Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

7 мая 2012 года №299

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 апреля 2012 года №200

Об утверждении Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

(В редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)

Согласно статье 7 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Государственную программу реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы (прилагается).

2. Министерству образования и науки Республики Таджикистан принять необходимые меры при разработке проекта бюджета сферы образования с целью внедрения Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы в рамках утвержденных показателей Государственного бюджета на 2013 - 2014 и последующие годы.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)

3. Министерству образования и науки Республики Таджикистан совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, города Душанбе, городов и районов республиканского подчинения принять действенные меры по реализации данной Программы.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2012года №200

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

1. Введение

На современном этапе развития Республики Таджикистан профессиональная компетентность населения становится одним из важнейших условий устойчивого развития общества, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Значимость эффективного функционирования системы начального и среднего профессионального образования в решении этих задач определяется, прежде всего, существующей квалификационной структурой занятого населения, в которой рабочие составляют около 60 процентов. Анализ последних официальных статданных республики показывает, что численность населения в 2011 году составляло 7,37 млн. человек. Начиная с 2009 года, ежегодно прирост населения составляет 2,1 процента. Если этот прирост будет продолжаться, ожидаемая численность населения в 2020 году будет составлять 9,65 млн. человек. При этом ежегодное занятое население составляет 109 тысяч, а в 2020 году будет составлять 151 000 человек. Численность безработных в 2011 году составляло 54160 человек, в связи с чем возникает необходимость создания новых ученических мест.

Обеспечение различных отраслей национальной экономики квалифицированными специалистами отвечающими требованию рынка труда, возложено на начальный и средний уровень профессионального образования и именно эти уровни могут внести достойный вклад в развитии экономической, социальной и культурной жизни страны.

Принимая во внимание значимость данного уровня образования в развитии страны, Президент Республики Таджикистан Его Превосходительство, уважаемый Эмомали Рахмон в своем очередном Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2011 года отметил: "Начальное профессиональное образование является одним из значимых уровней сферы образования страны, которое обеспечивает национальную экономику квалифицированными специалистами и вносит достойный вклад в развитии экономической, социальной и культурной жизни страны. Следовательно, Министерство образования и науки поручается разработать "Программу реформирования и развития учреждений начального и среднего профессионального образования на 2012 - 2020 годы" и представить Правительству".

Повышение качества, доступность и эффективность начального и среднего профессионального образования, его непрерывность и нововведения, приведут к росту социально - профессиональной деятельности молодежи и их активности, привлечение к различным формам профессиональной подготовки системы начального и среднего профессионального образования станет основным двигателем развития национальной экономики и обеспечением благосостояния граждан.

Экономический рост республики прежде всего, зависит от внедрения современных производственных технологий и подготовки необходимых квалифицированных рабочих кадров. Нехватка рабочих кадров для производственных предприятий станет препятствием для развития производства.

Решение проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов связано с материально - техническим состоянием системы начального и среднего профессионального образования, обеспечением современными производственными технологиями, преподавательскими кадрами и производственными мастерами и тесной связью с работодателями ведущих отраслей экономики страны.

С целью улучшения системы деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, внедрения реформ в сфере образования, с учетом потребностей внутреннего и внешнего рынка труда, спроса на рабочие кадры, появляется необходимость внедрения модульного метода обучения, улучшения материально - технической и учебно-методической базы, повышения профессионального мастерства преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования.

Настоящая Программа разработана именно в этих целях и ее реализация способствует развитию данного уровня образования и специалисты, окончившие эти уровни, внесут свой ощутимый вклад в дальнейшем развитии экономики страны.

(В раздел 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г.  №66)
(см. предыдущую редакцию)

2. Список сокращенных терминов

МСО - Международные стандарты образования

НПО - Начальное профессиональное образование

СПО - Среднее профессиональное образование

ПТЛ - Профессионально-технические лицеи

СНГ - Содружество Независимых Государств

ВВП - Внутренний валовой продукт

ПЦКВ - Программы централизованных капитальных вложений

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

3. Порядок реализации Программы

Наименование

Программы:

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан 2012 - 2020 годы

Основание для

разработки

Программы:

Программа разработана согласно поручению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона озвученного в его Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан 24 апреля 2011 года

Разработчик:

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

Цель

Программы:

Реформирование сферы начального и среднего профессионального образования на основе приоритетов Национальной Стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, Государственной программы развития образования на 2008 - 2015 годы, Государственной программы экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015"года, повышение потенциала человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности и общества в услугах сферы образования, подготовка профессиональных рабочих кадров, востребованных национальной экономикой Республики Таджикистан

