Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2015 года №341-З

О республиканском бюджете на 2016 год

(В редакции Закона Республики Беларусь от 13.11.2017 г. №68-З)

  Принят Палатой представителей 18 декабря 2015 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2015 года

Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2016 год по расходам в сумме 163 417 852 893 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 180 590 197 942 тыс. рублей.

Установить размер профицита республиканского бюджета на 2016 год в сумме 17 172 345 049 тыс. рублей и направления его использования согласно приложению 1.

Статья 2. Включить в 2016 году:

в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда и республиканского дорожного фонда;

в местные бюджеты средства местных инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Статья 3. Утвердить в 2016 году нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доход консолидированного бюджета Брестской области - 4,56 процента, Витебской - 3,91 процента, Гомельской - 4,65 процента, Гродненской - 3,44 процента, Минской - 4,62 процента, Могилевской области - 3,5 процента и бюджет г. Минска - 6,32 процента.

Статья 4. Утвердить на 2016 год:

доходы республиканского бюджета в сумме 180 590 197 942 тыс. рублей согласно приложению 2;

расходы республиканского бюджета в сумме 163 417 852 893 тыс. рублей по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3;

распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4;

перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского централизованного инновационного фонда), по функциональной классификации расходов бюджета и по заказчикам согласно приложению 5;

расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий) в сумме 2 271 501 000 тыс. рублей, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 1 115 378 000 тыс. рублей;

расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов, направлениям использования и распорядителям бюджетных средств в сумме 2 298 500 000 тыс. рублей, в том числе расходы республиканского бюджета на научную и научно-техническую деятельность в сумме 2 269 971 243 тыс. рублей, согласно приложению 6.

Статья 5. Утвердить размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на 1 января 2017 года в сумме 650 000 000 тыс. рублей.

Статья 6. В 2016 году передать:

1. Из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска:

1.1. дотации в сумме 25 909 347 031 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 5 008 907 047 тыс. рублей, Витебской - 5 436 340 529 тыс. рублей, Гомельской - 4 192 841 239 тыс. рублей, Гродненской - 4 076 241 659 тыс. рублей, Минской - 1 990 075 175 тыс. рублей и Могилевской области - 5 204 941 382 тыс. рублей;

1.2. субвенции (за исключением субвенций, передаваемых из республиканского дорожного фонда) на финансирование расходов:

1.2.1. в рамках реализации мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №1922 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №10, 5/33118), по:

предоставлению льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату компенсаций и обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №17, 2/1561) в сумме 1 802 806 444 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 139 007 176 тыс. рублей, Витебской - 26 894 000 тыс. рублей, Гомельской - 1 128 195 531 тыс. рублей, Гродненской - 49 098 500 тыс. рублей, Минской - 106 811 303 тыс. рублей, Могилевской области - 122 078 229 тыс. рублей и г. Минску - 230 721 705 тыс. рублей;

проведению мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер в сумме 794 014 290 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 46 964 032 тыс. рублей, Витебской - 279 890 тыс. рублей, Гомельской - 476 939 817 тыс. рублей, Гродненской - 15 584 878 тыс. рублей, Минской - 50 631 948 тыс. рублей и Могилевской области - 203 613 725 тыс. рублей;

восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 1 020 000 000 тыс. рублей. Распределение указанных средств между консолидированными бюджетами областей и бюджетом г. Минска производится Советом Министров Республики Беларусь;

1.2.2. по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам "Жилье") в сумме 450 249 100 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 127 149 100 тыс. рублей, Витебской - 23 000 000 тыс. рублей, Гомельской - 50 000 000 тыс. рублей, Гродненской - 77 900 000 тыс. рублей, Минской - 150 000 000 тыс. рублей и Могилевской области - 22 200 000 тыс. рублей;

1.2.3. по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в сумме 1 431 516 818 тыс. рублей согласно приложению 7. Порядок использования указанных средств по направлениям определяется комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов по согласованию с соответствующими местными финансовыми органами.

