Дата обновления БД:
15.08.2025
Добавлено/обновлено документов:
391 / 1271
Всего документов в БД:
327639
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
от 18 декабря 2024 года №151
Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного банковского надзора
Согласно статьям 7, 15, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 66, 67, 74 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", статье 81 Закона Украины "О платежных услугах", с целью совершенствования подходов к осуществлению надзора за деятельностью банков Правление Национального банка Украины постановляет:
1. Утвердить Изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного банковского надзора, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 06 декабря 2018 года №135 (с изменениями) (далее - прилагаемые изменения).
2. Департаменту интегрированного надзора за банками (Андрей Котюжинский) после официального опубликования довести до сведения банков информацию о принятии настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года, кроме подпункта 7 пункта 3 Изменений, который вступает в силу с 1 февраля 2025 года.
Председатель
Андрей Пышный
Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 18 декабря 2024 года №151
Изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного банковского надзора
1. В разделе I:
1) в пункте 2:
подпункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) безвыездный надзор-форма осуществления Национальным банком банковского надзора за соблюдением банками, банковскими группами или другими лицами, которые могут быть объектами надзора Национального банка в соответствии с Законом о банках, банковским законодательством, законодательством, регулирующим деятельность на платежном рынке (кроме законодательства, предусмотренного частью второй статьи 82 Закона Украины "О платежных услугах") (далее - законодательство, регулирующее деятельность на платежном рынке), установленных пруденциальных нормативов с целью содействия стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков;";
пункт после подпункта 1 дополнить двумя новыми подпунктами 1-1, 1-2 следующего содержания:
"1-1) куратор углубленного анализа-должностное лицо Национального банка, определенное членом Правления Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность структурного подразделения Национального банка, к функциям которого относится осуществление безвыездного банковского надзора (далее - подразделение банковского надзора);
1-2) углубленный анализ-осуществление контрольного (проверочного) получения банковской услуги/финансовой платежной услуги путем имитации реального взаимодействия клиента с банком/обособленным подразделением банка, включая заключение договора на получение услуг или проведение платежной операции в наличной или безналичной форме, с целью подтверждения соблюдения/нарушения банком установленных законодательных и регуляторных требований относительно предоставления банковских услуг/финансовых платежных услуг;";
в подпункте 5 слова "подразделения (подразделений), к функциям которого (которых) относится осуществление безвыездного банковского надзора (далее - подразделение банковского надзора)," заменить словами "подразделения банковского надзора";
пункт после абзаца пятого дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:
"Термин "профессиональное суждение" используется в настоящем Положении в значении, указанном в Законе о банках.".
В связи с этим абзац шестой считать абзацем седьмым;
2) в подпункте 3 пункта 3 слово "оверсайту" заменить словом "оверсайта".
2. В разделе II:
1) пункт 5 после подпункта 2 дополнить новым подпунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1) углубленный анализ.";
2) в абзаце первом пункта 6 слова "банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка, установленных экономических нормативов" заменить словами "законодательства Украины, установленных пруденциальных нормативов";
3) в абзаце первом пункта 7 слово "качества" заменить словами "бизнес-модели банка, качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля, системы";
4) раздел после пункта 11 дополнить новым пунктом 11-1 следующего содержания:
"11-1. Результаты проведенного безвыездного надзора в случае выявления в деятельности банка фактов нарушений требований законодательства Украины, нормативно-правовых актов Национального банка, несоблюдения требований относительно деятельности банка, установленных Национальным банком, или признаков осуществления рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, оформляются в форме справки о выявленных нарушениях/признаках осуществления рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка (далее - справка), согласно разделу VI настоящего Положения.";
5) абзац второй пункта 12 после слова "заместителя" дополнить словами "(или лиц, выполняющих их обязанности)";
6) абзац четвертый пункта 13 исключить.
