Недействующая редакция. Принята: 13.12.2016 / Вступила в силу: 16.12.2018

Недействующая редакция, не действует с 20 декабря 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 13 декабря 2016 года №1329

Об утверждении Технического регламента "Газорасходные аппараты"

Во исполнение положений статьи 18 и позиции 10 приложения №3 к Закону №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №46-47, ст.136), с последующими изменениями и дополнениями, и в целях переноса в национальное законодательство Директивы 2009/142/ЕС Европейского Парламента и Совета от 30 ноября 2009 года о газорасходных аппаратах, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 330/10 от 16 декабря 2009 года, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Технический регламент "Газорасходные аппараты" (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 24 месяцев со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова, за исключением пунктов 10, 14, 24-27, 30 Технического регламента "Газорасходные аппараты", которые вступят в силу со дня подписания Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров между Республикой Молдова и Европейским Союзом.

3. До подписания Соглашения oб оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров между Республикой Молдова и Европейским Союзом:

1) допускается присутствие на рынке газорасходных аппаратов, маркированных знаком соответствия SM, применяемым согласно положениям Закона №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия;

2) производитель или его авторизованный представитель - юридическое лицо с местонахождением в Республике Молдова, применяет знак соответствия SM в случае, когда оценка соответствия газорасходных аппаратов, предназначенных для национального рынка, осуществляется признанными органами по оценке соответствия путем применения процедур, предусмотренных главой V Технического регламента "Газорасходные аппараты";

3) запрещается в условиях, предусмотренных настоящим постановлением, маркировка одного и того же газорасходного аппарата знаком соответствия SM и знаком СЕ;

4) положения настоящего постановления, касающиеся маркировки СЕ, относятся и к знаку соответствия SM;

5) Министерство экономики признает органы, которые осуществляют оценку соответствия газорасходных аппаратов, предназначенных для национального рынка, в соответствии с процедурами, предусмотренными главой V Технического регламента "Газорасходные аппараты";

6) требования к нотифицированным органам по оценке соответствия применяются и к признанным органам по оценке соответствия. При проведении процедур по оценке соответствия признанные органы, осуществляющие оценку соответствия газорасходных аппаратов, должны составить сертификат испытания типового образца;

7) процедура нотификации аналогична процедуре признания;

8) список признанных органов по оценке соответствия, специфические задачи, для выполнения которых они были признаны, и их идентификационные номера публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова.

4. Обязанности и ответственность производителя, его авторизованного представителя, импортера или дистрибьютора – юридических лиц с местонахождением в Республике Молдова, касающиеся газорасходных аппаратов с маркировкой знаком соответствия SM, соответствуют предусмотренным настоящим постановлением для аппаратов с маркировкой знаком СЕ.

5. На момент вступления в силу настоящего постановления признать утратившими силу:

Постановление Правительства №1089 от 26 сентября 2008 г. "Об утверждении Технического регламента "Газорасходные установки";

пункт 3 приложения №3 к Постановлению Правительства №936 от 9 декабря 2011 г. "О создании Агентства о защите потребителей и утверждении его Положения, структуры и предельной численности".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики.

Премьер-министр

Павел Филип

Контрассигнуют:

зам. Премьер-министра, министр экономики

 

Октавиан Калмык

зам. Премьер-министра, министр иностранных дел и европейской интеграции

Андрей Галбур

министр юстиции

Владимир Чеботарь

Утвержден Постановлением Правительства Республики Молдова от 13 декабря 2016 года №1329

Технический регламент "Газорасходные аппараты"

I. Область применения

1. Технический регламент "Газорасходные аппараты" (в дальнейшем – Технический регламент) применяется в отношении газорасходных аппаратов (в дальнейшем – аппараты) и оборудования и устанавливает основные требования к ним.

2. Положения настоящего Технического регламента не применяются к аппаратам, специально спроектированным для использования промышленными предприятиями в процессе производства.

II. Терминология

3. В целях настоящего Технического регламента используются понятия, определенные в Законе №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия, а также перечисленные ниже определения, имеющие следующие значения:

1) аппараты – аппараты, приводимые в действие газовым топливом, используемые для приготовления и подогрева пищи, нагревания воды, охлаждения, освещения или мытья, и которые имеют, при необходимости, нормальную температуру воды, которая не превышает 105°С. Также считаются газорасходными аппаратами газовые горелки с подаваемым воздухом и отопительные приборы, оснащенные такими горелками;

2) оборудование – предохранительные, контролирующие или регулирующие устройства, отличные от газовых горелок с подаваемым воздухом и отопительных приборов, оснащенных такими горелками, реализуемые на рынке отдельно для специального использования и спроектированные для установки или монтажа на газорасходных аппаратах или собранные для того, чтобы служить таким аппаратам;

3) газовое топливо – любое топливо, пребывающее в газообразном состоянии при температуре от 15°С и под давлением от 1 бар;

4) аппарат, используемый в нормальных условиях – аппарат, который:

a) правильно установлен и регулярно обслуживается в соответствии с инструкциями производителя;

b) используется при обычных изменениях свойств газа и обычных колебаниях давления подачи; и

c) используется по назначению или иным разумным способом.

III. Основные требования к группам изделий

4. Аппараты и оборудование должны отвечать основным требованиям безопасности и здоровья, которые относятся к ним.

5. Основные требования предусмотрены в приложении №1 к настоящему Техническому регламенту.

IV. Условия поставки на рынок и размещения на рынке

6. Разрешаются поставки и размещение на рынке аппаратов, если при их нормальной эксплуатации они не угрожают безопасности людей, домашних животных и имущества.

7. Не могут быть запрещены, ограничены или предотвращены поставки и размещение на рынке аппаратов, отвечающих требованиям настоящего Технического регламента и имеющих маркировку знаком СЕ, предусмотренную пунктами 28-30 настоящего Технического регламента.

