Дата обновления БД:
13.06.2025
Добавлено/обновлено документов:
380 / 1022
Всего документов в БД:
323983
ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА - МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 27 мая 2025 года №40
Об утверждении Правил планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и порядок проведения мониторинга их использования
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и порядок проведения мониторинга их использования.
2. Департаменту бюджетной политики Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить в течении пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа его направление для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан и на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после первого его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан
С.Жумангарин
Утверждены Приказом Заместитель Премьер-Министра – Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 мая 2025 года №40
Правила планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и порядок проведения мониторинга их использования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и порядок проведения мониторинга их использования (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок планирования трансфертов общего характера, включающий процесс взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок предоставления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и порядок проведения мониторинга их использования.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) бюджетные изъятия – трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском, областном или районном (города областного значения) бюджете.
2) бюджетные субвенции – трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском, областном или районном (города областного значения) бюджете;
3) целевые трансферты общего характера – расходы на новые направления, включая трансферты, передаваемые в нижестоящие бюджеты, утвержденные в соответствующем бюджете в виде целевых трансфертов в период действующих трехлетних объемов трансфертов общего характера, с сохранением их целевого назначения по которым Республиканской, областной, районной (города областного значения) бюджетными комиссиями выработаны предложения о передаче отдельных расходов в нижестоящий бюджет;
4) нецелевые трансферты общего характера – расходы, предназначенные для финансового обеспечения предоставления гарантированных государством услуг, реализации задач и функций местного исполнительного органа и предоставляются на безвозмездной и невозвратной основе без установления направлений их использования;
3. Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.
4. Объемы трансфертов общего характера устанавливаются:
1) законом Республики Казахстан об объемах трансфертов общего характера – между республиканским бюджетом и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы;
2) решением областного маслихата об объемах трансфертов общего характера – между областными бюджетами и районными (городов областного значения) бюджетами;
3) решением маслихата о районном (города областного значения) бюджете – между районным (города областного значения) и бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов без права изменения объемов трансфертов общего характера, установленных решением областного маслихата об объемах трансфертах общего характера.
Объемы трансфертов общего характера подлежат изменению через каждые три года.
Глава 2. Порядок планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера
5. Порядок планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера состоит из следующих этапов:
1) определение прогнозных объемов доходов местных бюджетов;
2) определение прогнозных объемов затрат местных бюджетов по целевым и нецелевым трансфертам общего характера, включая объемы затрат на развитие;
3) определение центральным уполномоченным органом по бюджетной политике объемов нецелевых трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период и представление в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для учета при определении лимитов расходов администраторов республиканских бюджетных программ;
4) определение минимальных объемов финансирования из местного бюджета отдельных направлений расходов по предложению центральных или местных уполномоченных органов соответствующей отрасли (сферы);
5) разработка проекта закона об объемах трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, решений областного маслихата об объемах трансфертов общего характера между областным бюджетом и районными (городов областного значения) бюджетами, маслихата о районном (города областного значения) - между районным (города областного значения) и бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
6. При формировании прогнозных объемов затрат местных бюджетов в объемах трансфертов общего характера учету подлежат:
1) ежегодная индексация, предусмотренная законодательными актами Республики Казахстан;
2) прогнозная численность потребителей государственных услуг в регионе;
3) расходы на новые инициативы, направленные на финансирование новых направлений расходов, имеющих положительные предложения соответствующей бюджетной комиссии в соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса;
4) увеличение базовых расходов, не связанное с изменением макроэкономических и социальных показателей и предусматривающее дополнительные направления расходования бюджетных средств (расширение объема выполняемых государственных функций, полномочий и компетенций оказываемых государственных услуг) в рамках существующих бюджетных программ;
5) целевые текущие трансферты нижестоящими бюджетами в вышестоящие, направленные на компенсацию потерь вышестоящих бюджетов, вытекающих из принятия законодательных актов, актов Президента Республики Казахстан, предусматривающих увеличение расходов вышестоящего бюджета в связи с передачей функций государственных органов из нижестоящего уровня государственного управления в вышестоящий;
6) перечень бюджетных программ (подпрограмм), предлагаемый к передаче в местный бюджет в разрезе областей, городов республиканского значения, столицы с указанием сумм расходов на трехлетний период, имеющих положительное решение Республиканской бюджетной комиссии;
