Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 21 декабря 2010 года №2818-VI

Об Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года

Верховная Рада Украины постановляет:

1. Утвердить Основные принципы (стратегию) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года (прилагается).

2. Кабинету Министров Украины разработать и утвердить до 31 марта 2011 года Национальный план действий по охране окружающей природной среды.

3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

 

Президент Украины В.Янукович

Утверждены Законом Украины от 21 декабря 2010 года №2818-VI

Основные принципы (стратегия) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года

Раздел 1. Общие положения

Антропогенная и техногенная нагрузка на окружающую природную среду в Украине в несколько раз превышает соответствующие показатели в развитых странах мира.

Продолжительность жизни в Украине составляет в среднем около 66 лет (в Швеции - 80, в Польше - 74). В значительной мере это обусловлено загрязнением окружающей природной среды в результате осуществления производственной деятельности предприятиями горнодобывающей, металлургической, химической промышленности и топливно-энергетического комплекса.

Первопричинами экологических проблем Украины являются:

унаследованная структура экономики с преобладающей долей ресурсои энергоемких отраслей, негативное влияние которой было усилено переходом к рыночным условиям;

изношенность основных фондов промышленной и транспортной инфраструктуры;

существующая система государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды, регулирования использования природных ресурсов, отсутствие четкого разграничения природоохранных и хозяйственных функций;

недостаточная сформированность институтов гражданского общества;

недостаточное понимание в обществе приоритетов сохранения окружающей природной среды и преимуществ стабильного развития;

несоблюдение природоохранного законодательства.

 

Атмосферный воздух

По данным государственной статистической отчетности 2009 года основными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия перерабатывающей и добывающей промышленности и предприятия электро- и теплоэнергетики (соответственно 31 и 21 и 40 процентов общего объема выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения). Выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками составляют 39 процентов общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ автомобильным транспортом составляют 91 процент загрязняющих веществ, которые выбрасываются передвижными источниками.

К загрязняющим веществам, которые преимущественно выбрасываются в атмосферный воздух, относятся оксид азота, оксид углерода, диоксид и другие соединения серы, пыль.

Увеличивается количество случаев превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками. Основными причинами, обусловливающими неудовлетворительное состояние качества атмосферного воздуха в населенных пунктах, является несоблюдение предприятиями режима эксплуатации пылегазоочисного оборудования, неосуществление мероприятий по снижению объема выбросов загрязняющих веществ до установленных нормативов, низкие темпы внедрения новейших технологий и значительное увеличение количества транспортных средств, в частности тех, которые исчерпали срок пригодности.

На протяжении последних лет в промышленно развитых городах в атмосферном воздухе постоянно регистрировалось наличие до 16 полициклических ароматических углеводородов, из которых 8 являются канцерогенами групп нитрозаминов (нитрозодиметилам и нитрозодиэтиламин) и тяжелых металлов (хром, никель, кадмий, свинец, бериллий). При этом в объемах загрязнения химическими канцерогенами наибольший удельный вес имеют соединения класса полициклических ароматических углеводородов.

В целом канцерогенный риск в 2009 году достиг 6,4-13,7 случая онкологических заболеваний на 1 тысячу человек, что значительно превышает международные показатели риска.

 

Охрана вод

Водопользование в Украине осуществляется преимущественно нерационально, непродуктивные расходы воды увеличиваются, объем пригодных к использованию водных ресурсов в результате загрязнения и истощения уменьшается. Практически все поверхностные водные источники и грунтовые воды загрязнены. Основные вещества, приводящие к загрязнению - соединения азота и фосфора, органические вещества, которые поддаются легкому окислению, ядохимикаты, нефтепродукты, тяжелые металлы, фенолы. Интенсивная эвтрофикация внутренних водоемов приводит к ухудшению состояния Черного и Азовского морей.

По уровню рационального использования водных ресурсов и качества воды Украина, по данным ЮНЕСКО, среди 122 стран мира занимает 95 место.