8. Не могут быть запрещены, ограничены или предотвращены поставки и размещение на рынке оборудования, к которому прилагается сертификат, выданный в соответствии с пунктом 20 настоящего Технического регламента.

9. Считается, что газорасходные аппараты и оборудование отвечают основным требованиям, предусмотренным в приложении №1 к настоящему Техническому регламенту, если они соответствуют следующим стандартам, утвержденным Министерством экономики в качестве органа публичной власти, наделенного функциями регламентирования в данной области, и опубликованным в Официальном мониторе Республики Молдова:

a) национальным стандартам, которые соответствуют гармонизированным стандартам, номера которых опубликованы в Официальном журнале Европейского Союза;

b) соответствующим национальным стандартам в той мере, в которой в регулируемых ими областях не существует гармонизированных стандартов.

10. Министерство экономики передает Европейской комиссии тексты национальных стандартов, предусмотренных подпунктом b) пункта 9 настоящего Технического регламента, которые, как оно считает, соответствуют требованиям, предусмотренным в приложении №1 к настоящему Техническому регламенту.

Пункт 10 вступает в силу со дня подписания Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров между Республикой Молдова и Европейским Союзом

11. Перечень смежных стандартов, применимых к газорасходным аппаратам и оборудованию, обновляется по мере необходимости.

12. Перечень типов газов и рабочих давлений, соответствующих применяемым на территории Республики Молдова, составляется в соответствии с Законом №123-ХVIII от 23 декабря 2009 года о природном газе.

13. Утвержденный и обновляемый по мере необходимости перечень, указанный в пункте 12, публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова.

14. Министерство экономики сообщает Европейской комиссии перечень типов газа и рабочих давлений, соответствующих применяемым на территории Республики Молдова.

Пункт 14 вступает в силу со дня подписания Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров между Республикой Молдова и Европейским Союзом

15. Обязанности экономических агентов (производителей, их авторизованных представителей, импортеров или дистрибьюторов), вовлеченных в цепочку жизненного цикла газорасходных аппаратов, предусматриваются соответствующим положениям Закона №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия.

V. Способы оценки соответствия

16. Перед размещением на рынке изготовленные аппараты подвергаются процедурам оценки соответствия основным требованиям настоящего Технического регламента.

17. Процедуры оценки соответствия серийно изготовленных аппаратов включают:

1) испытание СЕ типового образца, предусмотренное в разделе I приложения №3 к настоящему Техническому регламенту;

2) прохождение перед размещением на рынке, по выбору производителя, одной из следующих процедур:

a) декларация соответствия СЕ типового образца, предусмотренная в разделе II приложения №3 к настоящему Техническому регламенту; или

b) декларация соответствия СЕ типового образца (обеспечение качества продукции), предусмотренная в разделе III приложения №3 к настоящему Техническому регламенту; или

c) декларация соответствия СЕ типового образца (гарантия качества продукции), предусмотренная в разделе IV приложения №3 к настоящему Техническому регламенту; или

d) проверка СЕ, предусмотренная разделом V приложения №3 к настоящему Техническому регламенту.

18. При изготовлении прибора по индивидуальному заказу или в небольших количествах производитель может выбрать контроль СЕ каждого изделия, предусмотренный согласно разделу VI приложения №3 к настоящему Техническому регламенту.

19. После выполнения процедур, предусмотренных подпунктом 2) пункта 17 и пунктом 18 настоящего Технического регламента, соответствующие требованиям, аппараты маркируются знаком СЕ, с соблюдением положений пунктов 28-30 настоящего Технического регламента.

20. Процедуры, предусмотренные пунктом 17 настоящего Технического регламента, применяются и к оборудованию, указанному в пункте 1 настоящего Технического регламента, за исключением нанесения маркировки знака соответствия СЕ и, при необходимости, составления декларации о соответствии.

Оценка соответствия осуществляется посредством выдачи сертификата, прилагаемого к оборудованию, которым подтверждается соответствие оборудования основным требованиями настоящего Технического регламента и уточняются характеристики оборудования и способ его установки в аппарате или сборки для соответствия основным требованиям, указанным в приложении №1 к настоящему Техническому регламенту, применяемым в отношении готовых к эксплуатации аппаратов. Сертификат прилагается к оборудованию.

21. В случае, если к аппаратам применяются и другие законные регулирующие положения, которые предписывают другие требования и которые также предусматривают нанесение маркировки знаком соответствия СЕ, то данная маркировка указывает на соответствие аппаратов положениям соответствующих регламентов.

22. Если один или более действующих регламентов, предусмотренных пунктом 21 настоящего Технического регламента, предоставляют производителю в переходный период право выбирать, какие требования применять, то маркировка знаком соответствия СЕ указывает на соответствие только положениям действующих регламентов, применяемых производителем. В таких случаях в документах, примечаниях или инструкциях, прилагаемых к аппаратам, согласно требованиям применяемых регламентов, необходимо указать отдельные сведения для идентификации этих регламентов.

23. Документация и переписка, касающиеся процедур оценки соответствия, предусмотренных пунктами 17 и 18 настоящего Технического регламента, составляются на государственном языке, на официальном языке государства, где расположен нотифицированный орган, или на языке, признанном этим органом.

VI. Нотификация органов по оценке соответствия

24. Министерство экономики в качестве органа публичной власти, наделенного полномочиями регламентирования в данной области, уведомляет Европейскую комиссию об органах, назначенных им выполнять процедуры, предусмотренные пунктами 17 и 18 настоящего Технического регламента, с указанием конкретных обязанностей этих органов и идентификационных номеров, присвоенных им предварительно комиссией.

