База данных

Дата обновления БД:

22.08.2017

Добавлено/обновлено документов:

22 / 85

Всего документов в БД:

76600

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 7 апреля 2017 года №67

Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь

На основании абзаца второго подпункта 6.35 пункта 6 и пункта 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по исполнительному производству.

2. Признать утратившими силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 16 мая 2017 г.

Министр

О.Л.Слижевский

Приложение

к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года №67

Перечень утративших силу постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь

1. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40 "Об утверждении Инструкции по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №2, 8/11871).

2. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. №45 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №129, 8/13045).

3. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 января 2006 г. №2 "О внесении дополнения в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №36, 8/13939).

4. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 марта 2006 г. №11 "О внесении изменения в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №54, 8/14132).

5. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 августа 2006 г. №42 "О внесении дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №133, 8/14867).

6. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. №74 "О внесении изменений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №202, 8/15428).

7. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 декабря 2006 г. №83 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия судебных исполнителей районных (городских) судов и судебных исполнителей областных, Минского городского судов и внесении дополнений в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №6, 8/15528).

8. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 декабря 2006 г. №84 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №1, 8/15533).

9. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. №11 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №57, 8/16005).

10. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 июля 2007 г. №49 "О внесении дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №188, 8/16894).

11. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 февраля 2008 г. №8 "О внесении дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №41, 8/18175).

12. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 21 мая 2008 г. №28 "О внесении изменения в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №133, 8/18863).

13. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 июля 2008 г. №44 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №197, 8/19241).

14. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 марта 2009 г. №30 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №132, 8/20890).

15. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 июля 2009 г. №57 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №184, 8/21257).

16. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. №82 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №19, 8/21798).

17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 марта 2010 г. №19 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №110, 8/22142).

18. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 ноября 2010 г. №95 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №287, 8/22970).

19. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 2 февраля 2011 г. №18 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №22, 8/23332).

20. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. №219 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №119, 8/24236).

21. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 февраля 2012 г. №47 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №26, 8/24948).

22. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 мая 2012 г. №153 "О внесении изменений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №66, 8/25934).

23. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. №308 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.01.2013, 8/26753).

24. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 мая 2013 г. №83 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.06.2013, 8/27594).

25. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 октября 2013 г. №159 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.10.2013, 8/28019).

26. Пункт 5 приложения к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 февраля 2014 г. №39 "О внесении изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 8 апреля 2005 г. №15 и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельного структурного элемента постановления Министерства юстиции Республики Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.03.2014, 8/28436).

27. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. №89 "О внесении изменений и дополнения в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2014, 8/28613).

28. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. №196 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2015, 8/29442).

29. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 17 ноября 2015 г. №196 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения исполнительного производства при реализации имущества с электронных торгов" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.12.2015, 8/30404).

30. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 ноября 2015 г. №201 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.12.2015, 8/30418).

31. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. №136 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2016, 8/31121).

 

Утверждена Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года №67

Инструкция по исполнительному производству

Раздел I. Основные положения

Глава 1. Основные положения исполнительного производства

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №530 "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.11.2013, 1/14650), Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 года "Об исполнительном производстве" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.11.2016, 2/2437), Законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 года "О судебных исполнителях" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.11.2016, 2/2438), другими актами законодательства и определяет условия и порядок проведения исполнительных действий судебным исполнителем в исполнительном производстве.

2. Исполнительное производство - применение при исполнении исполнительного документа работниками органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее, если не установлено иное, - орган принудительного исполнения), кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность, по основаниям и в порядке, установленным Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", настоящей Инструкцией и иными актами законодательства, мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя, соблюдение и охрану интересов государства.

3. Исполнительное производство основывается на принципах, закрепленных в статье 5 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Принцип законности заключается в правильном применении законов и иных нормативных правовых актов при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Принцип процессуальной экономии означает необходимость совершения исполнительных действий в возможно короткие сроки и с минимальными затратами на совершение исполнительных действий.

Принцип равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства означает, что взыскатель и должник обладают равными возможностями по реализации предусмотренных законодательством прав, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами и исполнять обязанности.

Принцип уважения чести и достоинства гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства (далее - гражданин) состоит в обязанности судебного исполнителя, иных участников исполнительного производства уважать честь и достоинство друг друга.

Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения означает возможность применения принудительного исполнения в пределах суммы, необходимой для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскания (удержания) расходов по исполнению исполнительного документа и принудительного сбора.

Принцип беспристрастности предусматривает участие в исполнительном производстве судебного исполнителя, переводчика, понятого, специалиста, которые не связаны с одной из сторон исполнительного производства, их представителями отношениями брака, близкого родства, свойства, опеки или попечительства, а также при отсутствии иных обстоятельств, вызывающих сомнения в их объективности.

4. Органами принудительного исполнения являются:

главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь;

управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее - управления принудительного исполнения);

районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее, если не установлено иное, - отделы принудительного исполнения).

5. Функции по непосредственному исполнению исполнительных документов возлагаются на судебных исполнителей органов принудительного исполнения (далее - судебные исполнители).

Исходя из сложности исполнительного производства, распределения нагрузки на судебных исполнителей, процессуальной экономии функции по непосредственному исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность (далее - иные работники органов принудительного исполнения).

