Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

8 октября 2013 года №593

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 4 октября 2013 года №446

О Концепции развития системы социального обслуживания в Республике Таджикистан

(В редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2015 г. №448)

В соответствии со статьей 16 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Правительстве Республики Таджикистан" и статьей 6 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития системы социального обслуживания в Республике Таджикистан (прилагается).

2. Министерству здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами государственной власти в течение шести месяцев разработать и представить в Правительство Республики Таджикистан проект Плана мероприятий по реализации данной Концепции.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2015 г. №448)

(см. предыдущую редакцию)

3. Реализацию данной Концепции осуществить в рамках средств, предусматриваемых для министерств, ведомств и местных исполнительных органов государственной власти, а также за счёт внебюджетных средств и внешней помощи.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 октября 2013 года №446

Концепция развития системы социального обслуживания в Республике Таджикистан

1. Введение

1. Поступательное развитие системы социального обслуживания является стратегическим приоритетом социальной политики государства, направленной на конституционно гарантированную поддержку граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Перспективы этого развития обозначены личными инициативами и политическим курсом Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, целью которого является "обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны путем создания благоприятных условий жизни для каждого в обществе" (из Послания Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 26.04.2013 г.).

2. Концепция развития системы, социального обслуживания в Республике Таджикистан (далее - Концепция) определяет цели и приоритеты государственной политики социальной модернизации по созданию эффективной системы социального обслуживания населения, а также средства их достижения и пути поэтапной реализации.

3. Концепция основывается на Конституции Республики Таджикистан, разработана в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О социальном обслуживании", другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан в области социальной защиты населения, а также признанными Таджикистаном международно-правовыми актами и учитывая развитие совместных рекомендаций Европейской комиссии, Германского международного общества сотрудничества и ЮНИСЕФ аккредитованные в Таджикистане.

4. Концепция разработана на основе положений Национальной стратегии развития Республики Таджикистан.

2. Анализ ситуации

5. Современное состояние системы социального обслуживания

6. Социальные услуги предоставляют более десятки организаций различных форм собственности, подавляющее количество которых - 70% относится к государственным.

7. По состоянию на 1 января 2013 года в системе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан функционировали и оказывают услуги нуждающимся 9 домов - интернатов для престарелых и инвалидов, 15 территориальных центров социального обслуживания и дневного пребывания, из которых 9 находятся в ведении того же Министерства, и 6 - местных исполнительных органов государственной власти.

8. В ведении Министерства действуют 5 сезонных санаториев и пансионат для ветеранов войны и труда, профессиональный специальный лицей-интернат для инвалидов, унитарное предприятие "Протезно-ортопедический завод" и 2 научно-исследовательские государственные учреждения. Кроме того, в 2012 году образованы Государственное учреждение "Учебно-практический комплекс социально-инновационной работы" и филиал Государственного учреждения "Специальный профессиональный лицей-интернат инвалидов" в Рушанском районе. Ведется строительство Государственного учреждения "Международный центр реабилитации" в Балджуванском районе и заканчивается строительство "Дом - интернат для душевно больных" в Бохтарском районе.

9. В 2012 году учреждениями системы Министерства труда и социальной защиты населения было предоставлено социальных услуг 28132 нуждающимся в том числе 1663 нуждающимся - на стационарной основе, 1802 нуждающимся - в территориальных центрах социального обслуживания и дневного пребывания.

10. Действуют 18 кризисных и Ресурсных центров по оказанию социальных и медицинских услуг жертвам насилия, 2 из которых кризисный центр "Бовари" и Центр самопознания женщин - функционируют, соответственно, при Комитете по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан и Местном исполнительном органе государственной власти в городе Душанбе, а остальные - на базе общественных объединений. В течение 2010-2011 годов центрами было оказано 16790 услуг.

11. В целях разработки и внедрения эффективной модели инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями, основанном на передовом международном опыте, Правительством Республики Таджикистан принята и реализуется соответствующая Национальная концепция (постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2011 года № 228).

