Недействующая редакция. Принята: 30.04.2012

Недействующая редакция

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

7 мая 2012 года №299

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 апреля 2012 года №200

Об утверждении Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

Согласно статье 7 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Государственную программу реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы (прилагается).

2. Министерству образования Республики Таджикистан принять необходимые меры при разработке проекта бюджета сферы образования с целью внедрения Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы в рамках утвержденных показателей Государственного бюджета на 2013 - 2014 и последующие годы.

3. Министерству образования Республики Таджикистан совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, города Душанбе, городов и районов республиканского подчинения принять действенные меры по реализации данной Программы.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2012года №200

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

1. Введение

На современном этапе развития Республики Таджикистан профессиональная компетентность населения становится одним из важнейших условий устойчивого развития общества, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Значимость эффективного функционирования системы начального и среднего профессионального образования в решении этих задач определяется, прежде всего, существующей квалификационной структурой занятого населения, в которой рабочие составляют около 60 процентов. Анализ последних официальных статданных республики показывает, что численность населения в 2011 году составляло 7,37 млн. человек. Начиная с 2009 года, ежегодно прирост населения составляет 2,1 процента. Если этот прирост будет продолжаться, ожидаемая численность населения в 2020 году будет составлять 9,65 млн. человек. При этом ежегодное занятое население составляет 109 тысяч, а в 2020 году будет составлять 151 000 человек. Численность безработных в 2011 году составляло 54160 человек, в связи с чем возникает необходимость создания новых ученических мест.

Обеспечение различных отраслей национальной экономики квалифицированными специалистами отвечающими требованию рынка труда, возложено на начальный и средний уровень профессионального образования и именно эти уровни могут внести достойный вклад в развитии экономической, социальной и культурной жизни страны.

Принимая во внимание значимость данного уровня образования в развитии страны, Президент Республики Таджикистан Его Превосходительство, уважаемый Эмомали Рахмон в своем очередном Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2011 года отметил: "Начальное профессиональное образование является одним из значимых уровней сферы образования страны, которое обеспечивает национальную экономику квалифицированными специалистами и вносит достойный вклад в развитии экономической, социальной и культурной жизни страны. Следовательно, Министерству образования поручается разработать "Программу реформирования и развития учреждений начального и среднего профессионального образования на 2012 - 2020 годы" и представить Правительству".

Повышение качества, доступность и эффективность начального и среднего профессионального образования, его непрерывность и нововведения, приведут к росту социально - профессиональной деятельности молодежи и их активности, привлечение к различным формам профессиональной подготовки системы начального и среднего профессионального образования станет основным двигателем развития национальной экономики и обеспечением благосостояния граждан.

Экономический рост республики прежде всего, зависит от внедрения современных производственных технологий и подготовки необходимых квалифицированных рабочих кадров. Нехватка рабочих кадров для производственных предприятий станет препятствием для развития производства.

Решение проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов связано с материально - техническим состоянием системы начального и среднего профессионального образования, обеспечением современными производственными технологиями, преподавательскими кадрами и производственными мастерами и тесной связью с работодателями ведущих отраслей экономики страны.

С целью улучшения системы деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, внедрения реформ в сфере образования, с учетом потребностей внутреннего и внешнего рынка труда, спроса на рабочие кадры, появляется необходимость внедрения модульного метода обучения, улучшения материально - технической и учебно-методической базы, повышения профессионального мастерства преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования.

Настоящая Программа разработана именно в этих целях и ее реализация способствует развитию данного уровня образования и специалисты, окончившие эти уровни, внесут свой ощутимый вклад в дальнейшем развитии экономики страны.

2. Список сокращенных терминов

МСО - Международные стандарты образования

НПО - Начальное профессиональное образование

СПО - Среднее профессиональное образование

ПТЛ - Профессионально-технические лицеи

СНГ - Содружество Независимых Государств

ВВП - Внутренний валовой продукт

ПЦКВ - Программы централизованных капитальных вложений

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

3. Порядок реализации Программы

Наименование

Программы:

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан 2012 - 2020 годы

Основание для

разработки

Программы:

Программа разработана согласно поручению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона озвученного в его Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан 24 апреля 2011 года

Разработчик:

Министерство образования Республики Таджикистан

Цель

Программы:

