Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 9 февраля 2024 года №19

Об утверждении Изменений в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга

В соответствии со статьями 7, 15, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьями 4, 18 Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", с целью совершенствования порядка применения Национальным банком Украины мер воздействия, предъявления требований за нарушение учреждениями законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также приведение указанного порядка в соответствие с требованиями законодательства Украины Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Утвердить Изменения в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 28 июля 2020 года №106, которые прилагаются.

2. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

А. Пышный

Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 9 февраля 2024 года №19

Изменения в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга

1. В разделе I:

1) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"Требования настоящего Положения распространяются на страховщиков(перестраховщиков), страховых (перестраховочных) брокеров, кредитные союзы, ломбарды, другие финансовые учреждения, регистрацию или лицензирование которых осуществляет Национальный банк Украины (далее - Национальный банк), операторов почтовой связи, предоставляющих финансовые платежные услуги и/или услуги почтового перевода, и/или услуги по осуществлению валютных операций, операторов платежных систем, филиала или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющих финансовые услуги на территории Украины, других юридических лиц, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги (далее - учреждение).";

2) в подпункте 1 пункта 2 слова "Украина (далее - Национальный банк)" исключить;

3) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Термин"уполномоченное должностное лицо Национального банка" в настоящем Положении употребляется в таком значении - должностное лицо Национального банка, имеющее право подписи документов от имени Национального банка в соответствии с законодательством Украины или нормативно-правовыми актами Национального банка, или распорядительными актами Национального банка или доверенности.

Другие термины, используемые в настоящем Положении, уживаются в значениях, определенных в Законе, других законодательных актах Украины и нормативно-правовых актах Национального банка.";

4) абзац седьмой пункта 6 исключить;

5) абзац второй пункта 10 после слова "оформляются" дополнить словами "как документ в электронной и/или бумажной форме";

6) абзац первый пункта 11 после слов "на заседание" дополнить словами "(в очной или дистанционной форме)";

7) пункты 12, 14 изложить в следующей редакции:

"12. Национальный банк имеет право присылать учреждению:

1) экземпляр Решения/оригинал письменного требования в бумажной форме на почтовый адрес учреждения заказным письмом с уведомлением о вручении;

2) Решение/письменное требование, оформленное/оформленное в форме электронного документа, электронными каналами связи Национального банка;

3) заверенную Национальным банком (в бумажной форме) копию Решения/письменного требования по электронным документам, которые оформлены в системе электронного документооборота АСКОД (далее - СЭД АСКОД) Национального банка, на почтовый адрес учреждения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Учреждение обязано уведомить Национальный банк средствами электронной почты о получении Решения/письменного требования, направленного/направленного электронными каналами связи Национального банка, не позднее следующего рабочего дня со дня отправки Национальным банком такого решения/такого письменного требования.

Направленное/направленное Национальным банком Решение/письменное требование считается доведенным/доведенным до сведения учреждения (полученным/полученным учреждением) в случае неполучения его/ее учреждением по независящим от Национального банка причинам. Днем доведения до сведения учреждения/получения учреждением Решения/письменного требования в таком случае считается:

пятый рабочий день со дня, следующего за днем отправки Национальным банком экземпляра Решения / оригинала письменного требования, оформленного в бумажной форме, или заверенной Национальным банком в бумажной форме копии Решения/письменного требования из электронных документов, оформленных в СЭД АСКОД Национального банка;

следующий рабочий день со дня отправки Национальным банком Решения/письменного требования в форме электронного документа по электронным каналам связи Национального банка.";

"14. Национальный банк обнародует путем размещения в течение первых пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, на страницах официального интернет-представительства Национального банка информацию о примененных им в течение отчетного месяца к учреждениям мерах воздействия за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия.".

2. Абзац первый пункта 22 раздела III после слов "письменной оговорки" дополнить словами и цифрами "или в другой определенный Национальным банком срок (но не меньший, чем указанный в абзаце первом пункта 22 раздела III настоящего Положения)".

3. В первом предложении абзаца второго пункта 27 раздела IV слова "средствами электронной почты" заменить словами "электронными каналами связи".

4. Пункт 35 раздела VI изложить в следующей редакции:

"35. Учреждение не позднее трех рабочих дней со дня получения решения об отстранении или в другой определенный Национальным банком срок (но не меньший, чем указанный в пункте 35 раздела VI настоящего Положения) сообщает Национальный банк электронными каналами связи Национального банка о должностном лице, которое будет исполнять обязанности отстраненного должностного лица, отметив реквизиты принятого (принятых) компетентным органом (должностным лицом) учреждения решения (решений).".

