Дата обновления БД:
17.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
295 / 1068
Всего документов в БД:
137390
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 23 июля 1999 года №451-I
О средствах массовой информации
(В редакции Законов Республики Казахстан от 03.05.2001 г. №181-II, 19.12.2003 г. №509-II, 08.07.2005 г. №67-III ЗРК, 10.01.2006 г. №116-III ЗРК, 31.01.2006 г. №125-III ЗРК, 05.07.2006 г. №156-III ЗРК, 19.06.2007 г. №264-III ЗРК, 06.02.2009 г. №123-IV ЗРК, 10.07.2009 г. №178-IV ЗPK, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 23.11.2010 г. №354-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 18.01.2012 г. №546-IV ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 08.01.2013 г. №63-V ЗРК, 21.06.2013 г. №106-V ЗРК, 03.07.2013 г. №124-V ЗРК, 17.01.2014 г. №166-V ЗРК, 16.05.2014 г. №203-V ЗРК, 03.07.2014 г. №227-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 24.11.2015 г. №419-V ЗРК, 29.03.2016 г. №479-V ЗРК, 22.12.2016 г. №28-VI ЗРК, 05.05.2017 г. №60-VI ЗРК, 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №170-VI ЗРК, 28.12.2018 г. №210-VI ЗРК, 08.01.2019 г. №215-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 02.04.2019 г. №241-VI ЗРК, 25.05.2020 №334-VI ЗРК, 29.06.2020 г. №351-VI ЗРК (вступил в силу 01.07.2021), 30.12.2020 г. №394-VI ЗРК, 24.11.2021 г. №75-VII ЗРК, 03.05.2022 г. №118-VII ЗРК, 19.04.2023 г. №223-VII ЗРК, 23.12.2023 г. №51-VIII ЗРК)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аккредитация - процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией;
2) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир;
3) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
4) средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;
5) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе;
5-1) мониторинг средств массовой информации - процесс сбора и анализа продукции средств массовой информации на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан;
6) уполномоченный орган в области средств массовой информации - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области средств массовой информации (далее - уполномоченный орган);
7) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах;
8) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации;
8-1) сетевое издание - интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационно-коммуникационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан;
9) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений;
10) комплекс - совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру;
10-1) фонд - структурное подразделение юридического лица, находящегося в ведении уполномоченного органа, осуществляющее деятельность по реализации проектов, направленных на поддержку средств массовой информации и способствование росту профессионализма казахстанских журналистов (далее - Фонд);
10-2) государственный заказ по проведению государственной информационной политики - заказ на оказание услуг за счет средств республиканского и местных бюджетов для проведения государственной информационной политики;
11) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;
12) кино-, видеопродукция порнографического и специального сексуально-эротического характера - натуралистическая, подробная фиксация полового акта либо демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта, способствующая возбуждению сексуального влечения или удовлетворению сексуальных потребностей, которые не соответствуют моральным ценностям, оскорбляют честь и достоинство человека;
13) официальное сообщение - информация, предоставляемая и (или) распространяемая через средства массовой информации обладателем информации, установленным в соответствии с Законом Республики Казахстан "О доступе к информации";
13-1) стационарные помещения - капитальные здания, сооружения или их часть, имеющие фундамент, перемещение которых невозможно без нанесения ущерба их несущей конструкции;
(Подпункт 13-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК)
14) информация, пропагандирующая суицид, - информация, побуждающая к намеренному лишению собственной жизни человека;
15) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;
16) теле-, радиоканал - средство массовой информации, представляющее собой совокупность теле-, радиопрограмм и аудиовизуальных произведений, сюжетов и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующей трансляции и/или ретрансляции;
17) теле-, радио, кинохроникальная программа - содержательно завершенная часть теле-, радиоканала, которая имеет соответствующее наименование, объем вещания и может быть использована независимо от других частей теле-, радиоканала;
18) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей;
19) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем;
20) продукция эротического характера - печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые демонстрируют сексуальные отношения людей, интимные части человеческого тела, за исключением гениталий, и не содержат элементов порнографии.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30.12.2020 №394-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Свобода слова, получения и распространения информации
1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан.
Цензура запрещается.
2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
2-1. Средства массовой информации обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму.
(Пункт 2-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 08.01.2013 г. №63-V ЗРК)
3. Разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также культа жестокости, насилия и порнографии запрещаются.
4. Использование средства массовой информации в целях совершения уголовных и административных правонарушений запрещается.
Примечание. Для целей настоящего Закона под пропагандой в средствах массовой информации понимается распространение взглядов, фактов, аргументов и иной информации, в том числе намеренно искаженной, для формирования положительного общественного мнения о запрещенной законодательством Республики Казахстан информации и (или) побуждения к совершению противоправного действия или бездействию неограниченного круга лиц.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23.12.2023 г. №51-VIII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2-1. Основные принципы деятельности средств массовой информации
Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:
1) объективность;
2) законность;
3) достоверность;
4) уважение частной жизни, чести, достоинства человека и гражданина.
(Статья 2-1 введена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК)
Статья 3. Язык средств массовой информации
1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках.
2. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении средств массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.
3. Исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.01.2012 г. №546-IV ЗРК
(см. предыдущую редакцию)
Недействующая редакция, не действует с 8 июня 2024 года