Реформирование сферы начального и среднего профессионального образования на основе приоритетов Национальной Стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, Государственной программы развития образования на 2008 - 2015 годы, Государственной программы экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015"года, повышение потенциала человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности и общества в услугах сферы образования, подготовка профессиональных рабочих кадров, востребованных национальной экономикой Республики Таджикистан

Необходимые

ресурсы и

источники

Средства республиканского и местного бюджетов, инвестиции и специальные средства учреждений образования

Задача

Программы:

Для достижения поставленных целей должны быть Программы: решены следующие вопросы:

- предоставление гражданам профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- улучшение материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

- повышение эффективности управления учреждений начального и среднего профессионального образования;

- совершенствование методического обеспечения учебного процесса;

- повышение профессионального уровня руководящего состава и инженерно-педагогического состава учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание условий для эффективного партнерства учреждений образования и работодателей в подготовке специалистов;

- обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития;

- обновление направлений системы начального и среднего профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с международными стандартами образования;

- повышение качества подготовки квалифицированных и конкурентоспособных рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства;

- создание национальной системы оценки качества начального и среднего профессионального образования;

- формирование единой информационной среды начального и среднего профессионального образования;

- совершенствование учебных, научно-методических материалов и для учреждений начального и среднего профессионального образования;

- интеграция образования, науки и производства;

- разработка механизмов привлечения дополнительных экономических ресурсов для учреждений начального и среднего профессионального образования;

Сроки

реализации

Программы:

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования на 2012 - 2020 годы будет реализовываться в два этапа:

- 1 этап: 2012 - 2016 годы;

- 2 этап: 2017 - 2020 годы;

4. Анализ современного состояния сферы начального профессионального образования Республики Таджикистан

В республике функционирует 67 учреждений начального профессионального образования, в которых обучаются 22,3 тысяч учащихся, что по сравнению с 1991 годом меньше на 16 учреждений и на 19545 учащихся. Причиной уменьшения является то что, часть сооружений этих учреждений были переданы другим государственным структурам, а некоторые другие в связи с несоответствием материально-технической базы и кадрового потенциала были ликвидированы. В настоящее время количество существующих учреждений не достаточно, чтобы привлечь население к обучению рабочих специальностей. В большинстве стран мира от 18 до 25 процентов выпускников общеобразовательных учреждений привлекаются к обучению рабочим специальностям. В Республике Таджикистан этот показатель составляет всего 5 процентов.

Профессионально-технические училища и профессиональные лицеи осуществляют профессиональную подготовку выпускников общих средних или общеобразовательных учреждений. Обучение в учреждениях начального профессионального образования бесплатное т.е. за счет государственного бюджета, а также платная на договорной основе. Учащиеся обеспечиваются одноразовым бесплатным питанием, учащиеся специальных учреждений начального профессионального образования и дети сироты трехразовым питанием и одеждой. В учреждениях начального профессионального образования обучение ведется по профессиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. С учетом требований рынка труда также ведется переподготовка по другим профессиям и специальностям.

Финансирование учреждений начального профессионального образования за последние 5 лет выглядит следующим образом:

+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|     Показатели      |2005г.|2006г.|2007г.|2008г.|2009г.|2010 |2011 |
|                     |Факт  |Факт  |Факт  |Факт  |Факт  |план |план |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Количество учреждении|71    |71    |68    |68    |66    |66   |65   |
|начального профессио-|      |      |      |      |      |     |     |
|нального образования |      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Количество учащихся  |25,0  |23,5  |20,9  |21,2  |22,6  |22,2 |22,3 |
|(в тыс. чел.)        |      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Количество учителей  |      |967   |1221  |1225  |1400  |1210 |1210 |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Количество мастеров  |      |1308  |1369  |1369  |1300  |1077 |1077 |
|произв. обучения     |      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Текущие государствен-|7,08  |9,31  |10,74 |12,70 |17,90 |17,96|25,4 |
|ные расходы на на-   |      |      |      |      |      |     |     |
|чальное и средн. про-|      |      |      |      |      |     |     |
|фессиональное образо-|      |      |      |      |      |     |     |
|вание (в млн. сомони)|      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Текущие государствен-|0.10  |0.10  |0.08  |0.09  |0.09  |0.073|0.09 |
|ные расходы на на-   |      |      |      |      |      |     |     |
|чальное профессио-   |      |      |      |      |      |     |     |
|нальное образование, |      |      |      |      |      |     |     |
|в проц. к ВВП        |      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Доля текущих расходов|0.54  |0.57  |0.46  |0.41  |0.29  |0.27 |0.27 |
|на начальное профес- |      |      |      |      |      |     |     |
|сиональное образова- |      |      |      |      |      |     |     |
|ние в госбюджете в   |      |      |      |      |      |     |     |
|процентах            |      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+
|Доля текущих расходов|2.89  |2.95  |2.38  |2.15  |2.27  |2.0  |1.9  |
|на начальное и сред- |      |      |      |      |      |     |     |
|нее проф. образование|      |      |      |      |      |     |     |
|в общем бюджете сферы|      |      |      |      |      |     |     |
|образования в процен-|      |      |      |      |      |     |     |
|тах                  |      |      |      |      |      |     |     |
+---------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+

