Утратил силу

Документ утратил силу с 18 ноября 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 18 ноября 2022 года №922

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 августа 2014 года №954

Об утверждении Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.

2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 сентября 2014 года.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года №954

Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года

1. Введение

Развитие финансового сектора страны зависит от определения его места и роли в экономике страны с учетом потребностей общества и государства. При этом в силу разных точек зрения целевые установки перед финансовым сектором каждого отдельного экономического агента не должны доминировать. В противном случае возникают условия для роста неэффективности системы и увеличения системных рисков.

Государство ожидает, что финансовый сектор будет способен предоставлять достаточный объем ресурсов по приемлемой цене для финансирования приоритетных отраслей экономики в рамках программ экономического развития.

Для потребителей (юридических и физических лиц) важным является удовлетворенность качеством, объемом, стоимостью и перечнем услуг, оказываемых финансовой системой, независимо от фаз экономического цикла.

Перед самими финансовыми организациями стоит цель увеличения текущей стоимости бизнеса, максимизации его прибыльности, прежде всего, за счет роста объема услуг от основной деятельности при управляемых рисках и структуре затрат.

Общей целью как для общества и государства, так и для финансовых организаций является формирование финансового сектора, максимально эффективно осуществляющего свою функцию финансового посредника.

Направления развития финансового сектора также должны учитывать изменения, происходящие в глобальном масштабе. На фоне усиления интеграционных процессов разрабатываются согласованные унифицированные подходы к регулированию национальных финансовых рынков (стандарты Базель III, Solvency II). Республика Казахстан и ее финансовый рынок не остаются в стороне от мировых тенденций. Происходит активное внедрение лучшей международной практики и стандартов регулирования.

Интеграция во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП), в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг. Последующее усиление конкуренции на финансовом рынке, с одной стороны, должно повлечь за собой повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг. С другой стороны, повысится степень уязвимости финансового сектора Республики Казахстан к внешним шокам, возрастут так называемые риски "заражения", что, при реализации неблагоприятного сценария развития, может привести к оттоку капитала и средств кредиторов и вкладчиков из банковской системы, кредитному сжатию.

В этих условиях финансовая система не должна создавать новые риски или увеличивать масштаб существующих рисков в экономике. Это требует выработки оптимального механизма регулирования, когда возможные последствия реализации рисков минимизированы, при этом требования не являются избыточными и не подавляют активность финансового сектора.

Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года обсуждена с участием финансовых организаций, Национальной палаты предпринимателей и объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана", результатом чего стал охват разных мнений, предложений, идей, направленных на улучшение функционирования финансового сектора. Кроме того, документ также учитывает выводы и рекомендации Международного валютного фонда в рамках проекта "Программа оценки финансового сектора: модуль стабильности" (Financial Sector Assessment Program), который реализовывался в 4 квартале 2013 года - в первой половине 2014 года.

2. Цели и задачи Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года

Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года нацелена на создание конкурентоспособного финансового сектора и повышение его эффективности в перераспределении ресурсов в экономике на базе лучших международных стандартов, включая стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).

Для решения поставленной цели предусматривается реализация следующих задач:

1) снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков;

2) повышение эффективности финансового сектора в условиях экономической интеграции и глобализации;

3) совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы;

4) расширение ресурсов роста финансового сектора, в том числе за счет финансовых продуктов, отвечающих потребностям экономики;

5) поддержание сбалансированных экономических условий и снижение кредитных рисков в экономике.

Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года предполагает несколько этапов. При этом успешная реализация мероприятий на каждом из них создаст основу для дальнейшего устойчивого развития финансовой системы до 2030 года и далее в условиях новых мировых тенденций.

До 2020 года основные усилия будут направлены на повышение устойчивости финансового сектора посредством решения существующих проблем и укрепление его конкурентоспособности, а также принятие соответствующих мер и создание фундамента для функционирования финансового рынка после 2020 года. На данном этапе ожидаются завершение переходного периода после вступления Республики Казахстан в ВТО, а также переход на международные стандарты регулирования финансовой деятельности.

В период до 2025 года планируется завершить процесс гармонизации законодательств стран-участниц ЕЭП, определяющих развитие финансовых рынков стран. Основным итогом гармонизации станет создание наднационального органа по регулированию финансового рынка. В этой связи ожидается изменение роли и места национальных регуляторных органов.

