Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 13 декабря 2022 года №227-З
Об урегулировании неплатежеспособности
Принят Палатой представителей 10 ноября 2022 года
Одобрен Советом Республики 23 ноября 2022 года
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Банкротство - неплатежеспособность должника, признанная решением суда, рассматривающего экономические дела (далее, если не установлено иное, - суд), о признании должника - юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника - индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства.
2. Близкие родственники - родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери, внуки, супруг (супруга).
3. Временный (антикризисный) управляющий - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые судом для исполнения полномочий в делах о несостоятельности или банкротстве (временный управляющий - в защитном периоде, антикризисный управляющий - в конкурсном производстве, санации, ликвидационном производстве) (далее, если не установлено иное, - управляющий).
4. Государственная организация (организация с долей государства) - государственное унитарное предприятие, государственное объединение, являющееся коммерческой организацией, юридическое лицо, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Национальному банку, Национальной академии наук Беларуси, Управлению делами Президента Республики Беларусь, другим государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, либо акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат административно-территориальным единицам Республики Беларусь.
5. Государственные органы - Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, Управление делами Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь (за исключением Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь), республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.
6. Градообразующая организация - юридическое лицо, списочная численность работников которого на день подачи заявления о несостоятельности или банкротстве составляет не менее одной четверти занятого населения (рабочих мест) соответствующего населенного пункта или за счет осуществления хозяйственной (экономической) деятельности которого поддерживается жизнеобеспечение соответствующего населенного пункта. При определении численности занятого населения (рабочих мест) соответствующего населенного пункта не учитываются работники юридических лиц, которые не могут являться должниками в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
7. Денежное обязательство - обязанность уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному гражданским, гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством, законодательством об исполнительном производстве, за исключением обязательств по возмещению платежей, произведенных из республиканского и местных бюджетов в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов, обязательств по бюджетным и внешним государственным займам, обязательств перед бюджетом, возникших из договоров уступки требования.
8. Должник - неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия)) либо некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в форме потребительского кооператива, фонда; неплатежеспособный индивидуальный предприниматель.
9. Досудебное оздоровление - меры, принимаемые руководителем юридического лица, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, государственным органом, в подчинении (составе) которого находится юридическое лицо или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) юридического лица, на основании частного определения суда по обеспечению эффективной хозяйственной (экономической) деятельности и восстановлению платежеспособности юридического лица.
10. Заинтересованные лица в отношении должника - индивидуального предпринимателя:
физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении физического лица, являющегося должником - индивидуальным предпринимателем;
юридические лица или индивидуальные предприниматели, привлеченные для оказания услуг по учету доходов и расходов должнику - индивидуальному предпринимателю на основании гражданско-правового договора, в том числе в случае прекращения такого договора, если со дня его прекращения до дня возбуждения производства по делу о банкротстве прошло не более одного года.
Заинтересованными лицами в отношении должника - индивидуального предпринимателя считаются также лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении физических лиц, указанных в настоящем пункте.
11. Заинтересованные лица в отношении должника - юридического лица:
юридическое лицо, являющееся основным, зависимым или дочерним по отношению к должнику - юридическому лицу;
руководитель должника - юридического лица, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган либо другой орган должника - юридического лица, или иные лица, уполномоченные в соответствии с учредительным документом, договором или законодательством управлять должником - юридическим лицом, главный бухгалтер должника - юридического лица, в том числе занимавшие эти должности служащих до признания должника - юридического лица несостоятельным или банкротом, если прошло не более одного года со дня прекращения с ними договора или со дня прекращения их полномочий до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве;
юридические лица или индивидуальные предприниматели, привлеченные для оказания услуг должнику - юридическому лицу по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на основании гражданско-правового договора, в том числе в случае прекращения такого договора, если со дня его прекращения до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве прошло не более одного года;
иные лица, признаваемые в соответствии с законодательными актами заинтересованными либо аффилированными лицами в отношении должника.
Заинтересованными лицами в отношении должника - юридического лица считаются также лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении физических лиц, указанных в настоящем пункте.