Необходимые

ресурсы и

источники

Средства республиканского и местного бюджетов, инвестиции и специальные средства учреждений образования

Задача

Программы:

Для достижения поставленных целей должны быть Программы: решены следующие вопросы:

- предоставление гражданам профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- улучшение материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

- повышение эффективности управления учреждений начального и среднего профессионального образования;

- совершенствование методического обеспечения учебного процесса;

- повышение профессионального уровня руководящего состава и инженерно-педагогического состава учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание условий для эффективного партнерства учреждений образования и работодателей в подготовке специалистов;

- обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития;

- обновление направлений системы начального и среднего профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с международными стандартами образования;

- повышение качества подготовки квалифицированных и конкурентоспособных рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства;

- создание национальной системы оценки качества начального и среднего профессионального образования;

- формирование единой информационной среды начального и среднего профессионального образования;

- совершенствование учебных, научно-методических материалов и для учреждений начального и среднего профессионального образования;

- интеграция образования, науки и производства;

- разработка механизмов привлечения дополнительных экономических ресурсов для учреждений начального и среднего профессионального образования;

Сроки

реализации

Программы:

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования на 2012 - 2020 годы будет реализовываться в два этапа:

- 1 этап: 2012 - 2016 годы;

- 2 этап: 2017 - 2020 годы;

(В раздел 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г.  №66)
(см. предыдущую редакцию)

4. Анализ современного состояния сферы начального профессионального образования Республики Таджикистан

В республике функционирует 67 учреждений начального профессионального образования, в которых обучаются 22,3 тысяч учащихся, что по сравнению с 1991 годом меньше на 16 учреждений и на 19545 учащихся. Причиной уменьшения является то что, часть сооружений этих учреждений были переданы другим государственным структурам, а некоторые другие в связи с несоответствием материально-технической базы и кадрового потенциала были ликвидированы. В настоящее время количество существующих учреждений не достаточно, чтобы привлечь население к обучению рабочих специальностей. В большинстве стран мира от 18 до 25 процентов выпускников общеобразовательных учреждений привлекаются к обучению рабочим специальностям. В Республике Таджикистан этот показатель составляет всего 5 процентов.

Профессионально-технические училища и профессиональные лицеи осуществляют профессиональную подготовку выпускников общих средних или общеобразовательных учреждений. Обучение в учреждениях начального профессионального образования бесплатное т.е. за счет государственного бюджета, а также платная на договорной основе. Учащиеся обеспечиваются одноразовым бесплатным питанием, учащиеся специальных учреждений начального профессионального образования и дети сироты трехразовым питанием и одеждой. В учреждениях начального профессионального образования обучение ведется по профессиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. С учетом требований рынка труда также ведется переподготовка по другим профессиям и специальностям.

Финансирование учреждений начального профессионального образования за последние 5 лет выглядит следующим образом:

См. Таблицу

Соотношение количества учеников к преподавательскому составу и мастеров производственного обучения составляет 10 к 1.

В учреждениях начального профессионального образования работают 1210 преподавателей и 1077 мастеров производственного обучения, что по сравнению с 2000 годом больше на 89 преподавателей и меньше на 29 мастеров производственного обучения.

В настоящее время проблемами этой ступени образования являются нехватка мастеров производственного обучения, низкий уровень квалификации преподавателей, несоответствие специальностей требованиям рынка труда нехватка учебно-методической литературы.

Взаимодействие работодателей и других социальных партнеров в подготовке специалистов технического и обслуживающего персонала не существует. Нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовке кадров.

В связи с этим необходимо пересмотреть, содержание начального профессионального образования и организацию образовательного процесса с учетом повышения их экономической эффективности, обеспечения гибкости и максимального приближения к качественным потребностям рынка труда и экономических возможностей страны.

Одно из основных проблем в данной сфере заключается в том, что рынок труда в настоящее время страдает от дисбаланса между спросом и предложением. Основной причиной того, почему вакансии не заполняются, является то, что квалификации рабочих не соответствуют тому, что написано в их дипломах сертификатах об образовании. Отсутствие у работодателя доверия к качеству образования у молодых специалистов является результатом того, что работодатели не вовлечены в процесс определения стандартов для профессионального образования, а также то, что они не участвуют в организации практического обучения молодых специалистов. Другими словами система профессионального образования не привязана к потребностям работодателей.

Анализ материально-технической базы учреждений начального профессионального образования показал высокий процент изношенности техники и оборудований, практически отсутствия современных средств обучения.

