Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины 

22 октября 2018 года 

№1190/32642

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ, МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

от 1 октября 2018 года №806/3105/5

Об утверждении Инструкции о мерах по соблюдению требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время досудебного расследования

Согласно статьям 176 - 178183207 - 212 Уголовного процессуального кодекса Украины, пункту 6 части первой статьи 23 Закона Украины "О Национальной полиции", пункту 9 Положения о Министерстве внутренних дел Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 года №878, пункту 10 Положения о Министерство юстиции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 июля 2014 года №228, с целью недопущения нарушений требований уголовного процессуального законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступлений и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения в виде содержания под стражей, а также соблюдения установленных сроков содержания подозреваемых под стражей ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить Инструкцию о мерах по соблюдению требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время досудебного расследования, которая прилагается.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства внутренних дел Украины, Министерства юстиции Украины от 26 марта 2013 года №289/540/5 "О мерах по соблюдению требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления, и при избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время уголовного производства", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 11 апреля 2013 года за №602/23134.

3. Департаменту формирования политики в отношении подконтрольных Министру органов власти и мониторинга (Боднар В.Е.) обеспечить представление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном порядке.

4. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Национальной полиции Украины Князева С.Н. и заместителя Министра юстиции Украины Чернышова Д.В.

Министр внутренних дел Украины

А.Б.Аваков

Министр юстиции Украины

П.Д.Петренко

Согласовано:

Первым заместителем 

 

Д.Сторожук 

Генерального прокурора Украины Председателем Национальной полиции Украины

С.Н.Князев

Утверждена Приказом Министерства внутренних дел Украины, Министерства юстиции Украины от 1 октября 2018 года №806/3105/5

Инструкция о мерах по соблюдению требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время досудебного расследования

I. Общие положения

1. Эта Инструкция разработана с целью недопущения нарушений требований уголовного процессуального законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения в виде содержания под стражей, а также соблюдения установленных сроков содержания подозреваемых под стражей.

2. Правовой основой соблюдения органами Национальной полиции требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время досудебного расследования является Конституция Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее - УПК Украины), Законы Украины "О Национальной полиции", "О предварительном заключении", Положение о Национальной полиции, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 года №877, а также эта Инструкция.

II. Меры по соблюдению требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время досудебного расследования

1. Заместители начальников главных управлений Национальной полиции (далее - ГУНП) в Автономной Республике Крым и г.Севастополе, областях и г.Киеве - начальники следственных управлений (отделов):

1) контролируют соблюдение УПК Украины следователями подчиненных следственных подразделений при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также относительно сроков содержания подозреваемых под стражей, в том числе своевременности информирования администрации мест заключения об их продлении;

2) ежемесячно обобщают сведения относительно лиц, освобожденных:

непосредственно следователями или должностными лицами, ответственными за пребывание задержанных, которые задерживались без постановления следственного судьи, суда, без представления ходатайства прокурору об избрании меры пресечения из изоляторов временного содержания (далее - ИВС) ГУНП в Автономной Республике Крым и г.Севастополе, областях и г.Киеве;

из мест заключения в связи с:

отменой меры пресечения в виде содержания под стражей или его заменой на другую меру пресечения;

внесением залога;

окончанием срока действия постановления следственного судьи, суда о содержании под стражей;

3) проводят ежемесячно взаимосверки с ИВС и следственными изоляторами Государственной уголовно-исполнительной службы (далее - СИЗО) в отношении соответствия информации о лицах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Результаты сверок рассматривают на итоговых совещаниях следственных подразделений. Изучают вопрос относительно обоснованности задержания и дальнейшего освобождения лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также оснований для избрания в отношении подозреваемых меры пресечения в виде содержания под стражей;

4) осуществляют контроль за состоянием расследования в уголовных процессах, в которых подозреваемые освобождены из-под стражи до окончания досудебного расследования;

5) ежеквартально организуют в подчиненных следственных подразделениях проверки состояния соблюдения работниками Национальной полиции требований законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, и применении в отношении подозреваемых меры пресечения в виде содержания под стражей.

Результаты проверок рассматривают на совещаниях ГУНП. Осуществляют мероприятия по устранению выявленных недостатков и недопущению их в дальнейшем. К лицам, которые не обеспечили требования законодательства, принимают меры воздействия;

6) организуют в течение 10 календарных дней со дня выявления нарушений требований уголовного процессуального законодательства проведение в установленном порядке служебных расследований по каждому факту:

обоснованного подозрения, что доставка в орган досудебного расследования уполномоченным должностным лицом задержанного лица длилась дольше, чем это необходимо;

неосуществления уполномоченным должностным лицом, которое провело задержание, немедленного информирования задержанного на понятном для него языке основания задержания и в совершении какого преступления он подозревается, а также неразъяснения ему права иметь защитника, получать медицинскую помощь, давать объяснения, показания или не говорить ничего по поводу подозрения против него, неуведомления других лиц о его задержании и местонахождении в нарушение требований статьи 213 УПК Украины;

невручения задержанному немедленно копии протокола о задержании под роспись, а также ненаправления такого протокола прокурору;

освобождения задержанного лица, подозреваемого в совершении преступления, непосредственно следователем или должностным лицом, ответственным за пребывание задержанных, без подачи следователем ходатайства прокурору об избрании меры пресечения;

освобождения подозреваемых из-под стражи из-за невнесения следователем по согласованию с прокурором ходатайства о продлении срока содержания под стражей в порядке, установленном УПК Украины;

принятия судом оправдательного приговора, вынесения прокурором постановления о закрытии уголовного производства в связи с отсутствием события уголовного правонарушения или отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения в отношении лица, которое содержалось под стражей;

7) направляют в главное следственное управление Национальной полиции Украины документы о результатах служебного расследования в 5-дневный срок со дня их утверждения;

8) доводят до сведения каждого работника подчиненных следственных подразделений на итоговых совещаниях информацию о мерах, принятых в отношении должностных лиц, допустивших нарушения требований законодательства.