Соотношение количества учеников к преподавательскому составу и мастеров производственного обучения составляет 10 к 1.

В учреждениях начального профессионального образования работают 1210 преподавателей и 1077 мастеров производственного обучения, что по сравнению с 2000 годом больше на 89 преподавателей и меньше на 29 мастеров производственного обучения.

В настоящее время проблемами этой ступени образования являются нехватка мастеров производственного обучения, низкий уровень квалификации преподавателей, несоответствие специальностей требованиям рынка труда нехватка учебно-методической литературы.

Взаимодействие работодателей и других социальных партнеров в подготовке специалистов технического и обслуживающего персонала не существует. Нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовке кадров.

В связи с этим необходимо пересмотреть, содержание начального профессионального образования и организацию образовательного процесса с учетом повышения их экономической эффективности, обеспечения гибкости и максимального приближения к качественным потребностям рынка труда и экономических возможностей страны.

Одно из основных проблем в данной сфере заключается в том, что рынок труда в настоящее время страдает от дисбаланса между спросом и предложением. Основной причиной того, почему вакансии не заполняются, является то, что квалификации рабочих не соответствуют тому, что написано в их дипломах сертификатах об образовании. Отсутствие у работодателя доверия к качеству образования у молодых специалистов является результатом того, что работодатели не вовлечены в процесс определения стандартов для профессионального образования, а также то, что они не участвуют в организации практического обучения молодых специалистов. Другими словами система профессионального образования не привязана к потребностям работодателей.

Анализ материально-технической базы учреждений начального профессионального образования показал высокий процент изношенности техники и оборудований, практически отсутствия современных средств обучения.

На данном этапе, эти учреждения оборудованы 710 компьютерами, 551 автомобилем, 328 тракторами, 112 станками по обработке древесины, 251 станками по обработке металлов и 840 разной вспомогательной учебной техникой. Также, этим учреждениям с целью ведения учебно-производственной деятельности выделены 810,7гектаров орошаемой земли, 88,43гектаров неполивной земли, 369гектаров непахотной земли, 733,9гектаров пахотной земли.

Так, сельскохозяйственная техника, используемая в учебно-производственном процессе сельских профессиональных училищ, произведена еще в 70-80-е годы. В обветшавшем, но технически исправном состоянии в настоящее время находится 20 процентов колесных тракторов (из 328 тракторов 65 тракторов находятся в рабочем состоянии) 9 процентов грузовых автомобилей, (из 551 автомобилей 49 грузовых автомобилей находятся в рабочем состоянии) и всего 2 процента комбайнов находятся в рабочем состоянии.

Остальная техника не только устарела, но и не соответствует требованиям современным техническим нормам.

Учреждения начального профессионального образования не располагают ни одной единицей навесного сельскохозяйственного оборудования, выпущенного позднее 1982 года. На данных образцах техники невозможно формировать профессионально компетентных рабочих кадров (служащих), необходимых для современного сельскохозяйственного производства.

С целью укрепления материально-технической базы, кадрового потенциала и повышения уровня знаний учащихся учреждений начального профессионального образования республики развивается сотрудничество с международными организациями. На основании двусторонних соглашений с такими организациями сфера начального профессионального образования страны достигла некоторых успехов.

