Недействующая редакция. Принята: 30.06.2012

Недействующая редакция, не действует с 10 февраля 2016 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

12 июля 2012 года №484

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 июня 2012 года №334

Об утверждении Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года

В соответствии со статьей 6 (1) Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программа социально-экономического развития Республики Таджикистан Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Национальную стратегию развития образования Республики Таджикистан до 2020 года (прилагается).

2. Министерству образования Республики Таджикистан Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Министерству финансов Республики Таджикистан при составлении прогнозов социально-экономического развития Республики Таджикистан и Государственного бюджета на последующие годы, исходя из реальных возможностей и объема привлекаемых инвестиции предусмотреть необходимые средства и меры по реализации указанной Национальной стратегии.

3. Министерству образования Республики Таджикистан соответствующим министерствам и ведомствам, исполнительным органам государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, города Душанбе, городов и районов республиканского подчинения взять под контроль ход реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, предпринять конкретные меры по ее своевременному выполнению и ежегодно предоставлять информацию о проделанной работе Правительству Республики Таджикистан.

Председатель Правительства Peспублики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года №334

Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года

Введение

Образование в современном мире становится важнейшим ресурсом экономического и социального развития стран, повышения благосостояния и индивидуального развития граждан.

Президент Республики Таджикистан, уделяя особое внимание развитию системы образования и реализации программ реформы сферы образования, отмечает, что "...в этом процессе надо иметь в виду одну истину: в современном мире достигнет больших успехов та страна, которая уделяет большое внимание повышению уровня образования в обществе и внедряет в жизнь новую технику и современную технологию..."(1).

Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан (далее Национальная стратегия) подготовлена в соответствии с задачами поставленными Президентом Республики Таджикистан и Правительством Республики Таджикистан в области образования, а также разработана согласно основным целям и задачам Национальной стратегии развития Республики Таджикистан до 2015 года. В Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года учтены основные приоритеты Целей развития тысячелетия, цели и задачи "Образования для всех" и другие значимые стратегические документы Республики Таджикистан. Данный документ должен содействовать решению существующих проблем, обеспечить скоординированность действий Правительства Республики Таджикистан, заинтересованных министерств, ведомств и гражданского общества на приоритетных направлениях развития образования и осуществление долговременных целей реформирования системы образования. Данный документ также является основой для более рационального выделения государственных ресурсов и для привлечения средств доноров в решении существующих проблем, стоящих перед системой образования. Национальная стратегия направлена на обновление системы образования с тем, чтобы оно могло в полной мере выполнять миссию ключевого ресурса благосостояния общества и граждан, а также эффективно отвечать на вызовы экономики развивающейся страны и процессов глобализации. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года разработана с учетом позитивного мирового опыта и его адаптации к реальным условиям и перспективам развития страны.

1. Образование - приоритетное направление государственной политики Республики Таджикистан

§ 1. Основные аспекты социально-экономического развития Республики Таджикистан

Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание решению проблем, связанных с экономическим благосостоянием и социальным благополучием народа Таджикистана. Республика Таджикистан согласно Конституции, объявлена социальным государством и обязалась обеспечить каждому человеку условия для достойной жизни и свободное развитие. Поэтому одним из приоритетных направлений внутренней политики государства Таджикистан является постепенное решение социальных проблем страны.

Когда речь идёт об обеспечении социальной защиты людей, развитии образования и здравоохранения, расширении сети информационных технологий, пропаганде здорового образа жизни, обучении молодёжи и воспитании cooтветствующих требованиям времени специалистов, для них, прежде всею, весьма важно подготовить благоприятные условия (2).

Без развития экономики страны, решение социальных задач невозможно. В последнее время в Таджикистане усиленными темпами идет развитие в сфере энергетики и коммуникаций: проводятся восстановительные работы на Рогунской гидроэлектростанции (ГЭС), строительство Сангтудинской гидроэлектростанции, малых ГЭС в наиболее отдаленных и труднодоступных районах, восстанавливаются и закладываются транснациональные магистрали, создаются свободные экономические зоны. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане: восстанавливаются и создаются новые предприятия, тем самым, обеспечивая население новыми рабочими местами и многое другое значимое в экономическом развитии страны.

