Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 мая 2025 года №275

Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга

В соответствии с пунктом 11 статьи 119 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и пунктом 4 статьи 39-3 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Правила проведения бюджетного мониторинга на 2025 финансовый год согласно приложению 1 к настоящему приказу;

Абзац второй пункта 1 действует по 30 июня 2026 года включительно.

2) Правила проведения бюджетного мониторинга согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Абзац третий пункта 1 вводится в действие с 1 июля 2026 года.

2. Департаменту бюджетного законодательства Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) направление копии настоящего приказа на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования за исключением абзаца третьего пункта 1 настоящего приказа, который вводится в действие с 1 июля 2026 года.

При этом, абзац второй пункта 1 настоящего приказа действует по 30 июня 2026 года включительно.

Министр финансов Республики Казахстан

М.Такиев

Согласован

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

 

Приложение 1

к Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 30 мая 2025 года №275

Правила проведения бюджетного мониторинга на 2025 финансовый год

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения бюджетного мониторинга на 2025 финансовый год (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 11 статьи 119 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения бюджетного мониторинга с целью выявления причин неисполнения поступлений бюджета, несвоевременного принятия обязательств, несвоевременного проведения платежей по бюджетным программам, составления прогнозов исполнения поступлений и расходов бюджета, анализ реализации бюджетных программ, порядок выполнения государственного задания и составления отчетности о выполнении государственного задания, формы и сроки ее представления, а также порядок формирования отчетов об использовании резервов.

Бюджетный мониторинг осуществляется органами государственных доходов, уполномоченными органами по неналоговым поступлениям, уполномоченными государственными органами, ответственными за взимание и осуществляющими контроль за поступлениями от продажи основного капитала, трансфертов, сумм погашения бюджетных кредитов, от продажи финансовых активов государства, займов, администраторами бюджетных программ, центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

2. Целью разработки настоящих Правил является систематизация процедур мониторинга по использованию бюджетных средств, в целях эффективного исполнения республиканского и местных бюджетов, а также отслеживание исполнения поступлений бюджета.

3. Задачами бюджетного мониторинга при исполнении поступлений и при реализации бюджетных программ (подпрограмм) являются:

анализ исполнения поступлений;

анализ освоения бюджетных средств администраторами бюджетных программ путем сопоставления плана финансирования по платежам и оплаченных обязательств;

выявление причин несвоевременного проведения платежей в соответствии с планом финансирования по платежам (далее – план по платежам) и несвоевременного принятия обязательств в соответствии с планами финансирования по обязательствам (далее – план по обязательствам).

Для выполнения задач бюджетного мониторинга при исполнении поступлений и при реализации бюджетных программ (подпрограмм) формируются перечень форм отчетности по бюджетному мониторингу согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Глава 2. Порядок анализа исполнения бюджета

Параграф 1. Анализ исполнения поступлений бюджета

4. Объектами анализа исполнения доходов бюджета являются:

налоговые поступления;

неналоговые поступления;

поступления от продажи основного капитала;

поступления трансфертов, предусмотренные в поступлениях бюджета на соответствующий финансовый период.

5. Субъектами анализа исполнения доходов бюджета являются уполномоченные органы по исполнению бюджета, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, уполномоченные государственные органы, ответственные за взимание и осуществляющие контроль за поступлениями доходов в бюджет.

Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета проводит анализ по исполнению государственного, республиканского и местных бюджетов.

Местные уполномоченные органы по исполнению бюджета, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов осуществляют анализ исполнения бюджета области, областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, бюджетов районов, районных (городов областного значения) бюджетов, бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, а также анализ целевых трансфертов, выделенных нижестоящему уровню бюджета.

Бюджетный мониторинг осуществляется на основе полученной информации структурными подразделениями центрального и местных уполномоченных органов по исполнению бюджета, в функции которых входит проведение анализа исполнения бюджета.