Система государственного управления в области охраны вод нуждается в безотлагательном реформировании в направлении перехода к интегрированному управлению водными ресурсами. Функции управления в области охраны, использования и воссоздания вод распределены между разными центральными органами исполнительной власти, что приводит к их дублированию, неоднозначному толкованию положений природоохранного законодательства и неэффективному использованию бюджетных средств.

Питьевое водоснабжение Украины почти на 80 процентов обеспечивается использованием поверхностных вод. Экологическое состояние поверхностных водных объектов и качество воды в них является основными факторами санитарного и эпидемического благополучия населения. В то же время большинство водных объектов по степени загрязнения отнесено к загрязненным и очень загрязненным.

Подземные воды Украины во многих регионах (Автономная Республика Крым, Донбасс, Приднепровье) по своему качеству не отвечают нормативным требованиям к источникам водоснабжения, что связано прежде всего с антропогенным загрязнением. Особую обеспокоенность вызывает состояние водоснабжения сельского населения, поскольку централизованным водоснабжением обеспеченно лишь 25 процентов сельских населенных пунктов Украины.

Загрязнение воды нитратами приводит к возникновению разнообразных заболеваний, снижению общей резистентности организма, и, как следствие, к повышению уровня общей заболеваемости, в частности инфекционными и онкологическими заболеваниями. Несоответствие качества питьевой воды нормативным требованиям является одной из причин распространения многих инфекционных и неинфекционных болезней.

 

Охрана земель и почв

Состояние земельных ресурсов Украины близко к критическому. За период проведения земельной реформы значительное количество проблем в сфере земельных отношений не только не разрешена, но и обострилась.

Среди земель Украины наибольшую территорию занимают земли сельскохозяйственного назначения (71 процент), 78 процентов из которых являются пашней.

На всей территории распространены процессы деградации земель, среди которых наиболее масштабной является эрозия (около 57,5 процента территории), загрязнение (около 20 процентов территории), подтопление (около 12 процентов территории). Уменьшается содержание питательных веществ в почвах, а ежегодные потери гумуса составляют 0,65 тонны на 1 гектар.

Проблемы в сфере охраны земель в значительной мере обусловлены незавершенностью процесса инвентаризации и автоматизации системы ведения государственного земельного кадастра, несовершенством землеустроительной документации и недостаточностью нормативно-правового обеспечения, проведения образовательной и просветительской работы, низкой институционной возможностью соответствующих органов исполнительной власти.

 

Охрана лесов

По площади лесов и запасам древесины Украина является государством с дефицитом лесных ресурсов.

Леса занимают более чем 15,7 процента территории Украины (9,58 миллионов гектаров) и расположены в основном на севере (Полесье) и западе (Карпаты). Оптимальным за европейскими рекомендациями является указатель лесистости 20 процентов, для достижения которого необходимо создать более 2 миллионов гектаров новых лесов. Общая площадь покрытых лесной растительностью земель увеличилась с 1961 года с 7,1 до 9,5 миллионов гектаров (на 33,8 процента).

Если указанные темпы залеснения будут сохранены, то лишь через 20 лет в Украине будет достигнут оптимальный уровень лесистости.

Леса Госкомлесхоза, отнесенные к природно-заповедному фонду, занимают около 1,2 миллионов гектаров, или 35 процентов, пртродно-заповедного фонда Украины. Доля заказных лесов, находящихся в подчинении Госкомлесхоза, составляет 15,4 процента.

Полномочия по охране и воссозданию лесов возложены на центральные и местные органы исполнительной власти, что приводит к их дублированию и неэффективному использованию бюджетных средств. Система управления в области охраны и воссоздания лесов не полностью обеспечивает многоцелевое, непрерывное и неизнурительное использование ресурсов и лесных экосистем. Необходимо осуществить реформирование указанной системы с обеспечением разграничения природоохранных и хозяйственных функций.

 

Недра

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Украины от 21 декабря 2010 года №2818-VI
"Об Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года"

О документе

Номер документа:2818-VI
Дата принятия: 21/12/2010
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14/01/2011
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Голос України вiд 14.01.2011 - № 6
Офіційний вісник України вiд 24.01.2011 - 2011 р., № 3, стор. 13, стаття 158, код акту 54464/2011
Урядовий кур'єр вiд 09.02.2011 - № 24