Не вступил в действие

О вступлении в силу документа смотри пункт 4.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 декабря 2024 года №445

О внесении изменений в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года №173 "Об утверждении Типовых инструкций по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, в аэропортах, при обслуживании воздушного движения, при техническом обслуживании воздушных судов, авиационных учебных центров гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года №173 "Об утверждении Типовых инструкций по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, в аэропортах, при обслуживании воздушного движения, при техническом обслуживании воздушных судов, авиационных учебных центров гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №6855) следующие изменения:

Типовую инструкцию по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, утвержденную указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

Типовую инструкцию по управлению безопасностью полетов в аэропортах, утвержденную указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

Типовую инструкцию по управлению безопасностью полетов при обслуживании воздушного движения, утвержденную указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу;

Типовую инструкцию по управлению безопасностью полетов при техническом обслуживании воздушных судов, утвержденную указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему приказу;

Типовую инструкцию по управлению безопасностью полетов авиационных учебных центров гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг, утвержденную указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 5 к настоящему приказу.

2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан

М.Калиакпаров

Приложение 1

к Приказу исполняющего обязанности Министра транспорта Республики Казахстан от 30 декабря 2024 года №445

Утверждена Приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года №173

Об утверждении Типовой инструкции по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов

Раздел 1. Введение

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Типовая инструкция по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов (далее - Типовая инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон), Приложением 19 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - Конвенция), Программой по безопасности полетов в сфере гражданской авиации, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2016 года №136, Doc 9859 ИКАО "Руководство по управлению безопасностью полетов".

Типовая инструкция детализирует требования по внедрению и поддержанию функционирования системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) поставщиками обслуживания, являющимися эксплуатантами гражданских воздушных судов, осуществляющими международные коммерческие воздушные перевозки и эксплуатантами тяжелых или турбореактивных самолетов авиации общего назначения, допущенными к выполнению международных полетов (далее - поставщик обслуживания).

СУБП поставщика обслуживания учитывает концептуальные рамки для внедрения и поддержания функционирования СУБП, указанные в пункте 3 главы 1 настоящей Типовой инструкции, а также соответствует масштабам деятельности поставщика обслуживания и сложности предоставляемых им авиационных услуг.

Применение положений настоящего пункта не препятствует эксплуатантам гражданских воздушных судов авиации общего назначения, не допущенных к выполнению международных полетов применять требования настоящей Типовой инструкции.

2. Основные понятия, используемые в настоящей Типовой инструкции:

1) первый руководитель организации гражданской авиации (далее - первый руководитель) - единоличное, идентифицируемое должностное лицо, несущее персональную ответственность за действенное и эффективное функционирование СУБП поставщика обслуживания;

2) справедливая культура - принцип обеспечения безопасности полетов, при котором авиационный персонал и иные работники в сфере гражданской авиации сообщают об ошибках или проступках и не несут ответственности за совершенные ошибки или проступки в сфере гражданской авиации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

3) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

4) интерфейс - взаимодействие как между внутренними структурными подразделениями поставщика обслуживания, так и с внешними организациями, с которыми он взаимодействует при предоставлении своих авиационных услуг;

5) опасность (опасный фактор) - состояние или объект, которые могут вызвать авиационный инцидент или авиационное происшествие или способствовать их возникновению;

6) реагирующий метод выявления опасностей (опасных факторов) - процесс, в ходе которого осуществляется анализ результатов или событий, имевших место в прошлом. Опасности (опасные факторы) выявляются в процессе расследования авиационных происшествий или инцидентов, связанных с безопасностью полетов. Авиационные происшествия и (или) инциденты являются показателем недостатков в системе и благодаря этому могут использоваться для определения того, какие опасности (опасные факторы) способствовали событию;

7) проактивный метод выявления опасностей (опасных факторов) - процесс, в ходе которого осуществляется сбор информации и (или) данных о безопасности полетов исходя из событий или процессов с менее серьезными последствиями, а также анализ информации или данных о частоте событий в целях определения возможности развития опасностей (опасных факторов) в авиационное происшествие или инцидент. Информация о безопасности полетов для проактивного выявления опасностей (опасных факторов) поступает главным образом из программ анализа полетной информации, систем представления данных о безопасности полетов и мероприятий по обеспечению безопасности полетов;

