Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 30 сентября 2013 года №11

О практике применения административными судами положений Закона Украины от 13 января 2011 года №2939-VI "О доступе к публичной информации"

Заслушав доклад секретаря Пленума Высшего административного суда Украины Смоковича М.И. о практике применения административными судами положений Закона Украины от 13 января 2011 года №2939-VI "О доступе к публичной информации", Пленум Высшего административного суда Украины

постановляет:

1. Доклад секретаря Пленума Высшего административного суда Украины Смоковича М.И. принять к сведению.

2. Справку об изучении и обобщении практики применения административными судами положений Закона Украины "О доступе к публичной информации" довести до сведения судей апелляционных и окружных административных судов.

Председатель

И.Х.Темкижев

Секретарь Пленума

М.И.Смокович

Приложение

Справка об изучении и обобщении практики применения административными судами положений Закона Украины "О доступе к публичной информации"

Во исполнение плана работы Высшего административного суда Украины осуществлено изучение и обобщение практики применения административными судами положений Закона Украины от 13 января 2011 года №2939-VІ "О доступе к публичной информации"  (далее  - Закон).

Осуществление данного обобщения обусловлено изменениями, которые произошли в правовом регулировании информационных отношений в связи с вступлением в действие законов Украины "О защите персональных данных"  (1 января 2011 года), "О доступе к публичной информации" и "Об информации" в новой редакции (10 мая 2011 года).

Изменения в информационном законодательстве привели к возникновению новой категории административных споров. Это споры между запрашивающими публичную информацию и ее распорядителями относительно обжалования решений, действий или бездействия, решение которых в соответствии со статьей 23 Закона Украины "О доступе к публичной информации" осуществляется в порядке административного судопроизводства.

Официальная статистическая отчетность административных судов не дает возможности отследить количественные показатели рассмотрения административных дел, связанных с применением Закона Украины "О доступе к публичной информации". В связи с этим осуществлено выборочное статистическое наблюдение рассмотрения этой категории дел. Так, по информации, предоставленной Винницким апелляционным административным судом, с 10 мая 2011 года по 1 июня 2012 года этим судом пересмотрено 15 постановлений по делам, связанным с применением Закона Украины "О доступе к публичной информации", из которых 10 - оставлены без изменений, 4 - отменены, 1 - изменено. Житомирским апелляционным административным судом пересмотрено 8 дел, из которых в 3 делах судебные решения отменены. Днепропетровским апелляционным административным судом пересмотрено 3 судебных решения, из которых 1 - отменено. Донецким апелляционным административным судом пересмотрено 27 дел, в которых в 7 делах судебные решения отменены. Севастопольским апелляционным административным судом пересмотрены 24 постановления, из которых 7 - отменены.

Статистические показатели дают основания сделать вывод, что исследуемая категория дел является немногочисленной. Однако отмена в апелляционном порядке каждого третьего судебного решения свидетельствует о том, что отдельные нормы применения процессуального и материального закона нуждаются в более подробном анализе и разъяснении.

Некоторые вопросы применения норм процессуального права во время рассмотрения дел, связанных с применением Закона Украины "О доступе к публичной информации"

1. Проблемы определения юрисдикции административных судов относительно указанной категории дел

По предписаниям части второй статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Украины  (далее - КАС Украины) юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения.

Применение принципа толкования от предыдущего правового явления к следующему и наоборот дает нам возможность получить правовое предписание о том, что юрисдикция суда относительно решения спора может быть определена  законом.

Частью третьей статьи 23 Закона Украины "О доступе к публичной информации" установлено, что обжалование решений, действий или бездействия распорядителей информации в суд осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины.

Анализ и синтез указанных норм позволяет сделать императивный правовой вывод о том, что на любые споры об обжаловании решений, действий или бездействия распорядителей публичной информации, которые возникающих в правоотношениях, урегулированных Законом Украины "О доступе к публичной информации", распространяется юрисдикция административных судов.

В то же время, как показал анализ судебной практики, в правоприменительной деятельности судов возникали осложнения при определении юрисдикции административных судов относительно распространения их компетенции на споры об обжаловании решений, действий или бездействия распорядителей публичной информации.

По исследованным выводам, которые делали суды во время рассмотрения указанных споров, такие проблемы вызваны несогласованностью отдельных положений Закона Украины "О доступе к публичной информации" и Кодекса административного судопроизводства Украины относительно распространения юрисдикции административных судов на споры, в которых среди их сторон отсутствует субъект властных полномочий.

Так, Законом Украины "О доступе к публичной информации" предоставлено иное, чем в Кодексе административного судопроизводства Украины, определение субъекта властных полномочий.

На наш взгляд, указанная проблема является ошибочной с учетом слудющего.

Согласно пункту 1 части первой статьи 13 Закона субъектом властных полномочий являются органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, другие субъекты, осуществляющие властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых являются обязательными для выполнения.

Пунктом 7 части первой статьи 3 КАС Украины предусмотрено, что субъект властных полномочий - это орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное либо служебное лицо, другой субъект при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 30 сентября 2013 года №11
"О практике применения административными судами положений Закона Украины от 13 января 2011 года №2939-VI "О доступе к публичной информации"

О документе

Номер документа:11
Дата принятия: 30/09/2013
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений