Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 11 мая 2022 года №23
Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета
На основании абзаца пятого части первой статьи 6, части второй статьи 81 Воздушного кодекса Республики Беларусь и пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2006 г. №1617 "О реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №54 "Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр генерал-лейтенант |
В.Г.Хренин |
Согласовано Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь |
|
Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь |
|
Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь |
|
Республиканским государственно-общественным объединением "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" |
|
Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23
Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
1. В настоящих Авиационных правилах определяются порядок организации расследования авиационных событий (далее – АС), произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь (далее – ВС), их классификация и порядок их учета.
2. Для целей настоящих Авиационных правил применяются термины в значениях, установленных в Воздушном кодексе Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:
авария – авиационное происшествие без человеческих жертв;
авиационная система – совокупность совместно действующих в окружающей среде авиационной техники, экипажей ВС, сил и средств управления и обеспечения полетов, объединенных структурно и функционально в интересах выполнения полетов;
авиационная часть (авиационная организация) – воинская часть или организация, находящаяся в подчинении республиканского органа государственного управления, иного государственного органа и организации, республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" (далее, если не определено иное, – РОГУ), и имеющая на законном основании государственную авиацию и непосредственно использующая ее для осуществления военной, пограничной, таможенной службы, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, решения задач в области мобилизационной подготовки, а также для решения иных государственных задач, связанных с применением этой авиации, определяемых Президентом Республики Беларусь;
авиационное подразделение – авиационное звено, авиационный отряд, авиационная эскадрилья или аэромобильный отряд, летно-испытательное подразделение организации-изготовителя или ремонтной организации, а также иная штатная первичная авиационная структура авиационной части (авиационной организации);
авиационное происшествие (далее – АП) – АС, связанное с летной эксплуатацией ВС, которое привело к человеческим жертвам, и (или) утрате данного ВС. ВС считается утраченным, когда: произошло полное разрушение ВС; местоположение ВС (его обломков) не установлено и официальные поиски прекращены; эвакуация ВС с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных повреждений; восстановление ВС невозможно или экономически нецелесообразно;
авиационный инцидент (далее – АИ) – АС, связанное с летной эксплуатацией ВС, которое могло создать или создало угрозу целостности ВС и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось АП;
государство места события – государство, на территории которого имело место АП;
государство регистрации ВС – государство, в реестрах которого зарегистрировано ВС;
государство – эксплуатант ВС – государство, на территории которого находится основное место деятельности в составе организации, в которой эксплуатируются ВС, или, если организация, в которой эксплуатируются ВС, не имеет такого места деятельности (постоянное место пребывания данной организации);
заинтересованные государства – государство места события, государство регистрации ВС, государство – эксплуатант ВС, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку ВС, конструкцию типа ВС, а также государства, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при АП;
инженерно-авиационная служба (далее – ИАС) – служба органа управления авиацией, авиационной части или подразделения, должностные лица которого (которой) осуществляют мероприятия по содержанию авиационной техники, средств ее эксплуатации и ремонта в постоянной готовности к использованию, ИАС полетов, обеспечению технической безопасности полетов (далее – БзП), а также организуют и проводят инженерно-техническую подготовку авиационного персонала;
инженерно-технический состав (далее – ИТС) – авиационный персонал ИАС;
катастрофа – АП с человеческими жертвами и (или) пропажей без вести пассажиров или членов экипажа ВС;
комиссия по расследованию АС (далее – комиссия) – специально назначенная группа специалистов, уполномоченных осуществлять расследование АС;
летная эксплуатация – для ВС, – процесс их эксплуатации, охватывающий период от начала проведения со стороны летного состава предполетного осмотра ВС и до момента, когда все лица, находившиеся на борту ВС с целью полета, покинули ВС, за исключением лиц, выполняющих послеполетную подготовку; для беспилотного летательного аппарата (далее – БЛА), – период от начала проведения со стороны оператора БЛА предполетного осмотра БЛА и до момента посадки БЛА с использованием парашютного способа или выключения двигателя (двигателей) при посадке БЛА по-самолетному (по-вертолетному);
