Дата обновления БД:
25.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
343 / 1027
Всего документов в БД:
137593
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 8 июня 2012 года №131
О государственном контроле предпринимательской деятельности
(В редакции Законов Республики Молдова от 02.11.2012 г. №241, 27.12.2012 г. №318, 14.07.2013 г. №139, 27.03.2014 г. №38, 11.07.2014 г. №129, 10.12.2015 г. №231 (вступил в силу 15.01.2017 г.), 13.05.2016 г. №92, 17.06.2016 г. №138, 23.09.2016 г. №230, 05.05.2017 г. №80, 20.07.2017 г. №164, 21.07.2017 г. №175, 21.07.2017 г. №178, 21.09.2017 г. №185, 21.12.2017 г. №295, 16.03.2018 г. №36, 31.05.2018 г. №94, 26.07.2018 г. №179, 23.04.2020 г. №60, 16.07.2020 г. №137, 19.11.2020 г. №191 (вступил в силу 01.01.2021 г.), 22.04.2021 г. №59, 21.01.2022 г. №9 (вступил в силу 18.02.2024), 09.06.2022 г. №156, 15.07.2022 г. №155, 22.12.2022 г. №355, 11.05.2023 г. №112 (вступил в силу 02.07.2023 г.), 26.05.2023 г. №132 (вступил в силу 08.06.2023 г.), 20.07.2023 г. №216 (вступил в силу 03.11.2023 г.), 26.10.2023 г. №310)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Цель, предмет регулирования и область применения настоящего закона
(1) Цель настоящего закона состоит в усилении правовой и институциональной основы в области осуществления государственного контроля предпринимательской деятельности (далее - контроль).
(1-1) Задачами настоящего закона являются:
a) обеспечение более высокого уровня охраны окружающей среды, жизни, здоровья и имущества лиц;
b) надзор за введением на рынок и обращением продукции на рынке в целях обеспечения ее безопасности;
c) внедрение системы анализа рисков на основе критериев риска.
(2) Предметом регулирования настоящего закона являются:
a) организация и осуществление контроля;
b) установление основных принципов контроля;
c) установление процедуры осуществления контроля.
(3) Положения настоящего закона применяются в той мере, в какой они не противоречат действующим положениям закона, регулирующим контрольно-надзорную деятельность таких центральных публичных регулирующих органов, как Национальное агентство по регулированию в энергетике, Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий, Совет по конкуренции, Координационный совет по телевидению и радио – в пределах областей их деятельности.
(4) Положения настоящего закона не распространяются на:
a) деятельность органов уголовного преследования, включая действия по контролю, осуществляемые органами уголовного преследования, необходимые для начала и осуществления уголовного преследования;
b) контроль, осуществляемый контролирующими органами в процессе внешнего публичного аудита и внутреннего аудита относительно порядка образования, управления и использования публичных финансовых средств и управления государственным имуществом, который регламентируется специальными законами;
c) контроль, применяемый в финансовой области (банковской и небанковской);
d) контроль, применяемый при пересечении государственной границы, и контроль, применяемый в области таможенного дела, за исключением последующего таможенного контроля в форме посттаможенного аудита. К последнему положения настоящего закона применяются только в части регистрации, надзора и отчетности по контролю в Государственном реестре контроля;
e) контроль, выполняемый Государственной налоговой службой, за исключением регистрации, надзора и отчетности по контролю в Государственном реестре контроля;
f) контроль, выполняемый с целью выявления случаев/фактов осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в Агентстве государственных услуг или в другом компетентном органе публичной власти либо с регистрационным актом, объявленным недействительным.
(5) Для контроля транспортных операций, а также контроля дорожных транспортных средств, подвижного состава, судов и воздушных судов, выполняемого контролирующими органами в сфере перевозок с целью надзора за надежностью и безопасностью, не применяются положения настоящего закона в части планирования контроля, подготовки плана контроля и периодичности планового контроля, инициирования контроля и оповещения о нем, содержания и процедуры выдачи/регистрации направления на контроль.