8) авиационная система поставщика обслуживания - набор элементов таких как: любая продукция, люди, процессы, процедуры, объекты, услуги и другие аспекты организации, включая внешние факторы, которые работают вместе как части единого процесса, и в рамках СУБП связаны с деятельностью поставщика обслуживания по обеспечению безопасности полетов, и оказывают влияние на эту деятельность;

9) степень серьезности риска (факторов риска) - степень вреда, который обоснованно можно ожидать в виде последствий или результатов выявленных опасностей (опасных факторов);

10) безопасность полетов - состояние, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности (опасных факторов) и контроля рисков (факторов риска);

11) руководитель инспекции по безопасности полетов (руководитель по безопасности полетов) - должностное лицо поставщика обслуживания ответственное за внедрение и эффективное функционирование СУБП.

12) информация о безопасности полетов - данные о безопасности полетов, обработанные, систематизированные или проанализированные в конкретном контексте с тем, чтобы сделать их пригодными для целей управления Наименование должности руководителя инспекции по безопасности полетов (руководителя по безопасности полетов) зависит от организационной структуры поставщика обслуживания; безопасностью полетов;

13) данные о безопасности полетов - определенный набор фактов или значимых результатов, касающихся безопасности полетов и полученных из различных связанных с авиацией источников, которые используются для поддержания или повышения уровня безопасности полетов. Сбор таких данных о безопасности полетов осуществляется в ходе связанных с безопасностью полетов мероприятий проактивного или реагирующего характера, включая расследования авиационных происшествий или инцидентов, отчетность в области безопасности полетов, представление данных о поддержании летной годности, мониторинг эксплуатационных характеристик, инспекции, проверки, обследования, исследования и обзоры состояния безопасности полетов;

14) система сбора и обработки данных о безопасности полетов (далее - ССОДБП) - системный подход, позволяющий собирать, регистрировать и хранить данные и информацию о безопасности полетов для последующего проведения анализа полученных данных и информации о безопасности полетов в целях обеспечения деятельности по управлению эффективностью обеспечения безопасности полетов;

15) риск (фактор риска) для безопасности полетов - предполагаемая вероятность и серьезность последствий или результатов опасности (опасного фактора);

16) вероятность риска (факторов риска) для безопасности полетов -возможность возникновения небезопасного события или результата;

17) СУБП - системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, обязанности, руководящие принципы и процедуры;

18) руководство по системе управления безопасностью полетов (далее - РУБП) - документ поставщика обслуживания, описывающий организацию системы управления безопасностью полетов;

19) показатель эффективности обеспечения безопасности полетов (Safety Performance Indicator - SPI) - основанный на данных параметр, используемый для мониторинга и оценки эффективности обеспечения безопасности полетов;

20) целевой уровень эффективности обеспечения безопасности полетов (Safety Performance Target - SPT) - планируемый или предполагаемый государством или поставщиком обслуживания целевой уровень для показателя эффективности обеспечения безопасности полетов на заданный период, отражающий цели в области безопасности полетов;

21) эффективность обеспечения безопасности полетов - достигнутый государством или поставщиком обслуживания уровень безопасности полетов, определяемый установленными ими целевыми уровнями эффективности обеспечения безопасности полетов и показателями эффективности обеспечения безопасности полетов;

22) анализ безопасности полетов - процесс применения статистических или иных аналитических методов для проверки, изучения, описания, преобразования, сжатия, оценки и визуализации данных и информации о безопасности полетов в целях выявления полезной информации, формулирования заключений и поддержки основанного на данных процесса принятия решений.

3. Концептуальные рамки для внедрения и поддержания функционирования СУБП состоят из четырех основных компонентов и двенадцати элементов:

1) политика и цели обеспечения безопасности полетов:

обязательства руководства;

иерархия ответственности и обязанности в области обеспечения безопасности полетов;

назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов;

координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки;

документация по СУБП;

2) управление рисками (факторами риска) для безопасности полетов:

выявление опасностей (опасных факторов);

оценка и уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов;

3) обеспечение безопасности полетов:

контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов;

осуществление изменений;

постоянное совершенствование СУБП;

4) популяризация вопросов безопасности полетов:

подготовка кадров и обучение;

обмен информацией о безопасности полетов.