12. Заинтересованные лица в отношении кредитора:
физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении кредитора - физического лица;
юридическое лицо, являющееся основным, зависимым или дочерним по отношению к кредитору - юридическому лицу;
руководитель кредитора - юридического лица, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган либо другой орган кредитора - юридического лица, или иные лица, уполномоченные в соответствии с учредительным документом, договором или законодательством управлять кредитором - юридическим лицом, главный бухгалтер кредитора - юридического лица, в том числе занимавшие эти должности служащих до признания должника - юридического лица несостоятельным или банкротом, если прошло не более одного года со дня прекращения с ними договора или со дня прекращения их полномочий до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве;
юридические лица или индивидуальные предприниматели, привлеченные для оказания услуг кредитору по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на основании гражданско-правового договора, в том числе в случае прекращения такого договора, если со дня его прекращения до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве прошло не более одного года;
иные лица, признаваемые в соответствии с законодательными актами заинтересованными либо аффилированными лицами в отношении кредитора.
Заинтересованными лицами в отношении кредитора считаются также лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении физических лиц, указанных в настоящем пункте.
13. Заинтересованные лица в отношении управляющего:
физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении управляющего - физического лица;
руководитель управляющего - юридического лица, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган либо другой орган управляющего - юридического лица, или иные лица, уполномоченные в соответствии с учредительным документом, договором или законодательством управлять управляющим - юридическим лицом, главный бухгалтер управляющего - юридического лица, в том числе занимавшие эти должности служащих до признания должника - юридического лица банкротом, если прошло не более одного года со дня прекращения с ними договора или со дня прекращения их полномочий до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве;
юридические лица или индивидуальные предприниматели, привлеченные для оказания услуг управляющему по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на основании гражданско-правового договора, в том числе в случае прекращения такого договора, если со дня его прекращения до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве прошло не более одного года;
иные лица, признаваемые в соответствии с законодательными актами заинтересованными либо аффилированными лицами в отношении управляющего.
Заинтересованными лицами в отношении управляющего считаются также лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом заинтересованными лицами в отношении физических лиц, указанных в настоящем пункте.
14. Заинтересованные лица в отношении физического лица - супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, родные братья, сестры и близкие родственники родных братьев и сестер по прямой нисходящей линии, родственники супруга (супруги) по прямой восходящей и нисходящей линии, родные братья и сестры супруга (супруги) и близкие родственники родных братьев и сестер супруга (супруги) по прямой нисходящей линии, а также физические лица, признаваемые членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье.
15. Залоговое имущество - имущество должника, в том числе имущественные права, являющееся предметом залога или являвшееся предметом залога до прекращения залога в связи с реализацией или невозможностью реализации такого имущества, имевшего место после открытия в отношении должника конкурсного производства.
16. Залоговый кредитор - кредитор по обязательствам, обеспеченным залоговым имуществом, у которого возникло право на обращение взыскания на такое имущество. Статус залогового кредитора распространяется на указанных в настоящем пункте лиц также в случае прекращения залога по соответствующим обязательствам в связи с реализацией или невозможностью реализации залогового имущества, имевшего место после открытия в отношении должника конкурсного производства, при наличии установленных настоящим Законом оснований для удовлетворения требований таких лиц в составе требований кредиторов третьей очереди.
17. Защитный период - процедура, применяемая к должнику в целях проведения анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении о несостоятельности или банкротстве, проверки наличия (отсутствия) установленных настоящим Законом оснований для подачи заявления о несостоятельности или банкротстве и оснований для открытия конкурсного производства.
18. Конкурсное производство - процедура, применяемая к должнику в целях проверки наличия (отсутствия) оснований для принятия решения о признании должника - юридического лица несостоятельным и введении санации или о признании должника - юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника - индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства, формирования реестра требований кредиторов, определения признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами.
19. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику право требования по денежным обязательствам, обязательным платежам, обязательствам по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде.
20. Крупная сделка - сделка, влекущая на день ее совершения приобретение, отчуждение или возможность отчуждения имущества должника - юридического лица, стоимость которого составляет 20 и более процентов стоимости всего имущества должника, определенной на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на 1-е число первого месяца текущего квартала; а имущества должника - индивидуального предпринимателя и юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, - 300 и более базовых величин.
21. Ликвидационное производство - процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, продажи имущества должника и максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью.
22. Ликвидируемый должник - юридическое лицо, в отношении которого решение о ликвидации принято до возбуждения производства по делу о его банкротстве.
