Дата обновления БД:
03.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
14 / 74
Всего документов в БД:
133345
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
10 июня 2022 года №30
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 8 июня 2022 года №1873
Об исполнительном производстве
Принят Постановлением Маджлиси намояндагон МОРТ от 30 марта 2022 года №676
Одобрен Постановлением Маджлиси милли МОРТ от 30 мая 2022 года №261
Настоящий Закон определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, актов государственных органов, должностных лиц и устанавливает правовой статус исполнителя органа исполнения, а также организационно-правовые вопросы органа исполнения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) исполнительное производство - совокупность процессуальных и исполнительных действий исполнителя органа исполнения, направленных на обеспечение принудительного исполнения исполнительного документа;
2) исполнительный документ - судебные акты, акты государственных органов и должностных лиц, являющиеся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения действий по принудительному исполнению исполнителем органа исполнения;
3) взыскатель - физическое или юридическое лицо, в том числе физическое или юридическое лицо иностранного государства, обеспеченный кредитор, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ;
4) должник - физическое или юридическое лицо, в том числе физическое или юридическое лицо иностранного государства, обязанное исполнить требования исполнительного документа или воздержаться от совершения определенных действий;
5) исполнитель органа исполнения - должностное лицо государственного органа, осуществляющее возложенные на него законом полномочия по обеспечению принудительного исполнения исполнительных документов;
6) сотрудники органа исполнения - сотрудники Центрального аппарата Службы исполнения при Правительстве Республики Таджикистан, управлений в областях, отдела исполнения в Горно-Бадахшанской автономной области, исполнители органов исполнения в городах и районах областей, районах города Душанбе, городах и районах республиканского подчинения, в Высшем экономическом суде Республики Таджикистан, экономическом суде Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судах областей и города Душанбе, а также в военных гарнизонных судах;
7) исполнительные действия - действия по совершению мер принудительного исполнения, направленные на обеспечение исполнения исполнительного документа;
8) исполнительный сбор - денежные средства, взыскиваемые в обязательном порядке с должника в ходе принудительного исполнения исполнительного документа;
9) единый информационный банк данных и электронная регистрация исполнительного производства - информационная система, предназначенная для осуществления в электронной форме учета исполнительного производства, принудительных действий исполнителя органа исполнения, а также предоставления данных о ходе исполнительного производства сторонам и иным лицам, участвующим в исполнительном производстве;
10) аукцион - публичный торг, при котором описанное и арестованное имущество реализуется на основе равного доступа к нему всех покупателей, который может также проводиться в электронной форме;
11) единая электронная торговая площадка - информационная система, совокупность информации баз данных, технических, программных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих возможность ввода, хранения и обработки информации, необходимой для проведения электронного аукциона, предоставляющая единую общедоступную точку информации участникам электронного аукциона;
12) хранитель - лицо, которому исполнитель органа исполнения осуществляет передачу на хранение описанного или арестованного имущества, который несёт ответственность за использование, растрату, отчуждение или сокрытие данного имущества;
13) единый государственный реестр должников - унифицированный электронный банк данных, содержащий сведения о должниках по исполнительному производству.
Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об исполнительном производстве
Законодательство Республики Таджикистан об исполнительном производстве основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Статья 3. Порядок применения законодательства Республики Таджикистан об исполнительном производстве
1. Исполнительное производство осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время исполнения.
2. Исполнительное производство по взысканию налоговых задолженностей и иных обязательных платежей в бюджет, взысканию неустойки за несвоевременную уплату штрафа и иных санкций за нарушение налогового законодательства и законодательства об иных обязательных платежах в бюджет осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном настоящим Законом в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Таджикистан.
3. Исполнительное производство по взысканию иных видов обязательных платежей в бюджет в части взыскания суммы штрафа на основании судебных актов, актов государственных органов и должностных лиц осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 4. Задачи исполнительного производства и анализ коррупционных рисков
1. Задачи исполнительного производства - это правильное и своевременное принудительное исполнение судебных актов по гражданским, семейным, административным и экономическим делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части гражданского иска, взыскания суммы штрафов, возмещения вреда, возмещения компенсации имущественного ущерба и конфискации имущества, а также исполнения актов государственных органов и должностных лиц в случаях, установленных настоящим Законом.
2. Служба исполнения при Правительстве Республики Таджикистан определяет порядок, способы и методы проведения анализа коррупционных рисков в данном органе и применяет их на практике.
Статья 5. Принципы исполнительного производства
Исполнительное производство основывается на следующих принципах:
1) законность;
2) уважение жизни, чести и достоинства гражданина;
3) обеспечение прозрачности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
4) минимальная неприкосновенность имущества, необходимого для проживания должника-гражданина и членов его семьи;
5) соразмерность объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;
6) независимость исполнителя органа исполнения.
Статья 6. Органы, осуществляющие принудительное исполнение исполнительных документов
1. Принудительное исполнение судебных актов, актов государственных органов и должностных лиц возлагается на исполнителей органа исполнения.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан, исполнение судебных актов, актов государственных органов и должностных лиц о взыскании денежных средств, конфискации предметов, являющихся орудием совершения административного правонарушения или его непосредственным объектом, осуществляется также и другими государственными органами.
Статья 7. Язык исполнительного производства
1. Исполнительное производство ведется на государственном языке.
2. Участники исполнительного производства, не владеющие языком исполнительного производства, имеют право пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 8. Единый информационный банк данных и электронная регистрация исполнительного производства
1. Служба исполнения при Правительстве Республики Таджикистан создает и ведет в электронном виде единый информационный банк данных и электронную регистрацию исполнительного производства (далее - информационный банк данных), содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по исполнению исполнительных документов.