Глава 2. Планирование внедрения СУБП

4. В целях эффективного внедрения и функционирования СУБП первый руководитель поставщика обслуживания:

1) назначает руководителя инспекции по безопасности полетов (руководителя по безопасности полетов), ответственного за внедрение и эффективное функционирование СУБП поставщика обслуживания (далее - руководитель инспекции по безопасности полетов (руководитель по безопасности полетов)). В зависимости от масштабов деятельности поставщика обслуживания, сложности предоставляемых им авиационных услуг или при распространении СУБП поставщиком обслуживания на несколько видов деятельности первый руководитель может назначить группу лиц, ответственную за внедрение и функционирование СУБП поставщика обслуживания, при этом одно из них назначается руководителем инспекции по безопасности полетов (руководителем по безопасности полетов) в целях сохранения прямой и однозначной иерархии подотчетности первому руководителю;

2) обеспечивает описание авиационной системы поставщика обслуживания, в рамках которой будет внедряться и функционировать СУБП;

3) обеспечивает формирование организационной структуры СУБП поставщика обслуживания для внедрения и функционирования эффективной СУБП;

4) обеспечивает проведение анализа недостатков, которые имеются в существующих процессах управления безопасностью полетов поставщика обслуживания.

5. Описание авиационной системы поставщика обслуживания представляет собой сводную информацию о процессах, деятельности и интерфейсах для функций управления безопасностью полетов и описание организационной структуры поставщика обслуживания, на которые распространяется область действия СУБП, а также описание взаимодействия как внутри собственной авиационной системы, так и с другими системами в сфере гражданской авиации.

Описание авиационной системы подлежит пересмотру в рамках процессов осуществления изменений в случае внесения значительных или существенных изменений в процессы, определенные в описании системы поставщика обслуживания.

6. Перед внедрением СУБП поставщик обслуживания проводит анализ недостатков, который заключается в сравнении существующих процессов управления безопасностью полетов поставщика обслуживания с установленными действующим законодательством Республики Казахстан требованиями к СУБП.

Выявленные недостатки по результатам анализа подлежат устранению в соответствии с планом внедрения СУБП, который определяет необходимые действия для внедрения полностью функциональной и эффективной СУБП поставщика обслуживания.

На основании результатов анализа недостатков назначенный руководитель инспекции по безопасности полетов (руководитель по безопасности полетов) или группа лиц, ответственная за внедрение и функционирование СУБП поставщика обслуживания разрабатывает и доводит до сведения заинтересованных сторон план внедрения СУБП с учетом выявленных недостатков, которые препятствуют внедрению СУБП.

7. Внедрение СУБП поставщика обслуживания осуществляется согласно плана внедрения СУБП, разработанного в соответствии с требованиями настоящей Типовой инструкции, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), а также плана по безопасности полетов Республики Казахстан. План внедрения СУБП утверждается первым руководителем поставщика обслуживания.

8. План внедрения СУБП включает:

1) описание действий по устранению недостатков, которые имеются в существующих процессах управления безопасностью полетов поставщика обслуживания;

2) описание действий, необходимых для внедрения СУБП;

3) сроки выполнения действий, указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта;

4) информацию о том, кто является ответственным за выполнение определенного планом действия;

5) описание результата, при котором считается, что определенное действие выполнено успешно.

План внедрения СУБП включает описание действий по координации с внешними организациями или подрядчиками.

Назначенный руководитель инспекции по безопасности полетов (руководитель по безопасности полетов) или группа лиц, ответственная за внедрение и функционирование СУБП поставщика обслуживания осуществляет мониторинг выполнения действий, предусмотренных планом внедрения СУБП и актуализирует его.

