Дата обновления БД:
12.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
410 / 975
Всего документов в БД:
138624
КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 15 ноября 1999 года №321-З
(В редакции Законов Республики Беларусь от 22.12.2005 г. №76-З, 29.06.2006 г. №134-З, 29.06.2006 г. №137-З, 20.07.2006 г. №162-З, 26.12.2007 г. №300-3, 26.12.2007 г. №301-3, 15.07.2008 г. №397-З, 04.01.2010 г. №109-З, 22.12.2011 г. №326-З, 10.01.2015 г. №242-З, 24.05.2021 г. №111-З, 17.07.2023 г. №292-З)
Принят Палатой представителей 13 октября 1999 года
Одобрен Советом Республики 28 октября 1999 года
Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь определяет правовые, экономические и организационные основы торгового мореплавания в целях обеспечения потребностей экономики и населения в морских перевозках и связанных с ними работах и услугах.
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с перевозкой судами грузов, пассажиров и багажа, использованием судов для буксировки, осуществлением спасательных операций, а также иные отношения в области торгового мореплавания.
Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим внутренним водным путям, если законодательством не предусмотрено иное;
суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа с заходом в морской порт, во время осуществления спасательных операций и при столкновении с морским судном.
Действие настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных в нем или в международных договорах Республики Беларусь случаев, не распространяется на суда, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемые Республикой Беларусь и используемые ею на момент возникновения требований исключительно для государственных некоммерческих целей, а также на некоммерческие грузы, находящиеся в собственности Республики Беларусь.
Если настоящим Кодексом предусмотрено, что его правила распространяются на суда и грузы, указанные в части третьей настоящей статьи, то такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.
Статья 2. Основные термины и их определения, используемые в настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе используются следующие основные термины и их определения:
багаж – вещи и иное имущество (включая автомобиль), принятые перевозчиком у пассажира для доставки в пункт назначения и следующие отдельно от пассажира;
груз – материальные ценности, принятые перевозчиком у отправителя или фрахтователя для доставки морским транспортом в пункт назначения;
демередж – вознаграждение, причитающееся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени;
диспач – вознаграждение, причитающееся за окончание погрузки или разгрузки груза до истечения сталийного времени;
каютный багаж – вещи и иное имущество, которые находятся в каюте пассажира или иным образом находятся под его охраной или контролем;
классификационное общество – организация, присваивающая класс судам по соответствующим классификационным требованиям и осуществляющая техническое наблюдение за судами в процессе их строительства и эксплуатации;
коносамент – товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза;
контрсталийное время – дополнительное по окончании сталийного времени время ожидания;
мореходность судна – способность судна безопасно плавать в любую погоду в установленных районах с минимальными потерями скорости, без риска для жизни и здоровья экипажа судна и пассажиров и для сохранности груза;
морская перевозка – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций по перемещению пассажиров, грузов и багажа морским транспортом;
морской транспорт – совокупность коммуникаций и судов, обеспечивающих деятельность по морской перевозке пассажиров, грузов и багажа;
морской транспорт общего пользования – морской транспорт, осуществляющий транспортные работы и услуги, основанные на обязанности их выполнения по обращению любого гражданина или юридического лица;
отправитель – лицо, которое от своего имени либо на основании договора морской перевозки груза вверяет перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи уполномоченному на получение груза лицу (получателю);
пассажир – физическое лицо, имеющее проездной документ (билет), удостоверяющий заключение договора морской перевозки пассажиров;
перевозчик – лицо, самостоятельно либо иным образом осуществляющее морскую перевозку пассажиров, грузов и багажа в соответствии с договором морской перевозки;
порт – комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту;
портовые власти – соответствующие администрации портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них полномочия;
собственник судна – субъект права собственности или лицо, осуществляющее в отношении судна права, к которым применяются правила о праве собственности;
спасатель – лицо, осуществляющее спасательную операцию;
спасательная операция – действие или деятельность, предпринимаемые по спасанию судна, находящегося на нем груза и иного имущества, а также по сохранению фрахта и платы за перевозку пассажиров и багажа или иного имущества, окружающей среды, находящихся в опасности в любых судоходных или других водах;
сталийное время – период времени, в течение которого перевозчик предоставляет и держит судно под погрузкой или разгрузкой без дополнительных к фрахту платежей;
судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях торгового мореплавания;
судовладелец – лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является оно собственником судна либо лицом, использующим его на ином законном основании;
техническое наблюдение – проверки судов, осуществляемые классификационным обществом в соответствии с изданными этим обществом правилами классификации судов, правилами постройки судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения и освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
торговое мореплавание – деятельность, связанная с использованием судов в целях перевозки грузов, пассажиров и багажа, рыбного и иных морских промыслов, разведки и разработки минеральных ресурсов, буксировки, спасательных операций, подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, а также для иных хозяйственных, научных и культурных целей;
фактический перевозчик – лицо, которому перевозчиком поручено осуществление морской перевозки или ее части, либо иное лицо, которому поручено осуществление морской перевозки или ее части;
экипаж судна – лица, внесенные в список членов экипажа судна (судовую роль), которым в установленном порядке поручено исполнение обязанностей по управлению судном и его обслуживанию, а также по обеспечению безопасности плавания, предотвращению причинения вреда судну и находящимся на нем людям, багажу и грузу.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Субъекты торгового мореплавания
Субъектами торгового мореплавания являются Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, другие государства, юридические и (или) физические лица, включая иностранные, а также лица без гражданства, осуществляющие торговое мореплавание.
Статья 4. Законодательство в области торгового мореплавания
Законодательство в области торгового мореплавания основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства.
Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства.
К иным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, применяются соответствующие нормы законодательства.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Международные договоры Республики Беларусь
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.
