База данных

Дата обновления БД:

11.12.2018

Добавлено/обновлено документов:

24 / 186

Всего документов в БД:

88092

Не вступил в действие

О вступлении в силу документа смотри статью 48

АВИАЦИОННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 декабря 2017 года №301

Парламент принимает настоящий кодекс.

Настоящий кодекс перелагает Регламент (ЕС) №216/2008 Европейского Парламента и Совета от 20 февраля 2008 года об общих правилах в сфере гражданской авиации и учреждении Европейского агентства по авиационной безопасности, а также об отмене Директивы 91/670/ЕЭС Совета, Регламента (EC) №1592/2002 и Директивы 2004/36/EC, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 79 от 19 марта 2008 года.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения

(1) Положения настоящего кодекса применяются к деятельности гражданской авиации, включая связанную с нею деятельность, а также к физическим и юридическим лицам, осуществляющим эту деятельность в воздушном пространстве и на территории Республики Молдова, следующим образом:

а) к проектированию, производству, техническому обслуживанию и эксплуатации авиационных изделий, запасных частей и приборов, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в проектирование, производство и техническое обслуживание соответствующих изделий, запасных частей и приборов;

b) к персоналу и организациям, вовлеченным в эксплуатацию воздушных судов;

c) к проектированию, техническому обслуживанию и эксплуатации аэродромов/аэропортов/вертодромов, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности, и к охране прилегающей к аэродрому территории без ущерба при этом для законодательства об окружающей среде и благоустройстве территории;

d) к проектированию, производству и техническому обслуживанию оборудования аэродромов/аэропортов/вертодромов, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности;

e) к проектированию, производству и техническому обслуживанию систем и компонентов организации воздушного движения (ATM) и аэронавигационного обслуживания (ANS), а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности;

f) к организации воздушного движения и аэронавигационному обслуживанию, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности;

g) к наземному обслуживанию, необходимому для прибытия воздушных судов на аэродром/в аэропорт/на вертодром и их отправления с аэродрома/из аэропорта/с вертодрома, обслуживанию воздушных перевозок, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности;

h) к услугам, предоставляемым в зонах ограниченного доступа аэропортов, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности;

i) к подготовке и медицинскому освидетельствованию авиационного персонала, а также к персоналу и организациям, вовлеченным в эти виды деятельности;

j) к видам деятельности, не относящимся к деятельности гражданской авиации, включая связанную с нею деятельность, в результате которых в воздушное пространство попадают различные материальные объекты, способные представить угрозу для безопасности полетов воздушных судов или иным образом поставить под угрозу безопасность полетов и авиационную безопасность.

(2) Настоящий кодекс применяется к воздушным судам, включая изделия, запасные части и приборы, установленные на воздушных судах, которые:

а) спроектированы или произведены организацией, в отношении которой административный орган по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации обеспечивает контроль безопасности;

b) зарегистрированы в Республике Молдове, кроме случаев, когда регулятивный надзор за безопасностью делегирован другому государству, и не эксплуатируются эксплуатантом Республики Молдова;

c) зарегистрированы в другом государстве и эксплуатируются эксплуатантом, надзор за действиями которого осуществляется административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации;

d) зарегистрированы в другом государстве или зарегистрированы в Республике Молдова в случае, когда регулятивный надзор за безопасностью делегирован другому государству, и эксплуатируются эксплуатантом другого государства в направлении, в пределах или за пределами Республики Молдова;

е) арендованы в порядке, установленном правилами гражданской авиации, утвержденными центральным отраслевым органом в области гражданской авиации.

(3) Настоящий кодекс не затрагивает права других стран, закрепленные в международных договорах, в частности в ратифицированной Постановлением Парламента №97/1994 Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 года (далее - Чикагская конвенция).

