Действует

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

2 июня 2017 года №41

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 мая 2017 года №1417

О защите конкуренции

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 19.07.2022 г. №1912, 15.03.2023 г. №1957)

Принят Постановлением МН МОРТ от 1 февраля 2017 года №686

Одобрен Постановлением ММ МОРТ от 18 мая 2017 года №383

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, регулирует отношения по созданию и обеспечению благоприятных условий для развития конкуренции, эффективной деятельности товарных рынков, обеспечению единого экономического пространства и свободной экономической деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон распространяется на отношения, направленные на защиту конкуренции, в том числе предупреждение, ограничение, предотвращение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках. В этих отношениях участвуют физические и юридические лица Республики Таджикистан, иностранные лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, местные исполнительные органы государственной власти, органы самоуправления поселков и сел, другие государственные организации, осуществляющие их функции, а также государственные внебюджетные фонды, финансовые организации и Национальный банк Таджикистана.

2. Закон применяется ко всем видам действий и соглашений (сделок), влияющих на конкуренцию, заключаемых и совершаемых физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными лицами, индивидуальными предпринимателями и другими организациями, а также к сделкам и отношениям, связанным с основными средствами производства, нематериальными активами или акциями и долями хозяйствующих субъектов, правами коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Таджикистан.

3. Закон также применяется к соглашениям, заключенным за пределами Республики Таджикистан органами и лицами, установленными частью 1 настоящей статьи, а также в отношении совершаемых ими действий, если такие соглашения и действия приведут или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках.

4. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с использованием объектов, обладающих правом интеллектуальной собственности, за исключением случаев, когда соглашения (сделки) и регистрация об их использовании направлены на ограничение конкуренции.

Статья 2. Основные понятия

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

- товарный рынок - сфера обращения товара или взаимозаменяемых товаров, которая определяется экономической, территориальной и технологической возможностью покупателя, для приобретения товара;

- регулируемые рынки - товарные рынки, на которых введено государственное регулирование цен в соответствие с антимонопольным законодательством Республики Таджикистан;

- группа лиц - совокупность физических и юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам и условиям, предусмотренным в настоящем Законе;

- государственные и местные преференции - предоставление государственными органами, местными исполнительными органами государственной власти, органами самоуправления поселков и сел, а также уполномоченными организациями, осуществляющими функции указанных органов, индивидуальных льгот и (или) преимуществ одному или нескольким хозяйствующим субъектам, которых обеспечивают выгодными условиями деятельности на товарных и финансовых рынках (работы, услуг);

- потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар (работы, услуги);

- экономическая концентрация - сделки и иные действия, в том числе создание и реорганизация (присоединение, объединение, слияние) хозяйствующих субъектов, сделки, связанные с акциями, долями и имуществом хозяйствующих субъектов, право осуществления, которых влияет на состояние конкуренции;

- товар - объект гражданских прав (работ, услуг, в том числе финансовых услуг), предназначенный для продажи, обмена или иного его введения в гражданский оборот;

- взаимозаменяемые товары - группа товаров, сопоставимых по их назначению, способу применения, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель в процессе потребления в действительности может заменить один товар другим (в том числе при производстве);

- доминирующее положение - исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, не имеющих заменяющих, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определённый товар), также дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- некорректное сравнение - сравнение или высказывание, порочащее отдельного конкурента либо конкурентов в целом, а также производимые или реализуемые товары относительно товаров других хозяйствующих субъектов;

- мониторинг товарного и финансового рынка - проведение экономического анализа на определённом товарном рынке (работ, услуг), выявление и пресечение признаков правонарушения, которые происходят в результате злоупотребления доминирующим или монопольным положением, за исключением правонарушений, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан в сфере естественной монополии;

- монопольно высокая цена товара - цена товара, установленная занимающим на товарном рынке доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена значительно превышает сумму экономически обоснованных производственных затрат и реализации такого товара и прибыли, а также цену, которая установлена в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке хозяйствующими субъектами, не входящими с покупателями (продавцами) товара в одну группу лиц и не имеющих на сопоставимом товарном рынке доминирующее положение;

- монопольно низкая цена товара - цена товара, установленная занимающим на товарном рынке доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы экономически обоснованных производственных затрат и прибыли при производстве и реализации такого товара или цена товара, которая ниже цены, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке хозяйствующими субъектами, не входящими с покупателями (продавцами) товара в одну группу лиц и не имеющих на таком сопоставимом товарном рынке доминирующее положение;

- необоснованно высокая цена финансовой услуги и необоснованно низкая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, которая существенно отличается от цены, действующей в условиях конкуренции на рынке финансовых услуг, затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию на товарном рынке;

- конкурентная цена финансовой услуги - цена, в соответствии с которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;

- признаки недобросовестной конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих на товарном рынке в одну группу лиц, рост и (или) снижение цены товара, не связанной с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарных рынках путём достижения соглашения между хозяйствующими субъектами или, в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями других лиц, либо в результате согласования (сделки) хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о защите конкуренции Глава 2. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция Статья 4. Доминирующее положение Статья 5. Виды ограниченной монополистической деятельности Статья 6. Виды антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов Статья 7. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию Статья 8. Допустимость вертикальных соглашений Статья 9. Злоупотребления хозяйствующим субъектом Статья 10. Монопольно высокая цена товара Статья 11. Монопольно низкая цена товара Статья 12. Группа лиц Статья 13. Аффилированные лица Статья 14. Акты и действия государственных органов, местных исполнительных органов государственной власти и органов самоуправления поселков и сел, направленные на ограничение конкуренции Статья 15. Регулируемые рынки Статья 16. Виды недобросовестной конкуренции Статья 17. Антимонопольное требование к проведению конкурса для размещения заказов на поставку товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд Статья 18. Предоставление государственных и местных преференций Статья 19. Государственный контроль над предоставлением государственных и местных преференций и их использованием Статья 20. Полномочия государственного антимонопольного органа в случаях нарушения требований предоставления государственных и местных преференций и их использование Глава 3. Государственный антимонопольный орган Статья 21. Функции государственного антимонопольного органа Статья 22. Полномочия государственного антимонопольного органа Статья 23. Право на получение информации Глава 4. Государственный контроль за экономической концентрацией Статья 24. Виды государственного контроля за экономической концентрацией Статья 25. Государственный контроль над созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов и их объединений Статья 26. Государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства Республики Таджикистан при приобретении акций и долей в уставном капитале (складочном) хозяйствующих субъектов и в других случаях Статья 27. Реорганизация (разделение или выделение) хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность Глава 5. Исполнения распоряжения (решения и предписания) государственного антимонопольного органа и порядок его обжалования Статья 28. Обязательность исполнения распоряжения (решения и предписания) государственного антимонопольного органа Статья 29. Порядок обжалования распоряжения (решения и предписания) государственного антимонопольного органа Глава 6. Заключительные положения Статья 30. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона Статья 31. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Статья 32. Порядок введения в действие настоящего Закона

Закон Республики Таджикистан от 30 мая 2017 года №1417
"О защите конкуренции"

О документе

Номер документа:1417
Дата принятия: 30.05.2017
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии со статьей 32  настоящий Закон вводится в действие после его официального опубликования.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15.03.2023  документом  Закон Республики Таджикистан "О внесении дополнения в Закон Республики Таджикистан "О защите конкуренции"


Редакция от 19.07.2022, принята документом Закон Республики Таджикистан "О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Таджикистан "О защите конкуренции"


Первоначальная редакция от 30.05.2017