Статья 6. Государственное регулирование в области торгового мореплавания
Под государственным регулированием в области торгового мореплавания понимается деятельность государственных органов по созданию экономических, организационных и правовых условий для осуществления и развития торгового мореплавания, включающая:
1) определение и реализацию государственной политики в области торгового мореплавания;
2) заключение международных договоров Республики Беларусь в области торгового мореплавания;
3) разработку программ развития и функционирования морского торгового флота Республики Беларусь;
4) издание нормативных правовых актов в области торгового мореплавания.
Статья 7. Государственный контроль в области торгового мореплавания
Государственный контроль в области торгового мореплавания в Республике Беларусь возлагается на республиканский орган государственного управления в области морского транспорта, осуществляющий:
1) контроль за соблюдением законодательства в области торгового мореплавания;
2) обеспечение безопасности торгового мореплавания, охраны жизни и здоровья людей на море, защиты и сохранения морской среды;
3) государственную регистрацию судов, строящихся судов и прав на них;
4) организацию дипломирования специалистов торгового мореплавания;
5) исключен
6) исключен в соответствии с Законом РБ от 22.12.2011 г. №326-З
(см. предыдущую редакцию)
7) иные функции, предусмотренные законодательством.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Техническое наблюдение и классификация судов
Техническое наблюдение и классификация судов осуществляются классификационным обществом по выбору судовладельца.
В Республике Беларусь классификационные общества осуществляют деятельность в соответствии с требованиями законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области торгового мореплавания.
Классификационные общества издают правила классификации судов, правила постройки судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения и освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов.
Классификационное общество имеет право при невыполнении его правил, требований законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области торгового мореплавания не выдавать и изымать ранее выданные им судовые документы.
Классификационное общество осуществляет техническое наблюдение и классификацию:
1) пассажирских и наливных судов, судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, а также для буксировки, независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;
2) самоходных судов, не указанных в пункте 1 настоящей части, мощностью главных двигателей 55 кВт и более;
3) судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более.
Техническое наблюдение и классификация судов, не указанных в части пятой настоящей статьи, осуществляются организацией, определяемой Правительством Республики Беларусь.
(Статья изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Тарифы
Тарифы на морскую перевозку грузов, пассажиров и багажа морским транспортом общего пользования, а также правила применения этих тарифов устанавливаются в порядке, определяемом законодательными актами.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Расчетная единица
Расчетной единицей, применяемой настоящим Кодексом, является единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом. В случае необходимости суммы, указанные в настоящем Кодексе в расчетных единицах, переводятся в белорусские рубли по курсу Национального банка на дату вынесения судебного решения либо на дату, установленную соглашением сторон.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел II. Судно
Глава 2. Собственность на судно
Статья 11. Формы собственности на судно
Суда могут находиться в государственной собственности (собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц), в частной собственности юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
Суда с ядерной энергетической установкой могут находиться только в собственности Республики Беларусь.
Статья 12. Момент возникновения права собственности на судно и строящееся судно
Право собственности на судно или на долю в ней возникает с момента регистрации судна в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь или судовой книге.
Право собственности на строящееся судно или на долю в ней возникает с момента регистрации такого права в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь или судовой книге.
Статья 13. Права собственника судна
Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего судна любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, отдавать судно в ипотеку и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.
Отчуждение судна, находящегося в государственной собственности, в собственность иностранному государству, иностранному юридическому и (или) физическому лицу допускается в порядке, установленном законодательством.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. Право собственности и иные вещные права на строящееся судно
Право собственности и иные вещные права на строящееся судно или на долю в ней определяются по праву места заключения договора на строительство судна, если иное не установлено соглашением сторон.
Статья 15. Передача судна в доверительное управление
Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.
Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.
Передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь или судовой книге.
Доверительным управляющим могут быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Договор доверительного управления судном должен быть заключен в письменной форме.
В договоре доверительного управления судном должны быть указаны:
1) предмет договора, в том числе характеристика судна, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость;
2) пределы использования судна доверительным управляющим;
3) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление судном (вверителя или выгодоприобретателя);
4) размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
5) срок действия договора.
Глава 3. Национальность и флаг судна
Статья 16. Право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь
Право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь предоставляется судам:
1) находящимся в государственной собственности;
2) находящимся в собственности юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
3) эксплуатируемым юридическими и (или) физическими лицами Республики Беларусь на основании договора аренды судна без экипажа (бербоут-чартера) или договора лизинга.
Право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь судам, указанным в пункте 3 части первой настоящей статьи, предоставляется на срок действия договора аренды судна без экипажа (бербоут-чартера) или договора лизинга.
Статья 17. Возникновение права плавания под Государственным флагом Республики Беларусь
Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь с момента регистрации судна в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь или судовой книге.
Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Республики Беларусь с момента выдачи консулом Республики Беларусь (дипломатическим представителем) временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный реестр морских судов Республики Беларусь или судовую книгу, но на срок, не превышающий одного года.
Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь
от 15 ноября 1999 года №321-З
О документе
Номер документа: | 321-З |
Дата принятия: | 15.11.1999 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.01.2000 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь от 1999 года, №33, ст. 513;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 8 декабря 1999 года, №90, 2/96.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 326 настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2000 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 17.07.2023 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 292-З от 17.07.2023
Вступила в силу с: 23.10.2023
Редакция от 24.05.2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам технического регулирования и энергосбережения № 111-З от 24/05/2021
Вступила в силу с: 26.11.2021
Редакция от 10.01.2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения... № 242-З от 10/01/2015
Вступила в силу с: 23.07.2015
Редакция от 22.12.2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь № 326-З от 22/12/2011
Вступила в силу с: 05.04.2012
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.05.2021 №111-З)
(см. предыдущую редакцию)