12. В соответствии данной Концепции Ресурсный центр инклюзивного образования, созданный в 2010 году, занимается подготовкой специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, дефектологов, логопедов, психологов. Центром разработана и успешно внедряется программа учебно-оздоровительного лагеря смешанного типа, и в городе Душанбе функционируют коррекционные центры для детей, два детских сада с инклюзивными группами и две школы с инклюзивными классами.

13. Сеть специализированных учреждений для детей представлена также двумя интернатами для детей с нарушением интеллекта, школой интернатом для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, интернатом для детей с нарушениями зрения, школой-интернатом для глухих детей и интернатом для позднооглохших и слабослышащих детей. Кроме того, на территории Республиканской глазной больницы имеется школа-интернат, где обучаются дети до 5 класса, а также детский сад № 42 для детей с нарушениями зрения.

14. Для детей инвалидов или детей с ограниченными возможностями организованы Центры дневного пребывания в городах Душанбе, Худжанд, Хорог, Куляб и районах Гиссар и Восе. Имеются также постоянно действующие дома-интернаты для детей с умственной отсталостью в г. Пенджикенте, г. Яване и Дж.Расуловском районах. При Национальном реабилитационном центре для детей и подростков "Чорбог" создан центр реабилитации детей с различными сложными патологиями, где высококвалифицированные специалисты в течение 16 дней обучают таких детей необходимым навыкам. В год в этом центре обслуживаются до 400 детей. В 2012 году начал функционировать такой же реабилитационный Центр на 20 мест в Балджуванском районе, который рассчитан на 150 мест и продолжается строительство данного центра.

15. В систему социальной поддержки и адаптации детей с ограниченными возможностями активно вовлекаются родительские общественные объединения. В 2007 году в городе Душанбе и областях были созданы Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями с целью предоставления информационных и правовых услуг родителям, имеющим таких детей.

16. Накоплен большой опыт в области деинституционализации позволивший возвратить в родные семьи большое количество детей, ранее размещенных в стационарные учреждения.

17. В стране функционируют находящиеся в ведении Министерства образования Республики Таджикистан 11 школ для детей с недостатками умственного или физического развития, которые оказывают образовательные услуги 1700 детям.

18. Детям из семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации оказывают обслуживание также стационарные учреждения системы министерств здравоохранения, внутренних дел, юстиции. В ведении местных исполнительных органов имеются также 38 отделов социального обслуживания на дому, в 2012 году предоставивших социальные услуги 5000 нуждающимся.

19. Доля услуг неправительственных социальных служб в последние годы также растёт, что составляет в среднем 20 процентов всех оказанных услуг и по сравнению услуг учреждений временного пребывания 45-50 процентов.

3. Основные проблемы

20. Международно-правовые нормы и мировая теория и практика исходят из необходимости использования стационарных форм предоставления социальных услуг лишь в исключительных случаях, то есть когда альтернативные возможности исчерпаны. Альтернативой признаются услуги, оказываемые на дому, по месту жительства и иные вспомогательные услуги на базе местного сообщества.

21. Тем не менее, количество и доля стационарных учреждений в предоставлении услуг сравнительно возрастает, в отраслевом законодательстве проявляется финансовые приоритеты, причина которых связана с все еще высоким уровнем бедности, ограниченностью сферы альтернативных услуг, отсутствием эффективных механизмов мониторинга замещающих услуг, традиционным восприятием населения предпочтительности стационарного обслуживания.

22. Согласно требованиям действующих положений подавляющее большинство стационарных учреждений приходится на долю услуг, предоставляемых престарелым, детям сирот и инвалидам, многие из которых имеют одного или двух родителей.

23. Действующая система социального обслуживания в Таджикистане унаследовано на основе системы советского периода и постепенно в соответствии с требованиями нового законодательства сферы в него включены новые современные и инновационные элементы, в конечном счёте должна создаваться новая современная система с учётом национально-традиционных особенностей.

24. Стратегия перехода на современную модель социального обслуживания предполагает совершенствование действующего законодательства, реализацию новых инновационных методов, основанных на мировой практике, снижение уровня бедности, равенство возможностей, а также обеспечивает привлечение в общественную жизнь.

