Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 августа 2025 года №1307

Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

 технический регламент о безопасности объектов морского транспорта;

Абзац второй пункта 1 вступает в силу с 28 февраля 2026 года и действует до 28 февраля 2032 года.

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу абзаца второго пункта 1 настоящего постановления утвердить перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утвержденного настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №34, ст. 4475);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2011 г. №930-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №23, ст. 3342);

пункт 120 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. №882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №37, ст. 5002);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. №1288 "О внесении изменений в технический регламент о безопасности объектов морского транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, №41, ст. 5719).

Пункт 3 вступает в силу с 28 февраля 2026 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

абзаца второго пункта 1 и пункта 3 настоящего постановления, вступающих в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления;

пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

5. Технический регламент, утвержденный настоящим постановлением, действует 6 лет со дня вступления в силу абзаца второго пункта 1 настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации

М.Мишустин

Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2025 года №1307

Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта

I. Общие положения

1. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке объектов технического регулирования и правила ее нанесения, а также правила идентификации и оценки соответствия объектов технического регулирования.

2. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения объектов технического регулирования.

3. Выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить:

а) биологическую безопасность объектов технического регулирования;

б) взрывобезопасность и пожарную безопасность объектов технического регулирования;

в) механическую безопасность объектов технического регулирования;

г) термическую безопасность объектов технического регулирования;

д) электрическую безопасность объектов технического регулирования;

е) электромагнитную совместимость объектов технического регулирования в части обеспечения работы приборов и оборудования, которые относятся к объектам технического регулирования;

ж) радиационную безопасность населения;

з) экологическую безопасность объектов технического регулирования;

и) другие виды безопасности объектов технического регулирования в целях, указанных в пункте 2 настоящего технического регламента.

4. Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты технического регулирования, к которым относятся:

а) объекты морского транспорта по перечню согласно приложению №1;

б) объекты инфраструктуры морского транспорта по перечню согласно приложению №2;

в) процессы проектирования, производства, строительства или изготовления, монтажа, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации, связанные с объектами морского транспорта, указанными в подпункте "а" настоящего пункта;

г) процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации (утилизации), связанные с объектами инфраструктуры морского транспорта, указанными в подпункте "б" настоящего пункта.

5. Действие настоящего технического регламента не распространяется:

а) на военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, корабли, катера и суда войск национальной гвардии Российской Федерации и другие суда, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемые и используемые только для правительственной некоммерческой службы, суда и другие плавучие средства с ядерными энергетическими установками, суда атомно-технологического обслуживания, на связанные с указанными кораблями, катерами и судами объекты инфраструктуры морского транспорта и на процессы проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации таких кораблей, катеров и судов;

б) на стационарные или плавучие платформы (включая сооружения для размещения людей и морские подвижные буровые установки), осуществляющие разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

в) на спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда;

г) на оборудование, содержащее взрывопожароопасные компоненты как часть комплектации такого оборудования (взрывчатые вещества, пиротехнические вещества для приведения оборудования в действие и предметы, отнесенные к опасным грузам класса 1 в соответствии с Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (с поправками);

д) на суда, строительство которых завершено до вступления в силу настоящего технического регламента, или проектная документация которых согласована и (или) контракты на строительство которых или экспертизу проектной документации для которых заключены до вступления в силу настоящего технического регламента, или закладка киля которых произведена до вступления в силу настоящего технического регламента, а также на материалы и (или) изделия для судов, изготовленные до вступления в силу настоящего технического регламента, или документация на изготовление которых согласована, или контракт на экспертизу документации для которых заключен до вступления в силу настоящего технического регламента;

е) на объекты инфраструктуры морского транспорта, проектная документация на строительство или реконструкцию которых получила положительные заключения государственной экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и экспертизы промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" до вступления в силу настоящего технического регламента.

6. На объекты морского транспорта, указанные в подпункте "д" пункта 5 настоящего технического регламента и находящиеся в эксплуатации, требования настоящего технического регламента распространяются при ремонте, выводе из эксплуатации, утилизации указанных объектов морского транспорта, а также при обеспечении безопасности процессов эксплуатации указанных объектов морского транспорта, предусмотренных требованиями разделов II и III настоящего технического регламента.

