Недействующая редакция. Принята: 01.08.2013 / Вступила в силу: 15.09.2013

Недействующая редакция, не действует с 31 октября 2014 года

Документ публикуется в Monitorul Oficial al Republicii Moldova и вступает в силу с 15 сентября 2013 года в соответствии с пунктом 5 настоящего Постановления - с 15 сентября 2013 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Молдова

30 августа 2013 года №936

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 1 августа 2013 года №157

Об утверждении, изменении, дополнении и аннулировании некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы

На основании п. f) ст.5 и ст.11 Закона о Национальном банке Молдовы №548-XIII от 21 июля 1995 г. (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1995 г., №56-57, ст. 624), с последующими изменениями и дополнениями, и части (3) ст. 49, ст. 93, 94 и 108 Закона о платежных услугах и электронных деньгах №114 от 18 мая 2012 г. (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2012 г., №193-197, ст. 661) Административный совет Национального банка Молдовы ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Регламент о платежных карточках, согласно приложению №1.

2. Утвердить Регламент о кредитовом переводе, согласно приложению №2.

3. Регламент о деятельности банков в ситемах международного перевода денежных средств, утвержденный Постановлением Административного совета Национального банка Молдовы №204 от 15 октября 2010 г. (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2010г., №231234, ст. 900), зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Молдова под №799 от 19 ноября 2010 г., изменить и дополнить следующим образом:

1) Название Регламента будет иметь следующее содержание:

"Регламент о деятельности поставщиков платежных услуг в системах перевода денег";

2) На протяжении всего текста Регламента слова "международный перевод денежных средств" и "международного перевода денежных средств" в любой грамматической форме заменить словами "перевода денег" и "переводов денег" в соответствующей грамматической форме, за исключением понятия "Система международного перевода денежных средств", а слова "банк", "банк-участник" в любой грамматической форме заменить словами "поставщик платежных услуг-участник" в соответствующей грамматической форме, за исключением синтагмы "Национальныцй банк", понятия "Банкучастник" и пунктов 22 и 26;

3) Пункт 1 будет иметь следующее содержание:

"1. Требования настоящего Регламента распространяются на поставщиков платежных услуг, имеющих право оказывать услуги по переводу денег, в соответствии с положениями Закона №114 от 18.05.2012 о платежных услугах и электронных деньгах (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2012 г., №193-197, ст.661) (далее - Закон).";

4) В пункте 2:

a) понятие "Услуга по международному переводу денежных средств" будет иметь следующее содержание:

"Перевод денег - имеет значение, предусмотренное в Законе.";

b) в понятии "Система международного перевода денежных средств" слова "Система международного перевода денежных средств" заменить словами "Система перевода денег", слова "по международным переводам денежных средств" заменить словами "денежных средств, относящихся к переводу денег", слова "международного перевода денежных средств" заменить словами "перевода денег", а слово "банковского" заменить словом "платежного";

c) понятия "Банк-участник", "Организатор системы международного перевода денежных средств", "Плательщик" и "Бенефициар" будут иметь следующее содержание:

"Поставщик платежных услуг-участник - поставщик платежных услуг плательщика или бенефициара из Республики Молдова, являющийся участником системы перевода денег.

Организатор системы перевода денег - юридическое лицо, организующее и обеспечивающее функционирование системы перевода денег.

Плательщик - лицо, издающее поручение о переводе денег в случае отсутствия платежного счета.

Бенефициар платежа - лицо, являющееся получателем фондов, ставших объектом платежной операции по переводу денег.";

5) В части 4) пункта 16 слово "кореспондентские" исключить;

6) В пункте 18 слово "потребителей" заменить словом "пользователей";

7) В пункте 20 слово "потребителей" заменить словом "пользователей", слово "переводов" заменить словами "переводов денег", слова "перевода денежных средств" заменить словами "перевода денег", а слово "перевода" заменить словами "перевода денег";

8) Пункт 21 исключить;

9) В пункте 22 слова "Банк-участник" заменить словами "Поставщик платежных услугучастник", а слово "кассах банка" заменить словом "его кассах";

10) В части 2) пункта 23 слово "продолжительности" заменить словом "сроке", после части 4) дополнить частью 5) следующего содержания: "; 5) другой информации, предусмотренной ст. 38 Закона";

11) В пункте 25 в варианте на русском языке текст остается без изменений;

12) В пункте 26 слова "Банк-участник" заменить словами "Поставщик платежных услугучастник", а слова "кассах банка" заменить словами "его кассах";

13) В части 1) пункта 28 слова "международным переводом" заменить словами "переводом денег";

14) В пункте 29 слова "международного перевода" заменить словами "перевода денег";

15) После пункта 29 дополнить пунктом 291 следующего содержания:

"291. Поставщики платежных услуг должны соблюдать требования прозрачности условий и требования по информированию, связанные с платежными услугами, а также требования, связанные с корректирующими и превентивными мерами в соответствии с положениями Закона";

16) В пункте 31 в варианте на русском языке текст остается без изменений;

17) В пункте 33 в варианте на русском языке текст остается без изменений;

18) В пункте 34 слово "плательщик" заменить словом "плательщика", а слово "проведенный" заменить словом "проведенные";

19) В пункте 35-38 слово "-бенефициар" и "-бенефициаром" заменить словом "бенефициара", в пункте 35 слово "перевод" заменить словами "перевод денег";

20) В пункте 36 и 37 слова "соответствующего перевода" заменить словами "соответствующего перевода денег", а слова "соответствующий перевод" заменить словами "соответствующий перевод денег";

21) В пункте 38 слова "соответствующего международного перевода" заменить словами "соответствующего перевода денег";

22) В пункте 40 в варианте на русском языке текст остается без изменений;

23) В пункте 41 в варианте на русском языке текст остается без изменений.

4. Банки освобождаются от необходимости использования новых образцов платежных поручений согласно приложению №1 Регламента о кредитовом переводе, упомянутого в пункте 2 настоящего постановления в срок до 15 сентября 2014 г.

5. Настоящее постановление публикуется в Monitorul Oficial al Republicii Moldova и вступает в силу с 15 сентября 2013 г.

6. Признать утратившими силу некоторые нормативные акты Национального банка Молдовы, согласно приложению №3.

Председатель Административного совета Национального банка Молдовы

Дорин Дрэгуцану

Приложение №1

к Постановлению Административного совета Национального банка Республики Молдова от 1 августа 2013 года №157

Регламент о платежных карточках

Глава I Общие положения

1. Предметом Регламента о платежных карточках (далее - Регламент) является регламентирование деятельности поставщиков платежных услуг и их клиентов в системах платежей посредством платежных карточек.

2. В целях настоящего регламента используются следующие понятия:

Расчетный агент - банк Республики Молдова, который обеспечивает окончательность расчетов по операциям в национальной валюте, осуществляемым посредством платежных карточек на территории Республики Молдова в рамках платежной системы посредством платежных карточек в соответствии с требованиями, установленными организатором системы и настоящим Регламентом.

Разрешение на осуществление операции посредством платежной карточкиразрешение поставщика-эмитента на осуществление определенной операции посредством эмитированной им платежной карточки.

Поставщик-эмитент - поставщик платежных услуг, который на основании договора с организатором системы платежей посредством платежных карточек эмитирует платежные карточки, обслуживает держателей эмитированных им платежных карточек и дает разрешение на осуществление операций по платежным карточкам.

Поставщик-акцептант - поставщик платежных услуг, который на основании договора с организатором системы платежей посредством платежных карточек предоставляет торговцу услуги по приему карточек к оплате в соответствии с договором об обслуживании торговца и/или выдает наличные денежные средства держателям платежных карточек.

Платежная карточка - стандартизованный и при необходимости персонифицированный носитель информации, посредством которого его держатель с использованием своего персонального идентификационного номера и/или других кодов, позволяющих его идентифицировать в зависимости от типа платежной карточки, имеет удаленный доступ к платежному счету, к которому прикреплена платежная карточка с целью осуществления платежных операций.

В зависимости от характеристики идентификации можно различить следующие виды платежных карточек:

a) персонализированная карточка - платежная карточка, которая прикреплена к платежному счету и на которой напечатана/оттеснена информация о держателе;

b) предоплаченная карточка - неперсонализированная платежная карточка и которая может быть приобретена без подачи заявления для ее выпуска. Эта карточка выпускается только в молдавских леях с конкретным номиналом и не может быть пополнена. Максимальный номинал предоплаченной карточки не может превышать 2500 леев;

c) персонифицированная карточка - платежная карточка, которая прикреплена к платежному счету и на которой не напечатана/оттеснена информация о держателе. Эта карточка выпускается только в молдавских леях путем заполнения заявления о выпуске карточки с предоставлением необходимых данных и документов для идентификации держателя во внутреннем учете поставщика платежных услуг. Персонифицированная карточка может быть выпущена и после израсходования использованных денежных средств предоплаченной карточки (номинал которой был определен при ее выпуске) с предоставлением необходимых данных и документов для идентификации держателя во внутреннем учете поставщика платежных услуг.