5. В разделе VII:

1) в пункте 36 слова "по результатам проверки по вопросам соблюдения требований"заменить словами" с целью устранения и/или недопущения в деятельности учреждения нарушений";

2) в пункте 37:

подпункт 1 исключить;

в подпункте 2 слова "по результатам проверки по вопросам соблюдения" исключить;

абзац второй подпункта 3 исключить;

второе предложение подпункта 4 исключить;

3) пункт 38 изложить в следующей редакции:

"38. Заключение соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия осуществляется по инициативе учреждения, которая не позднее чем на седьмой рабочий день с даты получения справки/акта уведомляет Национальный банк о намерении заключить такое соглашение и в течение 30 календарных дней со дня получения справки/акта направляет составленный в соответствии с требованиями пункта 39 раздела VII настоящего Положения и подписанный руководителем учреждения (с применением квалифицированной электронной подписи в случае оформления соглашения в электронной форме) проект соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

Национальный банк имеет право направить учреждению письмо с предложением о заключении соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в котором указываются срок представления проекту соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия в Национальный банк, а также при необходимости перечень мер, которые учреждение обязано включить в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, если учреждение не инициировало заключение соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

Сроки выполнения обязательств устанавливаются индивидуально с учетом характера проблем и допущенных нарушений, а также оценок и выводов Национального банка.

Национальный банк в срок до 15 календарных дней со дня получения проекта соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия рассматривает представленный учреждением проект относительно обоснованности, полноты и эффективности вводимых (предусмотренных) мер, которые учреждение обязуется принять для устранения и/или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, повышения эффективности функционирования и/или адекватности системы управления рисками, сроков выполнения таких мероприятий и уведомляет учреждение о согласовании или несогласовании условий такого соглашения в письме за подписью уполномоченного должностного лица Национального банка.

Национальный банк имеет право предоставить в письме за подписью уполномоченного должностного лица Национального банка замечания и/или предложения к поданному учреждением проекту соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия для их учета при доработке указанного проекта.

Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения от Национального банка письма о согласовании им соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия или предоставления замечаний и/или предложений к такому соглашению направляет в Национальный банк доработанный(е) с учетом замечаний и/или предложений Национального банка (в случае их предоставления):

1) проект соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, подписанный руководителем учреждения с применением квалифицированной электронной подписи (в случае оформления соглашения в электронной форме);

2) два экземпляра проекта соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, подписанные руководителем учреждения (в случае оформления соглашения в бумажной форме).

Национальный банк рассматривает доработанный проект соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия в порядке, определенном в абзаце четвертом пункта 38 раздела VII настоящего Положения.";

4) в пункте 39:

подпункт 2 исключить;

в подпункте 5:

абзац первый дополнить словами ", и порядок ее уплаты";

абзац второй исключить;

пункт дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Учреждение в соглашении об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия берет на себя обязательства (в зависимости от выявленных нарушений) о введении ограничений в своей деятельности, предоставлении услуг/осуществлении операций.";

5) в пункте 40 слова "составляется в двух экземплярах и", ", а от имени учреждения - руководителем учреждения" исключить;

6) абзац первый пункта 41 изложить в следующей редакции:

"41. Национальный банк применяет другую адекватную меру воздействия, определенную в части третьей статьи 32 Закона и настоящим Положением, в случае не согласования Национальным банком и учреждением условий соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, не предоставление учреждением доработанного с учетом замечаний и/или предложений Национального банка (в случае их предоставления) проекту соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия в течение пяти рабочих дней со дня получения им от Национального банка письма о согласовании Национальным банком такого соглашения или предоставления замечаний и/или предложений к такому соглашению.";

7) пункт 42 изложить в следующей редакции:

"42. Учреждение в течение действия соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия имеет право инициировать внесение изменений в такое соглашение относительно сроков выполнения и/или перечня мер, которые учреждение обязуется принять, при наличии обоснованных предложений.

Национальный банк рассматривает обращение учреждения о внесении изменений в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, проект изменений к такому соглашению в порядке, определенном в пункте 38 раздела VII настоящего Положения.

Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения от Национального банка письма с замечаниями к проекту изменений в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия дорабатывает проект изменений в указанное соглашение с учетом письменных замечаний Национального банка.

Национальный банк в течение действия соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия имеет право инициировать внесение изменений в указанное соглашение в части перечня мер и/или сроков их выполнения при наличии обоснованных оснований. Внесение изменений в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, инициированных Национальным банком, осуществляется в порядке, определенном в пункте 38 раздела VII настоящего Положения.

Изменения в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия оформляются как приложение к указанному соглашению в соответствии с требованиями, определенными в разделе VII настоящего Положения.".

 

Постановление Правления Национального банка Украины от 9 февраля 2024 года №19
"Об утверждении Изменений в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга"

О документе

Номер документа:19
Дата принятия: 09.02.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15.02.2024
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 14 февраля 2024 года

Официальный вестник Украины от 14 февраля 2024 года №22, с. 218, статья 1450, код акта 123383/2024

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 15 февраля 2024 года