Дата обновления БД:
26.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
358 / 968
Всего документов в БД:
315233
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 17 июня 2019 года №УП-5742
О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 30.04.2021 г. №УП-6217, 08.06.2021 г. №УП-6243, 07.10.2021 г. №УП-6320, 11.02.2022 г. №УП-67, 01.04.2022 г. №УП-95, 08.04.2022 г. №УП-101, 20.04.2022 г. №УП-113, 19.06.2023 г. №УП-99, 28.08.2023 г. №УП-151, 10.11.2023 г. №УП-193, 02.02.2024 г. №УП-28, 16.02.2024 г. №УП-36)
На сегодняшний день в сельском хозяйстве используются более 20 млн гектаров земель, в том числе 3,2 млн гектаров орошаемых посевных земельных площадей, на которых выращивается продовольственная продукция для нужд населения, необходимое сырье для отраслей экономики.
В целях повышения плодородия орошаемых площадей, улучшения мелиоративного состояния и водоснабжения в рамках государственных программ осуществляются масштабные ирригационные и мелиоративные мероприятия.
В результате, на протяжении 2008 - 2017 годов достигнуто улучшение водоснабжения более 1,7 млн гектаров орошаемых площадей и мелиоративного состояния 2,5 млн гектаров земель.
Однако периодические маловодья наблюдаемые в последние годы в результате глобального изменения климата, пришедшая в непригодное состояние основная часть внутренних ирригационных сетей привели к ухудшению мелиоративного состояния орошаемых посевных земель и выведению их из оборота.
В целях поэтапного повторного введения в пользование земель, выбывших в республике на протяжении многих лет из оборота в результате ухудшения их мелиоративного и ирригационного состояния, уменьшения потери воды путем эффективного использования подземных водных ресурсов, внедрения водосберегающих технологий и реконструкции внутренних ирригационных сетей, а также привлечения потенциальных инвесторов:
1. Утвердить:
Концепцию по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее - Концепция) согласно приложению №1;
"Дорожную карту" реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве согласно приложению №2;
прогнозные показатели проводимых мероприятий по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель в 2020 - 2030 годах согласно приложению №3;
прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий в сельскохозяйственных угодьях в течение 2019 - 2022 годов согласно приложению №4.
2. Утвердить Рабочую группу по сотрудничеству с международными финансовыми институтами и внедрению государственно-частного партнерства в рамках реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее - Рабочая группа) в составе согласно приложению №5.
Поручить Рабочей группе (Кучкаров Д.А., Вахабов А.Ж., Ходжаев Ж.А.):
организовать реализацию Концепции в Папском и Мингбулакском районах Наманганской области с привлечением международных финансовых институтов в порядке эксперимента в 2019 году;
внедрить до 1 ноября 2019 года опыт реализации Концепции в других регионах на основе результатов эксперимента, в том числе разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего конкретные условия государственно-частного партнерства в области земле- и водопользования, дополнительные льготы, отдельные льготные кредитные линии, а также порядок использования введенных в пользование земель и воды.
Предоставить Рабочей группе право, при необходимости, вносить изменения в сроки и регионы, установленные в приложениях №№2 - 4 к настоящему Указу, а также дополнение в них.
3. Установить, что в рамках реализации Концепции для введения в пользование путем восстановления и реконструкции ирригационно-мелиоративных сетей, внедрения водосберегающих технологий, а также посева засухоустойчивых культур на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства сроком до 50 лет предоставляются:
вышедшие из сельскохозяйственного оборота орошаемые земли, а также богарные земли и земли лесного фонда - гражданам Республики Узбекистан и сельскохозяйственным предприятиям;
пастбища, залежи, многолетние насаждения и другие земли - гражданам Республики Узбекистан, сельскохозяйственным предприятиям, а также инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан.