2. Заместители начальников управлений, отделов, отделений полиции ГУНП - начальники следственных отделов, отделений:

1) принимают ежедневные письменные отчеты от должностного лица, ответственного за пребывание задержанных, о состоянии соблюдения прав задержанных лиц; немедленно письменно докладывают начальнику следственного управления (отдела) ГУНП о фактах нарушения прав задержанных и принимают неотложные меры по устранению выявленных нарушений;

2) осуществляют контроль за ведением должностным лицом, ответственным за пребывание задержанных, учетов задержанных следователями лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также подозреваемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей;

3) ведут учет уголовных производств, в которых в отношении подозреваемого в соответствии с постановлением следственного судьи избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; держат на личном контроле состояние досудебного расследования в таких уголовных процессах;

4) изучают уголовные производства, в которых вносятся ходатайства о продлении сроков содержания подозреваемых под стражей. Дают следователю письменные указания, которые не могут противоречить решениям и указаниям прокурора, в случае необходимости создают следственные группы;

5) осуществляют контроль за своевременностью информирования подозреваемого о завершении досудебного расследования и предоставления доступа к материалам уголовного производства с целью недопущения нарушения сроков содержания под стражей;

6) немедленно подают в места заключения взятого под стражу лица письменное уведомление о продлении срока содержания под стражей и заверенную в установленном порядке копию соответствующего определения следственного судьи, суда;

7) направляют в течение суток письменное уведомление в администрацию СИЗО в случае передачи в другой орган досудебного расследования уголовного производства, в котором в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей;

8) присылают в течение суток с момента выявления обстоятельств, указанных в подпункте 6 пункта 1 этого раздела, уведомление в следственные подразделения ГУНП.

3. Начальники ИВС ежемесячно до 03 числа присылают в следственные подразделения ГУНП списки всех лиц, освобожденных из ИВС в течение отчетного месяца непосредственно следователями или должностными лицами, ответственными за пребывание задержанных, которые задерживались без постановления следственного судьи, суда.

4. Начальники СИЗО:

1) направляют уведомление в орган, в производстве которого находится уголовное производство, если срок содержания взятого под стражу лица заканчивается через 7 суток, а постановления следственного судьи, суда о его продлении или уведомления об окончании досудебного следствия не поступило, копию такого уведомления - прокурору, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием, прокурору, который осуществляет надзор за соблюдением законов при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, и начальнику следственного подразделения ГУНП;

2) немедленно освобождают подозреваемого в случае постановления следственным судьей, судом определения об отказе в продлении срока содержания под стражей, об отмене меры пресечения в виде содержания под стражей или его замене на другую меру пресечения, об освобождении лица из-под стражи или в случае окончания срока действия постановления следственного судьи, суда о содержании под стражей, а также после получения и проверки документа, который подтверждает внесение залога; в день освобождения подозреваемого уведомляют об этом письменно следователя, который осуществляет уголовное производство, начальника следственного подразделения ГУНП, прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием, и следственного судью, суд;

3) обеспечивают содействие в исполнении подпункта 3 пункта 1 этого раздела для проведения взаимосверки соответствия информации о лицах, которым согласно постановлению следственного судьи, суда избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, которые освобождены из следственных изоляторов в связи с изменением меры пресечения, внесением залога, окончанием срока действия постановления следственного судьи, суда о содержании под стражей.

5. Начальники ИВС, СИЗО не допускают к задержанным, подозреваемым, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, сотрудников оперативных подразделений, других должностных лиц правоохранительных органов, кроме должностного лица, ответственного за пребывание задержанных, без письменного разрешения следователя, который ведет расследование в уголовном производстве, или прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием.

Исполняющий обязанности директора Департамента формирования политики в отношении подконтрольных Министру органов власти и мониторинга МВД

С.Е.Житняк

Директор Департамента публичного права Министерства юстиции Украины

Л.Н.Кравченко


Приказ Министерства внутренних дел Украины, Министерства юстиции Украины от 1 октября 2018 года №806/3105/5
"Об утверждении Инструкции о мерах по соблюдению требований законодательства при задержании без постановления следственного судьи, суда лиц, подозреваемых в совершении преступления и избрании в отношении подозреваемых меры пресечения - содержание под стражей во время досудебного расследования"

О документе

Номер документа:806/3105/5
Дата принятия: 01/10/2018
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 1190/32642 от 22/10/2018
Начало действия документа:16/11/2018
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 16 ноября 2018 года №88, стр. 167, статья 2937, код акта 92108/2018

Примечание к документу

В соответствиии с пунктом 4 настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 16 ноября 2018 года.