В Послании Президента Республики Таджикистан (3) указано, что основной целью экономической политики государства Таджикистана является обеспечение устойчивого развития экономики, и все планы, в основном, составлены в рамках трех стратегических целей:

- достижение энергетического суверенитета;

- вывод страны из коммуникационного тупика;

- обеспечение продовольственной безопасности.

Это означает приоритетное развитие энергетики, промышленности, аграрного сектора, инфраструктуры и других отраслей, что позволяет создать материальные основы для стабильного высокого экономического роста страны и сокращения, на этой основе, уровня бедности населения. Развитие указанных отраслей одновременно повысит возможность для увеличения внутренней занятости, диверсификации экономики, экспорта, улучшит доступность и качество социальных услуг для населения.

Экономическое развитие страны связано с ростом потребности в квалифицированных кадрах для различных отраслей экономики. Поэтому развитие отрасли образования объявлено одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства. (4)

Образование играет решающую роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы и формировании потенциала стабильного общества.

Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором развития общества.

§ 2. Образование как ключевой ресурс национального развития

Международный опыт, в первую очередь опыт развивающихся стран, показывает, что ключевым ресурсом ускоренного социально-экономического развития страны является образование нации. Инвестиции в экономику с низким уровнем образования населения или с образованием, не отвечающим современным требованиям, могут способствовать только созданию низкоэффективных технологически отсталых производств, все большему отставанию страны от мировых тенденций развития экономик, основанных на знаниях.

В современных условиях развития экономики, основанной на знаниях, образование становится одним из факторов экономического успеха государства. Развитие общества, обеспечение безопасности общества и государства, качество жизни людей, достижение мирового уровня экономики, освоения новых технологических возможностей и социальный прогресс в целом, напрямую зависят от уровня образования, организации планомерного и качественного процесса обучения и воспитания учащихся и студентов, словом - от уровня грамотности нации.

Таким образом, возрастает роль и ответственность образования за глобальное социально-экономическое развитие, демократическое переустройство, формирование справедливых общественных систем и национальный успех государства.

Важная роль образования в социально-экономическом развитии современного Таджикистана, предопределяет понимание того, что будущее страны зависит от того, насколько эффективно национальная система образования будет способна создать интеллектуальный потенциал как основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2012 года определяет роль образования как ключевого ресурса социально-экономическою развития Республики Таджикистан и ее граждан, характеризует текущее состояние системы образования, проблемы и вызовы, а также формулирует цели и задачи развития образования.

2. Анализ ситуации в системе образования

§ 1. Характеристика системы образования

Система образования Республики Таджикистан характеризуется значительными масштабами охвата населения, развитой сетью и разнообразием образовательных учреждений, активно проходящими в последние годы процессами модернизации.

Республика Таджикистан за годы независимости, сохраняя богатые традиции, достигла определенных успехов в сфере образования путем проведения различных реформ, в том числе было сделано следующее:

- разработана и принята нормативно-правовая база национальной системы образования Республики Таджикистан;

- создана заново законодательная база;

- разработаны и приняты новые государственные образовательные стандарты дошкольного, общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, введена двухуровневая система высшего профессионального образования (бакалавр и магистр, при сохранении в отдельных случаях специалиста), разработаны и внедрены в практику новые учебные планы и программы на всех уровнях образования;

- разработаны и приняты Концепции использования информационных технологий в процесс управления системой образования и учебной деятельности;

- введена практика лицензирования образовательной деятельности, а также государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений; созданы основы национальной системы мониторинга качества образования;

- проводится капитальный ремонт и строятся новые школы;

- получила развитие сеть негосударственных образовательных учреждений;

- разработаны и изданы учебники нового поколения.

С 2000 по 2010 годы было принято несколько законов и нормативно-правовых актов, которые определили государственную политику в области образования. В основном, они направлены на обновление системы образования, достижение равного доступа к образованию, решение гендерных проблем, повышение качества образования, ликвидацию бедности посредством повышения уровня образованности населения.

