Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 ноября 2016 года №1211

Об утверждении Санитарного регламента для учреждений раннего образования

(В редакции Постановления Правительства Республики Молдова от 06.07.2017 г. №522)

На основании положений Закона №10-XVI от 3 февраля 2009 года о государственном надзоре за общественным здоровьем (Официальный монитор Республики Молдова, 2009 г., №67, ст.183), с последующими изменениями и дополнениями, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Санитарный регламент для учреждений раннего образования (прилагается).

2. Министерству просвещения совместно с органами местного публичного управления первого и второго уровня, в течение шести месяцев, оценить затраты на реализацию положений утвержденного Регламента и разработать Национальный план постепенного внедрения санитарных норм в учреждения раннего образования.

3. Расходы, связанные с реализацией положений указанного Регламента, будут покрываться за счет средств государственного бюджета, в пределах перечислений в местные бюджеты для финансирования учреждений раннего образования, а также из других источников, в соответствии с действующим законодательством.

4. Рекомендовать местным органам публичного управления обеспечить внедрение настоящего Регламента в процессе развития и модернизации учреждений раннего образования.

5. Положения утвержденного Регламента будут введены в действие начиная с 1 января 2018 года в соответствии с Национальным планом постепенного внедрения санитарных норм.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения.

Премьер-министр

Павел Филип

Контрассигнуют:

министр здравоохранения

 

Руксанда Главан

министр просвещения

Корина Фусу

министр финансов

Октавиан Армашу

Утвержден Постановлением Правительства Республики Молдова от 4 ноября 2016 года №1211

Санитарный регламент для учреждений раннего образования

I. Общие положения

1. Цель Санитарного регламента для учреждений раннего образования (в дальнейшем – Регламент) – установление некоторых санитарных требований для эксплуатации и содержания учреждений раннего образования, независимо от вида собственности и организационно-юридической формы, направленных на охрану и укрепление здоровья, физического и невропсихического развития детей, профилактику появления заболеваний у детей в процессе образовательной и воспитательной деятельности.

2. Настоящий Регламент включает обязательные санитарные правила для физических и юридических лиц, с обязанностями в проектировании, строительстве, реконструкции, обновлении, эксплуатации и техническом обслуживании учреждений раннего образования, а также учреждений, осуществляющих государственный надзор в области общественного здоровья.

3. Настоящий Регламент представляет обязательные нормативы санитарного управления и функционирования учреждений раннего образования и действует в соответствии с существующим законодательством и требованиями нормативных актов в строительной области.

4. Настоящий Регламент устанавливает санитарные требования к:

a) размещению учреждений раннего образования;

b) обустройству и поддержанию территории;

c) оснащению и содержанию помещений;

d) естественному и искусственному освещению помещений;

e) отоплению и вентиляции помещений;

f) водоснабжению и канализации;

g) профилактике заболеваний детей;

h) организации продовольствия;

i) личной гигиене детей преддошкольного и дошкольного возраста;

j) гигиене персонала;

k) обязанностям медицинского персонала.

5. Регламент содержит санитарные нормы об условиях содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

6. Здания, находящиеся в стадии проектирования и строительства, должны соответствовать этим нормам до ввода в эксплуатацию.

7. Учреждения раннего образования подлежат санитарной авторизации.

Пищевые блоки подлежат санитарно-ветеринарной авторизации функционирования

Любое изменение в деятельности учреждений раннего образования, условий обучения и ухода за детьми координируются Службой государственного надзора за общественным здоровьем.