3. В разделе IV:
1) абзац второй пункта 36 после слова "заместителя" дополнить словами "(или лиц, выполняющих их обязанности)";
2) в пункте 38:
в абзаце третьем подпункта 1 слова "по устранению нарушений банковского законодательства" заменить словами и цифрами ", предъявленных (выдвинутых) в соответствии со статьями 66, 67 Закона о банках, включая требования по устранению нарушений законодательства Украины";
абзац первый подпункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) информирование руководителей подразделения банковского надзора о результатах надзора за деятельностью банка, включая выявленные факты нарушений банком требований законодательства Украины, нормативно-правовых актов Национального банка, выявленные признаки, которые могут свидетельствовать об осуществлении банком рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка.";
3) в подпунктах 1, 5 пункта 39 слова "банковского законодательства" заменить словами "законодательства Украины";
4) в подпунктах 1, 2 пункта 43 слова "банковского законодательства" заменить словами "законодательства Украины";
5) в пункте 44:
в абзаце первом слова и цифры "и в установленный уполномоченным служащим в запросе срок в порядке, определенном в пункте 13 раздела II настоящего Положения" заменить словами ", способе предоставления информации/документов и в установленный уполномоченным служащим в запросе срок";
первое предложение абзаца второго после слова "или" дополнить словами "предоставляется в";
6) пункты 45-3, 45-4 изложить в следующей редакции:
"45-3. Банк направляет Национальному банку протоколы собраний участников/заседаний коллегиальных органов банка вместе с материалами (копиями/электронными копиями документов), которые предоставлялись для рассмотрения на собраниях участников/заседаниях коллегиальных органов банка для принятия решений, по вопросам:
1) утверждения и контроля за реализацией стратегии банка, бизнес-плана, бюджета банка, планов поддержания достаточности капитала и достаточности ликвидности, возобновления деятельности банка, финансирования банка в кризисных ситуациях, обеспечения непрерывной деятельности банка, включая решение о внесении изменений;
2) утверждения и контроля за реализацией стратегии и оперативного плана управления проблемными активами банка, включая решение о внесении изменений;
3) определение источников капитализации банка;
4) принятие решения о совершении банком значительной сделки;
5) принятие решения о совершении банком сделки с заинтересованностью;
6) рассмотрения информации о чрезмерных рисках, на которые может подвергаться банк;
7) рассмотрения предложений по необходимым мерам для смягчения влияния рисков (в разрезе каждого вида рисков) на финансовое состояние, капитал и ликвидность банка;
8) утверждение внутрибанковских документов по вопросам управления рисками (включая внесение изменений в такие документы), перечень которых определен в приложении 2 к Положению об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 11 июня 2016 года №64 (с изменениями) (далее-Положение №64);
9) утверждение перечня лимитов (ограничений) по каждому виду риска/рисков, включая внесение изменений в такой перечень;
10) утверждение значений лимитов относительно каждого вида рисков (кроме лимитов, принятых кредитным решением для отдельного контрагента, группы связанных контрагентов, группы юридических лиц под общим контролем), включая пересмотр значений лимитов;
11) рассмотрения отчетов о рисках (кроме отчетов относительно отдельных контрагентов, групп связанных контрагентов, групп юридических лиц под общим контролем);
12) рассмотрения управленческой отчетности банка о результатах мониторинга достаточности внутреннего капитала/внутренней ликвидности.
45-4. Банк направляет Национальному банку протоколы собраний участников/заседаний коллегиальных органов банка вместе с материалами (копиями/электронными копиями документов), которые предоставлялись для рассмотрения на собраниях участников/заседаниях коллегиальных органов банка для принятия решений, по вопросам согласно пункту 45-3 раздела IV настоящего Положения:
1) на следующий рабочий день за днем составления/формирования протокола собрания участников/заседаний коллегиальных органов банка;
2) на запрос Национального банка, уполномоченного служащего Национального банка в определенных в запросе объемах и в установленный в запросе срок.";
7) раздел после пункта 45-4 дополнить новым пунктом 45-5 следующего содержания:
"45-5. Банк направляет Национальному банку до 20 числа месяца информацию (в виде реестра) о принятых собранием участников, советом банка, правлением банка, комитетами совета банка и правления банка, обязательное образование которых предусмотрено Законом о банках, решение в течение предыдущего месяца, которое должно содержать:
1) название органа банка (собрание участников, совет банка, правление банка, комитеты совета банка и правления банка, обязательное образование которых предусмотрено Законом о банках), принявшего решение;
2) дату и номер (при наличии) протокола собрания участников/заседаний коллегиальных органов банка;
3) содержание вопроса к рассмотрению в объеме, достаточном для понимания сути вопроса;
4) краткое содержание принятого решения в объеме, достаточном для понимания результата принятия решения;
5) результаты голосования по соответствующему вопросу, включая информацию о результатах подсчета голосов, применение главным риск-менеджером или главным комплаенс-менеджером банка права наложения запрета (вето) на решение коллегиальных органов банка согласно пункту 38 главы 7, пункту 41 главы 8 раздела I Положения №64.".