На данном этапе, эти учреждения оборудованы 710 компьютерами, 551 автомобилем, 328 тракторами, 112 станками по обработке древесины, 251 станками по обработке металлов и 840 разной вспомогательной учебной техникой. Также, этим учреждениям с целью ведения учебно-производственной деятельности выделены 810,7гектаров орошаемой земли, 88,43гектаров неполивной земли, 369гектаров непахотной земли, 733,9гектаров пахотной земли.

Так, сельскохозяйственная техника, используемая в учебно-производственном процессе сельских профессиональных училищ, произведена еще в 70-80-е годы. В обветшавшем, но технически исправном состоянии в настоящее время находится 20 процентов колесных тракторов (из 328 тракторов 65 тракторов находятся в рабочем состоянии) 9 процентов грузовых автомобилей, (из 551 автомобилей 49 грузовых автомобилей находятся в рабочем состоянии) и всего 2 процента комбайнов находятся в рабочем состоянии.

Остальная техника не только устарела, но и не соответствует требованиям современным техническим нормам.

Учреждения начального профессионального образования не располагают ни одной единицей навесного сельскохозяйственного оборудования, выпущенного позднее 1982 года. На данных образцах техники невозможно формировать профессионально компетентных рабочих кадров (служащих), необходимых для современного сельскохозяйственного производства.

С целью укрепления материально-технической базы, кадрового потенциала и повышения уровня знаний учащихся учреждений начального профессионального образования республики развивается сотрудничество с международными организациями. На основании двусторонних соглашений с такими организациями сфера начального профессионального образования страны достигла некоторых успехов.

5. Анализ современного состояния сферы среднего профессионального образования Республики Таджикистан

В настоящее время также в республике функционируют 49 средних профессиональных учебных заведений, в том числе (27 колледжей, 3 техникума, 19 училищ) реализующих для народного хозяйства республики по шести направлениям (медицинское, инженерно-педагогическое, аграрное, культурное и экономическое). Численность студентов в этой ступени образования составляет 41003 человек, образовательный процесс обеспечивают около 3,7 тыс. штатных и почасовых преподавателей. По сравнению с 1991 годом учебные заведения среднего профессионального образования увеличились на 10 единиц, а количество студентов уменьшилось на 3169.

Если в 1991-1992 учебном году прием студентов в учреждениях среднего профессионального образования составлял 14,9 тысяч, выпуск 13,7 тысяч, а общее количество студентов составляло 40,7 тысяч человек, то в 2010-2011 учебном году прием студентов составил 12,5 тысяч, выпуск - 9,4 тысяч, а общее количество студентов 37,5 тысяч человек. Начиная с 1995 года, увеличивается количество образовательных учреждений, студентов, а также их прием и выпуск.

Финансирование среднего профессионального образования

См. Таблицу

Доля расходов на среднее профессиональное образование в 2011 году составило 1,93% от общих расходов на образование. В течение 5 лет финансирование данных учреждений увеличилось 3,5 раза.

В настоящее время в учреждениях среднего специального образования в среднем на каждою студента выделяется сумма в размере 700 сомони, что превышает в три раза ассигнования в 1991-1992 гг. Это результат реализации Указов Президента Республики Таджикистан №1716 от 20 марта 2006 года "О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников госучреждений и бюджетных организаций, повышению пенсий для пенсионеров и стипендии для студентов", а также №480 от 20 июня 2008 года "О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников госучреждений и бюджетных организаций, повышению пенсий и стипендии для студентов)", "О мерах по усилению уровня; социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников социального обеспечения (№671 от 20июня 2009 года), связанных с учреждениями начального и среднего специального образования.

Из числа мер по подготовке квалифицированных рабочих кадров по специальным отраслям профессионального и производственного обучения является обеспечение учебного процесса специалистами с высшим профессиональным образованием. Анализ статистики показывает, что профессиональный уровень кадрового потенциала учреждений среднего профессионального образования не соответствует поставленным задачам. Материально-техническая база большинства учреждений среднего профессионального образования, которая находилась в плачевном состоянии еще в 90-ые годы, полностью непригодна к использованию. В настоящее время учреждения среднего профессионального образования нуждаются в 10000 стульев и столов для студентов и преподавателей, 1000 столов и стульев для спортивных залов, 500 штук школьных досок, 100 электронных досок, 980 компьютеров, 400 принтеров, 100 сканеров, 1000 книжных шкафов, 1000 шкафов для одежды, 100 шкафов для предметных кабинетов, 200 шкафов для кабинетов руководства и учителей, 1000 стульев для студенческих столовых, 49 лингафонных классов, 60 тракторов и автомобилей, 60 видов столярных и слесарных оборудований, более 40 видов вспомогательных технических средств, 50 видов музыкальных инструментов, 40 наименований различных медицинских оборудований, и другого оборудования и наглядных пособий для кабинетов и лабораторий. В последние годы не было выделено средств для приобретения нового оборудования. Большинство зданий учреждений средней профессионального образования нуждаются в капитальном ремонте и переоборудовании. Например, учебное здание Технического колледжа имени Мухаммада Осими находится в аварийном состоянии. Ощущается нехватка классов и учебного оборудования для проведения лабораторных и практических занятий по существующим специальностям. В связи с нехваткой учебных аудиторий в данном учреждении занятия проводятся в две смены.