В зависимости от происхождения денежных средств, находящихся на счете держателя персонализированной/персонифицированной карточки, различаются следующие виды платежных карточек:

a) кредитная карточка, посредством которой ее держатель может распоряжаться денежными средствами, предоставленными эмитентом в форме кредитной линии;

b) дебетовая карточка, посредством которой ее держатель может распоряжаться денежными средствами, вложенными у поставщика платежных услуг, и которая может давать возможность предоставления овердрафта (сверх остатка по счету) в случае недостаточности денежных средств на счете держателя.

Торговец - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся другим видом деятельности, которое принимает платежные карточки в качестве инструмента безналичной оплаты за отпускаемые товары, оказываемые услуги, выполняемые работы на основании договора, заключенного с поставщиком-акцептантом.

Специальное устройство - устройство, посредством которого осуществляются операции с физическим использованием платежных карточек, которое может быть:

а) банкоматом (названный сокращенно в соответствии с международной практикой - АТМ), предназначенным для снятия наличных денежных средств с платежных счетов, переводов денежных средств, внесения денежных средств на счета, а также получения информации о состоянии счетов и об операциях, осуществленных посредством платежных карточек держателями платежных карточек в режиме самообслуживания;

b) импринтером, предназначенным для обслуживания держателей платежных карточек, находящимся в поставщике платежных услуг или у торговца, позволяющим нанести оттиск рельефных данных платежной карточки на стандартизированный формуляр квитанции;

c) терминалом (названный сокращенно в соответствии с международной практикой - POS терминал), предназначенным для обслуживания держателей платежных карточек, находящимся у поставщика плательщика или у торговца, позволяющим считывать данные с магнитной полосы и/или с микропроцессора платежной карточки, обрабатывать эти и другие данные, касающиеся инициированной операции.

Персональный идентификационный номер держателя платежной карточки(названный сокращенно в соответствии с международной практикой - PIN) персональный код, присвоенный поставщиком-эмитентом держателю платежной карточки и который представляет персонализированный элемент безопасности, позволяющии идентифицировать держателя карточки при осуществлении определенных операций с использованием карточки.

Организатор системы платежей посредством платежных карточекюридическое лицо, определяющее условия участия в системе платежей посредством платежных карточек, разрабатывающее стандарты и нормы, применяемые в системе, а также обеспечивающее выполнение поставщиками платежных услуг, участвующими в системе, своих финансовых обязательств.

Глава II Требования для начала осуществления деятельности в системе платежей посредством платежных карточек

3. Для начала деятельности в какой-либо системе платежей посредством платежных карточек поставщик платежных услуг по меньшей мере за 30 рабочих дней до начала деятельности представляет в Национальный банк Молдовы ходатайство, к которому прилагает сведения, связанные с описанием банковской деятельности в системе, которые будут включать:

а) наименование системы и ее организатора, другие сведения, касающиеся описания системы, на усмотрение поставщика платежных услуг;

b) описание статуса и вида деятельности поставщика платежных услуг в системе с приложением копий документов, подтверждающих статус поставщика платежных услуг в системе и его право на осуществление определенной деятельности в ней;

c) описание видов карточек, которые будут эмитированы и/или акцептованы поставщиком платежных услуг, и услуг, которые будут оказываться поставщиком платежных услуг держателям карточек.

4. Национальный банк Молдовы рассматривает сведения, представленные поставщиком платежных услуг в соответствии с пунктом 3, в течение 30 рабочих дней со дня регистрации ходатайства в Национальном банке и уведомляет письменно поставщик платежных услуг о результатах их рассмотрения.

5. Поставщик платежных услуг, прежде чем начать деятельность в рамках какойлибо системы платежей посредством платежных карточек, уведомляет Национальный банк о действиях, предпринятых им для устранения выявленных недостатков.

Глава III Обязанности поставщиков платежных услуг, действующих в системах платежей посредством платежных карточек

6. Поставщик платежных услуг, действующий в какой-либо системе платежей посредством платежных карточек, может осуществлять деятельность по эмиссии и приему платежных карточек.

7. Поставщик платежных услуг должен постоянно выявлять мошенническое использование эмитированных и/или акцептованных им карточек и хранить информацию о случаях мошенничества в специальном реестре, предпринимая все необходимые меры для предупреждения и сведения к минимуму случаев мошеннического использования карточек своим персоналом, держателями карточек, торговцами и другими лицами. В этих целях поставщик платежных услуг разрабатывает соответствующие внутренние процедуры.

8. Процедуры должны включать положения об:

1) обеспечении необходимого уровня безопасности, а именно:

a) безопасность на уровне персонала (тщательный подбор персонала, адекватное распределение обязанностей);

b) обеспечение безопасной передачи конфиденциальной информации;

c) ограничение доступа других лиц, за исключением ответственных, в рабочие помещения, а также надзор данных помещений;

d) контроль и мониторинг доступа ответственных лиц к конфиденциальной информации;

e) регулярный пересмотр достаточности и эффективности предпринимаемых мер по защите конфиденциальной информации.

2) обязательства и ответственность лиц, вовлеченных в процесс идентификации мошеннических или подозрительных операций с эмитированными и/или акцептованными карточками;

3) виды возможных мошеннических действий с платежными карточками, которые могут иметь место, способы их предотвращения, мониторизации и идентификации, а также предпринимаемые меры в случае установления мошеннических или подозрительных операций.

9. Поставщик платежных услуг держит под постоянным контролем соблюдение ответственными лицами указанных процедур и предпринимает неотложные и эффективные меры в случае установления их нарушений. Поставщик платежных услуг осуществляет анализ тенденций и причин мошеннической деятельности с платежными карточками с целью разработки и внедрения мер по их сведению к минимуму или предотвращению.

10. Поставщики платежных услуг должны соблюдать требования прозрачности условий и требования по информированию, связанные с платежными услугами, а также требования связанные с корректирующими и превентивными мерами, в соответствии с положениями Закона.

11. Полная информация о держателях карт, которая передается через систему платежей посредством платежных карточек, включает в себя:

а) фамилию и имя;

b) номер платежной карточки или ссылочный номер транзакции;

с) адрес или идентификационный номер, или дату и место рождения.

12. В случае перевода денежных средств, осуществляемого через систему платежей посредством карточек, поставщик платежных услуг, обслуживающий держателя платежной карточки (предоставляющий услуги перевода), обеспечивает передачу с включением в электронное сообщение, связанное с переводом денежных средств в адрес поставщика платежных услуг, который обслуживает бенефициара перевода, дополнительно к другой необходимой информации для его исполнения, полной информации о держателе данной карточки, согласно требованиям, установленным в пункте 11.

13. При получении перевода денежных средств через систему платежей посредством карточек поставщик платежных услуг проверяет, содержит ли соответствующее электронное сообщение полную информацию о личности держателя карты (плательщика), согласно пункту 11.

14. В случае, если электронное сообщение, относящееся к переводу денежных средств, осуществляемому через систему платежей посредством карточек, не содержит полную информацию о личности держателя данной карточки, поставщик платежных услуг, который получил перевод, будет рассматривать это как фактор в оценке потенциально подозрительного характера данного перевода.

15. Поставщик платежных услуг, который получил перевод, оценивает потенциально подозрительный характер перевода денежных средств, осуществленного через систему платежей посредством карточек, сообщение которого содержит неполную информацию, согласно установленным в этом отношении критериям.

16. В случае, если после применения установленных критериев определен подозрительный характер перевода денежных средств, осуществленного посредством платежной карточки, поставщик платежных услуг будет предпринимать необходимые действия в соответствии с действующими нормативными актами по предотвращению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

17. Пункты 11-16 применяются к национальному/международному переводу денежных средств, осуществленному через систему платежей посредством карточек. Данные требования не распространяются на операции, осуществленные посредством платежной карточки для приобретения товаров/услуг и для снятия наличных с ATM/POS, перевод денежных средств посредством карточки между счетами того же клиента у поставщика платежных услуг.

