Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 22 февраля 2024 года №3587-IX

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования корпоративного управления

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в такие законодательные акты Украины:

1. в Хозяйственном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№18-22, ст. 144):

1) в статье 65:

часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) непосредственно или через уполномоченные органы или наблюдательный совет такого предприятия (в случае его образования) назначает (избирает) исполнительный орган (единоличный или коллегиальный) предприятия, который является подотчетным владельцу, его уполномоченному органу или наблюдательному совету (в случае его образования). Руководитель предприятия (единоличный исполнительный орган), главный бухгалтер, председатель и члены наблюдательного совета (в случае его образования), председатель и члены коллегиального исполнительного органа предприятия являются должностными лицами такого предприятия. Уставом предприятия должностными лицами предприятия могут быть признаны и другие лица. Должностные лица предприятия имеют обязанности перед предприятием, предусмотренные законом, в частности относительно надлежащего, добросовестного и эффективного управления предприятием (фидуциарные обязанности)";

дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:

"11. В предприятиях, в которых образование наблюдательного совета не является обязательным в соответствии с применимым законодательством, по решению уполномоченного органа управления может быть создана одноуровневая структура управления в соответствии с порядком, предусмотренным Законом Украины "Об акционерных обществах". В случае создания одноуровневой структуры управления к совету директоров применяются все положения настоящего Кодекса относительно наблюдательного совета, а к неисполнительному члену совета директоров - все положения настоящего Кодекса относительно члена наблюдательного совета";

2) часть четвертую статьи 67 изложить в следующей редакции:

"4. Государственные предприятия, в том числе хозяйственные общества (кроме банков), в уставном капитале которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежат государству, осуществляют привлечение внутренних долгосрочных (более одного года) и внешних кредитов (займов), предоставляют гарантии или являются поручителями по таким обязательствам по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, осуществляют привлечение внутренних краткосрочных (до одного года) кредитов (займов), предоставляют гарантии или являются поручителями по таким обязательствам - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции управления государственной собственностью. Порядок таких согласований устанавливается Кабинетом Министров Украины";

3) абзац первый части восьмой статьи 73 изложить в следующей редакции:

"8. Годовая финансовая отчетность государственного унитарного предприятия подлежит обязательной проверке субъектом аудиторской деятельности в соответствии с законодательством";

4) статью 75 изложить в следующей редакции:

"Статья 75. Особенности хозяйственной деятельности государственных коммерческих предприятий

1. Государственное коммерческое предприятие (кроме банков) обязано разрабатывать и утверждать стратегический план развития, а также составлять и выполнять годовой финансовый план, инвестиционные планы на год и на среднесрочную перспективу (три - пять лет) в соответствии с законом и в сроки, установленные настоящей статьей.

2. Финансовый план государственного коммерческого предприятия и инвестиционный план на год подлежат утверждению до 1 сентября года, предшествующего плановому (кроме предприятий электроэнергетики, деятельность которых регулируется путем утверждения лицензионных условий Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, финансовые планы которых утверждаются до 31 декабря), если иное не установлено законом, и могут пересматриваться в течение всего планового периода.

Стратегический план развития, инвестиционный план на год и инвестиционный план на среднесрочную перспективу, финансовый план государственного коммерческого предприятия утверждаются наблюдательным советом. В течение пяти рабочих дней после утверждения финансового плана наблюдательный совет представляет финансовый план и сводные основные финансовые показатели государственного коммерческого предприятия в орган, в сферу управления которого принадлежит такое предприятие, а также в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере экономического развития, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную финансовую, бюджетную и долговую политику, и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Стратегический план развития после его утверждения подлежит обнародованию на веб-сайте Государственного коммерческого предприятия и на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, а также размещается для ознакомления с обеспечением постоянного свободного доступа в полном объеме, кроме информации, отнесенной в соответствии с законодательством к информации с ограниченным доступом.

Финансовый план, стратегический план развития, инвестиционный план на среднесрочную перспективу государственного коммерческого предприятия, которое является субъектом естественных монополий или плановый расчетный объем чистой прибыли которого превышает 50 миллионов гривен, включает отдельные финансовые показатели, а именно коэффициенты рентабельности, ликвидности и платежеспособности, а также объемы выплат в пользу государства, бюджетного финансирования и квазифискальных операций, определенные в листах ожидания собственника, после их согласования центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую, бюджетную и долговую политику, в отдельных случаях - при дополнительном участии Кабинета Министров Украины, на основе предложений общего собрания такого хозяйственного общества, в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины.

