Недействующая редакция. Принята: 28.08.2023 / Вступила в силу: 29.08.2023

Недействующая редакция, не действует с 20 ноября 2023 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 27 октября 2020 года №УП-6096

О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 11.02.2021 г. №УП-6167, 30.04.2021 г. №УП-6218, 02.06.2021 г. №УП-6240, 08.07.2021 г. №УП-6258, 30.07.2021 г. №УП-6273, 30.12.2021 г. №УП-42, 15.01.2022 г. №УП-52, 06.04.2022 г. №УП-97, 08.04.2022 г. №УП-101, 23.01.2023 г. №УП-13, 24.03.2023 г. №УП-42, 14.06.2023 г. №УП-95, 06.07.2023 г. №УП-108, 28.08.2023 г. №УП-151)

В последние годы в стране проводятся системные реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности.

Наряду с этим запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и крупных предприятий, в которых сохраняется доля государства, препятствует налаживанию производства новых видов конкурентоспособной продукции, внедрению передовых технологий, повышению производительности труда, созданию новых рабочих мест с активным привлечением частного капитала.

В целях ускоренного внедрения на предприятиях с участием государства современных методов управления, ориентированных на потребителя, открытых, прозрачных и рыночных принципов, увеличения дохода за счет уменьшения себестоимости, создания более широких возможностей для участия в процессе реформ частного капитала, сокращения участия государства в экономике и дальнейшего улучшения конкурентной среды:

1. Принять к сведению, что созданными рабочими группами во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан полностью изучена деятельность около трех тысяч предприятий с участием государства, разработаны предложения по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффективности их деятельности.

Утвердить:

Перечень крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений, подлежащих трансформации, согласно приложению №1;

Перечень предприятий с участием государства, в которых внедряются корпоративное управление и финансовый аудит, повышается операционная эффективность, согласно приложению №2;

Перечень государственных активов, выставляемых на публичные торги посредством адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению №3;

Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов, согласно приложению №4;

Перечень недвижимых объектов государственной собственности, реализуемых частному сектору, согласно приложению №5.

2. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства финансов Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства (далее - Департамент) с общей предельной численностью управленческого персонала 24 штатные единицы. Сформировать данные штатные единицы за счет сокращения по 12 штатных единиц соответственно финансовых органов и органов государственной налоговой службы.

Определить основными задачами Департамента на предприятиях с участием государства, указанных в приложении №1 к настоящему Указу:

организацию реализации Министерством финансов полномочий и функций акционера (участника, собственника) от имени государства;

в срок до 1 апреля 2021 года - подготовку финансовых отчетов предприятий за 2019-2020 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) и внесение на утверждение в Кабинет Министров графика получения международных кредитных рейтингов;

в срок до 1 апреля 2021 года - разработку для каждого предприятия стратегии финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, а также среднесрочного и долгосрочного развития с привлечением авторитетных международных консалтинговых организаций на конкурсной основе;

в срок до 1 июля 2021 года - внедрение системы современного корпоративного управления, предусматривающей проведение аудита закупок и систем управления, а также формирование служб "системы соответствия" (комплаенса) и противодействия коррупции;

в срок до 1 июля 2021 года - укомплектование квалифицированными международными специалистами не менее 30 процентов состава наблюдательных советов и не менее трех руководящих должностей в правлении предприятия путем активного привлечения на основе международного конкурса зарубежных специалистов данной сферы (в том числе из числа соотечественников) в наблюдательные советы и правления предприятий.

3. Министерству финансов в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении №1 к данному Указу, Агентству по управлению государственными активами (далее - Агентство) в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении №2 к настоящему Указу:

в срок до 1 января 2021 года - совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам утвердить перечень и "дорожные карты" месторождений (государственных запасов), подлежащих переоценке в соответствии с международными стандартами;

в срок до 1 февраля 2021 года разработать проект бюджета предприятий на 2021 год;

в срок до 1 июля 2021 года обеспечить разработку трехлетних бизнес-планов (текущей деятельности, инвестиционных проектов и конкретных источников их финансирования, в том числе за счет средств международных финансовых рынков, а также финансовой модели);

в срок до 1 июля 2021 года провести инвентаризацию всех инвестиционных проектов предприятий, принять меры по приостановке неначатых проектов и проектов, по которым не определены финансовые источники.

Кабинету Министров (Д. Кучкаров) в срок до 1 января 2021 года утвердить "дорожные карты" по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом в разрезе каждого предприятия, указанного в приложениях №№1 и 2 к настоящему Указу.

4. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Антимонопольному комитету, Агентству по противодействию коррупции и Агентству:

в срок до 1 декабря 2020 года провести инвентаризацию льгот и преференций, оказывающих влияние на конкурентную среду, внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект постановления об их отмене;

одновременно с проведением процесса трансформации предприятий, указанных в приложениях №№1 и 2 к настоящему Указу, разработать план мероприятий по полному переходу к принципам рыночных отношений, формированию конкурентной среды и привлечению частного сектора в сферу деятельности данных предприятий;

в срок до 1 января 2021 года совместно с Министерством сельского хозяйства критически пересмотреть деятельность акционерных обществ "Узагросервис" и "Узагрокимёхимоя", внести предложения по организации их деятельности на основе рыночных принципов и развитию частного сектора в данной отрасли.