Глава IV Требования к расчетному агенту

18. Банк, который предоставляет услуги по обеспечению окончательности расчетов по операциям в национальной валюте, осуществленный с помощью платежных карточек на территории Республики Молдова, должeн соответствовать следующим требованиям:

a) устанавливает механизмы управления рисками (кредитный риск, риск ликвидности, операционный риск), которым может быть подвергнут банк и другие банки Республики Молдова в процессах расчетов, связанных с операциями в национальной валюте, осуществленных с помощью платежных карточек на территории Республики Молдова; предпринятые меры должны быть пропорциональны риску и обеспечивать непрерывность соответствующих процессов с целью обеспечения окончательности расчета по операциям в национальной валюте, осуществленным с помощью платежных карточек на территории Республики Молдова (за исключением мер, связанных с управлением рисками участия в автоматизированной системе межбанковских платежей, администрируемой Национальным банком Молдовы);

b) обеспечивает, чтобы персонал, вовлеченный в соответствующие бизнеспроцессы, имел необходимую квалификацию (необходимое образование в этой области; обучение с точки зрения управления рисками) в целях выполнения своих обязательств и обязанностей для обеспечения окончательности расчетов по операциям в национальной валюте, осуществленных с помощью платежных карточек на территории Республики Молдова;

c) внедряет четкий механизм отчетности зарегистрированных случаев инцидента (задержка или невыполнение расчета необходимых денежных средств одним из банков и т.д.) руководству банка с указанием предпринятых действий для решения этих инцидентов и ответственных лиц для этой цели;

d) осуществляет периодическую оценку, по крайней мере один раз в год, достаточности предпринятых мер и разработку в этом случае отчета с его представлением Нaциональному банку Молдовы не позднее 20 января следующего за отчетным года.

19. Как минимум за 30 дней до даты, установленной организатором системы платежей посредством карточек о начале предоставления банком Республики Молдова (который был выбран организатором) услуг по обеспечению окончательности расчетов по операциям в национальной валюте, осуществляемых с помощью платежных карточек на территории Республики Молдова, банк (расчетный агент) представляет в Национальный банк Молдовы запрос с присоединением соответствующей информации по этому поводу:

a) контракт, заключенный с организатором системы платежей посредством платежных карточек по предоставлению услуг обеспечения окончательности расчетов по операциям в национальной валюте осуществленных с помощью платежных карточек на территории Республики Молдова;

b) внутренние процедуры, разработанные с целью соответствия требованиям, изложенным в подпункте 18 настоящего Регламента.

20. Национальный банк в течение 30 дней рассматривает информацию, представленную в соответствии с подпунктом 19 настоящего Регламента. В случае если банк не соответствует требованиям, предусмотренным настоящим Регламентом и другими соответствующими нормативными актами, Национальный банк Молдовы информирует банк об этом.

21. До начала деятельности в качестве расчетного агента банк устраняет выявленные и сообщенные Национальным банком Молдовы недостатки.

Глава V Основные характеристики банковской карточки и обязанности поставщиков-эмитентов

22. Платежная карточка является собственностью поставщика-эмитента, обладающего исключительным правом предоставления и отзыва статуса держателя платежной карточки на предварительно установленных условиях. Статус держателя карточки предоставляется лицу, для которого эмитируется карточка.

23. Платежная карточка эмитируется в соответствии с нормами системы платежей посредством платежных карточек и должна содержать защитные элементы, предохраняющие ее корпус, персонифицированную информацию на ее поверхности (в случае персонализированных карточек), элементы, встроенные в ее корпус, включая магнитную полосу и/или микропроцессор (специализированная микросхема) и др.

24. Персонализированные/персонифицированные платежные карточки, эмитированные поставщиком платежных услуг, подразделяются в зависимости от цели их использования на персональные карточки и бизнес-карточки.

25. Поставщик-эмитент обязан проверить идентичность просителя персонализированной/персонифицированной карточки. Поставщик платежных услуг может запросить представление сведений и документов, необходимых, по его мнению, для принятия решения об эмиссии и выдаче карточек в соответствии с действующими нормативными актами.

26. Персонализированная/персонифицированная карточка может быть прикреплена как к уже открытым в бухгалтерских книгах поставщика платежных услуг платежным счетам на имя владельца счета, так и к платежному счету, открытому на момент выдачи карточки. К одному платежному счету могут быть прикреплены несколько платежных карточек. Учет всех финансовых операций, осуществленных с помощью персонализированной/персонифицированной платежной карточки, должен быть обеспечен в аналитическом бухгалтерском учете поставщика платежных услуг на каждого владельца счета в отдельности. Бухгалтерский учет всех финансовых операций, осуществленных с помощью предоплаченных платежных карточек, осуществляется поставщиком платежных услуг в централизованном порядке на отдельном счете, открытом в бухгалтерских книгах поставщика платежных услуг.

27. Персональная платежная карточка прикреплена к платежному счету, открытому на имя физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность или деятельность иного вида.

28. Бизнес-карточка прикреплена к платежному счету, открытому на имя юридического лица, представительства юридического лица-нерезидента, учрежденного в Республике Молдова, физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью или другим видом деятельности.

29. По просьбе владельца платежного счета поставщик платежных услуг может эмитировать платежные карточки лицам, уполномоченным владельцем счета для использования денежных средств, находящихся на его счете.

30. Поставщик платежных услуг ведет учет всех эмитированных им карточек в Реестре эмитированных персонализированных/персонифицированных карточек и Реестре предоплаченных карточек в соответствии с положениями действующих нормативных актов. Реестр эмитированных персонализированных/персонифицированных карточек должен содержать следующие сведения о каждой эмитированной карточке:

1) Для персонализированных/персонифицированных карточек:

a) номер карточки;

b) номер платежного счета;

c) данные о владельце платежного счета (фамилия, имя, отчество или наименование владельца; резидент/нерезидент и т.п.);

d) данные о держателе карточки (фамилия, имя, отчество; резидент/нерезидент и т.п.);

e) где, когда и кому была выдана карточка;

f) нынешний статус карточки (в пользовании, заблокирована, изъята, украдена, утеряна, арестована, возвращена и т.п.);

g) кем и на каком основании был изменен нынешний статус карточки.

2) Для предоплаченных карточек:

a) номер карточки;

b) нынешний статус карточки (в пользовании, заблокирована и т.п.).

31. Поставщик-эмитент при получении от держателя персонализированной/ персонифицированной карточки уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации (утеря, кража карточки, несанкционированная транзакция, блокирование карточки и т.д.), должен обеспечить его идентификацию, предпринять все необходимые меры для немедленного прекращения любых операций проведенных посредством данной карточки, обеспечить регистрацию даты и времени получения уведомления и подтверждение факта получения данного уведомления.

32. Поставщик-эмитент обязан установить, как минимум, следующие специальные способы: выделенная телефонная линия, адрес электронной почты, посредством которых держатели платежных карточек могут запросить разъяснения по решению проблем, возникших в результате использования платежных карточек.

Глава VI Условия проведения операций посредством платежной карточки

33. Посредством персонализированных/персонифицированных платежных карточек могут быть осуществлены следующие операции:

a) оплата за приобретенные товары у дилеров, за оказанные услуги, выполненные работы или обязательства перед бюджетом (налоги, сборы и другие обязательные платежи);

b) снятие наличных в банкоматах, в кассах поставщиков платежных услуг в соответствии с ограничениями, предусмотренными действующими нормативными актами;

c) национальные и международные переводы денежных средств;

d) другие финансовые операции в соответствии с действующими нормативными актами.

34. Посредством предоплаченных платежных карточек могут быть осуществлены следующие операции:

a) оплата за приобретенные у торговцев товары в пределах имеющихся средств на карточке;

b) оплата за оказанные услуги в пределах имеющихся средств на карточке;

c) выдача наличных в кассах поставщиков платежных услуг, только в случае если доступная сумма карточки не была использована полностью и не превышает 10 леев;

d) другие финансовые операции в соответствии с действующими нормативными актами.

35. До начала выпуска предоплаченных карточек поставщик платежных услуг должен провести анализ рисков, связанных с запуском этого продукта, и оценить технические возможности (как внутренние, так и в системе платежей посредством карточек) с целью снижения подверженности рискам держателя предоплаченной платежной карточки и обеспечения его необходимой информацией (условия использования и т.д.) для ее использования.

36. Снятие наличных денег посредством бизнес-карточек для выплаты заработной платы и других выплат социального характера может быть осуществлено только в кассах поставщика платежных услуг. Поставщик платежных услуг обязан проконтролировать наличие платежного документа на осуществление обязательных платежей в соответствии с действующими нормативными актами.

