Недействующая редакция. Принята: 15.08.2016 / Вступила в силу: 30.09.2016

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Недействующая редакция, не действует с 13 июня 2017 года

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

9 сентября 2016 года

№1233/29363

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ

от 15 августа 2016 года №801

Об утверждении Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует министр, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД

Согласно статье 22 Бюджетного кодекса Украины, Типовому положению о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 2011 года №59, Положению о Министерстве внутренних дел Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 года №878, приказываю:

1. Утвердить Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует министр, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД, которое прилагается.

2. Департаменту финансово-учетной политики МВД (Шевнин С.М.) обеспечить представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - руководителя аппарата Тахтая А.В.

Министр

А.Б.Аваков

Утверждено Приказом Министерства внутренних дел Украины от 15 августа 2016 года №801

Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует министр, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет единые организационные основы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в аппарате МВД, центральных органах исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует Министр внутренних дел, бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления МВД (далее учреждения).

2. В учреждениях ведутся бухгалтерский и управленческий учеты, которые основываются на единой методологической и информационной базе.

3. Бухгалтерский учет обеспечивает своевременное и полное отражение всех операций об исполнении смет, а также других операций, которые не относятся к выполнению смет и предоставление пользователям информации о состоянии активов и обязательств, результаты выполнения смет и изменения в них.

На основе данных бухгалтерского учета составляется финансовая, бюджетная и другая отчетность.

4. Учреждения обеспечивают с помощью автоматизированных средств обработки информации накопление, обобщение и хранение операций об исполнении смет, а также другой информации, не относящейся к выполнению смет распорядителей средств низшего уровня.

5. Управленческий учет обеспечивает руководство учреждений оперативной информацией для планирования, управления имуществом и средствами, оценки и контроля за целевым использованием бюджетных средств.

6. Учреждения ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность в денежной единице Украины. Операции в иностранной валюте отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежной единице Украины с перечислением ее по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины на дату осуществления операции или на последний день отчетного периода.

7. Порядок организации работы, функции и задачи структурных подразделений бухгалтерской службы утверждаются приказом организационно-распорядительного характера учреждения.

8. МВД разрабатывает на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению в учреждениях, которые ему подчинены, с учетом специфики их деятельности.

9. Для рассмотрения основных вопросов, связанных с выполнением МВД функций главного распорядителя бюджетных средств и организацией бухгалтерского учета, в МВД образуется Методологический совет по бухгалтерскому учету.

На заседаниях Методологического совета по бухгалтерскому учету принимаются решения по вопросам введения новых субсчетов и применения корреспонденции субсчетов, внедрение системы и формы управленческого учета, автоматизированных систем обработки информации в учреждениях и других вопросов, отнесенных к его компетенции.

10. Руководитель учреждения обязан:

создать необходимые условия для организации правильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в учреждении;

обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований руководителя бухгалтерской службы относительно соблюдения порядка оформления и представления для учета первичных документов.

11. На работников бухгалтерской службы не могут возлагаться обязанности по хранению и выдаче материальных ценностей, регистрации и выдачи путевых листов, осуществления других хозяйственных операций, которые в дальнейшем отражаются ими в бухгалтерском учете.

II. Общие правила ведения бухгалтерского учета в учреждениях

1. Бухгалтерский учет должен обеспечивать:

1) соблюдение принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета;

3) хронологическое и систематическое отражение всех операций об исполнении смет в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов и возможность отображения их в агрегированном виде в отчетности с целью анализа и управления;

4) отображение подробной информации о каждой операции и параметры операций для составления внутренних отчетов с целью анализа и контроля;

5) накопление и систематизацию данных учета в разрезе показателей, необходимых для составления отчетности.

2. Бухгалтерский учет о выполнении сметы в учреждениях ведется с применением программного обеспечения, с помощью которого в автоматизированном режиме осуществляются накопление, обработка, систематизация и передача информации пользователям. К выбору и внедрению унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности применяется единый подход.

Для упрощения и оптимизации взаимодействия учреждений с органами Государственной казначейской службы Украины может внедряться электронный формат документооборота.

3. Организация автоматизированной регистрации и обработки данных должна обеспечить отражение всех операций, достоверность сохранения ее в электронном виде, а также возможность осуществления последующего контроля.

4. Учреждения могут вводить новые субсчета с сохранением кодов (номеров) субсчетов плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и применять корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций, не предусмотренных корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденных нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики, определяются в положениях об учетной политике.

