В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, руководство в сфере обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности, по введению мер, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, осуществляется соответствующим военным командованием в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.

В местностях, где ведутся боевые действия, введение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование.

Военное командование во время действия военного положения принимает все меры для обеспечения защиты безопасности населения и интересов государства и несет ответственность за их введение на соответствующей территории.

Статья 14. Правовые акты в условиях военного положения

Органы, указанные в статье 10 настоящего Закона, и военное командование имеют право издавать в пределах своей компетенции обязательные для выполнения, в том числе совместные, решения, распоряжения, приказы и директивы по вопросам введения и осуществления мер правового режима военного положения.

Раздел IV. МЕРЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Содержание мер правового режима военного положения

В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военному командованию предоставляется право совместно с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а если это невозможно, - самостоятельно вводить и осуществлять следующие меры правового режима военного положения:

1) внедрять трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, возникших в период действия военного положения, и их последствий, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не требуют, как правило, специальной профессиональной подготовки лиц. Работникам, привлеченным к выполнению общественно полезных работ, после окончания таких работ предоставляется предыдущая работа (должность), а в случае ее отсутствия - другая равноценная работа (должность) на том же или, по согласию работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам с определением ориентировочного перечня таких работ и механизма предоставления компенсации (вознаграждения) за их выполнение устанавливается Кабинетом Министров Украины;

2) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

3) изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных громад, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том числе согласно Положению о военно-транспортной обязанности - транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

4) устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

5) вводить комендантский час (запрещение нахождения в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

6) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств;

7) проверять документы у граждан, а при необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

8) в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, поднимать вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если она угрожает суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;

9) осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, театральных, концертно-зрелищных и иных предприятий, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; регулировать работу гражданских телерадиоцентров, запрещать роботу любительских приемно-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации по компьютерным сетям;

10) при нарушении требований или невыполнении мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также при необходимости другие технические средства связи;

11) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и отравляющими веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

12) изымать в граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и отравляющие вещества;

13) запрещать призывникам и военнообязанным менять место жительства без ведома военного командования;

14) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартировыванию военнослужащих и размещению воинских частей, подразделений и учреждений;

14-1) устанавливать для физических и юридических лиц квартирную повинность с расквартирования личного состава органов и подразделений гражданской защиты, а также эвакуированного населения;

15) устанавливать порядок использования хранилищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также для удовлетворения нужд обороны;

16) проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение;

17) вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами;

18) отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;

19) принудительно отчуждать или изымать имущество у юридических и физических лиц для потребностей обороны.

(Пункт 19 введен в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4765-VI)

Порядок установления ограничений прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения определяется законами Украины.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 12.02.2015 г. №186-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 16. Содействие деятельности военного командования

Органы государственной власти Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, а также граждане обязаны содействовать военному командованию во введении и осуществлении мер правового режима военного положения на соответствующей территории.

Статья 17. Привлечение воинских формирований к осуществлению мер правового режима военного положения

По решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенному в действие в установленном порядке Указом Президента Украины, образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования привлекаются к решению задач, связанных с введением и осуществлением мер правового режима военного положения в соответствии их назначением и спецификой деятельности.

Статья 18. Взаимодействие военного командования с органами государственной власти в условиях военного положения

В условиях военного положения военное командование выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со Службой безопасности Украины, иными образованными в соответствии с законами Украины воинскими формированиями органами внутренних дел и органами управления и силами гражданской защиты, а также может принимать в подчинение или в оперативное подчинение другие воинские формирования или их соединения, воинские части, учреждения и организации.

(В часть первую статьи 18 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Порядок взаимодействия военного командования с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правового режима военного положения, защиты безопасности граждан и интересов государства, а также подчинения или оперативного подчинения ему иных образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований или их соединений, воинских частей, учреждений и организаций определяется Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.

Раздел V. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН И ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Гарантии законности в условиях военного положения

В условиях военного положения запрещаются:

изменение Конституции Украины;

изменение Конституции Автономной Республики Крым;

проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления;

проведение всеукраинских и местных референдумов;

проведение забастовок.

Статья 20. Правовой статус и ограничение прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения

Правовой статус и ограничение прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения определяются в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.

В условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренные частью второй статьи 64 Конституции Украины.

В процессе трудовой деятельности лиц, относительно которых внедрена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и час время между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и тому подобное. На время привлечения работающего лица к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ним после окончания выполнения таких работ сохраняется соответствующая работа (должность).

Статья 21. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц иностранных государств в условиях военного положения

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, юридических лиц иностранных государств, находящихся на территории Украины во время действия военного положения, определяется Конституцией и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Статья 22. Недопустимость использования правового режима военного положения для захвата власти и нарушения прав и свобод граждан и прав и законных интересов юридических лиц

Введение военного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Любые попытки использовать введение военного положения для захвата власти влекут ответственность согласно закону.

Статья 23. Возмещение убытков, нанесенных во время введения военного положения или возврат сохранившегося имущества

Принудительное отчуждение объектов права собственности у юридических и физических лиц в связи с введением и осуществлением мероприятий правового режима военного положения влечет за собой возмещение их стоимости в порядке, определенном законом.

Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, прежний владелец или уполномоченное им лицо имеет право требовать возврата такого имущества в судебном порядке.

Прежний владелец принудительно отчужденного в связи с введением и осуществлением мероприятий правового режима военного положения имущества может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.

(Статья 23 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4765-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 24. Информирование Генерального секретаря ООН и государств

Украина в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах при введении военного положения немедленно уведомляет через Генерального секретарь ООН государства, принимающие участие в этом пакте, об ограничении прав и свобод человека и гражданина, что является отклонением от обязательств по Международному пакту, и о пределе этих отклонений и причинах принятия такого решения.

В уведомлении указывается также дата прекращения действия соответствующих отклонений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Об изменении предела отклонений от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах или срока действия ограничений прав и свобод и причин принятия такого решения Украина уведомляет Генерального секретаря ООН в порядке, определенном частями первой и второй настоящей статьи.

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ МЕР ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Ответственность за нарушение правового режима военного положения

Лица, виновные в нарушении требований или невыполнении мер правового режима военного положения, привлекаются к ответственности согласно закону.

Статья 26. Правосудие в условиях военного положения

Правосудие на территории, где введено военное положение, осуществляется только судами. На этой территории действуют суды, созданные в соответствии с Конституцией Украины. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Сокращение или ускорение любых форм судопроизводства запрещается.

Статья 27. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти в условиях военного положения осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Статья 28. Надзор за соблюдением законов в условиях военного положения

Надзор за соблюдением законов Украины в условиях военного положения осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины.

Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины:

в шестимесячный срок подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона;

привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом их нормативно-правовых актов.

Президент Украины

Л.Кучма