37. Валютные операции, которые выполняются с помощью эмитированных поставщиком платежных услуг карточек, будут осуществляться в соответствии с положениями валютного законодательства и разрешениями/уведомлениями/соответствующими сертификатами - в случае, если в соответствии с валютным законодательством данная валютная операции подлежит авторизации со стороны НБМ/уведомлению в НБМ.

38. Поставщик-эмитент выдает выписки из платежных счетов, связанных с осуществленными с помощью платежных карточек операциями в срок и в порядке, предусмотренных Правилами пользования карточками.

39. Поставщик-эмитент составляет выписки из платежных счетов в соответствии с действующими нормативными актами. Выписки из платежных счетов составляются на государственном языке или могут быть составлены на языке, запрашиваемом владельцем счета.

40. Поставщик платежных услуг бенефициара платежа обеспечивает предоставление суммы платежной операции бенефициару платежа сразу после зачисления данной суммы на счет поставщика платежных услуг бенефициара платежа.

Глава VII Права и обязанности участников в рамках операций, проведенных посредством платежных карточек

41. Поставщик платежных услуг обязан соблюдать права пользователей платежных услуг, а также обязанности, предусмотренные требованиями главы V закона.

42. Держатель платежной карточки пользуется карточкой в соответствии с положениями закона, настоящего Регламента и условиями договора, заключенного с поставщиком платежных услуг.

43. Держатель персонализированной/персонифицированной платежной карточки должен соблюдать свои обязанности в соответствии со статьей 54 закона.

44. В случае, если держатель карточки не обеспечил безопасность персонализированных элементов использованной платежной карточки, он несет все убытки, связанные с любой несанкционированной платежной операцией, возникшей вследствие безотлагательных ситуаций (утеря, кража или присвоение платежной карточки), до максимального размера, установленного между поставщиком платежных услуг и держателем карточки, но не более 2500 леев.

45. Держателю карточки в качестве плательщика несет все убытки, связанные с несанкционированной сделкой, если такие убытки возникли в результате мошенничества, из-за грубой халатности или преднамеренного несоблюдения одного или более его обязанностей в соответствии со статьей 54 закона. В данных случаях максимальная сумма, указанная в пункте 44, не применяется.

46. После уведомления о случаях утери, кражи, присвоения платежной карточки или другом ее несанкционированном использовании, держатель платежной карточки не несет никакой материальной ответственности вследствие возникновения безотлагательной ситуации, за исключением случая, когда он действовал мошеннически.

47. В случае, когда поставщик-эмитент не предоставляет адекватные способы, позволяющие незамедлительно уведомлять об утерянной, украденной или присвоенной банковской карточке, держатель карточки не несет ответственности за материальные убытки, возникшие вследствие использования такой платежной карточки, за исключением случаев, когда он действовал мошеннически.

48. Поставщик-эмитент обязан информировать держателя карточки обо всех мерах, которые могут быть предприняты им с целью предотвращения случаев мошенничества и которые будут включать рекомендации, предусмотренные в приложении, обновляя их в зависимости от эволюции и разнообразия видов мошенничества.

Глава VIII Порядок акцепта платежных карточек

49. Поставщик платежных услуг принимает платежные карточки при осуществлении наличных и безналичных операций в кассах поставщика платежных услуг и в собственной сети банкоматов.

50. Торговец принимает платежные карточки к оплате согласно договору об обслуживании торговца, заключенном с поставщиком-акцептантом в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

51. Поставщик-акцептант обязан обучить торговцев приему к оплате платежных карточек, в том числе способам борьбы с мошенничеством или попытками его совершения и процедурам уведомления поставщика платежных услуг в случае выявления мошеннического использования или попыток мошеннического использования карточки, а также вывешивать на видном месте марки карточек, принимаемые к оплате.

52. Договор об обслуживании торговца, заключенный между торговцем и поставщиком-акцептантом, должен оговаривать условия, на которых торговец принимает к оплате платежные карточки и содержать следующее: a) порядок принятия карточек к оплате; b) способ составления квитанций и представления их поставщику платежных услуг; c) сроки возмещения поставщиком платежных услуг платежей, осуществленных посредством карточек;

d) счет, на который будут возмещаться платежи, осуществленные посредством карточек; e) права, обязанности и ответственность договаривающихся сторон.

Глава IX Надзор за деятельностью поставщиков платежных услуг в системах платежей посредством платежных карточек

53. Национальный банк Молдовы осуществляет надзор за деятельностью поставщиков платежных услуг в рамках систем платежей посредством платежных карточек путем проведения контроля на местах с целью обеспечения соблюдения положений действующих нормативных актов и рассмотрения сведений, представляемых поставщиками платежных услуг согласно настоящему Регламенту.

54. С целью надзора за деятельностью поставщика платежных услуг в рамках систем платежей посредством карточек Национальный банк Молдовы вправе запросить, а поставщик платежных услуг обязан представить любую информацию, в том числе нормы и правила систем платежей посредством карточек.

55. Поставщик платежных услуг в течение десяти рабочих дней после возникновения каких-либо изменений в сведениях, представленных в Национальный банк Молдовы в соответствии с пунктом 3, информирует письменно Национальный банк об этих изменениях.

56. В случае прекращения деятельности в какой-либо системе платежей посредством платежных карточек, поставщик платежных услуг письменно информирует об этом Национальный банк Молдовы в течение десяти календарных дней со дня принятия соответствующего решения.

Приложение

к Регламенту о платежных карточках

Рекомендации по предотвращению случаев мошенничества с использованием платежных карт

1. Хранить карточки в условиях, исключающих ее повреждение, утерю и кражу.

2. Подписывать карточки на обороте в указанном месте незамедлительно при ее получении.

3. Запоминать и хранить PIN-код в секрете.

4. Использовать PIN-код таким образом, чтобы его не было видно/невозможно было идентифицировать другими лицами.

5. Требовать карточку и квитанцию после каждой операции, осуществленной со специальным устройством.

6. Требовать осуществления операций у торговца/банковской кассы только в его присутствии.

7. Требовать квитанцию по осуществленной операции и тщательно проверить информацию, имеющуюся в ней (число, номер карточки, фамилия /имя, сумма операции).

8. Избегать раскрытия конфиденциальной информации по телефону или другим средствам связи.

9. Незамедлительно проверять остаток по платежному счету в случае неудавшейся операции.

10. Хранить все квитанции и сверять их с операциями, указанными в выписке счета.

11. Другие меры, скорректированные с тенденцией мошенничества

Приложение №2

к Постановлению Административного совета Национального банка Республики Молдова от 1 августа 2013 года №157

Регламент о кредитовом переводе

Глава I Общие положения

1. Предметом Регламента о кредитовым переводе (далее - Регламент) является регламентирование порядка осуществления кредитового перевода поставщиками платежных услуг.

2. В целях настоящего регламента используются следующие понятия:

Поставщик платежных услуг - лицензированный банк и небанковский поставщик платежных услуг, имеющие право оказывать платежные услуги в соответствии со статьями 4 и 7 закона.

Небанковский поставщик платежных услуг - платежное общество, поставщик почтовых услуг в качестве поставщика платежных услуг, общество, эмитирующее электронные деньги в качестве поставщика платежных услуг.

Бенефициар платежа - лицо, которое является получателем средств, ставших объектом платежной операции по кредитовому переводу.

Поставщик-плательщик - поставщик платежных услуг, который на основании платежного поручения осуществляет кредитовый перевод.

Поставщик-бенефициар - поставщик платежных услуг, который завершает кредитовый перевод, осуществляя релевантные операции.

Код BBAN (Basic Bank Account Number) - последовательность символов, которая однозначно идентифицирует на национальном уровне счет какого-либо клиента, открытого в банке.

Код IBAN (International Bank Account Number) - последовательность символов, которая однозначно идентифицирует на международном уровне счет какого-либо клиента, открытого в банке.

Эмитент - лицо, выписывающее платежное поручение.

Платежное поручение - распоряжение плательщика, адресованное поставщику платежных услуг для осуществления кредитового перевода.

Плательщик - лицо, которое является владельцем платежного счета и которое авторизирует платежное поручение (инициирует или позволяет выполнение платежного поручения) с данного платежного счета.

Кредитовый перевод - ряд операций, которые начинаются инициированием плательщиком платежного поручения и его передачей поставщику платежных услуг для предоставления бенефициару определенной суммы денег. Кредитовый перевод может быть инициирован как от имени клиента поставщика платежных услуг, так и непосредственно поставщиком платежных услуг от своего имени и на свой собственный счет.

Глава II Типы кредитовых переводов и методы их использования

3. Кредитовый перевод может быть осуществлен как в национальной так и в иностранной валюте в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами.

4. В зависимости от требования клиента поставщика платежных услуг кредитовый перевод в национальной валюте может быть осуществлен в срочном порядке (срочный перевод) и в обычном порядке (обычный перевод).

5. Кредитовый перевод может быть осуществлен поставщиком-плательщиком по запрограммированным датам и точным суммам (запрограммированный перевод), от имени владельца счета согласно договорным положениям.

6. Кредитовый перевод может быть осуществлен поставщиком-плательщиком на будущую дату платежа в случае существования контрактных договоренностей между сторонами в этом смысле. Максимальный возможный срок осуществления должен быть установлен между плательщиком и поставщиком платежных услуг.

Глава III Требования по преддоговорной информации, составлению и получению платежного поручения

7. Поставщики платежных услуг должны соблюдать требования прозрачности условий и требования по информированию, связанные с платежными услугами, а также требования, связанные с корректирующими и превентивными мерами, в соответствии с положениями закона.

8. При осуществлении кредитового перевода эмитент использует формуляр платежного поручения, разработанный поставщиком-плательщиком с соблюдением требований, установленных в настоящем Регламенте. Как банк, так и небанковский поставщик платежных услуг, могут использовать образец платежного поручения, представленный в приложении №1, в случае кредитового перевода в национальной валюте.

9. Платежное поручение, используемое при осуществлении кредитового перевода, как в национальной валюте, так и в иностранной валюте, должно включать обязательные элементы, установленные в приложениях №2 и соответственно №3, и представляется на бумажном носителе или передается в электронной форме через систему дистанционного банковского обслуживания банку-плательщику или посредством других электронных платежных систем в адрес небанковских поставщиков платежных услуг.

10. Порядок заполнения платежного поручения, используемого при осуществлении кредитового перевода, предназначенного для перевода денежных средств в/из национального публичного бюджета, регламентируется Министерством финансов с соблюдением требований, установленных в настоящем Регламенте.

11. Платежное поручение составляется на государственном языке. При составлении платежного поручения, используемого для осуществления национального и международного перевода в иностранной валюте, используемые элементы в международных системах платежей заполняются на одном иностранном языке в соответствии с международной практикой. В платежном поручении не допускаются исправления и/или подчистки.

12. Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном поручении, возлагается на эмитента.

13. Платежное поручение на бумажном носителе представляется поставщикуплательщику в необходимом для сторон количестве экземпляров.

14. Платежное поручение представляется/передается для исполнения поставщикуплательщику эмитентом или уполномоченным им лицом в день его составления, а в случае составления платежного поручения подразделением Государственного казначейства оно представляется для исполнения поставщику-плательщику датой его составления на протяжении текущего бюджетного года.

15. Плательщик не может отозвать платежное поручение после момента его получения поставщиком-плательщиком с соблюдением требований, установленных в статье 62 закона.

16. Поставщик платежных услуг обязан соблюдать права пользователя платежных услуг, а также обязательства, вытекающие из осуществления кредитового перевода, в соответствии с требованиями главы V закона.

Глава IV Акцепт и исполнение платежного поручения поставщикомплательщиком

17. Поставщик-плательщик акцептует платежное поручение для исполнения, если соблюдены следующие условия:

a) плательщик имеет открытый платежный счет у поставщика-плательщика в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов;

b) денежные средства на платежном счете плательщика достаточны для осуществления перевода (за исключением случая, в котором стороны договорились об ином, в соответствии с договорными соглашениями и положениями действующего законодательства);

c) на денежные средства платежного счета плательщика не применены ограничения со стороны законодательно уполномоченных органов по их использованию;

d) платежное поручение составлено в соответствии с требованиями настоящего регламента и другими применяемыми нормативными актами;

e) представлены и проверены поставщиком платежных услуг обосновательные документы, разрешения, уведомления и другие документы (далее - релевантные документы), в случае если их представление предусмотрено действующими нормативными актами.

18. Моментом получения платежного поручения считается момент, когда платежное поручение, переданное напрямую плательщиком, получено поставщиком платежей. В случае если момент получения платежного поручения не является рабочим днем для поставщика-плательщика, платежное поручение считается полученным в следующий рабочий день.

19. Неакцептованное платежное поручение для исполнения возвращается поставщиком-плательщиком с извещением плательщика об отказе, указанием причины отказа, а также процедуры исправления любых ошибок, приведших к отказу, в порядке, согласованном с плательщиком, в самые сжатые сроки, но не позднее конца рабочего дня, следующего за тем, когда было получено данное платежное поручение.

20. Поставщик-плательщик информирует плательщика обоюдно согласованным способом об акцепте или неакцепте платежного поручения для исполнения.

21. Поставщик платежных услуг может установить крайний срок, близкий к концу рабочего дня, после которого любое полученное платежное поручение считается полученным на следующий рабочий день.

22. В случае, когда плательщик, инициирующий платежное поручение, и поставщик плательщика условились, что осуществление платежного поручения начнется в определенный день (кредитовый перевод на будущую дату платежа) или на конец определенного периода (запрогроммированный перевод), моментом получения считается условленный день. В случае, когда условленный день не является рабочим для поставщика платежных услуг, платежное поручение считается полученным в следующий рабочий день.

23. Банк-плательщик в качестве поставщика платежных услуг списывает сумму, указанную в платежном поручении, акцептованном для исполнения в день его плучения с соблюдением требований пунктов 18, 21 и 22, и передает его в день исполнения с соблюдением требований, описанных в пункте 26:

a) через автоматизированную систему межбанковских платежей в адрес банкабенефициара;

b) через внутреннюю систему банка в адрес бенефициара, в случае если плательщик и бенефициар обслуживаются в том же банке;

c) через другую систему, используемую банком в случае национального и международного перевода в иностранной валюте.

Небанковский поставщик платежных услуг списывает сумму, внесенную в платежное поручение, принятое для исполнения в день его получения с соблюдением требований пунктов 18, 21 и 22, и передает банку, обслуживающему его на день исполнения с соблюдением требований, описанных в пункте 26, релевантную информацию об исполнении платежного поручения, для осуществления/инициирования окончательного расчета этим банком, за исключением случая, когда плательщик и бенефициар обслуживаются у одного и того же небанковского поставщика платежных услуг, и в результате произведенного им окончательного расчета не имеет место эмитирование электронных денег.

24. Поставщик-плательщик обеспечивает, чтобы электронное сообщение, связанное с кредитовым переводом, содержало помимо информации, необходимой для его исполнения, следующую информацию о плательщике:

1) наименование/фамилия и имя;

2) номер платежного счета, а в случае международного кредитового перевода в иностранной валюте, осуществленного поставщиком платежных услуг, являющимся банком, - код IBAN плательщика;

3) адрес или фискальный код (IDNO/IDNP), или дата и место рождения (за исключением платежного поручения, используемого для осуществления кредитового перевода в национальной валюте, где включение элемента "фискальный код" является обязательным, в случае если плательщик обладает фискальным кодом).

25. Поставщик платежных услуг разрабатывает график приема платежных поручений как на бумажном носителе, так и посредством системы дистанционного банковского обслуживания или других электронных систем. Поставщик платежных услуг размещает график приема поручений на щите в своих офисах и на своем официальном вебсайте и обязан соблюдать его в отношениях с клиентами.

26. Поставщик-плательщик гарантирует, что с момента получения платежного поручения сумма платежной операции зачисляется на счет поставщика-бенефициара не позднее конца следующего рабочего дня.

27. Поставщик-плательщик, а также поставщик-бенефициар должны соблюдать требования по целостности переведенных сумм в соответствии со статьей 63 закона.

28. Поставщик бенефициара платежа должен присвоить дату валютирования, а также обеспечить предоставление суммы платежной операции бенефициару платежа немедленно, после кредитования данной суммы на счет поставщика платежных услуг бенефициара платежа в соответствии с частью (2) статьи 64 и частями (1) и (2) статьи 67 закона.

29. Поставщик-плательщик акцептует и исполняет платежное поручение по срочному переводу в соответствии с установленными и предварительно объявленными условиями плательщику. Данные условия включают, но не ограничиваются промежутком времени, в котором платежное поручение будет акцептовано и исполнено поставщикомплательщиком после его получения от клиента (время, необходимое для проверки, авторизации, списания и его передачи поставщику-бенефициару через автоматизированную систему межбанковских платежей/другие электронные системы или бенефициару через внутреннюю систему поставщика платежных услуг).