В период после 2020 года перед финансовыми организациями встанут вызовы, связанные с ростом проникновения финансовых услуг, оказываемых глобальными и региональными лидерами на внутреннем рынке без коммерческого присутствия (через филиалы). Необходимо принимать во внимание развитие инфо-коммуникационных технологий, а также гибридных моделей (стратегические партнерства традиционных финансовых и технологических организаций), что изменит привычный уклад предоставления финансовых услуг. В этой связи отечественные финансовые организации должны быть способны выигрывать конкуренцию за потребителя с игроками, аппетит к риску и возможности которых несопоставимо выше в условиях нераспространения на них базовых пруденциальных нормативов и требований. В этих условиях рост конкурентоспособности невозможен только лишь за счет экстенсивного увеличения масштабов бизнеса. Он должен также базироваться на улучшении качества бизнес-стратегий и процессов, позволяющих быстро адаптировать новые тренды и технологии предоставления финансовых услуг потребителям.

3. Анализ текущей ситуации и тенденции развития финансового сектора Республики Казахстан

1. Основные внутренние структурные проблемы и тенденции развития финансового сектора

Развитие финансовой системы Республики Казахстан носит неустойчивый характер и обуславливается наличием ряда ключевых проблем, многие из которых носят затяжной характер, что также подтверждается межстрановыми оценками ведущих международных организаций. Стагнация финансового рынка на протяжении последних лет вызвана как внутренними причинами, так и ограничениями со стороны реального сектора, в частности:

1) приоритеты кредитования банками отражают диспропорции в структуре экономического роста, базирующегося на потребительском спросе, а не на инвестициях;

2) ограниченный набор услуг, оказываемых крупным предприятиям, и неспособность банков аккумулировать самостоятельно существенный объем ресурсов, необходимых для финансирования масштабных инвестиционных проектов, определяют зависимость финансирования приоритетных направлений развития экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства, во многом от ресурсов, выделяемых государством;

3) перекос в сторону розничного фондирования банковской системы при фактическом отсутствии рынка перераспределения ликвидности и неразвитости механизмов рефинансирования делает систему подверженной рискам "смены настроений" вкладчиков;

4) высокий объем неработающих займов снижает возможности банковского сектора гибко реагировать на изменения макроэкономической среды, ситуации на отдельных рынках;

5) несоответствие структуры активов и пассивов банковской системы по видам валют, поскольку кредиторы банков увеличивают предпочтения к иностранной валюте, а заемщики - к национальной валюте;

6) отсутствие внутренних точек роста других сегментов, в частности страхования, когда развитие обеспечивается благодаря обязательным видам страхования либо сопутствующему страхованию, как кросс-продажи при кредитовании банками, пенсионные аннуитеты за счет переводов пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов в страховые организации;

7) системный риск, связанный с высокой убыточностью отдельных видов страхования в результате законодательного ограничения размера страховых тарифов и дерегулирования государственных функций с передачей их коммерческим страховым организациям без должного селектирования рисков;

8) низкий потенциал небанковских институциональных инвесторов на рынке частных инвестиций, когда возможности страховых организаций ограничены передачей существенного объема страховых премий перестраховщикам-нерезидентам Республики Казахстан, а в управлении пенсионными деньгами при создании Единого накопительного пенсионного фонда (далее - ЕНПФ) на первый план выходит вопрос обеспечения сохранности средств за счет снижения рисков инвестирования;

9) дефицит предложения и непривлекательность инструментов рынка ценных бумаг относительно депозитов банков и рынка недвижимости для розничных инвесторов;

10) как следствие, отсутствие альтернативности рынку банковских услуг со стороны рынка ценных бумаг;

11) ослаблению конкурентоспособности банковского сектора Республики Казахстан могут послужить появление и рост альтернативных (нетрадиционных) организаций, предоставляющих финансовые услуги, и изменение поведения потребителей в отношении того, где и как они приобретают финансовые услуги и продукты.

12) неконкурентоспособность Регионального финансового центра города Алматы (далее - РФЦА) по сравнению с мировыми финансовыми центрами как следствие основных проблем рынка ценных бумаг страны, присущих на данном этапе его развития, а также проблем, носящих системный характер (инфраструктурные, экономические, инвестиционные, деловые, социальные, транспортные, экологические).