При исполнении исполнительных документов на иных работников органов принудительного исполнения распространяются положения Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", настоящей Инструкции и иных актов законодательства об исполнительном производстве и по своему правовому положению они приравниваются к судебным исполнителям.

6. Законные требования судебного исполнителя при исполнении исполнительных документов являются обязательными для всех граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (включая государственные органы, органы местного самоуправления), организаций, не являющихся юридическими лицами, их должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Вмешательство в деятельность судебных исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей запрещается, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Глава 2. Компетенция судебного исполнителя в исполнительном производстве. Постановление судебного исполнителя

7. Судебный исполнитель наделен правами и несет обязанности, установленные статьями 9 и 10 Закона Республики Беларусь "О судебных исполнителях".

Судебный исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц, правильно, полно и своевременно исполнять исполнительные документы.

8. Все вопросы по исполнительному производству, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции суда, определенной Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК), Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь, относятся к компетенции судебного исполнителя, в частности:

рассмотрение заявлений, ходатайств участников исполнительного производства;

отказ в возбуждении исполнительного производства;

возвращение исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства;

возбуждение исполнительного производства;

приостановление исполнительного производства, возобновление исполнительного производства;

прекращение исполнительного производства;

возвращение взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не произведено или произведено частично;

отложение совершения исполнительного действия;

окончание исполнительного производства;

продление сроков, установленных судебным исполнителем, в исполнительном производстве;

исправление допущенных в постановлении судебного исполнителя описок и арифметических ошибок;

замена стороны исполнительного производства;

принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанных в абзацах втором-седьмом, одиннадцатом части четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве";

совершение исполнительных действий, предусмотренных статьей 63 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве";

передача арестованного имущества взыскателю в счет погашения задолженности;

осуществление систематического контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;

распределение взысканных с должника денежных средств;

обжалование постановления руководителя органа принудительного исполнения или судебного постановления, принятых по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя;

вынесение постановлений, предусмотренных Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", пунктом 9 настоящей Инструкции;

вынесение предписаний в исполнительном производстве в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", настоящей Инструкцией;

составление протоколов об административных правонарушениях по статьям 11.18, 23.1-23.5, 24.4-24.6, 24.8-24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за правонарушения, совершенные в связи с исполнением исполнительных документов;

совершение иных исполнительных действий, предусмотренных Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", настоящей Инструкцией и иными актами законодательства.

9. Судебный исполнитель выносит постановления:

о возбуждении исполнительного производства согласно приложениям 1-3;

об отказе в возбуждении исполнительного производства согласно приложению 4;

о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства согласно приложению 5;

об исправлении описок и (или) арифметических ошибок согласно приложениям 6 и 7;

о замене стороны исполнительного производства согласно приложению 8;

об участии переводчика (специалиста) согласно приложению 9;

об отводе (об отказе в отводе) согласно приложениям 10 и 11;

о передаче исполнительного производства другому органу принудительного исполнения согласно приложению 12;

о приостановлении исполнительного производства согласно приложению 13;

об отказе в приостановлении исполнительного производства согласно приложению 14;

о возобновлении исполнительного производства согласно приложению 15;

о прекращении исполнительного производства согласно приложению 16;

о возвращении взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не произведено или произведено частично, согласно приложению 17;

об окончании исполнительного производства согласно приложению 18;

об отложении совершения исполнительного действия согласно приложению 19;

об отказе в отложении совершения исполнительного действия согласно приложению 20;

о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа согласно приложению 21;

об отказе в принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа согласно приложению 22;

о замене меры по обеспечению исполнения исполнительного документа согласно приложению 23;

о приостановлении принятой меры по обеспечению исполнения исполнительного документа согласно приложению 24;

об отмене принятой меры по обеспечению исполнения исполнительного документа согласно приложению 25;

об аресте денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, согласно приложению 26;

о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц согласно приложению 27;

о разрешении операций по банковским счетам согласно приложению 28;

о приводе должника согласно приложению 29;

об объявлении розыска должника согласно приложению 30;

о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника согласно приложению 31;

о государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним согласно приложению 32;

о назначении экспертизы достоверности независимой оценки арестованного имущества должника согласно приложению 33;

об установлении начальной цены реализации арестованного имущества согласно приложению 34;

о самостоятельной реализации должником арестованного имущества согласно приложению 35;

об отказе должнику в самостоятельной реализации арестованного имущества согласно приложению 36;

о переносе торгов (электронных торгов) согласно приложению 37;

об отмене торгов (электронных торгов) согласно приложению 38;

о снятии имущества должника (его части) с торгов (электронных торгов) согласно приложению 39;

об объявлении торгов (электронных торгов) несостоявшимися согласно приложению 40;

о передаче арестованного имущества взыскателю в счет погашения задолженности согласно приложению 41;

об обращении взыскания на денежные средства и (или) имущество согласно приложению 42;

о распределении взысканных денежных средств согласно приложению 43;

о взыскании (удержании) расходов по исполнению исполнительного документа согласно приложению 44;

о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора согласно приложению 45;

о возвращении без рассмотрения жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя согласно приложению 46;

о приостановлении срока рассмотрения жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя согласно приложению 47;