30. Поставщик-плательщик вывешивает условия исполнения платежного поручения на срочный перевод на своем официальном сайте в Интернете и на щите в офисах поставщика платежных услуг, обеспечивая их обновление по мере внесения изменений.

31. По требованию плательщика поставщик-плательщик подтверждает способом, согласованным с плательщиком, время передачи платежного поручения на срочный перевод в адрес поставщика-бенефициара через автоматизированную систему межбанковских платежей/другие электронные системы или в адрес бенефициара через внутреннюю систему поставщика платежных услуг.

32. В целях правильного и эффективного осуществления процессов акцептирования и исполнения платежного поручения о срочном кредитовом переводе поставщикплательщик разрабатывает внутренние процедуры этапов данных процессов, описанных по отдельности, как для входящих платежных поручений на бумажном носителе, так и посредством системы дистанционного банковского обслуживания или других электронных систем (прием и проверка, авторизация, списание и передача платежного поручения), продолжительность каждого этапа, а также действия лиц, вовлеченных в обработку платежного поручения.

33. Поставщик платежных услуг внедряет адекватную систему контроля за мониторингом процессов акцептирования и исполнения платежного поручения о срочном кредитовом переводе, а также систематически проверяет применение внутренних процедур в связи с проведением указанных процессов.

34. Поставщик платежных услуг, являющийся банком, сообщает о каждом осуществленном и/или полученном международном переводе, обеспечив предоставление Национальному банку копий платежных сообщений посредством службы SWIFT FINInform, администрируемой Национальным банком.

35. За отправку копий сообщений, относящихся к международным переводам, поставщик платежных услуг, являющийся банком, осуществляет оплату согласно установленным SWIFT-ом тарифам.

36. Информирование Национального банка об осуществленных и/или полученных международных переводах с использованием альтернативных сети SWIFT методов передачи платежных сообщений (факс, телекс и др.) должно быть осуществлено поставщиком платежных услуг, являющимся банком, не позднее, чем в следующий рабочий день после осуществления и/или получения перевода с объяснением причин использования альтернативных сети SWIFT методов.

Поставщик платежных услуг, являющийся банком, будет регистрировать в специальном реестре учета все случаи возникновения технических проблем в сети SWIFT и использования других альтернативных средств связи.

Глава V Особенности осуществления банком кредитового перевода полученных сумм наличными

37. При осуществлении перевода полученных сумм наличными от физических лиц в пользу национального публичного бюджета или в пользу бенефициара, с которым банкплательщик не заключил договор, банк-плательщик составляет платежное поручение отдельно для каждого ордера на получение наличности после проверки приложенных релевантных документов, в случае если их представление предусмотрено действующими нормативными актами.

38. Банк-плательщик может составить платежное поручение на общую сумму пакета ордеров на получение наличности, содержащих один и тот же банковский счет бенефициара, в случае если данное условие оговорено в соответствующем договоре, заключенном с бенефициаром, если действующие нормативные акты не предусматривают иное.

39. При переводе сумм, взысканных законодательно уполномоченными лицами в национальный публичный бюджет от физических лиц, банк-плательщик составляет платежное поручение отдельно для каждого ордера на получение наличности.

Глава VI Прием платежного поручеия банком-бенефициаром посредством автоматизированной системы межбанковских платежей

40. Банк-бенефициар после приема платежного поручения от банка-плательщика через автоматизированную систему межбанковских платежей осуществляет в тот же рабочий день контроль правильности указания банковского счета и фискального кода бенефициара.

41. В случае если банковский счет и фискальный код бенефициара в платежном поручении указаны правильно, кредитовый перевод считается завершенным и банкбенефициар осуществляет следующее:

a) зачисляет незамедлительно денежные средства на банковский счет бенефициара;

b) представляет/передает бенефициару, в случае если (письменным) договором между сторонами не предусмотрено иное, платежное поручение на бумажном носителе или в электронной форме.

42. Если банк-бенефициар обнаружил в полученном платежном поручении от банка-плательщика ошибочно указанный банковский счет и/или фискальный код бенефициара или отсутствие счета бенефициара, кредитовый перевод считается незавершенным.

43. В случае если кредитовый перевод не завершен, банк-бенефициар возвращает банку-плательщику соответствующую сумму не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда она была получена, составляя платежное поручение в соответствии с приложением №2. В платежном поручении, составленном банком-бенефициаром, указывается соответствующий код транзакции и делается ссылка на платежное поручение, ошибочно переданное банком-плательщиком.

Глава VII Требования по предотвращению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в контексте завершения кредитового перевода

44. При получении электронного сообщения для кредитового перевода в национальной или в иностранной валюте поставщик-бенфициар проверяет, содержит ли сообщение полную информацию о личности плательщика, предусмотренную в пункте 24.

45. Отсутствие полной информации о плательщике будет рассмотрено поставщиком-бенефициаром как фактор при оценке потенциально подозрительного характера данного перевода.

46. Поставщик-бенефициар оценивает потенциально подозрительный характер кредитового перевода, сообщение которого содержит неполную информацию о плательщике, в зависимости от критериев, установленных в своих внутренних процедурах.

47. В случае если после применения установленных критериев определяется потенциально подозрительный характер соответствующего кредитового перевода, поставщик-бенфициар предпринимает необходимые действия в соответствии с действующими нормативными актами по предотвращению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Глава VIII Порядок ведения учета

48. При осуществлении кредитового перевода на основе платежного поручения, представленного на бумажном носителе, а также в случае осуществления кредитового перевода поставщиком платежных услуг от своего имени и за свой счет один экземпляр платежного поручения (легализированный подписями лиц, уполномоченных правом подписи и оттиском печати) вносится поставщиком-плательщиком в дело с документами операционного дня.

49. При осуществлении кредитового перевода на основе платежного поручения, переданного плательщиком в электронной форме через систему дистанционного банковского обслуживания или другие электронные системы, поставщик платежных услуг ежедневно составляет Регистр платежных поручений по поступившим транзакциям, который включает следующие обязательные элементы:

a) номер платежного поручения;

b) код транзакции;

c) сумма транзакции;

d) монета транзакции;

e) дата и время поступления платежного поручения;

f) тип перевода (обычный/срочный);

g) идентификационные реквизиты плательщика и бенефициара;

h) назначение платежа.

50. Оформленный регистр легализируется оттиском печати и подписью уполномоченных лиц поставщика платежных услуг и вносится в дело его операционного дня.

Глава IX Особенности использования кодов iban лицензированными банками

51. Банки обязаны генерировать/использовать коды IBAN для счетов своих клиентов при выполнении/получении международных кредитовых переводов в иностранной валюте. Банк может генерировать и использовать коды IBAN от своего имени и за свой личный счет при осуществлении/получении международных кредитовых переводов в иностранной валюте.

52. Банки несут ответственность за правильность генерации кодов IBAN, соответствующих счетам своих клиентов, и за их бесплатное сообщение клиентам.

53. Коды IBAN, присвоенные банками Республики Молдова счетам своих клиентов, представляют собой последовательность 24 буквенно-цифровых символов, которые имеют следующие значение:

а) первые два символа (буквенные) - представляют код страны согласно ISO 3166 ("MD" для Республики Молдова);

b) следующие два символа (цифровые) - представляют контрольный разряд (рассчитываемый согласно международному стандарту Modulus 97-10, ISO-7064);

с) следующие два символа (буквенно-цифровые) - представляют идентификатор банка, присвоенный Национальным банком Молдовы в соответствии с пунктом 54;

d) следующие восемнадцать символов (буквенно-цифровые) - представляют идентификатор клиента, обслуживаемого банком (код BBAN), который содержит счет клиента, открытый в банке, и при необходимости другие необходимые элементы для идентификации клиента (код монеты, код филиала и т.д.). В случае если идентификатор клиента содержит количество символов менее чем восемнадцать, недостающие символы заменяются нулями, которые проставляются в его начале. В случае если счет клиента, открытый в банке, содержит количество символов, превышающее восемнадцать, банк при генерировании кода IBAN клиента может исключить/заменить некоторые элементы счета клиента за исключением синтетического счета, на основании которого был открыт счет клиента в бухгалтерском учете. Данное положение будет применяться до этапа внедрения кода IBAN в национальных переводах, когда счет клиента, обслуживающегося банком, не сможет превышать восемнадцать символов.