Банковский сектор. По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Казахстан функционировало 38 банков, из них 17 банков с иностранным участием, 1 банк со 100%-ным государственным участием и 3 банка с квазигосударственным участием в капитале.

После нескольких лет стагнации, вызванной финансовым кризисом, начиная с 2011 года, отмечалась определенная динамика роста банковского сектора. Однако показатели уровня финансового посредничества свидетельствуют о недостаточной эффективности банков по перераспределению ресурсов в экономике и удовлетворению спроса на кредиты со стороны экономических агентов и также отражают усиление регулирования в свете международных инициатив по решению проблем, приведших к возникновению мирового финансового кризиса. За последние 3 года (2011 - 2013 годы) активы банковского сектора увеличились на 28,5% до 15 462 млрд. тенге. Тем не менее, по отношению к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП) активы банковского сектора сократились с 55% до 46% (относительно несырьевого ВВП составляют порядка 64%). Кредитный портфель банковского сектора на 1 января 2014 года составил 13 348 млрд. тенге, увеличившись на 47,2% с начала 2011 года. Уровень кредитов к ВВП, максимальное значение которого достигало 70% в 2007 году, сохраняется на низком уровне - 40% (относительно несырьевого ВВП составляет порядка 55%).

Низкий уровень финансового посредничества в большей степени связан с несбалансированным кредитованием и низкой диверсификацией ссудного портфеля, а также преимущественно краткосрочным фондированием. В его структуре преобладают займы, предоставленные сектору услуг, в частности отраслям торговли (то есть кредиты с высокой долей оборачиваемости), строительства и операциям с недвижимым имуществом (займы, выданные во многом в докризисный период). Недостаточная вовлеченность банковского сектора в процесс финансирования малого и среднего бизнеса отражает высокий уровень закредитованности и неустойчивое финансовое положение последних, в том числе в силу их низкой способности генерировать капитал, что приводит к концентрации кредитного риска в данных направлениях.

В результате, несмотря на высокий уровень спроса на кредитные ресурсы со стороны корпоративного сектора, банки все больше концентрируются на предоставлении краткосрочных высокодоходных, но одновременно высокорискованных потребительских кредитов. За последние три года доля потребительских займов выросла почти в 2 раза, что вызывает определенную обеспокоенность, поскольку в перспективе может увеличивать кредитные риски населения. Невысокий текущий уровень долговой нагрузки населения (отношение совокупного долга домашних хозяйств к ВВП составляет 11%) сохраняет определенный запас для дальнейшего наращивания банковского бизнеса в данном направлении. Однако агрессивный рост необеспеченных потребительских займов уже требует принятия мер по его ограничению.

В этих условиях одним из вопросов дальнейшего развития банковского сектора является решение существующих проблем высокого уровня неработающих займов и дефицита долгосрочных источников фондирования, которые оказывают дестимулирующее воздействие на кредитную активность банков.

По состоянию на 1 января 2014 года доля неработающих займов составляла 31,2% от совокупного кредитного портфеля банков, значительная доля которых приходится на банки, которые провели реструктуризацию обязательств. На протяжении последних двух лет данный показатель находится на относительно стабильном уровне в пределах достаточно узкого диапазона (от 30% до 32%). Это свидетельствует о том, что потенциал использования банками "классических" инструментов улучшения качества активов, таких как проведение реструктуризации задолженности, практически исчерпан. Для решения проблемы низкого качества активов в 2012 году были введены в действие несколько механизмов "очистки" баланса банков. Данные механизмы предполагают продажу проблемных активов акционерному обществу "Фонд проблемных кредитов" (далее - Фонд проблемных кредитов) и дочерние организации банка, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка (далее - ОУСА), а также условия прощения безнадежной задолженности до конца 2015 года без возникновения дополнительных налоговых обязательств для банков. Вместе с тем, заявленный банками потенциал использования указанных выше инструментов очистки не соответствует предоставленным законодательством возможностям в силу сложного и длительного законодательного и процессуального урегулирования вопросов исполнения долговых обязательств. Дополнительно Национальным Банком Республики Казахстан в рамках мер раннего реагирования были введены лимиты для доли неработающих займов в ссудном портфеле банков (с 2013 года - 20%, с 2014 года - 15% от ссудного портфеля). Для активизации работы банков по улучшению качества кредитных портфелей с 1 января 2016 года как пруденциальный норматив будет введен обязательный для банков максимальный лимит неработающих займов на уровне 10%.