(4) Настоящий кодекс не применяется к:

а) изделиям, запасным частям, приборам, персоналу и организациям, задействованным в военной, таможенной, полицейской деятельности или службе либо иной подобной деятельности или службе;

b) аэродромам или их частям, а также оборудованию, персоналу и организациям, которые контролируются и управляются силами национальной системы обороны;

c) организации воздушного движения и аэронавигационному обслуживанию, включая системы и компоненты, персонал и организации, которые предоставлены силами национальной системы обороны или к которым силы национальной системы обороны открыли доступ.

(5) Если международным договором, стороной которого является Республика Молдова, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом, применяются нормы международного договора.

Статья 2. Цели

(1) Целью настоящего кодекса является установление и поддержание высокого уровня безопасности гражданской авиации в Республике Молдова.

(2) В сферах, подпадающих под действие настоящего кодекса, учитываются также следующие цели:

a) обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды;

b) способствование свободному перемещению товаров, людей и услуг, а также обеспечение свободного доступа к рынку услуг в области гражданской авиации;

c) выполнение обязательств, вытекающих из Чикагской конвенции, других международных договоров в этой области, стороной которых является Республика Молдова, путем обеспечения представления этих положений в настоящем кодексе и в нормах по его применению;

d) обеспечение надлежащего сотрудничества с другими государствами и с международными организациями.

(3) Способом достижения целей, указанных в частях (1) и (2), являются:

a) разработка, принятие и применение всех необходимых актов;

b) признание без дополнительных требований сертификатов, лицензий, утверждений или других документов на изделия, персонал или организации, выданных Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA), авиационными властями других государств-членов Европейского Союза или другими международными организациями в сфере гражданской авиации, если это предусмотрено международными договорами;

c) обеспечение функциональной независимости административного органа по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации.

Статья 3. Суверенитет над воздушным пространством

Настоящий кодекс применяется без ущерба для полного и исключительного суверенитета над национальным воздушным пространством, а также для специальных правил обороны, общественного порядка и национальной безопасности.

Статья 4. Национальное воздушное пространство

(1) Национальное воздушное пространство представляет собой столб воздуха, который простирается над суверенной территорией Республики Молдова до нижней границы внеатмосферного пространства.

(2) В национальном воздушном пространстве могут осуществляться:

a) общее воздушное движение;

b) оперативное воздушное движение;

c) гражданские или военные действия, связанные с использованием воздушного пространства.

(3) Национальное воздушное пространство включает в себя:

a) пространство воздушного движения, являющееся частью национального воздушного пространства, где разрешается авиационная деятельность, а также участки, предназначенные для взлета и посадки, независимо от их принадлежности и характера полета;

b) зарезервированные зоны, являющиеся частью национального воздушного пространства, предназначенные для деятельности военной авиации, для учебной авиационной деятельности, спортивной авиации, испытаний и сертификации воздушных судов, утилитарной и иной подобной деятельности, а также для других видов деятельности, установленных специальными правилами;

c) регламентированные зоны, состоящие из опасных зон, зон ограничения полетов или запретных зон, а также условные воздушные пути и зоны общей деятельности по периметру государственной границы.

(4) Классификация национального воздушного пространства с точки зрения обеспечения обслуживания воздушного движения определяется в соответствии со стандартами, разработанными международными организациями гражданской авиации, членом которых является Республика Молдова.

(5) В мирное время административный орган по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации совместно с центральным отраслевым органом в области обороны организует национальное воздушное пространство и устанавливает принципы и правила его использования соответственно в гражданской или военной авиационной деятельности.

(6) Требования и процедура выдачи разрешений на выполнение полетов в национальном воздушном пространстве утверждаются Правительством.

(7) По причинам, угрожающим обороноспособности, общественному порядку и национальной безопасности, административный орган по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации или центральный отраслевой орган в области обороны может в соответствии со своими полномочиями ограничить или временно запретить общее воздушное движение в определенной части или во всем национальном воздушном пространстве.

(8) На основе применимых специальных правил национальное воздушное пространство может быть интегрировано с точки зрения предоставления аэронавигационного обслуживания в один или более функциональных блоков воздушного пространства, установленных договорами, заключенными Республикой Молдова с другими государствами.