25. В Таджикистане до настоящего времени потенциал институтов гражданского общества, вовлеченными в сферу социального обслуживания обслуживания, остается слабым. Причина кроется, прежде всего, в том что в законодательстве отрасли их обязанности конкретно не установлены. Поэтому у них отсутствует первоначальная материально-техническая база и достаточный квалифицированный персонал. Их функционирование редко отличается стабильностью, поскольку, как правило, поставлена в зависимость от реализации ограниченных во времени программ грантовой поддержки.

26. Поскольку разработка классификации и стандартов социального обслуживания является самым необходимым условием повышения качества, а значит и реформ системы предоставления социальных услуг в целом, решение этой задачи будет иметь определяющее значение, с учетом доработки отраслевого законодательства для перспектив развития сферы предоставления социальных услуг, обозначенных настоящей Концепцией.

27. Эффективность системы социального обслуживания неразрывно связана с решением проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы. Предпринимаемые и наращиваемые в последние годы усилия в этом направлении, тем не менее, не достаточны и не позволяют рассчитывать на удовлетворение спроса на профессиональные, кадры в масштабах, необходимых для успешного развития отрасли Специальность социального работника в системе высшего профессионального образования введена лишь недавно. Что касается учреждений среднего профессионального образования, то подготовка в них таких специалистов вообще не предусмотрена.

28. Неэффективность системы социального обслуживания связана также с несовершенством административно-территориального управления, что проявляется в слабом потенциале развития местных органов, в том числе органов самоуправления, недостаточном уровне финансовой децентрализации. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания обусловлено решением этой проблемы в рамках Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан (утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 г. № 1713) и Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009-2018 годы (утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 20 марта 2009 года № 639).

29. Среди других факторов, препятствующих развитию системы социального обслуживания, наиболее выделяются следующие:

- несовершенство методов сбора, анализа и использования статистических данных и результатов социологических исследований. которое наряду с устоявшимся заявительным способом предоставления социальных услуг не дает возможность оценить реальные масштабы социальных рисков, реальное количество нуждающихся в социальном обслуживании лиц, численность которых, особенно детей-инвалидов по разным оценкам намного превышает данные официальной статистики;

- отсутствие планирования и прогнозирования тенденций и динамики спроса и предложения на социальные услуги:

- недостаточность законодательных основ и финансовых ресурсов на уровне местности не позволяет оказывать населению социальные услуги высокого качества в необходимом объеме, затрудняет управление отраслью, ее мониторинг и укомплектование квалифицированным кадровым составом;

- неудовлетворительные темпы перехода от патерналистской модели к эффективной адресной системе и продолжающееся преобладание тенденции наращивания социальных расходов в совокупных расходах бюджета вместо более эффективной политики направленной на повышение адресности и результативности социальных программ;

- несовершенство системы управления и администрирования функций в процессе предоставления услуг, отсутствие координации между органами центрального, местного и общественного управления сферы социального обслуживания;

- недостаточное материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

- ограниченность финансирования из местного бюджета;

- отсутствие единой институциональной инфраструктуры сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных.

(В пункт 29 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2015 г. №448)

(см. предыдущую редакцию)

4. Основные факторы, формирующие спрос на социальные услуги

30. Анализ социально-демографических, социальномедико-психологических, производственно-экономических, социально-трудовых и иных факторов, влияющих на возникновение трудных жизненных ситуаций, свидетельствует о повышенном спросе на социальные услуги.

31. Статистические данные указывает на то, что величина спроса на социальные услуги, его структура и динамика будут складываться в основном за счет изменения социально - трудовых показателей, уровень которых невысок, а также непредвиденных ситуаций которые связаны с группами социального риска Согласно законодательству Республики Таджикистан к социально-уязвимым случаям относятся:

а) инвалидность;

б) преклонный возраст (старость);

в) болезнь, последствия производственной травмы и профессионального заболевания;

г) утрата попечительства, сиротство, бесконтрольность, одиночество;

д) устойчивая психическая зависимость, последствия насилия или ситуаций, связанных с риском для жизни;

е) иные трудные жизненные ситуации, отсутствие определенного места жительства.

