Дата обновления БД:
17.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
335 / 1241
Всего документов в БД:
316216
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 3 июля 2014 года №122
Об утверждении Концепции реформы Прокуратуры
В соответствии со Стратегией реформы сектора юстиции на 2011–2016 годы, утвержденной Законом №231 от 25 ноября 2011 года, и Планом действий по реализации Стратегии реформы сектора юстиции на 2011–2016 годы, утвержденным Постановлением Парламента №6 от 16 февраля 2012 года, в целях построения доступной и эффективной, профессиональной и социально ответственной системы органов Прокуратуры, соответствующей европейским стандартам, обеспечивающей верховенство закона и соблюдение прав человека, а также в целях укрепления доверия общества к правосудию Парламент принимает настоящий ординарный закон.
Ст.1. – Утвердить Концепцию реформы Прокуратуры, представленную в приложении.
Cт.2. – В целях реализации Концепции реформы Прокуратуры Рабочей группе по доработке Концепции реформирования Прокуратуры и разработке проектов нормативных актов, направленных на реформирование деятельности Прокуратуры (образованной Распоряжением Председателя Парламента DDP/C1 №2 от 15 января 2014 года), разработать и инициировать процесс принятия:
а) проекта Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова;
b) проекта Закона о Прокуратуре;
c) проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты, касающиеся деятельности Прокуратуры.
Председатель Парламента
Игорь Корман
Приложение
Концепция реформы Прокуратуры
Данный документ является концептуальной основой для разработки проектов законов, направленных на реализацию и продвижение реформы Прокуратуры путем повышения профессионализма и независимости данного института.
Законом №231 от 25 ноября 2011 года Парламент Республики Молдова утвердил Стратегию реформы сектора юстиции на 2011–2016 годы, общей целью которой является построение доступного, эффективного, независимого, прозрачного, профессионального и социально ответственного сектора юстиции, соответствующего европейским стандартам, обеспечивающего верховенство закона и соблюдение прав человека, содействующего укреплению доверия общества к правосудию. Достижение этой цели невозможно без осуществления мер, предусмотренных стратегическим направлением 2.2 пилона II Стратегии, озаглавленным "Повышение профессионализма и независимости прокуратуры".
Принятием Стратегии было признано наличие множества проблем в деятельности системы органов Прокуратуры. В результате установлена необходимость осуществления мер, направленных на:
a) повышение процессуальной независимости прокуроров;
b) обеспечение специализации прокуроров по специальным делам и рассмотрение целесообразности функционирования специализированных прокуратур;
c) закрепление точной компетенции Прокуратуры;
d) усиление и уточнение полномочий Прокуратуры в сфере уголовного правосудия;
e) установление четких и прозрачных критериев и процедур отбора, назначения и продвижения прокуроров;
f) пересмотр порядка назначения Генерального прокурора, усиление его полномочий по реализации политики государства в области уголовного преследования и обеспечение единообразной практики принятия законных решений в рамках уголовного процесса;
g) пересмотр правил, касающихся ответственности прокуроров;
h) укрепление потенциала Высшего совета прокуроров.
В целях реализации намеченных Стратегией задач и осуществления мер, предусмотренных стратегическим направлением 2.2 Плана действий по реализации Стратегии Рабочая группа по разработке проектов законов о деятельности системы органов Прокуратуры, образованная совместным приказом министра юстиции и Генерального прокурора №307/46 от 11 июля 2013 года, и Рабочая группа по доработке Концепции реформирования Прокуратуры и разработке проектов нормативных актов, направленных на реформирование деятельности Прокуратуры, образованная Распоряжением Председателя Парламента DDP/C1 №2 от 15 января 2014 года, разработали и доработали настоящую концепцию, предлагающую решения как проблем, выявленных вышеуказанными программными документами, так и других проблем, касающихся деятельности Прокуратуры.
Концепция реформы Прокуратуры основывается на следующих принципах и целях:
• установление стандартов европейских стран/Европейского Сообщества в организации и деятельности системы органов Прокуратуры;
• укрепление мер стратегического планирования в организации, координации и осуществлении деятельности Прокуратуры;
• исключение из сферы компетенции прокурора некоторых видов деятельности, не связанных с уголовным судопроизводством;
• уточнение компетенций прокурора в уголовном судопроизводстве и точное определение отношений прокурора как субъекта, играющего первостепенную роль в уголовном процессе, и органов уголовного преследования;
• специализация прокуроров;
• обеспечение индивидуализации процесса принятия решений прокурором и искоренение практики подписания актов прокурора вторым лицом;
• сокращение числа вышестоящих прокуроров;
• существенное сокращение повторных проверок законности процессуальных актов в Прокуратуре;
• равноправное и справедливое распределение объема работы между прокурорами;
• рациональное выделение бюджетных средств для деятельности Прокуратуры и органов самоуправления прокуроров.