Положения об учетной политике учреждений низшего уровня утверждаются приказами организационно-распорядительного характера руководителей учреждений после их согласования по подчиненности учреждением высшего уровня.

5. Учреждения могут вводить систему и формы управленческого учета и контроля хозяйственных операций по направлениям своей деятельности для планирования и принятия решений.

6. Для согласования решения о проведении переоценки объектов основных средств с органом, уполномоченным управлять объектами государственной собственности, приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая определяет объекты основных средств. Переоценка объектов основных средств производится субъектом хозяйствования, который в соответствии с законодательством имеет право проводить оценку государственного имущества, после предоставления согласия органом, уполномоченным управлять объектами государственной собственности, на ее проведение.

7. Выбытие продуктов питания и лекарственных средств в учреждениях может оцениваться по методу себестоимости первых по времени поступления запасов.

III. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета операций по исполнению сметы в учреждениях являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления операций. Первичные документы могут составляться в бумажной форме и/или в виде электронных документов при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

2. Первичные документы как в бумажной форме, так и в электронном виде должны иметь обязательные реквизиты, установленные Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Документы (независимо от способа изготовления), которые создаются в учреждениях, должны быть лично подписаны уполномоченными лицами учреждений, а их подписи скреплены печатью. На электронный документ накладывается электронная цифровая подпись в соответствии с требованиями законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

3. Представление первичных документов в бухгалтерскую службу осуществляется структурными подразделениями учреждения в соответствии с графиком документооборота, который устанавливается приказом руководителя учреждения.

Требования руководителя бухгалтерской службы, который осуществляет контроль за соблюдением графика документооборота, о порядке оформления и представления первичных документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений учреждения.

4. Регистры бухгалтерского учета (далее - регистры) операций (сведения, книги, журналы, карточки учета и т.п.) обеспечивают хронологическое, систематическое или комбинированное накопление, группировке и обобщение информации из первичных документов. Регистры должны иметь название, период регистрации операций, фамилии и подписи или другие кодированные знаки, позволяющие идентифицировать лиц, которые их сдали.

Записи в регистрах осуществляются на основании первичных документов. Контроль за правильностью отражения операций в регистрах осуществляют лица, составившие и подписавшие эти регистры. Формы регистров, порядок и способ регистрации и обобщения информации в них определяются согласно нормативно-правовым актам по вопросам внедрения типовых форм учета, утвержденным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики.

5. Первичные документы, регистры, прошедшие обработку, и отчетность подлежат обязательной передаче в архив.

Порядок хранения первичных документов, регистров и отчетности, что обеспечивает их сохранность в учреждениях, утверждается руководителем учреждения в соответствии с требованиями законодательства.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров на машинных носителях информации в течение 5 рабочих дней следующего за отчетным месяца (для книги "Журнал-Главная" - 7 рабочих дней) изготавливаются их копии на бумажных носителях, которые формируются в дела в порядке, установленном для учетных документов, составленных на бумажных носителях.

7. Первичные документы, для которых установлена нумерация, нумеруются в порядке возрастания в пределах календарного года. Нумерация ведется отдельно по каждому виду документа (накладные, акты, счета, раздаточные ведомости, реестры, платежные поручения и т.д.). Документы регистрируются в книгах регистрации.

8. Первичные документы комплектуются и брошюруются за каждый месяц в дела в порядке их записи в мемориальных ордерах, накопительных ведомостях. Если количество документов незначительное, то их переплет можно проводить за три месяца. Листы дела нумеруются нумератором или карандашом во время их формирования и подшивки. На обложке дела записываются: наименование подразделения бухгалтерской службы, название и порядковый номер папки, дела, отчетный период - месяц и год, количество листов в деле и срок ее хранения.

9. В случае осуществления записи первичного документа в нескольких мемориальных ордерах, накопительных ведомостях копии первой страницы документа с надписью, в каком деле хранится оригинал этого документа, приобщаются к соответствующим делам.

10. В первичных документах, поступивших в бухгалтерскую службу, проверяются полнота и правильность оформления, заполнение реквизитов, а также содержание и законность осуществления хозяйственных операций. Лица, которые составили и подписали документы, несут ответственность за достоверность данных, а также за своевременное и качественное составление первичных документов.