54. Идентификатор банка состоит из первых двух символов своего кода BIC (идентификационный код, присвоенный SWIFT-ом банку). В случае если первые два символа кода BIC идентичны у двух или более банков, идентификатор составляется из первой и третьей буквы кода BIC.

55. Символами, используемыми в структуре кодов IBAN, могут быть только заглавные буквы латинского алфавита (от А до Z) и арабские цифры (от 0-9).

56. При присвоении кодов IBAN счетам своих клиентов банки используют список идентификаторов банков, размещенный на официальном сайте Национального банка.

57. Код IBAN, представленный в электронном виде, не будет содержать разделяющие символы или пробелы. В платежных документах на бумажном носителе код IBAN может быть воспроизведен в группах из четырех символов, каждая из которых разделяется пробелом.

58. Банки обязаны проверять правильность кодов IBAN, указанных в платежных поручениях, связанных с осуществленными/полученными международными кредитовыми переводами в иностранной валюте, до их исполнения.

59. При осуществлении международного кредитового перевода в иностранной валюте в адрес бенефициара, не имеющего код IBAN, банк-плательщик проверяет правильность указания кода IBAN плательщика в платежном поручении. Если в результате проверки было установлено, что код IBAN плательщика неправильный, банк возвращает данное платежное поручение и информирует плательщика, указывая причину отказа.

60. При осуществлении международного кредитового перевода в иностранной валюте в адрес бенефициара, имеющего код IBAN, банк-плательщик проверяет правильность указания кода IBAN плательщика и бенефициара. Если в результате проверки было установлено, что минимум один из кодов IBAN неправильный, банк возвращает данное платежное поручение и информирует плательщика, указывая причину отказа.

61. При получении международного кредитового перевода в иностранной валюте, банк проверяет правильность указания кода IBAN бенефициара. В случае, когда в результате проверки были обнаружены некоторые незначительные ошибки в коде IBAN и установлено, не требуя дополнительных изысканий, что он принадлежит бенефициару перевода, банк осуществляет международный кредитовый перевод в иностранной валюте, не позднее чем на следующий день после его получения.

В случае если в результате проверки устанавливается, что код IBAN бенефициара неправильный и необходимо получение дополнительной информации, связанной с данным переводом, или в случае его отсутствия банк проводит расследование в соответствии со своими внутренними процедурами максимум в течение 5 рабочих дней и если устанавливается, что код IBAN принадлежит бенефициару перевода, банк зачисляет денежные средства на его счет не позднее чем на следующий рабочий день после периода проведения расследования. Если в результате проведенного расследования устанавливается, что код IBAN не принадлежит бенефициару перевода, банк возвращает платежное поручение не позднее чем на следующий рабочий день после периода проведения расследования.

Банк обязан предпринять все разумные меры в целях недопущения задержек процесса проводимого расследования для выполнения или возврата в кратчайшие сроки платежного поручения, связанного с международным кредитовым переводом в иностранной валюте.

62. Для расчета контрольного разряда, включенного в код IBAN, банки применяют процедуру, описанную в приложении №4.

63. Банк обязан проверить код IBAN, указанный в платежном поручении, используя метод проверки, представленный в приложении №4.

Приложение №1

к Регламенту по кредитовому переводу

Рисунок к Пост НБ от 01.08.2013 г. №157

Приложение №2

к Регламенту по кредитовому переводу

Обязательные элементы платежного поручения, используемого при осуществлении кредитового перевода в национальной валюте

1. Наименование платежного документа.

2. Тип платежного документа №1.

3. Номер платежного поручения, максимум 10 символов.

4. Дата составления платежного поручения (день и год цифрами, месяц прописью).

5. Сумма цифрами, максимум 15 символов, за которой следует сумма прописью, максимум 150 символов.

6. Наименование/фамилия и имя плательщика/бенефициара в соответствии с документом, удостоверяющим его регистрацию/личность, с указанием принадлежности плательщика/бенефициара к категории резидент/нерезидент в соответствии с валютным законодательством, максимум 105 символов.

7. Номер платежного счета плательщика/бенефициара, максимум 21 символов.

8. Номер казначейского счета плательщика/бенефициара заполняется только в случае осуществления бюджетного перевода, максимум 29 символов.

9. Фискальный код плательщика, а также фискальный код бенефициара, максимум 13 символов, по необходимости через дробь код подразделения плательщика/бенефициара, в пользу которого погашается обязательство перед бюджетом административно-территориальной единицы, присвоенный Главной государственной налоговой инспекцией, максимум 4 символа, всего 18 символов. В случае если плательщиком/бенефициаром является лицо-нерезидент, не владеющее фискальным кодом, данная рубрика не заполняется.

10. Наименование поставщика (филиала поставщика) плательщика/поставщика (филиала поставщика) – бенефициара, максимум 105 символов.

11. Код банка (филиала банка) - плательщика, соответственно код банка (филиала банка) - бенефициара, максимум
11 символов. В случае, когда пользователь платежных услуг обслуживается у небанквоского поставщика платежных услуг, указывается код банка, через который осуществляется окончательный расчет. Данный код может быть указан непосредственно небанковским поставщиком платежных услуг, за исключением, когда плательщик и бенефициар обслуживаются у одного и того же поставщика платежных услуг.

12. Назначение платежа – указывается цель платежа/перевода и делается ссылка на релевантные документы, на основании которых осуществляется платеж/перевод, максимум 210 символов.

13. Тип перевода (обычный/срочный).

14. Отметки эмитента - проставляется подпись/подписи лиц, уполномоченных правом подписи, и по необходимости (в случае если эмитент владеет печатью) печать эмитента; в случае платежного поручения, составленного и переданного в электронной форме, осуществляется электронная аутентификация платежного документа в соответствии с договорными условиями и действующим законодательством.

15. Дата исполнения - заполняется поставщиком платежных услуг в случае осуществления обычного или срочного кредитового перевода. В случае кредитового перевода с будущей датой платежа дата исполнения должна быть указана поставщиком платежных услуг в непосредственной близости к данной рубрике.

16. Отметки поставщика-плательщика - проставляются на всех экземплярах вовлеченных сторон подпись и печать поставщика платежных услуг об акцепте или отказе принятия платежного поручения, указывается код транзакции (максимум 3 символа) в соответствии с Регламентом об автоматизированной системе межбанковских платежей, утвержденным Постановлением Административного совета Национального банка Молдовы №53 от 2 марта 2006 (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2006 г. №39-42, ст. 144), и получения платежного поручения; в случае платежного поручения, переданного в электронной форме, указывается дата/время исполнения электронной транзакции и тип системы дистанционного банковского обслуживания или других электронных систем, согласно требованиям нормативных актов Национального банка Молдовы.

Приложение №3

к Регламенту по кредитовому переводу

Элементы, включенные в платежное поручение, используемое при осуществлении национального и международного кредитового перевода в иностранной валюте

I. Обязательные:

1. Наименование платежного документа.

2. Номер платежного поручения, дата, месяц и год выписки. Номер, дата и год указываются цифрами, месяц
прописью.

3. Наименование и код поставщика-плательщика.

4. Наименование/фамилия и имя плательщика; в случае если плательщик является физическим лицом, не практикующим предпринимательский или другой вид деятельности, дополнительно указывается фамилия и имя физического лица, наименование документа, удостоверяющего личность, серия, номер и наименование учреждения, выдавшего акт удостоверения личности, дата, месяц и год выдачи.

5. Фискальный код плательщика; в случае если плательщиком является лицо-нерезидент, не владеющее фискальным кодом, данная рубрика не заполняется.

6. Принадлежность плательщика к категории резидент/нерезидент в соответствии с валютным законодательством.

7. Номер платежного счета и адрес плательщика, а в случае  международного кредитового перевода в иностранной валюте – код IBAN и адрес плательщика.

8. Сумма, указанная цифрами.

9. Сумма, указанная прописью.

10. Наименование и алфавитный код иностранной валюты.

11. Наименование поставщика-бенефициара.

12. Наименование/фамилия и имя бенефициара.

13. Принадлежность бенефициара к категории резидент/нерезидент в соответствии с валютным законодательством.

14. Номер платежного счета, город и страна бенефициара, а в случае если бенефициаром является физическое лицо, указывается его адрес. В случае международного кредитового перевода в иностранной валюте в адрес бенефициара, который обладает кодом IBAN, указывается – код IBAN, его город и страна, а в случае если бенефициар физическое лицо, указывается и его адрес.

15. Назначение платежа – указывается цель платежа/перевода и делается ссылка на релевантные документы, на основании которых осуществляется платеж/перевод.