(9) Порядок действий против воздушных судов, незаконно использующих национальное воздушное пространство, определяется Законом о контроле воздушного пространства №143/2012.

(10) Государственные воздушные суда, выполняющие полеты в части воздушного пространства, контролируемой гражданскими службами воздушного движения, должны соблюдать правила общего воздушного движения. Правительство утверждает правила для государственных воздушных судов, обеспечивающие безопасность полетов гражданских воздушных судов.

(11) Любая деятельность, не относящаяся к деятельности гражданской авиации, в результате которой в воздушное пространство попадают различные материальные объекты, способные представить угрозу для безопасности полетов воздушных судов, может выполняться только при условии предварительного согласования с административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации.

(12) Запрещается запуск в воздушное пространство объектов в зонах воздушных сервитутов или использование осветительных приборов, направленных в сторону воздушного судна, пилотской кабины на любом этапе полета, а также другие подобные действия, представляющие угрозу для безопасности полетов.

Статья 5. Понятия

В настоящем кодексе применяются следующие понятия:

авиационное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

а) какое-либо лицо получает серьезное телесное повреждение или телесное повреждение со смертельным исходом в результате:

- нахождения на борту воздушного судна;

- непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна;

- прямого воздействия струи газов реактивного двигателя,

за исключением случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся в зонах, недоступных для пассажиров и членов экипажа;

b) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна; и

- требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента,

за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, капот или вспомогательные агрегаты либо повреждение сводится к воздушным винтам, законцовкам крыла, антеннам, пневматике, тормозным устройствам, обтекателям, небольшим вмятинам или пробоинам в обшивке воздушного судна;

с) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в месте, где доступ к нему невозможен;

гражданская авиационная деятельность, именуемая также деятельность гражданской авиации - все виды деятельности, связанные с проектированием, производством, сертификацией, ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией гражданских воздушных судов, аэродромов и других объектов инфраструктуры гражданской авиации, аэронавигационным обслуживанием, подготовкой гражданского авиационного персонала, а также деятельность, связанная с гражданской авиацией;

деятельность, связанная с гражданской авиацией, - совокупность услуг, которые непосредственно влияют на обеспечение осуществления деятельности гражданской авиации;

аэродром - определенная зона (включая здания, сооружения и оборудование) на суше, водной поверхности или стационарном или плавучем морском сооружении, предназначенная полностью или частично для прибытия, отправления и передвижения по этой поверхности воздушных судов;

воздушное судно - любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности;

государственное воздушное судно - воздушное судно, используемое в военной, таможенной или полицейской службе;

беспилотный летательный аппарат - воздушное судно, управляемое либо автоматически с борта воздушного судна, либо дистанционно с пункта управления на земле или с другого воздушного судна, пилотируемого экипажем;

аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал и другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок;

международный аэропорт - любой аэропорт на территории Республики Молдова, который определен Правительством для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляются пограничные, таможенные, связанные со здоровьем населения, фитосанитарные, ветеринарные формальности, а также любые иные подобные процедуры;

авиационный агент - любое, кроме авиационного персонала, физическое или юридическое лицо, сертифицированное для осуществления деятельности в области гражданской авиации;

административный орган по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации - Орган гражданской авиации Республики Молдова;

разрешение эксплуатанта - документ, подтверждающий право эксплуатанта осуществлять специализированную коммерческую деятельность (авиационные работы);

блок воздушного пространства - воздушное пространство определенных в пространстве и времени размеров, в пределах которого предоставляется аэронавигационное обслуживание;

функциональный блок воздушного пространства - основанный на эксплуатационных требованиях и установленный вне зависимости от государственных границ блок воздушного пространства, в пределах которого обеспечение аэронавигационного обслуживания и связанные с ним функции основаны на показателях и оптимизированы с целью укрепления в каждом функциональном блоке воздушного пространства взаимодействия между поставщиками аэронавигационного обслуживания и, в случае необходимости, комплексным поставщиком;