23. Мировое соглашение - соглашение между должником, кредиторами и при необходимости третьими лицами о прекращении производства по делу о несостоятельности или банкротстве на основе взаимных уступок, заключаемое в санации или ликвидационном производстве и утверждаемое судом.
24. Неплатежеспособность - финансовое состояние должника, характеризующее его неспособность исполнить денежные обязательства, обязанность по уплате обязательных платежей и (или) обязательства по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде, срок исполнения которых наступил.
25. Несостоятельность - неплатежеспособность должника, признанная решением суда о признании должника несостоятельным и введении санации.
26. Обязательные платежи - налоги, сборы (пошлины), пени и иные платежи в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, бюджеты государственных внебюджетных фондов, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством; суммы неисполненных обязательств должника по бюджетным ссудам, бюджетным займам, обязательствам перед бюджетом, возникшим из договоров уступки требования, внешним государственным займам, возмещению платежей, произведенных из республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов, процентам, пеням и иным платежам по ним, перечислению платы за предоставление средств внешних государственных займов, гарантий Правительства Республики Беларусь и гарантий местных исполнительных и распорядительных органов; административные взыскания в виде штрафа и взыскания стоимости; штрафы, налагаемые в соответствии с уголовным законодательством; подлежащие возмещению Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам суммы льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
27. Организация, приравненная к градообразующей, - организация, списочная численность работников которой в среднем за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о несостоятельности или банкротстве, составляет 500 и более человек.
28. Отсутствующий должник - индивидуальный предприниматель, в отношении которого по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, либо юридическое лицо, фактически прекратившее хозяйственную (экономическую) деятельность, место жительства (место пребывания) или место нахождения руководителя (органов управления), собственника имущества, учредителей (участников) которого установить не представляется возможным.
29. Представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника (в том числе уволенными лицами, перед которыми не погашена задолженность по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде) представлять их права и (или) законные интересы в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве.
30. Руководитель должника - юридического лица - единоличный исполнительный орган должника - юридического лица, иные лица, действующие в соответствии с законодательством и (или) учредительным документом юридического лица от имени должника - юридического лица без доверенности.
31. Руководитель кредитора - юридического лица - единоличный исполнительный орган кредитора - юридического лица, иные лица, действующие в соответствии с законодательством и (или) учредительным документом юридического лица от имени кредитора - юридического лица без доверенности.
32. Санация - процедура, применяемая к должнику - юридическому лицу в целях обеспечения его эффективной хозяйственной (экономической) деятельности и восстановления платежеспособности, а также осуществления расчетов с его кредиторами в соответствии с установленной очередностью.
33. Сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки за предыдущий год.
34. Урегулирование неплатежеспособности - совокупность мер и процедур, применяемых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях предупреждения несостоятельности или банкротства, а также в отношении должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя, признанных в соответствии с настоящим Законом несостоятельными или банкротами, в целях обеспечения эффективной хозяйственной (экономической) деятельности и восстановления платежеспособности должника - юридического лица, а также осуществления расчетов с его кредиторами в соответствии с установленной очередностью (в санации) либо в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, продажи их имущества и максимально возможного удовлетворения требований их кредиторов в соответствии с установленной очередностью (в ликвидационном производстве).
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящим Законом устанавливаются основания для признания судом должника несостоятельным или банкротом, регулируются порядок и условия проведения производства по делам о несостоятельности или банкротстве, принятия мер по урегулированию неплатежеспособности, в том числе по предупреждению несостоятельности или банкротства, и иные связанные с этим отношения.
2. В целях обеспечения суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, общественного порядка, защиты жизни и здоровья населения, а также прав и свобод граждан, преемственности и взаимодействия государственных органов Президент Республики Беларусь может устанавливать основания для приостановления любой процедуры, применяемой при рассмотрении дела о несостоятельности или банкротстве, предусматривать изъятия, в том числе индивидуального правового характера, из сферы правового регулирования настоящего Закона, а также особенности проведения процедур в производстве по делам о несостоятельности или банкротстве отдельных должников или категорий должников.
Статья 3. Особенности применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности
В отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного оборонного заказа законодательство об урегулировании неплатежеспособности не применяется, за исключением главы 2 настоящего Закона и иных случаев, установленных настоящим Законом или Президентом Республики Беларусь.
