Дата обновления БД:
30.10.2025
Добавлено/обновлено документов:
437 / 1240
Всего документов в БД:
332343
Неофициальный перевод
Утвержден Законом Республики Узбекистан от 30 июля 2025 года №ЗРУ-1076
ВОДНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
Настоящий Кодекс регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда.
Статья 2. Основные задачи настоящего Кодекса
Основными задачами настоящего Кодекса являются:
достижение и поддержание устойчивого обеспечения водой населения, отраслей экономики и экологических систем;
рациональное управление и использование вод с учетом изменения климата и водосбережение;
охрана вод от загрязнения, засорения и истощения;
предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод;
улучшение состояния водных объектов;
развитие экономических механизмов в области водных отношений, в том числе государственно-частного партнерства;
защита прав и законных интересов юридических и физических лиц в области водных отношений;
развитие межгосударственного сотрудничества по водным вопросам.
Статья 3. Водное законодательство
Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены водным законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные понятия
В настоящем Кодексе применяются следующие основные понятия:
гидротехнические сооружения — плотины водохранилищ, плотины на реках, саях, каналах и коллекторах, перегораживающие сооружения на руслах рек, водозаборные, водопропускные, водосбросные и берегозащитные сооружения, гидроэлектростанции, насосные станции;
подземные воды — воды подземных водных объектов;
поверхностные воды — воды поверхностных водных объектов;
питьевое водоснабжение — поставка питьевой воды потребителям через сети питьевого водоснабжения и (или) транспортом;
каналы — водохозяйственные объекты, которые предназначаются для снабжения водой от источника до границы водопользователей;
коллекторно-дренажные воды — просачиваемые грунтовые воды и сбросные воды;
коллекторно-дренажная сеть — водохозяйственный объект, предназначенный для сбора и отвода просачиваемых грунтовых вод и сбросных вод;
минеральные воды — воды, содержащие в составе растворенные соли, микроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты, оказывающие положительное лечебное воздействие;
сточные воды — воды, использованные на бытовые, производственные или другие нужды и загрязненные при этом дополнительными примесями, изменившими их первоначальный химический состав и физические свойства, а также воды, образованные в результате выпадения атмосферных осадков, стекающие с территории населенных пунктов и промышленных предприятий;
зона санитарной охраны — территории с режимом охраны, прилегающие к эксплуатируемым, проектируемым, строящимся и реконструируемым объектам, предназначенным для питьевых, бытовых и лечебно-оздоровительных целей, организуемые для обеспечения их санитарно-эпидемиологической надежности;
прибрежная полоса — территория со строгим режимом в пределах водоохранной зоны вдоль или вокруг естественных поверхностных водных объектов, а также используемых, проектируемых, строящихся и реконструируемых водохозяйственных объектов, организуемая для обеспечения надлежащей эксплуатации этих водохозяйственных объектов, их реконструкции, ремонта и восстановления, а также рационального управления и ведения учета водных ресурсов;
организация поставки воды — эксплуатационная организация водного хозяйства и (или) другое юридическое лицо, ответственное за эксплуатацию и техническое обслуживание водохозяйственных объектов, наделенное правом забора и доставки воды водопользователям на договорной основе;
вредное воздействие вод — размыв, разрушение, затопление, подтопление, заиление, заболачивание, засоление определенных объектов и другие события, происходящие в результате негативного воздействия вод;
водоохранная зона — природная территория, прилегающая к руслам или акваториям водных объектов, на которой в целях поддержания надлежащего санитарного состояния, предупреждения загрязнения и засорения вод, а также заиления продуктами эрозии почв водных объектов, создания и поддержания благоприятного водного режима устанавливается специальный режим пользования и ведения хозяйственной деятельности;
водный объект — естественные (ручьи, саи, реки и другие) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водные месторождения и водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селеводохранилища, пруды и другие) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;
квота водозабора — объем воды, выделяемый организациям поставки воды и водопользователям на несколько лет;
лимит водозабора — объем воды, выделяемый для вегетационного и осенне-зимнего периодов организациям поставки воды и водопользователям в зависимости от уровня водности водных объектов (в процентном исчислении от квоты водозабора);
охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
водное хозяйство — отрасль экономики, охватывающая изучение, учет, управление, использование, охрану водных ресурсов и водных объектов, а также борьбу с вредным воздействием вод;