На объекты инфраструктуры морского транспорта, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящего технического регламента и находящиеся в эксплуатации, требования настоящего технического регламента распространяются при реконструкции, ремонте, переоборудовании, выводе из эксплуатации, утилизации указанных объектов инфраструктуры морского транспорта, а также при обеспечении безопасности процессов эксплуатации указанных объектов инфраструктуры морского транспорта, предусмотренных требованиями пунктов 75, 76, 78 - 83, 88, 89 и 92 настоящего технического регламента.

7. Для целей настоящего технического регламента используются понятия, установленные Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение №9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), а также понятия, которые означают следующее:

"аккредитованное лицо" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и (или) на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";

"альтернативные проектные решения и средства" - конструкции, меры или устройства судов, отличающиеся от предусмотренных разделом II настоящего технического регламента и (или) международными конвенциями или кодексами требований, которые невозможно выполнить вследствие конструктивных особенностей судна, необходимости внедрения новых материалов и (или) изделий для судов, средств, технологий или методов, и применяемые проектировщиком, строителем судна или изготовителем материалов и (или) изделий для судов с выполнением инженерного анализа и оценки рисков, подтверждающих, что такие конструкции, меры или устройства судов являются не менее эффективными, чем конструкции, меры или устройства судов, отвечающие целям и требованиям к безопасности, предусмотренным настоящим техническим регламентом, и равноценными им;

"валовая вместимость" - валовая вместимость в значении, определенном Международной конвенцией по обмеру судов 1969 года (с поправками);

"взрывозащищенное исполнение" - изготовление электрического оборудования с применением мер, обеспечивающих его взрывобезопасность для работы во взрывоопасных средах;

"взрывоопасная зона" - закрытые и полузакрытые помещения и открытые пространства, в которых при нормальных условиях эксплуатации образуется или может образоваться взрывоопасная смесь;

"взрывоопасная смесь" - смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;

"вредное жидкое вещество" - вредное жидкое вещество в значении, определенном Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (с поправками);

"впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации":

в отношении судов - суда, указанные в разделе I перечня, предусмотренного приложением №1 к настоящему техническому регламенту, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации либо которые были выпущены в обращение на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего технического регламента и их назначение и (или) технические характеристики были впоследствии изменены при ремонте;

в отношении материалов и (или) изделий для судов - материалы и (или) изделия для судов, указанные в разделе II перечня, предусмотренного приложением №1 к настоящему техническому регламенту, которые ранее не выпускались в обращение на территории Российской Федерации либо были выпущены в обращение на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего технического регламента и свойства или характеристики которых были впоследствии изменены;

"высокоскоростное судно" - судно (за исключением судна, корпус которого поддерживается полностью вне воды в неводоизмещающем режиме за счет аэродинамических сил, обусловленных "эффектом экрана"), способное развивать максимальную скорость в метрах в секунду, равную или превышающую 3,7 0,1667, где - объемное водоизмещение, соответствующее расчетной ватерлинии, в куб. метрах;

"грузовая зона судна" - грузовые трюмы, грузовые танки, отстойные цистерны и грузовые насосные отделения судна, включая насосные отделения, коффердамы, помещения для балласта и пустые пространства, примыкающие к грузовым танкам, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над этими помещениями;

"диаметральная плоскость судна" - вертикальная продольная плоскость, представляющая собой плоскость симметрии судна;

"долговечность" - свойство объекта инфраструктуры морского транспорта, заключающееся в его способности сохранять прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при его проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока его службы;

"живучесть судна" - способность судна противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, плавность качки, управляемость) и обеспечивать безопасность находящихся на его борту людей, сохранность груза и судна;

"жизненный цикл" - период, в течение которого осуществляются проектирование, строительство (изготовление), эксплуатация (включая вывод из эксплуатации, ремонт) и утилизация объекта морского транспорта, объекта инфраструктуры морского транспорта. Для объекта инфраструктуры морского транспорта этот период включает также время, в течение которого осуществляется проведение инженерных изысканий для строительства;

"закладка киля" - установка на стапеле закладной секции при секционной постройке судна или закладного блока (острова) при блочной (островной) постройке судна или начало строительства и сборки, относящееся к данному судну, масса собранной части корпуса которого составляет не менее 50 тонн или не менее одного процента расчетной массы материала всех корпусных конструкций, в зависимости от того, какое из этих значений меньше. Для судов из армированного волокнами пластика закладкой киля является укладка в матрицу или на матрицу первого конструктивного армированного слоя из общей системы слоистого материала;

"запас плавучести судна" - непроницаемый объем надводной части судна, учитываемый в расчетах остойчивости и непотопляемости судна, необходимый для обеспечения живучести судна;

"изготовитель" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые изготавливают и распространяют материалы и (или) изделия для судов или по указанию которых осуществляется проектирование или изготовление материалов и (или) изделий для судов и которые реализуют указанную продукцию под своим именем или товарным знаком и несут ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;

"изделия для судов", "материалы для судов", "материалы и (или) изделия для судов" - продукты промышленного производства, применяемые как составная, съемная или принадлежащая корпусу судна или его оборудованию часть конструкции или оборудования судна;

"исправное состояние" - состояние объекта морского транспорта или объекта инфраструктуры морского транспорта, при котором количественные и качественные критерии оценки его технического состояния соответствуют всем требованиям его проектной документации;

"капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления ресурса объекта инфраструктуры морского транспорта с заменой или восстановлением любых его частей;

"классификационное общество" - организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

"классификация" - форма осуществляемой классификационным обществом оценки соответствия объектов морского транспорта требованиям настоящего технического регламента;

"компания" - компания в значении, определенном Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (с поправками);

"консервация судна" - комплекс мероприятий, осуществляемых компанией или эксплуатирующей организацией при длительном выводе судна из эксплуатации с целью обеспечения сохранности судовых технических средств и судна в целом;

"конструктивная противопожарная защита судна" - комплекс применяемых на судне конструктивных решений, направленных на предотвращение пожара, ограничение распространения опасных факторов пожара и обеспечение условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна;

"корпус судна" - коробчатая конструкция, состоящая из балок набора, обшивки, переборок, настилов палуб и платформ судна, обеспечивающая создание силы плавучести, прочность судна и возможность размещения людей, грузов и оборудования в соответствии с назначением судна;

"летучие органические соединения" - органические химические вещества, которые имеют давление насыщенных паров 0,01 килопаскаля или более при температуре 20 градусов Цельсия;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта I. Общие положения II. Требования к безопасности объектов морского транспорта III. Требования к ремонту и утилизации объектов морского транспорта IV. Требования к безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта V. Требования к безопасности процессов проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, ликвидации и ремонта объектов инфраструктуры морского транспорта VI. Идентификация объектов технического регулирования VII. Оценка соответствия Приложение №1 I. Суда и иные плавучие сооружения II. Материалы и (или) изделия для судов Приложение №2 I. Портовые гидротехнические сооружения II. Доки и судоподъемные сооружения III. Средства навигационного оборудования IV. Системы связи, навигации, управления движением судов, контроля судоходства и управления судоходством V. Подъездные пути, инженерно-технические сети и системы VI. Здания, сооружения, склады и оборудование VII. Вспомогательные здания и сооружения VIII. Специализированные здания и сооружения Приложение №3 Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2025 года №1307
"Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта"

О документе

Номер документа:1307
Дата принятия: 29.08.2025
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29.08.2025
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 августа 2025 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования - с 29 августа 2025 года, за исключением:

- абзаца второго пункта 1 и пункта 3 настоящего Постановления, вступающих в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления - с 28 февраля 2026 года;

- пункта 1 изменений, утвержденных настоящим Постановлением, который вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

В соответствии с пунктом 5 Технический регламент, утвержденный настоящим Постановлением, действует 6 лет со дня вступления в силу абзаца второго пункта 1 настоящего Постановления - до 28 февраля 2032 года.