Другой проблемой данной ступени образования является обеспечение общежитием студентов из отдаленных районов. Из 49 учреждений среднего профессионального образования лишь.32 (65 процентов) имеют общежития из 41503 студентов, охваченных этими учреждениями, лишь 3703 (9,2 процентов) студента обеспечены Общежитием.

Вместе с тем, следует отметить, что из 84 единиц учебной техники (автомобили и тракторы), имеющейся в распоряжении 10 учреждений технического и технологического среднего профессионального образования, выпущены до 1985 года и только 21 (25 процентов) из них находятся в рабочем состоянии, которые в настоящее время также по причине выпуска новых современных моделей на производстве почти не используются. Поэтому существующая техника не отвечает требованиям учебных программ, составленных на основе новой технологии и специалисты, обученные на основе этой техники, не востребованы на внутреннем и внешнем рынке.

Особенно техника и технология, используемая Индустриально-педагогическим колледжем города Душанбе, выпускающий учебно-производственных мастеров для учреждений начального профессионального образования республики, находятся в критическом положении: из 21 существующей учебной техники только 3 находятся в рабочем состоянии, и те не отвечают требованиям действующих учебных программ. Мастерские и лаборатории данного учебного заведения также не обеспечены современной технологией.

На современном этапе в системе образования Республики Таджикистан в деле обеспечения качества: образования важную роль играет внедрение информационной и коммуникационной технологии в учебном и воспитательном процессе.

По данным статистики в 2011 - 2012 учебном году учреждения среднего профессионального образования республики обеспечены 980 компьютерами, из которых 180 компьютеров подключены к Интернету.

Наряду с этим следует отметить, что данное количество компьютеров на 43 студента приходится 1 компьютер, что крайне недостаточно для усвоения современной технологии студентами.

С 2009 года по настоящее время введён мониторинг трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования. Это позволит выявить не только уязвимую группу выпускников, не умеющую самостоятельно найти себе работу, но и принять меры по временному трудоустройству таких выпускников.

Современное состояние и тенденции развития системы начального и среднего профессионального образования дает возможность определить следующие проблемы данной сферы образования:

- система среднего профессионального образования по своей структуре и уровню профессиональной подготовки выпускников может полностью не отвечать экономическим потребностям республики;

- в городах, районах и областях республики не создана эффективная система по формированию заказов, а также система точного прогнозирования спроса на подготовку кадров со средним профессиональным образованием;

- состояние материально-технического обеспечения и финансирования системы среднего профессионального образования не отвечает реальным требованиям;

- в системе среднего профессионального образования слабо ощутимы партнерские отношения между учебными заведениями и работодателями;

- учебные учреждения практически не несут ответственность за конечный результат своей учебной деятельности (по трудоустройству, закреплению выпускников за предприятиями).

Все вышеупомянутые проблемы определяют выбор сфер реализации Программы и перечня программных мероприятий.

6. Основные цели из задачи программы

Основной целью Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования является удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании посредством формирования механизмов регулирования в сфере профессионального образования, обновления структуры и содержания обучения, совершенствования и внедрения в практику учебных программ, формирования системы непрерывного обучения, эффективного использования материально-технических ресурсов, создания и укрепления механизма улучшенной и рациональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и переобучения взрослых в соответствии со структурой и содержанием требований рынка труда.