5. Цели и основные принципы развития системы социального обслуживания

32. Главной целью развития системы социального обслуживания является развитие человеческого капитала за счет создания равных возможностей равного участия всех граждан в общественной жизни через формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

33. В связи с этим Концепция развития системы социального обслуживания ориентирована на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, а также улучшение благосостояния, развитие действующей системы социальных услуг.

34. Развитие системы социального обслуживания основывается на:

- необходимости обеспечения соблюдения принципов социальных услуг, таких как равные, региональные, добровольные принципы, предусмотренных Законом Республики Таджикистан "О социальном обслуживании";

- других принципах, предусмотренных отраслевыми законами и международными актами.

6. Приоритеты и основные задачи развития системы социального обслуживания

35. Приоритетами и основными задачами развития системы социального обслуживания являются:

а) улучшение качества предоставления социальных услуг:

- стандартизация социальных услуг и формирование независимой системы мониторинга качества услуг с элементами общественного контроля;

- внедрение новых, современных, эффективных форм социального обслуживания;

- профессионализация социальной работы путем создания многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации социальных работников;

- внедрение системы аккредитации организаций, предоставляющих социальные услуги, исключающей коррупционные и иные бюрократические риски;

- обеспечение социальных гарантий и создание надлежащих условий труда для социальных работников;

- укрепление материально-технической базы социальных служб.

б) развитие институциональной инфраструктуры сферы социального обслуживания:

- расширение сети социальных служб, включая как специализированных так и многопрофильных, в целях обеспечения равного доступа к социальным услугам нуждающихся лиц, проживающих в городской и сельской местности;

- расширение сети социальных служб, специализирующихся, прежде всего, на социальном обслуживании лиц, наиболее нуждающихся, включая приоритетное развитие системы социального обслуживания семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- развитие системы нестационарного социального обслуживания и формирование её альтернативных форм;

- развитие системы координации и интеграции социального обслуживания, основанной наряду с прочими способами на модель "Единого окна";

- разработка и внедрение централизованной информационной системы социального обслуживания;

в) формирование социальных рынков и расширение нетрадиционного и неправительственного сектора социального обслуживания:

- формирование конкурентоспособного и развитого сектора альтернативных поставщиков социальных услуг - коммерческих и некоммерческих организаций - с помощью государственных мер поддержки, в том числе через развитие практики государственного социального заказа и создание равных конкурентных условий на рынке социальных услуг;

- повышение заинтересованности государственных органов в привлечении частного и общественного секторов в сферу социального обслуживания.

г) обеспечение, динамичного и устойчивого развития системы социального обслуживания:

- создание условий многоканального финансирования путем стимулирования привлечения внебюджетных средств, в том числе физических лиц и предпринимателей;

- рациональное использование финансовых и материальных ресурсов, в том числе путем создания системы опенки эффективности расходования бюджетных средств на социальное обслуживание;

- разработка и внедрение оптимальной модели финансовой децентрализации;

- стимулирование инновационной деятельности;

- совершенствование управления системой социального обслуживания, в том числе путем оптимизации межведомственной и территориальной координации и взаимодействия;

- создание эффективной системы управления различными сферами социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вертикально интегрированной структурой центрального и территориальных органов по правам ребенка, а также единым уполномоченным государственным органом в сфере социального обслуживания, наделенным контрольно-координационными полномочиями.

(В пункт 35 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2015 г. №448)

(см. предыдущую редакцию)

7. Основные направления развития системы социального обслуживания

36. Система социального обслуживания нуждается в реструктуризации и прогнозировании что, в свою очередь, предусматривает следующие меры:

- распределение и классификация социальных служб в соответствии с характером социально-экономической ситуации регионов и их потребностью в социальном обслуживании;

- воплощение в жизнь систематизации и стандартов предоставляемых социальных услуг и сети социальных служб с целью все большего охвата нуждающихся, особенно женщины и жителей села;

- сокращение числа специализированных социальных учреждений путем их замены многофункциональными центрами социального обслуживания;

- сочетание и взаимодействие разных типов учреждений;

- оказание содействия развитию негосударственного сектора системы социального обслуживания.