Важную роль в совершенствовании системы образования сыграли принятые новый Закон Республики Таджикистан "Об образовании", Закон Республики Таджикистан "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Национальная Концепция образования в Республике Таджикистан", "Национальная концепция инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Республике Таджикистан на 2011 - 2015 годы", План реализации реформы системы образования на 2004 - 2009, Концепция перехода на новую систему общего среднего образования в Республике Таджикистан. "Государственная программа развития образования Республики Таджикистан на 2010 - 2015 годы", "Государственная программа строительства, ремонта, реконструкции школ на 2008 - 2015, которые находятся в частных домах, вагонах, административных зданиях", "Государственная программа обеспечения учреждений образования и науки учебными кабинетами, научно-исследовательской базой", "Государственная программа по разработке и изданию учебников на 2007 - 2010 г.", "Государственная программа развития профессионального образования 2008 - 2015 г.", "Государственная программа компьютеризации образовательных учреждений общего среднего образования РТ на 2011 - 2015 годы", "Государственная программа изучения и обучения русскому и английскому языкам в Республике Таджикистан на 2001 - 2014 годы" и др.

Как результат выполнения программ обеспечение компьютерами в 7-11 классах общеобразовательной школы составляет 22 ученика на один компьютер. Только за 2010 г. 195 школ республики были подключены к сети Интернет.

Система образования Республики Таджикистан (см. таблицу 1.) включает дошкольное, начальное, основное общее и среднее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, профессиональное образование после высшего профессионального учреждения, а также специальное и дополнительное образование детей и взрослых (5). В системе общего среднего образования функционируют учреждения, ориентированные на детей с различными запросами - учебные заведения, обеспечивающие обучение на повышенном относительно образовательного стандарта уровне (лицеи, гимназии), и образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

таблица 1

+-------------------+---------+--------+------------------------------
| Уровни образования|Продолжи-|Возраст |Образовательные учреждения   |
|                   |тельность|        |                             |
|                   |обучения |        |                             |
+-------------------+---------+--------+-----------------------------+
|Дошкольное воспи-  |1-3,     |1-6 (7) |Детский сад/ясли             |
|тание и образова-  |3-6      |        |                             |
|ние                |         |        |                             |
|Общее образование: |11 лет   |7-17    |                             |
|- начальное        |4 года   |7-10    |Общеобразовательные школы,   |
|- общее основное   |5 лет    |11-15   |гимназии, лицеи              |
|- общее среднее    |2 года   |16-17   |                             |
|Дополнительное     |         |        |Клубы, спортзалы, при школах,|
|образование        |         |        |центры ВВД.                  |
|                   |         |        |                             |
|Специальное        |         |        |Детские дома (для детей с    |
|образование        |         |        |заболеваниями туберкулеза,   |
|                   |         |        |ВИЧ/СПИД и др.), Интернаты,  |
|Профессиональное   |         |        |                             |
|образование:       |1-3 года |С 16 лет|специальные школы            |
|- начальное        |2-4 года |С 16 лет|Профессиональные училища,    |
|- среднее          |4-6 лет  |С 18 лет|лицеи, центры, колледжи,     |
|- высшее           |         |        |Университеты, академии,      |
|                   |         |        |институты                    |
|Послевузовское     |         |        |Аспирантура, докторантура    |
|образование        |         |        |                             |
+-------------------+---------+--------+-----------------------------+

Охват населения, программами дошкольного образования, включая подготовку детей к школе и другие формы, составляет более 10%, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях 5,1% (в возрасте 1-6 лет) и 6,5% в возрасте 3-6 лет. При этом охват детей в городах в несколько раз выше, чем в сельской местности. В республике появились образовательные комплексы школа - детский сад, центры развития ребенка, реализующие программы кратковременного пребывания детей в возрасте 3-6 лет, открыто 16 частных детских садов. Общее количество детей в дошкольных учреждениях достигло 62451, из которых 27514 девочки.

Сегодня в Республике Таджикистан действуют 3747 общеобразовательных школ (из них 6 являются заочными). Из общего количества школ - 549 начальные школы, 702 основные школы, 2490 средние общеобразовательные (из них 12 негосударственных), 89 гимназий (из них 28 негосударственных), 58 лицеев (из них 6 негосударственных), 21 школа-интернат для сирот (из них 1 негосударственная), восстановлены 4 школы-интерната санаторного типа, функционируют 11 школ-интернатов для детей с умственными и физическими недостатками развития, 1 спецшкола для трудновоспитуемых детей и 33 предшкольных интерната.