Для достижения этих целей необходимо, чтобы были выполнены следующие стратегические задачи:

- укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

- повышение эффективности управления учреждениями начального и среднего профессионального образования;

- удовлетворение потребностей граждан в профессиональном образовании в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- создание условий для повышения качества профессиональной подготовки выпускников;

- повышение профессионального уровня руководителей и специализированных сотрудников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального обучения;

- создание условий для плодотворного сотрудничества образовательных учреждений и работодателей в подготовке специалистов;

- обновление направлений начального и среднего профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с требованиями международных стандартов образования (МСО)

- формирование обучения профессиональных дисциплин в структуре начального и среднего профессионального образования и дифференцированного обучения общеобразовательных предметов, отказ от одновременного усвоения образовательных стандартов начального профессионального образования и стандартов обязательного (полного) среднего образования;

- приведение в соответствие сети учреждений начального и среднего профессионального образования с обновлённой материально-технической базой и создание ресурсных центров;

- развитие инфраструктуры учебно-производственной деятельности;

- создание условий для использования баз организаций всех форм собственности для практического обучения учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

- повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей народного хозяйства;

- создание национальной системы мониторинга качества начального и среднего профессионального образования;

- совершенствование учебных и учебно-методических материалов для учреждений начального и среднего профессионального обучения;

- организация образования и интеграции науки и производства;

- создание благоприятных условий для инвесторов;

- обеспечение правовой поддержки развития многоступенчатых учреждений начального и среднего профессионального образования, а также новых видов образовательных учреждений, в которых обеспечивается выполнение образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обучение учащихся профессиональным технологиям и переподготовка взрослого населения;

- разработка, утверждение и внедрение новых моделей финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе на основании многосторонних договоров учредителей;

- развитие наравне с бюджетным финансированием многостороннего финансирования, в том числе в форме партнёрства в создании учреждений начального и среднего профессионального образования;

- направление государственных ресурсов, предназначенных для переподготовки безработного населения по рабочим специальностям, в учреждения начального и среднего профессионального образования;

- увеличение плана приёма и количества студентов в учреждениях среднего профессионального медицинского образования в рамках "Программы подготовки медицинских кадров на 2010 - 2020 годы";

- развитие частных средних специальных профессиональных образовательных учреждений;

- улучшение доступности среднего профессионального образования путём увеличения количества учебных заведений, в особенности в сельской местности и районах, недостаточно обеспеченных соответствующими специалистами;

- введение новых специальностей и организация процесса обучения этим специальностям в учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями отрасли сельского хозяйства;

- планомерная организация непрерывного процесса обучения сотрудников среднего профессионального звена по соответствующим специальностям;

- обновление учебных программ средних профессиональных медицинских специальностей, с учётом повышения качества профессиональной подготовки и увеличения количества часов по специальным дисциплинам.

Выполнение указанных задач даёт возможность для восстановления соотношения между структурой и объёмом подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с требованиями рынка труда, а также соответствия уровня квалификации инженерно-педагогического состава учреждений начального и среднего профессионального образования уровню современной техники и технологий, привлечения работодателей к активному сотрудничеству с учреждениями начального и среднего профессионального образования в процессе подготовки кадров.

7. Этапы реализации Программы

Реструктуризация в структуре и содержании начального и среднего профессионального образования - это комплекс мер, направленных на обеспечение граждан качественным образованием рабочих и сервисных1 специальностей, способствующих удовлетворению потребностей государства в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием. Настоящая Программа реализуется в два этапа:

- первый этап - 2012 - 2016 годы (приложения 1, 2, 3, 5, 7, охватывающие 2012 - 2016 годы);

- второй этап - 2017 - 2020 (приложения 1, 2, 3, 5, 7, охватывающие 2016 - 2020 годы и Приложения 4 и 8).

Первый этап

На первом этапе в 2012 - 2016 годах будут происходить поэтапные преобразования в структуре и содержании начального и среднего профессионального образования и будут предприняты меры по приведению их в соответствие с мировыми стандартами образования. Для достижения поставленных целей и задач в сфере упомянутых ступеней образования будут реализованы следующие меры:

- преобразования начального и среднего профессионального образования будут осуществлены" на основе развития современной техники и технологии и других отраслей народного хозяйства республики;

- разработка изменение и дополнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере начального и среднего профессионального образования;

- разработка "Государственной программы компьютеризации начальных и средних профессиональных учебных заведений на 2013 - 2018 годы" и обеспечение на её основе образовательных учреждений указанных ступеней коммуникационной технологией и подключение их к всемирной сети Интернет и к внутренним информационным сетям;

- обеспечение учреждений начального и среднего профессионального образования мебелью и другим необходимым учебных инвентарём;

- ремонт учебных корпусов, общежитий, лабораторий и учебных мастерских учреждений начального и среднего профессионального образования;

- разработка и публикация учебников, учебных программ и планов, методических материалов и других наглядных пособий для учреждений начального и среднего профессионального образования;

- повышение квалификации преподавателей и мастеров учебных производств в институтах повышения квалификации, центрах по повышению квалификации при учреждениях высших профессионального образования страны и за рубежом;