11. Расходные денежные документы, оплаченные наличными, в том числе документы, которые прилагаются к авансовым отчетам подотчетных лиц, гасятся путем проставления штампа "Оплачено" (с указанием даты) лицом, осуществлявшим оплату по документам. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также те, которые являются основанием для начисления заработной платы, подлежат погашению штампом или записью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (число, месяц, год).

12. Все мемориальные ордера, накопительные ведомости один раз в месяц регистрируются в книге "Журнал-Главная".

13. Мемориальные ордера подписываются уполномоченными работниками бухгалтерской службы в течение 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.

На всех документах, которые являются приложениями к мемориальному ордеру, делается отметка (штамп) "К мемориальному ордеру № ___ по _______ 20___ гг.".

14. Аналитический учет ведется в учетных регистрах (книги, карты, накопительные ведомости, формы автоматизированного учета и т.д.). В книгах учета до начала записей нумеруются все страницы. На последней странице книги делается запись: "В этой книге всего пронумеровано ___ страниц", которая заверяется подписью руководителя подразделения бухгалтерской службы. На обложках каждой книги указываются календарный год, в котором она ведется, и наименование юридического лица. В книге записывается содержание открытых в ней субсчетов. В случаях переноса записей на другую страницу в содержании по указанному субсчету делается отметка об этом с указанием номеров новых страниц. При наличии в книгах по окончании календарного года свободных листов они могут быть использованы для записей операций следующего года. В таких случаях книги сдаются в архив один раз в два года.

15. После окончания установленных сроков хранения в структурных подразделениях бухгалтерской службы первичные документы, учетные регистры и отчетность, подлежащие дальнейшему хранению, передаются в соответствующие архивы. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся в бухгалтерской службе постоянно.

Дела, которые содержат документы, по которым не завершены расчеты или ведется претензионно-исковая работа, передаются в архив после завершения этой работы.

16. Документы (договоры, письма, акты, отчеты, справки), записи по которым не вносятся в мемориальные ордера, накопительные ведомости и не входят в соответствующие дела, формируются в дела и хранятся в соответствии с требованиями законодательства.

17. Выдача первичных документов, учетных регистров и отчетности по местам их хранения работникам других структурных подразделений учреждения проводится только по решению руководителя бухгалтерской службы.

18. Копии первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетов могут быть изъяты из учреждения только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами Украины.

Изъятие (выемка) оригиналов первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности проводится на основании постановления следственного судьи, суда о временном доступе к вещам и документам и в порядке и с соблюдением требований Уголовного процессуального кодекса Украины.

Представитель учреждения обязан получить от лица, предъявившего решение, следующие документы: копию постановления, опись документов, которые изымаются во исполнение постановления; копию протокола об изъятии (выемке) документов в случае его принятия.

Учреждение обязана изготовить копии первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетов, которые изымаются, которые удостоверяются подписью представителя учреждения. Эти копии документов остаются в учреждении вместо изъятых оригиналов и хранятся в делах, из которых были изъяты их оригиналы, с соответствующей отметкой об изъятии.

Учреждение сохраняет в отдельном деле копии постановлений следственного судьи, описи документов, которые изымались во исполнение постановлений, копии протоколов об изъятии (выемке) документов, протоколов обыска или осмотра.

В случае возвращения представителями уполномоченных органов ранее изъятых документов такие документы принимаются под подпись руководителем учреждения (его заместителем) или главным бухгалтером учреждения (его заместителем). Указанные документы вместе с решением о возвращении изъятых документов подшиваются к тем же томам, из которых они были изъяты.

IV. Составление и предоставление отчетности

1. Финансовая и бюджетная отчетность об исполнении смет составляется в соответствии с требованиями законодательства на основе данных бухгалтерского учета.

Формы финансовой и бюджетной отчетности устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики.

2. Изменения данных финансовой и бюджетной отчетности вследствие допущенных ошибок, относящихся как к текущему, так и к прошлым бюджетным периодам, проводятся в том отчетном периоде, в котором были обнаружены ошибки.

3. На основе данных управленческого учета составляется отчетность о состоянии и результатах деятельности учреждений, которая используется руководителями учреждений для планирования и осуществления контроля за использованием финансовых и материальных ресурсов, и совершенствования бухгалтерского учета.

4. Порядок составления и представления отчетности на основе данных управленческого учета устанавливаются МВД в соответствии с законодательством.

Директор Департамента финансово-учетной политики МВД

С.М.Шевнин