8. Основные понятия, используемые в настоящем Регламенте, имеют следующие значения:

ресурсный центр для инклюзивного образования – служба поддержки бенефициаров с особыми образовательными потребностями для обеспечения организации специальных мероприятий по развитию/реабилитации детей;

менеджер – сотрудник любого экономического агента (юридическое или физическое лицо) или любого публичного органа либо учреждения, основными служебными обязанностями которых являются получение, хранение и выдача товаров, находящихся в собственности, управлении и использовании или владении – даже временно упомянутыми работодателями, независимо от способа приобретения и места нахождения товара (по необходимости, могут быть: материальные ценности, денежные средства или другие ценности);

учреждение раннего образования – образовательное учреждение, в котором реализован образовательный процесс и уход за детьми в возрасте до 6 (7) лет, с целью развития физических, познавательных, эмоциональных и социальных навыков. Организация раннего обучения осуществляется в группах или смешанных группах, как правило, сформированных по возрастному критерию детей, с использованием квалифицированного педагогического персонала и соответствующей инфраструктуры;

патогенные геогельминты – черви, паразитирующие у человека, а почва, загрязненная жизнеспособными яйцами гельминтов, имеет особую роль в распространении заболеваний;

патогенные микроорганизмы – микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетcии, паразиты, грибы) и другие микроорганизмы, такие как прионы, которые могут вызывать заболевание людей и животных;

токсичные химические вещества – химический элемент и его соединения, которые могут влиять на здоровье людей посредством прямого или непрямого контакта при вдыхании или проглатывании и для которых устанавливаются предельно допустимые концентрации;

биодиструктивные средства – активные вещества и препараты, содержащие одно или несколько активных веществ, в форме, в которой они доставляются пользователю, предназначенные для уничтожения и предотвращения вредоносных организмов или предупреждения их действия, а также на борьбу с ними любым способом посредством химических или биологических действий, используемых для дезинфекции.

9. Учреждения раннего образования оказывают услуги по обучению и уходу детей до 7 лет и специализированные услуги для детей со специальными образовательными требованиями. При зачислении детей в учреждение должна учитываться возможность организации режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы и/или в зависимости от вида ограниченных возможностей.

10. Количество детей в группах учреждений раннего образования определяется исходя из групповых помещений, игрового зала и столовой для детей в возрасте до 3 лет (преддошкольники), площади которых должны быть не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка и для групп с детьми от 3 до 7 лет (дошкольники) – не менее 2,0 кв.м на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Для учреждений раннего образования, где игровой зал совмещается со спальней, площадь для одного ребенка увеличивается на 1,0 кв.м для всех возрастных групп.

11. Число детей в группах: преддошкольники – до 15 детей, дошкольники – до 20 детей.

12. Число детей с ограниченными возможностями в преддошкольных и дошкольных группах должно быть 1-2 ребенка в группе.

13. Ответственность за соблюдение санитарных норм настоящего Регламента возложена на менеджера и директора учреждения. Несоблюдение настоящего санитарного Регламента влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

II. Размещение учреждения раннего образования

14. Учреждения раннего образования размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений или иных объектов и загрязняющих источников и на расстоянии, обеспечивающем соблюдение предельно допустимых уровней загрязнения атмосферного воздуха, исходя из нормативов инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

15. Участок земли должен быть хорошо дренированным, без отходов, почва не должна содержать опасные уровни токсичных химических веществ или патогенных микроорганизмов. Подземные воды должны быть не менее чем на 0,5-1 м ниже уровня фундамента здания учреждения раннего образования. Запрещается размещать учреждения раннего образования в районах с риском оползней и наводнений.

16. Здания учреждений раннего образования могут быть размещены отдельно или быть пристроенными к жилым зданиям или зданиям социального назначения, включая образовательные учреждения, за исключением зданий промышленных предприятий и тех, что предоставляют услуги, с соблюдением следующих условий:

a) должны быть не выше второго этажа;

b) иметь отдельный огороженный участок;

c) иметь различные входы/выходы для детей и транспортных средств;

d) иметь автономное водоснабжение, канализацию, отопление;

e) должны быть обеспечены аудио- и гидроизоляцией жилого дома и т.д.

f) должны быть обеспечены соответствующей вентиляцией;

g) должны соблюдать нормы относительно проектирования, месторасположения, оборудования, изоляции помещения и т.д., описанные в Регламенте;

h) быть без источников загрязнения;

i) не должны размещаться в подвальных и в антисанитарных помещениях.