о возобновлении рассмотрения жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя согласно приложению 48;

о рассмотрении жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя согласно приложению 49;

о продлении срока (об отказе в продлении срока), установленного судебным исполнителем в исполнительном производстве, согласно приложению 50;

о совершении судебным исполнителем исполнительных действий на территории, на которую не распространяются его полномочия, согласно приложению 51;

о совершении отдельных исполнительных действий согласно приложению 52;

об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, согласно приложению 53;

об обращении взыскания на электронные деньги должника согласно приложению 54;

об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на хранении в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, согласно приложению 55;

о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам третьего лица согласно приложению 56;

об обращении взыскания на денежные средства, причитающиеся должнику от третьего лица, согласно приложению 57;

об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы согласно приложению 58;

о взыскании принудительного сбора из заработной платы и приравненных к ней доходов согласно приложению 59;

о взыскании денежных средств за реализованное имущество согласно приложению 60;

о прекращении договора залога согласно приложению 61;

о наложении ареста на бездокументарные ценные бумаги согласно приложению 62;

о переводе арестованных бездокументарных ценных бумаг согласно приложению 63;

другие постановления.

Постановление судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения по форме и содержанию должно соответствовать требованиям части третьей статьи 11 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Постановление судебного исполнителя, являющееся исполнительным документом, подписывается судебным исполнителем, вынесшим соответствующее постановление, заверяется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения подписываются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, вынесшими соответствующее постановление, и заверяются печатью с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя.

Судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения вправе по собственной инициативе или по заявлению участника исполнительного производства исправить допущенные в вынесенном им постановлении описки или арифметические ошибки в порядке, установленном частями пятой и шестой статьи 12 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Если иное не установлено Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", в срок не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, судебный исполнитель направляет его сторонам исполнительного производства, а при необходимости - иным лицам.

Постановление судебного исполнителя может быть обжаловано сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, а прокурором опротестовано в порядке и сроки, установленные главой 12 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Глава 3. Участники исполнительного производства

10. Участниками исполнительного производства являются:

стороны исполнительного производства;

лица, на которых возложена обязанность по совершению определенных действий, связанных с исполнением исполнительного документа, или воздержанию от совершения определенных действий (банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, третьи лица, собственники имущества (учредители, участники) должника - юридического лица и другие);

лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и другие).

11. Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

В случае, когда исполнение производится в пользу государства, в качестве взыскателя выступает государственный орган, указанный в части второй статьи 17 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Стороны исполнительного производства имеют права и несут обязанности, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

12. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерти гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица, уступки права (требования), перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах), а также в случае изменения фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) или наименования должника либо взыскателя судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит ее замену.

Замена стороны исполнительного производства возможна после возбуждения исполнительного производства и до его окончания при наличии у судебного исполнителя документов, достоверно подтверждающих состоявшееся правопреемство.

Если у судебного исполнителя имеются документы, подтверждающие нахождение стороны исполнительного производства в стадии реорганизации, он вправе приостановить исполнительное производство до ее завершения в соответствии с абзацем вторым статьи 50 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление согласно приложению 8.

Постановление о замене стороны исполнительного производства является неотъемлемой частью исполнительного документа. На исполнительном документе проставляется отметка с указанием сведений о состоявшемся правопреемстве, а также даты и номера постановления.

13. Стороны исполнительного производства участвуют в исполнительном производстве лично или через своих представителей.

Представителями сторон исполнительного производства могут быть:

законные представители - в отношении лиц, указанных в части первой статьи 22 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве";

близкие родственники (родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), супруг (супруга) - в отношении граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей;

работники юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, - в отношении этих юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами;

адвокаты;

иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами (в частности, в соответствии с пунктом 342 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №212, 1/11914), юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги - юридические услуги, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь).

Представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, указанные в статье 21 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

14. Законные представители подтверждают свои полномочия документами, удостоверяющими их право представлять интересы стороны исполнительного производства.

Работники юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами, подтверждают свои полномочия доверенностью от имени юридического лица, выданной за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, скрепленной печатью данного юридического лица. Руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности и подтверждает свои полномочия документом, удостоверяющим статус руководителя, а также документом, удостоверяющим личность.

Адвокат подтверждает свои полномочия удостоверением адвоката, ордером и доверенностью, оформленной в простой письменной форме.

Близкие родственники, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами, подтверждают свои полномочия доверенностью, выданной им гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, удостоверенной в нотариальном порядке либо лицом, уполномоченным в соответствии с законодательными актами удостоверять доверенности, а именно:

доверенности военнослужащих и других граждан, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками таких учреждений, их заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами;

доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, в которых нет нотариальных контор, нотариальных бюро и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работающих в этих частях, соединениях, учреждениях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений или учреждений;

доверенности граждан, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, или местах содержания под стражей, удостоверенные начальниками соответствующих учреждений, исполняющих наказание, или руководителями администраций мест содержания под стражей;

доверенности граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, или проживающих в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, а также начальниками госпиталей, руководителями (их заместителями) учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, руководителями (их заместителями) соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите.

15. Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от имени сторон действия, связанные с исполнительным производством, за исключением случаев, когда на должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, возложены обязанности, которые он должен исполнить только лично (например, принести публичные извинения).

В доверенности, выданной представителю стороны исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение действий, предусмотренных частью второй статьи 24 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

16. В случае необходимости для участия в исполнительном производстве могут быть привлечены лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и другие), в порядке, установленном Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

О привлечении переводчика, специалиста для участия в исполнительном производстве судебный исполнитель выносит постановление согласно приложению 9.

Глава 4. Отводы. Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя

17. Судебный исполнитель, переводчик, понятой, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу по своему письменному заявлению либо по письменному заявлению стороны исполнительного производства, если они лично прямо или косвенно заинтересованы в исполнении исполнительного документа, связаны отношениями брака, близкого родства, свойства (близкие родственники супруга), опеки или попечительства с одной из сторон, их представителями или имеются иные установленные взыскателем, должником обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.

Заявление об отводе (самоотводе) судебного исполнителя отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего городского, районного (межрайонного), районного в городе уровня.

Заявление об отводе (самоотводе) главного судебного исполнителя соответствующего городского, районного (межрайонного), районного в городе уровня в случае непосредственного исполнения исполнительных документов, а также заявление об отводе (самоотводе) судебного исполнителя управления принудительного исполнения подается главному судебному исполнителю по области (городу Минску).

Заявление об отводе (самоотводе) главного судебного исполнителя по области (городу Минску) в случае непосредственного исполнения им исполнительных документов подается Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.

Заявление об отводе (самоотводе) переводчика, понятого, специалиста подается судебному исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительный документ.

Подача заявления об отводе (самоотводе) не является основанием для приостановления исполнительного производства.

18. Руководитель органа принудительного исполнения, судебный исполнитель в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе (самоотводе) выносят постановление об отводе или об отказе в отводе согласно приложениям 10 и 11, которое направляется лицу, заявившему отвод (самоотвод), а в случае удовлетворения заявления об отводе - также лицу, в отношении которого отвод удовлетворен.

19. В случае удовлетворения заявления об отводе (самоотводе) судебного исполнителя в постановлении руководителя органа принудительного исполнения указывается судебный исполнитель, которому передается исполнительное производство для дальнейшего исполнения.

В случае удовлетворения заявления об отводе всех судебных исполнителей органа принудительного исполнения исполнительное производство направляется в соответствующее управление принудительного исполнения для определения органа принудительного исполнения, которому в соответствии с частью третьей статьи 48 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" будет передано исполнительное производство для дальнейшего исполнения.

20. Все документы об отводе (самоотводе) судебного исполнителя, переводчика, понятого, специалиста приобщаются к соответствующему исполнительному производству.

21. Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, и опротестованы прокурором в порядке подчиненности в соответствии со статьей 125 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Постановления, действия (бездействие) иного работника органа принудительного исполнения обжалуются в порядке, установленном Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" для обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя.

22. Жалоба (протест) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, жалоба (протест) на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов (далее - жалоба (протест)), могут быть поданы в течение десяти дней со дня:

получения соответствующего постановления судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения;

совершения действия (установления факта бездействия) либо со дня, когда сторона исполнительного производства, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, не извещенные о времени и месте совершения таких действий, узнали или должны были узнать об их совершении, а прокурору стало известно о совершении действия (факта бездействия).

Пропущенный срок подачи жалобы (протеста) может быть восстановлен в порядке, установленном статьей 128 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", если руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), признает причины его пропуска уважительными.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы может быть изложено в жалобе (протесте) либо оформлено отдельным документом, прилагаемым к жалобе (протесту).

23. Жалоба (протест) должна соответствовать требованиям, установленным статьей 126 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", и может содержать иные сведения, необходимые для правильного ее рассмотрения.

При наличии оснований, установленных статьей 129 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", руководитель органа принудительного исполнения, которому подана жалоба (протест), возвращает ее (его) без рассмотрения, о чем выносит постановление в течение трех дней со дня поступления жалобы (протеста) согласно приложению 46.

24. В случае принятия жалобы (протеста) к рассмотрению судебный исполнитель в соответствии с абзацем восьмым статьи 50 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" вправе приостановить исполнительное производство, о чем выносит постановление согласно приложению 13.

Для объективного, полного и всестороннего рассмотрения, а также для изучения приводимых в жалобе (протесте) доводов руководителю органа принудительного исполнения, рассматривающему жалобу (протест), передаются материалы исполнительного производства.

25. Жалобы (протесты) должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение десяти дней со дня их поступления.

Руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), вправе запросить у сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), дополнительные документы и (или) сведения, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы (протеста). В этом случае срок рассмотрения жалобы (протеста) приостанавливается на основании постановления руководителя органа принудительного исполнения, рассматривающего жалобу (протест), согласно приложению 47 до предоставления запрошенных документов и (или) сведений.

После того, как отпали обстоятельства, послужившие основанием для приостановления срока рассмотрения жалобы (протеста), руководитель органа принудительного исполнения возобновляет рассмотрение жалобы (протеста), о чем выносит постановление согласно приложению 48.

26. Жалоба (протест) рассматривается без вызова сторон исполнительного производства, иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из решений, предусмотренных статьей 131 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", о чем выносит постановление согласно приложению 49.