9. Результаты, получаемые по завершению работ по планированию внедрения СУБП:

1) документ, содержащий план внедрения СУБП;

2) доведение до сведения всех сотрудников плана внедрения СУБП;

3) завершенное описание авиационной системы поставщика обслуживания, в рамках которой будет внедряться и функционировать СУБП;

4) завершенный анализ недостатков, которые имеются в существующих процессах управления безопасностью полетов поставщика обслуживания;

5) создание организационной структуры СУБП;

6) утверждение РУБП, согласованного с уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации;

7) создание средств и определение методов распространения информации по вопросам безопасности полетов.

10. Поставщик обслуживания в зависимости от политики в области обеспечения безопасности полетов, масштабов деятельности и сложности предоставляемых им авиационных услуг принимает решение об объединении СУБП, системы управления качества и других систем менеджмента (система управления качеством, система авиационной безопасности, система охраны труда и окружающей среды) в единую функцию менеджмента по обеспечению безопасности полетов, качества услуг и других процессов (интегрированная система менеджмента) в целях оптимизации ресурсов и внедрения структурированного подхода для обеспечения того, чтобы все процессы и процедуры функционировали должным образом. При этом в СУБП и в системе управления качеством назначаются отдельные руководители в целях сохранения прямой и однозначной иерархии подотчетности первому руководителю.

Раздел 2. Политика и цели обеспечения безопасности полетов

Глава 3. Обязательства руководства

11. Поставщик обслуживания определяет свою политику в области обеспечения безопасности полетов, которая:

1) отражает обязательство поставщика обслуживания по обеспечению безопасности полетов, включая постоянное повышение уровня эффективности обеспечения безопасности полетов, предоставление гарантий, что обеспечение безопасности полетов является первоочередной обязанностью всех руководителей, содействие формированию и поддержанию позитивной культуры обеспечения безопасности полетов, соблюдение всех применимых нормативных правовых требований в отношении безопасности полетов;

2) содержит четкое заявление о предоставлении ресурсов, необходимых для реализации политики в области безопасности полетов;

3) содержит сведения о системе представления данных и информации о безопасности полетов;

4) четко указывает, какие виды поведения персонала при осуществлении поставщиком обслуживания авиационной деятельности являются недопустимыми, а также обстоятельства, при которых не будут приниматься дисциплинарные меры в целях развития справедливой культуры;

5) подписывается первым руководителем поставщика обслуживания;

6) доводится до сведения всего персонала организации и доступна всему персоналу в целях обеспечения на всех организационных уровнях понимания, внедрения и соблюдения политики в области обеспечения безопасности полетов;

7) пересматривается на предмет сохранения актуальности и соответствия деятельности поставщика обслуживания. Сроки пересмотра политики в области обеспечения безопасности полетов определяются поставщиком обслуживания и указываются в РУБП.

12. Поставщик обслуживания, учитывая положения политики в области обеспечения безопасности полетов, определяет цели обеспечения безопасности полетов, которые:

1) создают основу для мониторинга эффективности обеспечения безопасности полетов, а также мониторинга процесса достижения определенных целей путем установления SPI и SPT;

2) отражают обязательство поставщика обслуживания по поддержанию или постоянному повышению общей эффективности СУБП;

3) доводятся до сведения всех сотрудников поставщика обслуживания;

4) пересматриваются на предмет сохранения актуальности и соответствия деятельности поставщика обслуживания.

Цели обеспечения безопасности полетов определяют намерения поставщика обслуживания в области безопасности полетов и включаются в политику в области обеспечения безопасности полетов или оформляются отдельным документом.

Глава 4. Иерархия ответственности, обязанности и назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов

13. Формирование организационной структуры СУБП поставщика обслуживания включает в себя следующие действия:

1) определение первого руководителя, который независимо от других выполняемых им функций несет персональную ответственность за организацию обеспечения безопасности полетов от имени организации, внедрение, а также за действенное и эффективное функционирование СУБП поставщика обслуживания;

2) создание координационного органа - совета по безопасности полетов (Safety Review Board - SRB) - под руководством первого руководителя поставщика обслуживания и создание группы по безопасности полетов (Safety Action Group - SAG) - под руководством назначенного руководителя инспекции по безопасности полетов (руководителя по безопасности полетов). Поставщик обслуживания обеспечивает работу SRB и SAG, состоящих из числа сотрудников;