(6) Положения части (1) статьи 18 настоящего закона не применяются к контролю, выполняемому в соответствии с Законом об официальном контроле с целью проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству и правилам, касающимся здоровья и благополучия животных №50 от 28 марта 2013 года, а также к контролю за соблюдением законодательства в области труда, охраны здоровья и безопасности труда.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.11.2020 №191)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего закона определяются следующие понятия:
контроль – все действия по проверке соблюдения лицами, подлежащими контролю, положений законодательства, осуществляемые органом, наделенным функциями контроля, или группой таких органов;
совместный контроль – контроль, в котором одновременно участвуют контролеры со стороны двух или более контролирующих органов;
внезапный контроль – контроль, не включенный в годовой план контроля и осуществляемый с целью проверки соблюдения установленных законодательством требований;
плановый контроль – контроль, осуществляемый в соответствии с годовым планом контроля на основе анализа рисков и оценки рисков в соответствии с критериями риска;
направление на контроль – акт, на основании которого инициируется плановый и/или внезапный контроль;
проверочный лист – процессуальный документ, утвержденный нормативным актом, который содержит в установленном порядке факты, имущество, свойства, источники информации, процедуры и действия, подлежащие проверке и/или выполнению в пределах процессуальных норм для определенного вида и метода государственного контроля;
мониторинг лиц, подлежащих контролю, – совокупность действий, предпринимаемых органами, наделенными функциями контроля, для сбора и анализа (периодического или постоянного) информации или доказательств любым способом, отличным от государственного контроля;
объект контроля – структурное/функциональное подразделение лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в которое входит индивидуальный набор аспектов, в отношении которых требуется осуществление контроля в определенной области (имущество, технологические процессы, услуги, документы, носители информации), к которым при планировании контроля возможно применить весь спектр критериев риска и по результатам анализа которых возможно констатировать соблюдение требований законодательной базы;
орган, наделенный функциями контроля (контролирующий орган), – орган публичного управления, учрежденный в соответствии с законом, действующий в режиме органа публичной власти в целях реализации общественного интереса, наделенный функциями контроля, а также правом инициирования контроля;
лицо, подлежащее контролю (проверяемое лицо), – любое физическое и/или юридическое лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность и может быть подвергнуто контролю. Подразделение лица может быть признано отдельным лицом, если оно идентифицируется в качестве полноценного объекта контроля в одной из областей контроля и располагается отдельно от местонахождения юридического лица, частью которого является;
план контроля (план) – результат анализа рисков на основании критериев рисков, при посредстве которого определяются лица, подлежащие контролю, приоритетность и очередность контроля, намеченного в отношении данных лиц в зависимости от степени связанного с каждым из них риска, а также документ, на основании которого принимается решение контролирующего органа провести конкретное число плановых проверок в отношении установленного числа лиц в течение одного календарного года;
протокол контроля – акт, составляемый по результатам внезапного или планового контроля, в котором регистрируются констатации/результаты контроля (в констатирующей части), предписываются, в случае необходимости, способы устранения нарушений и/или ограничительные меры (в директивной части) и, по обстоятельствам, констатируются правонарушения и назначаются наказания (в санкционной части);
Государственный реестр контроля – консолидированный публичный реестр учета контроля, который заполняют контролирующие органы и который в обязательном порядке ведет орган центрального публичного управления, ответственный за надзор над осуществлением контроля;
риск – вероятность причинения ущерба и/или появления угрозы в результате деятельности физического или юридического лица и степень такого ущерба;
надзор за органами, наделенными функциями контроля – совокупность действий, предпринимаемых органом центрального публичного управления, ответственным за надзор над осуществлением контроля, посредством постоянного или периодического анализа информации или доказательств, характеризующих с определенной вероятностью отклонения от положений законодательства, без вмешательства в деятельность органов, наделенных функциями контроля.
(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.09.2016 г. №230)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Основные принципы контроля
(1) Основными принципами контроля являются:
a) предупреждение нарушения законодательства посредством консультативного аспекта контроля;
b) объективность и беспристрастность при планировании и осуществлении государственного контроля, составлении документов, относящихся к контролю, предписании мер и назначении наказания. На осуществление государственного контроля не могут влиять какие бы то ни было группы, продвигая свои интересы;;
c) осуществление контроля на основе анализа и оценки рисков;
d) презумпция добросовестности и соблюдения лицом, подлежащим контролю, законодательства;
e) прозрачность индивидуальных и регулирующих актов, изданных контролирующим органом;
f) законность и соблюдение полномочий, прямо предусмотренных законом, контролирующим органом таким образом, чтобы обеспечить корректное, упорядоченное и последовательное осуществление государственного контроля в соответствии с требованиями законодательства;
g) соразмерность контроля и целесообразность его инициирования - проведение контроля на основе оценки рисков только тогда, когда это необходимо для осуществления контролирующим органом своих функций и когда все другие способы проверки соблюдения законодательства лицом, подлежащим контролю, были исчерпаны;
h) соразмерность и целесообразность в отношении продолжительности и порядка проведения контроля – осуществление контроля в возможно более короткие сроки в зависимости от предъявляемого контролирующим органом основания, а также соотнесенность прилагаемых усилий и применимого метода контроля с уровнем риска;
i) учет всех действий и актов контроля;
j) право обжалования любого действия или акта инспектора и возмещения причиненного ущерба;
k) недопущение наличия имущественного интереса инспектора путем исключения прямого отчисления в бюджет соответствующего контролирующего органа сумм взимаемых штрафов;
l) недопущение нарушения и/или приостановления деятельности проверяемого лица;
m) конфиденциальность информации о проверяемом лице, полученной во время планирования и проведения контроля, в особенности информации, способной повлиять на хорошую репутацию хозяйствующего субъекта при осуществлении им своей деятельности; распространение подобной информации запрещено, за исключением случаев, установленных законом;
n) добросовестное исполнение контрольных функций (беспристрастное и справедливое исполнение своих служебных функций и обязанностей инспектором, имеющее целью установление доверительных отношений между контролирующим органом и лицом, подлежащим контролю);
o) предотвращение конфликта интересов между инспектором или руководителем контролирующего органа и лицом, подлежащим контролю.
(2) Контролирующие органы и органы власти, вовлеченные прямо или косвенно в процесс подготовки и осуществления государственного контроля, обязаны применять и соблюдать основные принципы безопасности, а именно:
a) анализ рисков;
b) упреждающее воздействие;
c) прозрачность;
d) защита интересов потребителей.
(3) Анализ рисков осуществляется посредством следующих процессов: оценка рисков, оповещение о рисках и управление рисками. Анализ рисков включает, не ограничиваясь этим, следующие процедуры:
Недействующая редакция, не действует с 3 июня 2024 года