27. В случае несогласия с постановлением руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, указанные постановления, действия (бездействие) могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном статьями 360-3-360-6 ГПК и 266-3 ХПК.

Глава 5. Сроки в исполнительном производстве

28. Исполнительные действия совершаются в сроки, установленные Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве". В случаях, когда срок не установлен, он может быть определен судебным исполнителем.

Течение сроков исчисляется годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.

Окончание сроков в исполнительном производстве установлено статьей 30 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Срок, установленный судебным исполнителем, может быть продлен по ходатайству участника исполнительного производства, поданному в орган принудительного исполнения. По результатам рассмотрения ходатайства судебный исполнитель принимает решение о продлении срока или об отказе в продлении срока, о чем выносит постановление согласно приложению 50.

29. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению установлены статьей 34 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", иными законодательными актами.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

предъявлением исполнительного документа к исполнению в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию в соответствии с частью первой статьи 41 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве". В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено или произведено частично, исчисление нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией. День возвращения устанавливается по отметке банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на платежной инструкции, приложенной к заявлению о возбуждении исполнительного производства;

предъявлением исполнительного документа по месту получения должником-гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заработной платы и приравненных к ней доходов в соответствии с частью третьей статьи 41 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве". В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому удержание заработной платы и приравненных к ней доходов не произведено или произведено частично, исчисление нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения с места получения должником-гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заработной платы и приравненных к ней доходов. День возвращения устанавливается по отметке на исполнительном документе, проставленной по месту получения должником-гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заработной платы и приравненных к ней доходов;

возбуждением исполнительного производства. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не произведено или произведено частично, исчисление нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения судебным исполнителем взыскателю. День возвращения устанавливается по отметке на исполнительном документе, проставленной судебным исполнителем в день окончания исполнительного производства;

частичным исполнением исполнительного документа должником. В случае, если до предъявления исполнительного документа к исполнению в орган принудительного исполнения должник частично исполнил требования исполнительного документа, исчисление нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его частичного исполнения. День исполнения устанавливается по документу, согласно которому требования исполнительного документа исполнены частично.

30. Восстановление пропущенного срока предъявления к исполнению исполнительного документа допускается по заявлению взыскателя в соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Раздел II. Общие условия ведения исполнительного производства

Глава 6. Исполнительные документы. Заявления, ходатайства участников исполнительного производства. заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства

31. Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебным исполнителем, установлен частью первой статьи 10 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Исполнительные документы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Копия исполнительного документа к исполнению не принимается, за исключением случаев, установленных законодательными актами (в частности, статьей 15.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

В случае предъявления к исполнению исполнительного документа, не соответствующего установленным требованиям, судебный исполнитель в соответствии с абзацем седьмым части первой статьи 45 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, о чем выносит постановление согласно приложению 5.

32. В случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа.

В случае утраты исполнительного документа, выданного судом, по представлению судебного исполнителя или по заявлению стороны исполнительного производства суд может выдать дубликат исполнительного документа в порядке, установленном процессуальным законодательством.

В случае утраты исполнительной надписи по заявлению взыскателя нотариусы, дипломатические агенты дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь вправе выдать дубликат исполнительной надписи в порядке, установленном законодательством о нотариате.

33. Участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, которые должны соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению. Одновременно заявителю возвращаются оригиналы приложенных к заявлению, ходатайству документов.

Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления, за исключением случаев, установленных Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

34. Заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства предъявляется в орган принудительного исполнения взыскателем в письменной форме или в форме электронного документа.

Представление о возбуждении исполнительного производства предъявляется взыскателями - органами, ведущими административный процесс, вынесшими постановления о наложении административного взыскания. В иных случаях взыскателями в орган принудительного исполнения предъявляется заявление о возбуждении исполнительного производства.

35. В заявлении (представлении) о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:

сведения о сумме денежных средств, подлежащей взысканию;

текущие (расчетные) банковские счета взыскателя, на которые необходимо перечислять взыскиваемые денежные средства, его учетный номер плательщика или иной аналогичный номер, присвоенный в иностранном государстве;

данные документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя (идентификационный номер, серия (при их наличии), номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства, подаваемое в письменной форме, должно содержать:

личную подпись взыскателя-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, предъявившего заявление о возбуждении исполнительного производства;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства, и их личную подпись, заверенную печатью взыскателя - юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом.

Заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства, подаваемое в форме электронного документа, должно содержать адрес электронной почты взыскателя-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, взыскателя - юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписано электронной цифровой подписью.

К заявлению (представлению) о возбуждении исполнительного производства прилагаются:

исполнительный документ, который подлежит исполнению судебным исполнителем;

доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя взыскателя, если заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства предъявляется представителем;

документы, подтверждающие совершение действий, предусмотренных частями первой и третьей статьи 41 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", если их совершение до возбуждения исполнительного производства обязательно.

К заявлению о возбуждении исполнительного производства могут прилагаться и иные документы, необходимые для исполнения исполнительного документа.

В случае предъявления в орган принудительного исполнения заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства, не соответствующего установленным требованиям, судебный исполнитель в соответствии с абзацем девятым части первой статьи 45 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, о чем выносит постановление согласно приложению 5.