Субвенции, указанные в части первой настоящего подпункта, направляются на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, в том числе на погашение задолженности по лизинговым платежам перед республиканским объединением "Белагросервис", оплату комплекса работ по известкованию кислых почв, компенсацию удорожания калийных удобрений, компенсацию (возмещение) части процентов по кредитам, выданным банками в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь, а также на иные расходы по развитию сельского хозяйства в соответствии с решением Совета Министров Республики Беларусь;

1.2.4. по проектированию и строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в сумме 1 055 100 000 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 212 000 000 тыс. рублей, Витебской - 114 700 000 тыс. рублей, Гомельской - 192 100 000 тыс. рублей, Гродненской - 153 400 000 тыс. рублей, Минской - 268 200 000 тыс. рублей и Могилевской области - 114 700 000 тыс. рублей;

1.2.5. по проектированию и строительству (реконструкции) новых уличных распределительных газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан, погашению кредитов, выданных в 2011 году на указанные цели и в 2011-2012 годах на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, и уплате процентов за пользование ими в сумме 744 296 550 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 97 191 560 тыс. рублей, Витебской - 78 680 810 тыс. рублей, Гомельской - 115 747 291 тыс. рублей, Гродненской - 90 639 600 тыс. рублей, Минской - 129 339 729 тыс. рублей, Могилевской области - 71 950 160 тыс. рублей и г. Минску - 160 747 400 тыс. рублей;

1.2.6. по погашению долга органов местного управления и самоуправления в сумме 729 719 850 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 22 900 000 тыс. рублей, Витебской - 76 116 000 тыс. рублей, Гомельской - 89 250 000 тыс. рублей, Гродненской - 189 422 850 тыс. рублей, Минской - 125 948 500 тыс. рублей и Могилевской области - 226 082 500 тыс. рублей.

Субвенции, указанные в части первой настоящего подпункта, передаются в консолидированные бюджеты областей на основе равнодолевого участия средств республиканского и местных бюджетов в погашении долговых обязательств органов местного управления и самоуправления по эмиссионным ценным бумагам, размещенным местными исполнительными и распорядительными органами (за исключением облигаций местных займов, размещенных в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. №65 "О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №25, 1/12358).

2. Из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь субвенции на финансирование расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат в сумме 5 812 873 000 тыс. рублей.

3. Из бюджета г. Минска в республиканский бюджет межбюджетный трансферт в размере 7 447 718 752 тыс. рублей.

4. Из областных бюджетов и бюджета г. Минска в республиканский бюджет в доходы республиканского централизованного инновационного фонда межбюджетные трансферты в размерах и порядке, определяемых законодательными актами.

Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов Республики Беларусь в процессе исполнения республиканского бюджета имеют право вносить изменения в доходы и расходы республиканского бюджета в части средств, передаваемых в республиканский централизованный инновационный фонд в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Статья 7. Установить, что в 2016 году:

средства республиканского бюджета в сумме 1 490 263 762 тыс. рублей, предусмотренные на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, используются по направлениям согласно приложению 8. Порядок использования указанных средств по направлениям определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;

законодательные акты, а также решения Правительства Республики Беларусь, принятые (изданные) до 2016 года и устанавливающие финансирование за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, обеспечиваются финансированием в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность, а также в соответствии с подпунктом 1.2.3 пункта 1 статьи 6 и пунктом 6 статьи 22 настоящего Закона.

Статья 8. Установить, что в 2016 году законодательные акты, а также решения Правительства Республики Беларусь, принятые (изданные) до 2016 года и устанавливающие финансирование за счет средств республиканского фонда охраны природы, обеспечиваются финансированием в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на финансирование охраны окружающей среды.

Статья 9. Утвердить в 2016 году:

доходы республиканского централизованного инновационного фонда в сумме 933 340 045 тыс. рублей;

расходы республиканского централизованного инновационного фонда в сумме 933 340 045 тыс. рублей.

Расходы республиканского централизованного инновационного фонда по распорядителям данного фонда определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Остатки средств республиканских инновационных фондов, сформированные на 1 января 2016 года, направляются в республиканский централизованный инновационный фонд, остатки средств местных инновационных фондов, сформированные на 1 января 2016 года, - на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.

Статья 10. Установить, что в 2016 году:

1. Государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 859 300 415 тыс. рублей и используется в сумме 3 718 555 366 тыс. рублей, из них для единовременного предоставления семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей - в сумме до 2 000 000 000 тыс. рублей.

2. Министерством финансов Республики Беларусь на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми определяются источники формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития и направления использования средств этого фонда, отражаются изменения показателей республиканского бюджета по доходам (часть первая статьи 1, абзац второй статьи 4 настоящего Закона и приложение 2 к настоящему Закону), расходам (часть первая статьи 1, абзац третий статьи 4 настоящего Закона и приложение 3 к настоящему Закону) и направлениям использования профицита (источникам финансирования дефицита) (часть вторая статьи 1 настоящего Закона и приложение 1 к настоящему Закону).

3. Министерством финансов Республики Беларусь для кредитования жилищного строительства в соответствии с законодательными актами размещаются в банковские вклады (депозиты) открытых акционерных обществ "Сберегательный банк "Беларусбанк" и "Белагропромбанк" временно свободные средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 3 000 000 000 тыс. рублей.

Статья 11. Установить, что в 2016 году:

1. Республиканский дорожный фонд формируется в сумме 4 012 500 000 тыс. рублей согласно приложению 9.

Использование средств республиканского дорожного фонда (с учетом направления средств республиканского бюджета в сумме 1 399 770 061 тыс. рублей) осуществляется в сумме 5 412 270 061 тыс. рублей согласно приложению 9.

Распределение расходов фонда (за исключением субвенций, передаваемых в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска) между получателями осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

2. Средства, поступающие от взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, направляются на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог, строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска, а также передаются из республиканского дорожного фонда в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска в виде субвенций в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

3. Из республиканского дорожного фонда в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска передаются субвенции в сумме 1 139 550 000 тыс. рублей.

Указанные в части первой настоящего пункта субвенции:

распределяются между консолидированными бюджетами областей и бюджетом г. Минска по решению Совета Министров Республики Беларусь;

направляются областными, городскими (городов областного подчинения) и районными Советами депутатов на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских и местных автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, в населенных пунктах, а также Минским городским Советом депутатов - на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных улиц радиального направления и Минской кольцевой автомобильной дороги.

Статья 12. Утвердить на 2016 год:

лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 115 трлн. рублей;

лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 66 трлн. рублей;

лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 17 млрд. долларов США;

лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3,5 млрд. долларов США;

перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета, согласно приложению 10.

В случае превышения фактических размеров внутреннего и (или) внешнего долгов, гарантированных Республикой Беларусь, над утвержденными лимитами Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении новых гарантий не принимаются.

Статья 13. Установить, что в 2016 году:

1. Платежи в иностранной валюте, произведенные из республиканского и местных бюджетов в соответствии с предоставленными гарантиями Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам в иностранной валюте, выданным банками Республики Беларусь, взыскиваются с кредитополучателей в установленном порядке с взиманием процентов по ставке 10 процентов годовых от суммы платежа.

2. При неисполнении заемщиком, пользователем внешнего займа, органом-поручителем (при его наличии) в установленные сроки обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, эти обязательства исполняются Министерством финансов Республики Беларусь с последующим возмещением заемщиком, пользователем внешнего займа произведенных этим Министерством платежей с уплатой процентов по ставке 10 процентов годовых от суммы задолженности.

В случае невозмещения заемщиком, пользователем внешнего займа в установленные сроки в республиканский бюджет произведенных Министерством финансов Республики Беларусь платежей по исполнению обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, этим Министерством в бесспорном порядке взыскивается со счетов заемщика, пользователя внешнего займа сумма задолженности по указанным платежам с взиманием процентов по ставке 15 процентов годовых от суммы задолженности.

3. За предоставление гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и по внешним займам взимается плата в размере, установленном Правительством Республики Беларусь, но не более 1,5 процента от суммы кредита (займа), если иное не установлено законодательными актами.

Статья 14. Установить, что в 2016 году:

средства, поступающие от вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №716 "О ставках вывозных таможенных пошлин" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №3, 1/12260), направляются на осуществление платежей в иностранной валюте по погашению и обслуживанию государственного долга;

обслуживание внешних государственных займов, погашаемых за счет бюджетных средств, производится банками, уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь обслуживать внешние государственные займы, с выплатой вознаграждения в размере 0,02 процента от суммы каждого платежа за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Статья 15. Установить, что в 2016 году бюджетные кредиты предоставляются областным бюджетам и бюджету г. Минска по решению:

Совета Министров Республики Беларусь - на реализацию инвестиционных проектов и программ с установлением процентной ставки за пользование кредитом в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом;

Министерства финансов Республики Беларусь - на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областных бюджетов и бюджета г. Минска, без взимания процентов за пользование кредитом.