25. Европейская комиссия в целях информирования публикует в Официальном журнале Европейского Союза список нотифицированных органов и присвоенные им идентификационные номера, и обеспечивает актуализацию списка.

26. Для оценки органов, которые будут нотифицированы, применяются требования, установленные Законом №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия

27. В случае, если Министерство экономики в качестве органа публичной власти, наделенного функциями регламентирования, констатирует, что нотифицированный ранее орган не отвечает критериям, предусмотренным Законом №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия, Министерство предпринимает необходимые меры для приостановления, отзыва нотификации органа, незамедлительно известив об этом Европейскую комиссию.

Глава VI вступает в силу со дня подписания Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров между Республикой Молдова и Европейским Союзом

VII. Маркировка СЕ

28. Маркировка СЕ соответствует общим принципам, предусмотренным Законом №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия.

29. Маркировка СЕ и надписи, определенные приложением №4 к настоящему Техническому регламенту, применяются таким образом, чтобы они были хорошо видны, были разборчивыми и нестираемыми, и наносятся непосредственно на аппарат или прикрепленную к нему табличку с техническими данными. Табличка с техническими данными должна быть спроектирована таким образом, чтобы ее нельзя было использовать повторно.

30. Запрещается наносить на аппарат маркировку, которая может вводить в заблуждение третьи стороны относительно значения и формы маркировки СЕ.

Пункт 30 вступает в силу со дня подписания Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров между Республикой Молдова и Европейским Союзом

31. Любая другая маркировка может быть нанесена на аппарат или на табличку с данными при условии, чтобы видимость и разборчивость маркировки СЕ не была снижена.

32. В случае, когда орган по надзору за рынком установит, что маркировка СЕ нанесена ненадлежащим образом, производитель или его авторизованный представитель обязан обеспечить приведение изделия в соответствие с правилами относительно маркировки знаком СЕ и не допускать нарушений положений настоящего Технического регламента.

33. Если несоответствие продолжается, орган по надзору за рынком принимает, в соответствии со своими полномочиями, необходимые меры по ограничению или запрету размещения на рынке данного изделия или обеспечению их изъятия с рынка, согласно положениям пункта 36 настоящего Технического регламента.

VIII. Надзор за рынком

34. Органом по надзору за рынком на предмет соответствия газорасходных аппаратов положениям настоящего Технического регламента является Агентство по защите прав потребителей.

35. В случае, когда устанавливается, что газорасходные аппараты, размещенные на рынке, не соответствуют требованиям настоящего Технического регламента, орган по надзору за рынком применяет меры в соответствии с действующим законодательством.

36. Если орган по надзору за рынком установил, что аппараты, маркированные знаком СЕ и используемые надлежащим образом, могут подвергать риску безопасность людей, животных или имущества, он принимает все соответствующие меры для изъятия данных аппаратов с рынка и запрета или ограничения их дальнейших поставок на рынок.

37. Орган по надзору за рынком один раз в год информирует Министерство экономики о решениях, принятых в соответствии с пунктом 36 настоящего Технического регламента, с указанием причин, послуживших основанием для принятия данного решения и, в частности, если несоответствие связано с:

a) невыполнением основных требований, предусмотренных приложением №1 к настоящему Техническому регламенту, вследствие того, что аппараты не соответствуют стандартам, определенным пунктом 9 настоящего Технического регламента;

b) неправильным применением стандартов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Технического регламента;

c) недостатками в самих стандартах, предусмотренных пунктом 9 настоящего Технического регламента.

38. Если орган по надзору за рынком установил, что аппарат, не соответствующий предписанным требованиям, носит маркировку знаком соответствия СЕ, он принимает, в соответствии со своими полномочиями, необходимые меры и информирует Министерство экономики о принятом решении.

39. Министерство экономики информирует Европейскую комиссию о мерах, принятых согласно положениям пункта 36 настоящего Технического регламента.

40. Нарушение требований настоящего Технического регламента влечет материальную, дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность, в зависимости от конкретного случая, в соответствии с действующим законодательством.

Приложение №1

к Техническому регламенту "Газорасходные установки"

Основные требования

I. Общие условия

1. Обязательства, возникающие в связи с применением основных требований к аппаратам, изложенных в настоящем приложении, также применяются по отношению к оборудованию в случае наличия соответствующего риска.

Аппараты должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при условии их нормальной эксплуатации, как это определено подпунктом b) пункта 3 настоящего Технического регламента, они функционировали безопасно и не представляли никакого риска для людей, животных или имущества.

2. Все аппараты, поставляемые на рынок, должны отвечать следующим условиям:

а) сопровождаться техническими инструкциями для монтажников;

b) сопровождаться руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию для пользователей;

c) содержать этикетки предупредительного содержания, которые должны быть нанесены на упаковку.

Инструкция и этикетки предупредительного содержания составляются на государственном языке или на официальных языках стран получателей.

3. Технические инструкции для монтажников должны содержать все указания по установке, настройке и обслуживанию, необходимые для обеспечения правильного выполнения данных работ и безопасного использования аппаратов. В инструкции, в частности, должно указываться следующее:

а) тип используемого газа;

b) давление подачи газа;

c) необходимая вентиляция:

- для обеспечения поступления воздуха для горения;

- для недопущения скопления примесей с опасным содержанием несгоревшего газа в аппаратах, не оснащенных устройством, указанным в пункте 23 настоящего приложения;

d) условия вытяжки продуктов горения;

e) характеристики и требования к сборке газовых горелок и отопительных приборов, оборудованных этими горелками, соблюдение которых гарантирует соответствие готовых аппаратов основным требованиям, и, при необходимости, список вариантов применения, рекомендованных производителем.

4. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию для пользователя должно содержать все сведения, необходимые для безопасной эксплуатации, и, в частности, обращать внимание пользователя на любые ограничения во время использования.