Общее количество обучающихся в средних общеобразовательных школах составляет 1 694 696 человек, из них 796 182 - девочки.(6) В негосударственных дневных образовательных учреждениях в 2010 г. обучалось 17496 учащихся.

Начальное образование получают практически все дети, коэффициент выпуска в начальной школе близок к 100%.

Дополнительное образование, как вариативная часть общего образования, позволяет развить творческие склонности и способности детей. На сегодня дополнительное образование представлено 75-ю различными центрами по внешкольному образованию детей. Количество детей посещающие данные центры составляет 30922. В системе дополнительного образования республики работает 865 преподавателей ( соотношение ученик/преподаватель 29,5:1). Общее количество кружков по различным направлениям - 973.

В Республике Таджикистан функционирует 84 школы-интерната, в которых обучаются и воспитываются 8367 детей. Из них 76 школ-интернатов находятся в подчинении Министерства образования Республики Таджикистан, в том числе 18 - социальных школ-интернатов смешанного типа, 13 - для детей с ограниченными возможностями, 5санаторного типа для детей, больных туберкулезом.

В указанных учреждениях учатся и воспитываются 2227 детей (543 девочек), 1798 из них являются дети с ограниченными возможностями (379 девочек)

Также осуществляют свою деятельность 13 специальных дошкольных учреждений. С учетом слуховых, зрительных, речевых дефектов, дефектов опорно-двигательного аппарата (этот вид дефекта очень распространен в республике) дети в этих учреждениях разделены на группы.

В интернатах в основном обучаются и воспитываются дети сироты, дети с ограниченными возможностями, различными заболеваниями и трудновоспитуемые дети. Специальное образование также получают дети, которые не могут посещать образовательные учреждения и им предоставляется обучение на дому. Это в основном дети инвалиды больные полиомиелитом, болезнью Дауна, поражением центральной нервной системы и др.

С целью обеспечения условий для соблюдения основных социальных прав Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан поэтапно внедряет в практику подведомственных социальных учреждений и развивает новые формы оказания социальных услуг через дневные Центры для детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в республике действуют 4 дневных центра для детей с ограниченными возможностями:

- "Офтобак" в Гиссарском районе (от 3-14 лет; реабилитацию проходят 20/7 помощь на дому/5 получают консультации/ База данных Центра - 468);

- "Ситора" в Восейском районе (от 0-18 лет; охват 20/5 помощь на дому/ База данных Центра - 460);

- "Hyp" в г. Хороге (20/10 обслуживаются на дому);

- "Умед" в г. Кулябе (от 0-18 лет; охват 22/5 на дому/24 получают консультации/База данных - 520).

В Республике Таджикистан уделяется особое внимание развитию начального и среднего профессионального образования. Количество действующих учреждений начального профессионального образования составляет - 66, в них обучаются 22316 учащихся, из них 3398 девушек. В 49 учреждениях среднего профессионального образования обучается 37 550 студентов (из них 20 651 девушек).

Количество учреждений высшего профессионального образования достигло 30. В них обучается 154832 студентов, из них 29% - девушки. Из общего числа студентов 94336 чел. обучаются на контрактной основе. Из 30 учреждений высшего профессионального образования 21 имеет благоустроенные общежития для студентов. (7)

Всеми уровнями образования охвачено 67% молодых людей в возрасте 16-18 лет.

В период независимости произошли изменения в системе управления образованием - управление восстановлением ресурсов сменилось управлением развитием отрасли. В структуре Министерства образования Республики Таджикистан появились новые подразделения анализа и развития реформ системы образования, управления планирования, исполнения бюджета и прогнозирования в сфере образования, созданы и успешно работают управление международных отношений, отдел информационных систем в управлении образования (ИСУО), сектор по инвестиционным проектам и т.д

В системе образования Республики Таджикистан созданы и действуют другие организации, которые непосредственно реализуют политику государства в области образования - это Академия образования Таджикистана. Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников системы образования, Институт развития образования, Государственная служба по надзору в сфере образования, Республиканский учебно-методический центр, Центр по информационным коммуникационным технологиям, Республиканский центр по внешкольному образованию, Центр по работе с одаренными детьми, Государственное учреждение "Центр по международным программам", Национальный центр тестирования.

Правительство Республики Таджикистан согласно Закону Республики Таджикистан "Об образовании" и с целью поощрения школьников, студентов, аспирантов и других заинтересованных учащихся, ежегодно выделяет международные стипендии Президента Республики Таджикистан "Дурахшандагон" для получения образования в зарубежных странах. (Постановление Правительства Республики Таджикистан "Об утверждении Положения о международной стипендии Президента Республики Таджикистан "Дурахшандагон" №208 от 02.04 2009 г.)

Вхождение Республики Таджикистан в мировое сообщество, подписание международных конвенций и актов, интеграция в мировую систему образования, обмен студентами и научными кадрами, признание дипломов и многие другие задачи, связанные с подготовкой кадров и научными исследованиями, открыли путь к широкому международному сотрудничеству, которое необходимо всесторонне развивать. В рамках действующих в Республике Таджикистан соглашений в сфере образования ежегодно гражданам Таджикистана выделяются квоты для продолжений обучения в вузах Содружества Независимых Государств (Российской Федерации, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Украины и др.) Возрастает количество межвузовских соглашений о сотрудничестве в рамках СНГ. Растет число студентов из стран Содружества, обучающихся в высших учебных заведениях Республики Таджикистан.

Благодаря реформированию и модернизации системы образования, пересмотру нормативно-правовых актов, решению вопросов нехватки преподавательских кадров, обеспечению по мере возможности учебниками и соответствующей материально-технической базой постепенно улучшается качество образования на всех ступенях. Это еще раз доказывает участие учащихся в различных международных, всероссийских, азиатских олимпиадах и соревнованиях. В 2009 году в указанных олимпиадах и соревнованиях, которые состоялись в Казахстане, Азербайджане, Туркмении, Грузии, Турции, России, Румынии. США. Боснии и Герцеговине, Болгарии. Германии, Мексике из 86 участников от школ Республики Таджикистан 52 ученика стали победителями. Из них заняли: первое место (золотая медаль) - 10 участников, второе место (серебряная медаль) 11 и третье место (бронзовая медаль) - 31 участник.

За 2010 год количество участников от Республики Таджикистан и международных олимпиадах резко возросло. Из 1594 участников 217 были отмечены медалями разного достоинства.

В период независимости ежегодно увеличиваются расходы на систему образования, идут коренные изменения в финансовой структуре системы образования. По данным Агентства по статистике при Президенте Республике Таджикистан, расходы на образование составили в 2010 г. 17,8%, а расходной части государственного бюджета от ВВП - 4,6%. (3,5% в 2005 г.). В общем, расходы сферы образования за счет государственного бюджета в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возросли в 26 раз (с 42 млн. сомони, в 2000 г. до 1092 млн. сомони в 2010 г. в номинальном выражении).

За пять лет (2005 - 2010 гг.) объем платных услуг в сфере образования вырос более чем в 3 раза (в номинальном исчислении), что свидетельствует о росте востребованности образования, восприятия его как личного ресурса, готовности инвестировать в своё будущее.

Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание развитию благоприятного инвестиционного климата в стране. Как результат, система образования Таджикистана поддерживается кредитами и грантами Всемирного банка, Азиатского банка развития, Исламского банка, ЮНИСЕФ, ПРООН, USAID, G1Z, Саудовского фонда развития, Германского банка развития, Каталитического фонда, Фонда Ага Хана, Института открытого общества "Фонда Сороса". Фонда Спасения детей, АКСЕЛС, Оперейшн Мерси, Красного Креста, Всемирной продовольственной программой, Мерси Корпуса Милосердия и другими международными организациями.

С 2000 по 2010 годы Правительством Республики Таджикистан было реализовано множество инвестиционных проектов в области образования, которые были направлены на реформирование и обновление снетки образования, достижение равного доступа к образованию, решение гендерных проблем, повышение качества образования, ликвидацию бедности посредством повышения уровня образованности населения. В этот период были подписаны 14 кредитно - грантовых соглашений на общую сумму 159,7 млн.долларов США, в том числе на грантовой основе и безвозмездной поддержке на 90,6 млн.долларов США в форме кредита на 58,1 млн. долларов США, а также вкладом Правительства Республики Таджикистан составил 11 млн. долларов США.