Статья 16. Установить, что в 2016 году:

1. Средства, получаемые:

бюджетными организациями (включая государственные органы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи;

Департаментом по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от выпуска и заимствования материальных ценностей мобилизационного материального резерва, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, а также от штрафов и пеней за нарушение требований законодательства по операциям с этими материальными ценностями в объемах, необходимых для финансирования операций с материальными ценностями мобилизационного материального резерва;

Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации (Деловым и культурным комплексом, в том числе хозяйственно-административным объединением) от осуществления приносящей доходы деятельности,

остаются в их распоряжении и используются в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Средства, получаемые:

Министерством обороны Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Следственным комитетом Республики Беларусь и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов;

Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур),

остаются в их распоряжении и после налогообложения используются в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и (или) законами.

2. В счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства, в том числе в иностранной валюте, согласно приложению 11.

Обращение взыскания по исполнительным документам, применение мер по обеспечению исполнения исполнительных документов или обращение взыскания по иным документам, в том числе в бесспорном порядке, на денежные средства, подлежащие зачислению в доход республиканского бюджета в счет компенсации расходов республиканского бюджета, не производятся, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Средства, указанные в части первой настоящего пункта, не облагаются налогами, сборами (пошлинами), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок уплаты указанных средств определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Сумма пеней перечисляется дополнительно к причитающейся к уплате в республиканский бюджет сумме средств в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Контроль за своевременным и полным перечислением в республиканский бюджет средств в соответствии с частями первой и четвертой настоящего пункта осуществляется получателями этих средств.

3. На едином казначейском счете учитываются средства, получаемые:

Министерством обороны Республики Беларусь от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов;

дополнительно системой органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Статья 17. Установить, что в 2016 году:

1. Нормативные правовые акты, принятые (изданные) до 2016 года, о выделении средств обеспечиваются финансированием из республиканского и местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных в расходах соответствующих бюджетов.

2. Правительство Республики Беларусь при необходимости в установленном порядке вправе вносить Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2016 год не более одного раза в квартал, если иное не установлено законодательными актами.

3. Перечни строек и объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития, резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий, определяются государственной инвестиционной программой, утверждаемой Президентом Республики Беларусь.

В перечни строек и объектов, указанные в части первой настоящего пункта, не включаются объекты:

инфраструктуры национальных парков, Березинского биосферного заповедника;

предусмотренные государственной программой в сфере развития агропромышленного комплекса*;

предусмотренные государственной программой в сфере инновационного развития*.

______________________________

* Утверждение государственных программ будет осуществляться в соответствии с законодательством.

Статья 18. Установить, что в 2016 году:

1. Советом Министров Республики Беларусь могут приниматься решения:

1.1. в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, о возмещении юридическим лицам Республики Беларусь (заемщикам) части процентов за пользование банковскими кредитами в пределах расходов на указанные цели, предусмотренных в республиканском бюджете на иные общегосударственные вопросы, прочие вопросы в области сельского хозяйства, топливо и энергетику, прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры, прочие отрасли национальной экономики;

1.2. о выделении из республиканского бюджета средств, предусмотренных на финансирование расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами;

1.3. об оплате в установленном законодательством порядке расходов на командировки за пределы Республики Беларусь за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на иные общегосударственные вопросы в сумме 2 848 155 тыс. рублей сверх средств, запланированных на эти цели распорядителям бюджетных средств по ведомственной классификации расходов бюджета.

2. Финансирование расходов по оценке стоимости имущества осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, - находящегося в республиканской собственности;

соответствующих местных бюджетов в порядке, определяемом областными и Минским городским исполнительными комитетами, - находящегося в коммунальной собственности.

3. Общественным объединениям могут выделяться средства республиканского бюджета по решению Президента Республики Беларусь.

4. Предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства составляет в эквиваленте 1728 млн. долларов США.