5. Этикетки предупредительного содержания на аппарате и его упаковке должны содержать четкие сведения о типе используемого газа, давлении подачи и о любом ограничении по его использованию, в частности ограничение, в соответствии с которым аппарат должен быть установлен только в хорошо проветриваемых помещениях.

6. Оборудование, предназначенное для эксплуатации в составе аппарата, должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы при выполнении монтажных работ в соответствии с инструкцией гарантировалось его предназначенное использование.

Руководство по монтажу, настройке, эксплуатации и техническому обслуживанию для пользователя должно поставляться совместно с оборудованием.

II. Материалы

7. Материалы должны соответствовать своему назначению и быть устойчивыми к воздействию механических, химических, термических нагрузок, которым они подвергаются.

8. Характеристики материалов, влияющие на безопасность аппарата, должны быть гарантированы его производителем или поставщиком.

III. Проектирование и производство

Общие положения

9. Аппараты должны изготавливаться таким образом, чтобы в процессе их нормальной эксплуатации не возникало нарушений устойчивости, деформации, поломок или износа, которые могли бы снизить безопасность аппарата.

10. Конденсация, возникающая при пуске и/или во время эксплуатации, не должна влиять на безопасность в работе аппаратов.

11. Аппараты должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы риск взрыва в случае возгорания от внешнего источника был сведен к минимуму.

12. Аппарат изготавливается таким образом, чтобы вода и нежелательный воздух не проникали в газовый контур.

13. При колебаниях вспомогательной энергии в пределах нормы аппараты должны продолжать безопасно функционировать.

14. Аномальные колебания или перерывы в подаче вспомогательной энергии, а также восстановление электроснабжения не должны приводить к возникновению опасной ситуации.

15. Аппараты должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы исключать возможность несчастного случая по причине неисправности в системе электропитания. В этой области соблюдение требований безопасности в отношении несчастных случаев при использовании электроэнергии, предусмотренных национальным законодательством для обеспечения безопасности пользователей электрического оборудования низкого напряжения, равноценно выполнению основных требований, установленных настоящим приложением.

16. Все детали аппарата, находящиеся под давлением, должны быть устойчивыми к механическим и температурным нагрузкам, которыми они подвергаются, во избежание возникновения деформаций, влияющих на безопасность аппарата.

17. Аппараты должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы выход из строя предохранительного, контролирующего или регулирующего устройства не приводил к возникновению опасной ситуации.

18. Если аппарат оснащен предохранительным и контролирующим устройством, функционирование предохранительного устройства не должно зависеть от функционирования контролирующего устройства.

19. Все детали аппарата, установленные и налаженные при производстве, к которым не имеет доступа пользователь или монтажник, должны быть соответственным образом защищены.

20. Переключающие и регулирующие устройства должны быть четко маркированы и снабжены необходимыми инструкциями во избежание ошибок при их применении. Их форма должна быть спроектирована таким образом, чтобы исключить случайные переключения.

Выброс несгоревшего газа

21. Аппараты должны быть изготовлены таким образом, чтобы скорость утечки газа не представляла опасности.

22. Аппараты должны быть изготовлены таким образом, чтобы выход газа при первичном или повторном зажигании или после погашения пламени был ограничен для предотвращения опасного скопления несгоревшего газа в аппарате.

23. Аппараты, предназначенные для эксплуатации в закрытых помещениях, должны быть оснащены специальным устройством, с помощью которого предотвращается опасное скопление несгоревшего газа в таких помещениях.

Аппараты, не снабженные такого рода устройствами, должны использоваться только в помещениях с достаточным уровнем вентиляции, чтобы предотвратить опасное скопление несгоревшего газа в таких помещениях.

Компетентные органы могут издавать специфические требования, определяющие уровень вентиляции в помещениях для монтажа данных аппаратов, с учетом их специфических характеристик.

Аппараты для приготовления пищи, для использования на производственных кухнях и аппараты, работающие на газовом топливе, содержащем токсичные компоненты, должны быть оборудованы вышеназванным устройством.

Зажигание

24. Аппараты должны быть изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации:

а) первичное и повторное зажигание проходили равномерно;

b) обеспечивалась равномерность воспламенения.

Горение

25. Аппараты должны быть изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации обеспечивались устойчивость пламени и отсутствие в составе продуктов сгорания недопустимых концентраций вредных для здоровья веществ.

26. Аппараты должны быть изготовлены таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации не допускался случайный выход опасных продуктов сгорания.

27. Аппараты, подключаемые к вытяжке для эвакуации продуктов сгорания, должны быть изготовлены таким образом, чтобы при неправильном функционировании опасное количество продуктов сгорания не выделялось в помещение, где используется аппарат.

28. Аппараты автономного отопления для домашнего использования и проточные водонагреватели, не присоединенные к вытяжке для продуктов сгорания, не должны выделять в помещение или пространство оксид углерода в концентрации, представляющей опасность для здоровья людей, с учетом продолжительности их нахождения в данном помещении.

Рациональное использование энергии

29. Аппараты должны быть изготовлены таким образом, чтобы с учетом аспектов безопасности обеспечивалось рациональное использование энергии, соответствующее их техническому уровню.

Температуры

30. Детали аппарата, предназначенные для нахождения вблизи пола или других поверхностей, не должны нагреваться до температур, создающих опасность для окружающего пространства.

31. Температура поверхности используемых кнопок или переключателей не должна представлять опасность для пользователя.

32. Температура поверхностей внешних деталей бытовых аппаратов, за исключением поверхностей или деталей, которые выполняют функцию теплопередачи, не должна достигать во время функционирования значений, представляющих опасность для пользователя и особенно для детей, учитывая время их реакции.