наземное происшествие – событие, не связанное с летной эксплуатацией ВС, произошедшее во время обслуживания, хранения или транспортировки ВС, при котором произошло его повреждение или утрата. К наземным происшествиям не относятся повреждения, устраняемые посредством замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;
опасный фактор (далее – ОФ) – потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и (или) развитию особой ситуации;
орган БзП – служба БзП или специально уполномоченное (уполномоченные) должностное (должностные) лицо (лица), на которое (которых) возложены обязанности по выполнению функций службы БзП;
орган управления полетами – группы руководства полетами (далее – ГРП), дежурные расчеты пунктов наведения авиации и дежурная смена 570 центра организации воздушного движения, а также расчеты других пунктов управления, предназначенные для непосредственной передачи экипажу ВС (оператору БЛА) условий полета, команд и информации;
органы управления авиацией – органы управления и структурные подразделения РОГУ, силами которых осуществляются организация деятельности по предназначению и оперативное управление государственной авиацией;
особая ситуация – ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации ВС в результате проявления (воздействия) ОФ;
причины (факторы) АС – действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к АС;
серьезный АИ (далее – САИ) – АИ, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется выполнение со стороны членов экипажа ВС (оператора БЛА) и (или) должностного лица органа управления полетами, осуществляющего руководство и управление полетом ВС, сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета ВС;
САИ с повреждением ВС (далее – САИП) – АИ, при котором восстановление ВС, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К серьезным авиационным инцидентам с повреждением ВС не относятся повреждения, устраняемые посредством замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;
советник уполномоченного представителя – лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования АП;
структурное подразделение – структурное подразделение Вооруженных Сил, предназначенное для осуществления функций Министерства обороны как специально уполномоченного органа в области обороны по государственному регулированию деятельности по предназначению государственной авиации;
телесное повреждение со смертельным исходом (только с целью единообразия статистических данных) – телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть;
уполномоченный орган БзП государственной авиации – Министерство обороны, уполномоченное в нормативных правовых актах Республики Беларусь проводить расследования АП с ВС, учитывать и классифицировать АС с ВС, а также осуществлять межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся БзП;
уполномоченный представитель – лицо, которому руководитель уполномоченного органа БзП государственной авиации поручил участвовать в расследовании АС, проводимом другим государством;
человеческие жертвы – находившиеся на борту ВС лица, смерть которых последовала в результате АП, в том числе получившие в результате этого происшествия телесные повреждения со смертельным исходом;
чрезвычайное происшествие – не относящееся к АП событие, связанное с эксплуатацией ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона ВС;
гибель людей, находившихся на борту ВС, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
утрата ВС или гибель людей, находившихся на земле, в результате АП с другим ВС;
утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения;
эксплуатация ВС – стадия жизненного цикла ВС с момента принятия его в авиационной части (авиационной организации) от организации-изготовителя или ремонтной организации, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к данному использованию, использования по назначению, хранения и транспортирования. К эксплуатации относятся испытательные полеты (облеты), выполняемые силами летно-испытательных подразделений ремонтных организаций на ВС, прошедших сборку и наладку после завершения (на заключительном этапе) ремонта или модернизации.
3. Каждое АС в государственной авиации подлежит обязательному расследованию силами комиссии.
4. Расследование АС проводится в целях установления его причин и принятия мер по их предупреждению в последующем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АС.
5. В случае АП с иностранным ВС на территории Республики Беларусь из уполномоченного органа БзП государственной авиации незамедлительно в установленном порядке направляется информация об АП в уполномоченные органы БзП государственной авиации государства регистрации ВС, государства – эксплуатанта ВС, а при необходимости – в уполномоченные органы БзП государственной авиации других заинтересованных государств в соответствии с международными договорами.
6. При проведении силами правоохранительных органов следственных действий по факту АС председатель комиссии согласовывает с ними работу комиссии.
Глава 2. Классификация авиационных событий
7. АС подразделяются на АП, АИ, с участием ВС: чрезвычайные происшествия, наземные происшествия.
8. АП в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.
9. АИ в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на АИ, САИ и САИП.