- разработка нормативно-правового акта для привлечения дополнительных средств за счет партнёров (работодателей) и иностранных организаций;

- создание технопарков в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- привлечение иностранных инвестиций и грантов для укрепления материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

- разработка инновационных программ для привлечения иностранного капитала;

- контроль за реализацией государственных программ и своевременное их финансирование;

- приведение структуры подготовки рабочих (служащих) в соответствие с требованиями рынка труда;

- обеспечение воспитательной среды для формирования социально-нравственных и профессиональных качеств учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

- достижение устойчивого обеспечения учреждений начального и среднего профессионального образования кадрами;

- организация медицинских пунктов с необходимым оборудованием и медикаментами, для оказания экстренной медицинской помощи;

- способствование получению дальнейшего образования после окончания средних профессиональных медицинских учреждений по востребованным специальностям, с учётом потребностей медицинских учреждений;

- организация соответствующих платных профессиональных услуг в средних профессиональных образовательных учреждениях посредством создания соответствующих профессиональных центров;

- организация финансирования средних профессиональных образовательных учреждений через их учредителей, с целью улучшения учебно-производственной базы;

- ежегодное увеличение финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования и увеличение заработной платы их сотрудников.

Вышеуказанные меры будут осуществлены на первом этапе реализации настоящей Программы.

Второй этап

Второй этап реализации данной программы охватывает 2017 - 2020 годы. В этот период будет проведён мониторинг реализации всех мер, запланированных в первом этапе, и на этой основе будут организованы и финансированы новые модели содержания образования.

Второй этап реализации Программы, с учётом особенностей и условий регионов республики, будет направлен на улучшение качества обучения и получение учащимися и студентами специальностей, востребованных на внутреннем и зарубежном рынке труда, на повышение уровня деятельности этих ступеней обучения и приведение его в соответствие с требованиям времени. Одновременно появится возможность подготовки кадров этих ступеней образования на основе заключения межгосударственных договоров с другими странами и создания основ для проведения практики учащихся и студентов этих ступеней образования за рубежом.

На втором этапе обеспечение денежными средствами за счёт всех источников постепенно будет увеличиваться для решения следующих задач:

- строительство и реконструкция учебных учреждений, ремонт и восстановление объектов этих ступеней образования;

- обеспечение новообразованных учреждений столами и стульями, мебелью для общежития обучаемых;

- закупка учебно-производственного оборудования, новейшей техники и технологии для новообразованных учреждений;

- реструктуризация начальных и средних специальных учреждений, обращение серьёзного внимания на качество профессиональной подготовки, его зависимости от требований рынка труда;

- электронная запись учебников, пособий, дисков с учебными фильмами, создание электронных библиотек;

- организация и проведение курсов повышения квалификации и обучение преподавателей новейшим технологиям;

- подготовка специалистов отраслей в странах дальнего и ближнего зарубежья;

- создание условий для использования материально-технической базы учреждений высшего профессионального образования для подготовки специалистов этих ступеней образования;

- создание культурных, учебных, производственных, медицинских и оздоровительных центров на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;

- обеспечение развития системы обучения взрослых и беспрерывного профессионального образования;

- решение социальных проблем сотрудников сферы образования путём повышения их заработной платы и пополнения рядов преподавательского состава этих учреждений за счёт молодых специалистов;

- привлечение лиц, оставшихся без места работы в учебные центры для взрослых, и в учреждения начального и среднего профессионального образования в целях их подготовки к работе в соответствии с требованиями рыночной экономики;

- привлечение лиц, работодателей и других социальных слоев к решению задач начального и среднего профессионального образования;

- снижение социальной напряженности в обществе и предотвращение преступности среди молодёжи.

В результате укрепления материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования их соответствие рынку труда увеличивается и они становятся конкурентоспособными. Этот фактор приведет к обеспечению качества образования в этих ступенях образования.

Предложенные меры будут осуществлены во втором этапе Программы.

Нормативно-правовое обеспечение начального и среднего профессионального образования

Задачи:

- правовое регулирование системы подготовки инженерно-педагогических кадров;

- совершенствование нормативных правовых актов, направленных на сотрудничество с социальными партнёрами;

- подготовка нормативных правовых актов для привлечения иностранных инвестиций, фантов и других средств предпринимателей, физических и юридических лиц для укрепления материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

- пересмотр нормативных правовых актов об оплате труда работников учреждений начального и среднего профессионального образования;

Социальное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования

Задачи:

- создание благоприятных условий для развития социального партнерства, организационно-экономических отношений и различных форм взаимодействия его субъектов.