6. Основной составляющей базой, используемой при анализе доходной части республиканского бюджета, являются ежемесячный объем отчетных данных, формируемый соответствующим уполномоченным органом по исполнению бюджета и причины неисполнения или перевыполнения соответствующих видов поступлений, представляемых государственными органами, обеспечивающих полноту и своевременность поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджет, согласно налоговому и таможенному законодательствам Республики Казахстан и уполномоченными органами, ответственными за взимание неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, в срок к 15 числу месяца, следующего за отчетным месяцем.

7. Структурные подразделения, ведомства центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, ответственные за взимание налоговых, неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала и трансфертов ежеквартально, не позднее 17-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют анализ причин перевыполнения или неисполнения плана с начала года по видам поступлений в республиканский бюджет по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам в структурное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, осуществляющего функции анализа доходов.

Структурное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, осуществляющее функции анализа доходов, не позднее 3-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет анализ причин перевыполнения или неисполнения плана с начала года по поступлениям в республиканский бюджет структурному подразделению, осуществляющему функции по проведению анализа исполнения бюджета, по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Анализ причин перевыполнения или неисполнения плана с начала года по видам поступлений в республиканский и местные (бюджет области (города республиканского значения, столицы), бюджет района (города областного значения) бюджеты, составляется по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Местные уполномоченные органы по исполнению бюджета и аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов анализ причин перевыполнения или неисполнения доходной части местного бюджета представляют в местные исполнительные органы ежеквартально, не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежеквартально, не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан анализ причин перевыполнения или неисполнения плана поступлений в республиканский бюджет, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

8. Объектами анализа погашения бюджетных кредитов являются виды поступлений в бюджет: погашения бюджетных кредитов, выданных из республиканского и местного бюджетов (бюджета области (города республиканского значения, столицы), бюджета района (города областного значения)), возврат требований по оплаченным государственным гарантиям.

Анализ причин перевыполнения или неисполнения плана с начала года по погашению бюджетных кредитов в республиканский и местные бюджеты (бюджета области (города республиканского значения, столицы), бюджет района (города областного значения)) составляется ежеквартально по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

9. Объектами анализа исполнения поступлений от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

Анализ выполнения плана с начала года по поступлениям от продажи финансовых активов в республиканский и местные бюджеты (бюджета области (города республиканского значения, столицы), бюджет района (города областного значения)) составляется ежеквартально по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с указанием причин перевыполнения или неисполнения плана поступлений от продажи долей участия в юридических лицах, находящихся в республиканской собственности и плана поступлений дивидендов на государственные пакеты акций.

10. Объектами анализа исполнения поступлений займов являются поступления в бюджет средств, связанных с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.

Анализ причин перевыполнения или неисполнения плана с начала года по поступлениям займов в республиканский бюджет осуществляется ежеквартально по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В анализе выполнения плана поступлений займов с начала года в разрезе специфик проводится сравнительный анализ сумм запланированных и фактических поступлений с указанием причин перевыполнения или неисполнения плана поступлений займов.

11. В аналитическом отчете по поступлениям за соответствующий финансовый год на основании платежных документов Национального банка Республики Казахстан отражаются данные о средствах программных внешних займов на счетах в иностранной валюте по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

12. При осуществлении анализа причин перевыполнения или неисполнения планов поступлений налогов и платежей в республиканский и местные бюджеты (бюджет области (города республиканского значения, столицы), бюджет района (города областного значения)) за отчетные периоды в целом по республике и в разрезе регионов определяются факторы, повлиявшие на поступление налогов и платежей (изменение объема внешнеторгового оборота, изменение мировой цены на минеральное сырье, изменение налогооблагаемой базы, изменения в налоговом и таможенном законодательствах, разовые платежи, носящие несистемный характер и другие факторы).

13. Анализ поступлений в республиканский и местные (бюджет области (города республиканского значения, столицы)) бюджеты за отчетный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляется по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам, и представляются центральным уполномоченным органом (местными уполномоченными органами) по исполнению бюджета в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан (местные исполнительные органы) ежеквартально, не позднее 3-го числа, следующего за отчетным кварталом.

