Дата обновления БД:
02.06.2023
Добавлено/обновлено документов:
118 / 354
Всего документов в БД:
125154
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
Зарегистрирован
Министерством юстиции Украины
9 сентября 2016 года
№1233/29363
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ
от 15 августа 2016 года №801
Об утверждении Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует министр, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД
(В редакции Приказа Министерства внутренних дел Украины от 10.05.2017 г. №367)
Согласно статье 22 Бюджетного кодекса Украины, Типовому положению о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 2011 года №59, Положению о Министерстве внутренних дел Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 года №878, приказываю:
1. Утвердить Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует министр, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД, которое прилагается.
2. Департаменту финансово-учетной политики МВД (Шевнин С.М.) обеспечить представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - руководителя аппарата Тахтая А.В.
Министр
А.Б.Аваков
Утверждено Приказом Министерства внутренних дел Украины от 15 августа 2016 года №801
Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует министр, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет единые организационные основы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует Министр внутренних дел, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД (далее учреждения).
2. В учреждениях ведутся бухгалтерский и управленческий учеты, которые основываются на единой методологической и информационной базе.
3. Бухгалтерский учет обеспечивает своевременное и полное отражение всех операций об исполнении смет, а также других операций, которые не относятся к выполнению смет и предоставление пользователям информации о состоянии активов и обязательств, результаты выполнения смет и изменения в них.
На основе данных бухгалтерского учета составляется финансовая, бюджетная и другая отчетность.
4. Учреждения обеспечивают с помощью автоматизированных средств обработки информации накопление, обобщение и хранение операций об исполнении смет, а также другой информации, не относящейся к выполнению смет распорядителей средств низшего уровня.
5. Управленческий учет обеспечивает руководство учреждений оперативной информацией для планирования, управления имуществом и средствами, оценки и контроля за целевым использованием бюджетных средств.
6. Учреждения ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность в денежной единице Украины. Операции в иностранной валюте отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежной единице Украины с перечислением ее по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины на дату осуществления операции или на последний день отчетного периода.
7. Порядок организации работы, функции и задачи структурных подразделений бухгалтерской службы утверждаются приказом организационно-распорядительного характера учреждения.
8. МВД разрабатывает на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению в учреждениях, которые ему подчинены, с учетом специфики их деятельности.
9. Для рассмотрения основных вопросов, связанных с выполнением МВД функций главного распорядителя бюджетных средств и организацией бухгалтерского учета, в МВД образуется Методологический совет по бухгалтерскому учету.
На заседаниях Методологического совета по бухгалтерскому учету принимаются решения по вопросам введения новых субсчетов и применения корреспонденции субсчетов, внедрение системы и формы управленческого учета, автоматизированных систем обработки информации в учреждениях и других вопросов, отнесенных к его компетенции.
10. Руководитель учреждения обязан:
создать необходимые условия для организации правильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в учреждении;
обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований руководителя бухгалтерской службы относительно соблюдения порядка оформления и представления для учета первичных документов.
11. На работников бухгалтерской службы не могут возлагаться обязанности по хранению и выдаче материальных ценностей, регистрации и выдачи путевых листов, осуществления других хозяйственных операций, которые в дальнейшем отражаются ими в бухгалтерском учете.
II. Общие правила ведения бухгалтерского учета в учреждениях
1. Бухгалтерский учет должен обеспечивать:
1) соблюдение принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
2) взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета;
3) хронологическое и систематическое отражение всех операций об исполнении смет в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов и возможность отображения их в агрегированном виде в отчетности с целью анализа и управления;
4) отображение подробной информации о каждой операции и параметры операций для составления внутренних отчетов с целью анализа и контроля;
5) накопление и систематизацию данных учета в разрезе показателей, необходимых для составления отчетности.
2. Бухгалтерский учет о выполнении сметы в учреждениях ведется с применением программного обеспечения, с помощью которого в автоматизированном режиме осуществляются накопление, обработка, систематизация и передача информации пользователям. К выбору и внедрению унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности применяется единый подход.
Для упрощения и оптимизации взаимодействия учреждений с органами Государственной казначейской службы Украины может внедряться электронный формат документооборота.
3. Организация автоматизированной регистрации и обработки данных должна обеспечить отражение всех операций, достоверность сохранения ее в электронном виде, а также возможность осуществления последующего контроля.
4. Учреждения могут вводить новые субсчета с сохранением кодов (номеров) субсчетов плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и применять корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций, не предусмотренных корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденных нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики, определяются в положениях об учетной политике.