Статья 4. Международные договоры Республики Беларусь. Признание на территории Республики Беларусь судебных актов иностранных государств по делам о несостоятельности или банкротстве
1. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
К отношениям, регулируемым настоящим Законом, в которых в качестве кредиторов участвуют иностранные лица, применяются положения настоящего Закона, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
2. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности или банкротстве признаются на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
При отсутствии международных договоров Республики Беларусь, касающихся несостоятельности или банкротства, судебные акты иностранных государств по делам о несостоятельности или банкротстве признаются на территории Республики Беларусь на основе принципа взаимности и иных норм международного права, действующих для Республики Беларусь.
Статья 5. Ответственность за нарушение законодательства об урегулировании неплатежеспособности
Ответственность за нарушение законодательства об урегулировании неплатежеспособности устанавливается законодательными актами.
Статья 6. Установление несостоятельности и банкротства
1. Несостоятельность устанавливается на основании заявления должника о своей несостоятельности (далее - заявление должника о несостоятельности) в суд.
2. Банкротство устанавливается на основании заявления должника о своем банкротстве (далее - заявление должника о банкротстве) либо заявления кредитора или иных лиц, указанных в пунктах 2-4 статьи 7 настоящего Закона, о банкротстве должника (далее - заявление кредитора о банкротстве) в суд.
Статья 7. Лица, имеющие право на подачу в суд заявления должника о несостоятельности или заявления кредитора о банкротстве. Обязанность подачи заявления должника о банкротстве
1. Правом на подачу в суд заявления должника о несостоятельности обладает должник.
2. Правом на подачу в суд заявления кредитора о банкротстве в связи с неисполнением денежных обязательств обладают:
2.1. кредитор (за исключением не вышедших и не исключенных из состава должника - юридического лица на дату подачи в суд заявления кредитора о банкротстве учредителей (участников) должника, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, связанным с применением условий учредительства (участия));
2.2. органы финансовых расследований Комитета государственного контроля;
2.3. иные лица, которым в соответствии с настоящим Законом предоставлено такое право.
3. Правом на подачу в суд заявления кредитора о банкротстве в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают:
3.1. налоговые органы;
3.2. таможенные органы;
3.3. органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
3.4. другие государственные органы, наделенные в соответствии с законодательными актами правом выносить решения (предписания, постановления, приказы) о взыскании (уплате) обязательных платежей.
4. Правом на подачу в суд заявления кредитора о банкротстве в связи с неисполнением обязательств по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде обладает представитель работников должника.
5. Обязанность подачи в суд заявления должника о банкротстве возлагается на должника в случаях, установленных пунктом 3 статьи 8 и пунктом 2 статьи 220 настоящего Закона.
Статья 8. Основания для подачи заявления должника о несостоятельности или заявления должника о банкротстве
1. Должник вправе подать в суд заявление должника о несостоятельности, если по состоянию на дату подачи заявления он не способен исполнить одно, несколько или все денежные обязательства, обязанность по уплате обязательных платежей и (или) обязательства по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде, срок исполнения которых наступил, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств и при этом отсутствуют основания для подачи заявления должника о банкротстве, установленные пунктом 3 настоящей статьи.
2. Должник вправе подать в суд заявление должника о банкротстве, если по состоянию на дату подачи заявления стоимость его имущества недостаточна для расчета в полном объеме по всем денежным обязательствам, обязательным платежам и обязательствам по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде и срок исполнения хотя бы одного из таких обязательств наступил.
3. Заявление должника о банкротстве подается в суд в обязательном порядке, если по состоянию на 1 января текущего года стоимость его имущества недостаточна для расчета в полном объеме по всем денежным обязательствам, обязательным платежам и обязательствам по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде и при этом имеется факт неисполнения любого из таких обязательств в течение не менее шести месяцев со дня наступления установленного срока его исполнения. Такое заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня наступления указанного основания.
4. Должник освобождается от обязанности подачи заявления должника о банкротстве в суд по основанию, установленному пунктом 5 статьи 15 настоящего Закона.
5. Государственные организации (организации с долей государства) подают в суд заявление должника о несостоятельности или заявление должника о банкротстве по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) должника.