14. Анализ поступлений от продажи финансовых активов в республиканский и местные (бюджета области (города республиканского значения, столицы), бюджета района (города областного значения)) бюджеты за отчетный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года осуществляется ежеквартально по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

В анализе поступлений от продажи финансовых активов за отчетный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отражаются причины снижения или роста поступлений с начала отчетного года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

15. Анализ поступлений займов в республиканский бюджет за отчетный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года осуществляется ежеквартально по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам. В анализе поступлений займов за отчетный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в разрезе специфик отражаются причины снижения или роста поступлений с начала отчетного года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

16. Центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета используют при подготовке аналитического отчета об исполнении республиканского и местных бюджетов за соответствующий финансовый год данные, представленные следующими структурными подразделениями:

1) до 20 января, следующего за отчетным годом:

подразделением, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом – аналитическую информацию по выполнению плана выплаты дивидендов в разрезе плательщиков с анализом причин перевыполнения или неисполнения планов;

подразделением местного уполномоченного органа по исполнению бюджета – факторный анализ причин перевыполнения или неисполнения планов поступлений налогов и платежей в местный бюджет за отчетный год;

2) до 1 февраля, следующего за отчетным годом:

подразделением центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, осуществляющим функции анализа доходов – факторный анализ причин перевыполнения или неисполнения планов поступлений налогов и платежей в республиканский бюджет за отчетный год (изменение объема внешнеторгового оборота, изменение мировой цены на минеральное сырье, изменение налогооблагаемой базы, изменения в налоговом и таможенном законодательствах, разовые платежи, носящие несистемный характер и другие факторы);

подразделением, осуществляющим функции по обеспечению полноты и своевременности поступлений налогов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет:

сравнительный с предыдущим годом анализ изменения сумм недоимки по поступлениям в республиканский и местные бюджеты в разрезе налогов и платежей с указанием факторов, повлиявших на общее снижение или увеличение недоимки в разрезе должников, имеющих наибольшие суммы недоимки, и информации о предпринимаемых мерах по снижению недоимки;

информацию о принятых мерах по улучшению администрирования доходов.

17. Администраторы республиканских бюджетных программ направляют в ведомство центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, ответственное за взимание налоговых, неналоговых поступлений, в срок не позднее 1 февраля, следующего за отчетным годом, списки субъектов предпринимательства, получивших государственную поддержку, с указанием индивидуального идентификационного номера (бизнес-идентификационного номера).

Ведомство центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, ответственное за взимание налоговых, неналоговых поступлений, не позднее 5 февраля представляет администраторам республиканских бюджетных программ, на основании полученных от них списков, информацию о поступлениях в бюджет от указанных субъектов предпринимательства.

Параграф 2. Анализ исполнения расходной части бюджета

18. Бюджетный мониторинг исполнения расходов бюджета осуществляется государственным казначейством, центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов на основе бюджетной отчетности по исполнению республиканского и соответствующих местных бюджетов, и информации, представляемой администраторами бюджетных программ.

Неосвоение бюджетных средств на конец отчетного периода определяется как разница между планом финансирования по платежам и оплаченными обязательствами, экономией бюджетных средств, нераспределенными остатками резерва на инициативы Президента Республики Казахстан, резерва Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, возврата целевых трансфертов, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан, и возврата целевых трансфертов на развитие, выделенных в отчетном финансовом году, разрешенных доиспользовать в соответствии с Бюджетным кодексом.

При этом неиспользованные (недоиспользованные) бюджетные средства администратора бюджетных программ, использующих блочный бюджет по итогам отчетного финансового года в размере, не превышающем 5 (пять) процентов от предусмотренных бюджетных средств в отчетном финансовом году, не являются неосвоением бюджетных средств.

К экономии бюджетных средств относится:

экономия средств по результатам государственных закупок;

экономия по фонду оплаты труда: экономия по текущим затратам за счет наличия вакантных должностей, предоставления отпусков без содержания и выплаты по листкам временной нетрудоспособности, изменения графика отпусков, по социальному налогу, социальным отчислениям, оплате банковских услуг;

прочая экономия бюджетных средств: курсовая разница, изменение ставки вознаграждения (интереса) по кредитам, займам, изменение индекса инфляции, остаток недоиспользованных средств, сложившийся за счет изменения цен и натурального объема потребления, экономия по командировочным расходам, уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного, изменение плана мероприятий по текущим затратам, в связи с переносом сроков выезда и проведения мероприятий, нераспределенный остаток по распределяемым бюджетным программам, включая представительские затраты и заграничные командировки, экономия, полученная в результате сокращения или оптимизации бюджетных средств при условии достижения результатов.