Снижение доли долгосрочного фондирования в структуре обязательств банков во многом обусловлено снижением обязательств перед нерезидентами (на 42,5% за последние 2 года) ввиду ограниченного доступа на внешний рынок. Как следствие, основой базы фондирования банковской системы являются депозиты клиентов (73,6% от объема совокупных обязательствах банков на конец 2013 года). При этом доля краткосрочных обязательств (до 1 года) достигает 2/3 от совокупных обязательств. Но даже срочные депозиты не могут в полной мере рассматриваться как стабильный источник фондирования, так как законодательство и сложившиеся рыночные условия позволяют досрочное востребование по требованию вкладчиков и во многих случаях без потери процентного вознаграждения. Это делает ресурсную базу банков волатильной и дорогостоящей, а также ограничивает возможности для полноценного долгосрочного кредитования банками экономики и населения, в особенности это касается кредитования в национальной валюте, которое наиболее востребовано.

Данное обстоятельство осложняется тем, что существенная часть депозитов выражена в иностранной валюте, что увеличивает финансовые риски как банков, так и заемщиков, получивших кредитование в иностранной валюте, но не имеющих валютной выручки или эффективных инструментов хеджирования. При этом даже умеренная тенденция в динамике курса тенге на внутреннем рынке приводит к заметному изменению валютной структуры депозитной базы.

Возможности внутреннего рынка облигаций были исторически слабыми, а следствием реформ в пенсионном секторе Республики Казахстан в 2013 году стало сокращение спроса на облигации банков со стороны частных пенсионных фондов. В результате объем облигаций банков, находящихся в обращении, за последние два года сократился на 32,2% до 1 006,3 млрд. тенге.

Страховой сектор. По состоянию на 1 января 2014 года осуществляют деятельность по страхованию и перестрахованию 34 страховые организации, из них 7 по страхованию жизни. При этом количество страховых организаций по общему страхованию имеет отчетливую тенденцию к снижению. За последние три года прекратили свою деятельность 6 страховых организаций по общему страхованию, и если учесть обстоятельства по возможным слияниям и поглощениями в 2014 году, количество страховых организаций по общему страхованию может еще сократиться.

Несмотря на динамичный рост активов страховых организаций, их доля в ВВП остается на довольно низком уровне (менее 2%). Показатель объема премий в расчете на душу населения в 2013 году не превысил порога в 100 долларов США при том, что население Республики Казахстан составляет 17,2 млн. человек. Все это свидетельствует об огромном потенциале казахстанского страхового рынка.

Совокупный объем активов страховых организаций на 1 января 2014 года составил 523,4 млрд. тенге, увеличившись на 52,5% с начала 2011 года. Обязательства страховых организаций за тот же период выросли на 99,8% до 268,8 млрд. тенге. Динамичный рост активов страхового сектора объясняется требованием уполномоченного органа по поэтапной капитализации страховых организаций в период с 2010 по 2012 год.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года 1. Введение 2. Цели и задачи Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года 3. Анализ текущей ситуации и тенденции развития финансового сектора Республики Казахстан 1. Основные внутренние структурные проблемы и тенденции развития финансового сектора 2. Внешняя конкурентоспособность финансового рынка и финансовых организаций 3. Вызовы для функционирования финансового рынка Республики Казахстан 4. Основные принципы и общие подходы развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года 1. Приоритеты развития финансового сектора 2. Задача 1: снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков 3. Задача 2: повышение эффективности финансового сектора в условиях экономической интеграции и глобализации 4. Задача 3: совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы 5. Задача 4: расширение ресурсов роста финансового сектора, в том числе за счет финансовых продуктов, отвечающих потребностям экономики 6. Задача 5: поддержание сбалансированной экономической среды и снижение кредитных рисков в экономике 5. Ожидаемые результаты реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года 6. Перечень нормативных правовых актов и программных документов, посредством которых предполагается реализация Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года №954
"Об утверждении Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года"

О документе

Номер документа:954
Дата принятия: 27.08.2014
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01.09.2014
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:18.11.2022

Документ утратил силу с 18 ноября 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 18 ноября 2022 года №922

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вводится в действие - с 1 сентября 2014 года.