Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

от 14 апреля 2005 года №10

О Рекомендациях по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений Генерального соглашения о предоставлении услуг ВТО, документов Базельского комитета банковского надзора, Организации экономического сотрудничества и развития и Международного валютного фонда)

Бюро Межпарламентской Ассамблеи постановляет:

1. Одобрить Рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности, подготовленные на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений Генерального соглашения о предоставлении услуг ВТО, документов Базельского комитета банковского надзора, Организации экономического сотрудничества и развития, а также Международного валютного фонда (приложения 1, 2).

2. Направить указанные документы в парламенты, Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС для использования в работе по гармонизации национальных законодательств и совершенствования правовой системы Сообщества.

 

Председатель

Межпарламентской Ассамблеи Н.Абыкаев

Приложение 1

к постановлению Бюро МПА ЕврАзЭС от 14 апреля 2005 года №10

Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений Генерального соглашения о предоставлении услуг ВТО, документов Базельского комитета банковского надзора, Организации экономического сотрудничества и развития и Международного валютного фонда)

Целью настоящих рекомендаций является подготовка предложений по совершенствованию и унификации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности в государствах Сообщества.

Проведенный сравнительно-правовой анализ позволяет сказать, что принятые в государствах Сообщества нормативные акты в сфере регулирования банковской деятельности являются в целом достаточными. Тем не менее некоторые области регулирования с точки зрения интеграционных процессов нуждаются в совершенствовании и гармонизации. В частности, это относится к правилам, касающимся лицензирования, процедур прекращения банковской деятельности, достаточности капитала, корпоративного управления, системы пруденциальных нормативов и надзорных мер.

Система экономических нормативов. Как показал анализ, на законодательном уровне существуют значительные различия в определении содержания экономических нормативов, устанавливаемых центральными (национальными) банками для банков и других финансовых учреждений.

Лицензирование. Необходимо на законодательном уровне принять меры по упорядочению требований в отношении лицензирования. Кроме того, правила лицензирования должны быть дополнены более жесткими требованиями органа надзора, призванными обеспечить создание в банках мощных и эффективных внутренних систем управления рисками для осуществления мониторинга и утверждения новых направлений деятельности и новых продуктов.

Следует также проанализировать основные направления деятельности каждого банка, с тем чтобы выяснить, нужна ли ему лицензия на осуществление деятельности по привлечению средств населения во вклады.

Возможным вариантом решения этой проблемы может стать законодательно закрепленное право использовать слово "банк" в своем наименовании только тем организациям, которым разрешено принимать средства населения во вклады.

Требования по профессиональной пригодности и деловой репутации в отношении собственников и лиц, осуществляющих реальный контроль. Требования "профессиональной пригодности и деловой репутации" в отношении менеджмента банков, акционеров и лиц, осуществляющих контроль, являются одним из самых важных способов обеспечения стабильности и жизнеспособности как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Стандарты "профессиональной пригодности и деловой репутации" обусловлены не общим стремлением к респектабельности банковского сектора. Они призваны не допустить повторяющихся банковских крахов, вызванных правонарушениями тех лиц, которые уже доказали свое нежелание или неспособность руководить банковским предприятием надлежащим образом.

В России нормы, касающиеся требований и проверки на предмет "профессиональной пригодности и деловой репутации", содержатся в целом ряде законов и инструкций. Ограниченные требования, предъявляемые к менеджменту, включают наличие юридического и (или) экономического образования и (или) опыта работы в качестве управляющего банком, а также "деловой репутации"; отказ в утверждении в должности может быть обусловлен совершением определенных правонарушений, неудовлетворительными результатами работы или тем, что представленная информация не соответствует действительности.

Меры контроля при сделках по слиянию и поглощению. Необходимо внести поправки в законодательство, регулирующее деятельность центральных (национальных) банков, и в законодательство о банках и банковской деятельности, чтобы понятие "контроль" было определено более широко и допускало возможность вынесения экспертной оценки. В частности, под такое понятие должны подпадать те лица или группы лиц, которые по отдельности или вместе могут оказывать влияние на принятие банком решений или могут контролировать банк, обладая менее чем 20-процентным пакетом его акций.

Достаточность капитала. Информацию о наличии реального капитала, т.е. средств, которые могут быть беспрепятственно и сразу же использованы для покрытия убытков и смягчения их последствий, трудно получить из-за слишком широкого надзорного определения капитала, из-за широко распространенных схем раздувания капитала, из-за несовершенных правил оценки, а также процедур, препятствующих использованию заемных средств в качестве капитала. Кроме того, в соответствии с действующим в государствах - членах ЕврАзЭС законодательством несостоятельность банка оценивается с точки зрения его ликвидности, а не с точки зрения достаточности капитала.

Если критерием состоятельности сделать достаточность капитала, то это позволит более активно выявлять возможные риски и принимать безотлагательные меры по исправлению ситуации.

Необходимо постоянно оценивать, какой уровень капитала является достаточным для ведения деятельности в таких финансовых условиях, которые существуют в государствах - членах ЕврАзЭС. Рекомендуемый 8-процентный уровень, предлагаемый международными стандартами, предназначен для банков, действующих в устойчивой экономической среде и отличающихся относительно устойчивым положением. Таким образом, в условиях меньшей стабильности в государствах ЕврАзЭС следует установить более высокий уровень капитала в абсолютном выражении, что могло бы смягчить последствия любых системных кризисов. Органам власти следует стремиться к установлению более высокого уровня требуемого капитала исходя из опыта развития банковского сектора и относительной нестабильности существующих условий.

Подозрительная и преступная деятельность. В настоящее время отсутствуют правовая основа и механизм, позволяющие надлежащим образом определить, что составляет "ненадлежащее использование средств", "личную выгоду" и иные незаконные действия в финансовом секторе.

Необходимо в контексте банковского законодательства выработать комплексное определение понятия "несоответствующая деятельность", которое позволит принимать безотлагательные и действенные правоприменительные меры. Например, под такое определение могло бы подпадать предоставление недостоверной и неполной отчетности органу надзора, отсутствие тщательно разработанных процедур в соответствии с принципом "знай своего клиента" (реальное имя), недостоверные данные о финансовом положении.

Консолидированный надзор и соответствующие полномочия. Правовая база должна быть расширена таким образом, чтобы это позволяло органу надзора осуществлять контроль за консолидированными группами банков.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 14 апреля 2005 года №10
"О Рекомендациях по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений Генерального соглашения о предоставлении услуг ВТО, документов Базельского комитета банковского надзора, Организации экономического сотрудничества и развития и Международного валютного фонда)"

О документе

Номер документа:10
Дата принятия: 14/04/2005
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Евразийиское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Опубликование документа

Нет данных