Реализация указанных проектов позволила построить 148 школ на 939 учебных классов для 36 тысяч ученических мест, 512 школ быстро отремонтировано на 3354 учебных классов для 130 тысяч ученических мест.

Как одна из особенностей межведомственной инициативы "Образование для Всех" (ОДВ) до 2015 года, таким странам как Таджикистан, переживающим серьезные и срочные ограничения в части инфраструктуры, материального, кадрового обеспечения и обучения, были выделены специальные средства в виде грантов Каталитического Фонда "Инициативы Ускоренной Реализации-(ИУР).

Таджикистан смог успешно привлечь три транша Каталитического Фонда по финансированию ИУР: (ИУР-1 $9.2 млн. в 2006 - 2007 гг.; ИУР-2 $9.2 млн. в 2008 - 2010 гг.; ИУР-3 $ 13.5 млн. в 2010 - 2012 гг.).

Важно отметить, что ИУР-3 в настоящее время выполняется самостоятельно Министерством образования Республики Таджикистан (не через Центр управление проектом (ЦУП)) при целевой технической поддержке.

Финансирование ИУР-3 ускорило работу над инфраструктурой и обеспечило важный опыт в стратегическом планировании и строительстве. Общее финансирование ИУР-2 и ИУР-3 составляет только $22.7 млн. или менее 6% сметы расходов пересмотренного в 2008 году Среднесрочного Плана Действий НСРО 2009-201 1 (данный план оценен в $417 млн.)

Финансирование ИУР-3 в размере $13,5 млн. покрывает менее 10% непокрытых финансовых расходов вышеотмеченного плана НСРО и это происходит в условиях последствий глобального финансового кризиса.

Финансирование ИУР-3 рассматривается как один из основных источников внешнего финансирования для таких важных компонентов реформы, как ПДФ и ИСУО, в то время как огромная и продолжающаяся необходимость в физическом улучшении школьных зданий, мебели, оборудования и помещений может быть разрешена лишь частично через проектируемые планы и соответствующие финансовые ресурсы.

§ 2. Основные проблемы, вызовы и риски

Задачи восстановления системы образования в целом решены и сегодня она призвана активно включиться в решение проблем, обусловленных потребностями развития страны, вызовами XXI века.

Проблемы:

Уровень поставленных перед системой задач не соответствует ее возможностям, не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ключевого ресурса социально-экономического развития страны и повышения благосостояния граждан. Отрасль нуждается в изменениях.

Интегральный показатель - средняя ожидаемая продолжительность обучения, характеризующий продолжительность программ и охват образованием составляет в республике 11 лет, что на 2 года ниже, чем в среднем в развивающихся странах Европы и СНГ. При этом средняя ожидаемая продолжительность обучения для мужчин и женщин существенно различается, 12 и 10 лет, соответственно.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года 1. Образование - приоритетное направление государственной политики Республики Таджикистан § 1. Основные аспекты социально-экономического развития Республики Таджикистан § 2. Образование как ключевой ресурс национального развития 2. Анализ ситуации в системе образования § 1. Характеристика системы образования § 2. Основные проблемы, вызовы и риски § 3. Основные цели Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года 3. Приоритеты развития системы образования § 1. Модернизация содержания образования § 2. Структурные изменения системы образования § 3. Обеспечение доступности качественного образования 4. Механизмы реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года § 1. Развитие материально-технической базы § 2. Новые образовательные технологии § 3. Усиление кадрового потенциала § 4. Модернизация управления системой образования § 5. Использование новых финансовых механизмов § 6. Социальное партнерство в сфере образования 5. Мониторинг и оценка реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 годa 6. Финансирование реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2012 года 7. Ожидаемые результаты реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года 7.1 Дошкольное образование 7.2. Общее образование 7.3. Начальное и среднее профессиональное образование 7.4. Высшее образование 7.5. Управление в системе образования 7.6. Финансовые модели 7.7. Развитие кадрового потенциала Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3