Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

12 июля 2012 года №484

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 июня 2012 года №334

Об утверждении Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года

(В редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)

В соответствии со статьей 6 (1) Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программа социально-экономического развития Республики Таджикистан Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Национальную стратегию развития образования Республики Таджикистан до 2020 года (прилагается).

2. Министерству образования и науки Республики Таджикистан, Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Министерству финансов Республики Таджикистан при составлении прогнозов социально-экономического развития Республики Таджикистан и Государственного бюджета на последующие годы, исходя из реальных возможностей и объема привлекаемых инвестиции предусмотреть необходимые средства и меры по реализации указанной Национальной стратегии.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)

3. Министерству образования и науки Республики Таджикистан соответствующим министерствам и ведомствам, исполнительным органам государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, города Душанбе, городов и районов республиканского подчинения взять под контроль ход реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, предпринять конкретные меры по ее своевременному выполнению и ежегодно предоставлять информацию о проделанной работе Правительству Республики Таджикистан.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства Peспублики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года №334

Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года

Введение

Образование в современном мире становится важнейшим ресурсом экономического и социального развития стран, повышения благосостояния и индивидуального развития граждан.

Президент Республики Таджикистан, уделяя особое внимание развитию системы образования и реализации программ реформы сферы образования, отмечает, что "...в этом процессе надо иметь в виду одну истину: в современном мире достигнет больших успехов та страна, которая уделяет большое внимание повышению уровня образования в обществе и внедряет в жизнь новую технику и современную технологию..."(1).

Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан (далее Национальная стратегия) подготовлена в соответствии с задачами поставленными Президентом Республики Таджикистан и Правительством Республики Таджикистан в области образования, а также разработана согласно основным целям и задачам Национальной стратегии развития Республики Таджикистан до 2015 года. В Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года учтены основные приоритеты Целей развития тысячелетия, цели и задачи "Образования для всех" и другие значимые стратегические документы Республики Таджикистан. Данный документ должен содействовать решению существующих проблем, обеспечить скоординированность действий Правительства Республики Таджикистан, заинтересованных министерств, ведомств и гражданского общества на приоритетных направлениях развития образования и осуществление долговременных целей реформирования системы образования. Данный документ также является основой для более рационального выделения государственных ресурсов и для привлечения средств доноров в решении существующих проблем, стоящих перед системой образования. Национальная стратегия направлена на обновление системы образования с тем, чтобы оно могло в полной мере выполнять миссию ключевого ресурса благосостояния общества и граждан, а также эффективно отвечать на вызовы экономики развивающейся страны и процессов глобализации. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года разработана с учетом позитивного мирового опыта и его адаптации к реальным условиям и перспективам развития страны.

1. Образование - приоритетное направление государственной политики Республики Таджикистан

§ 1. Основные аспекты социально-экономического развития Республики Таджикистан

Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание решению проблем, связанных с экономическим благосостоянием и социальным благополучием народа Таджикистана. Республика Таджикистан согласно Конституции, объявлена социальным государством и обязалась обеспечить каждому человеку условия для достойной жизни и свободное развитие. Поэтому одним из приоритетных направлений внутренней политики государства Таджикистан является постепенное решение социальных проблем страны.

Когда речь идёт об обеспечении социальной защиты людей, развитии образования и здравоохранения, расширении сети информационных технологий, пропаганде здорового образа жизни, обучении молодёжи и воспитании cooтветствующих требованиям времени специалистов, для них, прежде всею, весьма важно подготовить благоприятные условия (2).

Без развития экономики страны, решение социальных задач невозможно. В последнее время в Таджикистане усиленными темпами идет развитие в сфере энергетики и коммуникаций: проводятся восстановительные работы на Рогунской гидроэлектростанции (ГЭС), строительство Сангтудинской гидроэлектростанции, малых ГЭС в наиболее отдаленных и труднодоступных районах, восстанавливаются и закладываются транснациональные магистрали, создаются свободные экономические зоны. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане: восстанавливаются и создаются новые предприятия, тем самым, обеспечивая население новыми рабочими местами и многое другое значимое в экономическом развитии страны.

В Послании Президента Республики Таджикистан (3) указано, что основной целью экономической политики государства Таджикистана является обеспечение устойчивого развития экономики, и все планы, в основном, составлены в рамках трех стратегических целей:

- достижение энергетического суверенитета;

- вывод страны из коммуникационного тупика;

- обеспечение продовольственной безопасности.

Это означает приоритетное развитие энергетики, промышленности, аграрного сектора, инфраструктуры и других отраслей, что позволяет создать материальные основы для стабильного высокого экономического роста страны и сокращения, на этой основе, уровня бедности населения. Развитие указанных отраслей одновременно повысит возможность для увеличения внутренней занятости, диверсификации экономики, экспорта, улучшит доступность и качество социальных услуг для населения.

Экономическое развитие страны связано с ростом потребности в квалифицированных кадрах для различных отраслей экономики. Поэтому развитие отрасли образования объявлено одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства. (4)

Образование играет решающую роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы и формировании потенциала стабильного общества.

Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором развития общества.

§ 2. Образование как ключевой ресурс национального развития

Международный опыт, в первую очередь опыт развивающихся стран, показывает, что ключевым ресурсом ускоренного социально-экономического развития страны является образование нации. Инвестиции в экономику с низким уровнем образования населения или с образованием, не отвечающим современным требованиям, могут способствовать только созданию низкоэффективных технологически отсталых производств, все большему отставанию страны от мировых тенденций развития экономик, основанных на знаниях.

В современных условиях развития экономики, основанной на знаниях, образование становится одним из факторов экономического успеха государства. Развитие общества, обеспечение безопасности общества и государства, качество жизни людей, достижение мирового уровня экономики, освоения новых технологических возможностей и социальный прогресс в целом, напрямую зависят от уровня образования, организации планомерного и качественного процесса обучения и воспитания учащихся и студентов, словом - от уровня грамотности нации.

Таким образом, возрастает роль и ответственность образования за глобальное социально-экономическое развитие, демократическое переустройство, формирование справедливых общественных систем и национальный успех государства.

Важная роль образования в социально-экономическом развитии современного Таджикистана, предопределяет понимание того, что будущее страны зависит от того, насколько эффективно национальная система образования будет способна создать интеллектуальный потенциал как основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2012 года определяет роль образования как ключевого ресурса социально-экономическою развития Республики Таджикистан и ее граждан, характеризует текущее состояние системы образования, проблемы и вызовы, а также формулирует цели и задачи развития образования.

2. Анализ ситуации в системе образования

§ 1. Характеристика системы образования

Система образования Республики Таджикистан характеризуется значительными масштабами охвата населения, развитой сетью и разнообразием образовательных учреждений, активно проходящими в последние годы процессами модернизации.

Республика Таджикистан за годы независимости, сохраняя богатые традиции, достигла определенных успехов в сфере образования путем проведения различных реформ, в том числе было сделано следующее:

- разработана и принята нормативно-правовая база национальной системы образования Республики Таджикистан;

- создана заново законодательная база;

- разработаны и приняты новые государственные образовательные стандарты дошкольного, общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, введена двухуровневая система высшего профессионального образования (бакалавр и магистр, при сохранении в отдельных случаях специалиста), разработаны и внедрены в практику новые учебные планы и программы на всех уровнях образования;

- разработаны и приняты Концепции использования информационных технологий в процесс управления системой образования и учебной деятельности;

- введена практика лицензирования образовательной деятельности, а также государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений; созданы основы национальной системы мониторинга качества образования;

- проводится капитальный ремонт и строятся новые школы;

- получила развитие сеть негосударственных образовательных учреждений;

- разработаны и изданы учебники нового поколения.

С 2000 по 2010 годы было принято несколько законов и нормативно-правовых актов, которые определили государственную политику в области образования. В основном, они направлены на обновление системы образования, достижение равного доступа к образованию, решение гендерных проблем, повышение качества образования, ликвидацию бедности посредством повышения уровня образованности населения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года 1. Образование - приоритетное направление государственной политики Республики Таджикистан § 1. Основные аспекты социально-экономического развития Республики Таджикистан § 2. Образование как ключевой ресурс национального развития 2. Анализ ситуации в системе образования § 1. Характеристика системы образования § 2. Основные проблемы, вызовы и риски § 3. Основные цели Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года 3. Приоритеты развития системы образования § 1. Модернизация содержания образования § 2. Структурные изменения системы образования § 3. Обеспечение доступности качественного образования 4. Механизмы реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года § 1. Развитие материально-технической базы § 2. Новые образовательные технологии § 3. Усиление кадрового потенциала § 4. Модернизация управления системой образования § 5. Использование новых финансовых механизмов § 6. Социальное партнерство в сфере образования 5. Мониторинг и оценка реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 годa 6. Финансирование реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2012 года 7. Ожидаемые результаты реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года 7.1 Дошкольное образование 7.2. Общее образование 7.3. Начальное и среднее профессиональное образование 7.4. Высшее образование 7.5. Управление в системе образования 7.6. Финансовые модели 7.7. Развитие кадрового потенциала Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года №334
"Об утверждении Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года"

О документе

Номер документа:334
Дата принятия: 30/06/2012
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 484 от 12/07/2012
Начало действия документа:30/06/2012
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Редакции документа

Текущая редакция принята: 10/02/2016  документом  Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Правительства Республики Таджикистан № 66 от 10/02/2016
Вступила в силу с: 10/02/2016


Первоначальная редакция от 30/06/2012

Приложения к документу

Приоритетные направления реализации государственной политики сферы образования Национальной Стратегии развития образования до 2020 года

Среднесрочный План действий Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года

Ключевые индикаторы мониторинга реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года