5. Анализ современного состояния сферы среднего профессионального образования Республики Таджикистан

В настоящее время также в республике функционируют 49 средних профессиональных учебных заведений, в том числе (27 колледжей, 3 техникума, 19 училищ) реализующих для народного хозяйства республики по шести направлениям (медицинское, инженерно-педагогическое, аграрное, культурное и экономическое). Численность студентов в этой ступени образования составляет 41003 человек, образовательный процесс обеспечивают около 3,7 тыс. штатных и почасовых преподавателей. По сравнению с 1991 годом учебные заведения среднего профессионального образования увеличились на 10 единиц, а количество студентов уменьшилось на 3169.

Если в 1991-1992 учебном году прием студентов в учреждениях среднего профессионального образования составлял 14,9 тысяч, выпуск 13,7 тысяч, а общее количество студентов составляло 40,7 тысяч человек, то в 2010-2011 учебном году прием студентов составил 12,5 тысяч, выпуск - 9,4 тысяч, а общее количество студентов 37,5 тысяч человек. Начиная с 1995 года, увеличивается количество образовательных учреждений, студентов, а также их прием и выпуск.

Финансирование среднего профессионального образования

+--------------------+------+------+------+------+------+------+------
|Показатели          |2005г.|2006г.|2007г.|2008г.|2009г.|2010  |2011 |
|                    |Факт  |Факт  |Факт  |Факт  |факт  |оценка|план |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Число средних про-  |54    |48    |49    |50    |53    |50    |49   |
|фессиональных обра- |      |      |      |      |      |      |     |
|зовательных учрежде-|      |      |      |      |      |      |     |
|ний                 |      |      |      |      |      |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Количество студентов|31,8  |32,4  |34    |34,3  |36,6  |37,0  |37.6 |
|(в тыс. чел.)       |      |      |      |      |      |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Приём               |11,5  |10,8  |10,8  |10,5  |12,5  |12,9  |13.8 |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Выпуск              |8     |7,5   |7,8   |8,9   |9,4   |10,6  |10,9 |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Текущие государст-  |7,52  |11,28 |12,00 |14,50 |21,20 |25,0  |26,4 |
|венные расходы на   |      |      |      |      |      |      |     |
|среднее профессио-  |      |      |      |      |      |      |     |
|нальное образование |      |      |      |      |      |      |     |
|(в млн. сомони)     |      |      |      |      |      |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Текущие государст-  |0,10  |0,12  |0,09  |0,10  |0,10  |0,1   |0,09 |
|венные расходы на   |      |      |      |      |      |      |     |
|среднее профессио-  |      |      |      |      |      |      |     |
|нальное образование,|      |      |      |      |      |      |     |
|в проц. к ВВП       |      |      |      |      |      |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Доля текущих расхо- |0,57  |0,70  |0,52  |0,46  |0,35  |0,37  |0,38 |
|дов на среднее про- |      |      |      |      |      |      |     |
|фессиональное обра- |      |      |      |      |      |      |     |
|зование в гос. бюд- |      |      |      |      |      |      |     |
|жете в проц.        |      |      |      |      |      |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|Доля текущих расхо- |3,06  |3,58  |2,66  |2,45  |2,69  |2,74  |1,93 |
|дов на среднее про- |      |      |      |      |      |      |     |
|фессиональное обра- |      |      |      |      |      |      |     |
|зование в общем     |      |      |      |      |      |      |     |
|бюджете сектора об- |      |      |      |      |      |      |     |
|разования в проц.   |      |      |      |      |      |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+
|ПЦКВ                |      |      |0,60  |26,00 |35,50 |      |     |
+--------------------+------+------+------+------+------+------+-----+

Доля расходов на среднее профессиональное образование в 2011 году составило 1,93% от общих расходов на образование. В течение 5 лет финансирование данных учреждений увеличилось 3,5 раза.

В настоящее время в учреждениях среднего специального образования в среднем на каждою студента выделяется сумма в размере 700 сомони, что превышает в три раза ассигнования в 1991-1992 гг. Это результат реализации Указов Президента Республики Таджикистан №1716 от 20 марта 2006 года "О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников госучреждений и бюджетных организаций, повышению пенсий для пенсионеров и стипендии для студентов", а также №480 от 20 июня 2008 года "О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников госучреждений и бюджетных организаций, повышению пенсий и стипендии для студентов)", "О мерах по усилению уровня; социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников социального обеспечения (№671 от 20июня 2009 года), связанных с учреждениями начального и среднего специального образования.