17. Управляющие менеджеры учреждений раннего образования принимают меры для обеспечения санитарных норм, изложенных в пунктах 14 и 15, а в случае невозможности обеспечения указанных в положении, изыскиваются возможности размещения в жилых кварталах, где соблюдаются предельно допустимые уровни загрязнения воздуха и почвы, инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

18. Расстояние от учреждения раннего образования до радиотехнических объектов и источников загрязнения, расположенных автозаправочных станциях нефтепродуктами должно быть не менее 50 метров.

III. Обустройство и содержание территорий

19. Обустройство территории учреждений раннего образования должно соответствовать требованиям нормативов в строительстве СНиП 01.02-99 "Проектирование зданий детских садов" (утверждены Министерством регионального развития и строительства приказом №239 от 21 декабря 1998 г., с введением в действие с 1 января 1991 г.). Территория озеленяется исходя из расчета как минимум 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используются для разделения игровых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

При озеленении территории не позволяется посадка плодоносящих деревьев и колючих кустарников с ядовитыми плодами.

Зеленые насаждения не должны препятствовать поддержанию оптимального уровня инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

20. При проектировании учреждений раннего образования на территории предусматривается место для колясок, велосипедов и санок, защищенное навесом от атмосферных осадков.

Для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок предусматриваются системы отвода ливневых вод.

21. Здания учреждений раннего образования строятся и адаптируются к потребностям детей с ограниченными возможностями путем следующих средств: доступные пути в соответствии с нормами и национальными стандартами в строительстве, адаптированными к потребностям лиц с ограниченными возможностями; доступные туалеты; доступные/широкие двери и лифты; нескользящие плитки и фаянс и ощутимое отражение для людей с ограниченными возможностями по зрению и т.д., в соответствии с требованиями государственных нормативов в строительстве СР С. 01.02-2014 "Проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом доступности для лиц с ограниченными возможностями. Общие положения" и NCM С. 01.06-2014 "Общие требования безопасности для строительства учреждений с целью их использования и доступности для лиц с ограниченными возможностями".

22. Дорожки и тротуары на территории учреждения раннего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не должны иметь наклон больше 5 градусов при ширине не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 метров должны быть оборудованы зоны отдыха.

23. Ширина дорожек на территории учреждений раннего образования для детей с серьезными нарушениями зрения с целью безопасного передвижения детей должна быть не менее 3 метров, а также с обеих сторон должны быть оборудованы перилами высотой 90 см и планкой на уровне 15 см. Вблизи поворотов, перекрестков, зданий, столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытия или шероховатую поверхность, которые служат знаком для снижения скорости движения. Поверхность дорожек должна в профиль иметь дугообразную форму, в зависимости от их ширины, середина должна возвышаться над сторонами на 5-15 см.

24. В учреждениях раннего образования соблюдается безопасность эксплуатации, которая предполагает защиту всех детей, в том числе со специальными образовательными требованиями, ограждая их от риска повреждения во время обычной эксплуатации внутреннего пространства зданий, а также пространства, относящегося к ним, путем:

а) предупреждения скольжения:

использование защитного слоя таким образом, чтобы предотвратить падение путем скольжения, даже в дождливую погоду;

ступени и пандусы изготавливаются таким образом, чтобы избежать скольжения, и с ощутимым отражением для лиц с ограниченными возможностями по зрению;

на ступенях должно быть исключено скопление воды и образование льда;

b) предупреждение падений, спотыканий:

изменения неровностей должны быть снабжены видимыми маркировками;

край ступеньки должен быть виден, он не должен быть похож на рисунок на горизонтальной поверхности ступенек.

25. На территории учреждений раннего образования предметы (деревья, кустарники, столбы и др.) не должны препятствовать продвижению, прогулкам и играм.

26. Территория учреждений раннего образования должна располагать системой наружного электрического освещения. Уровень искусственного освещения во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток и 40 лк для детей с нарушениями зрения.

27. Уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории учреждений раннего образования не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки. Уровни шума на территории учреждения раннего образования указаны в приложении №1.

28. Для учреждений раннего образования должны предусматриваться обустроенные места для прогулок детей и занятий физкультурой. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков и другие обустроенные для этих целей территории.

29. Площадь игровой площадки рассчитывается исходя из 7,2 кв. м на одного ребенка для детей до 3 лет и не менее 9,0 кв. м на одного ребенка для детей от 3 до 7 лет, в том числе и спортивная площадка.

30. В условиях существующей (плотной) городской застройки допускается использование игровых площадок для 2-х групп, но с учетом установления отдельного режима организации прогулок на свежем воздухе.

31. Игровые площадки должны располагаться вблизи групповых помещений и иметь удобный выход. Покрытие игровых площадок должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, без пыли, либо подготовленным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на здоровье человека, и должны быть разделены дорожками, с плотной поверхностью, что обеспечивает безопасность детей.

32. Игровые площадки для групп дошкольников, расположенных в здании школ, должны быть отделены от рекреационных площадок учащихся.

33. Террасы и теневые навесы оборудуются деревянными полами (или другими строительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15 см от земли.

34. Террасы для детей до 3 лет допускается пристраивать к зданию учреждения раннего образования и использовать для организации прогулок или сна. Террасы, пристраиваемые к зданиям, не должны снижать естественное освещение помещений для групп.

35. Оборудование игровых и спортивных площадок должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на здоровье, с гладкими поверхностями, без острых краев и углов, из нержавеющих материалов, с легко чистящимися поверхностями.

36. Материалы, используемые для игровых площадок, должны быть экологически чистыми: дерево, пропитанное антисептиком; металл с противокоррозионным покрытием; нержавеющая сталь без сварочного шва на горке; водостойкая фанера, покрытая слоем нескользящего материала; пластик, устойчивый к воздействию солнечных лучей (не обесцвечивается) и к температурным колебаниям (не образовывает микротрещин). Аксессуары должны быть оцинкованы. Все соединения должны иметь пластиковые заглушки, сидения карусели, качели и качели-качалки должны иметь специальное нескользящее покрытие.

37. Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать санитарно-химическим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, радиологическим показателям безопасности. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней осуществляют полную замену песка.

38. Территория учреждений раннего образования должна содержаться в чистоте, без мусора, без экскрементов животных, быть свободной от насекомых и грызунов, без открытых или доступных скважин, цистерн, септических ям и других мест, которые могут представлять опасность для детей.

39. Уборка территории проводится ежедневно, утром за 1-2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2-х раз в день.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Санитарный регламент для учреждений раннего образования I. Общие положения II. Размещение учреждения раннего образования III. Обустройство и содержание территорий IV. Оборудование и содержание помещений V. Естественное и искусственное освещение VI. Отопление и вентиляция VII. Водоснабжение и санитария VIII. Профилактика заболеваний Раздел 1. Отделочные материалы, мебель, гигиенические правила оборудования учреждений раннего образования Раздел 2. Ежедневное принятие детей в учреждение раннего образования Раздел 3. Организация дня и образовательной деятельности Раздел 4. Организация физического воспитания Раздел 5. Организация питания и кормления детей IX. Личная гигиена детей преддошкольного и дошкольного возраста X. Санитарные нормы для учреждений раннего образования с небольшим числом детей XI. Гигиена и здоровье персонала XII. Обязанности медицинского персонала Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16 Приложение №17 Приложение №18 Приложение №19 Приложение №20

Постановление Правительства Республики Молдова от 4 ноября 2016 года №1211
"Об утверждении Санитарного регламента для учреждений раннего образования"

О документе

Номер документа:1211
Дата принятия: 04/11/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/11/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №388-398, 11 ноября 2016 года, Ст.1310.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 06/07/2017  документом  Постановление Правительства Республики Молдова Об утверждении изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства № 522 от 06/07/2017
Вступила в силу с: 14/07/2017


Первоначальная редакция от 04/11/2016