Продукты питания и вода, используемая в санитарных целях

33. Материалы и детали, используемые для изготовления аппарата, которые могут соприкасаться с продуктами питания или водой, используемой в санитарных целях, не должны влиять на их качество.

Приложение №2

к Техническому регламенту "Газорасходные установки"

Техническая документация

1. Техническая документация должна содержать следующую информацию, которая запрашивается нотифицированным/признанным органом для проведения оценки соответствия аппаратов:

а) общее описание аппарата;

b) планы выполнения проектов, производственные планы и изготовленные чертежи аппарата, в том числе составных частей, подконструкций и электрических схем;

c) описания и пояснения, необходимые для понимания вышеизложенного, в том числе относительно функционирования аппаратов;

d) список стандартов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Технического регламента, применяемых полностью или частично для выполнения основных требований настоящего Технического регламента, в случае если данные стандарты не применялись;

e) отчеты испытаний;

f) инструкции по монтажу и использованию.

2. В случае необходимости техническая документация должна содержать следующие документы:

а) документы устройств, вмонтированных в аппараты;

b) документы и сертификаты, касающиеся методов изготовления, и/или проверки, и/или контроля аппаратов;

c) любые другие документы, позволяющие нотифицированному/признанному органу повысить качество оценки соответствия.

Приложение №3

к Техническому регламенту "Газорасходные установки"

Процедуры оценки соответствия

I. Испытание типового образца CE

1. Испытание типового образца СЕ является этапом процедуры, посредством которой нотифицированный орган проверяет и подтверждает тот факт, что рассматриваемый аппарат соответствующей продукции отвечает применяемым к нему положениям настоящего Технического регламента.

2. Заявка на проведение испытания типового образца по стандарту СЕ подается производителем или его авторизованным представителем только в один нотифицированный орган.

3. Заявка должна содержать следующие данные:

a) наименование и адрес производителя или, если заявка подана авторизованным представителем, его наименование и адрес;

b) письменная декларация, подтверждающая тот факт, что заявка не подавалась в другой нотифицированный/признанный орган;

c) техническая документация, предусмотренная приложением №2 к настоящему Техническому регламенту.

4. Заявитель представляет в распоряжение нотифицированного органа один образец аппарата соответствующей продукции (именуемый в дальнейшем – тип). Нотифицированный орган может затребовать больше образцов соответствующего типа, если они необходимы для выполнения программы испытаний. Тип продукции может охватывать несколько вариантов изделий при условии, что различия между вариантами не повлияют на уровень безопасности.

5. Нотифицированный орган обязан:

1) проверить проектную документацию и установить, если типовой образец был изготовлен в соответствии с проектной документацией, и идентифицировать детали, которые были спроектированы в соответствии с положениями стандартов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Технического регламента, и основными требованиями настоящего Технического регламента;

2) провести или потребовать проведения надлежащих тестов и/или испытаний, необходимых для проверки соответствия принятых производителем решений основным требованиям применяемого Технического регламента в случае, если не применялись стандарты, предусмотренные пунктом 9 настоящего Технического регламента;

3) провести или требовать проведения соответствующих оценок и/или испытаний, необходимых для проверки эффективности использования производителем применяемых стандартов, если он решил действовать иным образом, с тем чтобы убедиться в соответствии основным требованиям.

6. Если образец продукции соответствует положениям настоящего Технического регламента, нотифицированный орган должен выдать заявителю сертификат испытания типового образца СЕ.

Сертификат испытания типового образца СЕ должен содержать:

a) наименование и адрес производителя;

b) результаты испытания;

c) условия его действительности, при необходимости;

d) необходимые данные для идентификации сертифицированного образца и описание принципов его функционирования, при необходимости.

К сертификату прилагаются релевантные технические документы, имеющие значение для оценки соответствия изделия, например, чертежи и диаграммы.

7. Нотифицированный орган должен информировать другие нотифицированные органы о выдаче сертификата испытания типового образца СЕ и обо всех изменениях, внесенных в указанный образец, в соответствии с пунктом 9 настоящего приложения. Они могут получить копию сертификата испытания типового образца СЕ и/или приложений к нему и на основании обоснованного заявления – копию отчетов о проведенных тестах и испытаниях.

8. Если нотифицированный орган отказал в выдаче либо отозвал сертификат испытания типового образца СЕ, нотифицированный орган должен проинформировать об этом Министерство экономики с обоснованием своего отказа.

9. Заявитель должен постоянно информировать нотифицированный орган, выдавший сертификат испытания типового образца СЕ, обо всех изменениях сертифицированного образца, которые могут влиять на соответствие основным требованиям.

Изменения, внесенные в сертифицированный образец, должны быть дополнительно утверждены нотифицированным органом по сертификации, выдавшим сертификат испытания типового образца СЕ, в случае, если эти изменения влияют на соблюдение основных требований или условий, предписанных для эксплуатации аппарата. Дополнительное утверждение должно выдаваться в виде дополнительного документа, прилагаемого к оригиналу сертификата испытания типового образца СЕ.

II. Декларация соответствия типового образца CE

10. Декларация соответствия типового образца СЕ является частью процедуры, посредством которой производитель или его авторизованный представитель декларирует под собственную ответственность, что данные аппараты соответствуют типовому образцу, описанному в сертификате испытания типового образца СЕ, и отвечают применяемым основным требованиям настоящего Технического регламента.

Производитель или его авторизованный представитель должен нанести на каждый аппарат маркировку СЕ и заполнить декларацию о соответствии.

Декларацию о соответствии можно составить для одного аппарата или более, и она должна храниться в оригинале у эмитента. Маркировка знаком СЕ сопровождается идентификационным номером нотифицированного органа по сертификации, ответственного за проведение случайных проверок, предусмотренных пунктом 12 настоящего приложения.