шумовое картографирование - представление данных по определенной зоне о существующей или прогнозируемой шумовой обстановке в зависимости от уровня шума, которое показывает превышение действующих предельных значений, количество страдающих от этого людей в определенной зоне или количество жилищ, подвергающихся воздействию определенных значений уровня шума;

технические требования - нормативно-технический акт, содержащий положения, требования или стандарты, относящиеся к определенной области или отдельному ее элементу, утвержденный административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации;

сертификация - любая форма признания того, что изделие, запасная часть или прибор, организация или лицо соответствует применимым требованиям, в том числе положениям настоящего кодекса и нормам по его применению, а также выдача соответствующего сертификата, подтверждающего такое соответствие;

сертификат - любое утверждение, признание, разрешение, допуск, квалификационная отметка, аттестат или иной документ, выданный в результате сертификации;

сертификат летной годности - документ, удостоверяющий после инспекции, ревизии, ремонта, модификации или монтажа, что воздушное судно или его компоненты отвечают действующим нормам летной годности;

сертификат эксплуатанта - документ, подтверждающий право эксплуатанта выполнять коммерческие воздушные перевозки;

контроль - совокупность действий по проверке выполнения авиационным агентом положений действующих нормативных актов, которые осуществляются полномочными представителями административного органа по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации посредством посещения авиационного агента или приглашения его представителей в административный орган по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации;

координатор - физическое или юридическое лицо, ответственное за выделение слотов и контроль за их использованием в координируемом аэропорту в соответствии с условиями и порядком выделения слотов, утвержденными Правительством;

директива летной годности - обязательное письменное требование, изданное или валидированное административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации для эксплуатантов воздушных судов определенной модели/типа, в котором сообщается о наличии условий, препятствующих поддержанию летной годности воздушного судна, его двигателя, систем, компонентов или иного авиационного оборудования и подлежащих устранению под угрозой потери летной годности;

директива летной безопасности - нормативный акт, изданный административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации для авиационных агентов с целью предотвращения и/или незамедлительного устранения неприемлемого, неизбежного и прямого риска для безопасности полетов или в целях транспонирования применимых норм безопасности;

эксплуатационная директива - нормативный акт, изданный административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации для авиационных агентов, посредством которого осуществляется внедрение правил гражданской авиации и эксплуатационных стандартов или применение норм, связанных с летной эксплуатацией или иной эксплуатационной деятельностью, и/или которым запрещаются, ограничиваются определенные виды полетов или устанавливаются определенные условия, необходимые для обеспечения безопасности полетов;

аэродромное оборудование - любое оборудование, аппараты, вспомогательная аппаратура, программное обеспечение или агрегаты, используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации воздушного судна на аэродроме;

экспертиза - рассмотрение и анализ документов, осуществляемые административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации для определения соответствия применимым формальным и содержательным требованиям;

вертодром - аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и передвижения вертолетов по этой поверхности;

инцидент - любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность его эксплуатации;

аэронавигационная информация - информация, касающаяся вопросов безопасности полетов или относящаяся к аэронавигационным, техническим, административным или юридическим вопросам;

авиационный инспектор - физическое лицо, имеющее определенную квалификацию, подтвержденную соответствующими документами, и уполномоченное административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации для проведения авиационных инспекций;

авиационная инспекция - действия по проверке физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, а также воздушных судов или их компонентов на предмет установления их соответствия национальным и международным требованиям и стандартам в данной области;

внезапная инспекция - инспекция, не предусмотренная годовым планом инспекций, осуществляемая с целью проверки соблюдения установленных законодательством требований;

перронная инспекция - инспектирование воздушного судна, квалификации летного и кабинного экипажей и полетных документов с целью проверки соответствия применимым требованиям;

организация воздушного движения (ATM) - совокупность бортовых и наземных функций (обслуживание воздушного движения, организация воздушного пространства и организация потоков воздушного движения), необходимых для обеспечения безопасного и эффективного движения воздушных судов на всех этапах полета;

организация воздушного движения/аэронавигационное обслуживание - функции по организации воздушного движения, аэронавигационное обслуживание, как они определены в нормативных актах, и обслуживание, состоящее в получении, обработке данных, форматировании и передаче данных в общее воздушное движение для аэронавигации с целью обеспечения безопасности полетов;

максимальная взлетная масса (MTOM) - масса воздушного судна, указанная в сертификате летной годности или ином документе, содержащем соответствующие данные;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

АВИАЦИОННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Сфера применения Статья 2. Цели Статья 3. Суверенитет над воздушным пространством Статья 4. Национальное воздушное пространство Статья 5. Понятия Глава II. Государственное управление в области гражданской авиации Статья 6. Миссия, основные функции и основные полномочия центрального отраслевого органа в области гражданской авиации Статья 7. Миссия, основные функции и основные полномочия административного органа по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации Статья 8. Организация деятельности административного органа по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации Глава III. Деятельность по надзору за безопасностью полетов Статья 9. Общие положения по постоянному надзору Статья 10. Деятельность по постоянному надзору Статья 11. Программа по обеспечению постоянного надзора Статья 12. Несоответствия применимым требованиям Статья 13. Авиационные инспекторы Статья 14. Приостановление сертификатов Статья 15. Отзыв сертификатов Статья 16. Перронные инспекции иностранных воздушных судов. Задержание на земле Статья 17. Передача полномочий по постоянному надзору Статья 18. Освобождения и отступления Глава IV. Существенные требования к летной годности Статья 19. Регистрация воздушных судов Статья 20. Летная годность Глава V. Охрана окружающей среды Статья 21. Охрана окружающей среды Глава VI. Авиационный персонал Статья 22. Авиационный персонал Статья 23. Летный состав Статья 24. Командир гражданского воздушного судна Статья 25. Нелетный авиационный персонал Глава VII. Летная эксплуатация Статья 26. Гражданская авиационная деятельность Статья 27. Коммерческие воздушные перевозки Статья 28. Регулярные рейсы Статья 29. Нерегулярные рейсы Статья 30. Авторизация коммерческих воздушных перевозок Статья 31. Некоммерческая деятельность (авиация общего назначения) Статья 32. Специализированная коммерческая деятельность (авиационные работы) Статья 33. Другие полеты Статья 34. Специальные правила Глава VIII. Аэродромы, аэропорты и вертодромы Статья 35. Сертификация и эксплуатация аэродромов/аэропортов/вертодромов Статья 36. Использование инфраструктуры аэропорта Статья 37. Эксплуатант аэродрома/аэропорта/вертодрома Статья 38. Строительство и реконструкция аэродромов/аэропортов/вертодромов и специальных объектов Статья 39. Расположение строений, сооружений и оборудования в зонах воздушных сервитутов Глава IX. Управление воздушным движением и аэронавигационное обслуживание Статья 40. Управление воздушным движением и аэронавигационное обслуживание Глава X. Управление безопасностью полетов и авиационная безопасность Статья 41. Национальная программа по безопасности полетов Статья 42. Система управления безопасностью полетов Статья 43. Авиационная безопасность Статья 44. Авиационные услуги Статья 45. Поиск и спасание гражданских воздушных судов Статья 46. Общие положения о техническом расследовании авиационных происшествий и инцидентов Статья 47. Ответственность Глава XI. Заключительные и переходные положения Статья 48. Вступление в силу Статья 49. Обязанности Правительства Статья 50. Нормативные акты, утратившие силу Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6

Авиационный кодекс Республики Молдова
от 21 декабря 2017 года №301

О документе

Номер документа:301
Дата принятия: 23/03/2018
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:23/03/2019
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №95-104, 23 марта 2018 года, Ст.189.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 48 настоящий Кодекс вступает в силу в двенадцатимесячный срок со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 23 марта 2019 года.