3) назначение руководителя инспекции по безопасности полетов (руководителя по безопасности полетов). В зависимости от размера, характера и сложности организации поставщик обслуживания на основании потребности создает постоянно действующее структурное подразделение для обеспечения непрерывной операционной работы по обеспечению безопасности полетов в виде инспекции, службы, отдела (офиса) или департамента;

4) установление четкой иерархии ответственности во всей организации, включая прямую ответственность руководителей, участвующих в обеспечении безопасности полетов;

5) определение обязанностей всех руководителей, независимо от других выполняемых ими функций, а также сотрудников в отношении эффективности СУБП поставщика обслуживания в области обеспечения безопасности полетов;

6) установление порядка взаимодействия между органами управления СУБП, структурными подразделениями и первым руководителем;

7) документальное оформление иерархии ответственности, обязанностей и полномочий в области обеспечения безопасности полетов и доведение их до сведения всех сотрудников организации;

8) определение уровня руководителей, обладающих полномочиями принимать решения относительно допустимости риска (факторов риска) для безопасности полетов.

14. Функции первого руководителя в отношении обеспечения безопасности полетов включают:

1) обеспечение финансовых средств и кадровых назначений для надлежащего внедрения и функционирования эффективной СУБП;

2) содействие формированию позитивной культуры обеспечения безопасности полетов;

3) ввод политики в области обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания и ее популяризация;

4) установление SPI и SPT поставщика обслуживания;

5) обеспечение надлежащего внедрения СУБП и соответствие показателей эффективности обеспечения безопасности полетов установленным настоящей Типовой инструкцией требованиям;

6) обеспечение постоянного совершенствования СУБП;

7) возглавляет совет по безопасности полетов (SRB) и принимает решения по обеспечению безопасности полетов.

15. Совет по безопасности полетов (SRB) выполняет стратегическую роль, занимаясь главными вопросами политики, распределения ресурсов и эффективности деятельности организации в области обеспечения безопасности полетов. В совет по безопасности полетов (SRB) входят первый руководитель и руководители, которые напрямую подотчетны первому руководителю, а руководитель инспекции по безопасности полетов (руководитель по безопасности полетов) выступает в роли советника (секретаря).

Совет по безопасности полетов (SRB) осуществляет мониторинг:

1) эффективности СУБП;

2) своевременного реагирования при внедрении необходимых мер контроля рисков (факторов риска) для безопасности полетов;

3) соответствия показателей эффективности обеспечения безопасности полетов политике и целям организации в области безопасности полетов;

4) общей эффективности мер, направленных на контроль и (или) уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов;

5) эффективности процессов организации по управлению безопасностью полетов, которые содействуют соблюдению заявленной первоочередности задач по управлению безопасностью полетов, а также популяризации вопросов обеспечения безопасности полетов во всей организации.

16. Группа по безопасности полетов (SAG) является тактическим органом и занимается конкретными вопросами, направленными на реализацию стратегических целей, поставленных советом по безопасности полетов (SRB). В группу по безопасности полетов (SAG) входят руководители и представители из числа рядовых сотрудников, работа которых тесно связана с производственными вопросами.

Группа по безопасности полетов (SAG) выполняет следующие функции:

1) следит за обеспечением безопасности на производстве в областях функциональной деятельности организации и обеспечивает надлежащую деятельность в рамках управления рисками (факторами риска) для безопасности полетов;

2) анализирует имеющиеся данные о безопасности полетов и убеждается в реализации соответствующих стратегических мер контроля рисков (факторов риска) для безопасности полетов;

3) оценивает воздействие производственных изменений или введения новых технологий на безопасность полетов;

4) координирует реализацию мер, связанных со средствами контроля рисков (факторов риска) для безопасности полетов, и обеспечивают незамедлительное принятие мер;

5) анализирует эффективность конкретных средств контроля рисков (факторов риска) для безопасности полетов.