11. Производитель должен принять все необходимые меры для обеспечения в ходе производства, включая стадию заключительного контроля и испытания изготовленного им изделия, однородности продукции и соответствия аппаратов типовому образцу, описанному в сертификате испытания типового образца СЕ, и требованиям настоящего Технического регламента.

Нотифицированный орган, выбранный производителем, должен проводить внеплановые проверки аппаратов в соответствии с пунктом 12 настоящего приложения.

12. Нотифицированный орган должен проводить периодические проверки на местах произвольно выбранных аппаратов с интервалом в один год или реже. В целях обеспечения соответствия основным требованиям настоящего Технического регламента необходимо проверить соответствующее количество аппаратов и провести адекватные испытания, предусмотренные применяемыми стандартами, указанными в пункте 9 настоящего Технического регламента, или эквивалентные испытания.

Нотифицированный орган определяет в каждом случае отдельно, должны ли эти испытания проводиться полностью или частично. В случае, когда один или несколько аппаратов не соответствуют требованиям настоящего Технического регламента, нотифицированный орган должен принять соответствующие меры для предотвращения их продажи.

III. Декларация о соответствии типового образца CE (обеспечение качества продукции)

13. Декларация о соответствии типового образца СЕ (обеспечение качества продукции) является процедурой, посредством которой производитель, выполняющий положения пункта 14 настоящего приложения, декларирует под собственную ответственность, что данные аппараты соответствуют типовому образцу, описанному в сертификате испытания типового образца СЕ, и отвечают основным применяемым требованиям настоящего Технического регламента.

Производитель или его авторизованный представитель должен нанести на каждый аппарат маркировку СЕ и заполнить декларацию о соответствии. Декларацию о соответствии можно оформить на один аппарат или более, она должна храниться в оригинале у производителя. За маркировкой СЕ следует идентификационный номер нотифицированного органа по сертификации ответственного за надзор соответствия СЕ.

14. Производитель должен иметь действующую систему менеджмента качества, которая гарантирует соответствие аппаратов типовому образцу, описанному в сертификате испытания СЕ типового образца, и основным применяемым требованиям настоящего Технического регламента. Система качества подлежит надзору СЕ, предусмотренному частью 2 настоящей главы (пункты 20-24).

Раздел 1. Система качества

15. Производитель должен направить в любой выбранный им орган по сертификации заявку на утверждение его системы обеспечения качества для соответствующих аппаратов.

Заявка должна содержать:

a) документацию по системе обеспечения качества;

b) гарантии исполнения обязательств, вытекающих из утвержденной системы обеспечения качества;

c) гарантии поддержания утвержденной системы качества для обеспечения ее эффективности и постоянства во времени;

d) документацию, касающуюся сертифицированного типового образца, и копию сертификата испытания типового образца СЕ.

16. Все документы, требования и решения, принятые производителем, должны быть изложены в систематизированной и упорядоченной документации в виде описанных мероприятий, рабочих процедур и инструкций. Документация по системе обеспечения качества должна обеспечивать однозначное толкование программ, планов, инструкций и записей, касающихся качества.

Документация должна содержать, в частности, соответствующее описание:

a) целей системы качества, организационной структуры экономического агента, обязанностей по руководству и его прерогатив в отношении качества аппаратов;

b) технологических процессов производства, методов контроля и обеспечения качества, а также систематических процессов и действий, которые будут предприняты;

c) тестов и испытаний, которые будут проводиться до, во время и после изготовления, а также частоты их проведения;

d) методов надзора за обеспечением требуемого качества аппарата и эффективным функционированием системы качества.

17. Нотифицированный орган проверяет и оценивает систему обеспечения качества для определения, удовлетворяет ли она требованиям, предусмотренным пунктом 16 настоящего приложения. Нотифицированный/признанный орган считает соблюденными основные требования в отношении систем обеспечения качества, если применяются соответствующие гармонизированные стандарты.

Нотифицированный орган должен сообщить о своем решении производителю и проинформировать другие нотифицированные органы. Уведомление, направляемое производителю, должно содержать результаты проверки, название и адрес нотифицированного органа, и обоснованное решение по оценке определенных аппаратов.

18. Производитель должен постоянно информировать нотифицированный орган, который сертифицировал систему обеспечения качества, о любом намерении обновить или изменить систему качества, например, об изменениях, связанных с новыми технологиями и концепциями качества. Назначенный орган должен проверить предложенные изменения и принять решение о том, соблюдаются ли измененной системой обеспечения качества основные требования, или о необходимости проведения ее переоценки. Нотифицированный орган должен уведомить производителя о своем решении. В уведомлении должны содержаться результаты проверки и обоснование решения об оценке.

19. Нотифицированный орган, который отзывает сертификат системы обеспечения качества, должен проинформировать об этом другие нотифицированные органы, с обоснованием своего решения.

Раздел 2. Надзор СЕ

20. Целью надзора СЕ является обеспечение надлежащего выполнения производителем всех обязательств, вытекающих из утвержденной системы качества.

21. Производитель должен допускать представителей нотифицированного органа к месту производства, контроля, испытания и хранения в целях проведения проверок и предоставить им всю необходимую информацию, в частности:

a) документацию по системе обеспечения качества;

b) документы, подтверждающие качество, например, отчеты о проведенных проверках, данные об испытаниях, данные о калибровке, отчеты о квалификации вовлеченного персонала и т.д.

22. Нотифицированный орган должен проводить проверку не реже одного раза в два года для подтверждения того, что производитель поддерживает и применяет утвержденную систему обеспечения качества, и представить производителю отчет о проверке.

23. Кроме того, нотифицированный орган может осуществлять посещения производителя без предупреждения. В ходе этих посещений нотифицированный орган может проводить или требовать проведения испытаний аппаратов. Он должен представить производителю отчет о проверке и, при необходимости, отчет о проведенных испытаниях.

