Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 30 октября 2020 года №УП-6098

Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 08.06.2021 г. №УП-6243, 27.08.2021 г. №УП-6300, 08.07.2022 г. №УП-167, 10.02.2023 г. №УП-21, 06.07.2023 г. №УП-108)

В стране осуществляются масштабные реформы в сферах денежно-кредитной, валютной, налоговой и внешнеторговой политики, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционного климата.

Вместе с тем экспертные оценки и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о сохранении в экономике высокого уровня теневого оборота, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса.

В целях сокращения уровня теневой экономики в стране, создания равных конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе за счет снижения регулятивного и административного бремени, автоматизации процедур и упрощения порядка соблюдения требований налогового законодательства:

1. Установить, что с 1 января 2021 года:

а) до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;

б) для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, ставка налога с оборота снижается с 25 до 13 процентов;

в) строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда за отчетный период (без учета суммы социального налога). При этом:

строительные организации обеспечивают в установленном порядке уплату налога на доходы физических лиц и социального налога, а также ежемесячно представляют в органы государственной налоговой службы реестр нанятых без заключения договора работников, с указанием выплаченных им сумм наличных денежных средств;

органы государственной налоговой службы на основе представленных строительными организациями реестров автоматически идентифицируют налогоплательщиков и обеспечивают учет уплаченного налога на доходы физических лиц и социального налога.

Определить, что на лиц, нанятых без заключения договора, распространяются нормы законодательства, предусматривающие социальную защиту работников при несчастных случаях на производстве.

2. Принять к сведению, что:

хозяйствующим субъектам разрешается осуществлять приобретение товаров (услуг) с применением корпоративных банковских карт без заключения договора, но с обязательным получением электронных счетов-фактур или чеков онлайн контрольно-кассовых машин на них;

до 1 января 2022 года введен порядок, в соответствии с которым органы государственной налоговой службы уведомляют Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита в порядке, установленном законодательством;

выездные налоговые проверки осуществляются органами государственной налоговой службы с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению порядка проведения налоговых проверок, предусмотрев обеспечение их открытости и прозрачности, кардинальное упрощение процедуры, а также усиление ответственности должностных лиц, осуществляющих проверку.

3. Создать Специальную комиссию по сокращению теневой экономики (далее - Специальная комиссия) в составе согласно приложению №1, территориальные комиссии по сокращению теневой экономики (далее - территориальные комиссии) с типовым составом согласно приложению №2.

Определить основной задачей Специальной комиссии разработку и реализацию комплексных мер по борьбе с теневой экономикой, в том числе:

создание условий по стимулированию выхода бизнеса "из тени", мер по упрощению налогового режима, а также по расширению безналичных расчетов;

адаптацию принимаемых нормативно-правовых актов к установившейся практике ведения бизнеса;

обеспечение нацеленности инструментов налогового и таможенного администрирования на полноту учета и поступлений, включая выявление и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;

координацию деятельности по борьбе с теневой экономикой с организациями в сфере противодействия отмыванию денег;

обеспечение открытости и прозрачности, широкое вовлечение общественности, средств массовой информации в борьбу с теневой экономикой, формирование в обществе чувства нетерпимости к ней, продвижение престижа легального ведения бизнеса.

4. Определить основными задачами территориальных комиссий координацию работы на местах по:

содействию предпринимателям в легализации бизнеса, получении необходимых разрешений, а также в проведении с ними профилактической работы;

выявлению причин и факторов, способствующих формированию теневой экономики, принятие мер по их ликвидации;

борьбе с реализацией товаров, завезенных нелегально, или контрафактной продукцией, а также товаров, перемещаемых внутри страны без товаросопроводительных документов;

предотвращению осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и сокрытия выручки, в первую очередь - за счет выявления фактов нелегального производства, реализации и хранения подакцизной продукции;

выявлению и пресечению фактов неформальной трудовой деятельности, в первую очередь - на объектах строительства и сферы услуг, а также выплаты заработной платы "в конвертах".

5. Территориальным комиссиям:

в двухнедельный срок разработать "дорожные карты" с учетом особенностей каждого района и города, определив ответственные органы и организации, и внести их на утверждение Специальной комиссии с указанием ожидаемых результатов;

на ежеквартальной основе вносить на рассмотрение Специальной комиссии предложения по совершенствованию борьбы с теневой экономикой.

Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение задач, предусмотренных в "дорожных картах", по сокращению теневой экономики на региональном уровне.

6. Специальной комиссии (Д. Кучкаров) в срок до 1 февраля 2021 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан Стратегию по сокращению теневой экономики в 2021 - 2025 гг. с обеспечением организации качественной работы ответственных министерств и ведомств, а также привлечением зарубежных, местных экспертов и бизнес-сообщества для ее разработки.

7. Утвердить "дорожную карту" по реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в борьбе против теневой экономики и коррупции, а также совершенствованию налогового и таможенного администрирования согласно приложению №3.

Специальной комиссии обеспечить обсуждение предложений по борьбе с теневой экономикой и коррупцией, в том числе по мероприятиям, предусмотренным в "дорожной карте", а также ежемесячно заслушивать отчеты по достигнутым результатам.

Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение "дорожной карты".

8. Центральному банку совместно с коммерческими банками в срок до 1 января 2021 года:

обеспечить внедрение бесконтактных технологий при проведении населением расчетов за товары и услуги, реализуемые самозанятыми лицами и ремесленниками, а также в пунктах общественного питания;

расширить сети банкоматов и многофункциональных терминалов самообслуживания, c доведением их количества до 10 тысяч единиц;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Состав Специальной комиссии по сокращению теневой экономики Типовой состав территориальных комиссий по сокращению теневой экономики "Дорожная карта" по реализации мер на повышение эффективности деятельности министерства и ведомств в борьбе против теневой экономики и коррупции, а также совершенствование налогового и таможенного администрирования Перечень дополнительных сведений, предоставляемых налоговым органам посредством межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени Структура Центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Структура Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам Структура государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента Структура государственных налоговых инспекций районов (городов)* Изменения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года №УП-6098
"Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов"

О документе

Номер документа:УП-6098
Дата принятия: 30.10.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:31.10.2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от  31 октября 2020 года, №06/20/6098/1432

Редакции документа

Текущая редакция принята: 06.07.2023  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ № УП-108 о
Вступила в силу с: 07.07.2023


Редакция от 10.02.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему совершенствованию критериев разделения субъектов предпринимательства на категории, а также налоговой политики и налогового администрировани
Вступила в силу с: 10.02.2023


Редакция от 08.07.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан № УП-167 от 08.07.2022
Вступила в силу с: 08.07.2022


Редакция от 27.08.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного финансового контроля № УП-6300 от 27/08/2021
Вступила в силу с: 28.08.2021


Редакция от 08.06.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав... № УП-6243 от 08/06/2021
Вступила в силу с: 09.06.2021


Первоначальная редакция от 30.10.2020