17. Руководитель инспекции по безопасности полетов (руководитель по безопасности полетов) консультирует первого руководителя и руководителей, участвующих в обеспечении безопасности полетов по вопросам управления безопасностью полетов, является ответственным за внедрение и эффективное функционирование СУБП поставщика обслуживания и за координацию вопросов безопасности полетов и обмен информацией о таких вопросах среди сотрудников организации и не относящихся к ней членов авиационного сообщества с которыми он взаимодействует при предоставлении своих авиационных услуг. Функции руководителя инспекции по безопасности полетов (руководителя по безопасности полетов) в том числе включают:

1) руководство планом внедрения СУБП от имени первого руководителя;

2) выявление опасностей (опасных факторов) и оценку рисков (факторов риска) для безопасности полетов и содействие этим процедурам;

3) контроль над осуществлением корректирующих действии - поставщиком обслуживания и оценка их результатов;

4) периодическое представление отчетов первому руководителю об эффективности обеспечения безопасности полетов в организации;

5) ведение учетных записей и документации СУБП;

6) планирование и организацию обучения сотрудников поставщика обслуживания по вопросам обеспечения безопасности полетов;

7) предоставление консультации -  по вопросам обеспечения безопасности полетов сотрудникам организации;

8) мониторинг проблем связанных с безопасностью полетов и их возможного влияния на деятельность поставщика обслуживания, связанную с предоставлением своих авиационных услуг;

9) координацию вопросов безопасности полетов от имени первого руководителя c уполномоченным органом и уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, а также с другими государственными полномочными органами.

18. Поставщик обслуживания определяет полномочия, ответственность и обязанности всего персонала, в том числе руководства, участвующего в исполнении функции -  в области обеспечения безопасности полетов.

Все полномочия, ответственность и обязанности в области обеспечения безопасности полетов излагаются в документации по СУБП поставщика обслуживания и доводятся до сведения всех сотрудников организации.

Ответственность каждого руководителя, участвующего в обеспечении безопасности, безопасности полетов и его обязанности в этой сфере являются неотъемлемой частью его должностной инструкции.

19. Поставщик обслуживания отвечает за эффективность обеспечения безопасности полетов внешними организациями в тех случаях, когда внешними организациями предоставляется продукция и (или) услуги поставщику обслуживания в целях поддержания его деятельности.

СУБП поставщика обслуживания имеет интерфейсы с системами обеспечения безопасности полетов любых внешних организации, способствующих безопасному предоставлению его авиационных услуг.

Глава 5. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки

20. Поставщик обслуживания разрабатывает, утверждает и поддерживает актуальность плана мероприятий на случай аварийной обстановки (Emergency Response Plan - ERP), обусловленной авиационным происшествием или инцидентом, аварийной ситуацией, связанными с эксплуатацией воздушных судов, или другой чрезвычайной ситуацией, кризисом или событием в авиации, которые требуют незамедлительных действий.

Поставщик обслуживания обеспечивает надлежащую координацию своего ERP с внешними организациями, с которыми он взаимодействует при предоставлении своих авиационных услуг.

21. ERP поставщика обслуживания соответствует масштабам деятельности поставщика обслуживания и сложности предоставляемых им авиационных услуг.

ERP описывает действия, которые будут предприняты в ограниченный период времени в случае наступления аварийной обстановки.

22. ERP является неотъемлемым компонентом процесса управления рисками (факторами риска) поставщика обслуживания, предназначенным для принятия мер в случае наступления аварийной обстановки.

Сценарии, при которых вероятно нарушение авиационной деятельности поставщика обслуживания из-за таких аварийных ситуаций, как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, в том числе пандемия, также надлежащим образом учитываются в ERP.

В ERP предусматриваются предсказуемые аварийные ситуации, возможность возникновения которых выявляется в рамках СУБП.

23. Основная цель ERP заключается в безопасном продолжении деятельности и в возобновлении нормальной деятельности в максимально возможные короткие сроки.

ERP обеспечивает упорядоченный и эффективный переход от нормальной к аварийной деятельности и наоборот.

ERP должен быть доступен для соответствующих сотрудников, ответственных за реализацию ERP, а также для внешних организаций, с которыми осуществляется взаимодействие.