6. Дочерние унитарные предприятия, созданные государственными унитарными предприятиями, подают в суд заявление должника о несостоятельности или заявление должника о банкротстве по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное унитарное предприятие - учредитель дочернего унитарного предприятия.
7. При несогласовании подачи в суд заявления должника о несостоятельности или заявления должника о банкротстве организации, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, освобождаются от обязанности подачи соответствующего заявления.
8. В срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня подачи заявления должника о несостоятельности или заявления должника о банкротстве либо получения извещения суда о подаче заявления кредитора о банкротстве, должник обязан оповестить работников о подаче в суд заявления должника о несостоятельности или заявления должника о банкротстве либо о получении им соответствующего извещения суда.
Статья 9. Субсидиарная ответственность по обязательствам должника
1. Собственник имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, учредители (участники) юридического лица, признанного банкротом, или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам такого юридического лица при недостаточности у него имущества только в случае, если банкротство юридического лица было вызвано виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено настоящим Законом и иными законодательными актами.
2. Иски о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (далее - иск о привлечении к субсидиарной ответственности), предъявляются в суд после открытия ликвидационного производства в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
3. Иски о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются на сумму неудовлетворенных требований кредиторов и рассматриваются судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства. При определении суммы неудовлетворенных требований кредиторов учитывается размер неудовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и требований кредиторов, подлежащих удовлетворению вне очереди. Вознаграждение управляющему не учитывается при определении суммы неудовлетворенных требований кредиторов.
4. В процедуре ликвидационного производства антикризисный управляющий обязан созвать и провести собрание кредиторов по вопросу предъявления иска о привлечении к субсидиарной ответственности.
5. При принятии собранием кредиторов решения о предъявлении антикризисным управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности антикризисный управляющий обязан предъявить такой иск. При принятии собранием кредиторов решения о непредъявлении антикризисным управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности или непринятии такого решения антикризисный управляющий вправе предъявить иск о привлечении к субсидиарной ответственности по собственной инициативе.
6. В случае непредъявления антикризисным управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности любой кредитор вправе самостоятельно обратиться в суд с таким иском на сумму его неудовлетворенных требований.
7. В случае банкротства резидента Парка высоких технологий субсидиарная ответственность по обязательствам такого юридического лица не может быть возложена на собственника его имущества, его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, за исключением случаев, когда банкротство резидента Парка высоких технологий вызвано действиями указанных лиц, повлекшими привлечение их к уголовной ответственности на основании вступившего в законную силу приговора суда общей юрисдикции.
8. В случае банкротства резидента Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень" (далее - индустриальный парк), совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее - совместная компания), юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории индустриального парка, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит совместной компании либо имущество которых находится в собственности совместной компании, субсидиарная ответственность по их обязательствам не может быть возложена на собственника их имущества, их учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя, имеющих право давать обязательные для этих юридических лиц указания либо возможность иным образом определять их действия.
Статья 10. Основания для подачи заявления кредитора о банкротстве
1. Налоговые и другие государственные органы подают в суд заявление кредитора о банкротстве градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций (организаций с долей государства) только в случае принятия лицами, указанными в пункте 1 статьи 13 настоящего Закона, решения о нецелесообразности принятия мер по предупреждению несостоятельности и банкротства или лицами, указанными в пункте 2 статьи 15 настоящего Закона, решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления, если в соответствии с пунктом 1 статьи 15 настоящего Закона в отношении должника выносилось частное определение.
2. Основанием для подачи заявления кредитора о банкротстве при наличии факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение шести месяцев, а для сельскохозяйственных организаций - в течение 12 месяцев, либо при выявлении в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований, если иное не установлено настоящим Законом, является одно из следующих обстоятельств:
2.1. наличие задолженности по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде в размере 1500 и более базовых величин;
2.2. наличие задолженности по обязательным платежам в размере 100 и более базовых величин, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства) - в размере 3000 и более базовых величин;
2.3. наличие задолженности по денежным обязательствам в размере 500 и более базовых величин, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства) - в размере 30 000 и более базовых величин.
Статья 11. Процедуры, применяемые в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве
1. В ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника - юридического лица применяются:
1.1. защитный период;
1.2. конкурсное производство;
1.3. санация;
1.4. ликвидационное производство.