Глава 7. Отказ в возбуждении исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства

36. Судебный исполнитель при получении документов, предъявленных для возбуждения исполнительного производства, проверяет:

соответствие заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства требованиям, изложенным в пунктах 34, 35 настоящей Инструкции;

соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов;

соблюдение установленного законодательством срока для предъявления исполнительного документа к исполнению;

выполнение взыскателем действий до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств, к исполнению, если их совершение до возбуждения исполнительного производства обязательно;

наличие оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.

37. При наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 44 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", судебный исполнитель не позднее трех дней со дня поступления документов выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства согласно приложению 4 и направляет его взыскателю.

По истечении срока, установленного Законом Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" для подачи жалобы (протеста) на постановление судебного исполнителя, постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ направляются суду, иному уполномоченному органу (уполномоченному лицу), выдавшим этот исполнительный документ.

38. При наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 45 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", судебный исполнитель не позднее трех дней со дня поступления документов выносит постановление о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства согласно приложению 5. Указанное постановление с приложением всех поступивших документов направляется взыскателю, суду, направившему исполнительный документ.

В постановлении о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства взыскателю, суду, направившему исполнительный документ, судебный исполнитель разъясняет право повторно предъявить исполнительный документ к исполнению после устранения причин, послуживших основанием для его возвращения, в пределах сроков, установленных статьей 34 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", иными законодательными актами.

Возвращение исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства не прерывает течение срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

39. При отсутствии оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель не позднее трех дней со дня поступления документов, предъявленных для возбуждения исполнительного производства, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства согласно приложениям 1-3. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев, установленных частью третьей статьи 46 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается под расписку или направляется сторонам исполнительного производства заказной корреспонденцией, а должнику - заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено посредством глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование факта получения указанного постановления.

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа начинается со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства, которое определяется в соответствии со статьей 40 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

В срок, предоставленный судебным исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа, не засчитывается время, на которое исполнительное производство приостановлено.

40. Пропущенный срок для добровольного исполнения, установленный судебным исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, может быть продлен судебным исполнителем не более чем на семь дней. Основанием для продления пропущенного срока для добровольного исполнения является ходатайство должника, поданное в порядке, установленном статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", а также документы, свидетельствующие о невозможности исполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, установленный судебным исполнителем (например, документ лечебного учреждения о нахождении должника на лечении в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях).

Судебный исполнитель продлевает срок для добровольного исполнения, если признает причины его пропуска уважительными, о чем выносит постановление согласно приложению 50.

Судебный исполнитель не вправе продлевать срок для добровольного исполнения исполнительного документа, установленный судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства, который предоставлялся должнику до возбуждения исполнительного производства.

41. В случае возбуждения исполнительного производства в отношении должника, на имущество которого наложен арест, применены иные ограничения (обременения) в отношении должника и (или) его имущества по другим находящимся на исполнении исполнительным производствам, ранее наложенный арест, иные ограничения (обременения), примененные в отношении должника и (или) его имущества, распространяются на вновь возбужденное исполнительное производство, если должником в предоставленный срок для добровольного исполнения не будут исполнены требования исполнительного документа.

42. В случае предъявления взыскателем исполнительного документа для принудительного исполнения при отсутствии оснований для взыскания (например, требование исполнительного документа исполнено; судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, приостановлено, отменено) расходы по исполнению исполнительного документа по возбужденному исполнительному производству могут взыскиваться (удерживаться) с взыскателя.

Раздел III. Исполнительные действия

Глава 8. Место и время совершения исполнительных действий

43. Заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ предъявляются (направляются) в орган принудительного исполнения по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо месту нахождения его имущества или месту осуществления должником хозяйственной деятельности.

Если заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ предъявлены в орган принудительного исполнения в нарушение требований части первой настоящего пункта, судебный исполнитель направляет поступившие документы в соответствующий орган принудительного исполнения, о чем уведомляет взыскателя.

44. Судебный исполнитель совершает исполнительные действия по месту жительства (месту пребывания) или месту получения должником-гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заработной платы и приравненных к ней доходов либо по месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо, исполнительные действия совершаются по месту нахождения его имущества или по месту осуществления должником хозяйственной деятельности.

Исполнительные действия по установлению и обращению взыскания на денежные средства и иное имущество, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, совершаются судебным исполнителем на всей территории Республики Беларусь.

Судебный исполнитель при исполнении требований исполнительного документа получает необходимые сведения, в том числе из автоматизированных информационных систем (баз данных) государственных органов и иных организаций, о должнике и его имуществе, а также имуществе, принадлежащем ему на праве общей совместной собственности и зарегистрированном на имя супруга (супруги), и предпринимает иные меры по установлению имущества, на которое может быть обращено взыскание на всей территории Республики Беларусь.

При получении в процессе исполнения исполнительного документа, по которому проверка имущественного положения не завершена, информации о месте нахождения должника и (или) его имущества, на которое может быть обращено взыскание, на территории, на которую не распространяются полномочия судебного исполнителя:

в пределах одной области (г. Минска) - судебный исполнитель вправе обратиться к главному судебному исполнителю по соответствующей области (г. Минску) с представлением о разрешении совершения исполнительных действий на территории соответствующей области (г. Минска) согласно приложению 64;

на территории различных областей (г. Минска) - судебный исполнитель вправе обратиться к Главному судебному исполнителю Республики Беларусь с представлением о разрешении совершения исполнительных действий на территории Республики Беларусь согласно приложению 64.