Основные направления деятельности субъектов социального партнерства в системе учреждений начального и среднего профессионального образования:

- модернизация и обновление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

- определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда;

- определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговом государственном экзамене выпускников;

- определение требований к качеству образовательных программ;

- формирование и реализация вариативной воспитательной системы;

- развитие профориентации населения;

- трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Международное сотрудничество в области начального и среднего профессионального образования

Задачи:

- вхождение учреждений начального и среднего профессионального образования в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг;

- развитие подготовки и переподготовки иностранных граждан в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Основные направления:

- поддержка интеграционных процессов в области образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в государствах СНГ и участие в формировании единого образовательного пространства СНГ;

- развитие сотрудничества с международными организациями и органами управления образованием зарубежных стран;

- установление прямых партнерских связей с зарубежными образовательными учреждениями;

- совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки специалистов на основе использования международного опыта;

- сравнительный анализ начального и среднего профессионального образования других государств;

- приведение стандартов начального и среднего профессионального образования в соответствие с международными стандартами;

- усиление сотрудничества с соответствующими ведомственными учреждениями.

Создание информационной системы, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Задачи:

- создание единой образовательной информационной среды в сфере образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Основные направления:

- подготовка "Государственной программы компьютеризации учреждений начального и среднего профессионального на 2013 - 2018 годы" и поэтапная её реализация;

- повышение качества предоставляемых образовательных услуг в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе использования информационно - коммуникационных технологий;

- повышение эффективности управления образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание, распространение и внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих средств;

- применение информационных технологий в управленческой деятельности в системе начального и среднего профессионального образования на всех уровнях управления;

- организация информационно-Технологического взаимодействия субъектов образовательного пространства;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с применением ИКТ.

8. Управление Программой

Общее руководство и контроль над ходом реализации мероприятий Программы возлагается на Министерство образования и науки Республики Таджикистан и другие министерства и ведомства, имеющие в своём ведении учреждения начального и среднего профессионального образования.

Министерство образования и науки Республики Таджикистан, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы, в этих целях осуществляет:

- координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;

- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы;

- составление организационно-финансового плана реализации мероприятий Программы;

- контроль качества проведенных мероприятий и эффективности использования средств, выделяемых на реализацию Программы;

- предоставление ежегодного отчета Правительству Республики Таджикистан о реализации Программы, а также организация и проведение мониторинга осуществления программных мероприятий;

- осуществление контроля и организация проведения экспертных проверок реализации отдельных мероприятий Программы;

- оценка и анализ результативности реализации Программы.

(В раздел 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г.  №66)
(см. предыдущую редакцию)

9. Источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий настоящей Программы, осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных средств специальных средств, средств организаций -заказчиков кадров, средств неправительственных и международных организаций.

Финансирование настоящей Программы в рамках среднесрочной программы государственных расходов сферы образования составляется один раз в три года.

Распределение финансовых средств на выполнение мероприятий Государственной программы по объемам и источникам финансирования приведены в приложении.

10. Окончательные результаты Программы

В результате своевременной и эффективной реализации мероприятий Программы:

- будут созданы условия для всестороннего доступа граждан к обучению в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- будут изменены структура и содержание образовательных программ начального и среднего профессионального образования и отвечать требованиям международных стандартов;

- будет создана достаточная сеть и усовершенствованы модели организации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- в системе среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего профессионального медицинского образования) будет осуществлен полный переход на кредитную систему обучения и подготовка кадров по программе младших специалистов первой ступени высшего профессионального образования (бакалавриат);

- к концу 2020 года число компьютеров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования будет доведено до соотношения 1 компьютер на 10 учащихся;

- будут разрабатываться новые методы финансирования начального и среднего профессионального образования;

- будет увеличиваться зарплата преподавателей данных учреждений;

- будет увеличено количество государственных грантов для подготовки кадров по приоритетным специальностям в соответствии требованиями рынка труда;

- будет развиваться международное сотрудничество в рамках начального и среднего профессионального образования;

- будет усиливаться связь между учреждениями начального и среднего профессионального образования и работодателями;

- будет существенным создание и развитие негосударственных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- будут созданы новые учреждения начального и среднего профессионального образования нуждаемся городах и районах;

- каждому учреждению начального и среднего профессионального образования будут прикреплены спонсоры, в том числе государственные и негосударственные организации и предприятия;

- будет укреплена материально-техническая база учреждений начального и среднего профессиональное образование;

- будут созданы необходимые условия на базе учреждений высшего профессионального образования для подготовки специалистов, имеющих начальное и среднее профессиональное образование;

- будет увеличен план приема и количества студентов в учреждения среднего профессионального медицинского образования в пределах "Программы подготовки медицинских кадров для 2010-2020 годов";

- будут развиваться негосударственные (частные) учреждения среднего профессионального образования;

- будет осуществлено внедрение новых специальностей и подготовка специалистов в учреждениях начального и среднего образования по этим специальностям в соответствии требованиями национальной экономики;

- будут обновлены учебные программы медицинских учреждений среднего профессионального образования, с учетом улучшения качества квалификации и увеличения занятий по предметам специализации.