водный режим — изменение качества, уровня, скорости течения, расхода и объема воды в единице времени;
водный сервитут — право ограниченного пользования водным объектом или его частью, включая водоохранные зоны;
оросительная сеть — водохозяйственный объект, поставляющий воду из каналов и других водных объектов на орошаемые площади водопользователей, а также на другие объекты, предоставленные водопользователям в целевое пользование;
водный фонд — совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах;
земли водного фонда — земли, занятые поверхностными водными объектами и водохозяйственными объектами, и полосы отвода по берегам водных объектов;
водопользователь — юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы для собственных нужд;
водопользование — использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами для удовлетворения собственных нужд;
водные ресурсы — подземные и поверхностные воды водных объектов, используемые или доступные к использованию;
водохозяйственный объект — гидротехнические сооружения, а также связанные с ними дороги, здания, линии электропередач и другая инфраструктура, предназначенная для осуществления водохозяйственной деятельности;
водохозяйственная услуга — услуга, оказываемая водопользователю в сфере водного хозяйства на договорной основе;
эксплуатационная организация водного хозяйства — организация Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан, наделенная функциями технического обслуживания и эксплуатации водохозяйственных объектов;
сбросные воды — аварийные сбросы воды в водные объекты или рельеф местности из каналов и оросительных сетей, а также сбросы воды из орошаемых земель в результате их нерационального использования;
трансграничные воды — любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах;
трансграничные водные объекты — водные объекты, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах;
трансграничное воздействие — любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которых расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией того или иного прибрежного государства, для окружающей среды района, находящегося под юрисдикцией другого прибрежного государства.
Статья 5. Объекты и субъекты водных отношений
Объектами водных отношений являются:
водные объекты или их часть или водные ресурсы;
водохозяйственные объекты;
земли водного фонда.
Субъектами водных отношений являются:
специально уполномоченные государственные органы, в том числе республиканские органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти на местах;
эксплуатационные организации водного хозяйства;
организации поставки воды;
водопользователи;
органы самоуправления граждан и другие негосударственные организации.
Статья 6. Основные принципы в области водных отношений
Основными принципами в области водных отношений являются:
удовлетворение потребностей населения, отраслей экономики и экосистем в воде за счет целенаправленного и комплексного использования водных ресурсов;
первоочередное обеспечение населения в необходимом количестве и гарантированном качестве воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд;
приоритет охраны водных объектов при их использовании;
обеспечение благоприятного состояния водных экосистем и условий, способствующих охране здоровья населения;
равенство субъектов водных отношений;
экономия воды, рациональное использование и поощрение ее сохранения;
экосистемный подход к управлению водными ресурсами;
интегрированное управление водными ресурсами, скоординированное управление поверхностными, подземными и возвратными водами;
гармонизация бассейновых и административно-территориальных принципов управления и использования водных ресурсов;
обеспечение адаптации сферы водного хозяйства к изменению климата;
предотвращение, ограничение и сокращение загрязнения воды;
внедрение принципов рыночной экономики и государственно-частного партнерства в водное хозяйство;
обеспечение открытости, прозрачности процесса управления водными ресурсами и вовлечение общественности в этот процесс;
поощрение научной и инновационной деятельности в водных отношениях;
возмещение ущерба, причиненного нарушением водного законодательства;
защита прав и законных интересов субъектов водных отношений.
Статья 7. Виды водопользования
В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние воды и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.
Глава 2. Водные объекты
Статья 8. Категории водных объектов
К категориям водных объектов относятся:
поверхностные и подземные водные объекты Республики Узбекистан;
трансграничные поверхностные и подземные водные объекты, расположенные в Республике Узбекистан и пересекающие ее территорию.
К поверхностным водным объектам относятся естественные и искусственные водотоки и водоемы, а также родники и иные объекты, их русла, дно и берега.
К подземным водным объектам относятся:
месторождения подземных вод и водоносные горизонты, а также их зоны выклинивания в недрах или на поверхности земли;
черты водного режима и другие формы сосредоточения вод в недрах, имеющие границы.