37. Развитие системы социального обслуживания зависит от дальнейших административных реформ:

- ориентированных на определение и установление оптимального уровня и соотношения децентрализации и деконцентрации властно-управленческих функций по предоставлению социальных услуг;

- устраняющих ведомственную разобщенность, причем не только на уровне министерств и ведомств, но и между центральными и территориальными органами управления путем создания эффективного механизма координации и взаимодействия;

- ориентированных на внедрение современных форм управления благоприятствующих менеджменту социальной сферы базирующихся на инициативность и использование инновационных методов деятельности сферой, поощряющих инициативу и инновационные подходы в предоставление социальных услуг.

37. Реструктуризация системы государственного управления (менеджмент) социального обслуживания населения осуществляется в зависимости от оценки стоимости предоставления социальных услуг, что позволит отказаться от социально и экономически неэффективных учреждений.

38. Реструктуризация и создание единой автоматизированной системы и механизма "Единое окно" преследует целью выполнение следующих задач:

- персонального учета нуждающихся граждан для предоставления им социальных услуг на комплексной, адресной и дифференцированной основе; - упрощающей доступ граждан к социальной инфраструктуре;

- предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- мониторинга эффективности социального обслуживания как со стороны социальных служб и государственных органов, так и граждан и гражданского общества;

- обеспечивающей координацию и взаимодействие социальных служб независимо от ведомственной, территориальной или иной принадлежности.

39. Создание многопрофильных центров, предоставляющих комплексные услуги нуждающимся гражданам на основе модели "Единого окна", входит в число основных и приоритетных направлений развития системы социального обслуживания.

40. Заслуживает внимания опыт стран с относительно схожими с Таджикистаном условиями реформ, который подтверждает предпочтительность следующих приоритетов внедрения модели "Единого окна":

41. Условием максимальной эффективности использования модели является концентрация, всех возможных элементов социальной защиты, включая максимально возможное количество социальных услуг, назначаемых и/или предоставляемых в одном месте независимо от вида, назначения и ведомственного управления.

42. Улучшение качества и доступности социальных услуг, внедрение эффективной системы мониторинга и оценки их предоставления, оптимизация финансирования системы социального обслуживания диктуют необходимость совершенствования государственно-общественного партнерства.

43. Данное направление предусматривает решение двух взаимосвязанных задач:

а) поддержка гражданских инициатив, привитие и совершенствование у граждан и неправительственных организаций умений и навыков самоуправления, необходимых для осуществления социального обслуживания;

б) расширение доступа некоммерческих и неправительственных организаций к рынку социальных услуг, путём привлечения неправительственных организаций и разработке спецификаций и стандартов предоставления и контроль над качеством услуги.

44. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания зависит также от эффективного функционирования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Этот механизм должен стать одним из эффективных инструментов реализации социальной политики, позволяющей снизить нагрузки на бюджет, сократить государственные риски, связанные с финансированием.

45. Для создания благоприятных условий, взаимовыгодного государственно-общественного и государственно-частного партнерства усилия должны быть сосредоточены в следующих направлениях:

- дальнейшее совершенствование мер государственной поддержки инвестиционной активности, прежде всего в сфере социальных инноваций;

- повышение конкуренции (обеспечение реального и эффективного функционирования не только новых, но и в первую очередь уже имеющихся механизмов, ориентированных на создание равных и прозрачных конкурентных условий доступа на рынок социальных услуг и контроля над проведением торгов);

46. Обеспечение стабильности спроса на товары и услуги, поставляемые в рамках государственного социального заказа.

47. Развитие системы социального обслуживания требует разработку основных направлений в зависимости от особенностей социальной работы с отдельными группами лиц, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на обслуживание.