5. Предоставить Министерству финансов в части вопросов, связанных с деятельностью Департамента, и Агентству следующие дополнительные полномочия:

привлечение на конкурсной основе ведущих на международном уровне консалтинговых, аудиторских, хедхантерских и других компаний и экспертов, а также заключение с ними договоров;

организацию проектных офисов, координацию и финансовое обеспечение (бюджетными средствами, средствами предприятий с участием государства, грантами и заемными средствами международных финансовых организаций) их деятельности.

6. Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (А. Арипов) по каждому государственному активу, выставляемому на публичные торги в рамках адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению №3 к настоящему Указу, обеспечить:

в срок до 15 ноября 2020 года - формирование рабочих групп;

в срок до 1 февраля 2021 года - привлечение консалтинговых организаций для приватизации и повышения инвестиционной привлекательности и разработку "дорожных карт" по реализации данных работ;

в срок до 1 июля 2021 года - разработку адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

7. Кабинету Министров (А. Раматов), Министерству строительства (Б. Закиров, Ш. Хидоятов) и Агентству (С. Бекенов) в двухмесячный срок провести повторную инвентаризацию проектно-исследовательских организаций с участием государства, указанных в приложении №3 к настоящему Указу, утвердить "дорожные карты" по подготовке их к приватизации, реализации ведущим организациям в проектно-исследовательской и строительной сфере, а также приватизации данных предприятий.

8. Утвердить перечень лиц, ответственных за эффективную организацию полного выставления на публичные торги государственных пакетов акций (долей), указанных в приложении №4 к настоящему Указу, согласно приложению №6.

9. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.03.2023 №УП-42

(см. предыдущую редакцию)

10. Государственной комиссии по приватизации государственных активов и координации процессов приватизации (А. Арипов):

а) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента поручить:

принятие необходимых мер по ознакомлению отечественных и иностранных инвесторов с выставляемыми на продажу в регионах государственными активами;

бесперебойное обеспечение сетями внешней инфраструктуры государственных активов, подлежащих реализации;

создание условий для работы на полной мощности и осуществления эффективной деятельности предприятий в постприватизационный период;

принятие иных мер, необходимых для привлечения инвесторов;

б) в случае, если стоимость государственных пакетов акций (долей), пропорциональная их размеру участия в чистых активах предприятий, указанных в приложении №4 к настоящему Указу, не превышает 100 миллионов сумов, регулярно выставлять их на публичные торги в порядке исключения по стоимости, равной пропорциональной доле чистых активов (или по номинальной стоимости, в случае если чистые активы меньше уставного капитала);

в) обеспечить выставление Агентством на публичные торги пакета акций (долей) предприятий и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях №№4 и 5 к настоящему Указу, начиная с 1 ноября 2020 года;

г) предоставить следующие дополнительные полномочия:

определение условий и форм реализации государственных активов, подлежащих реализации на основании постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

принятие решений о приватизации объектов недвижимого имущества и формируемых в последующем государственных пакетов акций (долей) и государственных предприятий, определение условий их реализации, вида торгов и стартовой цены на публичных торгах.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.03.2023 №УП-42)
(см. предыдущую редакцию)

11. Установить, что государственные пакеты акций (доли) предприятий, указанных в приложении №4 к настоящему Указу:

выставляются на торги единым лотом;

стоимостью, не превышающей 100 миллионов сумов, выставленные на публичные торги по стоимости, равной пропорциональной доле их чистых активов (в случае, если сумма чистых активов меньше уставного капитала - по номинальной стоимости), в случае их нереализации в течение трех месяцев, повторно выставляются на торги следующим образом: доли - по стартовой цене "1 сум", пакеты акций - на основе принципа "1 акция - один лот за 1 сум".

12. Установить порядок, в соответствии с которым:

отменяется практика реализации государственных объектов по "нулевой" выкупной стоимости и выставления их на публичные торги по стартовой цене "1 сум" с принятием инвестиционных и социальных обязательств;

государственные унитарные предприятия реорганизуются в хозяйственные общества с реализацией их государственного пакета акций (доли);

при реорганизации государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации, в хозяйственные общества их уставной капитал определяется без проведения инвентаризации и оценки на основе данных последнего бухгалтерского баланса, предоставленного в налоговые органы, по стоимости чистых активов, при отрицательных показателях чистых активов - в размере уставного капитала предприятия;

покупатели государственных активов могут производить оплату на условиях рассрочки платежей в порядке, установленном законодательством;

покупателям, частично внесшим платежи по графику в рамках договоров купли-продажи государственной доли с условием рассрочки, до осуществления полной оплаты выдается сертификат на владение "без права распоряжения" с правом участия в управлении обществом и получения дивидендов соразмерно выплаченной части приобретаемой доли в форме, утверждаемой Кабинетом Министров, за исключением случаев продажи государственной доли самому обществу;