Государственные коммерческие предприятия электроэнергетики, деятельность которых регулируется путем утверждения лицензионных условий Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ежегодно составляют финансовый план с учетом утвержденной этой комиссией структуры тарифов на электрическую и тепловую энергию. Финансовые планы таких государственных коммерческих предприятий электроэнергетики подлежат утверждению до 31 декабря года, предшествующего плановому.

За несвоевременное представление на рассмотрение, согласование или утверждение годового финансового плана и отчета о его выполнении должностные лица государственного коммерческого предприятия несут ответственность, установленную законом.

3. Органы, в сферу управления которых входят государственные коммерческие предприятия, подают в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере экономического развития, до 1 сентября года, предшествующего плановому, сводные показатели финансовых планов и финансовые планы в разрезе отдельных государственных коммерческих предприятий, входящих в сферу их управления.

4. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере управления объектами государственной собственности, утверждает типовую форму представления данных и методические рекомендации по разработке финансового плана государственного коммерческого предприятия.

5. Государственное коммерческое предприятие не имеет права безвозмездно передавать принадлежащее ему имущество другим юридическим лицам или гражданам, кроме случаев, предусмотренных законом. Отчуждать имущество Государственного коммерческого предприятия, принадлежащего к основным фондам, государственное коммерческое предприятие имеет право исключительно путем продажи на электронном аукционе. Если рыночная стоимость имущества, принадлежащего к основным фондам и подлежащего отчуждению, составляет от 10 процентов до 25 процентов стоимости активов Государственного коммерческого предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности, отчуждение осуществляется путем продажи на электронном аукционе по решению наблюдательного совета такого государственного коммерческого предприятия. Если рыночная стоимость имущества, принадлежащего к основным фондам и подлежащего отчуждению, составляет менее 10 процентов стоимости активов Государственного коммерческого предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности, отчуждение осуществляется по закону по решению исполнительного органа такого государственного коммерческого предприятия.

Отчуждение осуществляется путем продажи на электронном аукционе по решению органа, к сфере управления которого относится государственное коммерческое предприятие, если рыночная стоимость имущества, подлежащего отчуждению, составляет 25 и более процентов стоимости активов Государственного коммерческого предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности.

Распоряжаться другим способом имуществом, принадлежащим к основным фондам, государственное коммерческое предприятие имеет право только в пределах полномочий и способом, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Отчуждение недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта, которые являются государственной собственностью, осуществляется при условии дополнительного согласования в установленном порядке с Фондом государственного имущества Украины.

6. Средства, полученные от продажи имущественных объектов, относящихся к основным фондам государственного коммерческого предприятия, используются в соответствии с утвержденным финансовым планом, если иное не предусмотрено законом.

Средства, полученные от продажи недвижимого имущества, за вычетом балансовой (остаточной) стоимости такого имущества, если иное не установлено законом, зачисляются в общий фонд государственного бюджета.

7. Списание с баланса не полностью амортизированных основных фондов, а также ускоренная амортизация основных фондов Государственного коммерческого предприятия могут производиться по решению наблюдательного совета такого государственного коммерческого предприятия, если рыночная стоимость основных фондов составляет от 10 процентов до 25 процентов стоимости активов Государственного коммерческого предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности. Если рыночная стоимость основных фондов составляет менее 10 процентов стоимости активов Государственного коммерческого предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности, их списание и ускоренная амортизация осуществляются по решению исполнительного органа государственного коммерческого предприятия.

Списание с баланса не полностью амортизированных основных фондов, а также ускоренная амортизация основных фондов Государственного коммерческого предприятия осуществляются по решению органа, в сферу управления которого относится государственное коммерческое предприятие, если рыночная стоимость основных фондов составляет 25 и более процентов стоимости активов Государственного коммерческого предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности.

8. Государственные коммерческие предприятия могут образовывать за счет прибыли (дохода) специальные (целевые) фонды, предназначенные для покрытия расходов, связанных с их деятельностью.

Порядок использования средств таких фондов определяется в соответствии с утвержденным финансовым планом.

9. Распределение прибыли (дохода) государственных коммерческих предприятий осуществляется в соответствии с утвержденным финансовым планом с учетом требований настоящего Кодекса и других законов.

10. В составе финансового плана утверждается прогнозируемый финансовый результат, включая прогнозируемый расчет части чистой прибыли (дохода), а также прогнозируемые суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в государственный бюджет, определяемые на основе прогнозируемого уровня прибыли с учетом оценивания рисков деятельности Государственного коммерческого предприятия и листа ожиданий собственника.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Украины от 22 февраля 2024 года №3587-IX
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования корпоративного управления"

О документе

Номер документа:3587-IX
Дата принятия: 22.02.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08.03.2024
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 7 марта 2024 года №9

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела II настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 8 марта 2024 года