(Подпункт 7 пункта 3 вступает в силу с 1 февраля 2025 года)
4. Раздел V изложить в следующей редакции:
"V. Порядок организации и проведения углубленного анализа
46. Национальный банк при наличии обоснованных оснований имеет право принять решение о проведении при осуществлении безвыездного надзора углубленного анализа по отдельным вопросам деятельности банка относительно предоставления банковских услуг, финансовых платежных услуг, осуществления платежных операций.
47. Основаниями для принять решение о проведении во время осуществления безвыездного надзора углубленного анализа являются:
1) результаты безвыездного банковского надзора;
2) информация и документы, полученные от подразделений Национального банка, государственных органов, из других доступных источников;
3) другая информация и документы, полученные Национальным банком во время выполнения им своих функций.
Подпункты 1-3 пункта 47 раздела V настоящего Положения применяются, если результаты безвыездного банковского надзора или информация/документы могут свидетельствовать о несоблюдении банком требований банковского законодательства, законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, нормативно-правовых актов Национального банка, наличие недостатков или рисков в деятельности банка, создающих угрозу потери банком капитала, ликвидности и/или несущих угрозу для вкладчиков или других кредиторов банка.
48. Углубленный анализ не является инспекционной проверкой в удаленном формате.
49. Национальный банк во время проведения углубленного анализа осуществляет оценивание соблюдения банком требований законодательства Украины, включая оценивание по:
1) порядка выполнения платежных операций;
2) порядка предоставления банковских услуг/финансовых платежных услуг.
50. Проведение углубленного анализа обеспечивается путем использования технологий дистанционного банковского обслуживания, позволяющих получать услуги через сеть Интернет (онлайн-банкинг), платежное приложение, платежное приложение, платежный терминал, предоплаченный платежный инструмент, программно-технические комплексы самообслуживания.
51. Проведение углубленного анализа может предусматривать:
1) непосредственное посещение работником Национального банка, который проводит углубленный анализ, помещения банка/обособленного подразделения банка;
2) привлечение третьих лиц для осуществления углубленного анализа.
52. Национальный банк имеет право:
1) при осуществлении безвыездного банковского надзора проводить углубленный анализ без предварительного уведомления банка/обособленного подразделения банка о его проведении;
2) получать во время проведения углубленного анализа отдельные услуги/проводить операции с банком/обособленным подразделением банка с соответствующей фиксацией этого процесса техническими средствами (фото - и/или видеофиксация);
3) заключать договор о получении услуг физических и/или юридических лиц по проведению углубленного анализа.
53. Уполномоченное должностное лицо Национального банка принимает решение о проведении углубленного анализа.
54. Решение уполномоченного должностного лица Национального банка о проведении углубленного анализа, к которому могут относиться изменения (при необходимости), должно содержать:
1) наименование банка (обособленного подразделения банка);
2) код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (далее - ЕГРПОУ) банка;
3) вопросы, подлежащие углубленному анализу;
4) сроки проведения углубленного анализа;
5) перечень работников Национального банка [указываются их фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), должности] на проведение углубленного анализа;
6) фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), должность куратора углубленного анализа;
7) информацию о привлечении третьих лиц для осуществления углубленного анализа (в случае привлечения);
8) способ технической фиксации проведения углубленного анализа (при необходимости);
9) сумму средств, выдаваемую работнику Национального банка для осуществления углубленного анализа (при необходимости);
10) другую информацию по углубленному анализу (при необходимости).
55. Куратор углубленного анализа осуществляет общее руководство процессом углубленного анализа, координирует решение внутренних вопросов и проведение внешних коммуникаций с банком (при необходимости), включая подписание письменных запросов на получение объяснений, информации и документов, возникающих во время проведения углубленного анализа.
56. Результаты проведенного углубленного анализа оформляются в форме протокола о проведении углубленного анализа (далее - протокол), который составляется в электронной или бумажной форме.