24. По запросу производитель должен представить отчет нотифицированного органа.

IV. Декларация о соответствии типового образца CE (обеспечение качества продукции)

25. Декларация о соответствии типового образца СЕ (обеспечение качества продукции) является процедурой, посредством которой производитель, выполняющий обязательства, предусмотренные пунктом 26 настоящего приложения, декларирует соответствие данных аппаратов типовому образцу, описанному в сертификате испытания типового образца СЕ, и применяемым основным требованиям настоящего Технического регламента.

Производитель или его авторизованный представитель должен нанести на каждый аппарат маркировку СЕ и заполнить декларацию о соответствии. Декларация о соответствии может быть выдана на один аппарат или более и должна храниться у производителя. После маркировки СЕ следует идентификационный номер нотифицированного органа, ответственного за осуществление надзора СЕ.

26. Производитель должен применять утвержденную систему обеспечения качества согласно пунктам 27-31 настоящего приложения для осуществления заключительного контроля и испытаний аппаратов, а ЕС осуществляет надзор СЕ в соответствии с пунктами 32-36 настоящего приложения.

Раздел 1. Система обеспечения качества

27. Согласно данной процедуре производитель должен подать в выбранный им нотифицированный орган по сертификации заявку на утверждение его системы обеспечения качества для данных аппаратов.

Заявка должна содержать:

a) документацию по системе обеспечения качества;

b) гарантию соблюдения всех обязательств, вытекающих из утвержденной системы обеспечения качества;

c) гарантию поддержания утвержденной системы качества для обеспечения ее эффективности и постоянства;

d) техническую документацию, касающуюся утвержденного типового образца, и копию сертификата испытания типового образца СЕ.

28. В рамках системы обеспечения качества необходимо проверять каждый аппарат и проводить соответствующие испытания, предусмотренные применяемыми стандартами, согласно пункту 9 настоящего Технического регламента, обеспечивающими презумпцию соответствия основным требованиям настоящего Технического регламента, или эквивалентные испытания, гарантирующие соответствие аппарата основным применяемым требованиям настоящего Технического регламента.

Все документы, требования и решения, принятые производителем, должны быть изложены в систематизированной и упорядоченной документации и собраны в виде прописанных мер, процедур и инструкций. Документация по системе обеспечения качества должна обеспечивать однозначное толкование программ, планов, инструкций и документов, касающихся качества.

Документация по системе обеспечения качества должна содержать, в частности, доступное описание:

a) целей системы качества, организационной структуры экономического агента, обязанностей и прерогатив руководства в отношении качества аппарата;

b) проверок и испытаний, проводимых после окончания производственного процесса;

c) методов проверки эффективного функционирования системы обеспечения качества.

29. Нотифицированный орган проверяет и оценивает систему обеспечения качества с целью определения, удовлетворяет ли она требованиям, предусмотренным пунктом 28 настоящего приложения.

Нотифицированный орган подтверждает соответствие основным требованиям для систем обеспечения качества, которые применяют соответствующие гармонизированные стандарты. Нотифицированный орган должен сообщить производителю о своем решении и проинформировать о нем другие нотифицированные органы. Уведомление, направляемое производителю, должно содержать результаты проверки, название и адрес нотифицированного органа и обоснованное решение по оценке соответствующих аппаратов.

30. Производитель должен постоянно информировать нотифицированный орган, сертифицировавший систему обеспечения качества, о любом необходимом обновлении системы обеспечения качества, например, о применении новых технологий и концепций в области качества. Нотифицированный орган должен проверить предложенные изменения и принять решение о соответствии измененной системы обеспечения качества релевантным требованиям или, при необходимости, о ее переоценке. Нотифицированный орган должен уведомить производителя о своем решении. Уведомление должно содержать результаты проверки и обоснованное решение об оценке.

31. Если нотифицированный орган отозвал сертификат обеспечения системы качества, он должен проинформировать об этом другие нотифицированные органы с обоснованием своего решения.

Раздел 2. Надзор СЕ

32. Целью надзора СЕ является обеспечение выполнения производителем всех обязательств, возлагаемых на него сертифицированной системой качества.

33. Производитель должен обеспечить представителям нотифицированного органа доступ в целях проведения инспекции к месту контроля, испытания и хранения, а также предоставить им всю необходимую документацию, в частности:

a) документацию по системе обеспечения качества;

b) документы по качеству, например, отчеты испытаний, результаты калибровок, данные о квалификации вовлеченного персонала и т.д.

34. Нотифицированный орган осуществляет не реже одного раза в два года проверку для подтверждения того, что производитель поддерживает и применяет утвержденную систему качества и представляет производителю отчет о проверке.

35. Кроме того, нотифицированный орган может осуществлять незапланированные посещения производителя. В ходе этих посещений нотифицированный орган может проводить или требовать от производителя проведения испытаний аппаратов. Нотифицированный орган должен представить производителю отчет о проверке и, при необходимости, отчет об испытаниях.

36. По запросу производитель должен представлять отчет нотифицированного органа.

V. Проверка СЕ

37. Проверка СЕ является процедурой, посредством которой производитель или его авторизованный представитель гарантирует и декларирует, что аппараты, являющиеся объектом предписаний раздела III настоящего приложения, соответствуют типовому образцу, описанному в сертификате испытания СЕ типового образца, и соответствуют применяемым основным требованиям настоящего Технического регламента.

38. Производитель или его авторизованный представитель должен принять все необходимые меры для гарантирования того, что процесс производства обеспечивает соответствие продукции образцу, описанному в сертификате испытания СЕ типового образца, и основным применяемым требованиям настоящего Технического регламента.

Производитель или его авторизованный представитель должен нанести маркировку СЕ на каждый аппарат и заполнить декларацию о соответствии. Декларация о соответствии может быть выдана на один аппарат или более и должна храниться у производителя.

39. Нотифицированный орган осуществляет необходимые проверки и испытания для проверки соответствия определенного аппарата основным требованиям настоящего Технического регламента путем оценки и испытания каждого аппарата, согласно положениям пунктов 40-42 настоящего приложения, либо путем проверки и испытания аппаратов с применением статистических методов согласно положениям пунктов 43-46 настоящего приложения по выбору производителя.

Раздел 1. Проверка посредством контроля и испытания каждого аппарата

40. Все аппараты проверяются индивидуально и подвергаются соответствующим испытаниям согласно положениям смежных стандартов, обеспечивающих презумпцию соответствия основным требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящего Технического регламента, или эквивалентным испытаниям для проверки их соответствия типовому образцу, описанному в сертификате испытания типового образца СЕ, и применяемым требованиям настоящего Технического регламента.

41. Нотифицированный орган должен нанести или обеспечить нанесение на каждый аппарат своего идентификационного номера и составить сертификат соответствия по результатам проведенных испытаний. Сертификат соответствия может быть выдан для одного аппарата или более.

42. Производитель или его авторизованный представитель должен хранить и представлять по запросу сертификаты соответствия, выданные на его имя нотифицированным органом.

Раздел 2. Статистический контроль

43. Производитель должен представлять изготовленные аппараты в виде однородных партий и принять все необходимые меры для того, чтобы производственный процесс гарантировал однородность каждой изготовленной партии аппаратов.

44. Статистический контроль проводится следующим образом: аппараты подвергаются статистическому контролю в зависимости от технико-функциональных характеристик. Они должны быть сгруппированы в партии однородной продукции, состоящие из аппаратов одной модели, произведенных в одинаковых условиях. Одна партия оценивается в интервалы, выбранные случайным образом.

Аппараты, представляющие один образец, проверяются каждый в отдельности и подвергаются соответствующим испытаниям, согласно применяемым стандартам, предусмотренным пунктом 9 настоящего Технического регламента, или проводятся эквивалентные испытания для того, чтобы определить, будет ли данная партия принята или отклонена.

Применяется процедура отбора образцов со следующими характеристиками:

а) нормальный уровень качества, соответствующий вероятности приемки партии от 95%, с процентом несоответствия в пределах от 0,5% до 1,5%;

b) пограничный уровень качества, соответствующий вероятности приемки партии от 5%, с процентом несоответствия от 5% до 10%.

45. Если партии продукции приняты, нотифицированный орган должен нанести или обеспечить нанесение на каждый аппарат своего идентификационного номера и составить сертификат соответствия по результатам проведенных испытаний. Вся партия аппаратов может быть размещена на рынке, за исключением изделий образца, которые не соответствуют установленным требованиям.

Если партия отклонена, нотифицированный орган принимает соответствующие меры для предотвращения размещения на рынке этой партии. В случае частого отклонения партий продукции, указанный орган вправе отклонить статистический метод контроля.

Производитель может с одобрения нотифицирующего органа нанести его идентификационный номер во время производственного процесса.

46. Производитель или его авторизованный представитель должен хранить и представлять по запросу сертификаты соответствия, выданные нотифицированным органом.

VI. Контроль СЕ Каждого Изделия

47. Контроль СЕ каждого изделия является процедурой, посредством которой производитель или его авторизованный представитель, гарантирует и декларирует, что аппарат, на который выдан сертификат соответствия, указанный в главе II настоящего приложения, соответствует основным применяемым требованиям настоящего Технического регламента.

Производитель или его авторизованный представитель должен нанести маркировку СЕ на аппарат и составить декларацию о соответствии, которую должен хранить.

48. Нотифицированный орган проверяет аппарат и проводит соответствующие испытания, учитывая требования проектной документации, чтобы гарантировать его соответствие основным требованиям настоящего Технического регламента.

Нотифицированный орган должен нанести или потребовать нанесения на утвержденный аппарат своего идентификационного номера и составить сертификат соответствия по результатам проведенных испытаний.

49. Целью технической документации по проектированию аппарата, как указано в приложении №2 к настоящему Техническому регламенту, является возможность проведения оценки соответствия изделия требованиям настоящего Технического регламента и лучшее понимание процесса проектирования, производства и функционирования аппарата.

Документация по проектированию, предусмотренная приложением №2, должна быть представлена нотифицированному органу.

50. Если нотифицированный орган считает необходимым, проверки и испытания могут быть проведены после установки аппарата.

51. Производитель или его авторизованный представитель должны представлять по запросу сертификаты соответствия, выданные нотифицированным органом.

Приложение №4

к Техническому регламенту "Газорасходные аппараты"

Маркировка соответствия СЕ и надписи

1. Маркировка СЕ состоит из инициалов "CE" и имеет следующую форму:

Рисунок к ПП РМ от 13.12.2016 г. №1329

После маркировки СЕ должен следовать идентификационный номер нотифицированного органа, вовлеченного в процесс контроля продукции.

2. Аппарат или табличка с техническими данными должны содержать маркировку СЕ и следующую информацию:

а) наименование или товарный знак производителя;

b) наименование аппарата;

с) используемый тип электропитания, при необходимости;

d) категорию аппарата;

е) последние две цифры года, в который была нанесена маркировка СЕ.

Могут быть добавлены данные, необходимые для установки аппарата, в зависимости от его назначения.

3. Если маркировка СЕ уменьшается или увеличивается, должны быть соблюдены пропорции приведенного выше рисунка.

Составляющие маркировки СЕ должны иметь одинаковый размер по вертикали, который не может быть меньше 5 мм.