Положения об учетной политике учреждений низшего уровня утверждаются приказами организационно-распорядительного характера руководителей учреждений после их согласования по подчиненности учреждением высшего уровня.
5. Учреждения могут вводить систему и формы управленческого учета и контроля хозяйственных операций по направлениям своей деятельности для планирования и принятия решений.
6. Для согласования решения о проведении переоценки объектов основных средств с органом, уполномоченным управлять объектами государственной собственности, приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая определяет объекты основных средств. Переоценка объектов основных средств производится субъектом хозяйствования, который в соответствии с законодательством имеет право проводить оценку государственного имущества, после предоставления согласия органом, уполномоченным управлять объектами государственной собственности, на ее проведение.
7. Выбытие продуктов питания и лекарственных средств в учреждениях может оцениваться по методу себестоимости первых по времени поступления запасов.
III. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета
1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций в учреждениях являются первичные документы. Первичные документы могут быть составлены в бумажной или электронной форме при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Украины от 10.05.2017 г. №367)
(см. предыдущую редакцию)
2. Первичные документы как в бумажной форме, так и в электронном виде должны иметь обязательные реквизиты, установленные Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".
Документы (независимо от способа изготовления), которые создаются в учреждениях, должны быть лично подписаны уполномоченными лицами учреждений, а их подписи скреплены печатью. На электронный документ накладывается электронная цифровая подпись в соответствии с требованиями законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
3. Представление первичных документов в бухгалтерскую службу осуществляется структурными подразделениями учреждения в соответствии с графиком документооборота, который устанавливается приказом руководителя учреждения.
Требования руководителя бухгалтерской службы, который осуществляет контроль за соблюдением графика документооборота, о порядке оформления и представления первичных документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений учреждения.
4. Регистры бухгалтерского учета (далее - регистры) операций (сведения, книги, журналы, карточки учета и т.п.) обеспечивают хронологическое, систематическое или комбинированное накопление, группировке и обобщение информации из первичных документов. Регистры должны иметь название, период регистрации операций, фамилии и подписи или другие кодированные знаки, позволяющие идентифицировать лиц, которые их сдали.
Записи в регистрах осуществляются на основании первичных документов. Контроль за правильностью отражения операций в регистрах осуществляют лица, составившие и подписавшие эти регистры. Формы регистров, порядок и способ регистрации и обобщения информации в них определяются согласно нормативно-правовым актам по вопросам внедрения типовых форм учета, утвержденным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики.
5. Первичные документы, регистры, прошедшие обработку, и отчетность подлежат обязательной передаче в архив.
Порядок хранения первичных документов, регистров и отчетности, что обеспечивает их сохранность в учреждениях, утверждается руководителем учреждения в соответствии с требованиями законодательства.
6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров на машинных носителях информации в течение 5 рабочих дней следующего за отчетным месяца (для книги "Журнал-Главная" - 7 рабочих дней) изготавливаются их копии на бумажных носителях, которые формируются в дела в порядке, установленном для учетных документов, составленных на бумажных носителях.
7. Первичные документы, для которых установлена нумерация, нумеруются в порядке возрастания в пределах календарного года. Нумерация ведется отдельно по каждому виду документа (накладные, акты, счета, раздаточные ведомости, реестры, платежные поручения и т.д.). Документы регистрируются в книгах регистрации.
8. Первичные документы комплектуются и брошюруются за каждый месяц в дела в порядке их записи в мемориальных ордерах, накопительных ведомостях. Если количество документов незначительное, то их переплет можно проводить за три месяца. Листы дела нумеруются нумератором или карандашом во время их формирования и подшивки. На обложке дела записываются: наименование подразделения бухгалтерской службы, название и порядковый номер папки, дела, отчетный период - месяц и год, количество листов в деле и срок ее хранения.
9. В случае осуществления записи первичного документа в нескольких мемориальных ордерах, накопительных ведомостях копии первой страницы документа с надписью, в каком деле хранится оригинал этого документа, приобщаются к соответствующим делам.
10. В первичных документах, поступивших в бухгалтерскую службу, проверяются полнота и правильность оформления, заполнение реквизитов, а также содержание и законность осуществления хозяйственных операций. Лица, которые составили и подписали документы, несут ответственность за достоверность данных, а также за своевременное и качественное составление первичных документов.