По результатам рассмотрения представления судебного исполнителя, указанного в абзацах втором и третьем части четвертой настоящего пункта, главный судебный исполнитель по соответствующей области (г. Минску), Главный судебный исполнитель Республики Беларусь выносят постановление согласно приложению 51, которое приобщается к материалам исполнительного производства.

При необходимости судебный исполнитель выносит постановление о совершении отдельных исполнительных действий согласно приложению 52, которое направляется для исполнения в соответствующий орган принудительного исполнения.

Постановление о совершении отдельных исполнительных действий должно быть исполнено не позднее пятнадцати дней со дня его поступления в орган принудительного исполнения, если в самом постановлении не предусмотрен иной срок.

Документы о результатах исполнения постановления о совершении отдельных исполнительных действий не позднее дня, следующего за днем его исполнения, направляются судебному исполнителю, вынесшему постановление.

45. Если в процессе исполнения исполнительного документа изменилось место жительства (место пребывания) или место нахождения должника и установлено, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный исполнитель выносит постановление о передаче исполнительного производства другому органу принудительного исполнения согласно приложению 12.

Постановление о передаче исполнительного производства и материалы исполнительного производства передаются (направляются) в орган принудительного исполнения по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо месту нахождения его имущества или месту осуществления хозяйственной деятельности должником не позднее дня, следующего за днем его вынесения. О направлении материалов исполнительного производства другому органу принудительного исполнения судебный исполнитель извещает стороны исполнительного производства.

Передача исполнительного производства для исполнения в другой орган принудительного исполнения производится в случае подтверждения другим органом принудительного исполнения факта проживания (пребывания) должника, нахождения его имущества, осуществления им хозяйственной деятельности на территории соответствующего района (области).

46. В целях правильного, полного и своевременного исполнения исполнительного документа исполнительное производство может быть передано для исполнения от одного органа принудительного исполнения другому в порядке, установленном частью третьей статьи 48 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

47. При передаче исполнительного производства от одного органа принудительного исполнения в другой ограничения (обременения), ранее установленные в отношении должника и (или) его имущества, сохраняются. Полномочия по отмене, замене ограничений (обременений) переходят к судебному исполнителю, которому передано исполнительное производство для исполнения.

48. Исполнительные действия совершаются в рабочие дни в период с 6 до 22 часов. Конкретное время определяется судебным исполнителем.

При определении времени для совершения исполнительных действий учитываются продолжительность исполнительных действий, время проезда к месту их совершения и другие обстоятельства.

Совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные актами законодательства, а также в рабочие дни в период с 22 до 6 часов допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, либо в случаях, когда совершение исполнительных действий в другое время невозможно.

Совершение исполнительных действий в соответствии с частью третьей настоящего пункта осуществляется с письменного разрешения руководителя соответствующего органа принудительного исполнения, учиненного на представлении судебного исполнителя. Представление судебного исполнителя должно содержать обоснование причин необходимости совершения исполнительных действий в указанное время.

Требования части четвертой настоящего пункта не распространяются на случаи, когда время совершения исполнительных действий установлено исполнительным документом.

Глава 9. Меры по обеспечению иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа

49. При поступлении в орган принудительного исполнения определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению, судебный исполнитель рассматривает вопрос о возбуждении исполнительного производства.

Срок должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, указанного в части первой настоящего пункта, в соответствии со статьей 46 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" не предоставляется.

При окончании исполнительного производства постановление судебного исполнителя с приложением акта ареста имущества согласно приложению 80 и (или) акта судебного исполнителя об отсутствии имущества согласно приложению 65, иными документами направляется в суд.

50. После возбуждения исполнительного производства могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, установленные частью четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть приняты на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

При окончании исполнительного производства принятые судебным исполнителем меры по обеспечению исполнения исполнительного документа отменяются, если в отношении того же должника не возбуждены другие исполнительные документы.

51. Судебный исполнитель принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанные в абзацах втором-седьмом, одиннадцатом части четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", по ходатайству взыскателя или по собственной инициативе посредством вынесения постановления согласно приложению 21 или отказывает в их принятии на основании постановления согласно приложению 22.

Ходатайство о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа подается взыскателем в орган принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительный документ, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", и рассматривается судебным исполнителем не позднее трех дней со дня его поступления.

Общие правила принятия, замены, приостановления или отмены мер по обеспечению исполнения исполнительного документа установлены статьей 61 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве". Замена, приостановление или отмена меры по обеспечению исполнения исполнительного документа производятся по собственной инициативе судебного исполнителя или по ходатайству стороны исполнительного производства, которое рассматривается не позднее трех дней со дня его поступления в орган принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительный документ, посредством вынесения постановления согласно приложениям 23-25.

52. Суд принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, указанные в абзацах восьмом-десятом части четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", в соответствии со статьями 469 ГПК, 334 ХПК по заявлению взыскателя или по представлению судебного исполнителя.