2. Государственные органы, местные органы государственной власти, органы самоуправления посёлков и сёл (в том числе нотариусы, органы записи актов гражданского состояния, паспортно-регистрационная служба выдачи паспортов, государственная автомобильная инспекция, органы регистрации движимого и недвижимого имущества), банки, а также другие юридические лица, независимо от форм собственности, обязаны подключиться к информационному банку данных и предоставить необходимую информацию по запросу исполнителя исполнительного органа.
3. Порядок формирования и ведения информационного банка данных определяется Правительство Республики Таджикистан.
Статья 9. Исполнение решений судов иностранных государств и иностранных третейских судов (арбитражей)
Порядок исполнения решений судов иностранных государств и иностранных третейских судов (арбитражей) осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, и настоящим Законом.
Глава 2. Исполнительные документы
Статья 10. Перечень исполнительных документов
1. Исполнительными документами являются:
1) исполнительный лист, выдаваемый на основании судебного акта;
2) нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов;
3) исполнительная надпись, выданная государственным нотариусом и должностным лицом консульских учреждений Республики Таджикистан для исполнения;
4) судебный приказ;
5) постановление, принятое органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;
6) исполнительный лист, выдаваемый судом на основании решения и постановления третейского суда на территории Республики Таджикистан;
7) исполнительный лист, выдаваемый судом на основании решения суда иностранного государства и третейского иностранного суда (арбитража);
8) постановление прокурора о выселении в административном порядке граждан, самовольно занявших помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;
9) постановления исполнителя органа исполнения по взысканию исполнительного сбора;
10) постановление государственных органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
2. В случае утери исполнительного документа, основанием для взыскания является копия подлинника (дубликат), выдаваемого судом, государственными органами или должностным лицом, вынесшим соответствующий акт.
Статья 11. Содержание исполнительного документа
1. В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:
1) наименование суда или государственного органа, должностного лица, выдавшего исполнительный документ;
2) дело и материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта государственного органа или должностного лица;
4) наименование взыскателя - юридического лица и должника - юридического лица, их адреса, идентификационный номер налогоплательщика, расчетный счет банка;
5) фамилия, имя и отчество взыскателя - физического лица и должника - физического лица, их место жительства, дата и место рождения должника - физического лица и место его работы, если оно известно;
6) резолютивная часть судебного акта, акта государственного органа или должностного лица;
7) дата вступления в силу судебного акта, акта государственного органа или должностного лица;
8) дата выдачи исполнительного документа.
2. Содержание судебного приказа определяется в соответствии с правилами, предусмотренными процессуальным законодательством Республики Таджикистан.
3. Содержание нотариально удостоверенного соглашения об оплате алиментов определяется в соответствии с требованиями, предусмотренными Семейным кодексом Республики Таджикистан.
4. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, заверяется подписью судьи и гербовой печатью суда.
5. Исполнительный документ, выданный на основании актов государственных органов или должностных лиц, подписывается должностным лицом этого органа, а в иных случаях, установленных законом, - лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью выдавшего его органа.
Статья 12. Выдача исполнительного документа
1. Исполнительный документ выдается судом взыскателю после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный документ выдается немедленно по вынесению судебного акта. Исполнительный документ выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом.
2. Выдача исполнительного документа для исполнения, принятый на основании акта государственного органа или должностных лиц, осуществляется согласно порядку, предусмотренному законодательством Республики Таджикистан.
Глава 3. Общие условия совершения исполнительных действий
Статья 13. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
1. Исполнительные документы предъявляются к принудительному исполнению в следующие сроки:
1) исполнительный лист, выдаваемый на основании судебного акта и судебного приказа - в течение трех лет;
2) исполнительная надпись государственного нотариуса - в течение трех лет;
3) исполнительный лист, выдаваемый на основании решения третейского суда на территории Республики Таджикистан - в течение трех лет;
4) исполнительный лист, выдаваемый на основании решения суда иностранного государства и иностранного третейского суда (арбитража) - в течение трех лет;
5) постановление суда, органа (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях - в течение шести месяцев.
2. Сроки, указанные в части 1 настоящей статьи, исчисляются со дня предъявления к исполнению:
1) исполнительного документа, указанного в пунктах 1) и 3) части 1 настоящей статьи (за исключением судебных приказов) - со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления исполнительного документа к исполнению, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению - со следующего дня после дня его принятия;
2) судебного приказа - по истечении десятидневного срока со дня его выдачи;
3) постановления органа (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в виде штрафа, - со следующего дня по истечении сроков, предусмотренных в части 1 статьи 229 Процессуального кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан;
4) постановления органа (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в виде взыскании материального ущерба - со следующего дня по истечении сроков, предусмотренных в части 3 статьи 243 Процессуального кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан;
5) по всем другим исполнительным документам - со следующего дня после их выдачи.
3. Исполнительные документы по решениям о взыскании периодических платежей (по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и потери кормильца) сохраняют силу, во все периоды совершения платежей. Такой же порядок распространяется в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В этих случаях сроки для каждого платежа исчисляются в отдельности.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Таджикистан от 8 июня 2022 года №1873
"Об исполнительном производстве"
О документе
Номер документа: | 1873 |
Дата принятия: | 08.06.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Нет сведений
Примечание к документу
В соответствии со статьей 146 настоящий Закон вводится в действие после его официального опубликования.
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан
Ссылка на Семейный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая)
Ссылка на Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан
Ссылка на Трудовой кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О государственной службе
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об исполнительном производстве
О вступлении в силу документа смотри статью 146