48. Условием успешного развития системы социального обслуживания является принятие следующих мер:

а) в сфере законодательства:

- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью приведения их в соответствие с существующими реалиями и международными обязательствами страны;

- принятие предусмотренных законодательством подзаконных актов и других нормативных правовых актов отрасли, комментарии отдельных статей действующих законодательств в целях обеспечения своевременного их исполнения, а также доступность населения к требованиям законов;

- рассмотрение международных нормативно правовых актов и соответствие законодательств Республики Таджикистан к их требованиям, постепенное присоединения Республики Таджикистан к Конвенции по правам инвалидов и другие международные правовые акты в сфере социальной зашиты;

- систематизация законодательства и издание сборников нормативных правовых актов в сфере социальной защиты;

б) в сфере планирования и бюджетирования:

- переход от традиционных схем, когда бюджет формируется на основе информации о состоянии учреждений (оборудование, численность персонала и т.д.), на модель управления, ориентированную на конечный результат, на основе комплексной системы мониторинга результативности и индикативного планирования расходов;

в) в сфере межведомственного и межсекторального взаимодействия:

- внедрение эффективной модели координационной работы, в том числе, разработка механизма внедрения модели "Единого Окна", четкого распределения сфер компетенции, устранения дублирования в работе, наделения полномочий координационного характера с достаточным дисциплинирующим воздействием;

- разработка и реализация межведомственных целевых программ.

8. Основные результаты

49. Основными результатами реализации Концепции являются:

- сокращение уровня бедности и социального неравенства за счет повышения эффективности и качества социального обслуживания;

- развитие системы предоставления социальных услуг профилактического характера, прежде всего ориентированных на эффективную социальную поддержку семьи и детей;

- повышение обоснованности и адресности предоставления услуг и, вследствие этого, - сокращение потерь бюджетных средств;

- ещё более широкое социальное обслуживание нуждающихся категорий граждан, прежде всего сельского населения и особенно женщин;

- развитие системы предоставления социальных услуг на уровне джамаатов;

- повышение уровня информированности общества о состоянии сферы предоставления социальных услуг;

- устранение дублирования в реализации функций государственного управления;

- повышение эффективности мониторинга и контроля в сфере социального обслуживания;

- создание единой информационной платформы и электронной базы данных, предоставляющей возможность доступа к информации, мониторинга и оценки качества предоставленных услуг, анализа ситуации и планирования;

- создание благоприятных условий для государственно-частного и государственно-общественного партнерства, развитие негосударственного сектора социального обслуживания;

- стабильное функционирование социальных служб за счет внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие системы социального заказа;

- развитие нестационарных форм социального обслуживания;

- укрепление материально-технической базы системы социального обслуживания;

- завершение создания многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации социальных работников, подкрепленной достаточным уровнем социального статуса последних;

- переход на интегрированное управление, основанное на комплексном подходе и концентрации материально-технических. кадровых и иных ресурсов, ориентированное, прежде всего, на повышение качества оказываемых гражданам социальных услуг и оптимизацию бюджетных расходов.

9. Этапы реализации Концепции

50. Концепция предполагает, как постоянную, рассчитанную на весь период, так и поэтапную реализацию мер и мероприятий в зависимости от специфики предусмотренных в ней приоритетов, задач и направлений развития системы социального обслуживания.

51. На постоянной основе совершенствуются законодательство и технологии предоставления социальных услуг, развивается инфраструктура, укрепляется потенциал социальных служб, принимаются другие меры по внедрению и соблюдению принципов социального обслуживания и его развития.

52. В три, каждый сроком на пять лет, этапа реализуются следующие мероприятия:

а) первый этап:

- разрабатывается и принимается План мероприятий по реализации Концепции, утверждаются планы первоочередных и перспективных мероприятий, создаются соответствующие ведомственные, межведомственные, вневедомственные и иные органы, в том числе координационного характера, создаются правовые предпосылки, реализуются экспериментальные проекты с целью поиска и внедрения оптимальных форм, и способов функционирования системы социального обслуживания. Данный этап, в частности, предполагает;

- разработку и начало внедрения спецификации услуг и минимальных государственных стандартов;

- формирование смета создание организационных , правовых и финансовых предпосылок для перехода на модель "Единого окна";

- создание и функционирование эффективной системы координации и взаимодействия заинтересованных органов и организаций, государственных и общественных структур, а также мониторинга, в первую очередь общественного, мероприятий, вытекающих из содержания Концепции и предусмотренных Планом мероприятий по ее реализации;

- создание системы аккредитации социальных служб;

- формирование организационно-правовой и методологической базы перехода на финансовую децентрализацию, предполагающую в качестве обязательного условия создание основ эффективной финансовой автономии на местном уровне, и на финансирование сферы социального обслуживания, рассчитанное на результат;

б) второй этап:

- переход социальных служб на предоставление услуг в соответствии с разработанными спецификациями и стандартами;

- внедрение финансового механизма организации социального обслуживания населения, а также планирования и формирования государственного социального заказа на предоставление услуг нуждающимся гражданам на основании спецификаций и стандартов услуг;

- завершение создания единой системы управления социальной защитой детей на базе отделов по правам ребенка и отделов социальных услуг на дому рассчитанную, в том числе, на повышение эффективности и качества социальных услуг;

- переход от заявительной системы оказания социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, к выявительной;

- завершение создания автоматизированной информационной системы социального обслуживания;

- расширение сети многоцелевых центров, предоставляющих адресные социальные услуги комплексного характера на основе модели "Единого окна";

в) заключительный этап:

- завершится реализация всех мероприятий, в том числе внедрение административных, финансовых и иных системообразующих технологий, создание предпосылок которых предполагалось на предыдущих этапах.

(В пункт 52 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2015 г. №448)

(см. предыдущую редакцию)

53. В зависимости от особенностей развития системы социального обслуживания не исключается возможность изменения перечня мероприятий на отдельных этапах реализации Концепции, в том числе изменение этапов достижения тех или иных показателей.

10. Механизм реализации Концепции

54. Реализация Концепции осуществляется централизованно на следующих уровнях управления:

а) стратегическое управление. Осуществляется Правительством Республики Таджикистан, которое:

- утверждает План мероприятий по реализации Концепции;

- при необходимости вносит изменения в План мероприятий по реализации Концепции;

- определяет уполномоченный государственный орган, осуществляющий координацию деятельности всех органов и организаций системы социального обслуживания по реализации Концепции;

- заслушивает отчеты министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления, ответственных за реализацию Концепции;

- принимает другие меры, необходимые для реализации Концепции;

б) управление координацией и взаимодействием осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере социального обслуживания, который:

- обеспечивает текущее управление реализацией Концепции, а также контроль за исполнением соответствующей Государственной программы;

- обеспечивает координацию деятельности министерств и ведомств, других органов и организаций системы социального обслуживания в соответствии с Регламентом, утвержденным в этих целях Правительством Республики Таджикистан;

- формирует единую информационную систему (национальный электронный реестр) и осуществляет ее администрирование;

- периодически отчитывается перед Правительством Республики Таджикистан о проделанной работе по реализации Концепции и касающейся её Государственной программы;

- выполняет в пределах своих полномочий иные задачи и функции, обеспечивающие реализацию Концепции, в том числе мероприятий принятой с этой целью Государственной программы;

в) первичный уровень управления осуществляется министерствами и ведомствами, а также местными органами государственной власти, которые в пределах своих полномочий обеспечивают разработку и реализацию мероприятий, необходимость которых продиктована Концепцией и которые предусмотрены Государственной программой.

(В пункт 54 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.07.2015 г. №448)

(см. предыдущую редакцию)

55. Решение вытекающих из Концепции задач предусматривает разработку и принятие также других программ и планов мероприятий, а также вовлечение административных ресурсов соответствующих республиканских и местных органов государственной власти, и управления.

11. Заключительные положения

56. Финансирование реализации Концепции осуществляется за счет средств государственного бюджета, ежегодно предусматриваемых на социальные нужды, а также за счет внебюджетных источников и средств внешней помощи.

57. Ответственность за реализацию Концепции возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере социального обслуживания, местные исполнительные органы государственной власти а также на другие органы и государственные и неправительственные организации системы социального обслуживания.

 

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 октября 2013 года №446
"О Концепции развития системы социального обслуживания в Республике Таджикистан"

О документе

Номер документа:446
Дата принятия: 04/10/2013
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 593 от 08/10/2013
Начало действия документа:04/10/2013
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Редакции документа

Текущая редакция принята: 02/07/2015  документом  Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Правительства Республики Таджикистан № 448 от 02/07/2015
Вступила в силу с: 02/07/2015


Первоначальная редакция от 04/10/2013