По итогам отчетного года к неосвоению бюджетных средств прибавляется сумма неосвоения целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году, разрешенных доиспользовать по решению Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов в текущем финансовом году в соответствии со статьей 115 Бюджетного кодекса.

Не относится к неосвоению бюджетных средств для вышестоящего бюджета сумма неосвоения местными исполнительными органами нижестоящих бюджетов целевых трансфертов и бюджетных кредитов, выделенных из вышестоящего бюджета.

На основании проведенного бюджетного мониторинга центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета ежемесячно к десятому числу месяца, следующего за отчетным месяцем, направляют администраторам бюджетных программ, за исключением администраторов бюджетных программ, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также обеспечивающих безопасность охраняемых лиц и объектов, информацию-напоминание о непринятых обязательствах и несвоевременном выполнении плана финансирования по платежам в разрезе бюджетных программ (подпрограмм), согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

Администраторам бюджетных программ, осуществляющим разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также обеспечивающим безопасность охраняемых лиц и объектов, согласно пункта 3 статьи 1 Бюджетного кодекса, ежемесячно, к десятому числу месяца, следующего за отчетным месяцем, направляется напоминание о представлении информации о принятых, но не оплаченных обязательствах.

19. Для составления аналитического отчета государственное казначейство, местные уполномоченные органы по исполнению бюджета и аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в течение первых пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем, загружают данные по планам финансирования и по оплаченным обязательствам в разрезе бюджетных программ (подпрограмм) без учета внешних займов в информационную систему "е-Минфин" (далее – ИС). По мере формирования отчетных данных с учетом внешних займов уполномоченные органы по исполнению бюджета повторно загружают указанную информацию в ИС.

20. Администраторы местных бюджетных программ ежемесячно, не позднее первых пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем, и за отчетный год – не позднее 20 января года, следующего за отчетным финансовым годом, а администраторы республиканских бюджетных программ ежемесячно, не позднее первых семи рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем, и за отчетный год – не позднее 20 января года, следующего за отчетным финансовым годом, представляют государственному казначейству, местным уполномоченным органам по исполнению бюджета или аппаратам акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов отчет о результатах мониторинга реализации бюджетных программ (подпрограмм), сформированный в ИС по форме 1-МАБП (далее – форма 1-МАБП), согласно приложению 6 к настоящим Правилам. В данном отчете по каждой бюджетной программе (подпрограмме), по бюджетным программам (подпрограммам) развития республиканского бюджета – в разрезе бюджетных инвестиций, детально заполняются причины неисполнения планов по платежам и причины несвоевременного принятия обязательств в соответствии с планом по обязательствам с указанием факторов, приведших к неисполнению планов финансирования.

Аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов представляют ежемесячно, не позднее первых пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем, и за отчетный год – не позднее 20 января года, следующего за отчетным финансовым годом, в местный уполномоченный орган по исполнению бюджета района (города областного значения) аналитический отчет об исполнении бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, по форме 1-МУО (далее – форма 1-МУО), согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Местные уполномоченные органы по исполнению бюджета района (города областного значения) представляют ежемесячно, не позднее 7-го числа, следующего за отчетным месяцем, и за отчетный год – не позднее 25 января года, следующего за отчетным финансовым годом, в местный уполномоченный орган по исполнению бюджета области аналитический отчет об исполнении бюджета района (города областного значения) по форме 1-МУО, согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Местные уполномоченные органы по исполнению бюджета области, города республиканского значения и столицы представляют ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и за отчетный год - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета аналитический отчет об исполнении местного бюджета по форме 1-МУО, согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

21. Государственное казначейства не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и за отчетный год – не позднее 25 января года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет сводную отчетность о результатах мониторинга реализации бюджетных программ, сформированную на основе отчетов администраторов республиканских бюджетных программ, структурному подразделению центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, осуществляющему функции по проведению анализа исполнения бюджета, для проведения анализа реализации бюджетных программ.

22. Структурное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, осуществляющее функции по проведению анализа исполнения бюджета, формирует в ИС аналитический отчет об исполнении республиканского бюджета согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным представляют результаты аналитического отчета об исполнении соответствующего бюджета для учета при разработке или уточнении соответствующего бюджета в центральный и местные уполномоченные органы по бюджетному планированию, согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета ежеквартально (начиная с итогов первого квартала) до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам финансового года не позднее 25-го февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляют в Правительство Республики Казахстан, уполномоченные органы внешнего государственного аудита и финансового контроля, местные исполнительные органы и центральный уполномоченный орган по государственному планированию аналитический отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов, согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Аналитический отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный квартал и по итогам финансового года для представления в Правительство Республики Казахстан, уполномоченные органы внешнего государственного аудита и финансового контроля, местные исполнительные органы и центральный уполномоченный орган по государственному планированию основывается на результатах проведенного бюджетного мониторинга, с указанием причин неисполнения планов по платежам и причин несвоевременного принятия обязательств в соответствии с планом по обязательствам.

23. К причинам неосвоения относятся:

невыполненные договорные обязательства поставщиками: срыв поставщиками условий договора, отсутствие поставки (несвоевременная, некомплектная поставка) товаров поставщиками, отставание от графика производства работ (оказание услуг), несвоевременное представление актов выполненных работ, счетов-фактур, отсутствие или непредставление документов, подтверждающих обоснованность платежа;

по государственным закупкам: несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, несвоевременное проведение (не проведение) конкурсных процедур, перенос сроков проведения конкурсных процедур, длительное проведение конкурсных процедур;

управление бюджетной программой (подпрограммой) администраторами бюджетных программ: не заключение договоров, длительное проведение процедур заключения договоров, дополнительных соглашений, длительное согласование документов по оплате, несвоевременное проведение запланированных мероприятий, некачественный анализ рынка поставщиков товаров (работ, услуг), позднее представление договоров на регистрацию в органы казначейства, позднее представление счета к оплате в органы казначейства, возврат без исполнения документов (по причине неправильного оформления, неверного применения специфики, несоответствия реквизитов получателей денег и другое), уменьшение размера авансовой оплаты, нахождение договора на стадии согласования, корректировка технико-экономических обоснований, финансово-экономических обоснований, проектно-сметной документации, не востребованность бюджетных средств, завышенные стоимостные и количественные показатели;

прочие причины: обстоятельства непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (к примеру, стихийные явления, военные действия), позднее перечисление целевых трансфертов, судебные разбирательства, проведение выплаты по решениям судов, проведение претензионно-исковой работы по защите интересов государства в суде, несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ (подпрограмм), по статье особые затраты, оплата за фактический объем оказанных услуг, отсутствие судебных решений, длительное подписание постановлений судов, отсутствие потребности в расходовании средств в отчетном месяце, возврат бюджетных средств по актам проверки органов контроля, неподписание акта о приемке объектов государственной приемочной комиссией, удержание 5 процентов по условиям договора, приостановление расходов согласно предписаниям надзорных органов, оптимизация расходов при уточнении бюджета, неподписание подрядчиком уведомления на окончательную оплату услуг, недофинансирование средств из бюджета, связанное с недостаточностью средств на контрольном счете наличности соответствующего бюджета.

24. Форма 1-МАБП должна заполняться администраторами бюджетных программ в ИС в формате, формируемом данным программным обеспечением.

25. Все стоимостные показатели в отчете о результатах мониторинга реализации бюджетных программ (подпрограмм) предоставляются в тысячах тенге с одним десятичным знаком.

26. Результаты анализа доводятся до сведения соответствующего уполномоченного органа по исполнению бюджетов ежемесячно к 25 числу, следующему за отчетным месяцем.

Центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета используют при подготовке аналитического отчета об исполнении республиканского и местных бюджетов за соответствующий год данные:

аналитического отчета о доиспользовании целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году и разрешенных доиспользовать по решению Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов в текущем году согласно приложению 8 к настоящим Правилам;

по неосвоению бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета согласно приложению 9 к настоящим Правилам;

о неэффективном расходовании средств республиканского бюджета согласно приложению 10 к настоящим Правилам.

27. Администраторы республиканских бюджетных программ не позднее 20 числа текущего месяца представляют в государственное казначейство информацию об ожидаемом исполнении плана финансирования по платежам согласно приложению 11 к настоящим Правилам.

Параграф 3. Анализ исполнения целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы

28. Анализ исполнения целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы осуществляется уполномоченными органами по исполнению бюджета на основе бюджетной отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов и информации, предоставляемой администраторами бюджетных программ.

29. Администраторы местных бюджетных программ представляют в местный уполномоченный орган по исполнению бюджета или аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа:

1) отчет администратора местной бюджетной программы о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из местного бюджета и реализуемых за счет трансфертов (кредитов) из республиканского бюджета, по форме 2-ЦТАБП, согласно приложению 12 к настоящим Правилам:

за отчетный месяц – не позднее 4-го числа месяца, следующего за отчетным;

за отчетный год – не позднее 18-го января года, следующего за отчетным финансовым годом;

2) информацию о доиспользовании администраторами бюджетных программ целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году и разрешенных доиспользовать по решению местных исполнительных органов в текущем году, по форме 3-ДАБП, согласно приложению 13 к настоящим Правилам:

за отчетный год – не позднее 15 января года, следующего за отчетным финансовым годом.

30. Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа представляет в уполномоченный орган по исполнению бюджета района (города областного значения):

1) отчет аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из районного (города областного значения) бюджета и реализуемых за счет трансфертов (кредитов) из республиканского бюджета, по форме 2-ЦТСО, согласно приложению 14 к настоящим Правилам:

за отчетный месяц – не позднее 4-го числа месяца, следующего за отчетным;

за отчетный год – не позднее 18-го января года, следующего за отчетным финансовым годом;

2) информацию аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа о доиспользовании целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году и разрешенных доиспользовать по решению местных исполнительных органов в текущем году, по форме 3-ДСО, согласно приложению 15 к настоящим Правилам:

за отчетный год – не позднее 15-го января года, следующего за отчетным финансовым годом.

31. Уполномоченный орган по исполнению бюджета района, города областного значения представляет в уполномоченный орган по исполнению бюджета области:

1) отчет уполномоченного органа по исполнению бюджета района, города областного значения о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из областного бюджета и реализуемых за счет трансфертов (кредитов) из республиканского бюджета, по форме 2-ЦТРН согласно приложению 16 к настоящим Правилам:

за отчетный месяц – не позднее 6-го числа месяца, следующего за отчетным;

за отчетный год – не позднее 20-го января года, следующего за отчетным финансовым годом;

2) информацию уполномоченного органа по исполнению бюджета района, (городов областного значения) о доиспользовании целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году и разрешенных доиспользовать по решению местных исполнительных органов в текущем году, по форме 3-ДРН согласно приложению 17 к настоящим Правилам:

за отчетный год – не позднее 20-го января года, следующего за отчетным финансовым годом.

32. Уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения и столицы представляет в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета:

1) отчет уполномоченного органа по исполнению бюджета области, города республиканского значения и столицы о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из республиканского бюджета, по форме 2-ЦТО (далее – форма 2-ЦТО), согласно приложению 18 к настоящим Правилам:

за отчетный месяц – не позднее 8-го числа месяца, следующего за отчетным;

за отчетный год – не позднее 25-го января года, следующего за отчетным финансовым годом;

2) информацию уполномоченного органа по исполнению бюджета области (города республиканского значения и столицы) о доиспользовании целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году и разрешенных доиспользовать по решению Правительства Республики Казахстан в текущем году, по форме 3-ДО согласно приложению 19 к настоящим Правилам:

за отчетный год – не позднее 25-го января года, следующего за отчетным финансовым годом.

Уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения и столицы при составлении отчета обеспечивает правильность отражения сумм утвержденного, уточненного, скорректированного бюджета, выделенных из республиканского бюджета, а также осуществляет анализ причин неосвоения выделенных из республиканского бюджета средств.

В случае совпадения срока, установленного для представления отчетов о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов с выходным (нерабочим) днем, отчеты представляются на следующий за ним первый рабочий день.

33. Отчет о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы, по форме 2-ЦТО и аналитический отчет о реализации целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы, по форме согласно приложению 20 к настоящим Правилам составляются с использованием ИС.

34. Выходные формы отчетов о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы и аналитических отчетов о реализации целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы представляются посредством ИС, удостоверенные электронной цифровой подписью руководителя уполномоченного органа по исполнению бюджета.

35. Все стоимостные показатели в отчетах о результатах мониторинга реализации целевых текущих трансфертов, целевых трансфертов на развитие и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы и в аналитических отчетах о реализации целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы заполняются в тенге, при этом в выходных формах отражаются в тысячах тенге, с одним десятичным знаком.

36. Результаты анализа исполнения целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы доводятся до сведения соответствующего уполномоченного органа по исполнению бюджета.

37. Для проведения анализа исполнения целевых трансфертов центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, на основании отчетных данных местных уполномоченных органов по исполнению бюджета, осуществляет прогнозирование ожидаемого исполнения плана на год по целевым трансфертам, выделенным из республиканского бюджета, по форме согласно приложению 20 к настоящим Правилам.

Глава 3. Порядок анализа реализации бюджетных программ (подпрограмм)

38. Администраторы бюджетных программ по итогам финансового года составляют и представляют отчет о реализации бюджетных программ (подпрограмм) в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом по форме 4-РБП, согласно приложению 21 к настоящим Правилам, в разрезе каждой бюджетной программы (подпрограммы) с пояснительной запиской к нему посредством электронного документооборота.

39. Уполномоченный орган по исполнению бюджета, аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа на основании представленной информации администраторами бюджетных программ, материалов служб внутреннего аудита, а также определения влияния внутренних и внешних факторов, проводит анализ по достижению показателей результата бюджетной программы (подпрограммы).

40. Уполномоченный орган по исполнению бюджета, аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа осуществляет анализ достижения показателей результата бюджетной программы (подпрограмм) для включения полученной на его основе информации в Аналитический отчет об исполнении соответствующего бюджета по поступлениям, а также о реализации бюджетных программ.

Глава 4. Порядок составления и представления отчета о конечных результатах, достигнутых за счет использования целевых трансфертов

41. Администраторы местных бюджетных программ составляют отчет о конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов, по форме 5-ЦТ, согласно приложению 22 к настоящим Правилам.

Администраторы бюджетных программ городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по итогам года представляют посредством электронного документооборота отчет о конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов, до 18 января года, следующего за отчетным, соответствующему администратору бюджетных программ района (города областного значения).

Администраторы бюджетных программ района (города областного значения) по итогам года представляют посредством электронного документооборота отчет о конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов, до 20 января года, следующего за отчетным, соответствующему администратору бюджетных программ области.

Администраторы бюджетных программ области, города республиканского значения, столицы по итогам года представляют посредством электронного документооборота отчет о конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов, до 25 января года, следующего за отчетным, соответствующему администратору республиканских бюджетных программ.

Администратор республиканских бюджетных программ до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет сводный отчет о конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов, центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета.

Достижение результатов по каждому показателю конечных результатов отражаются в разрезе регионов и мероприятий.

Глава 5. Порядок анализа исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа

42. Для проведения анализа исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа по итогам полугодия и отчетного года составляет отчет о реализации бюджетных программ в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

43. Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа представляет отчет о реализации бюджетных программ членам комиссии местного сообщества в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

44. Члены комиссии местного сообщества рассматривают представленные аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, результаты анализа исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа и на их основе составляют отчет о результатах мониторинга до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом по итогам полугодия и отчетного года.

45. Отчет о результатах мониторинга содержит аналитическую информацию об исполнении бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа (далее – Аналитическая информация).

46. Аналитическая информация включает:

1) аналитические данные по поступлениям в бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа;

2) плановые и фактические расходы на реализацию бюджетных программ с обоснованием причин неисполнения;

3) информация о достижении показателей результатов бюджетных программ;

4) выводы по результатам проведенного мониторинга.

47. Отчет о результатах мониторинга, подписанный членами комиссии местного сообщества, выносится на обсуждение собрания местного сообщества до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

48. По итогам обсуждения отчета о результатах мониторинга собрание местного сообщества принимает рекомендации по эффективному исполнению бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, оформляемые соответствующим протоколом.

49. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания местного сообщества и передается акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа.

50. Рекомендации по эффективному исполнению бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа рассматриваются акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа и выносятся на очередное собрание местного сообщества с обоснованным заключением до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

51. Результаты итогов по рассмотрению заключения, представленного акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа и рекомендации, данные собранием местного сообщества, учитываются при формировании и уточнении соответствующих местных бюджетов.

Глава 6. Порядок составления и представления отчетов о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, о выполнении государственного задания

52. Администраторы местных бюджетных программ составляют отчет о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме 5-ГП, согласно приложению 23 к настоящим Правилам.

Администраторы бюджетных программ городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по итогам года представляют посредством электронного документооборота отчет о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, до 18 января года, следующего за отчетным, соответствующему администратору бюджетных программ района (города областного значения).

Администраторы бюджетных программ района (города областного значения) по итогам года представляют посредством электронного документооборота отчет о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, до 20 января года, следующего за отчетным, соответствующему администратору бюджетных программ области.

Администраторы бюджетных программ области, города республиканского значения, столицы по итогам года представляют посредством электронного документооборота отчет о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, до 25 января года, следующего за отчетным, соответствующему администратору республиканских бюджетных программ.

Администратор республиканских бюджетных программ до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет сводный отчет о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета.

53. Администратор республиканских бюджетных программ в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют отчет о выполнении государственных заданий, по форме 5-ГЗ согласно приложению 24 к настоящим Правилам центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила проведения бюджетного мониторинга на 2025 финансовый год Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок анализа исполнения бюджета Параграф 1. Анализ исполнения поступлений бюджета Параграф 2. Анализ исполнения расходной части бюджета Параграф 3. Анализ исполнения целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы Глава 3. Порядок анализа реализации бюджетных программ (подпрограмм) Глава 4. Порядок составления и представления отчета о конечных результатах, достигнутых за счет использования целевых трансфертов Глава 5. Порядок анализа исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа Глава 6. Порядок составления и представления отчетов о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, о выполнении государственного задания Глава 7. Порядок составления и представления отчетов об использовании резерва Правительства Республики Казахстан, об использовании резерва местного исполнительного органа Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Правила проведения бюджетного мониторинга Глава 1. Цель и задачи Глава 2. Порядок анализа исполнения бюджета Параграф 1. Анализ исполнения поступлений бюджета Параграф 2. Анализ исполнения расходной части бюджета Параграф 3. Анализ исполнения целевых трансфертов и кредитов, выделенных из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы Глава 3. Порядок анализа реализации бюджетных программ (подпрограмм) Глава 4. Порядок составления и представления отчета о конечных результатах, достигнутых за счет использования целевых трансфертов Глава 5. Порядок анализа исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа Глава 6. Порядок составления и представления отчетов о результатах мониторинга использования субъектами предпринимательства бюджетных средств, полученных в рамках оказания государственной поддержки, о выполнении государственного задания Глава 7. Порядок составления и представления отчетов об использовании резерва Правительства Республики Казахстан, об использовании резерва местного исполнительного органа Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 мая 2025 года №275
"Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга"

О документе

Номер документа:275
Дата принятия: 30.05.2025
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16.06.2025
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 5 июня 2025 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 16 июня 2025 года, за исключением:

абзаца третьего пункта 1 настоящего приказа, который вводится в действие - с 1 июля 2026 года.

При этом, абзац второй пункта 1 настоящего приказа действует по 30 июня 2026 года включительно.