Настоящая концепция выстроена по следующей структуре:
А. Место и роль Прокуратуры
I. Место Прокуратуры в правовой системе
II. Назначение Генерального прокурора
III. Компетенция Прокуратуры. Полномочия Прокуратуры в гражданском судопроизводстве. Полномочия Прокуратуры в иных областях
IV. Бюджет Прокуратуры
B. Организация и деятельность системы органов Прокуратуры
I. Структура системы органов Прокуратуры, включая Генеральную прокуратуру. Специализация прокуроров
II. Деятельность Прокуратуры как административного органа
III. Институциональная оценка Прокуратуры
C. Функциональная независимость и ответственность прокуроров
I. Общее собрание прокуроров и Высший совет прокуроров
II. Иерархическое подчинение прокуроров
III. Специальные звания прокуроров
IV. Доступ к прокурорской профессии и прокурорская карьера
V. Оценка достижений прокуроров
VI. Дисциплинарная ответственность прокуроров. Инспекция прокуроров
VII. Уголовное преследование прокуроров
D. Социальные гарантии прокуроров
I. Оплата труда прокуроров
II. Право на пенсию и другие гарантии прокуроров
А. Место и роль Прокуратуры
Признанной в международном плане в качестве необходимого элемента реальной и эффективной правовой системы предпосылкой, закрепленной прежде всего в Руководстве ООН о роли прокуроров (1990 г.) и Рекомендациях Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия (2000 г.), является функциональный, независимый, автономный и прозрачный институт Прокуратуры. Такие гарантии, как независимость и автономия, предоставляются прокурорам не в их личных интересах, а ради верховенства закона и в интересах тех, кто ищет и добивается правосудия (1).
__________________________
(1) Европейские руководящие принципы по этике и поведению прокуроров ("Будапештские руководящие принципы"), принятые 31 мая 2005 года на Конференции генеральных прокуроров Европы.
I. Место Прокуратуры в правовой системе
Выявленные проблемы:
– неоднозначность действующего законодательства, определяющего место Прокуратуры в системе правоохранительных органов и ее роль;
– недостаточно четкое регулирование деятельности Прокуратуры, что приводит к непоследовательному применению законодательства;
– Прокуратура не воспринимается полностью деполитизированным институтом, а законодательство не предоставляет неоспоримых гарантий независимого и беспристрастного осуществления ею своих функций.
Контекст
1. В отношении места прокуратуры в правовой системе правовая Европа подразделяется на системы, в которых прокуратура полностью независима от парламента и правительства, и системы, в которых прокуратура подчинена одному из этих органов власти, пользуясь тем не менее определенной степенью независимости в действиях. О европейской гармонизации в отношении единой модели прокуратуры пока еще говорить не приходится (2).
__________________________
(2) Рекомендация Rec (2000)19 Комитета Министров Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия, Пояснительный меморандум, с.11.
2. Независимо от того, какую модель выбирает отдельное государство, известно, что прокуратура должна играть ключевую роль в обеспечении независимого и беспристрастного функционирования системы уголовного правосудия. Для этого прокуратура должна быть защищена от ненадлежащего вмешательства и влияния, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти. Именно по этой причине континентальная модель причисляет прокуратуру к судебной власти, предоставляя ей право на защиту, обеспечиваемую независимостью правосудия.
3. В Оценочном докладе о Высшем совете прокуроров, подготовленном ОБСЕ в 2009 году, отмечалось, что несмотря на то, что большинство прокуроров системы органов Прокуратуры Республики Молдова работают много и преданы своему делу, все же существует проблема имиджа Прокуратуры.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Молдова от 3 июля 2014 года №122
"Об утверждении Концепции реформы Прокуратуры"
О документе
Номер документа: | 122 |
Дата принятия: | 03/07/2014 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 19/09/2014 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №275-281, 19 сентября 2014 года, Ст.593.
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 125 Срок полномочий прокуроров
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: (3) Срок полномочий прокуроров - пять лет.
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре
Ссылка на Закон Республики Молдова О принятии Регламента Парламента :: Регламент Парламента
Ссылка на Закон Республики Молдова О статусе депутата Парламента
Ссылка на Закон Республики Молдова О подаче петиций
Ссылка на Закон Республики Молдова О доступе к информации
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 35. Запреты
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 66. Освобождение от должности
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 124 Полномочия и структура
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 1. Прокуратура
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 5. Полномочия Прокуратуры
Ссылка на Закон Республики Молдова О специальной розыскной деятельности
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 6. Компетенция прокурора
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 62. Дисциплинарные взыскания
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 67. Отставка прокурора