11. Расходные денежные документы, оплаченные наличными, в том числе документы, которые прилагаются к авансовым отчетам подотчетных лиц, гасятся путем проставления штампа "Оплачено" (с указанием даты) лицом, осуществлявшим оплату по документам. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также те, которые являются основанием для начисления заработной платы, подлежат погашению штампом или записью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (число, месяц, год).
12. Все мемориальные ордера, накопительные ведомости один раз в месяц регистрируются в книге "Журнал-Главная".
13. Мемориальные ордера подписываются уполномоченными работниками бухгалтерской службы в течение 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
На всех документах, которые являются приложениями к мемориальному ордеру, делается отметка (штамп) "К мемориальному ордеру № ___ по _______ 20___ гг.".
14. Аналитический учет ведется в учетных регистрах (книги, карты, накопительные ведомости, формы автоматизированного учета и т.д.). В книгах учета до начала записей нумеруются все страницы. На последней странице книги делается запись: "В этой книге всего пронумеровано ___ страниц", которая заверяется подписью руководителя подразделения бухгалтерской службы. На обложках каждой книги указываются календарный год, в котором она ведется, и наименование юридического лица. В книге записывается содержание открытых в ней субсчетов. В случаях переноса записей на другую страницу в содержании по указанному субсчету делается отметка об этом с указанием номеров новых страниц. При наличии в книгах по окончании календарного года свободных листов они могут быть использованы для записей операций следующего года. В таких случаях книги сдаются в архив один раз в два года.
15. После окончания установленных сроков хранения в структурных подразделениях бухгалтерской службы первичные документы, учетные регистры и отчетность, подлежащие дальнейшему хранению, передаются в соответствующие архивы. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся в бухгалтерской службе постоянно.
Дела, которые содержат документы, по которым не завершены расчеты или ведется претензионно-исковая работа, передаются в архив после завершения этой работы.
16. Документы (договоры, письма, акты, отчеты, справки), записи по которым не вносятся в мемориальные ордера, накопительные ведомости и не входят в соответствующие дела, формируются в дела и хранятся в соответствии с требованиями законодательства.
17. Выдача первичных документов, учетных регистров и отчетности по местам их хранения работникам других структурных подразделений учреждения проводится только по решению руководителя бухгалтерской службы.
18. Копии первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетов могут быть изъяты из учреждения только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами Украины.
Изъятие (выемка) оригиналов первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности проводится на основании постановления следственного судьи, суда о временном доступе к вещам и документам и в порядке и с соблюдением требований Уголовного процессуального кодекса Украины.
Представитель учреждения обязан получить от лица, предъявившего решение, следующие документы: копию постановления, опись документов, которые изымаются во исполнение постановления; копию протокола об изъятии (выемке) документов в случае его принятия.
Учреждение обязана изготовить копии первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетов, которые изымаются, которые удостоверяются подписью представителя учреждения. Эти копии документов остаются в учреждении вместо изъятых оригиналов и хранятся в делах, из которых были изъяты их оригиналы, с соответствующей отметкой об изъятии.
Учреждение сохраняет в отдельном деле копии постановлений следственного судьи, описи документов, которые изымались во исполнение постановлений, копии протоколов об изъятии (выемке) документов, протоколов обыска или осмотра.
В случае возвращения представителями уполномоченных органов ранее изъятых документов такие документы принимаются под подпись руководителем учреждения (его заместителем) или главным бухгалтером учреждения (его заместителем). Указанные документы вместе с решением о возвращении изъятых документов подшиваются к тем же томам, из которых они были изъяты.
IV. Составление и предоставление отчетности
1. Финансовая и бюджетная отчетность об исполнении смет составляется в соответствии с требованиями законодательства на основе данных бухгалтерского учета.
Формы финансовой и бюджетной отчетности устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики.
2. Изменения данных финансовой и бюджетной отчетности вследствие допущенных ошибок, относящихся как к текущему, так и к прошлым бюджетным периодам, проводятся в том отчетном периоде, в котором были обнаружены ошибки.
3. На основе данных управленческого учета составляется отчетность о состоянии и результатах деятельности учреждений, которая используется руководителями учреждений для планирования и осуществления контроля за использованием финансовых и материальных ресурсов, и совершенствования бухгалтерского учета.
4. Порядок составления и представления отчетности на основе данных управленческого учета устанавливаются МВД в соответствии с законодательством.
Директор Департамента финансово-учетной политики МВД
С.М.Шевнин
Недействующая редакция, не действует с 5 июля 2019 года