Дата обновления БД:
23.09.2025
Добавлено/обновлено документов:
381 / 1341
Всего документов в БД:
330142
Неофициальный перевод
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 14 апреля 2025 года №4
О контроле конституционности статьи 21 Закона об особом правовом статусе Гагаузии и статей 25 ч. (3) и 26 Закона о Прокуратуре (отбор кандидатов на должности главного прокурора и прокурора Прокуратуры АТО Гагаузия) (обращение №44 а/2025 г.)
Именем Республики Молдова
Конституционный суд в составе:
Домника МАНОЛЕ, Председатель,
Виорика ПУЙКА,
Николае РОШКА,
Люба ШОВА,
Сергей ЦУРКАН,
Владимир ЦУРКАН, судьи,
при участии помощника судьи, Анны Флорян,
принимая во внимание обращение,
зарегистрированное 29 января 2025 года,
рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании,
учитывая акты и материалы дела,
проведя обсуждение в совещательной комнате 14 апреля 2025 г.,
выносит следующее постановление:
Вопросы процедуры
1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение, поданное в Конституционный суд 29 января 2025 года Генеральным прокурором Республики Молдова, Ионом Мунтяну, в порядке статьи 135 ч. (1) п. а) Конституции, статьи 25 п. f) Закона о Конституционном суде и статьи 38 ч. (1) п. f) Кодекса конституционной юрисдикции.
2. Автор обращения просит Конституционный суд проверить конституционность статьи 21 Закона №344 от 23 декабря 1994 года об особом правовом статусе Гагаузии и статей 25 ч. (3) и 26 Закона №3 от 25 февраля 2016 года о Прокуратуре.
3. В ходе рассмотрения дела Конституционный суд затребовал мнения Правительства, Парламента, Президента Республики Молдова, Высшего совета прокуроров и Института уголовных реформ.
4. В открытом заседании Конституционного суда принял участие автор обращения, Генеральный прокурор Ион Мунтяну. Парламент представлял Валериу Кучук. Правительство представлял Эдуард Сербенко. Высший совет прокуроров представлял его председатель, Думитру Обадэ.
Применимое законодательство
5. Применимые положения Конституции:
Статья 1. Государство Республика Молдова
"[…]
(3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".
Статья 6. Разделение и взаимодействие властей
"В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции".
Статья 7. Конституция - высший закон
"Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы".
Статья 16. Равенство
"(1) Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства.
(2) Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения".
Статья 111. Автономно-территориальное образование Гагаузия
"(1) Гагаузия - это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, являющееся составной и неотъемлемой частью Республики Молдова, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, решает вопросы политического, экономического и культурного характера в интересах всего населения.
(2) На территории автономно-территориального образования Гагаузия гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией и законодательством Республики Молдова.
(3) В автономно-территориальном образовании Гагаузия действуют представительные и исполнительные органы власти в соответствии с законом.
(4) Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на территории автономно-территориального образования Гагаузия, являются собственностью народа Республики Молдова и одновременно экономической основой Гагаузии.
(5) Бюджет автономно-территориального образования Гагаузия формируется в соответствии с нормами, установленными органическим законом, регламентирующим особый статус Гагаузии.
(6) Контроль за соблюдением законодательства Республики Молдова на территории автономно-территориального образования Гагаузия осуществляется Правительством в соответствии с законом.
(7) Изменения в органический закон, регламентирующий особый статус автономно-территориального образования Гагаузия, принимаются тремя пятыми голосов избранных депутатов Парламента".
Статья 124. Прокуратура
"(1) Прокуратура является самостоятельным публичным учреждением в системе судебной власти, содействующим осуществлению правосудия, защите прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства посредством уголовного производства и иных предусмотренных законом производств.
(2) Полномочия прокуратуры осуществляются прокурорами.
(3) Компетенции, порядок организации и деятельности прокуратуры устанавливаются законом".
Статья 125. Прокурор
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 14 апреля 2025 года №4
"О контроле конституционности статьи 21 Закона об особом правовом статусе Гагаузии и статей 25 ч. (3) и 26 Закона о Прокуратуре (отбор кандидатов на должности главного прокурора и прокурора Прокуратуры АТО Гагаузия) (обращение №44 а/2025 г.)"
О документе
Номер документа: | 4 |
Дата принятия: | 14.04.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 14.04.2025 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова от 6 мая 2025 года №212-214 статья №56.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 14 апреля 2025 года.
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 135. Полномочия
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 25. Назначение прокуроров на должность
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 124. Прокуратура
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 125. Прокурор
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 125-1. Высший совет прокуроров
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 1. Государство Республика Молдова
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 6. Разделение и взаимодействие властей
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 7. Конституция - высший закон
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 68. Высший совет прокуроров
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 7. Система Прокуратуры
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре :: Статья 1. Прокуратура
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 16. Равенство
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 114. Осуществление правосудия
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 140. Решения Конституционного суда
Ссылка на Закон Республики Молдова О Конституционном суде :: Статья 26. Действие оспариваемого акта
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 6. Пределы компетенции
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 62. Постановления
(В редакции Закона от 25 ноября 2016 года №256, вступившего в силу 29 ноября 2016 года)