покупателям, частично внесшим платежи в рамках договоров купли-продажи недвижимых объектов государственной собственности, выдается государственный ордер на право собственности "без права распоряжения" до полной оплаты по договору;

при реализации государственных активов с инвестиционными обязательствами вносимые инвестором инвестиции в виде денежных средств в иностранной валюте зачисляются на отдельный счет предприятия.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 08.04.2022 №УП-101)
(см. предыдущую редакцию)

13. Агентству совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в срок до 1 декабря 2021 года внести в Кабинет Министров проект постановления о совершенствовании системы управления и поэтапной приватизации рынков и торговых комплексов, предусматривающий:

создание управляющих компаний по предпродажной подготовке рынков и торговых комплексов при Агентстве и его территориальных управлениях, исходя из значимости рынков и торговых комплексов;

приведение в современный облик, сохранение на уровне санитарно-гигиенических требований, формирование инфраструктуры, необходимой для деятельности рынков и торговых комплексов, имеющих государственную долю в уставном капитале, с учетом передового зарубежного опыта;

обеспечение законных прав и интересов владельцев частной собственности, а также неприкосновенности частной собственности на рынках и в торговых комплексах.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 08.07.2021 №УП-6258)
(см. предыдущую редакцию)

14. Министерству инвестиций и внешней торговли (С. Умурзаков, Л. Кудратов, Ш. Вафаев) совместно с Агентством:

а) по пакетам акций (долям) предприятий и объектам недвижимости, реализуемым в соответствии с настоящим Указом:

реализовать комплекс мер по привлечению отечественных и международных инвесторов перед выставлением их на публичные торги;

совместно с Министерством иностранных дел на регулярной основе проводить встречи, диалоги и презентации ("Road Show") для привлечения потенциальных инвесторов;

организовать адресные работы для привлечения потенциальных иностранных инвесторов, имеющих передовой опыт, в предприятия с участием государства, указанных в приложении №3 к настоящему Указу;

б) в срок до 1 февраля 2021 года на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров предложения о внедрении внешнего управления в деятельность специальных экономических зон, а также поэтапной их приватизации.

15. Агентству внести в Кабинет Министров:

совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 июня 2021 года - предложения по эффективной эксплуатации находящихся за рубежом объектов государственного имущества Республики Узбекистан, включая их реализацию, передачу в аренду либо доверительное управление;

совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов, соответствующими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления в трехмесячный срок после проведения полной инвентаризации непрофильных активов предприятий и коммерческих банков с преобладающей долей государства - предложения по их реализации через публичные торги.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.02.2021 №УП-6167)
(см. предыдущую редакцию)

16. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:

перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в учреждения;

перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в филиалы;

перечень предприятий, в которых сохраняется участие государства;

перечень неперспективных, бездействующих, убыточных и низкорентабельных предприятий с участием государства, в отношении которых инициируется процедура ликвидации или банкротства.

17. Агентству совместно с Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей обеспечить разработку и утверждение мер для обеспечения прозрачности процесса публичных торгов, проводимых на единой электронной торговой площадке "E-ijro auksion", полного исключения субъективного подхода и создания благоприятных условий для покупателей, предусматривающих:

в срок до 1 января 2021 года - утверждение единого порядка унификации торговых процедур на единой электронной торговой площадке и запуск на его основе усовершенствованного программного обеспечения, интегрированного с государственными органами;

начиная с 1 января 2021 года - оформление результатов всех аукционных торгов путем использования QR-кода;

проведение повторных аукционных торгов для реализации недвижимых объектов государственной собственности и государственной доли периодичностью один раз каждые 10 календарных дней;

прием предложений покупателей начиная с момента объявления лотов на аукционе;

заключение договоров купли-продажи с единственным участником, если заявка, оформленная в соответствии с условиями реализации государственных активов, представлена только одним претендентом, за исключением государственной доли и недвижимых объектов государственной собственности, выставленных на реализацию по стартовой цене "1 сум".

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 06.07.2023 №УП-108)
(см. предыдущую редакцию)

18. Агентству совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономического развития и сокращения бедности в месячный срок утвердить и обеспечить реализацию медиаплана, направленного на широкую пропаганду и освещение сути и содержания настоящего Указа среди субъектов предпринимательства и населения.

19. Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес-омбудсман) совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить защиту прав и законных интересов инвесторов, приобретающих государственный пакет акций (доли), включая миноритарных акционеров, принимать строгие меры, установленные законодательством, при выявлении обстоятельств, препятствующих их участию в органах управления обществом.

20. Кабинету Министров:

в месячный срок внести на утверждение стратегию управления и реформирования предприятий с участием государства в 2020 - 2025 годах;

в срок до 1 декабря 2021 года разработать и внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона Республики Узбекистан "Об управлении государственным имуществом" и в срок до 1 марта 2022 года - проект закона Республики Узбекистана "О приватизации";

в срок до 1 декабря 2023 года провести инвентаризацию актов законодательства о приватизации, утвердить обновленные положения о приватизации с их унификацией.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 23.01.2023 №УП-13)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.