По результатам рассмотрения заявления (представления) о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа суд выносит определение, копии которого направляются сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, а также другим лицам, на которых возложена обязанность исполнения соответствующей меры по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Суд, принявший меру по обеспечению исполнения исполнительного документа, также рассматривает вопросы:

замены одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой мерой - по заявлению сторон исполнительного производства или представлению судебного исполнителя;

отмены меры по обеспечению исполнения исполнительного документа - по заявлению сторон исполнительного производства или представлению судебного исполнителя;

приостановления мер, указанных в абзацах восьмом-десятом части четвертой статьи 60 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", - по ходатайству должника.

53. Подача жалобы или принесение протеста на постановление судебного исполнителя, определение суда по вопросам принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа не приостанавливают исполнение этого постановления судебного исполнителя, определения суда.

54. Определение суда о временном ограничении права должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Перечень утративших силу постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь Инструкция по исполнительному производству Раздел I. Основные положения Глава 1. Основные положения исполнительного производства Глава 2. Компетенция судебного исполнителя в исполнительном производстве. Постановление судебного исполнителя Глава 3. Участники исполнительного производства Глава 4. Отводы. Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя Глава 5. Сроки в исполнительном производстве Раздел II. Общие условия ведения исполнительного производства Глава 6. Исполнительные документы. Заявления, ходатайства участников исполнительного производства. заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства Глава 7. Отказ в возбуждении исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства Раздел III. Исполнительные действия Глава 8. Место и время совершения исполнительных действий Глава 9. Меры по обеспечению иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа Глава 10. Совершение исполнительных действий Глава 11. Обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах, на хранении в банке, на электронные деньги Глава 12. Обращение взыскания на наличные денежные средства должника Глава 13. Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, принадлежащие и (или) причитающиеся ему от третьих лиц Глава 14. Обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы. Контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы Глава 15. Арест, опись имущества должника. Арест отдельных видов имущества. Передача арестованного имущества на хранение Глава 16. Оценка арестованного имущества должника Глава 17. Реализация арестованного имущества. Самостоятельная реализация арестованного имущества должником Глава 18. Реализация арестованного имущества субъектом торговли, специализированной организацией Глава 19. Реализация имущества на торгах Глава 20. Порядок проведения электронных торгов Глава 21. Переоценка имущества Глава 22. Оставление арестованного имущества должника за взыскателем Глава 23. Привод должника. Розыск должника Глава 24. Приостановление, возобновление исполнительного производства Глава 25. Отложение совершения исполнительного действия Глава 26. Расходы по исполнению исполнительного документа Глава 27. Принудительный сбор Глава 28. Распределение взысканных сумм Раздел IV. Особенности исполнения отдельных категорий исполнительных документов, обращения взыскания на отдельные виды имущества Глава 29. Особенности обращения взыскания на заложенное имущество Глава 30. Особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества (драгоценные металлы, ценные бумаги) Глава 31. Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности Глава 32. Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов Глава 33. Исполнение исполнительных документов о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении Глава 34. Исполнение исполнительных документов о передаче имущества Глава 35. Исполнение исполнительных документов, не связанных со взысканием денежных средств или передачей имущества Глава 36. Исполнение исполнительных документов о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе капитального строения (здания, сооружения), его части либо вселении взыскателя Глава 37. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий и иных исполнительных документов о взыскании сумм в доход государства Глава 38. Исполнение исполнительных документов о конфискации имущества Раздел V. Окончание исполнительного производства Глава 39. Прекращение исполнительного производства Глава 40. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства Глава 41. Отмена ограничений (обременений) в исполнительном производстве Глава 42. Окончание исполнительного производства Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37 Приложение 38 Приложение 39 Приложение 40 Приложение 41 Приложение 42 Приложение 43 Приложение 44 Приложение 45 Приложение 46 Приложение 47 Приложение 48 Приложение 49 Приложение 50 Приложение 51 Приложение 52 Приложение 53 Приложение 54 Приложение 55 Приложение 56 Приложение 57 Приложение 58 Приложение 59 Приложение 60 Приложение 61 Приложение 62 Приложение 63 Приложение 64 Приложение 65 Приложение 66 Приложение 67 Приложение 68 Приложение 69 Приложение 70 Приложение 71 Приложение 72 Приложение 73 Приложение 74 Приложение 75 Приложение 76 Приложение 77 Приложение 78 Приложение 79 Приложение 80 Приложение 81 Приложение 82 Приложение 83 Приложение 84 Приложение 85 Приложение 86 Приложение 87 Приложение 88 Приложение 89 Приложение 90 Приложение 91 Приложение 92 Приложение 93 Приложение 94 Приложение 95 Приложение 96 Приложение 97 Приложение 98 Приложение 99 Приложение 100 Приложение 101 Приложение 102 Приложение 103 Приложение 104 Приложение 105 Приложение 106 Приложение 107 Приложение 108 Приложение 109 Приложение 110 Приложение 111 Приложение 112 Приложение 113 Приложение 114 Приложение 115

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года №67
"Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:67
Дата принятия: 07/04/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16/05/2017
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 23 мая 2017 года, 8/32023.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу с 16 мая 2017 года.