В результате реализации Программы будет сформирована эффективно функционирующая национальная система образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Таджикистану занять достойное место в современном мире:

- будет подкреплена материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования;

- будут созданы необходимые условия в базе учреждений высшего профессионального образования для подготовки специалистов, имеющих начального и среднего профессионального образования;

- увеличение плана приема и количества студентов в учреждения медицинского среднего профессионального образования в пределах "Программы подготовки медицинских кадров для 2010-2020 годов";

- будут развиваться негосударственные (частные) учреждения среднего профессионального образования;

- внедрение новых специальностей и подготовка специалистов по этим специальностям в соответствии требованием национальной экономики;

- обновления учебных программ медицинских учреждений среднего профессионального образования с учетом улучшения качество квалификации и увеличение занятий по предметам специализации.

В результате реализации Программы будет сформирована эффективно функционирующая национальная система образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Таджикистану занять достойное место в современном мире.

Приложение №1

Перечень мероприятий для осуществления Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

см. Перечень мероприятий для осуществления Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

(В приложение №1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)

Приложение №2

Ремонт и оснащение зданий и сооружений, которые находятся на балансе начальных профессиональных учреждений

см.  Ремонт и оснащение зданий и сооружений, которые находятся на балансе начальных профессиональных учреждений

Приложение №3

Усовершенствование и перестройка предметных кабинетов, учебных мастерских и технических средств в учреждениях начального профессионального образования

см. Усовершенствование и перестройка предметных кабинетов, учебных мастерских и технических средств в учреждениях начального профессионального образования

Приложения №4

Строительство учебных зданий, лабораторий, учебных мастерских, вспомогательных зданий в начальных профессиональных образовательных учреждениях

см.  Строительство учебных зданий, лабораторий, учебных мастерских, вспомогательных зданий в начальных профессиональных образовательных учреждениях

Приложения №5

Ремонт и сношение заведений и сооружение, которые находятся на балансе средных профессиональных учреждениях

см.  Ремонт и сношение заведений и сооружение, которые находятся на балансе средных профессиональных учреждениях

Приложение №6

Наименований учебного оборудования в средних профессиональных учреждениях

см. Наименований учебного оборудования в средних профессиональных учреждениях

Приложение №7

Приобретение учебной техники в средних профессиональных учреждениях

см. Приобретение учебной техники в средних профессиональных учреждениях

Приложение №8

Строительство учебных зданий, лабораторий, учебных мастерских, вспомогательных зданий в средних профессиональных образовательных учреждениях

см. Строительство учебных зданий, лабораторий, учебных мастерских, вспомогательных зданий в средних профессиональных образовательных учреждениях

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2012 года №200
"Об утверждении Государственной программы реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы"

О документе

Номер документа:200
Дата принятия: 30.04.2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30.04.2012
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Редакции документа

Текущая редакция принята: 10.02.2016  документом  Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Правительства Республики Таджикистан № 66 от 10/02/2016


Первоначальная редакция от 30.04.2012

Приложения к документу

200-12(1)

200-12(2)

Перечень мероприятий для осуществления Государственной программы реформирования...,утв Пост КМ №200 от 30.04.2012 г.

Ремонт и оснащение зданий и сооружений, которые находятся на балансе начальных профессиональных учреждений

Усовершенствование и перестройка предметных кабинетов, учебных мастерских и технических средств в учреждениях начального профессионального образования

Строительство учебных зданий, лабораторий, учебных мастерских, вспомогательных зданий в начальных профессиональных образовательных учреждениях

Ремонт и сношение заведений и сооружение, которые находятся на балансе средных профессиональных учреждениях

Наименований учебного оборудования в средних профессиональных учрежденияхНаименований учебного оборудования в средних профессиональных учреждениях

Приобретение учебной техники в средних профессиональных учреждениях

Строительство учебных зданий, лабораторий, учебных мастерских, вспомогательных зданий в средних профессиональных образовательных учреждениях