7) сумма превышения установленной суммы с учетом внесенных в нее в ходе исполнения бюджета изменений над годовой суммой сводного плана финансирования по платежам на конец соответствующего финансового года по итогам истекшего финансового года, в случае финансирования местными исполнительными органами отдельных направлений расходов из местного бюджета ниже минимальных объемов, установленных законом и (или) решением областного маслихата об объемах трансфертов общего характера;
8) целевые индикаторы и макроиндикаторы, отраженные в плане развития области, города республиканского значения, столицы, инвестиционный план государственного органа, области, города республиканского значения, столицы;
7. При формировании прогнозных объемов затрат местных бюджетов в объемах трансфертов общего характера рассмотрению подлежат:
1) параметры утвержденного местного бюджета;
2) результаты обзора расходов;
3) результаты мониторинга в области межбюджетных отношений;
4) итоги системы оценки результатов в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса;
5) результаты ежегодного мониторинга обеспеченности населенных пунктов минимально обязательным уровнем объектов и услуг (благ) в зависимости от типа (город, село) и размера (численности населения) населенных пунктов в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Бюджетного кодекса;
6) результаты экспертно-аналитической деятельности уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля в бюджетных отношениях в соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса;
8. При формировании прогнозных объемов текущих затрат местных бюджетов в объемах нецелевых трансфертов общего характера не учитываются:
1) целевые текущие трансферты из вышестоящего бюджета;
2) резерв Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов;
3) затраты на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа;
4) бюджетные кредиты;
5) государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства;
6) имиджевые и представительские расходы;
7) расходы на предоставление грантов;
8) расходы на проведение исследований и консалтинговые услуги за счет средств местных бюджетов;
9) расходы на научно-технические проекты и программы.
Параграф 1. Определение прогнозных объемов доходов местных бюджетов
9. Прогнозные объемы доходов бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы, бюджетов районов (городов областного значения), бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов рассчитываются на основе типовой методики расчетов трансфертов общего характера, разрабатываемой и утверждаемой центральным уполномоченным органом по бюджетной политике.
Аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов не позднее 15 марта года, предшествующему планируемому периоду определяют прогнозные объемы доходов с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период и вносят в местный уполномоченный орган по государственному планированию района (города областного значения) прогноз доходов местного бюджета города районного значения, сел, поселков, сельского округа по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию района (города областного значения) не позднее 15 апреля года, предшествующему планируемому периоду определяют прогнозные объемы доходов с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период и вносят в местный уполномоченный орган по государственному планированию области прогноз доходов местного бюджета района (города областного значения) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию области не позднее 15 апреля года, предшествующему планируемому периоду определяют прогнозные объемы доходов областного (города республиканского значения, столицы) бюджета с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы не позднее 25 апреля года, предшествующему планируемому периоду определяют прогнозные объемы доходов местного бюджета области (города республиканского значения, столицы) с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период и вносят в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике рассматривает прогнозный объем доходов областей, городов республиканского значения, столицы с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период и доводит до местного уполномоченного органа по государственному планированию областей, городов республиканского значения, столицы доходы на предстоящий трехлетний период.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию области рассматривает областной прогнозный объем доходов с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию области рассматривает прогнозный объем доходов района (города областного значения) с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период и доводит до местного уполномоченного органа по государственному планированию района (города областного значения) доходы на предстоящий трехлетний период.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию района (города областного значения) рассматривает прогнозный объем доходов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с учетом доходного потенциала на предстоящий трехлетний период и доводит до местного уполномоченного органа по государственному планированию городов районного значения, сел, поселков, сельских округов доходы на предстоящий трехлетний период.
Параграф 2. Определение прогнозных объемов затрат местных бюджетов по целевым и нецелевым трансфертам общего характера, включая объемы затрат на развитие
10. Определение прогнозных объемов затрат местных бюджетов по целевым и нецелевым трансфертам общего характера осуществляется в два этапа.
11. На первом этапе осуществляется формирование предложений к прогнозным объемам затрат нецелевых и целевых трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период, в том числе:
1) для планирования объемов трансфертов общего характера между районными (городов областного значения) бюджетами и бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов не позднее 10 февраля года, предшествующему планируемому периоду представляют в местные уполномоченные органы соответствующей отрасли (сферы) района (города областного значения) и в местный уполномоченный орган по государственному планированию района (города областного значения) предложения по формам согласно приложениям 5, 6, 7, 8 и 9 к настоящим Правилам.
Местные уполномоченные органы соответствующей отрасли (сферы) района (города областного значения), не позднее 15 февраля года, предшествующему планируемому периоду представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию района (города областного значения) предложения по формам согласно приложениям 5, 6, 7, 8 и 9 к настоящим Правилам.
Местный уполномоченный орган по государственному планированию района (города областного значения) на основании предложений аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и местных уполномоченных органов соответствующей отрасли (сферы) района (города областного значения), формирует бюджет района (города областного значения) и не позднее 25 февраля года, предшествующего планируемому периоду, вносит на рассмотрение местного уполномоченного органа по государственному планированию области предложения по формам согласно приложениям 10, 11, 12, 13 и 14 к настоящим Правилам.
Местные уполномоченные органы соответствующей отрасли (сферы) области, не позднее 25 февраля года, предшествующего планируемому периоду, представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию области, согласованные с местными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) района (города областного значения) предложения по формам согласно приложениям 10, 11, 12, 13 и 14 к настоящим Правилам;
2) для планирования объемов трансфертов общего характера между областным бюджетом и районными (городов областного значения) бюджетами местный уполномоченный органы по государственному планированию области на основании предложений местных уполномоченных органов по государственному планированию района (города областного значения) и от местных уполномоченных органов соответствующей отрасли (сферы) области формирует бюджет области (города республиканского значения) и не позднее 15 марта года, предшествующего планируемому периоду, вносит на рассмотрение бюджетной комиссии области предложения по формам согласно приложениям 15, 16, 17, 18 и 19 к настоящим Правилам
3) для планирования объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и областными, городов республиканского значения, столицы бюджетами:
местные уполномоченные органы по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы на основании предложений уполномоченных органов по государственному планированию района (города областного значения) и местных уполномоченных органов соответствующей отрасли (сферы) области, города республиканского значения, столицы и заключений бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы формирует и не позднее 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, вносит на рассмотрение в центральный уполномоченный орган по бюджетной политики предложения по формам согласно приложениям 15, 16, 17, 18 и 19 к настоящим Правилам;
местные уполномоченные органы соответствующей отрасли (сферы) области, города республиканского значения, столицы по формам согласно приложениям 17 и 18 к настоящим Правилам, формирует и не позднее 20 марта года, предшествующего планируемому периоду, вносит на рассмотрение центральных уполномоченных государственных органов соответствующей отрасли (сферы) предложения по прогнозным объемам капитальных затрат и затрат на развитие местных бюджетов в объемах нецелевых трансфертов общего характера;
4) центральные государственные органы соответствующей отрасли (сферы) на основании информации, полученной от местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы по капитальным затратам и затратам на бюджет развитие в объемах затрат местных бюджетов по нецелевым трансфертам общего характера и с учетом приоритетов отраслевой политики согласно требованиям абзаца 6 пункта 4 статьи 80 Бюджетного кодекса их финансирования и не позднее 15 апреля года, предшествующего планируемому периоду, вносят предложения на согласование в центральные уполномоченные органы по бюджетной политике и бюджетному планированию;
5) центральные государственные органы соответствующей отрасли (сферы) вносят по форме согласно приложению 20 к настоящим Правилам в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике предложения по установлению минимальных объемов финансирования из местного бюджета по отдельным направлениям расходов в объемах нецелевых трансфертов общего характера.
12. Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике формирует предложения по прогнозным объемам трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период по формам согласно приложениям 21, 22, 23, 24 и 25 к настоящим Правилам и не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, представляют их в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для учета при определении лимитов расходов администраторов республиканских бюджетных программ.
13. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в год формирования трансфертов общего характера на основании предложений центрального уполномоченного органа по бюджетной политике и центральных отраслевых государственных органов не позднее 7 июня года, предшествующего планируемому периоду, вносит на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии:
1) прогнозные объемы нецелевых трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период, учтенные при определении лимитов расходов администраторов республиканских бюджетных программ;
2) перечень соответствующих бюджетных программ (подпрограмм) в разрезе областей, городов республиканского значения, столицы с указанием сумм расходов на трехлетний период, по которым принято решение о передаче их в местный бюджет для включения в объемы целевых трансфертов общего характера;
3) прогнозные объемы капитальных затрат и затрат на развитие местных бюджетов, рассчитанные центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) в соответствии с отраслевыми методиками их финансирования, для включения в объемы нецелевых трансфертов общего характера абсолютными суммами;
4) прогнозные объемы затрат на развитие местных бюджетов, рассчитанные центральным уполномоченным органом по региональной политике с применением показателей обеспеченности населенных пунктов минимально обязательным уровнем объектов и услуг (благ) в зависимости от типа (город, село) и размера (численности населения) населенных пунктов в рамках системы региональных стандартов, за исключением направлений относящихся к сфере частного предпринимательства и объектов республиканской собственности.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике с учетом положительного заключения Республиканской бюджетной комиссии не позднее пяти рабочих дней со дня его получения направляет лимиты по прогнозным объемам трансфертов общего характера местным исполнительным органам областей, городов республиканского значения, столицы.
В случае изменении лимитов по прогнозным объемам трансфертов общего характера в заключении центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию и (или) соответствующего местного уполномоченного органа по государственному планированию определяется перечень расходов, на которые выделение бюджетных средств не представляется возможным.
Местные уполномоченные органы по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы дорабатывают предложения к прогнозным объемам нецелевых и целевых трансфертов общего характера на плановый трехлетний период и вносит их на рассмотрение бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы.
Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы не позднее 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, представляют в уполномоченный орган по бюджетной политике согласованные с центральными уполномоченными государственными органами соответствующей отрасли (сферы) предложения к разделам проекта Закона Республики Казахстан об объемах трансфертов общего характера.
14. На втором этапе осуществляется уточнение прогноза показателей и актуализация разделов проектов решений областного маслихата об объемах трансфертов общего характера и маслихата района (города областного значения) о районном (города областного значения) бюджете:
1) в сентябре года, предшествующего планируемому периоду, местный уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы с участием местных уполномоченных органов соответствующей отрасли (сферы) области, города республиканского значения, столицы, исполнительных органов района (города областного значения) на основе проекта Закона Республики Казахстан об объемах трансфертов общего характера проводит уточнение прогнозных объемов затрат нецелевых и целевых трансфертов общего характера и выносит на рассмотрение бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы;
2) местные уполномоченные органы соответствующей отрасли (сферы) области и исполнительные органы района (города областного значения) с учетом предложений аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по формам согласно приложениям 26 и 27 к настоящим Правилам не позднее 10 сентября года, предшествующего планируемому периоду, представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию области согласованные предложения по целевым трансфертам общего характера и затрат на развитие к разделам проекта решения областного маслихата об объемах трансфертов общего характера;
3) местный уполномоченный орган по государственному планированию дорабатывает проект решения областного маслихата об объемах трансфертов общего характера;
4) местный исполнительный орган области с учетом положительного заключения бюджетной комиссии области не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому периоду, вносит его на рассмотрение маслихата области;
5) местный исполнительный орган района (города областного значения) на основании проекта решения областного маслихата об объемах трансфертов общего характера уточняет проект решения маслихата о районном (города областного значения) бюджете;
6) местный исполнительный орган района (города областного значения) с учетом положительного заключения бюджетной комиссии района (города областного значения) не позднее 1 ноября года вносит его на рассмотрение маслихата района.
Параграф 3. Обзор расходов для расчета объемов трансфертов общего характера
15. Обзор расходов при планировании трансфертов общего характера представляет собой анализ расходов, финансировавшиеся в предыдущие финансовые годы за счет целевых трансфертов, включенных в затраты местных бюджетов при планировании трансфертов общего характера в предыдущем трехлетнем периоде и на очередной трехлетний период на предмет их соответствия проводимой отраслевой политике для принятия решения о включении в объемы трансфертов общего характера.
16. Обзор расходов осуществляется:
1) аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по согласованию местными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) района (города областного значения).
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 мая 2025 года №40 "Об утверждении Правил планирования трансфертов общего характера, включающий порядок взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, других организаций, порядок представления и согласования центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) и местными исполнительными органами форм, перечней показателей, необходимых для расчета трансфертов общего характера, и порядок проведения мониторинга их использования"
О документе
Номер документа: | 40 |
Дата принятия: | 27.05.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 14.06.2025 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 3 июня 2025 года.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 14 июня 2025 года.