Статья 19. Установить, что в 2016 году:

1. Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов Республики Беларусь в процессе исполнения республиканского бюджета имеют право вносить изменения:

в расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета в части расходов на финансирование государственной инвестиционной программы, республиканского централизованного инновационного фонда и резервных фондов в пределах утвержденного годового размера;

в расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по направлениям использования и распорядителям бюджетных средств в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной классификации расходов бюджета.

2. Министерство культуры Республики Беларусь вправе определять заказчиков и передавать им бюджетные ассигнования на финансирование реставрационно-восстановительных работ на материальных историко-культурных ценностях, находящихся в собственности Республики Беларусь, а также на материальных историко-культурных ценностях категорий "0", "1" и "2", находящихся в собственности административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

3. В процессе исполнения республиканского бюджета распорядители бюджетных средств в части расходов:

3.1. на научную, научно-техническую и инновационную деятельность для реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры имеют право вносить изменения в расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по экономической классификации расходов в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в приложении 6 к настоящему Закону, с учетом норм, установленных абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных им в бюджетной росписи республиканского бюджета;

3.2. на образование, здравоохранение, оборону и Вооруженные Силы Республики Беларусь, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (за исключением расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а также в части расходов, указанных в подпункте 3.1 настоящего пункта) имеют право вносить изменения по получателям бюджетных средств в расходы по экономической классификации расходов в части расходов на мягкий инвентарь и обмундирование, прочие расходные материалы и предметы снабжения, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, оплату геологоразведочных услуг, оплату услуг по типовому проектированию, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг, командировки и служебные разъезды в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной, программной классификациям расходов бюджета, предусмотренных этим распорядителям в приложениях 3 и 5 к настоящему Закону, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных им в бюджетной росписи республиканского бюджета.

4. В процессе исполнения местных бюджетов распорядители бюджетных средств в части расходов государственных учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте по апробации нормативного финансирования государственных учреждений общего среднего образования, имеют право вносить изменения в расходы по экономической классификации расходов в части расходов на мягкий инвентарь и обмундирование, прочие расходные материалы и предметы снабжения, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг, командировки и служебные разъезды в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной, программной классификациям расходов бюджета, предусмотренных решениями местных Советов депутатов, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в бюджетной росписи местного бюджета.

Статья 20. Установить, что в 2016 году:

1. Плата за лесные пользования, исчисленная по срокам уплаты в 2016 году, поступления от продажи древесины, заготовленной при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок, от побочного лесопользования и ведения охотничьего хозяйства, а также суммы пеней, уплачиваемые лесопользователями за предоставление юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, или территориальными органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь отсрочки на заготовку и вывозку древесины, не вырубленной и не вывезенной в установленный срок, остаются в распоряжении организаций лесного хозяйства, не облагаются налогами, сборами (пошлинами) и направляются на финансирование мероприятий по ведению лесного и охотничьего хозяйства.

2. На деятельность юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, применяющих типовой план счетов бухгалтерского учета, осуществляемую за счет средств республиканского бюджета и средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, распространяются нормы, установленные законодательством для бюджетных организаций.

3. Организации, подчиненные Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь, часть средств, полученных в 2016 году от реализации древесины*, зачисляют на текущий (расчетный) банковский счет, открытый Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь, с направлением их на строительство лесохозяйственных дорог.

______________________________

* Под частью средств, полученных в 2016 году от реализации древесины, понимается разница между суммой средств, полученных от реализации древесины по таксам на 2016 год, установленным Советом Министров Республики Беларусь, и суммой средств, рассчитанной путем уменьшения таких такс на коэффициент, определенный Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь с учетом необходимых в 2016 году объемов финансирования строительства лесохозяйственных дорог.

Получатели средств, указанных в части первой настоящего пункта, определяются Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь.

Статья 21. Установить, что в 2016 году плательщики отчислений в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в случае неуплаты, неполной уплаты указанных отчислений и платежей несут ответственность за неуплату, неполную уплату этих отчислений и платежей, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин).

Статья 22. Установить, что в 2016 году:

1. Предельный размер дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска на конец года составляет 0 (ноль) рублей.

2. Допускается превышение предельных размеров дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в связи с финансированием расходов:

2.1. на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки за счет использования:

остатков средств местных инновационных фондов, образовавшихся на 1 января 2016 года;

иных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на 1 января 2016 года, если иное не установлено законодательными актами;

2.2. государственных учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте по апробации нормативного финансирования государственных учреждений общего среднего образования, за счет использования остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на 1 января 2016 года, если иное не установлено законодательными актами.