Статья 9. Виды использования водных объектов
Водные объекты могут быть в обособленном или совместном пользовании.
Водный объект предоставляется эксплуатационным организациям водного хозяйства и водопользователям в пользование для одной или нескольких целей при соблюдении предусмотренных требований и условий.
Водный объект передается в пользование в порядке, установленном законодательством по согласованию с органами водного хозяйства, органами санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, органами экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, органами горнодобывающей промышленности и геологии по принадлежности.
Использование водного объекта для сброса сточных вод допускается только при соблюдении экологических и санитарных требований и условий.
Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.
Водные объекты передаются юридическим и физическим лицам полностью или частично для обособленного пользования Кабинетом Министров Республики Узбекистан либо иным уполномоченным государственным органом.
Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.
Водопользователи, при заборе воды из водного объекта совместного пользования, обязаны учитывать взаимные интересы, не усложнять реализацию права водопользования и не причинять друг другу вред.
Статья 10. Водные объекты охраняемых природных территорий
К водным объектам охраняемых природных территорий относятся водные объекты:
государственных заповедников;
комплексных (ландшафтных) заказников;
природных парков;
государственных памятников природы;
территорий для сохранения, воспроизводства и восстановления природных объектов и комплексов;
охраняемых ландшафтов;
территорий для управления отдельными природными ресурсами;
государственных биосферных резерватов;
национальных парков;
межгосударственных охраняемых природных территорий;
иных охраняемых природных территорий.
Раздел II. Право на воду, водные объекты и водохозяйственные объекты, и государственное управление водными ресурсами
Глава 3. Право на воду, водные и водохозяйственные объекты
Статья 11. Государственная собственность на воду
Вода является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством.
Статья 12. Право на водные объекты
Водные объекты, расположенные на территории Республики Узбекистан находятся в собственности Республики Узбекистан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами, а также международными договорами.
Естественное изменение русел рек и иных водотоков не влечет за собой прекращение права собственности Республики Узбекистан на эти водные объекты.
От имени Республики Узбекистан право собственности на водные объекты осуществляют в пределах своих полномочий государственные органы и органы исполнительной власти на местах.
Статья 13. Право собственности на водохозяйственные объекты
Водохозяйственные объекты могут находиться в государственной собственности (республиканской, муниципальной собственности) или частной собственности (собственности граждан, фермерских и дехканских хозяйств, а также других юридических лиц, не относящихся к государству).
Водохозяйственные объекты Республики Узбекистан, расположенные на территории других государств в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, являются собственностью Республики Узбекистан.
Отношения, связанные с правом частной собственности на водохозяйственные объекты, регулируются Гражданским кодексом Республики Узбекистан.
Право собственности на водохозяйственные объекты подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Предоставление водохозяйственного объекта на условиях государственно-частного партнерства осуществляется на основании законодательства о государственно-частном партнерстве.
Статья 14. Право пользования землями водного фонда
Земли водного фонда на праве постоянного пользования предоставляются:
соответствующим организациям по принадлежности — по искусственным водным объектам и водохозяйственным объектам;
соответствующим организациям Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан — по естественным водным объектам.
Земли водного фонда могут быть изъяты для общественных нужд с компенсацией в установленном законом порядке.
На землях водного фонда запрещается вести хозяйственную деятельность и строительные работы, оказывающие отрицательное воздействие на водные объекты.
Порядок использования земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Глава 4. Управление водными ресурсами
Статья 15. Органы управления водными ресурсами
Управление водными ресурсами осуществляется по бассейновому, гидрографическому принципу или с учетом других условий, обеспечивающих их рациональное использование.
При управлении водными ресурсами специально уполномоченными органами являются:
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан и его органы, определяемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан по управлению поверхностными водами;
Министерство горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан по управлению подземными водами.
Статья 16. Водные советы
В целях обеспечения прозрачности в управлении водными ресурсами и принятии соответствующих решений с привлечением представителей заинтересованных сторон создаются водные советы в форме коллегиально-консультативного органа на уровне республики и бассейнов, а в необходимых случаях — территорий.
При Кабинете Министров Республики Узбекистан образуется Республиканский водный совет.
В состав Республиканского водного совета входят руководители компетентных министерств и ведомств в сфере использования и охраны водных ресурсов. В состав Республиканского водного совета также могут быть включены представители негосударственных организаций, отдельные эксперты и ученые.
Премьер-министр Республики Узбекистан является председателем Республиканского водного совета.
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан является рабочим органом Республиканского водного совета.
При Совете Министров Республики Каракалпакстан и областных хокимиятах образуются бассейновые (или территориальные) водные советы.
В состав бассейнового (или территориального) водного совета входят руководители территориальных организаций компетентных министерств и ведомств в сфере использования и охраны водных ресурсов. В состав бассейнового (или территориального) водного совета также могут быть включены представители негосударственных организаций, отдельные эксперты и ученые.
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей являются председателями бассейновых (или территориальных) водных советов.
Министерство водного хозяйства Республики Каракалпакстан, бассейновые управления ирригационных систем являются рабочими органами бассейновых (территориальные) водных советов.
При хокимиятах районов (города Кувасай) образуются районные водные советы.
В состав районных водных советов входят руководители районных организаций компетентных министерств и ведомств в сфере использования и охраны водных ресурсов. В состав районных водных советов также могут быть включены представители негосударственных организаций, отдельные эксперты и ученые.
Хоким соответствующего района (города Кувасай) является председателем районного водного совета.
Районная организация Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан либо организация, осуществляющая управление водохозяйственными объектами района, является рабочим органом районного водного совета.
Положение о республиканском, бассейновом, территориальном водном совете и регламент работы утверждаются на заседании соответствующего совета.
Статья 17. Управление водохозяйственными объектами
Водохозяйственные объекты, переданные государственным организациям на праве оперативного управления, являются государственными водохозяйственными объектами.
Государственные водохозяйственные объекты управляются эксплуатирующими организациями.
На основании решений Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан государственные водохозяйственные объекты могут быть:
переданы в управление частному сектору на основании соглашения о государственно-частном партнерстве;
вертикальные оросительные скважины и отдельные небольшие насосные станции (мощностью водозабора до 1 кубических метров в секунду) реализованы частному сектору путем проведения аукциона.
Водохозяйственные объекты, обслуживающие только одного водопользователя (арендатора сельскохозяйственного земельного участка) соответствующим решением Совета Министров Республики Каракалпакстан или хокимията области передаются данному водопользователю на праве оперативного управления в обособленное пользование без оплаты.
Водохозяйственные объекты, обслуживающие двух и более водопользователей (арендаторов сельскохозяйственных земельных участков), соответствующим решением Кабинета Министров Республики Узбекистан передаются организациям поставки воды на праве оперативного управления в обособленное пользование без оплаты.
Содержание переданных в эксплуатацию водохозяйственных объектов осуществляется за счет средств водопользователей и организаций поставки воды по принадлежности.
Водохозяйственные объекты, построенные за счет собственных средств водопользователей, считаются частной собственностью.
Статья 18. Участие граждан и негосударственных объединений в управлении водными ресурсами
Водопользователи — юридические лица, негосударственные некоммерческие организации в соответствии с их учредительными документами, а также граждане имеют право участвовать в управлении водными ресурсами, осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов.
Эксплуатационные организации водного хозяйства и организации поставки воды при управлении водными ресурсами, осуществлении мероприятий по рациональному использованию воды и водных объектов и их охране учитывают предложения водопользователей, негосударственных некоммерческих организаций и граждан, в том числе социально уязвимых слоев населения.
Глава 5. Полномочия компетентных государственных органов в области регулирования водных отношений
Статья 19. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования водных отношений
К полномочиям Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования водных отношений относятся:
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Водный кодекс Республики Узбекистан
от 30 июля 2025 года №ЗРУ-1076
О документе
| Дата принятия: | 30.07.2025 |
| Состояние документа: | Действует |
| Начало действия документа: | 31.10.2025 |
| Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Нет сведений
Ссылка на Закон Республики Узбекистан Об утверждении Водного кодекса Республики Узбекистан
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Узбекистан (часть первая)
Ссылка на Закон Республики Узбекистан О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах
Ссылка на Закон Республики Узбекистан О страховой деятельности
О вступлении в силу документа смотри Закон