24. ERP включает:

1) распределение обязанностей между сотрудниками поставщика обслуживания на случай аварийной обстановки и делегирование полномочий;

2) контактную информацию для быстрой связи с соответствующими сотрудниками;

3) период времени, необходимый для возобновления нормальной деятельности после наступления аварийной обстановки;

4) описание мероприятий, а также действий ответственных сотрудников при аварийной обстановке;

5) описание взаимодействия с внешними организациями, с которыми поставщик обслуживания взаимодействует при предоставлении своих авиационных услуг;

6) описание взаимодействия с внешними организациями, такими как аварийные службы, которые не связаны с авиацией.

25. Предусмотренные ERP мероприятия на случай аварийной обстановки отрабатываются поставщиком обслуживания в рамках проводимых учений.

Виды учений и их периодичность определяются поставщиком обслуживания.

Проведение учений позволяет выявить недостатки ERP, которые можно устранить, до того, как наступит реальная аварийная обстановка.

В случае выявления недостатков в ERP по результатам учений предпринимаются необходимые действия по их незамедлительному устранению и пересмотру ERP.

Глава 6. Документация по СУБП

26. Документация по СУБП поставщика обслуживания включает в себя:

1) РУБП;

2) описание авиационной системы, в котором обозначена область действия СУБП;

3) реестр опасностей (опасных факторов) и отчеты об опасностях (опасных факторах) и безопасности полетов;

4) SPI и связанные с ними диаграммы (матрицы);

5) учет завершенных оценок рисков (факторов риска) для безопасности полетов;

6) учет пересмотров СУБП;

7) учет внутренних проверок СУБП;

8) учет деятельности по подготовке персонала по вопросам СУБП и безопасности полетов;

9) протоколы заседаний SRB и SAG;

10) мероприятия по управлению рисками (факторами риска) и (или) по обеспечению безопасности полетов;

11) отчетность по проводимым поставщиком обслуживания внутренним расследованиям в области безопасности полетов;

12) план внедрения СУБП (в ходе первоначального внедрения) или план усовершенствования СУБП (после первоначального внедрения);