Направление остатков средств местных бюджетов, указанных в части первой настоящего подпункта, осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

3. Областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на:

предоставление гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе на приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения (за исключением льготных кредитов, предоставленных гражданам Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами);

строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения граждан Республики Беларусь из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях жилых помещений республиканского и коммунального государственного жилищного фонда (по территориальному признаку), признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

финансирование части расходов иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью - в пределах норматива бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образования, специальных яслях-садах, специальных детских садах, установленного государственными социальными стандартами по обслуживанию населения;

оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством;

реализацию мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года сверх средств, предусмотренных подпунктом 1.2.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона.

4. Областные Советы депутатов направляют из соответствующих местных бюджетов средства организациям, осуществляющим деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на финансирование строительства (реконструкции) и (или) приобретения жилых помещений для граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих и работающих в сельской местности.

5. Минский городской Совет депутатов направляет из бюджета г. Минска средства на:

расходы по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам "Жилье");

строительство объектов Минского метрополитена.

6. Областные, городские (городов областного подчинения) и районные Советы депутатов предусматривают направление средств местных бюджетов на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства согласно приложению 12. Объемы указанных средств (за исключением предусмотренных на иные мероприятия в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и законами и на оказание индивидуальной государственной поддержки в соответствии с законодательством) и порядок их использования по направлениям определяются комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов по согласованию с соответствующими местными финансовыми органами.

7. В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих бюджетов зачисляются средства согласно приложению 13.

Обращение взыскания по исполнительным документам, применение мер по обеспечению исполнения исполнительных документов или обращение взыскания по иным документам, в том числе в бесспорном порядке, на денежные средства, подлежащие зачислению в доход местных бюджетов в счет компенсации расходов местных бюджетов, не производятся, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Средства, указанные в части первой настоящего пункта, не облагаются налогами, сборами (пошлинами), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок уплаты указанных средств определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Сумма пеней перечисляется дополнительно к причитающейся к уплате в местные бюджеты сумме средств в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Контроль за своевременным и полным перечислением в местные бюджеты средств в соответствии с частями первой и четвертой настоящего пункта осуществляется получателями этих средств.

8. Областные и Минский городской Советы депутатов предусматривают направление средств местных бюджетов организациям, осуществляющим ведение охотничьего хозяйства и охоты, на проведение мероприятий по расселению охотничьих животных в пределах средств, поступающих от взимания государственной пошлины за предоставление права на охоту.

Статья 23. Установить, что в 2016 году:

минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь составляет 4 242 742 рубля, по областям и г. Минску - 3 445 122 рубля, в том числе по Брестской области - 3 288 565 рублей, Витебской - 3 559 971 рубль, Гомельской - 3 467 928 рублей, Гродненской - 3 365 768 рублей, Минской - 3 063 507 рублей, Могилевской области - 3 475 226 рублей и г. Минску - 3 764 720 рублей;

на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направляются средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы;

минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) составляет: по Брестской области - 5 872 885 452 тыс. рублей, Витебской - 5 174 991 369 тыс. рублей, Гомельской - 6 118 278 219 тыс. рублей, Гродненской - 4 720 905 650 тыс. рублей, Минской - 6 297 242 188 тыс. рублей, Могилевской области - 4 938 557 931 тыс. рублей и г. Минску - 6 881 205 522 тыс. рублей.

Статья 24. Средства, получаемые находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, органами и подразделениями, в том числе воинскими частями, а также организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук Беларуси, финансируемыми из бюджета, от осуществления приносящей доходы деятельности (за исключением средств, получаемых в соответствии со статьей 16 и пунктом 7 статьи 22 настоящего Закона), после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством.