2. В ходе производства по делу о банкротстве должника - индивидуального предпринимателя применяются:
2.1. конкурсное производство;
2.2. ликвидационное производство.
Статья 12. Полномочия государственных органов в сфере урегулирования неплатежеспособности
1. Совет Министров Республики Беларусь в сфере урегулирования неплатежеспособности:
1.1. обеспечивает проведение единой государственной политики;
1.2. координирует деятельность государственных органов при реализации полномочий в процедурах, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве;
1.3. определяет перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности;
1.4. утверждает комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию государственными органами полномочий, предусмотренных настоящим Законом;
1.5. устанавливает порядок аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, категории аттестата управляющего, требования для получения аттестата управляющего соответствующей категории, основания для прекращения действия аттестата управляющего, его аннулирования в связи с ненадлежащим исполнением управляющим обязанностей, определенных настоящим Законом;
1.6. устанавливает основания, условия, размер, порядок и срок выплаты вознаграждения управляющему;
1.7. устанавливает порядок выплаты повременных платежей физическому лицу за причинение вреда его жизни или здоровью, не связанного с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
1.8. осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
2. Государственные органы:
обеспечивают в пределах своих полномочий реализацию государственной политики в сфере урегулирования неплатежеспособности;
принимают меры по предупреждению несостоятельности и банкротства государственных организаций (организаций с долей государства), которые находятся в подчинении (составе) этих государственных органов или управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) которых осуществляют эти государственные органы; принимают решение о нецелесообразности дальнейшей реализации таких мер;
осуществляют согласование предварительного плана санации или предварительного плана ликвидации, плана санации или плана ликвидации, а также изменений и (или) дополнений в план санации или план ликвидации государственных организаций (организаций с долей государства), которые находятся в подчинении (составе) этих государственных органов или управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) которых осуществляют эти государственные органы;
осуществляют согласование подачи заявления должника о несостоятельности или заявления должника о банкротстве в случаях, установленных пунктами 5 и 6 статьи 8 настоящего Закона;
анализируют отчеты управляющего об имуществе должника, по итогам конкурсного производства, санации или ликвидационного производства организации, в отношении которой согласован соответствующий план;
рассматривают в делах о несостоятельности или банкротстве организаций, в отношении которых согласован соответствующий план, вопросы надлежащего (ненадлежащего) исполнения управляющим своих обязанностей, по результатам рассмотрения которых вправе заявлять в суд ходатайство о замене управляющего либо в орган государственного управления по делам о несостоятельности и банкротстве ходатайство об аннулировании аттестата управляющего;
ходатайствуют о продлении или завершении санации, вносят предложения о продлении ликвидационного производства в делах о несостоятельности или банкротстве организаций, в отношении которых согласован соответствующий план;
представляют в суд кандидатуру управляющего в производство по делу о несостоятельности или банкротстве государственных организаций (организаций с долей государства), которые находятся в подчинении (составе) этих государственных органов или управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) которых осуществляют эти государственные органы;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
В случае управления акциями (долями в уставном фонде) организации с долей государства одновременно несколькими государственными органами полномочия, указанные в части первой настоящего пункта, осуществляются государственным органом, в управлении которого находится наибольшее количество акций (наибольшая доля в уставном фонде) такой организации.
3. Местные исполнительные и распорядительные органы помимо полномочий, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи:
по ходатайству организаций, указанных в статье 3 настоящего Закона и не являющихся государственными (с долей государства), а также градообразующих или приравненных к ним организаций, не являющихся государственными (с долей государства), согласовывают меры по предупреждению несостоятельности и банкротства, осуществляют мониторинг принятия таких мер и оказывают содействие в их реализации;
по своему решению разрабатывают и принимают меры по предупреждению несостоятельности и банкротства в отношении находящихся на их территории организаций, не являющихся государственными (с долей государства), если это необходимо в интересах регионов и (или) государства; принимают решение о нецелесообразности дальнейшей реализации таких мер;
осуществляют согласование предварительного плана санации или плана санации, а также изменений и (или) дополнений в план санации организаций, не являющихся государственными (с долей государства);
принимают решение о продаже имущества на торгах в форме конкурса в отношении градообразующих и приравненных к ним организаций, которые находятся на их территории;
представляют в суд кандидатуру управляющего в производство по делу о несостоятельности или банкротстве градообразующих и приравненных к ним организаций, а также в производство по делу о несостоятельности организаций, не являющихся государственными (с долей государства), в отношении которых согласован предварительный план санации.
Местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня координируют деятельность местных исполнительных и распорядительных органов базового и первичного территориальных уровней по вопросам осуществления ими своих полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
4. В целях осуществления своих полномочий в отношении конкретной организации государственный орган вправе создать комиссию по урегулированию неплатежеспособности.
5. Орган государственного управления по делам о несостоятельности и банкротстве помимо полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи:
5.1. обеспечивает методологическое руководство государственными органами при осуществлении ими своих полномочий, предусмотренных настоящим Законом;
5.2. участвует в разработке образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации управляющих;
5.3. устанавливает порядок определения управляющим наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами, а также подготовки управляющим справки по этим вопросам;
5.4. проводит аттестацию и переаттестацию физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, выдает аттестат управляющего, прекращает действие аттестата управляющего и аннулирует его;
5.5. осуществляет контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об урегулировании неплатежеспособности;
5.6. устанавливает совместно с Министерством финансов показатели оценки степени риска наступления банкротства и порядок их расчета, критерии оценки степени риска наступления банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в соответствии с настоящим Законом возможно применение процедур в ходе производства по делу о банкротстве;
5.7. устанавливает совместно с Министерством по налогам и сборам порядок передачи в налоговые органы требований по уплате обязательных платежей, за исключением обязательных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в делах о несостоятельности или банкротстве;
5.8. формирует перечни государственных организаций (организаций с долей государства) с указанием степени риска наступления банкротства;
5.9. устанавливает форму, порядок составления и представления, а также срок представления отчетов управляющих о своей деятельности в орган государственного управления по делам о несостоятельности и банкротстве, анализирует и обобщает информацию, содержащуюся в этих отчетах;
5.10. устанавливает формы и содержание протоколов о результатах торгов, о признании торгов несостоявшимися или непроведенными, об аннулировании результатов торгов;
5.11. устанавливает порядок формирования и ведения Единого государственного реестра сведений о банкротстве (далее - Единый реестр), перечень сведений, подлежащих размещению в Едином реестре на возмездной и безвозмездной основе, определяет оператора по обеспечению технического и организационного функционирования Единого реестра, устанавливает порядок оплаты услуг указанного оператора, обеспечивает доступность сведений Единого реестра в глобальной компьютерной сети Интернет;
5.12. представляет в суд кандидатуру управляющего в производство по делу о несостоятельности или банкротстве в случае, установленном пунктом 3 статьи 46 настоящего Закона;
5.13. осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
6. Государственные органы, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, управляющие обязаны по запросу органа государственного управления по делам о несостоятельности и банкротстве безвозмездно представлять документы и иную информацию, необходимые для осуществления этим органом полномочий, предусмотренных настоящим Законом, с учетом требований законодательных актов, определяющих порядок и условия представления документов и иной информации.
Глава 2. Предупреждение несостоятельности и банкротства. Досудебное оздоровление
Статья 13. Предупреждение несостоятельности и банкротства
1. Руководитель юридического лица, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальный предприниматель, государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник или которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) должника, в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по предупреждению несостоятельности и банкротства.
2. Период, в течение которого принимаются меры по предупреждению несостоятельности и банкротства, определяется лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и должен составлять не менее трех месяцев до подачи заявления должника о несостоятельности или заявления должника о банкротстве.
3. В целях предупреждения несостоятельности и банкротства лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством могут:
3.1. изменять структуру и состав органов управления юридических лиц;
3.2. принимать меры по сокращению или ликвидации дебиторской задолженности;
3.3. привлекать инвестиции;
3.4. использовать процедуры, установленные законодательством о медиации;
3.5. проводить переговоры с кредиторами о заключении соглашений об изменении порядка и условий исполнения обязательств, а также о прекращении обязательств новацией, предоставлением взамен исполнения отступного или иными способами, установленными гражданским законодательством;
3.6. реорганизовывать юридических лиц;
3.7. принимать меры по:
получению предусмотренной законодательными актами государственной поддержки, государственной финансовой поддержки;
заключению договоров займа, кредитных договоров в порядке, установленном законодательством, погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;
уступке требования;
осуществлению эмиссии акций дополнительного выпуска за счет средств акционеров акционерного общества;
прекращению залога, изменению условий договоров залога, в том числе в части содержания и обеспечения сохранности заложенного имущества, пользования и распоряжения предметом залога, замены предмета залога, перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом;
3.8. принимать иные меры, не противоречащие законодательству.
4. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, обязаны обеспечить их необходимую защиту при рассмотрении вопросов о применении мер по предупреждению несостоятельности и банкротства, проведении досудебного оздоровления.
5. К ходатайству о согласовании местным исполнительным и распорядительным органом мер по предупреждению несостоятельности и банкротства, указанному в абзаце втором части первой пункта 3 статьи 12 настоящего Закона, прилагаются:
5.1. перечень мер по предупреждению несостоятельности и банкротства, принятых руководителем юридического лица, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, документы, подтверждающие принятие таких мер, а также обоснование, в том числе экономическое, неэффективности принятых мер. Период принятия этих мер определяется указанными лицами самостоятельно и должен составлять не менее трех месяцев до подачи ходатайства;
5.2. перечень предлагаемых руководителем юридического лица, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица мер по предупреждению несостоятельности и банкротства.
6. Разработанные в соответствии с абзацем третьим части первой пункта 3 статьи 12 настоящего Закона местным исполнительным и распорядительным органом меры по предупреждению несостоятельности и банкротства являются обязательными для реализации. С момента удовлетворения ходатайства, указанного в абзаце втором части первой пункта 3 статьи 12 настоящего Закона, а также со дня принятия решения, указанного в абзаце третьем части первой пункта 3 статьи 12 настоящего Закона, организации обязаны представлять любую информацию, касающуюся осуществления ими хозяйственной (экономической) деятельности, по запросу местного исполнительного и распорядительного органа. Сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, представляются с соблюдением требований законодательных актов, определяющих правовой режим такой информации и порядок ее распространения.
Статья 14. Финансовая поддержка должника
Должникам могут быть предоставлены кредиты (займы) для реализации мер по предупреждению несостоятельности и банкротства, проведению досудебного оздоровления, снижен размер процентов за пользование ранее предоставленными кредитами (займами), в том числе установленный в повышенном размере, и пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитным договорам (договорам займа), а также при необходимости предоставлена отсрочка возврата кредитов (займов).
Статья 15. Досудебное оздоровление
1. Если судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то суд выносит частное определение, обязывающее в установленный судом срок провести досудебное оздоровление.
2. Руководитель юридического лица, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, государственный орган, в подчинении (составе) которого находится юридическое лицо или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) юридического лица, в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный судом, принять меры по проведению досудебного оздоровления, которые включаются в план досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о нецелесообразности его проведения, в том числе если в отношении лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, уже реализуются меры по предупреждению несостоятельности и банкротства.
3. Решение о принятии мер по проведению досудебного оздоровления оформляется письменно и включает сведения о периоде досудебного оздоровления и план досудебного оздоровления.
4. Для досудебного оздоровления могут приниматься меры, указанные в пункте 3 статьи 13 настоящего Закона.
5. На период досудебного оздоровления юридическое лицо освобождается от обязанности подачи в суд заявления должника о банкротстве.
Раздел II. Судебный порядок рассмотрения дел о несостоятельности или банкротстве
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 года №227-З
"Об урегулировании неплатежеспособности"
О документе
Номер документа: | 227-З |
Дата принятия: | 13.12.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.10.2023 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 17 декабря 2022 года, 2/2947
Примечание к документу
В соответствии со статьей 230 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
- статьи 1-228 - с 1 октября 2023 года;
- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - с 18 декабря 2022 года.
Гражданский кодекс Республики Беларусь
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть)
Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть)
Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)"
Ссылка на Конституция Республики Беларусь
Ссылка на Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Закон Республики Беларусь Об электронном документе и электронной цифровой подписи
Ссылка на Закон Республики Беларусь О валютном регулировании и валютном контроле :: 1.11. резиденты:
Ссылка на Уголовный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть)
Ссылка на Закон Республики Беларусь Об экономической несостоятельности (банкротстве)
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку