Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 января 2024 года №УП-1

О дополнительных мерах по реформированию и цифровизации системы исполнения судебных актов и актов иных органов

(Извлечение)

За последние годы в стране проведена значительная работа по широкомасштабному реформированию жизни общества и государства, а также в сфере совершенствования системы исполнения судебных актов и актов иных органов в рамках осуществленных судебно-правовых реформ.

Наряду с этим анализ опыта и практики в сфере исполнения судебных актов, накопленных передовыми демократическими государствами мира, показал имеющуюся потребность в реализации долгосрочных системных реформ в данном направлении.

Структура и задачи Бюро принудительного исполнения не в полной мере отвечают современным требованиям и мировым тенденциям развития системы принудительного исполнения.

Требуются систематизация и дальнейшее совершенствование актов законодательства по исполнению судебных актов и актов иных органов, направленных на предупреждение любого уклонения от исполнения судебных актов, гарантирование неприкосновенности необходимых денежных средств для обеспечения прожиточного минимума граждан.

В соответствии с задачами, определенными Стратегией "Узбекистан — 2030", в целях надежной защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также обеспечения эффективности правосудия путем совершенствования системы исполнения судебных актов и актов иных органов:

1. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 мая 2024 года:

а) внедряется порядок выдачи (отправки, предоставления) исполнительных документов на основании судебных актов в электронной форме. При этом:

внедряется порядок выдачи (отправки, предоставления) исполнительных документов, выданных на основании актов экономических судов, исключительно в электронной форме (кроме исполнительных документов, подлежащих исполнению за пределами Республики Узбекистан);

исполнительные документы, выданные на основании актов судов по гражданским и уголовным делам и судов по административным делам, могут выдаваться (отправляться, предоставляться) как правило в электронной форме, а исполнительные документы, подлежащие исполнению за пределами Республики Узбекистан либо по ходатайству сторон — в заверенной печатью суда бумажной форме;

исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, заверяются QR-кодом (матричным штриховым кодом) и оформляются электронной цифровой подписью;

юридические лица получают и предоставляют исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, а также принятые решения и иные документы в рамках исполнительного производства посредством персонального кабинета налогоплательщика;

для физических лиц создается возможность получения и предоставления исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, а также принятых решений и иных документов в рамках исполнительного производства, посредством Единого портала интерактивных государственных услуг либо терминалов по оказанию интерактивных услуг;

б) установить минимальный размер гарантированного дохода граждан, на который не может быть обращено взыскание по задолженности. При этом:

минимальный размер гарантированного дохода применяется при взыскании денежных средств по задолженности граждан и составляет половину установленного минимального размера оплаты труда;

запрещается удерживать (списывать) денежные средства с банковских счетов граждан, в том числе с их банковских карт, на основании исполнительных документов по задолженности, если сумма денежных средств на них не превышает половины установленного минимального размера оплаты труда;

в) распространить порядок упрощенного исполнительного производства также на взыскание задолженности по почтовым расходам.

2. Установить, что с 1 декабря 2024 года внедряется институт "Реестр обязательств" (далее — Реестр) по обеспечению безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов. При этом:

Реестр ведется Бюро принудительного исполнения;

в случае невозможности осуществления взыскания ввиду отсутствия у должника имущества сведения о нем вносятся в Реестр в обязательном порядке;

после внесения в Реестр сведений о должнике все ограничения, примененные в отношении него в рамках исполнительного производства, сохраняются;

в случае выявления имущества и денежных средств у должника, сведения о котором внесены в Реестр, принудительные исполнительные действия продолжатся;

в случае исполнения должником своих обязательств по исполнительному документу, его смерти, отмены судебного акта либо акта иного органа, на основании которых был выдан исполнительный документ, отмены либо признания недействительным документа, являющегося исполнительным документом, невыявления сведений об имуществе или денежных средствах должника в течение 10 лет, либо признания его банкротом, сведения о должнике исключаются из Реестра по заявлению взыскателя.

Генеральной прокуратуре (Н.Т. Йулдошев) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 августа 2024 года разработать и внести в установленном порядке проекты нормативно-правовых актов по внедрению на практике института "Реестр обязательств".

3. Определить, что с 1 апреля 2024 года:

реализация имущества на комиссионно-договорных основах в рамках принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов осуществляется исключительно торговыми организациями, внедрившими электронную систему дистанционного мониторинга процессов от принятия до реализации имущества;

при выборе торговых точек по реализации имущества на комиссионно-договорных основах в рамках принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов приоритет предоставляется торговым организациям, занимающимся реализацией имущества посредством интернет-магазинов.

Генеральной прокуратуре (Н.Т. Йулдошев) в срок до 1 апреля 2024 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Порядок реализации на комиссионно-договорных основах имущества, арестованного по исполнительным документам.

4. В целях обеспечения эффективного исполнения задач, возложенных на Бюро принудительного исполнения:

а) выделить Бюро принудительного исполнения дополнительно 230 штатных единиц государственных исполнителей, основная деятельность которых направлена на защиту интересов несовершеннолетних, финансируемых из Фонда развития Бюро принудительного исполнения;

б) в рамках действующих штатных единиц Организационно-контрольного и аналитического управления центрального аппарата образовать Центр мониторинга и определить его основными задачами:

онлайн-анализ ситуаций, связанных с ходом исполнения судебных актов и актов иных органов, на основе данных, полученных из программного обеспечения и информационных систем Бюро принудительного исполнения;

ведение учета и иной отчетности по денежным средствам, взысканным посредством информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

ведение контроля за соблюдением процессуального порядка и сроков исполнительного производства;

оценка и прогнозирование ситуаций, которые могут возникнуть, путем анализа информации, а также внесение предложений по их предупреждению и устранению;

в) рамках действующих штатных единиц образовать в центральном аппарате Отдел ведения учета и управления активами, в управлениях Бюро принудительного исполнения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — Сектор ведения учета и управления активами.

5. Директору Бюро принудительного исполнения М.Э. Эгамбердиеву:

уделять особое внимание приему на должность государственного исполнителя лиц, имеющих высшее образование;

осуществлять меры по поэтапному обучению в Правоохранительной академии Республики Узбекистан действующих государственных исполнителей, имеющих среднее специальное образование.

6. Утвердить Программу мер по дальнейшему развитию системы исполнения судебных актов и актов иных органов согласно приложению №1.

Возложить на Генерального прокурора Республики Узбекистан Н.Т. Йулдошева, руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой мер.

7. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению №2.

8. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции, Верховным судом и Министерством экономики и финансов в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

9. Возложить на Генерального прокурора Республики Узбекистан Н.Т. Йулдошева персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на советника Президента Республики Узбекистан Д.Б. Кадирова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 3 января 2024 года №УП-1

Программа мер по дальнейшему развитию системы исполнения судебных актов и актов иных органов

Цели и задачи приоритетных направлений

Механизмы реализации

Форма реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Республики Узбекистан от 3 января 2024 года №УП-1
"О дополнительных мерах по реформированию и цифровизации системы исполнения судебных актов и актов иных органов" (Извлечение)

О документе

Номер документа:УП-1
Дата принятия: 03.01.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.01.2024
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 4 января 2024 года, №06/24/1/0001