Статья 25. Предоставить право устанавливать:

Минскому городскому, областным исполнительным комитетам, а также районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам по согласованию с областными исполнительными комитетами повышающие коэффициенты к тарифной ставке для расчета заработной платы по бюджетным организациям, финансируемым из местных бюджетов, и иным организациям, получающим субсидии из местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в пределах средств по бюджетным сметам расходов (за исключением расходов на оплату коммунальных услуг (в части расходов на оплату потребления газа, тепловой и электрической энергии) и капитальных расходов);

республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам, Национальной академии наук Беларуси по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь повышающие коэффициенты к тарифной ставке для расчета заработной платы по бюджетным организациям, финансируемым из республиканского бюджета, и иным организациям, получающим субсидии из республиканского бюджета, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в пределах средств по бюджетным сметам расходов (за исключением расходов на оплату коммунальных услуг (в части расходов на оплату потребления газа, тепловой и электрической энергии) и капитальных расходов).

Порядок повышения заработной платы, установленный частью первой настоящей статьи, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 26. В 2016 году приостановить действие:

абзац второй статьи 26 утратил силу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.11.2017 г. №68-З

абзаца двенадцатого части второй и абзаца восьмого части третьей статьи 10, абзаца четвертого статьи 79, абзаца второго статьи 81 (в части финансирования программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды за счет средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы) и частей первой-третьей статьи 84 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., №1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №85, 2/875; 2007 г., №147, 2/1335; 2008 г., №1, 2/1395; 2010 г., №15, 2/1666; №120, 2/1679);

абзаца второго части первой статьи 17 (в части финансирования функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также мероприятий, связанных с их объявлением, преобразованием и прекращением функционирования, и государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, за счет средств республиканского фонда охраны природы) Закона Республики Беларусь от 20 октября 1994 года "Об особо охраняемых природных территориях" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., №35, ст. 570; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №52, 2/171; 2008 г., №172, 2/1472);

абзаца третьего статьи 35 (в части финансирования питьевого водоснабжения за счет средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы) Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 года "О питьевом водоснабжении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №50, 2/46; 2010 г., №15, 2/1666);

части четвертой статьи 13 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №94, 2/1222).

(В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.11.2017 г. №68-З)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 27. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок принять меры по реализации положений настоящего Закона.

Областным и Минскому городскому Советам депутатов обеспечить своевременное утверждение соответствующих местных бюджетов и в трехмесячный срок принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 28. Министерству финансов Республики Беларусь привести показатели республиканского бюджета по состоянию на 1 июля 2016 года в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. №450 "О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2015, 1/16092).

Статья 29. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1-26 - с 1 января 2016 года;

иные положения - после официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Приложение 1

к Закону Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2016 год"

Направления использования профицита республиканского бюджета

                                                                                                                  (тыс. рублей)

Общее финансирование

–17 172 345 049,0

Внутреннее финансирование

–17 842 235 412,0

источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

–17 272 090 500,0

привлечение средств

8 550 000 000,0

погашение основного долга

–25 822 090 500,0

прочие источники внутреннего финансирования

–441 114 200,0

погашение основного долга

–441 114 200,0

источники от операций с принадлежащим государству имуществом

444 049 000,0

поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации

473 049 000,0

увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций), вложение средств в ценные бумаги (облигации)

–29 000 000,0

изменение остатков средств бюджета

2 689 409 029,0

из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития

2 859 254 951,0

формирование государственного целевого бюджетного фонда

859 300 415,0

использование государственного целевого бюджетного фонда

3 718 555 366,0

операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь

–3 262 488 741,0

платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь

–6 062 488 741,0

возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь

2 800 000 000,0

Внешнее финансирование

669 890 363,0

кредиты международных финансовых организаций

3 606 808 000,0

использование кредитов

11 400 000 000,0

погашение основного долга

–7 793 192 000,0

кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

–2 180 554 000,0

использование кредитов

8 550 000 000,0

погашение основного долга

–10 730 554 000,0

операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам

–756 363 637,0

платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов

–756 363 637,0

Приложение 2

к Закону Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2016 год"

Доходы республиканского бюджета

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года №341-З
"О республиканском бюджете на 2016 год"

О документе

Номер документа:341-З
Дата принятия: 30/12/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2016
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 1 января 2016 года, 2/2341.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 29 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статьи 1-26 - с 1 января 2016 года;

- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - со 2 января 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 13/11/2017  документом  Закон Республики Беларусь О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений № 68-З от 13/11/2017
Вступила в силу с: 29/11/2017


Первоначальная редакция от 30/12/2015