4. При введении в пользование земельных площадей в рамках реализации Концепции:
землепользователям предоставляется право самостоятельного размещения сельскохозяйственных культур, посева культур без обработки земли и передачи земель в субаренду;
данные земельные площади не подлежат оптимизации, изъятие земельного участка или его части для государственных и общественных нужд допускается с согласия землепользователя после полного возмещения рыночной стоимости израсходованных средств и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;
разрешается размещение на этих земельных площадях сооружаемых объектов инфраструктуры (полевых станов, хранилищ продукции, оросительных сооружений и других);
освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость) не производимые в республике сырье, материалы, техника, оборудование и запасные части, ввозимые для нужд землепользователей в порядке, установленном Кабинетом Министров;
в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещается 50 процентов расходов, связанных с введением в пользование каждого гектара земель сельскохозяйственного назначения, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в части, не превышающей 50-кратного размера базовой расчетной величины;
земельные площади выделяются в порядке, установленном законодательством, после подписания инвестиционного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.11.2023 №УП-193)
(см. предыдущую редакцию)
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
орошаемые сельскохозяйственные земли берутся под особую охрану, не допускается выделение данных земель для несельскохозяйственных целей, в том числе для строительства промышленных и гражданских объектов (зданий и сооружений), а также теплиц, в которых применяются новые методы передовых технологий (гидропоника и другие), не требующие плодородных почв
;компенсационные выплаты за орошаемые земли, изымаемые для использования в несельскохозяйственных целях, исчисляются в 10-кратном размере средств, требуемых для освоения аналогичных новых земель, без применения коэффициентов, учитывающих местонахождение изымаемых земельных площадей, а также в 20-кратном размере расходов, связанных с коренным улучшением состояния богарных и неорошаемых земель, занятых многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами.
При этом 90 процентов компенсационных выплат за орошаемые земли и 95 процентов компенсационных выплат за богарные, а также неорошаемые земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами, перечисляются в республиканский бюджет, а соответственно 10 и 5 процентов - в Фонд развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан и города Ташкента.
Данная норма применяется также при исчислении ущерба, нанесенного в результате самовольных действий, повлекших выведение земель из сельскохозяйственного оборота, при этом 95 процентов взысканных средств направляется в республиканский бюджет, 5 процентов - в Фонд развития Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан и его территориальные инспекции;
выделение земли за счет орошаемых земель для организации садоводства, виноградарства и других многолетних насаждений, а также создания теплиц легкой конструкции осуществляется на основании заключения Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан;
новые фермерские хозяйства и ассоциации водопотребителей создаются с условием обязательного оснащения средствами управления и учета воды в местах водопользования;
введение в пользование земельных площадей осуществляется с использованием водосберегающих технологий (систем капельного, дождевального орошения, подгрунтового капельного орошения и других).
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16.02.2024 №УП-36)
(см. предыдущую редакцию)
6. Министерству финансов Республики Узбекистан:
а) дополнительно направить средства в размере 5 процентов, выделяемых из Государственного бюджета для строительства и реконструкции объектов мелиорации в рамках Инвестиционной программы на 2019 - 2029 годы, требуемые для строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве, указанных в приложении №3 к настоящему Указу;
б) выделить средства из Государственного бюджета на финансирование работ по выявлению подземных водных запасов, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур, предусматриваемых Программой развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе расчетов Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам Республики Узбекистан;
в) совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства в двухмесячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат, связанных со строительством и реконструкцией ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению дифференцированных налоговых льгот, предусматривающих механизмы стимулирования землевладельцев при сохранении и повышении плодородия почвы;
в месячный срок разработать типовые формы соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере землепользования, принимая во внимание передовой международный опыт.
7. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан:
а) совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающий передачу в субаренду земельных площадей сельскохозяйственного назначения;
б) обеспечить проведение научных исследований по повышению плодородия почв орошаемых и богарных земель, горных и предгорных, а также пустынно-пастбищных территорий, эффективному использованию водных и других природных ресурсов;
организацию и претворение в жизнь научных исследований по созданию новых высокоурожайных сельскохозяйственных культур, их первичному семеноводству для достижения стабильности в обеспечении страны продовольствием на основе современных методов;
в) образовать в составе министерства ответственное управление с выделением 4 дополнительных штатных единиц с целью обеспечения полного и своевременного исполнения задач, предусмотренных в Указе.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей начиная с 1 января 2020 года:
совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам ежегодно до 1 ноября формировать и вносить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан адресный список вновь восстанавливаемых и вводимых в пользование в следующем году земельных площадей из числа площадей, утвержденных приложением №3 к настоящему Указу;
внести предложения по передаче всех посевных площадей в районах, в которых низкорентабельные площади хлопка и зерновых составляют более 50 процентов общей площади, инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан, организующим полную переработку хлопка и зерна с условием строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных сетей;
применить льготы, предусмотренные в пункте 4 настоящего Указа, к инвесторам образовываемых в этих районах по направлению хлопководства и зерноводства.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок образовать соответствующую структуру в подчинении Правительства, обеспечивающую государственный контроль за целевым и эффективным использованием сельскохозяйственных угодий и их охрану.
10. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
установить парламентский и общественный контроль за своевременным и эффективным исполнением Концепции и "Дорожной карты" по ее реализации;
ежегодно
заслушивать на заседаниях Сената, Законодательной палаты и, соответственно, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и областных Кенгашей народных депутатов информацию о проделанной работе министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей.(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 02.02.2024 №УП-28)
(см. предыдущую редакцию)
11. Возложить ответственность на:
советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Вахабова А.Д. - за проведение мониторинга и принятие необходимых мер по своевременному и эффективному исполнению прогнозных показателей, указанных в приложениях №№3 и 4 к настоящему Указу, Концепции и "Дорожной карте";
министра сельского хозяйства Республики Узбекистан Ходжаева Ж.А., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей - за обеспечение своевременного и эффективного исполнения Концепции и "Дорожной карты", а также внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по устранению возникающих проблем;
министра водного хозяйства Республики Узбекистан Хамраева Ш.Р., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей - за обеспечение исполнения прогнозных показателей, указанных в приложении №4 к настоящему Указу, применение водосберегающих технологий на введенных в пользование площадях, уменьшение потери воды в ирригационных сетях, улучшение мелиоративного состояния земель, дополнительное строительство водохранилищ;
министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С.У. - за привлечение средств международных финансовых институтов и иностранных инвесторов с целью исполнения задач, указанных в приложениях №№3 и 4 к настоящему Указу.
12. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации освещать суть и содержание настоящего Указа, а также реализацию предусмотренных в нем мероприятий.
13. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.
Президент Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев
Приложение №1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года №УП-5742
Концепция по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве
Общая площадь земель по Республике Узбекистан составляет 44 892,4 тыс. гектаров, которые делятся на 8 категорий в зависимости от целей и порядка использования земли, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и предназначенные для других целей; земли природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения; земли историко-культурного значения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли сельскохозяйственного назначения относятся к плодородным землям, считаются основным средством общенационального богатства, производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 20 236,3 тыс. гектаров, из них пахотные земли составляют 3 988,5 тыс. гектаров, многолетние насаждения - 383,1 тыс. гектаров, залежи - 76 тыс. гектаров, сенокосы и пастбища - 11 028,3 тыс. гектаров, другие земли - 4 760,4 тыс. гектаров.
В последние годы в стране осуществляются системные меры по совершенствованию земельных и водных отношений, оптимизации земель сельскохозяйственного назначения и применению упрощенного порядка их выделения, внедрению современных рыночных механизмов, инновационных и ресурсосберегающих технологий пользования земельно-водными ресурсами, производству высокодоходных, экспортоориентированных видов продукции за счет сокращения низкорентабельных хлопковых и зерновых площадей.
Вместе с тем в результате высокого темпа роста численности населения республики, перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и обострения воздействия глобального изменения климата за последние 15 лет размер площади орошаемых земель в расчете на душу населения сократился на 24 процента (с 0,23 гектара до 0,16 гектара), а среднегодовой уровень обеспечения водой сократился с 3 048 кубометров до 158,9 кубометра.
В результате нерационального использования на протяжении долгих лет земель сельскохозяйственного назначения снижается естественное плодородие почвы и урожайность культур, ухудшается качество производимой продукции, повышается загрязнение окружающей среды.
В том числе, в 93 процентах почвы орошаемых посевных земель ниже среднего упало содержание действующего фосфора, в 68,3 процента - обменного калия, в 79,3 процента - гумуса.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 24 октября 2024 года