16. Код операции, который заполняется в соответствии с приложением 4 "Классификатор платежных операций" к Регламенту о представлении отчетности для Платежного баланса, утвержденному Постановлением Административного совета Национального банка Молдовы №61 от 11 сентября 1997 г. (Переопубликован в Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2006 г., №5-8).

17. Ответственный за выплату комиссионных.

18. Отметки эмитента – проставляется подпись/подписи лиц, уполномоченных правом подписи и по необходимости (в случае если эмитент владеет печатью) печать эмитента; в случае платежного поручения, составленного и переданного в электронной форме, производится электронная аутентификация платежного документа в соответствии с договорными условиями и действующим законодательством.

19. Отметки поставщика-плательщика – проставляются подпись и печать поставщика платежных услуг об акцепте или отказе принятия платежного поручения; в случае платежного поручения переданного в электронной форме, указывается дата/время исполнения электронной транзакции и тип системы дистанционного банковского обслуживания или других электронных систем в соответствии с нормативными актами Национального банка Молдовы. В случае осуществления кредитового перевода с будущей датой платежа указывается дата выполнения поручения. Способ указания даты исполнения должен быть согласован между плательщиком и поставщиком.

II. Выборочные:

1. Номер поставщика-бенефициара и его адрес.

2. Код страны - указывается код страны партнера-нерезидента в соответствии с действующими нормативными актами.

3. Наименование поставщика посредника.

4. Другие элементы, установленные поставщиком-плательщиком.

Приложение №4

к Регламенту по кредитовому переводу

Метод расчета контрольного разряда и проверки кода IBAN

1. Метод расчета контрольного разряда

Для демонстрации метода расчета контрольного разряда будет использоваться пример кода IBAN "MDxxAA123456789012345678" и алгоритм MOD 97-10.

Предварительный шаг: Создается код IBAN, который состоит из кода страны – "MD", за которым следует контрольный разряд "xx", который заменяется на "00", идентификатор банка "AA" и код BBAN, состоящий из 18 символов.

Результат: MD00AA123456789012345678

Шаг 1. Первые  4 символа (код страны и символы "00") перемещаются в конец кода IBAN.

Результат: AA123456789012345678MD00

Шаг 2.  Буквы преобразовываются в  цифры, в соответствии с  таблицей преобразования:

A=10

G=16

M=22

S=28

Y=34

B=11

H=17

N=23

T=29

Z=35

C=12

I=18

O=24

U=30


D=13

J=19

P=25

V=31


E=14

K=20

Q=26

W=32


F=15

L=21

R=27

X=33


Результат: 1010123456789012345678221300

Шаг 3. Полученный результат делится на 97 и вычисляется неполное частное.

Результат: Неполное частное от деления числа 1010123456789012345678221300 на 97 является 10413643884422807687404343.

Шаг 4.  Неполное частное число шага 3 умножается на 97.

Результат: 10413643884422807687404343 * 97 = 1010123456789012345678221271.

Шаг 5: Из числа, полученного в шаге 2, вычитается полученный в шаге 4 результат.

Результат: 1010123456789012345678221300-1010123456789012345678221271 = 29.

Шаг 6: Результат вычитания из шага 5 вычитается из числа 98.

Результат: 98-29 = 69

Полученный в итоге последней операции результат является контрольным разрядом искусственного кода IBAN MDxxAA123456789012345678. Если полученным результатом является одна цифра, перед ней проставляется "0".

Таким образом, кодом IBAN в данном случае будет: MD69AA123456789012345678.

2. Метод проверки кода IBAN

Для демонстрации метода проверки контрольного разряда будет использоваться код IBAN "MD69AA123456789012345678" и алгоритм MOD 97-10.

Предварительный  шаг: В случае, если код IBAN представлен на бумажном носителе, его формат преобразуется в электронный путем удаления пробелов.

Пример: MD69 АА12 3456 7890 1234 5678 становится MD69AA123456789012345678.

Шаг 1: Перемещаются первые четыре символа (код страны и контрольный разряд) в конец кода IBAN.

Результат:  AA123456789012345678MD69.

Шаг 2: Преобразовываются буквы в цифры, в соответствии с таблицей преобразования, упомянутой выше.

Результат: 1010123456789012345678221369.

Шаг 3. Полученный результат делится на 97 и вычисляется неполное частное.

Результат: Неполное частное от деления числа 1010123456789012345678221369 на 97 является 10413643884422807687404344.

Шаг 4: Неполное частное от деления в шаге 3 умножается на 97.

Результат: 10413643884422807687404344 * 97 = 1010123456789012345678221368.

Шаг 5: Из полученного в шаге 2 числа вычитается результат, полученный в шаге 4.

Результат: 1010123456789012345678221369 -1010123456789012345678221368 = 1. Если результат проверки "1", контрольный разряд "69" считается подтвержденным, и код IBAN может быть принят.

Приложение №3

к Постановлению Административного совета Национального банка Республики Молдова от 1 августа 2013 года №157

Список нормативных актов Национального банка Молдовы, утративших силу

1. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №62 от 24 февраля 2005 г. "Об утверждении Регламента о банковских карточках" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2005 г., №36-38, ст.124).

2. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №213 от 7 июля 2005 г. "Об изменении Регламента о банковских карточках" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2005 г., №98-100, ст.351).

3. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №373 от 15 декабря 2005 г. "Об утверждении Регламента о кредитовом переводе" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2005 г., №176-181, ст.643).

4. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №374 от 15 декабря 2005 г. "Об утверждении Регламента о прямом дебитировании" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2005 г., №176-181, ст.644).

5. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №317 от 30 ноября 2006 г. "Об изменении Регламента о кредитовом переводе" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2006 г., №186-188, ст.665).

6. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №140 от 14 июня 2007 г. "Об изменении и дополнении Регламента о кредитовом переводе" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2007 г., №94-97, ст.430).

7. Пункт XIII Постановления Административного совета Национального банка Молдовы №133 от 17 июля 2008 г. "Об изменении и дополнении некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2008 г., №157159, ст.448).

8. Пункт 3 Постановления Административного совета Национального банка Молдовы №152 от 31 июля 2008 г. "Об изменении и дополнении некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2008 г., №174, ст. 503a).

9. Пункт 2 Постановления Административного совета Национального банка Молдовы №5 от 15 января 2009 г. "Об изменении и дополнении некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2009 г., №7-9, ст.16).

10. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №210 от 3 сентября 2009 г. "Об изменении и дополнении некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2009 г., №151, ст. 681).

11. Пункт 1 Постановления Административного совета Национального банка Молдовы №87 от 30 апреля 2010 г. "Об изменении и дополнении некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2010 г., №94-97, ст. 358).

12. Постановления Административного совета Национального банка Молдовы №261 от 17 ноября 2011 г. "Об изменении и дополнении некоторых нормативных актов Национального банка Молдовы" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2011г., №227-232, ст. 2103).

13. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №141 от 21 июня 2012 г. "Об изменении и дополнении Регламента о кредитовом переводе" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2012 г., №177-180, ст.1082).

14. Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №259 от 8 ноября 2012 г. "Об изменении и дополнении Регламента о банковских карточках" (Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2012 г., №252-253, ст. 1548).

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Регламент о платежных карточках Глава I Общие положения Глава II Требования для начала осуществления деятельности в системе платежей посредством платежных карточек Глава III Обязанности поставщиков платежных услуг, действующих в системах платежей посредством платежных карточек Глава IV Требования к расчетному агенту Глава V Основные характеристики банковской карточки и обязанности поставщиков-эмитентов Глава VI Условия проведения операций посредством платежной карточки Глава VII Права и обязанности участников в рамках операций, проведенных посредством платежных карточек Глава VIII Порядок акцепта платежных карточек Глава IX Надзор за деятельностью поставщиков платежных услуг в системах платежей посредством платежных карточек Приложение Регламент о кредитовом переводе Глава I Общие положения Глава II Типы кредитовых переводов и методы их использования Глава III Требования по преддоговорной информации, составлению и получению платежного поручения Глава IV Акцепт и исполнение платежного поручения поставщикомплательщиком Глава V Особенности осуществления банком кредитового перевода полученных сумм наличными Глава VI Прием платежного поручеия банком-бенефициаром посредством автоматизированной системы межбанковских платежей Глава VII Требования по предотвращению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в контексте завершения кредитового перевода Глава VIII Порядок ведения учета Глава IX Особенности использования кодов iban лицензированными банками Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Список нормативных актов Национального банка Молдовы, утративших силу