57. Протокол подписывается работниками Национального банка, которые провели углубленный анализ, и соглашается куратором углубленного анализа (для электронной формы - с применением квалифицированной электронной подписи указанных лиц).
58. Уполномоченное должностное лицо Национального банка утверждает форму протокола.
59. Протокол должен содержать:
1) место, дату и время сборки;
2) реквизиты распорядительного акта Национального банка о проведении углубленного анализа;
3) описание процесса проведения углубленного анализа, включая информацию о банке/обособленном подразделении банка (код банка в ЕГРПОУ), месте, дате и времени проведения и виде проводимой операции или услуги, получаемой;
4) информацию о выявленных признаках нарушений или об их отсутствии;
5) фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), должности работников Национального банка, которые провели углубленный анализ;
6) фамилии, собственные имена, отчества (при наличии) привлеченных физических лиц и/или представителей юридических лиц на основании договора для осуществления углубленного анализа (в случае привлечения);
7) приложения (материалы с фото-, видеофиксацией).
60. Работник Национального банка, проводивший углубленный анализ, после оформления протокола обращается в банк с заявлением о расторжении заключенных договоров, если во время проведения углубленного анализа были заключены договоры с банком продолжающегося действия относительно получения банковских услуг, финансовых платежных услуг, осуществления платежных операций.
61. Национальный банк в случае выявления по результатам проведенного углубленного анализа в деятельности банка нарушений законодательства Украины составляет справку согласно требованиям раздела VI настоящего Положения.
Протокол и другие приложения (при наличии) прилагаются к справке.
62. Протокол и другие материалы по проведенному углубленному анализу являются информацией с ограниченным доступом и собственностью Национального банка и не подлежат разглашению. Раскрытие информации, содержащейся в протоколе, осуществляется в порядке, определенном Законом о банках.".
5. Положение дополнить новым разделом следующего содержания:
"VI. Порядок составления справки о выявленных нарушениях/признаках осуществления рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка
63. Национальный банк по результатам безвыездного надзора составляет справку в электронной или бумажной форме.
Справка составляется в бумажной форме в двух экземплярах в случае невозможности ее составления в электронной форме.
Справка подписывается руководителем подразделения банковского надзора или его заместителем (или лицами, выполняющими их обязанности).
64. Уполномоченное должностное лицо Национального банка утверждает форму справки.
65. Справка должна содержать:
1) место и дату ее составления;
2) наименование банка;
3) перечень информации, документов, полученных Национальным банком в установленном законодательством Украины порядке, касающемся обстоятельств, фактов и выводов, изложенных в справке;
4) выводы, сформированные на основании полученных результатов безвыездного надзора, которые могут содержать профессиональное суждение, относительно выявленного факта (выявленных фактов) нарушений/несоблюдения требований относительно деятельности/признаков осуществления рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка;
5) описание выявленного нарушения банком требований законодательства Украины, нормативно-правовых актов Национального банка, факта несоблюдения требований относительно деятельности банка, установленных Национальным банком, выявленных признаков осуществления рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка;
6) другую информацию относительно результатов безвыездного надзора (при необходимости).
66. Справка и другие материалы по результатам безвыездного надзора являются информацией с ограниченным доступом и собственностью Национального банка и не подлежат разглашению. Раскрытие информации, содержащейся в справке, осуществляется в порядке, определенном Законом о банках.
Материалами безвыездного надзора являются документы (включая их копии/электронные копии, выдержки из них) относительно деятельности банка в электронной или в бумажной форме, созданные или полученные подразделением банковского надзора, информация по отчетности банка, подаваемая банком в Национальный банк в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Национального банка, информация о банке или клиентах банка, собираемая при осуществлении банковского надзора, надзора за деятельностью поставщиков платежных услуг.
67. Национальный банк направляет банку справку с сопроводительным письмом с учетом требований по пересылке документов, содержащих информацию с ограниченным доступом (далее - ИзОД), не относящуюся к государственной тайне.
68. Национальный банк в случае невозможности направления банка справки в электронной форме доводит до сведения банка справку одним из следующих способов:
1) направляет банку первый экземпляр справки в бумажной форме/копию справки в бумажной форме из электронного документа, заверенную в порядке, установленном законодательством Украины, средствами почтовой связи вместе с сопроводительным письмом в бумажной форме/копией сопроводительного письма в бумажной форме из электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины, с соблюдением требований по пересылке документов, содержащих ИзОД, не относящийся к государственной тайне;
2) вручает банку первый экземпляр справки в бумажной форме/копию справки в бумажной форме из электронного документа, заверенную в порядке, установленном законодательством Украины.
69. Вручение банку первого экземпляра справки в бумажной форме/копии справки в бумажной форме из электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины, осуществляется путем вызова уполномоченного лица банка по местонахождению Национального банка в установленный Национальным банком срок.
70. Банк не позднее седьмого рабочего дня со дня получения справки в электронной форме/первого экземпляра справки в бумажной форме/копии справки в бумажной форме из электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины, обязан прислать Национальному банку письмо в электронной форме с информацией об ознакомлении со справкой за подписью руководителя банка (лица, выполняющего его обязанности). Банк имеет право в таком письме предоставить Национальному банку объяснения/замечания/обоснованные возражения относительно обстоятельств, фактов нарушений, изложенных в справке, а также предоставить необходимые документы или их копии (электронные копии).
71. Справка считается доведенной до сведения банка в случае наступления хотя бы одного из таких событий:
1) неполучение банком по независящим от Национального банка причинам справки в течение семи рабочих дней со дня направления справки в электронной форме/первого экземпляра справки в бумажной форме/копии справки в бумажной форме из электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины;
2) неполучение от банка письма с информацией об ознакомлении со справкой в порядке и сроки, установленные в пункте 70 раздела VI настоящего Положения.
72. Результаты безвыездного банковского надзора, изложенные в справке, являются основанием для рассмотрения Национальным банком вопроса относительно применения мер воздействия, установления требований, ограничений по деятельности банка.
73. Банк имеет право в течение 15 рабочих дней со дня получения справки, в которой изложено профессиональное суждение, обратиться в письменной форме в Национальный банк с инициированием пересмотра такого документа путем подачи заявления:
1) в электронной форме на электронный почтовый ящик Национального банка;
2) в бумажной форме (средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении) в случае невозможности отправки в электронной форме.
74. Решение о пересмотре профессионального суждения, изложенного в справке, или об отказе в удовлетворении заявления банка в пересмотре профессионального суждения, изложенного в справке, принимает Комитет по вопросам надзора.
75. Решение Комитета по вопросам надзора о пересмотре профессионального суждения, изложенного в справке, или об отказе в удовлетворении заявления банка в пересмотре профессионального суждения, изложенного в справке, направляется в банк в течение пяти рабочих дней со дня его принятия, но не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления.
76. Справка не меняется, не аннулируется, если комитет по надзору принял решение о пересмотре профессионального суждения, изложенного в справке.
77. Решение Комитета по вопросам надзора, в котором изложено профессиональное суждение относительно результатов безвыездного банковского надзора за деятельностью банка, является основанием для осуществления дальнейших надзорных действий в отношении банка, включая применение мер воздействия.
78. Банк (другой участник административного производства) имеет право подать Национальному банку в письменной форме с обязательным документальным подтверждением свои объяснения и/или замечания по административному делу, включая доказательства, на любом этапе производства до момента принятия решения по административному делу, а в случае проведения слушания по делу-до дня проведения или во время слушания.
79. Банк (другой участник административного производства) подает Национальному банку объяснения и/или замечания по административному делу:
1) в электронной форме на электронный почтовый ящик Национального банка;
2) в бумажной форме (средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении) в случае невозможности их отправки в электронной форме.".
6. В тексте Положения:
1) слова "банковское законодательство" во всех падежах заменить словами "банковское законодательство, законодательство, регулирующее деятельность на платежном рынке" в соответствующих падежах;
2) слова "экономические нормативы" во всех падежах заменить словами "пруденциальные нормативы" в соответствующих падежах;
3) слова "сканированные копии" во всех падежах заменить словами "электронные копии" в соответствующих падежах.
Постановление Правления Национального банка Украины от 18 декабря 2024 года №151
"Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного банковского надзора"
О документе
Номер документа: | 151 |
Дата принятия: | 18.12.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.01.2025 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 23 декабря 2024 года
Официальный вестник Украины от 21 января 2025 года №6, статья 510, код акта 129608/2024
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года, кроме:
- подпункта 7 пункта 3 Изменений, который вступает в силу с 1 февраля 2025 года.
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку