Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
12 июля 2012 года №484
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 30 июня 2012 года №334
Об утверждении Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года
(В редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
В соответствии со статьей 6 (1) Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программа социально-экономического развития Республики Таджикистан Правительство Республики Таджикистан постановляет:
1. Утвердить Национальную стратегию развития образования Республики Таджикистан до 2020 года (прилагается).
2. Министерству образования и науки Республики Таджикистан, Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Министерству финансов Республики Таджикистан при составлении прогнозов социально-экономического развития Республики Таджикистан и Государственного бюджета на последующие годы, исходя из реальных возможностей и объема привлекаемых инвестиции предусмотреть необходимые средства и меры по реализации указанной Национальной стратегии.
3. Министерству образования и науки Республики Таджикистан соответствующим министерствам и ведомствам, исполнительным органам государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, города Душанбе, городов и районов республиканского подчинения взять под контроль ход реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, предпринять конкретные меры по ее своевременному выполнению и ежегодно предоставлять информацию о проделанной работе Правительству Республики Таджикистан.
(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)
Председатель Правительства Peспублики Таджикистан
Эмомали Рахмон
Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года №334
Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года
Введение
Образование в современном мире становится важнейшим ресурсом экономического и социального развития стран, повышения благосостояния и индивидуального развития граждан.
Президент Республики Таджикистан, уделяя особое внимание развитию системы образования и реализации программ реформы сферы образования, отмечает, что "...в этом процессе надо иметь в виду одну истину: в современном мире достигнет больших успехов та страна, которая уделяет большое внимание повышению уровня образования в обществе и внедряет в жизнь новую технику и современную технологию..."(1).
Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан (далее Национальная стратегия) подготовлена в соответствии с задачами поставленными Президентом Республики Таджикистан и Правительством Республики Таджикистан в области образования, а также разработана согласно основным целям и задачам Национальной стратегии развития Республики Таджикистан до 2015 года. В Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года учтены основные приоритеты Целей развития тысячелетия, цели и задачи "Образования для всех" и другие значимые стратегические документы Республики Таджикистан. Данный документ должен содействовать решению существующих проблем, обеспечить скоординированность действий Правительства Республики Таджикистан, заинтересованных министерств, ведомств и гражданского общества на приоритетных направлениях развития образования и осуществление долговременных целей реформирования системы образования. Данный документ также является основой для более рационального выделения государственных ресурсов и для привлечения средств доноров в решении существующих проблем, стоящих перед системой образования. Национальная стратегия направлена на обновление системы образования с тем, чтобы оно могло в полной мере выполнять миссию ключевого ресурса благосостояния общества и граждан, а также эффективно отвечать на вызовы экономики развивающейся страны и процессов глобализации. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года разработана с учетом позитивного мирового опыта и его адаптации к реальным условиям и перспективам развития страны.
1. Образование - приоритетное направление государственной политики Республики Таджикистан
§ 1. Основные аспекты социально-экономического развития Республики Таджикистан
Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание решению проблем, связанных с экономическим благосостоянием и социальным благополучием народа Таджикистана. Республика Таджикистан согласно Конституции, объявлена социальным государством и обязалась обеспечить каждому человеку условия для достойной жизни и свободное развитие. Поэтому одним из приоритетных направлений внутренней политики государства Таджикистан является постепенное решение социальных проблем страны.
Когда речь идёт об обеспечении социальной защиты людей, развитии образования и здравоохранения, расширении сети информационных технологий, пропаганде здорового образа жизни, обучении молодёжи и воспитании cooтветствующих требованиям времени специалистов, для них, прежде всею, весьма важно подготовить благоприятные условия (2).
Без развития экономики страны, решение социальных задач невозможно. В последнее время в Таджикистане усиленными темпами идет развитие в сфере энергетики и коммуникаций: проводятся восстановительные работы на Рогунской гидроэлектростанции (ГЭС), строительство Сангтудинской гидроэлектростанции, малых ГЭС в наиболее отдаленных и труднодоступных районах, восстанавливаются и закладываются транснациональные магистрали, создаются свободные экономические зоны. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане: восстанавливаются и создаются новые предприятия, тем самым, обеспечивая население новыми рабочими местами и многое другое значимое в экономическом развитии страны.
В Послании Президента Республики Таджикистан (3) указано, что основной целью экономической политики государства Таджикистана является обеспечение устойчивого развития экономики, и все планы, в основном, составлены в рамках трех стратегических целей:
- достижение энергетического суверенитета;
- вывод страны из коммуникационного тупика;
- обеспечение продовольственной безопасности.