10. К АИ с пилотируемыми ВС относятся следующие случаи:
10.1. САИ:
столкновение ВС;
столкновение ВС с наземным (надводным) препятствием;
попадание в ВС средств поражения (осколков);
несанкционированное или внеполигонное применение авиационных средств поражения;
поражение ВС разрядом атмосферного электричества;
попадание ВС в опасные явления погоды;
полет ВС с конфигурацией, не соответствующей полетному заданию;
вывод ВС на режим сваливания, потеря управляемости ВС;
превышение эксплуатационных ограничений ВС с возникновением остаточных деформаций конструкции;
потеря у членов экипажа ВС пространственной или визуальной ориентировки;
вынужденная посадка ВС вне аэродрома (площадки целевого назначения), за исключением посадки на подобранную с воздуха посадочную площадку при встрече с опасными явлениями погоды или при потере ориентировки;
нарушение норм загрузки ВС, перевозка запрещенных грузов, смещение грузов;
резкое снижение или потеря работоспособности летчика (члена экипажа);
пожар на борту ВС;
отказ двигателя, а также выключение двигателя в полете, не предусмотренное в задании (в том числе и выключение вследствие появления ложного сигнала о его отказе);
отказы системы управления ВС, отнесенные к особым случаям полета и приведшие к затруднению пилотирования ВС;
самопроизвольный выпуск тормозного парашюта на взлете или на предпосадочном планировании;
разрушение (нештатное открывание, срыв) фонаря (створки, сдвижного блистера, иллюминатора) ВС в полете;
отрыв или самопроизвольное открывание дверей, люков, трапов, капотов или обтекателей;
невыпуск одной или более стоек шасси от основной системы. Самопроизвольные (ошибочные) выпуск или уборка шасси;
полет на обледеневшем ВС (при наличии льда на поверхностях, защищенных противообледенительной системой). Полет в условиях обледенения на ВС, не оборудованных противообледенительной системой;
нарушения безопасной высоты полета, установленных правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования;
нарушение установленного минимума погоды при взлете и посадке;
выполнение посадок на площадки, подобранные с воздуха, которые не отвечают требованиям, установленным в курсе боевой (летной, учебно-летной) подготовки рода авиации;
выполнение посадок, не предусмотренных в задании. Посадка вне границ взлетно-посадочной полосы (посадочной площадки), за исключением планеров, выкатывание за ее пределы при взлете или посадке;
заправка ВС некондиционными горюче-смазочными материалами, жидкостями и газами;
прием и выпуск ВС с неподготовленных взлетно-посадочных полос;
отказ основных и дублирующих средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, повлиявший на выполнение полетного задания;
другие события, которые привели к возникновению сложной ситуации или к причинению вреда здоровью членов экипажа (пассажиров) ВС.
10.2. АИ:
прекращение взлета;
попытка выполнения взлета (посадки) ВС с конфигурацией, не соответствующей требованиям, изложенным в руководстве по летной эксплуатации ВС;
приземление с перегрузкой, превышающей максимально допустимую для ВС данного типа. Касание взлетно-посадочной полосы хвостовой пятой;
попадание в спутный след на взлете или на глиссаде снижения на посадку, а также в случаях, сопровождающихся существенным изменением параметров полета;
уход на второй круг с высоты, менее допустимой в руководстве по летной эксплуатации ВС;
посадка с остатком топлива, не обеспечивающим выполнение повторного захода на посадку;
невыпуск или обрыв тормозного парашюта на пробеге;
столкновение ВС с птицами;
превышение эксплуатационных ограничений ВС;
нарушение установленных минимальных безопасных параметров боевого порядка ВС;
не предусмотренное в задании сближение ВС с другим ВС, исключающее их раздельное наблюдение с имеющихся радиолокационных станций;
нарушение ограничений применения авиационных средств поражения;
попадание ВС в зону поражения (разлета осколков) применяемых авиационных средств поражения;
образование трещин на силовых элементах планера, лобовых стеклах в полете;
вылет экипажа без предполетного медицинского контроля. Болезненное состояние членов экипажа при выполнении полета;
выполнение полета без специального снаряжения членов экипажа, соответствующего условиям полета;
превышение норм налета для экипажа в летную смену, нарушение режима труда и норм отдыха перед полетами;