13) анализ недостатков в поддержку плана внедрения СУБП.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об утверждении Типовой инструкции по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов Раздел 1. Введение Глава 1. Общие положения Глава 2. Планирование внедрения СУБП Раздел 2. Политика и цели обеспечения безопасности полетов Глава 3. Обязательства руководства Глава 4. Иерархия ответственности, обязанности и назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов Глава 5. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки Глава 6. Документация по СУБП Раздел 3. Управление рисками (факторами риска) для безопасности полетов Глава 7. Выявление опасностей (опасных факторов) Глава 8. Оценка и уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов Раздел 4. Обеспечение безопасности полетов Глава 9. Контроль и оценка эффективности обеспечения безопасности полетов Параграф 1. Внутренние проверки СУБП Параграф 2. Мониторинг SPI Параграф 3. Анализ безопасности полетов Глава 10. Осуществление изменений Глава 11. Постоянное совершенствование СУБП Раздел 5. Популяризация вопросов безопасности полетов Глава 12. Подготовка кадров и обучение Глава 13. Обмен информацией о безопасности полетов Глава 14. Обеспечение безопасности операций на взлетно-посадочной полосе Об утверждении Типовой инструкции по управлению безопасностью полетов в аэропортах Раздел 1. Введение Глава 1. Общие положения Глава 2. Планирование внедрения СУБП Раздел 2. Политика и цели обеспечения безопасности полетов Глава 3. Обязательства руководства Глава 4. Иерархия ответственности, обязанности и назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов Глава 5. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки Глава 6. Документация по СУБП Раздел 3. Управление рисками (факторами риска) для безопасности полетов Глава 7. Выявление опасностей (опасных факторов) Глава 8. Оценка и уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов Раздел 4. Обеспечение безопасности полетов Глава 9. Контроль и оценка эффективности обеспечения безопасности полетов Параграф 1. Внутренние проверки СУБП Параграф 2. Мониторинг SPI Параграф 3. Анализ безопасности полетов Глава 10. Осуществление изменений Глава 11. Постоянное совершенствование СУБП Раздел 5. Популяризация вопросов безопасности полетов Глава 12. Подготовка кадров и обучение Глава 13. Обмен информацией о безопасности полетов Глава 14. Обеспечение безопасности операций на взлетно-посадочной полосе Об утверждении Типовой инструкции по управлению безопасностью полетов при обслуживании воздушного движения Раздел 1. Введение Глава 1. Общие положения Глава 2. Планирование внедрения СУБП Раздел 2. Политика и цели обеспечения безопасности полетов Глава 3. Обязательства руководства Глава 4. Иерархия ответственности, обязанности и назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов Глава 5. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки Глава 6. Документация по СУБП Раздел 3. Управление рисками (факторами риска) для безопасности полетов Глава 7. Выявление опасностей (опасных факторов) Глава 8. Оценка и уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов Раздел 4. Обеспечение безопасности полетов Глава 9. Контроль и оценка эффективности обеспечения безопасности полетов Параграф 1. Внутренние проверки СУБП Параграф 2. Мониторинг SPI Параграф 3. Анализ безопасности полетов Глава 10. Осуществление изменений Глава 11. Постоянное совершенствование СУБП Раздел 5. Популяризация вопросов безопасности полетов Глава 12. Подготовка кадров и обучение Глава 13. Обмен информацией о безопасности полетов Глава 14. Обеспечение безопасности операций на взлетно-посадочной полосе Об утверждении Типовой инструкции по управлению безопасностью полетов при техническом обслуживании воздушных судов Раздел 1. Введение Глава 1. Общие положения Глава 2. Планирование внедрения СУБП Раздел 2. Политика и цели обеспечения безопасности полетов Глава 3. Обязательства руководства Глава 4. Иерархия ответственности, обязанности и назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов Глава 5. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки Глава 6. Документация по СУБП Раздел 3. Управление рисками (факторами риска) для безопасности полетов Глава 7. Выявление опасностей (опасных факторов) Глава 8. Оценка и уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов Раздел 4. Обеспечение безопасности полетов Глава 9. Контроль и оценка эффективности обеспечения безопасности полетов Параграф 1. Внутренние проверки СУБП Параграф 2. Мониторинг SPI Параграф 3. Анализ безопасности полетов Глава 10. Осуществление изменений Глава 11. Постоянное совершенствование СУБП Раздел 5. Популяризация вопросов безопасности полетов Глава 12. Подготовка кадров и обучение Глава 13. Обмен информацией о безопасности полетов Об утверждении Типовой инструкции по управлению безопасностью полетов авиационных учебных центров гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг Раздел 1. Введение Глава 1. Общие положения Глава 2. Планирование внедрения СУБП Раздел 2. Политика и цели обеспечения безопасности полетов Глава 3. Обязательства руководства Глава 4. Иерархия ответственности, обязанности и назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов Глава 5. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки Глава 6. Документация по СУБП Раздел 3. Управление рисками (факторами риска) для безопасности полетов Глава 7. Выявление опасностей (опасных факторов) Глава 8. Оценка и уменьшение рисков (факторов риска) для безопасности полетов Раздел 4. Обеспечение безопасности полетов Глава 9. Контроль и оценка эффективности обеспечения безопасности полетов Параграф 1. Внутренние проверки СУБП Параграф 2. Мониторинг SPI Параграф 3. Анализ безопасности полетов Глава 10. Осуществление изменений Глава 11. Постоянное совершенствование СУБП Раздел 5. Популяризация вопросов безопасности полетов Глава 12. Подготовка кадров и обучение Глава 13. Обмен информацией о безопасности полетов

Приказ и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 30 декабря 2024 года №445
"О внесении изменений в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года №173 "Об утверждении Типовых инструкций по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, в аэропортах, при обслуживании воздушного движения, при техническом обслуживании воздушных судов, авиационных учебных центров гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг"

О документе

Номер документа:445
Дата принятия: 30.12.2024
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:11.03.2025
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 9 января 2025 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 31 декабря 2024 года №35602.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 11 марта 2025 года.