Это означает приоритетное развитие энергетики, промышленности, аграрного сектора, инфраструктуры и других отраслей, что позволяет создать материальные основы для стабильного высокого экономического роста страны и сокращения, на этой основе, уровня бедности населения. Развитие указанных отраслей одновременно повысит возможность для увеличения внутренней занятости, диверсификации экономики, экспорта, улучшит доступность и качество социальных услуг для населения.
Экономическое развитие страны связано с ростом потребности в квалифицированных кадрах для различных отраслей экономики. Поэтому развитие отрасли образования объявлено одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства. (4)
Образование играет решающую роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы и формировании потенциала стабильного общества.
Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором развития общества.
§ 2. Образование как ключевой ресурс национального развития
Международный опыт, в первую очередь опыт развивающихся стран, показывает, что ключевым ресурсом ускоренного социально-экономического развития страны является образование нации. Инвестиции в экономику с низким уровнем образования населения или с образованием, не отвечающим современным требованиям, могут способствовать только созданию низкоэффективных технологически отсталых производств, все большему отставанию страны от мировых тенденций развития экономик, основанных на знаниях.
В современных условиях развития экономики, основанной на знаниях, образование становится одним из факторов экономического успеха государства. Развитие общества, обеспечение безопасности общества и государства, качество жизни людей, достижение мирового уровня экономики, освоения новых технологических возможностей и социальный прогресс в целом, напрямую зависят от уровня образования, организации планомерного и качественного процесса обучения и воспитания учащихся и студентов, словом - от уровня грамотности нации.
Таким образом, возрастает роль и ответственность образования за глобальное социально-экономическое развитие, демократическое переустройство, формирование справедливых общественных систем и национальный успех государства.
Важная роль образования в социально-экономическом развитии современного Таджикистана, предопределяет понимание того, что будущее страны зависит от того, насколько эффективно национальная система образования будет способна создать интеллектуальный потенциал как основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2012 года определяет роль образования как ключевого ресурса социально-экономическою развития Республики Таджикистан и ее граждан, характеризует текущее состояние системы образования, проблемы и вызовы, а также формулирует цели и задачи развития образования.
2. Анализ ситуации в системе образования
§ 1. Характеристика системы образования
Система образования Республики Таджикистан характеризуется значительными масштабами охвата населения, развитой сетью и разнообразием образовательных учреждений, активно проходящими в последние годы процессами модернизации.
Республика Таджикистан за годы независимости, сохраняя богатые традиции, достигла определенных успехов в сфере образования путем проведения различных реформ, в том числе было сделано следующее:
- разработана и принята нормативно-правовая база национальной системы образования Республики Таджикистан;
- создана заново законодательная база;
- разработаны и приняты новые государственные образовательные стандарты дошкольного, общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, введена двухуровневая система высшего профессионального образования (бакалавр и магистр, при сохранении в отдельных случаях специалиста), разработаны и внедрены в практику новые учебные планы и программы на всех уровнях образования;
- разработаны и приняты Концепции использования информационных технологий в процесс управления системой образования и учебной деятельности;
- введена практика лицензирования образовательной деятельности, а также государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений; созданы основы национальной системы мониторинга качества образования;
- проводится капитальный ремонт и строятся новые школы;
- получила развитие сеть негосударственных образовательных учреждений;
- разработаны и изданы учебники нового поколения.
С 2000 по 2010 годы было принято несколько законов и нормативно-правовых актов, которые определили государственную политику в области образования. В основном, они направлены на обновление системы образования, достижение равного доступа к образованию, решение гендерных проблем, повышение качества образования, ликвидацию бедности посредством повышения уровня образованности населения.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года №334
"Об утверждении Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года"
О документе
Номер документа: | 334 |
Дата принятия: | 30/06/2012 |
Состояние документа: | Действует |
Регистрация в МинЮсте: | № 484 от 12/07/2012 |
Начало действия документа: | 30/06/2012 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Нет сведений
Редакции документа
Текущая редакция принята: 10/02/2016 документом Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Правительства Республики Таджикистан № 66 от 10/02/2016
Вступила в силу с: 10/02/2016
Первоначальная редакция от 30/06/2012
Приложения к документу
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об образовании
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О высшем и послевузовском профессиональном образовании
Ссылка на редакцию документа от 30/06/2012 :: § 1. Характеристика системы образования
Ссылка на редакцию документа от 30/06/2012 :: § 4. Модернизация управления системой образования
Ссылка на редакцию документа от 30/06/2012 :: § 6. Социальное партнерство в сфере образования
Ссылка на редакцию документа от 30/06/2012 :: 7.7. Развитие кадрового потенциала
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10.02.2016 г. №66)
(см. предыдущую редакцию)