вылет экипажа на перелет с недооформленной документацией;
несоблюдение условий выполнения полетного задания;
течь топлива в пожароопасных местах ВС;
несанкционированное (без опознавания) выполнение атаки воздушной цели;
изменение заданной высоты полета без разрешения (уведомления) из органа обслуживания воздушного движения;
подача исполнительной команды командиру экипажа при ошибочном определении места ВС;
выдача экипажу неправильных данных о месте ВС;
выдача экипажу неправильных данных об условиях взлета, захода на посадку и посадки;
временная потеря управления у экипажа ВС;
попадание экипажа в условия, к полету в которых его члены не подготовлены;
выполнение задания для экипажа, не соответствующего уровню подготовки его членов;
превышение нормативных сроков перехода на резервные средства связи и радиотехнического обеспечения полетов при отказе основных или на автономные источники электропитания при отключении электроэнергии;
прекращение выдачи ГРП или расчетам командных пунктов (далее – КП) информации о воздушной обстановке в зоне ответственности;
полная или частичная потеря радиосвязи с экипажем в полете;
выдача со стороны оператора радиолокационной станции высоты с ошибкой, превышающей тактико-технические данные;
подача на полеты неподготовленных средств наземного обслуживания общего применения;
ослепление летчика (члена экипажа) ВС светом фар автомобильного или специального транспорта на рулежных дорожках и вблизи взлетно-посадочной полосы в ночное время;
выполнение полетов со взлетно-посадочной полосы (площадки), не отвечающей установленным требованиям;
несвоевременные разработка и доведение штормового предупреждения;
выпуск в полет ВС с незавершенным техническим обслуживанием;
отказы авиационной техники, приведшие к прекращению (невыполнению) полетного задания;
другие события при организации, управлении, выполнении, или обеспечении полетов, которые привели к нарушениям требований, изложенных в нормативных правовых актах по правилам проведения полетов и подготовки к ним, и могли создать или создали угрозу целостности ВС и жизни лиц, находящихся на его борту.
11. К АИ с БЛА относятся следующие случаи:
11.1. САИ с БЛА:
столкновение БЛА;
столкновение БЛА с наземным (надводным) препятствием;
попадание в БЛА средств поражения (осколков);
несанкционированное или внеполигонное применение авиационных средств поражения;
поражение БЛА разрядом атмосферного электричества;
попадание БЛА в опасные явления погоды;
полет БЛА с конфигурацией, не соответствующей полетному заданию;
вывод БЛА на режим сваливания, потеря управляемости БЛА;
превышение эксплуатационных ограничений БЛА с возникновением остаточных деформаций конструкции;
вынужденная посадка БЛА вне аэродрома (площадки целевого назначения), за исключением посадки на подобранную с воздуха посадочную площадку при встрече с опасными явлениями погоды или при потере ориентировки;
нарушение норм загрузки БЛА, перевозка запрещенных грузов, смещение грузов;
пожар на борту БЛА;
самопроизвольный выпуск тормозного парашюта на взлете или на предпосадочном планировании;
невыпуск одной или более стоек шасси от основной системы. Самопроизвольные (ошибочные) выпуск или уборка шасси;
полет на обледеневшем БЛА (при наличии льда на поверхностях, защищенных противообледенительной системой). Полет в условиях обледенения на БЛА, не оборудованных противообледенительной системой;
нарушения безопасной высоты полета, установленных правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования;
нарушение установленного минимума погоды при взлете и посадке;
выполнение посадок, не предусмотренных в задании. Посадка вне границ взлетно-посадочной полосы (посадочной площадки), за исключением планеров, выкатывание за ее пределы при взлете или посадке;
заправка БЛА некондиционными горючим и смазочными материалами, жидкостями и газами;
прием и выпуск БЛА с неподготовленных взлетно-посадочных полос;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23
"Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета"
О документе
Номер документа: | 23 |
Дата принятия: | 11.05.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 05.08.2022 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 4 августа 2022 года, 8/38430
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 5 августа 2022 года.