Из числа мер по подготовке квалифицированных рабочих кадров по специальным отраслям профессионального и производственного обучения является обеспечение учебного процесса специалистами с высшим профессиональным образованием. Анализ статистики показывает, что профессиональный уровень кадрового потенциала учреждений среднего профессионального образования не соответствует поставленным задачам. Материально-техническая база большинства учреждений среднего профессионального образования, которая находилась в плачевном состоянии еще в 90-ые годы, полностью непригодна к использованию. В настоящее время учреждения среднего профессионального образования нуждаются в 10000 стульев и столов для студентов и преподавателей, 1000 столов и стульев для спортивных залов, 500 штук школьных досок, 100 электронных досок, 980 компьютеров, 400 принтеров, 100 сканеров, 1000 книжных шкафов, 1000 шкафов для одежды, 100 шкафов для предметных кабинетов, 200 шкафов для кабинетов руководства и учителей, 1000 стульев для студенческих столовых, 49 лингафонных классов, 60 тракторов и автомобилей, 60 видов столярных и слесарных оборудований, более 40 видов вспомогательных технических средств, 50 видов музыкальных инструментов, 40 наименований различных медицинских оборудований, и другого оборудования и наглядных пособий для кабинетов и лабораторий. В последние годы не было выделено средств для приобретения нового оборудования. Большинство зданий учреждений средней профессионального образования нуждаются в капитальном ремонте и переоборудовании. Например, учебное здание Технического колледжа имени Мухаммада Осими находится в аварийном состоянии. Ощущается нехватка классов и учебного оборудования для проведения лабораторных и практических занятий по существующим специальностям. В связи с нехваткой учебных аудиторий в данном учреждении занятия проводятся в две смены.

Другой проблемой данной ступени образования является обеспечение общежитием студентов из отдаленных районов. Из 49 учреждений среднего профессионального образования лишь.32 (65 процентов) имеют общежития из 41503 студентов, охваченных этими учреждениями, лишь 3703 (9,2 процентов) студента обеспечены Общежитием.

Вместе с тем, следует отметить, что из 84 единиц учебной техники (автомобили и тракторы), имеющейся в распоряжении 10 учреждений технического и технологического среднего профессионального образования, выпущены до 1985 года и только 21 (25 процентов) из них находятся в рабочем состоянии, которые в настоящее время также по причине выпуска новых современных моделей на производстве почти не используются. Поэтому существующая техника не отвечает требованиям учебных программ, составленных на основе новой технологии и специалисты, обученные на основе этой техники, не востребованы на внутреннем и внешнем рынке.

Особенно техника и технология, используемая Индустриально-педагогическим колледжем города Душанбе, выпускающий учебно-производственных мастеров для учреждений начального профессионального образования республики, находятся в критическом положении: из 21 существующей учебной техники только 3 находятся в рабочем состоянии, и те не отвечают требованиям действующих учебных программ. Мастерские и лаборатории данного учебного заведения также не обеспечены современной технологией.

На современном этапе в системе образования Республики Таджикистан в деле обеспечения качества: образования важную роль играет внедрение информационной и коммуникационной технологии в учебном и воспитательном процессе.

По данным статистики в 2011 - 2012 учебном году учреждения среднего профессионального образования республики обеспечены 980 компьютерами, из которых 180 компьютеров подключены к Интернету.

Наряду с этим следует отметить, что данное количество компьютеров на 43 студента приходится 1 компьютер, что крайне недостаточно для усвоения современной технологии студентами.

С 2009 года по настоящее время введён мониторинг трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования. Это позволит выявить не только уязвимую группу выпускников, не умеющую самостоятельно найти себе работу, но и принять меры по временному трудоустройству таких выпускников.

Современное состояние и тенденции развития системы начального и среднего профессионального образования дает возможность определить следующие проблемы данной сферы образования:

- система среднего профессионального образования по своей структуре и уровню профессиональной подготовки выпускников может полностью не отвечать экономическим потребностям республики;

- в городах, районах и областях республики не создана эффективная система по формированию заказов, а также система точного прогнозирования спроса на подготовку кадров со средним профессиональным образованием;

- состояние материально-технического обеспечения и финансирования системы среднего профессионального образования не отвечает реальным требованиям;

- в системе среднего профессионального образования слабо ощутимы партнерские отношения между учебными заведениями и работодателями;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.